Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

alex_m 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.06.2021
Подводя итоги исследования, следует еще раз подчеркнуть, что обучение аудированию остаётся одним из актуальных вопросов методики преподавания иностранного языка, поскольку аудирование относится к рецептивным видам речевой деятельности, и вместе с говорением образует устную речь. Основная задача изучения иностранного языка в школе согласно ФГОС – это научить учащихся языку как средству общения, то есть по окончании школы учащиеся должны быть способны и готовы осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Умение общаться на иностранном языке невозможно без восприятия иноязычной речи на слух.
Введение

Изучение иностранных языков вызывает повышенный интерес в современных реалиях. В то же время возрастает значение иностранных языков во влиянии на сознание и деятельность людей. Кроме того, знание языков может играть важную роль и являться преимуществом в личном и профессиональном общении. Стремительный рост межкультурных связей, ставший следствием мировой глобализации и интеграции, затронул все сферы нашей жизни: появился широкий спектр ситуаций межкультурного общения, например, учеба по обмену в школах и университетах, туристические поездки, выставки и пр. Таким образом, владение иностранным языком является одним из условий эффективной адаптации в социальном пространстве, и становится неотъемлемой частью образования успешных людей. Личностный и профессиональный рост современного человека не может обойтись без владения языками. Одним из наиболее популярных языков в настоящее время является английский — язык международного общения, программирования, авиации, литературы, образования, современной музыки, международного спорта и туризма. Значение английского языка нельзя недооценивать. Большинство современных средств коммуникации ориентированы на людей, которые в той или иной степени владеют иностранным языком. Роль английского языка, как одного из показателей успешности и образованности человека, возросла, что поспособствовало его более интенсивному и глубокому обучению в большинстве учебных заведений нашего государства. Важно не только знать английский язык, но и понимать его, уметь применять навыки, приобретённые в ходе его изучения. Современные образовательные стандарты направлены на подготовку образованной, интеллектуальной и творческой личности, способной адаптироваться к современным социально-экономическим условиям. В контексте нового федерального государственного стандарта общего образования цель обучения иностранному языку изложена в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одном из базовых документов ФГОС. Она заключается в развитии у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, то есть «способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка» [Василова, 2019]. Необходимым условием успешного коммуникативного процесса на современном этапе является сформированность навыков аудирования. К аудированию предъявляются особые требования, поскольку умении слышать и понимать речевое сообщение лежит в основе говорения на иностранном языке. Помимо этого, навык аудирования проверяется на Едином государственном экзамене, где необходимо уметь понимать общее содержание и извлекать детальную информацию из прослушанных аудиотекстов. Отсюда очевидна и актуальность темы «Совершенствование навыков аудирования на уроках английского языка у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы», исследование которой соответствует современным тенденциям методики, связанным с формированием многоязычной личности, обладающей коммуникативной компетенцией. Выбранный этап (10 классы) предоставляет благоприятные возможности для исследовательской работы, в связи с тем, что обучающиеся в старшей школе уже имеют некоторый опыт работы с аудиотекстами, а значит, у них сформировались элементарные навыки и умения аудирования. Основная задача обучения аудированию на данном этапе - совершенствование ранее сформированных навыков и умений, и их коррекция при необходимости. Цель работы состоит в том, чтобы осуществить опытно-экспериментальную работу с разработкой комплекса заданий по совершенствованию аудитивных навыков на старшем этапе обучения, исходя из теоретических и практических аспектов. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: • изучить теоретические основы обучения аудированию учащихся старшего школьного возраста; • рассмотреть понятие аудирования в научной парадигме; • классифицировать навыки и умения аудирования; • раскрыть методические особенности обучения аудированию в старших классах; • выявить цель и задачи опытно-экспериментальной работы; • предоставить методические разработки комплекса упражнений, направленных на совершенствование аудитивных навыков на старшем этапе обучения. Объектом исследования работы является обучение аудированию учеников старших классов. Соответственно, в качестве предмета исследования выступают теоретические, методические и практические аспекты совершенствования навыков аудирования у учащихся старших классов. В отечественных и зарубежных работах объектом исследования становились механизмы восприятия и понимания речи на слух (Зимняя И. А., Леонтьев А. А., Соловова Е. Н., и др.), классификация навыков и умений аудирования (Елухина Н. В., Колкер Я. М., Пассов Е. И., Ричардс Дж., Сысоев П. В. Устинова Е. С. И. Хармер Дж. и др.) Недавние работы по методике преподавания иностранного языка, подтверждают, что аудирование, специфика его преподавания, трудности, возникающие при обучении данному виду речевой деятельности, продолжают вызывать интерес исследователей в отечественной методике обучения. Инновационные стратегии аудирования стали объектом исследования в работах Говорун Н. А., Загорулько, Т. Ю. Осадчей. Методы, используемые в работе: описание теоретической базы, теоретический анализ научной литературы, обоснование поставленной проблемы, сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ по проблеме, тестирование обучаемых с целью определения уровня развития аудитивных навыков. Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в систематизации и уточнении ключевых теоретических положений по теме исследования. Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы определяется возможностью использования ее материалов для совершенствования навыков аудирования в процессе преподавания английского языка у старших школьников. Обусловленная целью и задачами исследования структура работы состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 8 1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 8 1.2. Классификация навыков и умений аудирования 14 1.3 Требования ФГОС к уровню сформированности навыков и умений аудирования выпускников средних общеобразовательных школ 18 1.4 Методические особенности обучения аудированию учащихся старших классов 21 1.5 Контроль сформированности навыков и умений аудирования на примере ЕГЭ 30 Выводы по Главе 1 33 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 36 2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы 36 2.2. Методические разработки комплекса заданий, нацеленных на совершенствование аудитивных навыков на старшем этапе обучения 42 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48 Выводы по Главе 2 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56 Приложение 1 62 Приложение 2 63
Список литературы

1. Азимов, Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с. 2. Апатова, Л. И., Обучение пониманию иноязычной речи на слух. Автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / Л. И. Апатова. — М. : МГПИ, 1971 — 24 с. 3. Бабанский, Ю. К., Журавлев, В. И., Розов, В. К.Введение в научное оисследование в педагогике. Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. [Текст] – М., 2008. 4. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебное пособие [Текст] / П. К. Бабинская, Т. М. Леонтьева, А.Ф. Будько. – 3-е изд. – М.: Тетра Систем, 2005. – 348 с. 5. Биболетова, М. З. Английский язык: базовый уровень: 10 класс: книга для учителя [Текст] / М. З. Биболетова, Е. Е. Бабушис, Н. Д. Снежко. — 6-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2014. — 112 с. 6. Биболетова, М. З. Английский язык: базовый уровень: 10 класс: рабочая тетрадь [Текст] / М. З. Биболетова, Е. Е. Бабушис, Н. Д. Снежко. — 6-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2018. — 96 с.: ил. — (Российский учебник: Enjoy English / «Английский с удовольствием»). 7. Биболетова, М. З. Английский язык: базовый уровень: 10 класс: учебное пособие [Текст] / М. З. Биболетова, Е. Е. Бабушис, Н. Д. Снежко. — 6-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2018. — 216 с.: ил. — (Российский учебник: Enjoy English / «Английский с удовольствием»). 8. Бим, И. Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2003.- № 1. 9. Вайсбурд, М. Л., Колесникова, Е. А. Обучение аудированию [Текст] / Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. 10. Василова, Н. В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в школе / Н. В. Василова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 231-234. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63244/ (дата обращения: 01.12.2019). 11. Гальскова, H. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Академия, 2009. -336с. 12. Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. [Текст] — М.: Педагогическое общество России. – 2008. – 512 с. 13. Гез, Н. И., Ляховицкий, М. В., Миролюбов, А. А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбив. - М.: Высшая школа, 1982.-373 с. 14. Говорун, С. В. Стратегии учебного аудирования [Текст] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 5-1 (47). С. 76–81. 15. Душеина, Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка. [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2005. - №6. – С. 14-16. 16. Елухина, Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики [Текст] / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. — 1989. — № 2. — С. 28–36.к 17. Зайцева Л. А. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику [Текст] / Л. А. Зайцева // журнал Иностранные языки в школе / М-в образования РФ . – 2014 . – №9 . – С. 60 – 71. 18. Зимняя, И. А. Проектная методика обучения английскому языку [Текст] / И. А Зимняя Т. Е Сахарова. // Иностр. яз.вшк. – 2013.– № 3. – С. 9–15. 19. Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку [Текст] – М.: 1989. – С. 222. 20. Колкер, Я. М. Обучение восприятию на слух английской речи: практикум [Текст] / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова. — М.: Academia, 2002. — 336 с. 21. Колчина, А. И. Принципы обучения аудированию через систему интернет [Текст] / А. И. Колчина // Лингвистика и методика обучения иностранным языкам. — Вып. 2. — СПб., 2005. — С. 174–17 22. Кочкина, З. А. Аудирование: что это такое? [Текст] / З. А. Кочкина // Иностранные языки в школе. – 1964. – № 5. – С. 14-18. 23. Кузьмин, А. В. Тесты по ангглийскому языку: грамматика, лексика, аудирование [Текст] / Кузьмин А. В., Агеева С. В. – СПб.: КАРО, 2010 – С. 288 24. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] – М.: Просвещение, 1989. – С. 211. 25. Ломакина Г.Р., Скоробогатова А. С. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе [Текст] // Молодой ученый. – 2013. – №12. – С. 491-493. 26. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность [Текст] / Под ред. А. А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2012. – С. 64. 27. Морозова, И. Д. Обучение аудированию. Текст лекций. Иваново: Ивановский Государственный Университет, 1993. 17 с. 28. Никитина, Л. Л. Аудирование как средство развивающего обучения [Текст] / Л. Л. Никитина // Иностранные языки в школе. – 2014. – №10. – С. 26-32. 29. Павловская, И. Ю. Основы методологии обучения иностранным языкам: Тестология: курс лекций [Текст] / И. Ю. Павловская, Н. И. Башмакова. — СПб., 2007. — 224 с. 30. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. [Текст] — М.: Русрогоский язык, 1977. — 214 с. 31. Рогова, Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе обучения [Текст] – М.: Просвещение. 2012.– 224 с. 32. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова – М.: Просвещение, 2011 – 201 с. 33. Скуридина, И. В. Психологические особенности аудирования на разных возрастных группах учащихся (в условиях решения различных учебных задач) : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. - Москва, 1984. – С. 194 34. Соловова, Е. Н., Рец Е. С. и др. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей [Текст]. – М.: АСТ. Астрель. – 2013 г. – 239 с. 35. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по иностранным языкам [Электронный ресурс] - URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/06/07/inyaz-11_ege_2020_spets.pdf (дата обращения: 11.10.2020) 36. Сысоев, П. В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования [Текст] / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. — 2007 — № 8 — С. 12–15. 37. Сысоев, П. В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух: Часть 2 [Текст] / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 2. — С. 17–21. 38. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. [Электронный ресурс] //© 2020 - URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: (дата обращения: 10.09.2020) 39. Фокина, К. В. Методика преподавания иностранного языка. Конспект лекций [Текст] / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева. – М.: Высшее образование, 2008. – 156 с. 40. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л. В. Щерба. — Л. : Наука, 1974. — 430 с. 41. Anderson, A. Listening [Текст] / A. Anderson, T. Lynch. — Oxford: Oxford University Press, 1988. — 154 p. 42. Richards, J. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics [Текст] / J. Richards, J. Platt. - Essex: Longman, 1992 – 58 p. 43. Underwood, M. Teaching listening [Текст] / M. Underwood – New York: Longman, 1994 - 28 p. 44. Vandergrift, L., & Tafaghodtari, M. (2010). Teaching learners how to listen does make a difference: an empirical study. [Текст] Language Learning, 60, 470-497. 45. Wilson, JJ. How to teach listening [Текст] / JJ. Wilson. - Pearson Education Limited, 2008. - 192 p. 46. Zheng, H., Han, L., & Guo, J. (2009). Evaluation of factors affecting the efficacy of English listening comprehension based on CALL. Computational Intelligence and Software Engineering, 1-4. 47. Аудиоприложение к учебнику линии Enjoy English для 10 класса под редакцией Биболетовой [Электронный ресурс] / © Корпорация «Российский учебник». https://rosuchebnik.ru/kompleks/enjoy-english/audio/uchebnik10/ 48. English Language teachers exchanging resource [Electronic resource] / © ESL Printables https://www.eslprintables.com/grammar_worksheets/modal_verbs/modal_verbs_songs/Songs_Modals_970834/ (дата обращения: 03.12.2020) 49. English listening skills practice [Electronic resource] / © British Council The United Kingdom's international organisation for cultural relations and educational opportunities. https://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/listening (дата обращения: 12.11.2020)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 1.1. Аудирование как вид речевой деятельности Впервые термин «аудирование» появляется в статье американского психолога Дона Брауна «Teaching Aural English». В России это понятие было введено Кочкиной З. А. в статье «Аудирование: что это такое?», впервые опубликованной в 1964 году, а ранее употреблялся термин «понимание речи на слух» [Кочкина, 1964]. По определению Роговой Г. В. и Верещагиной И. Н., «аудирование» – это понимание воспринимаемой на слух речи, представляющее собой перцептивную, мыслительную, мнемическую деятельность. «Перцептивную - потому что осуществляется восприятие, рецепция, перцепция; мыслительную - потому что её выполнение связано с основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией и др.; мнемическую – потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти» [Рогова, Верещагина, 2012, с. 117]. Зимняя И. А. определяет следующие особенные характеристики аудирования как вида речевой деятельности: • по характеру речевого общения аудирование осуществляется путём устного и непосредственного общения; • в зависимости от роли, которую играет в процессе общения, данный вид речевой деятельности является реактивным (реакция на инициативу); • ориентируясь на приём и выдачу сообщения, аудирование является рецептивным видом речевой деятельности, основная форма протекания которого – внутренняя, неравномерная. Аудирование и говорение позволяют общаться на иностранном языке. Поскольку речевое общение является двусторонним процессом, недостаточное внимание, уделяемое аудированию, то есть восприятию и пониманию речи на слух, окажет негативное влияние на языковую подготовку студентов. Несформированность навыков аудирования часто приводит к нарушению процесса общения. Это может быть подтверждено заявлениями студентов о том, что иногда они не понимают обращённых к ним вопросов, что ещё раз свидетельствует о необходимости целенаправленного обучения пониманию речи на иностранном языке. Аудитивные навыки формируются только в процессе восприятия речи на слух. При этом необходимо понимать речь разного темпа, интонационного оформления и уровня правильности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 124 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg