ГЛАВА I. Система правого регулирования договора перевозки
Как мы знаем в Гражданский кодекс РФ, а именно в главу 40 включены лишь основные, принципиальные положения, регулирующие договор перевозки, которые представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Данные правила подлежат применению ко всем видам перевозок.
Условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ).
Основной договор, опосредствующий перевозки грузов, – это договор перевозки грузов, сконструированный в ГК РФ по модели реального договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785). По мнению В.В. Витрянского, «обеспечивается единообразное регулирование сходных по существу отношений, складывающихся при перевозках грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых всеми видами транспорта».
Кроме основных, принципиальных положений, содержащихся в главе 40 ГК РФ, остальной массив правоотношений связанных с перевозками грузов, пассажиров и багажа подлежит регулированию иными федеральными законами, и в первую очередь – транспортными уставами и кодексами. Каждым из них регулируются отдельные виды перевозок соответствующим транспортом с учетом его специфических условий.
В настоящее время действуют: Воздушный кодекс РФ 1997 г. (ВК РФ) Устав железнодорожного транспорта РФ 2003 г. (УЖТ РФ), Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г. (КТМ РФ), Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001 г. (КВВТ РФ), Устав автомобильного транспорта РСФСР 1969 г. (УАТ РСФСР).
Действующие в РФ вышеотмеченные транспортные уставы и кодексы отражают выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта и учитывают зарубежный и международный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках.
ГЛАВА I I. Понятие и виды договора перевозки грузов
По договору перевозки транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п.1 ст. 785 ГК).
Договор перевозки грузов - один из важнейших хозяйственных договоров, благодаря которому, осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей. Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации - перевозчик и грузоотправитель.
И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут обязанности, следовательно, договор перевозки двусторонний, Договор перевозки грузов - реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком. Договор заключается между перевозчиком и грузоотправителем.
Однако в договоре перевозки груза участвует третье лицо, которое в результате него приобретает права и обязанности. Это лицо называется получателем. В договоре перевозки третье лицо имеет не только права, но и несет обязанности: Принять груз, требовать составления актов, своевременно вывезти груз, хотя к заключению договора перевозки третье лицо - грузополучатель - никакого отношения не имеет.
Виды договора перевозки зависят от вида транспорта, осуществляющего перевозки.
Различают железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные перевозки. В качестве перевозчиков выступают юридические лица: управления железных дорог, морские и речные пароходства, автотранспортные предприятия и др.
В частности перевозки морским транспортом классифицируются на:
а) внутренние перевозки между портами одного моря (в малом каботаже);
б) внутренние перевозки между портами разных морей (в большом каботаже);
в) перевозки в заграничном сообщении.
Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и его акватории).
2.1. Договор морской перевозки
По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт) (п. 1 ст. 115 КТМ).
Договор морской перевозки грузов может быть заключен:
а) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений (трюмов)
б) и без такого условия.
Предметом договора морской перевозки груза служит деятельность перевозчика по перемещению груза морем из порта отправления в порт назначения.
Результативный характер деятельности перевозчика отражен в самом определении договора: речь идет не о совершении рейса или плавании судна, а о доставке груза в порт назначения. Договор считается исполненным, лишь когда груз выдан получателю.
Каждая из сторон договора морской перевозки груза приобретает определенные правомочия (субъективные права) и принимает на себя юридические обязанности. Перевозчик обязуется перевезти груз и выдать его получателю, а отправитель или фрахтователь - уплатить за перевозку установленную плату (фрахт). Таким образом, каждая из сторон договора выступает одновременно кредитором и должником. Следовательно, этот договор является двусторонне обязывающим.
Перевозка груза осуществляется перевозчиком за выплачиваемое ему отправителем или фрахтователем определенное вознаграждение (фрахт). Фрахт представляет собой оплату выполненной перевозчиком работы, его услуг по перемещению и вручению груза получателю. Поэтому размер фрахта поставлен в зависимость от масштабов выполненной работы. Таким образом, договор морской перевозки груза относится к числу возмездных.
Перевозка груза морем должна быть осуществлена в определенный срок. Это может быть выражено в определении периода времени, в течение которого груз доставляется в порт назначения, или определении маршрута перевозки. В соответствии со ст. 152 КТМ срок и маршрут перевозки устанавливаются соглашением сторон, а при его отсутствии время перевозки определяется сроком, который можно разумно требовать от заботливого перевозчика. Следовательно, договор морской перевозки груза нужно отнести к числу срочных.
В п. 2 статьи 115 КТМ проведено разграничение между двумя видами договора морской перевозки груза. В качестве критерия разграничения используется чисто эксплуатационный признак.
Обязательным признаком договора первого вида является осуществление перевозки на определенных условиях: для размещения груза предоставляется все судно, его часть или определенные судовые помещения.. Этот договор назван чартером (чартер - партия, договор фрахтования судна).
Договор перевозки груза второго вида заключается без названного условия. В КТМ или в каких-либо иных нормативных актах России название такого договора не приводится. Условно его следовало бы назвать договором перевозки груза по коносаменту. По такому договору отправитель не пользуется правом требовать, чтобы для размещения его груза были предоставлены все грузовые помещения судна или их определенная часть. Перевозчик в этом случае сам решает, в каких помещениях судна должен быть размещен груз данного отправителя наряду с грузами других отправителей.
Чартер представляет собой консенсуальный договор. В этом - одно из его отличий от договора перевозки груза по коносаменту, который во всех случаях заключается в момент сдачи груза отправителем и, следовательно, является реальным.
Одной из сторон договора морской перевозки груза является перевозчик. В п. 2 ст. 117 КТМ это понятие употребляется для обозначения одной из сторон как договора перевозки груза по коносаменту, так и чартера, хотя по отношению к последнему точнее пользоваться термином "фрахтовщик". Неотъемлемый признак, характеризующий правовое положение перевозчика, - это заключение договора перевозки груза от своего имени.
Перевозчику может принадлежать право собственности (право хозяйственного ведения, право оперативного управления) на соответствующее судно.
В числе субъектов договора морской перевозки груза (круг субъектов договора не ограничен только его сторонами) в п. 1 ст. 115 КТМ упомянуто "управомоченное на получение груза лицо (получатель)". При заключении договора перевозки груза в виде чартера получателем может быть одна из сторон договора.
Управомоченным на получение груза является законный держатель коносамента. Если коносамент не был выдан, в качестве получателя выступает лицо, указанное отправителем.
Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю. Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает передачу товара. В этом отличие коносамента от накладной: он не просто сопровождает груз, а является товарораспорядительным документом. Коносамент как ценная бумага может быть именным, ордерным и предъявительским.
Реквизиты коносамента делятся на обязательные (они перечислены в законе) и факультативные, которые включаются по соглашению сторон.
К числу обязательных ст. 124 КТМ относит:
а) наименование судна, если груз принят к перевозке;
б) наименование перевозчика;
в) место приема или погрузки груза;
г) наименование отправителя;
д) место назначения груза, а при наличии чартера место назначения или направления судна;
е) наименование получателя в именном коносаменте или лица, по приказу которого коносамент выдан (ордерный коносамент), или указание на предъявительский характер коносамента;
ж) наименование и характеристика груза;
з) размер вознаграждения перевозчика (фрахта) и) время и место выдачи коносамента;
к) число экземпляров коносамента
л) подпись капитана.
Документ, не содержащий хотя бы одного из названных условий, не считается коносаментом. Коносамент обычно составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика и следует с грузом, а другой выдается отправителю и служит основанием для получения груза, а также платежей по договору с его получателем.
2.2. Чартер.
Согласно п. 4 ст. 115 КТМ, фрахтователем признается лицо, которое заключило договор морской перевозки груза определенного вида – чартер.
Фрахтователь может иметь право собственности (право хозяйственного ведения, право оперативного управления) на груз, в перевозке которого он заинтересован.
Чартер — консенсуальная разновидность договора перевозки.
2.3. Бэрбоут-чартер
Разновидность договора фрахтования судна на время, в соответствии с которой судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Отличается от тайм-чартера тем, что фрахтователь нанимает экипаж и принимает на себя все расходы по содержанию судна, в том числе и расходы по оплате экипажа. В этом случае капитан и команда судна состоят на службе у фрахтователя. Таким образом, фрахтователь становится временным владельцем судна.
Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут - чартер) - разновидность аренды транспортного средства, аренда без предоставления услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Отношения, связанные с таким договором, подпадают под действие раздела 2 § 3 главы 34 ГК. Кроме того, регулированию отношений по бербоут - чартеру посвящены нормы главы XI КТМ.
В главе XI КТМ договор фрахтования судна без экипажа назван бербоут - чартером. Весьма часто в торговом мореплавании этот договор обозначается как димайз - чартер. В большинстве случаев эти два термина употребляются как синонимы. Между тем бербоут - чартер представляет собой договор фрахтования судна, в формировании экипажа которого судовладелец не принимает никакого участия. Димайз - чартер охватывает как договор, по которому к фрахтователю переходит только судно, так и договор, на основании которого к фрахтователю переходит не только судно, но и поступает на службу его экипаж или часть его. При любом из этих двух вариантов все члены прежнего экипажа рассматриваются в качестве служащих фрахтователя.