Актуальность исследования. Социально-экономические и политические реформы в стране радикально изменили смысл и содержание управленческой деятельности в сфере образования, способствовали значительному усложнению задач и функций управленческих кадров.
Актуальность проблемы определяется тем, что в условиях модернизации управления образованием, расширения самостоятельности образовательных учреждений повышаются требования к профессиональной компетентности управленческого персонала.
Формирование управленческой культуры руководителей образовательных учреждений обусловлено объективной необходимостью интенсивного изменения педагогических систем, что требует постоянного анализа процессов, происходящих в школе с точки зрения нового управленческого сознания и мышления.
Современная стратегия обновления образования является органичной частью общественного развития. Осуществление реформ, переход к рыночным отношениям, критика авторитарных методов, большое количество новой информации о зарубежном опыте и необходимость ее творческой переработки требует поиска национальной модели управления и ответа на вопрос: каким должен быть современный руководитель?
Современный руководитель может эффективно решать педагогические задачи, если обладает достаточным уровнем развития управленческих знаний, обоснованно планирует, организует, мотивирует и контролирует работу педагогического коллектива. Именно высокая управленческая культура руководителя обеспечивает эффективное функционирование всей педагогической системы, что требует глубокого осознания и полноценного осмысления опыта управленческой деятельности.
В настоящее время уходит в прошлое традиционное представление о профессионально-педагогической культуре, связанной в основном с выполнением норм и правил деятельности. И все большую значимость приобретают знания, идеи, концепции, выступающие в виде управленческо-педагогических ценностей, что диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы.
В связи с этим обостряется противоречие между изменившимися требованиями к развитию образования и недостаточной готовностью большинства руководителей к управлению в условиях перемен в данной области. Это приводит к необходимости повышения профессионализма и управленческой культуры руководителей образовательных учреждений. Слабыми звеньями в содержании управленческой культуры руководителей образовательных учреждений являются следующие:
– недостаточное владение теорией инновационной деятельности, целостной системой управления;
– фрагментарное развитие навыков профессионального анализа своего опыта и опыта коллег.
Таким образом, назрела необходимость создания соответствующей системы обучения управленческих кадров, обеспечивающей возможность углубления профессиональной компетентности в области управления.
В последние годы набирает силу культурологический подход к оценке и анализу деятельности руководителя образовательного учреждения. Различным аспектам профессиональной культуры (культура делового общения, научно-исследовательская культура, педагогическая культура) руководителей образовательных учреждений посвящены исследования российских педагогов (Н. В. Кузьмина, Я. В. Олейникова, И. П. Раченко, В. А. Сластенин, Л. Б. Соколова, Л. И. Фишман, Р. Х. Шакуров и др.).
К изучению личности руководителя образовательного учреждения постоянно обращается психологическая наука (Е. Е. Ведров, А. Г. Ковалев, И. С. Ладенко, В. Я. Ляудис, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, Е. И. Степанова, Г. П. Щедровицкий и др.), рассматривая личностные характеристики, влияющие на исполнение его социальной роли. Вместе с тем в последние годы усилился интерес к проблеме эффективного управления педагогическими системами, сущность которого раскрыта в работах В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, В. С. Лазарева, М. Г. Макарова, Н. В. Немовой, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой и др.
Интерес к личности руководителя и его профессиональным качествам как предпосылкам эффективного управления отмечается в исследованиях, проводимых за рубежом. В работах М. Альберта, И. Анскоффа, Арджириса, М. Вудкока, Г. Зиммель, М. Мескона, Р. Марра, У. Самнера, Д. Смаша, Д. Френсиса, Ф. Хедоури, Ли Якокка определяется набор свойств личности, которыми должен обладать успешный менеджер.
Однако в педагогической науке по сей день не выработаны единые подходы в осмыслении феномена «управленческая культура руководителя образовательного учреждения», не определены педагогические условия ее формирования, не разработаны критерии эффективного управления, что подтверждает необходимость разработки образа современного руководителя и моделирования системы повышения квалификации директоров школ, отвечающей современному социокультурному контексту.
Основное противоречие: с одной стороны, современная школа нуждается в компетентном, эффективном руководителе для решения образовательных задач нового типа, с другой стороны, не созданы достаточные условия для формирования управленческой культуры, которая представляет собой интегративное свойство личности директора интенсивно развивающейся российской школы, – и определило выбор темы исследования: «Педагогическое обеспечение процесса формирования управленческой культуры руководителя образовательного учреждения».
Объектом исследования является управленческая культура руководителей образовательных учреждений.
Предметом исследования является педагогическое обеспечение процесса формирования управленческой культуры руководителей образовательных учреждений, ориентированное на развитие личности, содейcтвующее повышению общекультурного и интеллектуального уровня менеджера в области образования, его эффективной профессиональной самореализации.
Цель исследования – научно-теоретическое обоснование и разработка теоретико-методологических основ процесса формирования управленческой культуры будущих руководителей образовательных организаций.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
– определить теоретико-методологические основы развития управленческой культуры у руководителей образовательных организаций и проанализировать концептуальные подходы проектирования образа современного эффективного руководителя;
– раскрыть проблему педагогического обеспечения процесса формирования управленческой культуры руководителей образовательных учреждений;
– выявить уровни управленческой культуры руководителей образовательных учреждений;
– проанализировать оптимальные методы, приемы и формы формирования управленческой культуры руководителей образовательных учреждений;
Гипотеза исследования: эффективное формирование управленческой культуры будущих управленческой культуры руководителей образовательных организаций может быть реализована, если:
а) выявлена совокупность теоретико-методологических подходов, обеспечивающих успешность формирования управленческой культуры руководителя в системе общего образования;
б) в содержание профессионального самообразования включены элементы, усиливающие процессы самопознания и самосовершенствования;
в) созданы оптимальные условия, обеспечивающие технологизацию процесса формирования управленческой культуры руководителя образовательного учреждения (среда жизнедеятельности, методы, формы и средства педагогической деятельности, активизирующие самообразовательную деятельность менеджера от образования).
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили следующие общенаучные подходы:
• деятельностный (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. И. Петровский, М. М. Поташник, В. Д. Шадриков и др.);
• культурологический (В. Л. Бенин, Н. В. Воробьев, Т. В. Иванова, Н. Б. Крылова, В. А. Сластенин, Л. Б. Соколова и др.);
• коммуникативный (А. А. Бодалев, Ю. М. Жуков, А. А. Леонтьев, А. М. Омаров, А. К. Панасюк, Л. А. Петровская);
• технологический (К. Я. Вазина, Ю. А. Конаржевский, В. Ф. Комаров, Л. М. Митина, Ю. Н. Петров и др.).
• психологический (Б. Г. Ананьев, Н. П. Аникеева, Л. С. Выготский, Л. И. Уманский и др.).
Для решения поставленных задач при проведении исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных его предмету: анализ философской, психологической, педагогической литературы; эмпирические методы (анкетирование, включенное наблюдение, оценка и самооценка, тестирование, кейс-методы); диагностический и формирующий эксперименты.
Экспериментальной базой исследования явилось: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Стерлитамакский филиал.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
– выявлены сущностные особенности и содержание управленческой культуры руководителя образовательного учреждения.
– проанализированы и систематизированы основные подходы к осмыслению заявленного феномена и дано авторское определение управленческой культуры как интегрального качества руководителя-менеджера, проявляющегося в сформированности специальных профессиональных знаний, навыков, умений, а также развитых способностей к творческому стилю управления коллективом и собственной жизнедеятельностью.
– управленческая культура руководителя образовательного учреждения определена как важная составная часть управления социокультурными системами, которая формируется и развивается в культурном пространстве общества, базируется на современных достижениях науки в области социального управления.
Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений; в определении средств формирования управленческой культуры; а также в разработке и апробации критериев оценки качества функционирования системы повышения квалификации. Сформулированные по результатам исследования выводы и предложения целесообразно использовать в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, а также при организации работы по повышению управленческой культуры будущих руководителей образования на курсах повышения квалификации, менеджеров по качеству образования, руководителями образовательных учреждений и т д.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Управленческая культура обеспечивает эффективное руководство образовательным учреждением. В структуре управленческой культуры руководителя рефлексивный компонент является доминирующим, дающим основу для творчества, поиска, создания новых культурных образцов профессиональной деятельности.
2. Процесс формирования управленческой культуры будущих руководителей образовательных организаций будет осуществляться успешно, если он будет осуществляться посредством следующих организационно-педагогических условий:• методологические, управленческие, средовые, социально-психологические, социально-педагогические, дидактические.
3. Стратегия системы повышения управленческой компетентности должна направляться на отбор методов, приемов и форм обучения, способствующих развитию управленческой культуры будущих руководителей образовательных организаций.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и условных обозначений, приложений.