Актуальность темы. В каждой организации персонал имеет огромное значение. Без людей нет организации, без квалифицированных кадров ни одна организация не сможет достичь своих целей. Поэтому огромное внимание уделяется проблемам качества работы и компетентности сотрудников. Серьёзная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения квалификации персонала. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм повышения не только качества услуг, но и высокого потенциала сотрудников.
В связи с этим, одним из способов повышения конкурентоспособности организации является внедрение системы менеджмента качества (СМК) и повышения квалификации персонала на базе международных стандартов ISO серии 9001:2015 . Особенностью этих стандартов является их универсальность и применимость для организаций различных видов деятельности. Система менеджмента качества повышает прозрачность предприятия в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций.
Таким образом, высококвалифицированные кадры являются основой успешного функционирования организации, а следовательно - получения дополнительного дохода. Профессионализм специалиста объединяет все знания, которые он получил во время обучения, а его квалификация характеризует, какую пользу он может принести организации.
Поэтому возникла необходимость профессиональной подготовки и переподготовки персонала, так как в нынешних обстоятельствах стремительного развития и совершенствования технологий, которые сопряжены с постепенным устареванием ранее полученных знаний, значимым становится исследование процесса повышения квалификации.
Оценка и анализ процессов повышения квалификации кадров позволяют увеличить эффективность системы менеджмента качества, а также определить управляющие воздействия на персонал с целью поддержания и увеличения достигнутого эффекта.
Данные обстоятельства определяют важность оценки и анализа эффективности повышения квалификации персонала организаций с помощью создания системы обучения, что обусловливает актуальность выбранной темы ВКР и позволяет сформулировать цели, задачи, объект и предмет исследования.
Объект – система повышения квалификации в управлении персоналом.
Предмет– пути повышения квалификации персонала в компании «Модный континент».
Проблематика исследования – связана с тем, что в настоящее время проблема повышения квалификации персонала тесно связана с особенностями современной экономики. Проблематика исследования заключается в том, что успех производств тесно связан не только с автоматизацией, но и с квалификацией кадров. Работа в условиях рыночных отношений предъявляет новые требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Требуются новые подходы к решению современных задач, специалисты новых профессий.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка мероприятий по подготовке и повышению квалификации персонала на предприятии АО «Модный Континент».
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы подготовки и повышения квалификации персонала
2. Проанализировать существующие методы и критерии оценки квалификации персонала.
3. Подвергнуть анализу методики количественной оценки результативности повышения квалификации персонала
4. Дать организационную характеристику компании АО «Модный Континент»
5. Разработать методику повышения квалификации кадров на предприятии АО «Модный Континент», проанализировав эффективность функционирования системы повышения квалификации персонала.
Гипотезы исследования: верно организованные мероприятия по повышению квалификации персонала будут способствовать повышению производительности труда на предприятии.
Повышение квалификации сотрудников будет влиять на рост результативности их работы
Повышение квалификации кадров будет способствовать росту компетентности персонала.
Теоретическая база исследования.
В настоящее время особое место принадлежит высококвалифицированным кадрам, способным создавать инновационный продукт, обеспечивать его эффективное производство и применение. Система образования и знания являются ключевыми ресурсами, определяющими эффективное развитие экономики и общества. А. Я, Кибанов , рассматривая особенности повышения квалификации в России, отмечает, что на данный момент в России, такой ресурс как система образования, сейчас не имеет направления на интенсивное развитие. Кроме того, в соответствии со статистическими данными, каждый год после окончания высшего учебного заведения выпускники теряют примерно 20% полученных знаний, по этой причине важно сохранять и приумножать уровень знаний сотрудников, путем продолжения процесса обучения, а также делая данный процесс непрерывным. Одним из вариантов такого обучения является процесс повышения квалификации.
Матвеев И. В. , указывая особенности квалификации работников, отмечает, что квалификация работника - наличие у сотрудника определенных умений, уровня знаний, профессиональных способностей и опыта работы. Процесс повышения квалификации может захватывать разные сроки и может быть сформирован в разных формах, так как необходимость в повышении квалификации кадров определена совершенно разными факторами
Мишурова И. В. Выделяет в своей работе факторы могут послужить катализатором, для систематического создания и усовершенствования процесса повышения квалификации работников на предприятии
Автором были выделены следующие характеристики. Внешняя среда предприятия: изменение предпочтений покупателей; изменение покупательской способности; влияние НТП на новые технологии; изменения в области норм и требований к сотрудникам; повышение числа предприятий-конкурентов; перемены в системе образования и подготовке специалистов; изменения на рынке рабочей силы. Внутренняя среда предприятия: усовершенствование производства; производство новой продукции; непостоянность кадровой структуры; тендерный и возрастной состав работников; отношение работников к труду; не соответствие разряда рабочих, разряду работ и т.п.
Новиков П. Н. рассматривает динамику производительности компании, ее конкурентоспособность и эффективность деятельности непосредственно зависят от своевременной и грамотной реакции предприятия на вышеперечисленные факторы посредством подготовки квалифицированных кадров.
Нередко исследователи обращаются к повышению квалификации в зависимости от конкретного направления деятельности. Так, например, О. И. Вапнярская с коллективом авторов обращается к повышению квалификации как методу формирования компетенции сотрудников гостиницы.
В статье А. И. Вербицкий рассматривает методы, необходимые для формирования компетентности персонала и повышения его квалификации. По тому же пути идет В. Я. Виленский , который разрабатывает основные направления для проверки квалификации персонала. Или же работа по формированию, в первую очередь, качеств, необходимых для повышения квалификации у менеджера по персоналу, отраженных в работе В. Коновальчика . О. В. Горячая уделяет много времени рефлексивному направлению при работе с персоналом как основе повышения квалификации.
По мнению Т. В. Ткаченко , есть организация процесса обучения возможна несколькими способами: с отрывом, либо без отрыва от производства. У каждого способа повышения квалификации сотрудников есть свои достоинства и недостатки, и руководство должно выбирать более подходящий вариант обучения в каждом конкретном случае.
Зарубежные исследования также обращены к вопросам повышения квалификации как способа получения дополнительной прибыли компании. Так Р. А. Браймер рассматривает повышение квалификации в условиях гостиничного бизнеса, предполагая, что повышение квалификации станет основой для привлечения туристов. М. Вудкок поднимает вопрос о формировании квалификации у менеджеров, путем проведения аттестации. К. Коллин поднимает вопрос о формировании квалификации сотрудников на основе информационных процессов.
На этой же проблеме в своих трудах сосредоточен М. Гудич . Работы К. Джанетто и Г. Десслера посвящена вопросам формирования компетентности у сотрудников организации.
Наконец, не следует забывать о фундаментальном труде П. Друкера , который посвящен формированию менеджера новой формации в современном мире.
Однако, несмотря на значительный интерес учёных, как в нашей стране, так и за рубежом, до настоящего времени не выработан единый подход к проблемам анализа и оценки эффективности повышения квалификации кадров. Дж. Ньюстром , Г. Оуэн и П. Шейл рассматривают образование персонала как важнейший этап для стартапа организации или же реорганизации ее.
Методологической базой исследования стали разработки, концепции и гипотезы по вопросам развития оценки и анализа эффективности деятельности как предприятия в целом, так и отдельных процессов повышения квалификации кадров, обоснованные и представленные в современной экономической литературе и в трудах вышеупомянутых авторов.
При рассмотрении предметной области исследования выпускной квалификационной работы использовались методы сравнительного, субъектно-объектного, функционально-структурного анализа, а также теоретического моделирования.
Структура ВКР определена поставленной целью и отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
?