В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Сохранение ребенку кровных родителей, а в случае отсутствия такой возможности подбор замещающей семьи - одна из приоритетных задач деятельности органов опеки и попечительства. В Мурманской области наиболее эффективным способом помощи семьям, имеющим детей и попавшим в трудную жизненную ситуацию, является установление над семьей социального патроната, при котором организуется социально-педагогическое сопровождение специалистами детей и оказывается комплексная помощь всей семье по выходу из трудной жизненной ситуации.Реализация комплекса мероприятий позволяет на протяжении ряда лет сохранять устойчивую тенденцию снижения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и увеличения доли детей, воспитывающихся в замещающих семьях.
В Мурманской области действует 10 служб подготовки и сопровождения замещающих семей. Областные службы являются мобильными, что позволяет предоставлять услуги по подготовке и сопровождению замещающих семей всем желающим.Информация о детях, состоящих на учете в региональном банке данных, консультационная информация для северян, желающих принять на воспитание ребенка, контакты региональных органов опеки и попечительства, служб по подготовке и сопровождению замещающих родителей, размещены на официальных сайтах органов опеки и попечительства, официальном сайте Минобранауки региона, а также на портале «ДетиМурман.ru».
Большую роль в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи играет материальная поддержка замещающих семей. Опекунам, попечителям и приемным родителям ежемесячно производятся выплаты пособия, предназначенного для оплаты расходов на питание ребенка, приобретение ему одежды, обуви, инвентаря, хозяйственные, культурно-массовые расходы, проезд в общественном транспорте, медикаменты. Приемным родителям выплачивается вознаграждение за воспитание приемного ребенка, размер которого также дифференцирован в зависимости от возраста ребенка, наличия у него ограничений в состоянии здоровья. Выплачивается единовременное пособие при передаче в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. В Мурманской области многодетным семьям, в составе которых воспитываются и приемные дети, предоставляется социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Дополнительно на уровне региона предусмотрены единовременные пособия при поступлении ребенка в первый класс и принятии в семью одновременно двух и более детей. Также выплата единовременного пособия предусмотрена семьям, принявшим на воспитание новорожденного ребенка. Дополнительно, сверх федеральных норм, приемным родителям и опекунам оказывается региональная поддержка.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют определенную группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, важным из которых является приемная семья адаптироваться в современном обществе.Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.Государственные детские учреждения не предоставляют детям этих необходимых условий для полноценного развития и адаптации в обществе.
Цель исследования - оценить эффективность реализациигосударственной политики в отношении замещающей семьи в Мурманской области и предложить рекомендации по ее совершенствованию.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические аспекты основных понятий государственной политики в отношении замещающей семьи; изучить различные формы замещающих семей;
2.Проанализировать задачи, функции и направления социальной службы (работников) при работе с замещающей семьей; рассмотреть меры профилактики, реабилитацию и обучение социальной службы (работников) в работе с замещающей семьей;
3. Проанализировать законодательство системы защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей;
4. Дать характеристику и анализ развития семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Мурманской области;
5. Раскрыть актуальные вопросы совершенствования государственной политики в отношении детей строт и детей, оставшихся без попечения родителей в Мурманской области.
Объектом данной работы выступают замещающие семьи в Мурманской области.
Предмет исследования – государственная политика в отношении замещающей семьи в Мурманской области.
В процессе исследования использовались труды зарубежных и отечественных ученых и социологов Белякова В.В., Горшковой Е. А., Касацкой И. Ф., Кобелевой В. Г., Лазутовой М. Н., Ивановой Н. И., Казаковой Е. И., Катионовой А.О о социальной опеке, об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учебные пособия, статистические данные, статьи газет и журналов, ссылки на законодательство, материалы сети Интернет.
Методы исследования:
- теоретический (обобщение, систематизация литературных источников, сравнительный теритический анализ);
- эмпирический (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование);
- математико - статистический (получение данных статистики).
При написании дипломной работы использовался анализ результатов различных региональных целевых программ Мурманской области, таких как: «Поддержка семьи в Мурманской области», «Улучшение демографической ситуации в Мурманской области на 2015–2017 годы», «Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области» и другие.