Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

alex_m 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.06.2021
В современной педагогической науке и практике значительное внимание уделяется проблемам совершенствования профессиональной подготовки и отбора специалистов различного профиля, в том числе и профессионалов управления в системе образования. Радикальные изменения в большинстве отраслей жизни, вызванные социальной революцией, привели к изменению управленческого труда и ужесточению требований к профессионализму руководителей.
Введение

Актуальность исследования. Социально-экономические и политические реформы в стране радикально изменили смысл и содержание управленческой деятельности в сфере образования, способствовали значительному усложнению задач и функций управленческих кадров. Актуальность проблемы определяется тем, что в условиях модернизации управления образованием, расширения самостоятельности образовательных учреждений повышаются требования к профессиональной компетентности управленческого персонала. Формирование управленческой культуры руководителей образовательных учреждений обусловлено объективной необходимостью интенсивного изменения педагогических систем, что требует постоянного анализа процессов, происходящих в школе с точки зрения нового управленческого сознания и мышления. Современная стратегия обновления образования является органичной частью общественного развития. Осуществление реформ, переход к рыночным отношениям, критика авторитарных методов, большое количество новой информации о зарубежном опыте и необходимость ее творческой переработки требует поиска национальной модели управления и ответа на вопрос: каким должен быть современный руководитель? Современный руководитель может эффективно решать педагогические задачи, если обладает достаточным уровнем развития управленческих знаний, обоснованно планирует, организует, мотивирует и контролирует работу педагогического коллектива. Именно высокая управленческая культура руководителя обеспечивает эффективное функционирование всей педагогической системы, что требует глубокого осознания и полноценного осмысления опыта управленческой деятельности. В настоящее время уходит в прошлое традиционное представление о профессионально-педагогической культуре, связанной в основном с выполнением норм и правил деятельности. И все большую значимость приобретают знания, идеи, концепции, выступающие в виде управленческо-педагогических ценностей, что диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. В связи с этим обостряется противоречие между изменившимися требованиями к развитию образования и недостаточной готовностью большинства руководителей к управлению в условиях перемен в данной области. Это приводит к необходимости повышения профессионализма и управленческой культуры руководителей образовательных учреждений. Слабыми звеньями в содержании управленческой культуры руководителей образовательных учреждений являются следующие: – недостаточное владение теорией инновационной деятельности, целостной системой управления; – фрагментарное развитие навыков профессионального анализа своего опыта и опыта коллег. Таким образом, назрела необходимость создания соответствующей системы обучения управленческих кадров, обеспечивающей возможность углубления профессиональной компетентности в области управления. В последние годы набирает силу культурологический подход к оценке и анализу деятельности руководителя образовательного учреждения. Различным аспектам профессиональной культуры (культура делового общения, научно-исследовательская культура, педагогическая культура) руководителей образовательных учреждений посвящены исследования российских педагогов (Н. В. Кузьмина, Я. В. Олейникова, И. П. Раченко, В. А. Сластенин, Л. Б. Соколова, Л. И. Фишман, Р. Х. Шакуров и др.). К изучению личности руководителя образовательного учреждения постоянно обращается психологическая наука (Е. Е. Ведров, А. Г. Ковалев, И. С. Ладенко, В. Я. Ляудис, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, Е. И. Степанова, Г. П. Щедровицкий и др.), рассматривая личностные характеристики, влияющие на исполнение его социальной роли. Вместе с тем в последние годы усилился интерес к проблеме эффективного управления педагогическими системами, сущность которого раскрыта в работах В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, В. С. Лазарева, М. Г. Макарова, Н. В. Немовой, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой и др. Интерес к личности руководителя и его профессиональным качествам как предпосылкам эффективного управления отмечается в исследованиях, проводимых за рубежом. В работах М. Альберта, И. Анскоффа, Арджириса, М. Вудкока, Г. Зиммель, М. Мескона, Р. Марра, У. Самнера, Д. Смаша, Д. Френсиса, Ф. Хедоури, Ли Якокка определяется набор свойств личности, которыми должен обладать успешный менеджер. Однако в педагогической науке по сей день не выработаны единые подходы в осмыслении феномена «управленческая культура руководителя образовательного учреждения», не определены педагогические условия ее формирования, не разработаны критерии эффективного управления, что подтверждает необходимость разработки образа современного руководителя и моделирования системы повышения квалификации директоров школ, отвечающей современному социокультурному контексту. Основное противоречие: с одной стороны, современная школа нуждается в компетентном, эффективном руководителе для решения образовательных задач нового типа, с другой стороны, не созданы достаточные условия для формирования управленческой культуры, которая представляет собой интегративное свойство личности директора интенсивно развивающейся российской школы, – и определило выбор темы исследования: «Педагогическое обеспечение процесса формирования управленческой культуры руководителя образовательного учреждения». Объектом исследования является управленческая культура руководителей образовательных учреждений. Предметом исследования является педагогическое обеспечение процесса формирования управленческой культуры руководителей образовательных учреждений, ориентированное на развитие личности, содейcтвующее повышению общекультурного и интеллектуального уровня менеджера в области образования, его эффективной профессиональной самореализации. Цель исследования – научно-теоретическое обоснование и разработка теоретико-методологических основ процесса формирования управленческой культуры будущих руководителей образовательных организаций. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования: – определить теоретико-методологические основы развития управленческой культуры у руководителей образовательных организаций и проанализировать концептуальные подходы проектирования образа современного эффективного руководителя; – раскрыть проблему педагогического обеспечения процесса формирования управленческой культуры руководителей образовательных учреждений; – выявить уровни управленческой культуры руководителей образовательных учреждений; – проанализировать оптимальные методы, приемы и формы формирования управленческой культуры руководителей образовательных учреждений; Гипотеза исследования: эффективное формирование управленческой культуры будущих управленческой культуры руководителей образовательных организаций может быть реализована, если: а) выявлена совокупность теоретико-методологических подходов, обеспечивающих успешность формирования управленческой культуры руководителя в системе общего образования; б) в содержание профессионального самообразования включены элементы, усиливающие процессы самопознания и самосовершенствования; в) созданы оптимальные условия, обеспечивающие технологизацию процесса формирования управленческой культуры руководителя образовательного учреждения (среда жизнедеятельности, методы, формы и средства педагогической деятельности, активизирующие самообразовательную деятельность менеджера от образования). Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили следующие общенаучные подходы: • деятельностный (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. И. Петровский, М. М. Поташник, В. Д. Шадриков и др.); • культурологический (В. Л. Бенин, Н. В. Воробьев, Т. В. Иванова, Н. Б. Крылова, В. А. Сластенин, Л. Б. Соколова и др.); • коммуникативный (А. А. Бодалев, Ю. М. Жуков, А. А. Леонтьев, А. М. Омаров, А. К. Панасюк, Л. А. Петровская); • технологический (К. Я. Вазина, Ю. А. Конаржевский, В. Ф. Комаров, Л. М. Митина, Ю. Н. Петров и др.). • психологический (Б. Г. Ананьев, Н. П. Аникеева, Л. С. Выготский, Л. И. Уманский и др.). Для решения поставленных задач при проведении исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных его предмету: анализ философской, психологической, педагогической литературы; эмпирические методы (анкетирование, включенное наблюдение, оценка и самооценка, тестирование, кейс-методы); диагностический и формирующий эксперименты. Экспериментальной базой исследования явилось: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Стерлитамакский филиал. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: – выявлены сущностные особенности и содержание управленческой культуры руководителя образовательного учреждения. – проанализированы и систематизированы основные подходы к осмыслению заявленного феномена и дано авторское определение управленческой культуры как интегрального качества руководителя-менеджера, проявляющегося в сформированности специальных профессиональных знаний, навыков, умений, а также развитых способностей к творческому стилю управления коллективом и собственной жизнедеятельностью. – управленческая культура руководителя образовательного учреждения определена как важная составная часть управления социокультурными системами, которая формируется и развивается в культурном пространстве общества, базируется на современных достижениях науки в области социального управления. Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений; в определении средств формирования управленческой культуры; а также в разработке и апробации критериев оценки качества функционирования системы повышения квалификации. Сформулированные по результатам исследования выводы и предложения целесообразно использовать в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, а также при организации работы по повышению управленческой культуры будущих руководителей образования на курсах повышения квалификации, менеджеров по качеству образования, руководителями образовательных учреждений и т д. На защиту выносятся следующие положения: 1. Управленческая культура обеспечивает эффективное руководство образовательным учреждением. В структуре управленческой культуры руководителя рефлексивный компонент является доминирующим, дающим основу для творчества, поиска, создания новых культурных образцов профессиональной деятельности. 2. Процесс формирования управленческой культуры будущих руководителей образовательных организаций будет осуществляться успешно, если он будет осуществляться посредством следующих организационно-педагогических условий:• методологические, управленческие, средовые, социально-психологические, социально-педагогические, дидактические. 3. Стратегия системы повышения управленческой компетентности должна направляться на отбор методов, приемов и форм обучения, способствующих развитию управленческой культуры будущих руководителей образовательных организаций. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и условных обозначений, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 11 1.1. Концептуальные подходы проектирования образа современного эффективного руководителя 11 1.2. Роль управленческой культуры руководителя в обеспечении эффективной деятельности образовательного учреждения 36 ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 62 2.1. Выявление уровня управленческой культуры будущих руководителей образовательных организаций в ходе диагностического эксперимента 62 2.2. Методы, приемы и формы формирования управленческой культуры будущих руководителей образовательных организаций в процессе опытно-экспериментальной работы 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 88 ПРИЛОЖЕНИЕ 89
Список литературы

1. Абрамян А. А. Возможности исследования развития профессионально-личностного потенциала руководителя ДОУ // Научные статьи. Народное образование. Педагогика. – 2014. – URL: http://cyberleninka.ru/. (дата обращения: 24.10.2017) 2. Акимова М. Н., Илькухин А. А. Самопознание – путь профессионального становления учителя. – Самара: СИПКРО, 1994. – 60 с. 3. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М.: Просвещение, 1973. – 124 с. 4. Андреева Г. М., Яноушека Я. А. Общение и эффективность совместной деятельности. – М.: Прогресс, 1987. – 224 с. 5. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989. – 246 с. 6. Артубалевская В. В. Курсовая подготовка педагогов как системообразующий фактор их непрерывного повышения квалификации. Дисс. канд. пед. наук. – СПб.: СПбГУ, 1993. – 214 с. 7. Аскарова Л. П. Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 08. – ART 75131. – 0,4 п. л. – URL: http://ekoncept.ru/2015/75131.htm. (дата обращения: 24.10.2017) 8. Афанасьев В. Г. Программно-целевое планирование и управление. – М.: Высшая школа, 1990. – 187 с. 9. Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Немова Н. В. Аттестация педагогических и руководящих кадров образования. – М.: Наука, 1996. – 84 с. 10. Бельчиков Я. М., Бринштейн М. М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. – 304 с. 11. Беляева В. В., Борисов Ю. В. Теория образования. – Томск: ТГПУ, 1999. – 146 с. 12. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. – Уфа: УГПУ, 1997. – 131 с. 13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры – Л.: Лениздат, 1992. – 400 с. 14. Бодалев А. А. Личность и общение. Избр. труды. – М.: Педагогика, 1998. – 272 с. 15. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 1014 с. 16. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: НГУ, 1989. – 258 с. 17. Браже Т. Г. Из опыта развития обшей культуры учителя // Педагогика. – 1993. № 2. – С. 70-75. 18. Вазина К. Я. Саморазвитие человека и технология организации образовательного пространства. – Челябинск: Авт. Школа «Саморазвитие человека», 1997. – 240 с. 19. Вазина К. Я., Петров Ю. Н. Технология развивающего управления и непрерывное профессиональное развитие. – Нижний Новгород: ВИПИ, 1996. – 296 с. 20. Вазина К. Я. Единая система критериев оценки и самооценки управления учебным заведением. – Нижний Новгород: ВИПИ, 1997. – 212 с. 21. Вазина К. Я., Петров Ю. Н., Бслиловский В. Д. Педагогический менеджмент. – М.: Педагогика, 1991. – 384 с. 22. Васильев Ю. К. Педагогическое управление в школе, методология, теория, практика. – М.: Педагогика, 1990. – 196 с. 23. Ведров Е. Е. Психологические проблемы управления. – М.: Знание, 1969. – 212 с. 24. Воробьев Н. В., Суханцева В. К., Иванова Т.В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика – 1997 – № 2. – С. 26-28. 25. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Перевод с англ. – М.: Дело, 1991. – 320 с. 26. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. 27. Гвишиани Д. И. Организация и управление. – М.: Дело, 1972. – 148 с. 28. Генов Ф. Психология управления: основные проблемы – М: Прогресс, 1982. – 422 с. 29. Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессионально-важных качеств: монография. – Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2009. – 314 с. 30. Долгова В. И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12. – С. 17–24. 31. Долгова В. И., Ткаченко В. А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам // Научное мнение. – 2012. – № 8. – С. 89-103. 32. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. – М.: Арена, 1988. – 196 с. 33. Кабаченко Т. С. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 384 с. 34. Казарин Л. С. Развитие многоуровневой системы подготовки учителя // Педагогика – 1993 – № 5. – С. 53-57. 35. Калашникова Л. В. Практические занятия как форма повышения квалификации педагогических кадров. – Л.: ЛГУ, 1986. – 178 с. 36. Кларин Н. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994. – 222 с. 37. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-педагогические проблемы руководства, – М: Педагогика, 1978. – 264 с. 38. Комаров В. Ф. Управленческие имитационные игры. – Новосибирск: Наука, 1989. – 271 с. 39. Конаржевский Ю. А. Формирование педколлектива. – М.: Педагогика, 1997. – 348 с. 40. Конаржевский Ю. А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1997. – 289 с. 41. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. – М.: Высшая школа, 1990. – 145 с. 42. Ладенко И. С., Поляков В. Г. Методология рефлексивного управления. – Новосибирск: НГУ, 1990. – 133 с. 43. Лазарев В. С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под ред. В.С.Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. – 158 с. 44. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высшая школа, 1991. – 224 с. 45. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. – 48 с. 46. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с. 47. Ли Якокка. Карьера менеджера / Общ. ред. С.К. Медведкова – М.: Прогресс-М, 1991. – 143 с. 48. Лицинер Р., Разу М., Старостин Ю. Обучение менеджеров: творчески использовать зарубежный опыт // Экономические науки. – 1991. – № 4. – С. 15-48. 49. Любина О. Н. Современные подходы к определению инновационной культуры общества // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» – 2014. – URL: http://www.zpu-journal.ru (дата обращения: 24.10.2017) 50. Макаров М. Г. Технология и эффективность социального управления. – М.: Прогресс, 1982. – 268 с. 51. Матрос Д. Ш. Имитационное моделирование в управлении школой/ Под редакцией М.М. Поташника. – М.: Педагогика, 1992. – 186 с. 53. Менеджмент в управлении школой. / Под ред. Т. И. Шамовой – М.: Просвещение, 1992. – 238 с. 53. Митина Л. М. Психологические аспекты. – Тула: ТГПУ,1991, – 178 с. 54. Моделирование содержания образования руководящих кадров общеобразовательных школ в системе повышения квалификации. / Под ред. Е. Н. Тонконогой – Псков.: Наука, 1996. – 334 с. 55. Москвичев С. Г. Использование фактора мотивации в управлении. –Киев: Ника-Центр Эльга, 1990. – 362 с . 56. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М.: Мысль, 1984. – 245 с. 57. Немова Н. В. Управление методической работой в школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 176 с. 58. Непрерывное образование педагогов: современные проблемы и тенденции // Материалы научно-практической конференции. – СПб.: Знание, 1996. – 168 с. 59. Никитин А. Э. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров. – М.: РИПКРО, 1995. – 745 с. 60. Новое педагогическое мышление / Под. ред. А. В. Петровского. – М.: Педагогика, 1999. – 280 с. 61. Новые ценности образования / Под ред. П. С. Крыловой. – М.: Инноватор, 1995. – 153 с. 62. Олейникова Я. В. Культура поведения как фактор профессиональной успешности // Парадигма. – 1998. – № 1. – С. 23-26. 63. Омаров А. М. Управление: искусство общения. – М.: Дело, 1993. –110 с. 64. Орлов А. А. Внутришкольное управление: поиск путей эффективности // Советская педагогика. – 1996. – № 4. – С. 72-74. 65. Основы управления персоналом / Под ред. Б. Г. Генкина. – М.: Высшая школа, 1996. – 340 с. 66. Панасюк А. К. Управленческое общение. – М.: Прогресс, 1990. – 284 с. 67. Педагог пришел учиться: методическая рекомендация для системы повышения квалификации педагогических кадров / Под ред. И. Д. Чечеля – М.: Новая школа, 1995. – 90 с. 68. Петровская Л. А. Компетентность в общении. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с. 69. Петровский А. И. Личность, деятельность, коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с. 70. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс,1986. – 434 с. 71. Попов Г. Х. Проблемы теории управления. – М.: МГУ, 1970. – 224 с. 72. Поташник М. М., Лазарев В. С. Управление развитием школы. – М.: Новая школа,1995. – 456 с. 73. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М.: Политиздат, 1989. – 217 с. 74. Пудинова А. С., Шепилова Н. А. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 34-35. 75. Руководство коллективом: наука и искусство. – Мн.: Деловая игра, 1988. – 265 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 1.1. Концептуальные подходы проектирования образа современного эффективного руководителя Деятельность и личность руководителя представляет объект исследований различных областей наук. Общим является стремление ученых найти системообразующие компоненты в общем имидже успешного руководителя. Прежде чем перейти непосредственно к обзору исследований, посвященных этим вопросам, укажем, что общим, более широким контекстом их рассмотрения может быть феномен профессионализма. Профессионализм в современной психологии рассматривается как системная организация сознания, психики человека, включающая свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности), праксис профессионала, гнозис профессионала, информированность профессионала, психодинамику работника, осмысление им вопросов возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии [Кабаченко, 2000, с. 177]. Ведущим параметром свойств человека как целого является образ мира профессионала, а затем уже направленность, социально ориентированные мотивы и т.д.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 124 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg