1.1 Понятие монархии как формы правления.
Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия) или всем населением (демократия).
Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.
Мона?рхия (лат. monarcha от греч. ?о?????? — «единовластие»: греч. ???о? — «одиночный, единый» и греч. ????? — «властитель, правитель») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и в первую очередь обусловлена традициями передачи власти. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Указанное положение характеризует современную монархию, однако в течение многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой. Термин «монархия» греческого происхождения, означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и исключения. Так, например, в Спарте существовало два царя. Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией.
Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх – единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается по наследству. Во всех монархических странах монарх является по закону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король — в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан — в Малайзии, Брунее, Омане, эмир — в Кувейте, ОАЭ, великий герцог — в Люксембурге, князь — в Лихтенштейне.
Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.
В некоторых арабских странах существует так называемая «клановая» форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.
Другой важной формой правления является регентство – временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.
В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.
В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси.
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
Особая разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
Таким образом, исходя из сказанного можно сделать вывод, что сущность монархии состоит в том, что власть монарха непроизводна – он не зависит ни от кого на земле, получая власть от Бога. Это и может быть положено в качестве родового признака в определение: «Монархия – это форма государственного правления, в которой источником власти является Бог (самодержавие) или сам носитель государственной власти (самовластие), а основанием власти служат ее нравственный авторитет в обществе и традиция, в силу чего власть наследственна и неотторжима».
1.2 Признаки монархии
1. Наличие единоличного пожизненного главы государства (король, повелитель, правитель, шах);
2. Потомственный порядок преемственности верховной власти;
3. Юридическая безответственность монарха.
1.Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политическом деятеле как руководитель страны, представитель народа, «основатель» нации, лицо, которое соединяет горожан, соединяет их в государство. Хотя монарх в большинстве случаях несет лишь юридическую персонификацию страны, но не практическое положение государственных дел.
В большинстве случаев, монархи имели свое дворцовое хозяйство, собственную индивидуальную собственность: земли, рабов, крепостных (периодически громадное число), которые выделяли имущественное обеспечение монархическому замку, роду монарха, а по отношению к государству монарх выступал как представитель.
Монарх осуществляет единоличное правление. Естественно, это не значит, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами страны, как упоминалось, вели множественные советчики, министры, госслужащие, служащие и т.п. Монарху же приходилась брать на себя решения по наиболее важным, принципиальным государственным вопросам. Он владел всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (самостоятельна). Он - высочайшая власть в государстве.
В большинстве случаев, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, даже на судебную сферу. В судах решения монархa считались высочайшей и заключительной инстанцией.
Следовательно, власть монарха не могла знать ограничений и имела возможность распространяться на самые различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную. Вместе с тем, хотя при решении вопросов монарх считался формально юридически независимым, фактически он испытывал постоянное воздействие всевозможных интернациональных, финансовых и политических сил. Собственные решения ему приходится сообразовывать, сначала, с финансовыми способностями, но нередко принятие решений определялось случайными, необъективными факторами в не которых случаях и индивидуальными пристрастиями.
Монархическая власть выделяется порядком передачи власти по наследству. В различных государствах устанавливается разный порядок наследования власти (к примеру, наследование исключительно по мужской линии, наследование власти по главенству преемников и т.п.). Единым же считается тот факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к иному.
Монарх имеет бессрочную, т. е пожизненную власть. Хотя это не означает, что только естественная смерть монарха имеет возможность прервать его правление. Наоборот, пожизненное занятие престола часто приводило к тому, что время властвования, причем даже сама жизнь монарха укорачивалась внеправовыми и противогосударственными методами, т. е история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными иными лицами.
Монарх считается независимым от ответственности. Хотя «безответственный монарх» - это отнюдь не правитель, не беспокоящийся о державе и пустивший все на самотек. Монарх, обычно, не несет конкретной политической и юридической ответственности за последствия собственного правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники и прочие госслужащие. Вообще, в истории есть и примеры ситуаций, в большинстве случаев, революционных, когда монарха народ привлекал к ответственности.
Само собой, приведенные выше юридические показатели монархической формы правления - это как бы эталон, типичная форма монархии. В конкретной исторической реальности, конечно, были разные исключения и отступления от перечисленных юридических показателей. Разные сочетания данных признаков выделяют и разные виды монархий: к примеру, монархию неограниченную (абсолютную) и ограниченную, в том числе конституционную.
Монархию как форму правления очень хорошо характеризуют не только юридические, но и социально-психологические показатели. Можно указать на следующие. Власть монарха принимается как что-то священное, а монарх - как человек, осененный божьей благодатью, наделенный властью от господа. Монархия базируется и держится на патриархальном сознании, признании неравенства людей, их классовое дробление по имущественному положению, званию, месту в общественной иерархии. Монархическая власть сопрягается с доверием к монарху, провозглашением верности и любви к нему, надеждами на благого короля. Тогда как монархия придерживается и на принуждении, безжалостной выдержке и субординации, в конце концов, монархическое понимание, в общем, считается консервативным. Ему свойственны упорство, стремление беречь имеющие место быть традиции, установившиеся общепризнанных мерок поведения.
1.3 Исторические формы развития монархии.
Монархия как форма правления весьма неоднородна и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось “выжить” в современных высокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим самые древние разновидности монархий.
Патриархальная монархия (традиционная)
Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных).
Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р. Грейвса "Греческая мифология". Он пишет, что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды).
Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии.
Сакральная монархия
Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая.
Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.
Деспотическая монархия:
По-гречески, слово "деспот" означает "владыка", "повелитель". Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах. Если сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско.
Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь, армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель).
Сословно-представительная монархия
Их в истории мы видим чаще всего. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.
Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие, только не в высшее, а во второе - в воинское.
Напротив, в западной традиции сословных обществ монарх был надсословен. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся.
Точно так же в традиции домонгольской Руси князья являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии - бояр.
Надо отметить, что сословным обществам монархия безусловно полезна, потому что монархический принцип позволяет главу государства сделать надсословным, а следовательно, сделать арбитром в случае межсословных конфликтов.
В лучшие периоды отечественной истории мы можем наблюдать у нас монархию сословную. С созданием единой России мы перешли к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической Боярской думой и сословным представительством - Земским собором).
Распространенно мнение историков, что сословное представительство и тем самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров).