1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ДЕЛАМИ
Наиглавнейшими наружными функциями государства, какие реализуются в социально-политической сфере управления, являются подкрепление интернациональных политических отношений (т. дипломатичная деятельность), установление экономических и культурных связей с иностранными странами. При построении отношений с прочими государствами Отечественное государство распространяется из принципов независимого равенства, нерушимости границ и территориальной цельности государств, невмешательства во внутренние дела, двустороннего отказа через использования массы и мирного урегулирования споров, почитания прав и свобод человека, обоюдовыгодного сотрудничества, честного исполнения обязательств, изливающихся изо общепринятых норм международного права, и заключенных Россией интернациональных контрактов .
Регулирование чужестранными процессами - это непосредственное установление осведомленными органами политических функций Российской Федерации, прозаическое наставление политической деловитостью государства, командированной для приобретение его монолитнее и проблем в отношениях с прочими странами.
Генеральная установку политической деловитости Российской Федерации складывается в создании и обеспечении международных условий, содействующих обороне ее национальных интересов, поступательному народнохозяйственному развитию, построению действительно демократического государства, предупреждению интернациональных инцидентов и мирному сосуществованию всех стран. К числу первенствующих течений наружнее политики Отечественного государства причисляется установление узкого всестороннего партнерства с ближним зарубежьем и прочими республиками имевшегося СССР.
По своему содержанию регулирование чужестранными разбирательствами есть довольно размашистую и разностороннюю деятельность страны и его органов. Вследствие своей особенности оно обладает политическим нравом и является лекарством воплощения наружных функций Российской Федерации. Собственно оттого величественнейшие заключения по вопросам внешней политики приобретают главнокомандующий государства - Президент Российской Федерации, а также высшие аппараты представительной и исполнительной власти - Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации. Президент Российской Федерации в соответствии с Консти¬туцией Российской Федерации определяет основные направле¬ния внешней политики государства и осуществляет руководство ею. Как глава государства он принимает меры по защите сувере¬нитета, независимости и территориальной целостности Россий¬ской Федерации; представляет Российскую Федерацию в международных отношениях; ведет переговоры с руководителя¬ми иностранных государств; подписывает международные дого¬воры Российской Федерации и ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает на долж¬ность министра иностранных дел Российской Федерации; назна¬чает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных орга¬низациях; присваивает ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника Российской Федерации и др.
Важную роль в создании необходимых условий для опреде¬ления Президентом Российской Федерации основных направле¬ний внутренней и внешней политики государства, принятия им в установленном порядке мер по охране суверенитета Россий¬ской Федерации, ее независимости и государственной целостно¬сти играют Главное управление Президента Российской Федерации по вопросам внутренней и внешней политики госу-дарства и Совет по внешней политике при Президенте Россий¬ской Федерации.
Так, основными задачами Главного управления Прези¬дента Российской Федерации по вопросам внутренней и внешней политики государства являются: разработка предложе¬ний по обеспечению согласованного взаимодействия федераль¬ных органов государственной власти в области внешней политики; участие в подготовке проектов нормативных право¬вых актов по вопросам внешней политики; организация и межве¬домственное согласование в связи с рассмотрением Президентом Российской Федерации вопросов, касающихся отношений с зару¬бежными странами, подготовкой международных визитов Прези¬дента Российской Федерации и визитов иностранных политических деятелей на высшем уровне; взаимодействие с Ми¬нистерством иностранных дел Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам пла¬нирования внешнеполитических мероприятий Президента Россий¬ской Федерации; организация взаимодействия и сотрудничества Администрации Президента Российской Федерации с аппаратами президентов и высших органов исполнительной власти зарубеж¬ных стран .
В соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о воз¬можности использования российских Вооруженных Сил за преде¬лами территории Российской Федерации, а также обязательное рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам ратификации и денонсации международ¬ных договоров, статуса и защиты государственной границы Рос¬сийской Федерации, войны и пира.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Кон¬ституцией Российской Федерации осуществляет меры по реали¬зации внешней политики Российской Федерации. В этих целях оно обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; при¬нимает меры к исполнению международных договоров; заключает межправительственные соглашения; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, компетенция кото¬рых позволяет устанавливать отношения с органами и организаци¬ями иностранных государств.
Правовыми основами управления иностранными делами яв¬ляются Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации по вопросам внешней политики, соответствующие указы и распоряжения Президента и Правительства Российской Федерации, положе¬ния об органах, непосредственно реализующих внешнеполитические функции государства, нормы международного права, международные договоры и соглашения, заключенные и подпи¬санные Российской Федерацией.
2. ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ
ДЕЛАМИ
МИД России действует на основе Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 .
Положением определено, что МИД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
На Министерство иностранных дел возлагаются следующие задачи:
1) разработка совместной стратегии внешней политики Российской Федерации и представление определенных предложений Президенту РФ;
2) реализация политического курса Российской Федерации в согласовании с Концепцией внешней политики Российской Федерации, ратифицированной Президентом РФ;
3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, отношений с интернациональными организациями;
4) обеспечение дипломатичными и международно-правовыми средствами обороны суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, прочих ее интересов на международной арене;
5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов народа и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации в целях обеспеченья участия данных органов, их должностных лиц в интернациональной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее интернациональных прав и обязательств;
7) координация международной деятельности прочих федеральных органов исполнительной власти и интернациональных связей органов исполнительной власти субъектов Федерации в целях выполнения единственной политической линии РФ в отношениях с иностранными странами и интернациональными организациями и реализации интернациональных прав и обязательств Российской Федерации. Для реализации данного вопроса Президентом РФ был издан Приказ Президента от 12 марта 1996 г. «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» .
8) содействие формированию связей и контактов с соотечественниками, живущими за рубежом.
Министерство иностранных дел России осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту и в Правительство РФ предложения по вопросам отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями на основе анализа информации по всему комплексу двусторонних, многосторонних отношений и международных проблем;
2) вносит Президенту и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, проекты других документов, по которым требуется решение Президента или Правительства РФ, по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России, а также проект плана работы МИДа России и прогнозные показатели его деятельности;
3) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере его деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ осуществляется только федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ ;
4) реализует дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ее ответственности как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;
5) обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности ООН, СНГ, органов Союзного государства, международных организаций, в работе международных конференций, форумов, содействует повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;
6) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан РФ, обороны и безопасности государства, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно технического, культурного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
7) осуществляет дипломатическими и международно-правовыми средствами поддержку российских участников внешнеэкономической деятельности, защиту их законных интересов за рубежом;
8) участвует в работе правительственных и межведомственных координационных и совещательных органов по вопросам, входящим в компетенцию МИД России;
9) ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями
10) содействует осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального собрания РФ;
11) содействует развитию международных связей субъектов Российской Федерации и осуществляет их координацию;
12) осуществляет координацию международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации ;
13) осуществляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции координацию деятельности и контроль за работой находящихся за рубежом представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, российских государственных учреждений, организаций и предприятий;
14) разрабатывает проекты международных договоров Российской Федерации, представляет в установленном порядке Президенту или в Правительство РФ предложения о проведении переговоров о подписании международных договоров Российской Федерации, предложения о подписании и выражении согласия Российской Федерации на обязательность для нее международных договоров, а также предложения о прекращении и приостановлении действия международных договоров Российской Федерации;
15) заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию МИД России;
16) представляет Президенту или в Правительство РФ предложения о подписании от имени Российской Федерации или от имени Правительства РФ международных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации;
17) представляет для официального опубликования в Собрании законодательства РФ и Бюллетене международных договоров Российской Федерации, вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры;
18) оформляет полномочия на ведение переговоров и подписание международных договоров, заключаемых от имени Российской Федерации или Правительства РФ, а также на участие от имени Российской Федерации или Правительства РФ в работе международных конференций, форумов, органов международных организаций;
19) дает разъяснения в пределах своей компетенции по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ и членов Совета Федерации Федерального собрания РФ, физических и юридических лиц;
20) обеспечивает представительство Российской Федерации при рассмотрении споров с другими государствами или международными организациями, если иное не предусмотрено решениями Президента или Правительства РФ;
21) осуществляет функции депозитария многосторонних международных договоров, если в соответствии с условиями этих договоров такие функции возложены на Российскую Федерацию;
22) осуществляет общее наблюдение за выполнением международных обязательств Российской Федерации, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами;
23) обеспечивает функционирование единой государственной системы регистрации и учета международных договоров Российской Федерации;
24) обеспечивает хранение подлинников (заверенных копий, официальных переводов) международных договоров, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства РФ, материалов архивов внешней политики Российской Федерации, учет и использование документов, находящихся в них на постоянном хранении;
25) организует на территории Российской Федерации и за рубежом консульскую работу; оказывает в установленном порядке консульские, информационно консультационные и иные виды услуг, средства от которых в полном объеме поступают в доход федерального бюджета;
26) оформляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции паспортно-визовую документацию;
26) ведает в пределах своей компетенции вопросами гражданства ;
27) осуществляет в соответствии с нормами международного права защиту законных прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом;
28) координирует распространение за рубежом информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, социально экономической, культурной и духовной жизни страны;
29) дает согласие заинтересованным органам исполнительной власти на распространение официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса Российской Федерации, включая опубликование дат предстоящих визитов руководителей страны за рубеж, руководителей иностранных государств и международных организаций в Российскую Федерацию, а также на освещение хода этих визитов;
30) принимает участие в протокольном обеспечении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровне, а также осуществляет контроль за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов;
31) оказывает в установленном порядке содействие функционированию иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации ;
32) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата МИД России, загранучреждений, территориальных органов, подведомственных организаций, организует подготовку, переподготовку и повышение профессиональной и языковой квалификации кадров дипломатической службы;
33) информирует загранучреждения по вопросам внешней и внутренней политики Российской Федерации;
34) принимает в пределах своей компетенции совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти меры по обеспечению безопасности и охраны загранучреждений, работников этих учреждений и членов их семей;
35) принимает в установленном порядке совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти меры по обеспечению частичной или полной эвакуации загранучреждений, их работников, специалистов и других граждан РФ в случае возникновения чрезвычайной ситуации в стране пребывания;
36) организует, осуществляет и обеспечивает в пределах своей компетенции безопасность шифровальных работ и связи, защиту сведений, составляющих государственную тайну;
37) обеспечивает осуществление дипломатическо-курьерской связи с использованием мер и средств по охране дипломатической почты при ее транспортировке ;
38) осуществляет по поручению Правительства РФ приобретение в собственность Российской Федерации объектов недвижимости за рубежом для размещения загранучреждений, оформление соответствующих документов и выполняет другие функции.
Таким образом, круг полномочий Министерства иностранных дел достаточно обширен. Именно наличие столь широкого спектра деятельности позволяет качественно и полноценно выполнять возложенные на него полномочия.