ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В настоящее время в России сложилась определенная нормативно-правовая база, регламентирующая организацию и ведение внешнеторговой деятельности. Отраслевым нормативным правовым актом, регулирующим организацию внешнеторговой деятельности в России должен был стать Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Следует отметить, что из нормативно-правового регулирования, действующего в России, нельзя установить однозначную дефиницию термина «внешнеторговая сделка» или «международный коммерческий договор».
Так, в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дано определение внешней торговли товарами, под которой понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (п. 4 ст. 2). В то же время, в пункте 3 указанной статьи определяется понятие внешнеторговой бартерной сделки как сделки, совершаемой при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающей обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.
То есть в терминологии самого федерального закона есть некие расхождения, поскольку внешнеторговая бартерная сделка предусматривает обмен работами в отличие от более широкого понятия внешнеторговой деятельности, которое в свою очередь содержит указание на торговлю информацией.
В то же время данные термины используются в ст.18 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», которая устанавливает требования к внешнеэкономическим сделкам, предусматривающим передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу
Статья 1 указанного правового акта относит внешнеторговую деятельность наряду с инвестиционной и иной деятельностью в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) к видам внешнеэкономической деятельности.
С учетом изложенного, определение понятия «внешнеторговая деятельность» следует рассматривать как производное понятие трактовки «внешняя торговля» и «внешнеэкономическая деятельность».
Из практики указанной деятельности, можно утверждать, что внешнеторговая деятельность является одним из видов деятельности внешнеэкономической. Именно в её рамках осуществляется внешняя торговля товарами с зарубежными контрагентами.
Применительно к внешнеторговым сделкам Л.А. Лунц определял их «как те, в которых по меньшей мере одна из сторон является иностранцем и содержанием которых являются операции по ввозу товаров из-за границы или по вывозу товаров за границу, либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров. Кроме того, ранее в доктрине указывалось на то, что такие сделки должны носить для обеих сторон торговый (коммерческий характер)» .
Судебная практика указывает, что под внешнеэкономическими сделками понимаются сделки, совершаемые российскими организациями с иностранными контрагентами в процессе осуществления внешней торговли и иных видов внешнеэкономической деятельности. Таким образом, в качестве обязательного критерия внешнеэкономической сделки можно выделить ее коммерческий характер, направленность на осуществление внешнеторговой деятельности .
Структуру нормативного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации можно представить следующими элементами:
- международные нормы;
- законодательные акты федерального уровня;
- нормативные правовые акты органов государственной власти федерального уровня и уровня субъектов России.
В число важнейших источников внутреннего права, регулирующего вопросы внешнеторговой деятельности, в частности, внешнюю торговлю товарами, на федеральном уровне входят Федеральные законы РФ «О таможенном тарифе», «О таможенном регулировании», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» «Об экспортном контроле в Российской Федерации», «О валютном регулировании и валютном контроле» и ряд других.
Представленные выше законодательные акты направлены на обеспечение защиты организационно-правовой и хозяйственной деятельности российских компаний, структурных отраслей экономики от недобросовестной конкуренции со стороны конкурирующих иностранных компаний, формирования благоприятных условий для интеграции России в глобальную экономику, поддержание равновесия платежного баланса, продвижение российских товаров на профильные мировые рынки и т. д.
Безусловно, существенную значимость в этой сфере в Российской Федерации имеют нормы Гражданского, Бюджетного, Налогового кодексов в части предмета их регулирования применительно в рассматриваемой сфере деятельности.
На региональном уровне нормативно-правовых актов в рассматриваемой сфере принимается не много и их регулирование сводится в основном к организации полномочий региональных органов власти. Это обусловливается характером и перечнем полномочий органов государственной власти субъектов РФ, которые в большей мере представляют конкретные направления деятельности указанных органов в статусе субъектов внешнеэкономических связей, например, проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств.
Что касается полномочий, связанных с нормотворческой деятельностью, то к ним возможно отнести осуществление формирования и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности и информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации.
Например, в Тамбовской области принято постановление администрации Тамбовской области от 30.03.2009 № 341 «Об утверждении Положения о порядке осуществления международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей исполнительными органами государственной власти Тамбовской области», которое устанавливает единый порядок осуществления исполнительными органами государственной власти области международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей в целях качественного улучшения и повышения эффективности их обеспечения и координации.
В соответствии с постановлением главы администрации Тамбовской области от 04.06.2018 № 144 функции по осуществлению информационного обеспечения внешнеторговой деятельности на территории области и осуществлению мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, возложены на управление регионального развития и поддержки
инвестиционной деятельности области (п.3.1.21 и п.3.1.22 Положения об управлении).
Подводя итог, можем констатировать, что на настоящий момент в российском законодательстве определены только такие понятия, как: внешнеэкономическая деятельность; внешнеторговая деятельность; внешнеторговая бартерная сделка. Государственное регулирование направлено не на сдерживание внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций), а на ее стимулирование, увеличение торгового оборота при экспорте и импорте товаров.
1.2 Актуальные проблемы правового регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
Современное состояние экономики России требует изменения в подходе к организации внешнеторговой деятельности предприятий. Это связано и с возросшими санкциями, проблемами импортозамещения, а также с повышением конкурентноспособности экономических субъектов, занимающихся экспортными поставками.
Принципиальная сущность нового подхода заключается в тесной взаимосвязи внешнеторговой деятельности с разрешением существующих проблем в экономике страны, в частности ускорения экономического роста, диверсификации структуры экономики, повышением конкурентноспособности экономических субъектов, пресечения противоправных явлений.
По мнению авторов, для преодоления проблемы противодействия нарушениям во внешнеторговой деятельности будет обоснованным выбор дополнительных показателей, характеризующих уровень добросовестности и соблюдения таможенного, административного и уголовного законодательства экономическими субъектами в области внешнеэкономической деятельности.
Вместе с тем, проводя оценку влияния конкурентноспособности экономических субъектов на экономическую безопасность, следует рассматривать в совокупности наиболее существенные параметры, определяющие стабильное и устойчивое развитие - показатели экономической безопасности.
Следует отметить, что оценка уровня экономической безопасности в сфере внешнеторговой деятельности в общем виде предполагает выделение основных угроз, разработку в соответствии с перечнем угроз системы показателей и последующую оценку соответствия показателей установленным пороговым значениям.
Еще одной проблемной областью внешней торговли авторы называют сферу энергетики, как приоритетной отрасли российского хозяйства. Нельзя не помянуть о расширяющемся влиянии международных организаций на формирование национального массива законодательного регулирования в области торгового оборота энергетических ресурсов. В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) национальное законодательство, регламентирующее торговую деятельность в целом и торговлю энергетическим сырьем в частности, не должно расходиться с принципами и правилами ВТО, а также должно находиться в рамках правового поля всемирной торговой системы. Таким образом, и законодательство, и практика должны быть приведены в соответствие с требованиями документов единого пакета.
Косвенно в российском праве упоминается лишь такая категория, как «участник внешнеэкономической деятельности, осуществляющий вывоз нефти сырой из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза трубопроводным транспортом». При этом как российский, так и зарубежный законодатель определяют понятия «энергетические ресурсы» (ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приложение ЕМ к Европейской энергетической хартии), «транзит энергетических материалов и продуктов» и «международный транзит» (ст. 7 Европейской энергетической хартии, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») и др. В юридической литературе также отсутствует определение данных понятий.
С целью восполнения указанного пробела авторы предлагают под внешнеторговой деятельностью в сфере энергетики понимать деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли различными видами энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии), энергетическими объектами, энергетическим оборудованием, энергетическими услугами, а также носителями энергии, энергия которых используется или может быть использована при осуществлении международной хозяйственной и иной деятельности на мировом рынке.
Соответственно на основании определения внешней торговли товарами, сформулированного в п. 7 ст. 2 Федерального закона № 164-ФЗ, а также с учетом п. 26 ст. 2 закона можно заключить, что внешнеторговый оборот энергетических ресурсов представляет импорт и (или) экспорт энергетических ресурсов как особого вида товаров, представляющих собой носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении международной хозяйственной и иной деятельности на мировом рынке, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).
Внешняя торговля энергетическими ресурсами, в особенности нефтью и газом, требует обеспечения экологической и иной безопасности. Правовую основу национального законодательства в данной сфере составляют технические регламенты, стандарты и системы оценки соответствия, принимаемые на уровне стран Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) или Таможенного союза. Указанные положения разрабатываются в соответствии с Соглашением ВТО о технических барьерах в торговле (далее - Соглашение по ТБТ) .
Технические регламенты применяются в целях защиты жизни и (или) здоровья людей, имущества, окружающей среды, здоровья животных и (или) растений, предотвращения действий, которые могут ввести потребителей в заблуждение, а также с целью обеспечения энергетической эффективности и сохранения ресурсов.
Резюмируя, можно заключить, что комплекс внутригосударственного законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы внешнеторгового оборота энергоресурсов, основан на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса, ряда федеральных законов о внешнеторговой деятельности, специализированного энергетического законодательства, таможенного законодательства и ряда подзаконных актов.
Заслуживающей поддержку следует признать идею создания нового универсального международного юридически обязывающего документа, сторонами которого, в отличие от существующей системы, построенной вокруг Энергетической хартии, станут все основные страны-производители (экспортеры), транзитеры и потребители (импортеры) энергоресурсов, и который будет охватывать все аспекты внешнеторгового энергетического взаимодействия. Новая система правовых актов в области энергетики, призванная создать основу внешнеторговой обязательственной сферы национального регулирования РФ, должна соответствовать тенденциям глобализации мировых хозяйственных связей, предполагающих правовую интеграцию соответствующих экономических отношений, а значит, обладать такими характеристиками, как: 1) универсальность уровня применимости (быть применимой к отношениям между любыми странами); 2) открытая возможность присоединения третьих стран; 3) комплексность регулирования (охватывать все аспекты энергетического взаимодействия); 4) недискриминация участия (отсутствие дисбалансов в пользу отдельных категорий участников); 5) отсутствие коллизий с положениями иных международных документов, устанавливающих соответствующие обязательства; 6) эффективность общего механизма реализации.
В связи с вступлением России в ВТО рекомендуются следующие меры по унификации и приведению к соответствию установленным международной организацией стандартам национального законодательства в сфере торговли энергоресурсами:
1) законодательно закрепить основные принципы правового регулирования в сфере торговли энергоресурсами и привести к единообразию терминологический аппарат;
2) унифицировать в соответствии с правилами ВТО таможенное законодательство, регламентирующее транзит энергоресурсов;
3) расширить объем и влияние на сферу национального правового регулирования торговли энергетическими ресурсами технического регулирования.
Подводя итог, следует заметить, что внутригосударственное правовое регулирование энергетических отношений в нашей стране значительно осложнено зачастую бессистемным и фрагментарным состоянием нормативной правовой базы в сфере внешнеторгового оборота энергетических ресурсов. Вместе с тем законодательная база нашей страны нуждается в создании комплексной нормативно-правовой основы, которая регулировала бы не только обращение первичных источников энергии, но также сферу услуг в различных отраслях и продажу определенных видов топлива, выработанных из добытого сырья.
В том числе современное состояние экономики России требует изменения в подходе к организации внешнеторговой деятельности предприятий. Поскольку существует проблема с возросшими санкциями, проблемами импортозамещения, а также с повышением конкурентноспособности экономических субъектов, занимающихся экспортными поставками.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ
2.1 Техники рассмотрения и разрешения внешнеторговых споров
В последнее время в международной арбитражной практике для разрешения экономических споров все чаще начинают применяться упрощенные и ускоренные процедуры, а также альтернативные способы разрешения споров — alternative dispute resolution (ADR). Существуют различные, иногда противоположные мнения относительно влияния этих новых методов регулирования экономических споров на деятельность международного коммерческого арбитража.
Российское законодательство не содержит понятия «торговый спор». Однако это понятие встречается в законодательстве ряда зарубежных стран. Так, в Великобритании понятие «commercial dispute» включает в себя не только коммерческий, но и торговый спор. Например, в практическом руководстве, посвященном альтернативным способам разрешения споров — The ADR Practice Guide: Commercial Dispute Resolution — понятие «commercial dispute» используется как в случае споров, возникающих из нарушений условий договора международной купли-продажи товаров, так и в случаях нарушений иных международных договоров (международные договоры по оказанию услуг и выполнению работ; кредита; аренды; строительного подряда; перевозки; коммерческого представительства, исключительных прав, страхования и других).
Торговый спор может быть разрешен в рамках государственного правосудия и альтернативным способом (АРС).
В рамках государственного правосудия споры, возникающие из торговых сделок, рассматриваются в специальных юрисдикционных органах, например, коммерческом суде, коммерческой (торговой) палате, в Англии — в коммерческом суде (Commercial Court) в составе высокого суда справедливости (High Court of Justict).
Председатель Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ, вице-президент Международной федерации коммерческих арбитражных институтов (IFCAI), профессор А.С. Комаров отмечает, что «по сравнению с государственным судом, если речь идет о том, что из сделки могут возникнуть только мелкие споры (на несколько десятков или даже несколько сотен тысяч рублей), или если минимальна вероятность применения иностранного права или международных документов, то нет смысла идти в МКАС. Это будет уже несоразмерно дорого.
Причина в том, что процедура арбитража требует достаточно высокой квалификации юристов» . Следовательно, эффективность международного коммерческого арбитража в таких торговых спорах с позиции процессуального положения сторон будет снижена.
Аналогичное мнение встречается и в англоязычной литературе. Так, Джин М. Венджер пишет: «Международный коммерческий арбитраж является одним из способов разрешения споров для международных коммерческих (торговых) договоров. Использование арбитража возрастало вместе с ростом международной торговли и коммерции, сопровождая споры, возникающие из исполнения таких договоров... Арбитраж часто выбирается по причинам его конфиденциальности, скорости, способности быть принудительно осуществленным в судебном порядке по решению третейского суда, а также с целью снижения неопределенности при выборе арбитра и места рассмотрения. Арбитражные решения, за редким исключением, окончательны и имеют обязательную силу».
По соглашению сторон в международный коммерческий арбитраж в России могут передаваться две категории споров:
- споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей;
- споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений, и организаций, между собой, споры между их участниками, равно их споры с другими субъектами права.
В России принято различать споры, возникшие по вопросам толкования договора, и споры, возникшие по вопросам исполнения договора. Чтобы международный торговый спор разрешался согласно принципам справедливости, характеристики такого разрешения должны содержаться в самом договоре, и особенно в той его части, которая касается, например, арбитража, будь то статья договора или отдельное соглашение о третейском разбирательстве. Если в момент подписания договора стороны не подумали о том, чтобы соответствующим образом воспользоваться этими инструментами, потом они не смогут возложить на институт арбитража свою собственную ошибку или небрежность.
Известный барристер, член Арбитражного суда международной торговой палаты (Париж), арбитр Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ Р. Ронкалья приводит примеры довольно большого количества договоров, в том числе и на значительные суммы, составленных с непостижимой небрежностью: с неясными местами, пропусками или даже прямыми ошибками, порой включающими в себя ничтожные арбитражные оговорки, что приводило к международным торговым спорам, вызванным именно этими недостатками договора.
В практике Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ также используются механизмы, позволяющие в соответствующих случаях упрощать арбитражную процедуру. В частности, речь идет о формировании арбитражного состава при незначительной цене иска, когда решающий состав будет состоять не из трех арбитров, а из единоличного арбитра. Более короткий срок формирования арбитражного состава отразится на общем сроке арбитражного разбирательства и даст существенную экономию материальным затратам сторон. Следовательно, ускоренные и упрощенные процедуры международного коммерческого арбитража позволяют повысить его эффективность в материально-правовом аспекте.