Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПСИХОЛОГИЯ

Рисуночные методики как способ изучения личности ребенка и его отношений с другими людьми.

one_butterfly 130 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 13 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.06.2021
Цель – изучить Рисуночные методики как способ изучения личности ребенка и его отношений с другими людьми Задачи состоят из: 1)изучить Рисуночные методики при исследовании личности ребенка 2) Изучить межличностных отношений в группе при помощи детского рисунка
Введение

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоит на первом месте. В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов ,не однозначны. Очень важно научиться выбирать правильную интерпретацию в каждом конкретном случае. На основе рисуночных методик составляется психологический портрет ребенка. Используются для изучения межличностных отношений и анализ продуктов деятельности, в частности анализ детского рисунка. Этот метод основан на принципе единства сознания и деятельности: что переживает ребенок, чувствует, как относится к другим, можно увидеть из его рисунков. К тому же у рисунка много положительных сторон: процесс рисования оказывает растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, прост в применении.
Содержание

Введение 3 1.1. Рисуночные методики при изучении личности ребенка 3 1.2 Изучение межличностных отношений в группе при помощи детского рисунка 3 Заключение 3 Список используемых источников 3
Список литературы

1. А.Л. Венгер. Психологические рисуночные тесты. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 2. З.Ф. Семенова, С.В. Семенова. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом — Дерево — Человек» — М.: ACT; СПб.: Сова, 2007. 3. М. Шевченко. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. АСТ, 2014. 4. Анастази В. « Психологическое тестирование » ч. 2, М- 2002 г. 5. Смирнов А. А. « Детские рисунки »// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М- 2004 г. 6. Полуянов Ю. А. « Дети рисуют ». М-2003 г
Отрывок из работы

1.1. Рисуночные методики при изучении личности ребенка Рисуночные тесты относятся к проективным методикам, основаны на принципе проекции, то есть символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к миру. Рисунок – это всегда какое-нибудь сообщение, зашифрованное в образах. Внешняя простота графических методик, однако, обманчива. Если ребенок нарисовал животное с большими зубами и рогами, то это еще ровным счетом ничего не говорит об уровне скрытой агрессивности. Скорее всего бывает так, что эти признаки являются результатом того, что накануне ребенок посмотрел какой-то фильм по телевизору (может быть, даже про животных) и это обыкновенный след временных, преходящих впечатлений. Если, например, накануне ребёнок поссорился с братом и сильно обиделся на него, то он нарочно нарисует его некрасивым, страшным уродцем. И это не будет значить, что ребенок терпеть не может своего брата. Возможно, он отобразил в рисунке свое сиюминутное настроение. Что важно учитывать при проведении рисуночных тестов. 1. Комфортная обстановка. 2. В кабинете в приделах видимости не должно быть изображений, которые будут использовать дети в тесте. 3. Желательно детей рассадить так, чтобы они не могли срисовать друг у друга. 4. Чётко проговаривается инструкция, если ученик задает уточняющие вопросы, то ему говорят: «Рисуйте так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то её частично или полностью повторяют. Если первоначальный рисунок получился схематическим или шаблонно карикатурным, нарисован не по теме, то нужно попросить сделать повторный рисунок. 5. Если ученик боится выполнить плохой рисунок, тогда надо ободрить его, сказать, что вам интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого, что оценка за рисунок не ставится. Нужно предложить, чтоб он постарался нарисовать как можно лучше – так, как он умеет. 6. Во время выполнения рисунка не подсказывать, не поправлять («ты забыл нарисовать бабушку», «почему у папы нет ушей» и т.п.) – иначе пропадут те самые детали, которые несут главную смысловую нагрузку. 7. Не обсуждать с ребёнком результаты теста: то, что вы узнали – это информация к размышлению, и тем более не ругайте ребёнка за то, что вам удалось о нём узнать (особенно опасно в этом плане обвинение: «ты не любишь…»). 8. Рисунки выполняются на белой бумаге формата А4, простым карандашом или цветными карандашами, красками. Самые распространенные рисуночные тесты: «Дом-Дерево-Человек», «Нарисуй человека», «Несуществующее животное», «Человек под дождём». Рассмотрим проективную методику «Моя семья» предполагает выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. Даётся инструкция «Нарисуй, пожалуйста, свою семью», или «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь», или «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом» и «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь». Когда рисунок закончен, попросите ребёнка объяснить, кто есть кто – и после этого можно оценивать результаты. Анализ рисунков. 1. Впечатление. В первую очередь, обращаем внимание на то, какое первое впечатление производит на нас рисунок. Какое он вызывает у нас настроение: радостное или угнетающее. Это будет одним из наиболее важных критериев в определении того, что хотел передать ребенок этим рисунком, какое настроение он транслирует. 2. Последовательность рисования членов семьи. • Первым ребенок рисует эмоционально значимое и привлекательное для него лицо. Это может быть как мама, так и папа. Может быть, старший брат или сестра. • Если ребенок первым на рисунке изображает себя – это может указывать на эгоцентризм ребенка. 3. Содержание правой и левой стороны листа – каждая из них несет смысловую нагрузку детского рисунка. • Правая часть обозначает связь ребенка с отцом и его видение будущего. • Левая – рассказывает о его прошлом, привязанности к дому, и, прежде всего, к матери. • Верхняя часть рисунка связана с интеллектуальной стороной деятельности ребенка. • Нижняя – с материальным миром. 4. Размер и расположение рисунка на листе. • Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой-то его части. Также такие дети отличаются тем, что часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им не понравились, снова и снова. • Уверенный в себе, уравновешенный ребенок концентрирует изображаемое в центре листа. • Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в восприятии собственного Я, пытаются охватить рисунком все пространство. 5. Расположение членов семьи. • Расположение членов семьи на одной прямой с соединенными руками; близкое расположение членов семьи друг к другу указывают на психологическое благополучие в семье, восприятие целостности семьи, включенность ребенка в семью, т.е. указывает на тесные эмоциональные контакты. Однако, если на рисунке оказывается сверхплотное расположение фигур членов семьи, то это указывает на сверхтесные связи в семье, а так же на потребность в эмоциональной близости. • Наоборот, если на рисунке наблюдается удаленность всех членов семьи друг от друга, то это говорит о том, что в семье присутствует разобщенность членов семьи, а также слабость эмоциональных контактов между ними. • Если ребенок рисует членов семьи, разделяя их линиями или какими-то объектами, или члены семьи расположены в разных комнатах – все это указывает на серьезное нарушение внутрисемейных контактов. • Иногда ребенок рисует себя отдельно от других членов семьи. Это указывает на то, что ребенок испытывает ощущение своей отверженности в семье. • Иногда дети включают в свой рисунок семьи домашних животных – это говорит о том, что они испытывают недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле. • Если ребёнок «забыл» нарисовать кого-то из родственников, то этот человек и есть источник его дискомфорта, переживаний и мучений. • Исключение себя из рисунка говорит о чувстве своей отверженности в семье, отсутствии чувства общности с семьей, неприятие себя в семье. 6. Величина фигур. • Когда чья-то фигура нарисована явно выше других – это говорит о значимости и доминировании этого члена семьи. • Если ребенок рисует себя равным по величине с родителями – это может указывать на эгоцентризм ребенка, стремление к равноправным отношениям. • Если обнаружите, что он нарисовал себя где-то в уголке, спиной к остальным членам семьи, велика вероятность, что он чувствует себя изолированным, одиноким и страдающим от нехватки родительского внимания. 7. Анализируя рисование отдельных частей фигуры можно выделить следующее: • рисование кулаков, поднятых вверх рук с крупными ладонями, острые ногти, оружие в руках говорит об агрессивном поведении данного члена семьи; • когда ребенок пропускает в рисунке части лица у себя (рот, глаза) – это указывает на серьезные нарушения в сфере общения; • отсутствие глаз указывает на наличие аутизации (ослабление контактов с окружающими); • пустые глаза, без радужки и зрачков так же указывает на аутизацию, страхи; • большие зачерненные глаза указывают на наличие страха; • человека, изображённого с большими глазами, ребёнок воспринимает как тревожного и беспокойного, с маленькими (в виде точек или щёлочек) – как замкнутого; • выделение зубов указывает на вербальную агрессию данного члена семьи; • персонаж без ушей – это человек, «не слышащий» окружающих, игнорирующий то, что ему говорят; • человек с большим ртом – источник угрозы (тот, кого ребёнок боится); • человека, нарисованного с большой головой, ребёнок считает умным; • персонаж с длинными руками и большим количеством пальцев на руках кажется ребёнку сильным (и наоборот). Когда ребенок штрихует все лицо другим членам семьи, или рисует кого-то без головы – это указывает на конфликтное отношение ребенка с этим человеком и враждебное отношение к нему; • штриховка, множественные линии, повышенный нажим на карандаш при изображении всех членов семьи или большинства из них – указывает на напряженную эмоциональную атмосферу в семье; • штриховка одного из членов семьи – напряженное конфликтное отношение к этому члену семьи; • себя – неблагополучное эмоциональное отношение к этому члену семьи. • Выражение лица говорит о чувствах ребенка к этому человеку. • Обилие мелких деталей (пуговицы, шарфы и т.п.) говорит о множестве запретов.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Психология, 9 страниц
200 руб.
Реферат, Психология, 9 страниц
250 руб.
Реферат, Психология, 14 страниц
350 руб.
Реферат, Психология, 17 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg