Внеклассная работа по иностранному языку в общеобразовательной школе имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения, воспитанию учащихся, расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний желание более активно осваивать культуру своей страны.
Своими увлекательными формами она вызывает определённый эмоциональный настрой, что, по мнению методистов значительно облегчает достижение этих целей. Одной из форм внеклассной работы является кружок. Он предполагает проведение внеурочных занятий, где с помощью интересно подобранных заданий, упражнений совершенствуются умения и навыки учащихся. Кружковая работа не только углубляет знания учащихся, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, но и способствует расширению кругозора. Этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы.
Объект исследования - внеклассная работа по иностранному языку.
Предмет исследования – кружок иностранного языка как синтетическая форма внеклассной работы и средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Цель работы – охарактеризовать особенности организации кружка как синтетической формы внеклассной работы и средства повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы организации внеклассной работы по иностранному языку.
2. Изучить цели, задачи, принципы и формы организации внеклассной работы по иностранному языку.
3. Раскрыть особенности организации и методику работы кружка иностранного языка.
4. Апробировать систему внеклассных мероприятий и оценить влияние кружковой работы на повышение внутренней мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Гипотеза работы: внеклассная работа, в частности кружок как синтетическая форма, обеспечивает стабильное повышение уровня внутренней мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Методологической базой данной работы являются труды следующих авторов: Калечиц Т.Н., Кузовлева В.П., Кузовлевой Н.Е., Мокроусовой Г.И, Пассова Е.И., Савиной С.Н., Талызиной Талызиной Н.Ф., Ушакова Н..Н., Шепелевой В.И. Якушиной Л.З., и др., а также публикации методистов и учителей-практиков в журналах «Иностранные языки в школе», «Первое сентября», «Классный руководитель» и др.
В процессе исследования основными методами решения поставленных задач стали: изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме; анализ опыта работы учителей-практиков по проблеме организации и целесообразности проведения внеклассной работы по иностранному языку; анкетирование учащихся; экспериментальная проверка эффективности внеклассной работы по иностранному языку; анализ результатов исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что содержащийся в ней материал может быть использован учителями при организации внеклассной работы по иностранному языку и студентами в процессе прохождения педагогической практики.