Актуальность исследования. На современном этапе развития общества остро стоит проблема востребованности творчески мыслящих людей, способных предлагать неординарные решения возникающих проблем. Данный социальный заказ предъявляет новые требования к Российскому образованию, которое на сегодняшний день характеризуется качественными изменениями в области содержания и направлено на творческое развитие учащихся. Эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческого воображения каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной деятельности.
В соответствии с ФГОС успешность выпускника начальной школы определяется компетентностью в использовании новых технологий, активной жизненной позицией, ориентированностью на рациональное использование времени и проектирование своего будущего. Такие установки присущи творческой личности, способной эффективно и нестандартно решать разнообразные задачи в процессе жизнедеятельности. В основе этого лежит умение нестереотипно мыслить, что напрямую связано с развитием творческого воображения у младших школьников.
Творческие способности играют важную роль в развитии младших школьников, ведь с помощью творческого воображения человек способен преобразовывать действительность, создавать естественно-общественные условия жизни, оживлять абстрактные образы, с помощью воображения углубляется и распространяется процесс познания. Некоторые специалисты отмечают, что творческие способности стимулирует деятельность человека, создавая образы мечты.
Младший школьный возраст представляет собой важный этап в развитии творческих способностей. Дети младшего школьного возраста любят фантазировать, рисовать, придумывать различные истории, сочинять сказки, т.е. с удовольствием создают новое и интересное. Именно в этот период необходимо развивать творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее.
Важно создать комфортные условия в школе для раскрытия творческих способностей и проявлений учеников, это станет основой для саморазвития и самовоспитания личности, индивидуальности. Ребенок самостоятельно реализует свои возможности, зачастую благодаря творческой деятельности.
Творческая деятельность способствует проявлению самостоятельности у ребенка, воплощению его собственных идей, направленных на создание нового. Она не нацелена на освоение уже известных знаний.
Внеурочная деятельность, в отличие от учебной, предоставляет больше возможностей для развития творческих способностей ребенка, в начальной школе она позволяет решить еще ряд задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Согласно современному федеральному государственному образовательному стандарту, внеурочная деятельность становится обязательным элементом школьного образования [7].
Согласно ФГОС основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Цель творческой деятельности в начальной школе – развить способности ребенка, сформировать общую способность к поиску и нахождению новых решений, нестандартных способов достижения требуемого результата. Данная цель перекликается с целями, поставленными перед внеурочной деятельностью.
Теоретико-методологической основой нашей работы явились труды следующих ученых:
– по концепции развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П. Торренс, Д.Б. Эльконин);
? по вопросам развития детского творчества (Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, В. И. Кириенко, Л. Ф. Обухова);
? по развитию творческих способностей во внеурочной деятельности (Т. С. Комарова, Н. Б. Саккулина, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова);
? по вопросам развития креативности, творческого воображения и способностей детей (Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, В. Н. Дружинин, А. В.Запорожец, В. А. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, К. Хеллер, Дж. Гилфорд).
Объектом исследования являются творческие способности младших школьников.
Предметом исследования является внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практическом исследовании особенностей развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе; выявить особенности творческих способностей детей младшего школьного возраста; охарактеризовать содержание, принципы, младших школьников во внеурочной деятельности;
2. Организовать практическое исследование развития творческих способностей младших школьников посредством внеурочной деятельности;
3. Разработать систему занятий внеурочной деятельности, направленную на развитие творческих способностей младших школьников;
4. Выявить динамику творческих способностей младших школьников под воздействием внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, что предложенная система занятий, реализованная во внеурочной деятельности, будет способствовать развитию творческих способностей младших школьников при соблюдении следующих условий:
- учёт возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- создание психологически комфортной атмосферы для младшего школьника;
- обеспечение самостоятельности и свободы выбора в процессе внеурочной деятельности.
- подбор заданий, имеющих вариативность решений.
Методы исследования: метод теоретического исследования: метод теоретического анализа и синтеза; изучение литературы и других источников, изучение передового опыта учителя, эксперимент.
Научная новизна исследования:
Предложенная система занятий, направленная на развитие творческих способностей реализована во внеурочной деятельности на детях 2 «а» класса на базе школы МБОУ СОШ пгт. Смирных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 32 наименования, приложений.