1.2. Основания и порядок признания сделки ничтожной
Гражданский кодекс дает четкое определение оспоримых и ничтожных сделок. Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в си-лу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В.Г. Лазарев считал, что понятие сделки является результатом естествен-ного пути формирования понятия: от описания частных случаев, до типизации явлений и выработке понятия на основе абстрагированных от частностей, а В.А. Демидюк считает, что под сделкой следует понимать правомерные дейст-вия физических и юридических лиц, публично-правовых образований, в ре-зультате совершения, которых могут возникать, изменяться или прекращаться имущественные юридические отношения. Институт недействительности сделок функционирует в интересах защиты прав граждан, и в этом его главная общественная функция. Когда мы говорим про недействительность сделок необходимо сказать про два вида недействительных сделок.
Сделки могут быть признаны либо оспоримыми, либо ничтожными. Считается что сделки, которые являются ничтожными недействительны с момента их заключения и никакого юридического действия не требуется, а для признания оспоримой сделки недействительной требуется судебное решение, но де-факто судебное решение по признанию сделки недействительной как в форме ничтожности, так и форме оспоримой, все-таки требует какого-либо судебного заключения. Это судебное решение отличается в случае ничтожности и оспоримости лишь тем, что при ничтожной сделке она становится не влекущей правовых последствий на протяжении всего срока ее действия и до момента признания ее недействительной, а в случае с оспоримостью как правило она признается недействительной с того момента как соответствующее решение выносит суд, т.е. весь период с момента заключения до признания ее оспоримой, сделка может влечь правовые последствия.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке (реституция), стоит обратить внима-ние и на такой важный момент, как наличие срока исковой давности, в течение которого оспоримая сделка может быть признана недействительной. Также по мнению И. Б. Новицкого, термин «ничтожность» неудачен, так как он предпо-лагает, что это юридический нуль, и, следовательно, никаких последствий из ничтожной сделки не возникает. И. Б. Новицкий предложил разделить недействительные сделки на абсолютно недействительные и относительно недействительные. Солидарный с мнением И.Б. Новицкого Ф. С. Хейфец также отмечает, что ничтожность сделки означает, что она как сделка равна нулю (аннулируется), правовые же последствия эти отрицательного свойства, как и у всякого неправомерного действия. Отметим, что данный терминологический спор имеет в большей степени теоретическое, а практическое значение. Согласно ГК РФ этот срок составляет один год, отсчитывающийся со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, которые могли стать основанием для признания данной сделки недействительной.
Ничтожность (абсолютная недействительность) сделки означает, что со-вершенные действия в виде сделки, не вызывает и не может вызывать желае-мые для участников правовые последствия. Наличие в законе общего правила о том, что сделка, которая, не соответствует требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения, объективно необходимо. Весьма очевидна противоправность большей части действий, которые совершены в виде ничтожных сделок, как например, в случае совершения сделки с гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства. В то же время противоправность действий, совершенных в виде ничтожных сделок, может быть сомнительной в силу различных причин: несоответствие законодательству, сложный, непростой характер отношений участников сделки, вероятность спорного толкования положений закона в силу их неясности и т.п.
Одним из основных принципов отечественной системы Гражданского права Российской Федерации является принцип свободы договора (п.1 ст. 1 ГК РФ). Он определяет, что стороны свободны в заключении договоров и могут заключать их на любых условиях, не нарушающих норм права и нравственности. При этом законодатель прямо указывает на невозможность злоупотребления субъектами гражданских правоотношений своими правами (П.3, 4 ст. 1 ГК РФ). Однако, к сожалению, на практике далеко не все участники правоотношений отличаются добросовестностью. Зачастую лица стараются своими действиями, так или иначе, обойти нормы действующего законодательства ради извлечения определенной личной выгоды. Поскольку недобросовестное поведение одних участников гражданско-правовых отношений затрагивает интересы других лиц, общества, государства, особенно в процедурах банкротства физических и юридических лиц, когда недобросовестные действия должника приводят к ущемлению прав и законных интересов кредиторов и к невозможности удовлетворения ими своих потребностей, законодатель разработал ряд норм и мер, направленных на предупреждение подобных нарушений, а если они все же были допущены, то на восстановление правопорядка, законных прав и интересов других участников правоотношений. В частности, действующее законодательство закрепляет понятие ничтожных сделок (ст. 170 ГК РФ), заключение которых незаконно, оно не влечет за собой никаких юридических последствий. Причем недействительность ничтожных сделок не зависит от признания их судом (п. 1 ст. 166, п. п. 1, 2 ст. 170 ГК РФ, пп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 № 8728/12 по делу № А56-44428/2010, п. 1 ст. 170 ГК РФ). Ничтожные сделки подразделяются на два вида: мнимые и притворные. Основным критерием их разграничения являются намерения сторон. Мнимыми признаются сделки, стороны которой вовсе не планировали совершать действия, направленные на ее исполнение, при этом со стороны возникает видимость того, что правовые последствия заключенной сделки могли наступить, например, право собственности на вещь перешло от одного лица другому. Притворная сделка, напротив, подразумевает исполнение ее сторонами, но цель такой сделки – прикрыть другую, основную сделку.
Мнимые и притворные сделки — это сделки с пороком воли, то есть для признания их недействительными необходимо подтвердить, что воля сторон фактически отличалась от той, которая формально содержится в такой сделке. Данное основание для признания сделок мнимыми или притворными неодно-кратно указывалось судами как основное для признание сделок таковыми (Оп-ределение Верховного Суда РФ от 13.07.2018 № 308-ЭС18-2197, Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2015 № 22-КГ15-9, п. 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25).