Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Демография как комплексная наука.

one_butterfly 230 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 23 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.06.2021
Население как объект научного познания интересует многие науки - и естественные, и гуманитарные. Можно даже сказать, что население является всеобщим и универсальным объектом исследования для очень многих наук. Но каждая из них выделяет в этом, общем для них объекте те стороны, аспекты и отношения, которые интересуют именно данную науку и никакую другую и которые образуют предмет именно этой науки. Экономисты изучают экономические отношения людей, т.е. отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Юристы изучают правовые отношения, т.е. отношения, кодифицированные, закрепленные в правовых актах или в обычаях. Этнологи исследуют национальные и межэтнические отношения. Политологи - политические отношения. У социологов - свой собственный взгляд на население, свой собственный предмет исследования: человек в структурах институционального неравенства, поведение людей в разных сферах социальной жизни. Специалисты в области популяционной генетики изучают распространенность тех или иных генов в разных человеческих популяциях, а также движение от одной популяции к другой. Этот перечень можно продолжать и продолжать. При этом важно то, что каждая из названных и неназванных наук по-своему определит население как предмет своего собственного познавательного интереса. Население как всеобщий и универсальный объект оказывается как бы растворенным между конкретными предметами отдельных наук. Более того, каждая из этих наук имеет, по существу, свое собственное определение населения, хотя, разумеется, во всех этих определениях сохраняется некоторое общее, инвариантное содержание. В этой связи возникает необходимость вычленить тот комплекс явлений, процессов и отношений, который является предметом собственно демографического интереса, который как предмет исследования является исключительной демографии, а также выявить конкретные связи с другими науками, сопровождающими демографию во всех сферах.
Введение

Если представлять демографию в простом, общем виде, то можно сказать, что это наука о населении. Но это определение слишком просто и для понимания сущности демографической науки этого недостаточно В самом общем виде демографию можно определить как науку о населении. Однако этого общего определения недостаточно для понимания того, что такое демография, каковы ее собственные, отличные от других наук объект и предмет. Объект науки - определенная область реальности, будь это природная или социальная реальность, на которую направлен процесс научного познания. Говоря о предмете науки, то можно сказать, что это - наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы, которая в свою очередь может являться как теоретической проблемой, так и практической. Как известно, под объектом науки обычно понимают определенную область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания. Под предметом же понимают наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической). В отличие от объекта науки, содержание которого не зависит от исследователя и исследовательской процедуры, предмет науки - это результат взаимодействия исследователя и реальности, та ее часть, которая выделяется субъектом познания с целью решения тех или иных конкретных научных или практических задач. Именно поэтому предмет науки носит исторический характер и может меняться в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой и решает наука, общество в целом.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……….3 1. История изучения народонаселения, как формирование демографической науки………………………………………………….……….5 1.1. Ранние воззрения на проблемы народонаселения…………………..5 1.2. Формирование демографических знаний в XVI–XVIII вв.…...…….6 1.3. Возникновение и утверждение демографической науки в XIX - первой половине XX в……………………………………………………………7 1.4. Проблемы народонаселения в русской общественной мысли……...8 1.5. Современное развитие демографии…………………………………..9 2. Демография как комплексная наука………………………………….10 2.1. Концепция демографии как системы демографических наук…….10 3. Содержание и структура основных демографических наук………...11 3.1. Теоретическая демография………………………………………….11 3.2. Описательная демография…………………………………………..12 3.3. Региональная демография…………………………………………...13 3.4. Этническая демография……………………………………………..14 3.5. Географическая демография………………………………………...15 3.6. Политическая демография…………………………………………..16 3.7. Военная демография…………………………………………………17 3.8. Медицинская демография…………………………………………...17 3.9. Экономическая демография…………………………………………19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...22
Список литературы

1. Медков В. М. Демография: Учебное пособие. Серия . - Ростов-на-Дону: , 2002. - 448 с. http://www.sociologos.ru/upload/File/Methods/socmedkov.pdf 2. Кваша А. Я. О некоторых инструментах демографической политики «Изучение воспроизводства населения». - Издательство «Наука», 1968. С. 76 3. Осинцева, В.М. Демография : учебное пособие : [16+] / В.М. Осинцева ; Тюменский государственный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2011. – 284 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567609 (дата обращения: 06.12.2020). – Библиогр.: с. 261. – ISBN 978-5-400-00437-7. – Текст : электронный. 4. Качагина О.В. Основы демографии: основы теории и практические задания: учебное пособие. – Ульяновск: УлГУ, 2016. – 129 с. – Режим доступа.- URL: https://www.ulsu.ru/media/documents/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5__%D0%9A%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9E.%D0%92._%D0%9E%D0%A1%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%AB_%D0%94%D0%95%D0%9C%D0%9E%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%A4%D0%98%D0%98.pdf (дата обращения:04.122020). - Текст : электронный. 5. Осинцева, В.М. Демография : учебное пособие : [16+] / В.М. Осинцева ; Тюменский государственный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2011. – 284 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567609 (дата обращения: 06.12.2020). – Библиогр.: с. 261. – ISBN 978-5-400-00437-7. – Текст : электронный. 6. Демография: учебное пособие (практикум) : [16+] / сост. О.В. Симен-Северская ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2019. – 92 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=596202 (дата обращения: 06.12.2020). – Текст : электронный. 7. Домрачева, Т.В. Демография : учебное пособие / Т.В. Домрачева, В.П. Шалаев ; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2018. – 80 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486992 (дата обращения: 06.12.2020). – Библиогр.: с. 71. – ISBN 978-5-8158-1962-7. – Текст : электронный. 8. Капица С. П. Историческое время, информация, демографическая революция и будущее человечества / С. П. Капица // Обществ. науки и современность. 2006. № 6. 9. Антонова Н. Л. Демография : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с. 10. Войку И. П. Демография: конспект лекций: учеб. пособие/ И. П. Войку; Псковский государственный университет. – Псков: Изд-во Псковского гос-го ун-та, 2013.- 124с. 11. Харченко Л.П. Демография: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика» и др. экономическим специальностям. М.: Омега-Л, 2012. 372 с. 12. Рунова Т.Г. Демография: учебное пособие. М.: Издательство МГИУ, 2007. 136 с. 13. Практикум по статистике населения и демографии: учебное пособие / О.Д. Воробь?ва, А.В. Багат, Т.А. Долбик-Воробей, Г.П. Кисил?ва; под ред. О.Д. Воробь?вой. М.: Финансы и статистика, 2011. 272 с. 14. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения // Антология зарубежной классики. Т. 2. М., 1993. 486 с. 15. Лысенко С.Н. Демография: учеб.-практ. пособие для студентов вузов по дисциплине «Демография». М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. 112 с. 16. Косов П.И. Основы демографии: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. «Социальная работа» / Косов П.И., Берендеева А.Б. М.: ИНФРА-М, 2014. 288 с.
Отрывок из работы

1. История изучения народонаселения, как формирование демографической науки 1.1. Ранние воззрения на проблемы народонаселения Интерес к народонаселению возник в глубокой древности. Так, в период рабовладельческого строя осознавалась важность численности населения государства и размещения его по территории. Актуализация этих и других вопросов, касающихся народонаселения, была связана с налогообложением, формированием армий и пр. В древнем Китае, Греции, Риме велся учет населения по полу и возрасту. Одна из базовых идей Платона в «Идеальном государстве» заключалась в ограничении численности граждан, проживающих в городе. Основным методом борьбы с перенаселением, по его мнению, должна была стать организация колоний. Аристотель также выступал за регулирование численности населения и в работе «Политика» он предлагал узаконить умерщвление больных и немощных, «лишних» новорожденных. Китайский философ Конфуций предпринял попытку определить идеальные пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью населения и в результате выдвинул идею о необходимости переселения людей с густонаселенных территорий на менее освоенные земли. Утописты Т. Мор и Т. Кампанелла исследовали как численность населения, так и брачно-семейные отношения. Т. Мор ратовал за рост численности населения, полагая его условием увеличения количества благ, необходимых обществу, и считал переселение людей средством регулирования численности населения на территории. Утописты определили возраст вступления в брак для получения наилучшего потомства. Мыслители древности и Средневековья, обращаясь к вопросам народонаселения, разработали концептуальные идеи, затрагивающие проблемы численности населения, миграции, связанной с перераспределением населения по территории, а также брачности. 1.2. Формирование демографических знаний в XVI–XVIII вв. Первой собственно демографической работой считают работу английского купца и ученого-самоучки Дж. Граунта «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении, сделанные на основе бюллетеней о смертности» (1662). Граунт изучал списки умерших и родившихся жителей Лондона с распределением их по полу, возрасту, причинам смерти, что позволило охарактеризовать динамику смертности и отчасти рождаемости за определенных период. Кроме того, он разработал таблицы смертности жителей Лондона. Вместе с тем сам термин «демография» появляется на два столетия позже, в 1855 г., в названии книги французского статистика А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». В 1871 г. немецкий ученый Э. Энгель предложил назвать науку о народонаселении «демологией», но его предложение не было поддержано. Вопросы количественного изучения процессов развития народонаселения, а также обоснование необходимости демографической политики государства раскрыты в работе английского экономиста У. Петти «Политическая арифметика» (1690). В ХVIII в. формирование научных знаний о народонаселении стало приобретать черты специализации. Французский ученый А. Депарсье собрал и проанализировал данные о детях Парижа и рассчитал среднюю продолжительность их жизни. К числу его заслуг относится и разработка таблиц смертности для неженатых мужчин и незамужних женщин. Немецкий ученый И. Зюсмильх вывел тенденции воспроизводства населения на немецких землях на основе собранного материала о браках, рождениях и смертях, а также вычислил примерную численность мирового населения. Шведский ученый П. Варгентин графически представил возрастно-половую структуру населения в виде пирамиды, основанием которой стала численность/доля новорожденных. Особый вклад в развитие демографии внес Т. Мальтус, английский экономист. В работе «Опыт о законе народонаселения и его воздействие на улучшение общественного благосостояния» (1798) он охарактеризовал связь между рождаемостью, которая растет в геометрической прогрессии, и средствами существования, увеличивающимися в арифметической прогрессии. Отсюда возникла его идея необходимости естественной и социальной регуляции роста численности населения. В целом в названный период изучение демографических явлений касается состава и численности населения на основе статистических данных и закономерностей рождаемости и воспроизводства населения, а также социальных и экономических факторов, влияющих на эти процессы. 1.3. Возникновение и утверждение демографической науки в XIX - первой половине XX в. Широкое распространение демографическая наука получила в конце XIX – начале XX столетия. Становление демографии как самостоятельной науки в этот период происходит по двум векторам. Первый вектор связан с сужением и конкретизацией предмета демографии и исключением из него вопросов медицины, права, экономики и др. Второй вектор был направлен на расширение изучения спектра факторов, детерминирующих демографические процессы. А. Лотка разработал математическую теорию стабильного населения, Р. Пирл выделил закон роста населения, Р. Бек определил нетто-коэффициент воспроизводства населения, А. Ландри выдвинул концепцию демографической революции как перехода от традиционного к современному типу воспроизводства населения, А. Сови, ученик Ландри, изучал роль населения в экономическом развитии общества. В 1927, 1931 и 1937 гг. были организованы международные конгрессы по вопросам народонаселения. В 40-е гг. XX в. начинают издаваться специализированные журналы по проблемам народонаселения (Франция, Италия, Великобритания). 1.4. Проблемы народонаселения в русской общественной мысли В России значительный вклад в развитие демографической науки внес М. В. Ломоносов – выдающийся русский ученый. В письме к И. И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа» (от 1 ноября 1761 г.) он обосновал факторы риска для воспроизводства населения и предложил конкретные меры, направленные на рост численности населения. К вопросам народонаселения обращались Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Л. И. Мечников. В 1897 г. проводится первая Всероссийская перепись населения, результаты которой проанализировал Д. И. Менделеев в работе «К познанию России». В начале 20-гг. XX в. значительный вклад в развитие демографической науки внес А. А. Чупров, раскрыв соотношение численности полов при рождении и влияние войн на брачность и рождаемость. В этот же период внимание ученых было привлечено к вопросам демографических прогнозов, социальным факторам рождаемости, факторам формирования и развития семьи, причинам и факторам смертности. После Октябрьской революции в стране формируется система регистрации рождений и смертей, проходят переписи населения в 1920, 1923 и 1926 гг. В 30-е гг. государство прекращает публикацию демографических данных. Новый виток в развитии науки приходится уже на 60-е гг.: публикуются результаты переписи 1959 г., формируются исследовательские коллективы, демографию начинают преподавать в системе высшей школы. Основные направления демографических исследований связаны с изучением: – тенденций в области рождаемости (В. А. Борисов, Л. Е. Дарский, Б. Ц. Урланис); – тенденций в сфере брачности (Л. Е Дарский, А. Б. Синельников); – динамики возрастной структуры населения (С. И. Пирожков); – факторов смертности (М. С. Бедный); – методов демографического анализа (В. С. Стешенко); – демографического оптимума и демографической политики (А. Я. Боярский, А. Я. Кваша); – особенностей демографической революции (А. Г. Вишневский); – подходов к комплексному анализу народонаселения (Д. И. Валентей). В настоящее время идет процесс интеграции российской демографической науки в мировое научное пространство. 1.5. Современное развитие демографии С середины XX в. развитие демографической науки происходит под воздействием глобальных экономических, политических и социокультурных трансформаций. Усиливается внимание к анализу условий и факторов, влияющих на демографическую ситуацию и демографические процессы. Расширяется и возрастает объем демографической информации, осуществляется сравнительный анализ данных о народонаселении, совершенствуются методы демографического анализа, расширяется география демографических исследований. Формируются идеи оптимума населения, связанные с развитием неомальтузианства. В 1972 г. Римскому клубу был представлен доклад о пределах роста населения, в котором показаны результаты моделирования роста человеческой популяции и исчерпания природных ресурсов. Авторами выступили Дон и Ден Медоуз, Й. Рандерс, У. Беренс. Вводится в научный оборот понятие «общая теория народонаселения». Кроме того, демография предстает как система демографических наук, которая включает такие разделы, как историческая демография, математическая демография и др. Усиливается связь демографии с экономикой, социологией, политологией. 2. Демография как комплексная наука 2.1. Концепция демографии как системы демографических наук По мере накопления разностороннего знания об отдельных демографических процессах становилось очевидным, что объяснить и увязать полученные данные в единую непротиворечивую картину воспроизводства населения нельзя без интеграции знания о народонаселении, особенно это ощущалось при изучении факторов и последствий демографических процессов. Специализация предполагала интеграцию, и, наоборот, объяснение изучаемого объекта как целостности требовало его углубленного детального анализа, что может обеспечить только специализация. Это основная предпосылка, приведшая к осознанию необходимости развития демографического знания как системы демографических наук. На начальном этапе этого развития наметились три раздела: учет населения и разработка связанных с ним количественных показателей – раздел, называемый статистикой населения; теории воспроизводства народонаселения; политики, призванной воздействовать на процессы воспроизводства населения. За последние три десятилетия развитие демографии привело к дальнейшему расчленению ее разделов, образованию новых отраслей. Предпринятые в последние три десятилетия попытки построить общую теорию народонаселения, а в ее рамках общую концепцию воспроизводства населения позволили по-новому не только осмыслить предмет демографии, но и определить ее место среди социальных наук. Они дали общие теоретические представления о сущностных отношениях, образующих механизм воспроизводства населения. В соответствии с ним была построена новая теоретическая конструкция – система демографических наук, определены ее содержание и структура. 3. Содержание и структура основных демографических наук 3.1. Теоретическая демография Теоретическая демография базируется на общей теории народонаселения, объединяет совокупность теоретических положений, принципов, гипотез, представлений, на основе которых дается объяснение происходящим в воспроизводстве населения изменениям, раскрываются его закономерности. Она изучает характер влияния экономических, социальных, природных и других факторов на воспроизводство населения в обобщенной форме: воздействие различных факторов на рождаемость, смертность, брачность, разводимость, миграционные процессы, расселение, здоровье населения, изменения социальной структуры исследуются в отдельных демографических науках. В теоретической демографии результаты этих исследований объединяются на основе какой-либо теоретической концепции, создание которых – одна из важнейших задач теоретической демографии. Демографии как науке свойственны теоретические концепции трех уровней. Одна часть самых общих теоретических представлений входит в общую теорию народонаселения, другая – в теоретическую демографию, третья является составной частью отдельных демографических наук. Иными словами, теоретическая демография развертывает категории и понятия общей теории народонаселения в систему категорий и понятий более частных демографических наук. Историческая демография, возникшая на стыке истории и демографии, изучает историю воспроизводства населения в широком социально-экономическом, культурном и природном контексте. Демографические процессы, обладая определенной инертностью, требуют длительных исторических периодов для изучения и выявления закономерностей их изменения, поэтому осмысление демографических процессов невозможно только на "сиюминутном" материале и практически всегда требует исследования на исторической ретроспективе. Условно можно выделить три основных взаимосвязанных направления конкретных исследований исторической демографии. К первому относится изучение исторической эволюции динамики численности населения, изменений его состава, расселения, плотности и миграций. Второе направление включает всесторонний анализ исторической эволюции демографических процессов в социальном и природном контексте. Это исследование истории рождаемости, смертности, демографических отношений, смены исторических типов воспроизводства населения. Данное направление в исторической демографии имеет важное практическое значение для прогнозирования демографических ситуаций и для разработки мер демографической политики. Третье направление связано с решением задачи раскрытия исторической обусловленности демографического развития и вместе с тем роли демографических факторов в истории. Развитие исторической демографии не может осуществляться только на материалах отечественной демографической истории. Поэтому одна из задач нашей науки состоит в том, чтобы ликвидировать отставание в изучении зарубежной историкодемографической тематики, всеобщей демографической истории. 3.2. Описательная демография Описательная демография – это развернутая система сведений о динамике воспроизводства населения. Ее задача – формализованное описание этого процесса, отражение постоянно накапливающихся изменений в нем. В широком смысле это анамнез состояния воспроизводства населения в тот или иной момент времени. Практически значимой описательная демография оказывается в случае, когда есть возможность получить научнодостоверное представление о процессах воспроизводства населения в мире, стране, отдельном регионе. Фундаментальным понятием описательной демографии является демографическая обстановка, то есть состояние демографических процессов в определенный период времени, представляющее собой этап долговременной тенденции развития населения. На практике за единицу измерения демографической ситуации принимается один год. Для достижения объективных знаний о демографической ситуации необходимо учитывать следующие условия: – учет социально-экономического и исторического развития страны или ее части, этнической общности, если страна многонациональна; - широкое использование всего комплекса методов демографического анализа; – наличие разнообразной, многолетней и достоверной информации; - необходимость использования в анализе не одного, а системы показателей, что позволит усилить достоверность анализа ситуаций; - состояние отдельных демографических процессов и структур. Таким образом, описательная демография обеспечивает практического работника представлением о типе воспроизводства населения интересующего его региона и перспективах его эволюции в ближайшем будущем. 3.3. Региональная демография Региональный (пространственный или территориальный) аспект всегда был присущ демографическим исследованиям, поскольку население существует как во времени, так и в пространстве. Как научное направление региональная демография сформировалась в начале 70-х годов ХХ века. Региональная демография – демографическая наука, которая изучает специфические особенности, развитие и рационализацию демографических процессов и структур в территориальной системе и в отдельных регионах страны. Изучение отдельного региона само по себе не является предметом региональной демографии. Она начинается там, где регион рассматривается как элемент определенной территориальной системы в сравнении, во взаимодействии с другими элементами этой системы. Главными задачами региональной демографии, помимо выявлений демографических особенностей регионов друг относительно друга, в территориальной системе являются: – определение главных факторов территориальной дифференциации демографических процессов; - моделирование демографического взаимодействия регионов друг с другом в целях создания более совершенных методов демографического прогнозирования; - разработка основ региональной демографической политики, что позволяет повысить уровень обоснованности направлений и мер этой политики и усилить социальный эффект от ее поведения. Региональные демографические исследования позволяют проводить научно-обоснованную социально-экономическую политику в регионах страны. 3.4. Этническая демография Это одна из сравнительно молодых дисциплин, возникших на стыке демографии с этнологией (этнографией) в результате сближения исследовательских задач. Этническая демография изучает воспроизводство этносов, опираясь прежде всего на материалы переписей населения, в программы которых входят вопросы о «национальности» или «народности», которые можно использовать как этнические определители. Этнические процессы могут оказывать значительное влияние на: – темпы прироста численности населения; - особенности причин смертности; - специфику мер демографической политики. Этническая демография анализирует важнейшие этнокультурные факторы, воздействующие на показатели естественного движения населения. К их числу относятся: 1. Уровень социально-экономического и культурного развития. 2. Изменение репродуктивного поведения. 3. Влияние различных верований. 4. Рост урбанизации в XIX–XX веках. 5. Природные и социальные катаклизмы. Таким образом, этническая демография имеет важное значение как в изучении воспроизводства населения, так и в исследовании развития этнических общностей. 3.5. Географическая демография. Она находится на стыке демографии и географии и занимается географическими аспектами воспроизводства населения. Основными задачами данной демографической науки являются: – определение картины размещения населения по территории земного шара (где живут люди?); - выявление перемещений населения, приведших к такому именно его размещению; - определение влияния природы на человека и народы в целом. Центральным понятием является геодемографическая обстановка. Под геодемографической обстановкой как объектом географической демографии понимается территориальная система, образованная взаимодействием демографических и прочих социально-экономических процессов на конкретной территории. Ключевым в экономико-демографических исследованиях является территориальный анализ баланса трудовых ресурсов и воспроизводство человеческих ресурсов в регионе. В зависимости от этого соотношения выделяются трудоизбыточные и трудодефицитные регионы. Более углубленный анализ позволяет выявить структурные соотношения качества рабочей силы и потребностей хозяйства в работниках определенной квалификации. Весьма многообразны социально-демографические аспекты геодемографических исследований. При этом выделяются два основных направления: изучение региональных демографических различий, обусловленных спецификой социальной инфраструктуры, и установление связей с особенностями образа жизни населения. Первое направление оперирует показателями развития отраслей сферы обслуживания, а второе – непосредственными характеристиками самого населения. Практическая задача геодемографии – постоянное «отслеживание» состояния населения в регионах, обнаружение диспропорций, возникающих в нем под воздействием нерационального развития производства, расселения и других территориальных систем, и выдача необходимых рекомендаций для государственного регулирования. 3.6. Политическая демография. Политическая демография изучает комплекс социально-политических последствий демографических процессов как в стране, так и в мире в целом. Тактика проведения политических акций и мероприятий обязательно должна учитывать специфику демографического состава населения. Он оказывает влияние на политические процессы через состав населения – национальный, половозрастной, образовательный и т.п. В некоторых странах на социально-политическую жизнь влияет, хотя часто и в неявной форме, принадлежность высших должностных лиц, избираемых и избирателей к тому или иному роду, клану, этносу, региону происхождения, традиционно занимающему определенное место в социально-политической иерархии. Поэтому знание динамики различных демографических характеристик очень важно не только для внутриполитической, но и для внешнеполитической жизни. Международный опыт показывает, что иногда то или иное решение запретительного плана в области демографических отношений может стать причиной серьезных политических споров, элементами предвыборных программ. Политические последствия принимаемых решений разного уровня должны стать важным элементом социальной и демографической политики и экспертизы. Важным элементом политико-демографического анализа может быть разработка вариантов демографических прогнозов при альтернативных сценариях политического развития и оценка комплекса последствий воспроизводства населения. 3.7. Военная демография Она изучает динамику общего количества человеческого ресурса, которые в различных социально-экономических условиях могут быть призваны в вооруженные силы без ущерба для нужд экономики и всего общества в целом с учетом конкретной политической ситуации. Необходимо прогнозировать на перспективу численность различных возрастных групп, сколько их будет через определенное время, исходя из режима рождаемости, смертности и миграции. Военная демография формируется на стыке военной статистики, военной экономики и демографии. Информационной базой для военной демографии являются данные переписей населения, текущего учета и различных обследований. Используются также данные военной и медицинской статистики, основанные на обработке соответствующих первичных документов о численности Вооруженных Сил и их потерях; архивные, литературные и другие сведения о населении, его воспроизводстве, миграции, модельные и прогнозные исчисления. Мобилизационные возможности населения определяются численностью и качеством определенных возрастно-половых групп населения, в том числе и состоянием здоровья, образовательным уровнем, профессиональной структурой, отношением населения, в первую очередь молодежи, к службе в армии. Важной областью военной демографии является разработка методики расчета величины прямых и косвенных демографических потерь применительно к условиям каждой страны в войнах и социальных потрясениях.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Право и юриспруденция, 15 страниц
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 13 страниц
150 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 16 страниц
250 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 16 страниц
150 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 20 страниц
480 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 8 страниц
480 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg