Федеративное устройство России предопределяет трехуровневую систему налоговой системы и соответствующие ей три вида налогов: федеральные, региональные, местные. Налог на имущество организаций в соответствии с российским налоговым законодательством относится к региональным налогам.
Доля налога на имущество организаций в налоговых поступлениях консолидированного бюджета субъектов федерации составляет около 9 % всей доходной части и около 10 % всех налоговых доходов. Вместе с тем, налог на имущество организаций занимает свою нишу в российской налоговой системе и сохранится в перспективе.
Следует отметить, что налогообложение недвижимости присутствует в налоговых системах всех современных государств с рыночной экономикой. В Российской Федерации налогообложение недвижимого имущества существует не в виде единого налога на недвижимость, как это принято в зарубежной практике, а в виде трех налогов: налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Актуальноcть темы выпускной квалификационной работы. В современной экономике возрастает значение регулирующей функции налогов, в том числе и налога на недвижимость. В Российской Федерации в настоящее время проводится активная стимулирующая налоговая политика. Важнейшим инструментом данной политики являются налоговые льготы.
Современная российская налоговая практика знает примеры налоговых льгот, которые не приводили к запланированным результатам. В то же время опыт некоторых регионов показал, что предоставление льгот оказалось более эффективным не на федеральном уровне, а на уровне субъектов Российской Федерации, поскольку здесь можно более точно выявить перспективные организации, более адресно разработать для них систему налоговых стимулов, а соответственно, более эффективно задействовать резервы использования рассматриваемого инструмента налогового механизма. В настоящее время налоговые льготы активно используются для стимулирования инвестиционной деятельности. В основном это льготы по налогу на прибыль. Однако есть большой потенциал в стимулировании инвестиционной деятельности и у налоговых льгот по налогу на имущество организаций.
Субъекты федерации наделены достаточными полномочиями в области установления региональных налогов для того, чтобы проводить свою активную налоговую политику. В связи с изложенным интерес представляет региональный опыт использования налоговых льгот по налогу на имущество организаций для стимулирования инвестиционной деятельности в регионе. В этой связи тема выпускной квалификационной работы представляется актуальной.
Cтепень научной разработанноcти темы выпускной квалификационной работы. Вопросы теории и практики налоговой политики государства исследованы в работах российских экономистов Л.И. Гончаренко, Н.И. Малис, М.Р. Пинской, A.B. Аронова, C.B. Барулина, И.В. Горского, А.З. Дадашева, В.А. Кашина, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова и др. Аспекты налоговой политики и налогово-бюджетного федерализма рассмотрены JI.A. Андриановым, J1.M. Архипцевой, O.A. Мироновой, А.Б. Паскачевым, Л.И. Прониной, Г.Б. Поляком, Ф.Ф. Ханафеевым.
Существенный вклад в изучении проблем имущественного налогообложения, в том числе механизма исчисления налога на имущество организаций, его совершенствования в целях более полной реализации фискальной функции налогов и решения задач социально-экономического развития общества внесли отечественные ученые-экономисты Березин Ю.М., Смирнов Д.А., Черкашиной О.А., Каировой Ф.А., Соловьевой Н.А., Пепеляева С.Г. При исследовании проблем совершенствования имущественного налогообложения недостаточное внимание в научных работах уделяется вопросам налоговых льгот и их роли в решении задач налоговой политики на региональном уровне, развитию налоговой базы регионов и возможности решения задач инвестиционной деятельности при помощи региональных налоговых льгот по налогу на имущество организаций.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы – всесторонне изучить налоговые льготы по налогу на имущество организаций как единство двух сторон (элемент налогообложения и инструмент налоговой политики государства) и выявить возможности повышения эффективности их использования для стимулирования инвестиционной деятельности.
Поставленная цель предопределила задачи исследования:
o изучить экономическую природу налоговых льгот и их роль в реализации фискальной и регулирующей функций налогов;
o проанализировать имеющиеся в научной литературе классификации налоговых льгот по различным критериям;
o исследовать налоговые льготы как инструмент реализации налоговой политики государства;
o изучить экономико-правовые основы установления и применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций;
o исследовать состав и назначение федеральных налоговых льгот по налогу на имущество организаций;
o проанализировать состав и назначение региональных налоговых льгот по налогу на имущество организаций;
o проанализировать региональную практику применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций инвестиционной направленности;
o изучить порядок и цели введения преференциальных налоговых режимов.
Объект исследования - совокупность экономических отношений, возникающие в процессе законодательного установления и практического применения налоговых льгот как инструмента налоговой политики государства.
Предмет исследования – совокупность налоговых льгот федерального и регионального уровня по налогу на имущество организаций. Теоретическую основу исследования составили научные положения и концепции, представленные в трудах ведущих ученых в области налоговой политики государства и имущественного налогообложения.
Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы познания: анализ и синтез, дедукция и индукция, логический, структурно-функциональный анализ, а также статистико-экономический и расчетно-аналитический методы исследования.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили налоговое законодательство Российской Федерации; официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы; материалы, опубликованные в научной литературе, периодической печати и информационной сети Интернет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретические основы налоговых льгот в Российской Федерации, в том числе анализ экономическая природа налоговых льгот, их роль в реализации функций налогов; приведены различные классификации налоговых льгот; налоговые льготы рассмотрены в качестве инструмента налоговой политики государства.
Во второй главе проведен анализ механизма установления и применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций, в том числе рассмотрены экономические основы механизма исчисления и уплаты налога на имущество организаций; проведен анализ состава и назначения федеральных налоговых льгот по налогу на имущество организаций, в том числе на примере отдельных субъектов федерации; проведен анализ применения правила «двух ключей».
В третьей главе автором исследованы проблемы, связанные с практическим применением налоговых льгот по налогу на имущество организаций инвестиционной направленности.
В ходе исследования автору удалось прийти к выводам, которые для удобства излагаются в данной части работы в качестве положений, выносимых на защиту выпускной квалификационной работы:
o налоговые льготы являются элементом налогообложения и представляют собой некое преимущество, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков. Применяемые в долгосрочном периоде, налоговые льготы создают благоприятные условия для развития бизнеса и роста налоговой базы, и, как следствие, поступлений налогов в бюджет;
o применение налоговых льгот позволяет налогоплательщику на законных основаниях уплачивать меньшую сумму налога, по сравнению с исчисленной на основании общих норм, либо вообще не уплачивать налог;
o итоговой целью предоставления таких льгот выступает развитие налогового потенциала и не снижение, а, даже наоборот, повышение доходов соответствующего бюджета в перспективе;
o правило «двух ключей» характеризуется тем, что основания предоставления налоговых льгот устанавливаются на федеральном уровне, а возможность применения такой льготы регулируется регионом.