Глава 1. Задачи и организационное построение участковых уполномоченных полиции
1.1 Служба участкового уполномоченного полиции в системе Управления внутренних дел
Участковый уполномоченный полиции выполняет возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленном за ним в установленном порядке административном участке.
Основные задачи:
1. Защита личности, общества, государства, от противоправных посягательств.
2. Пресечение и предупреждение преступлений и административных правонарушений.
3. Выявление и раскрытие преступлений.
4. Производство по делам об административных правонарушениях.
5. Участковый уполномоченный полиции при несении службы на административном участке принимает участие:
5. 1 В обеспечении правопорядка в общественных местах.
5.2 В розыске лиц совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц скрывшихся от органа дознания, следствия или суда; лиц пропавших без вести; в идентификации лиц, которые по состоянию здоровья или в силу своего возраста, не могут сообщить сведения о себе; в идентификации неопознанных трупов; в розыске несовершеннолетних самовольно ушедших из семей.
5.3 В контроле за соблюдением законодательства РФ, в области оборота оружия.
5.4 В обеспечении безопасности дорожного движения.
6. Оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в защите их законных прав и интересов.
7. Рассмотрение обращений и заявлений граждан.
8. Осуществление индивидуальной профилактики правонарушений с лицами, состоящими на профилактическом учете в территориальном органе внутренних дел.
В связи с возложенными на участкового уполномоченного задачами, свою деятельность он строит в соответствии с принципами соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, общественного доверия и поддержки граждан.
Принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина означает, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, незамедлительно прекращается, если достигнута законная цель и выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
Принцип законности в деятельности полиции означает, что она осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
Принцип беспристрастности означает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Полиция действует на основе открытости и публичности. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. лично, так и с помощью профессионального адвоката против выдвинутого обвинения (подозрения), возможность обжалования действий и решений должностных лиц
Анализ специфики деятельности полиции позволяет выделить десять общих для участкового уполномоченного полиции характеристик:
1) деятельность участкового уполномоченного полиции является разновидностью государственной службы, и порядок ее прохождения работниками определен в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудники полиции имеют специальные звания и при выполнении своих должностных обязанностей должны, как правило, носить специально установленную форму одежды; С разрешения начальника территориального органа, либо его заместителя, участковые уполномоченные полиции на обслуживаемом административном участке, имею право осуществлять служебную деятельность вне форменной одежды;
2) деятельность участкового уполномоченного полиции строится на принципах соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина; законности; беспристрастности; общественного доверия и поддержки граждан;
3) нормативно-правовая регламентация деятельности полиции определяет специфику проведения правоохранительных мероприятий в сфере борьбы с преступностью и охраны общественной безопасности;
4) как правило, выполнению полицейских функций противодействуют правонарушители и их пособники;
5) участковым уполномоченным полиции предоставлены обширные властные полномочия, реализация которых зависит от их умения разумного, целесообразного и законного применения власти;
6) участковый уполномоченный полиции обладает специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактики и пресечения правонарушений (психологическое воздействие, в виде предупреждения, замечания и т.д.; применение специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия);
7) разнообразие социальных ситуаций, в которых приходится действовать участковым уполномоченным полиции, определяет требования к их психологической готовности, умению быстро входить в сущность произошедшего события и коммуникативным качествам;
8) деятельность полиции проходит в условиях конспирации и необходимости сохранения ее сотрудниками служебной тайны;
9) полицейская деятельность характеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных стресс-факторов (повышенная ответственность, неопределенность информации, дефицит времени, опасность для здоровья и др.) и психическими перегрузками в работе;
10) на деятельность участковых уполномоченных полиции влияют атмосфера в обществе, оценки населением степени ее эффективности и складывающийся авторитет полиции.
Основная цель деятельности участковых уполномоченных полиции профилактическая - предотвращение правонарушений и чрезвычайных происшествий. По объему и приоритетности этот вид деятельности наиболее характерен для участковых уполномоченных полиции.
Профилактическая деятельность строится на активном общении с населением, представителями органов местной власти, должностными лицами, что предъявляет особые требования к коммуникативным качествам и педагогическим способностям участковых уполномоченных полиции, точному соблюдению законных прав граждан и правовых актов.
Для успешных профессиональных действий участковых уполномоченных полиции необходимо иметь следующие психологические качества:
- профессиональную наблюдательность;
- уравновешенность, самообладание при конфликтах;
- способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;
- тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- способность к воссозданию образа по словесному описанию;
- умение делать выводы из противоречивой информации;
- память на внешность и поведение человека.
Участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.
Участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Участковый уполномоченный полиции назначается на должность и освобождается от должности начальником территориального органа МВД России.
За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на срок не менее одного года закрепляется административный участок: в городах – исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, в сельской местности – в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, на территории закрытого административно-территориального образования – в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности.
Размеры и границы административного участка определяются и пересматриваются начальником территориального органа МВД России. Административному участку приказом начальника территориального органа присваивается порядковый номер.
На каждые две должности участкового уполномоченного полиции вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции.
В целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на административных участках, создания и обучения резерва участковых уполномоченных полиции в штатное расписание территориального органа МВД России может вводиться должность помощника участкового уполномоченного полиции из расчета на одну должность старшего участкового уполномоченного полиции – одна должность помощника участкового уполномоченного полиции (в сельских поселениях и отдаленной, труднодоступной местности – на одну должность участкового уполномоченного полиции – одна должность помощника участкового уполномоченного полиции).
Помощник участкового уполномоченного полиции закрепляется приказом начальника территориального органа МВД России за конкретным участковым уполномоченным полиции и осуществляет служебную деятельность под его непосредственным руководством на должности младшего начальствующего состава.
Организационное обеспечение деятельности участковых уполномоченных полиции, включая планирование, учетно-аналитическую работу, контроль за несением службы и оценку их деятельности, осуществляется отделами (отделениями, группами) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России ( далее – ОУУП), отделов ( отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России.
Работу и прием граждан УУП осуществляет в помещении на административном участке – участковом пункте полиции, который должен соответствовать предъявляемым требованиям.
Направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке являются:
- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений;
- производство по делам об административных правонарушениях.
Участковый уполномоченный полиции при несении службы на административном участке принимает участие:
- в обеспечении правопорядка в общественных местах;
- в розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, пропавших без вести, в идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе; в идентификации неопознанных трупов;
- в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
- контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
- в обеспечении безопасности дорожного движения.
Таким образом, д олжность участкового уполномоченного полиции подлежит замещению лицами, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование и стаж службы в органах внутренних дел не менее двух лет, а также выпускниками образовательных учреждений МВД России.
1.2 Правовая основа деятельности участковых уполномоченных полиции
Участковый уполномоченный полиции является представителем полиции, выполняющим свои служебные обязанности по защите личности от преступлений и других противоправных посягательств, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности на своем административном участке – закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России на районном уровне.
Правовой статус участкового уполномоченного, как совокупность его обязанностей, прав, компетенции и ответственности определен большим числом законодательных и подзаконных правовых актов. Основу правового регулирования деятельности участкового уполномоченного в настоящее время составляют Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342- ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Здесь необходимо следующее уточнение: приведенные законодательные акты определяют основы правового статуса всех сотрудников полиции, включая участковых уполномоченных. Данные законодательные акты являются правовой основой прохождения государственной службы в органах внутренних дел и содержащиеся в них правовые нормы регламентируют правовое положение любого сотрудника полиции независимо от занимаемой должности. В то же время, правовая регламентация деятельности отдельных отраслевых служб полиции осуществляется подзаконными правовыми актами, как правило – ведомственными, и таким нормативным правовым актом, конкретизирующим в данном случае обязанности, права, ответственность участковых уполномоченных, а также регламентирующим организацию их деятельности является Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденное приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166« Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», заменившее ранее действующую Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденную приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900.
Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166, помимо утверждения указанного Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, на начальников территориальных органов МВД России на районном уровне была возложена персональная ответственность за организацию оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных, а также закреплено их право привлекать участковых уполномоченных к выполнению служебных обязанностей:
- по проведению проверок по заявлениям и сообщениям о происшествиях, которые могут привести к наступлению страхового случая, фактах совершения дорожно-транспортных происшествий, а также содержащим признаки преступлений в сфере экономики, экологических преступлений;
- по участию в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, проведению следственных мероприятий вне территории закрепленных административных участков;
- по осуществлению дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов МВД России, а также в резерве для выполнения задач по охране и конвоированию задержанных и ( или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.
Как было отмечено, Федеральный закон Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342- ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции составляют основу правового регулирования деятельности участковых уполномоченных.
Однако перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, нормами которых руководствуются в своей деятельности участковые уполномоченные, и которые возлагают на них какие-либо обязанности и наделяют соответствующими правами, учитывая широту компетенции участкового уполномоченного, также очень широк. Так, например, рассматривая обращения граждан и принимая по ним установленные решения, участковые уполномоченные руководствуются нормами УПК РФ или Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и соответствующими нормами подзаконных нормативных правовых актов, пресекая административные правонарушения на территории административного - руководствуются нормами КоАП РФ, участвуя в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в области оборота оружия - используют в своей деятельности нормы Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и т.п. Кроме того, участковые уполномоченные в своей деятельности руководствуются нормами законодательных актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, н ормы законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих в разных сферах государственного управления, применяются в деятельности участковых уполномоченных значительно более часто в сравнении с деятельностью сотрудников других отраслевых служб полиции, и связано это, прежде всего, с разносторонним характером деятельности участкового уполномоченного и широким кругом его обязанностей по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Глава 2. Основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции
2.1 Правовой статус участкового уполномоченного полиции
Участковый уполномоченный полиции является сотрудником полиции, осуществляющим оперативно-служебную деятельность на должности среднего или старшего начальствующего состава.
Участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, выполняет задачи по защите жизни, здо ровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране об щественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.
В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ «О полиции», другими федеральными законами, норма правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, правовыми актами МВД России, главным образом Наставлением по органи зации деятельности участковых уполномоченных полиции. Все перечис ленные выше нормативные акты составляют правовую основу деятельности участкового уполномоченного полиции.
В своей деятельности участковый уполномоченный полиции также руководствуется законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах компетенции.
Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке:
1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.
2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
3. Выявление и раскрытие преступлений.
4. Производство по делам об административных правонарушениях.
Выполняя свои функциональные обязанности, участковый уполномоченный полиции при несении службы на административном участке принимает участие в следующих мероприятиях:
- в обеспечении правопорядка в общественных местах;
- в розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, пропавших без вести, в идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе; в идентификации неопознанных трупов;
- в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
- в контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
- в обеспечении безопасности дорожного движения.
Многообразие мероприятий, в выполнении которых может участвовать участковый уполномоченный полиции, свидетельствует об универсальном характере его статуса представителя территориального органа внутренних дел.
Участковый уполномоченный полиции при несении службы осуществляет взаимодействие с подразделениями территориальных органов МВД России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными орга федеральных органов исполнительной власти, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами. С учетом спе цифики административного участка и оперативной обстановки решением начальника территориального органа МВД России на районном уровне может вводиться зональный принцип работы участковых уполномоченных полиции совместно с сотрудниками других подразделений территориальных органов МВД России.
По решению начальника территориального органа МВД России на районном уровне участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции также может привлекаться к выполнению следующих обязанностей, при невозможности их выполнения иными сотруд полиции:
- проведение проверок по заявлениям и сообщениям о происшествиях, которые могут привести к наступлению страхового случая, фактах со вершения дорожно-транспортных происшествий, а также содержащим признаки преступлений в сфере экономики, экологических преступлений;
- участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, привлечение к проведению следственных меро вне территории закрепленных административных участков;
- привлечение для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов МВД России, а также в резерве для выполнения задач по охране и конвоированию задержанных и ( или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административ ному наказанию в виде административного ареста.
Участковый уполномоченный полиции назначается на должность и освобождается от должности начальником территориального органа МВД России. На период отсутствия участкового уполномоченного полиции (в связи с вакансией, временной нетрудоспособностью, отпуском, учебой или по иным уважительным причинам) его обязанности на основании приказа начальника территориального органа МВД России исполняет участковый уполномоченный полиции, которому устанавливается дополнительная выплата за совмещение обязанностей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В таких случаях изменения в приказ о закреплении за участковым уполномоченным полиции административного участка вносятся в течение 10 дней.
За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на срок не менее одного года закрепляется административный участок: в городах - исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, в сельской местности - в границах одного гаи нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, на территории закрытого административно-территориального образования - в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности. Данное положение свидетельствует о том, что в настоящее время нормативными актами не установлен верхний предел численности населения, обслуживаемого участковым уполномоченным полиции на территории административного участка.