Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Н.М. Карамзин – отец российского консерватизма

one_butterfly 276 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 23 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2021
Целью данной работы является изучение главных идей консервативной идеологии Н.М. Карамзина. Достижение указанной цели осуществлялось путем решения следующих основных задач: 1. изучение биографии Н.М. Карамзина и определение слово «консерватизм»; 2. изучение консервативной концепции в России XIX века; 3. изучение консервативных взглядов и трудов Н.М. Карамзина;
Введение

В данной исследовательской работе мы попытаемся проанализировать консервативные взгляды и работы Н.М. Карамзина. Для выяснение вопроса нам необходимо сначала понять само определение слова «консерватизм» и разузнать личность Н.М. Карамзина . Анализ современных течений российского консерватизма показывает, что советский социалистический опыт должен был уничтожить возникновения консервативной идеологии, однако основные подходы дореволюционного консерватизма возродились в новых исторических условиях и присутствуют в жизни современной России. Конечно же, современная Россия понимает уникальный и трагический опыт русской истории в ХХ веке после 1917 года. Россия очень много пережила: фактический провал либеральных реформ, острый экономический и политический кризис, в результате которого последовала революция. Эпоха, переживаемая ныне Россией, весьма сложно поддается толкованию. Можно привести пример, таких как: оживление поисков исконной русской традиции, попытки определения национальной идеи, возрождение консервативных тенденций, что связано в современной России с явственным разочарованием в социалистических и либеральных парадигмах. В данное время усиливается интерес россиян к своей истории, когда государство находится в состоянии проводимых реформ, смысл, которого часто заключается в чисто механическом перенесении зарубежного опыта на русскую почву, часто пишут о России XIX века, когда общественность была активно занята поиском идеала русского государства. В этом смысле духовное наследие таких великих русских мыслителей как Н.М Карамзин сохраняет свою актуальность. В ходе которого особенностью темы данной работы является необходимость комплексного изучения мировоззрения Н.М. Карамзина. Поэтому я выбрала именно тему «Н.М. Карамзин – отец российского консерватизма» для курсовой работы. В историографии можно встретить различающиеся между собой точки зрения. Корнилов А.А. видит в Карамзине отца теории «официальной народности» , Н.В. Минаева склонна считать, что «положение об изначальном единении монарха с народом, освящаемое авторитетом церкви, также в значительной степени трансформируется на основе изложенных в легитимистском духе просветительских представлений о «благе народа», которые у Карамзина приобретают черты будущей официальной народности». Такие же исследователи как Ермашов Д.В. и Ширинянц А.А. подчеркивают отличия теории «официальной народности» от идеологии Карамзина, которые, по их мнению, состоят в следующем: 1. Для Карамзина понятие «народность» является не только националистической идеей, но и заключает в себе стремление самодержавия к расширению своей социальной базы. 2. В различных оценках роли дворянства и бюрократии в государственном управлении .
Содержание

Введение 3 1 Консервативные взгляды Н.М. Карамзина 5 1.1 Определение слово «консерватизм» и краткая биография Н.М. Карамзина………………………………………………………………….. 5 1.2 Начало существования консервативных взглядов и деятельность Н.М. Карамзина …………………………………………………………………. 9 2 Работы Н.М. Карамзина 14 2.1 «Записка о Древней и Новой России» - первый манифест российского консерватизма……………………………………………………………………14 2.2 Особенности консерватизма……………………………………………….. 20 Заключение 22 Литература 23
Список литературы

1. Гусев В.А. Консервативная русская политическая мысль. Тверь: РИФ, 1997. - 146с. 2. Жукова О. А. Читая Карамзина: философские вопросы российской истории // Вопросы философии, 2016. № 12. С. 111-116. 3. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991. 4. Карамзин Н.М. Историческое похвальное слово Екатерине II // Сочинения Карамзина: В 3 т. Т. 1. СПб., 1848. С. 313. 5. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1. С. 67. 6. Карамзин Н.М. Сочинения. В 2 т. Л., 1984. 7. Кислягина Л.Г. Формирование идеи самодержавия в политической концепции Н.М. Карамзина // Вопросы методологии и истории исторической науки. М., 1977. С. 134. 8. Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941. С. 180. 9. Русские мыслители. Ростов-на-Дону, 2003. 10. Сахаров А.Н. Уроки "бессмертного историографа" // Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12т. Отв. ред. Сахаров А.Н. М.: Наука, 1989.- Т.1.-637с. 11. Соловьев Э.Г. "У истоков российского консерватизма" // Полис. 1997. № 3. 12. Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М., 2004. 256 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I . КОНСЕРВАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ Н.М. КАРАМЗИНА 1.1 Определение слово «консерватизм» и краткая биография Н.М. Карамзина Консерватизм (от лат. слово conserve – сохранять, охранять) имеет очень много определений, но суть у них одна, это установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. В консерватизме главной ценностью является сохранение традиций общества, его институтов и верований. Самым подходящим, в определении слова консерватизм, является способ сохранения монархической власти для того, чтобы не было в обществе революций, разрух. Одним из основоположников русского консерватизма является Н.М. Карамзин (1766-1826). Он историк, поэт, писатель, критик, переводчик и журналист. Родился в селе Михайловка Самарской губернии в семье помещика. Образование получил в Москве в пансионе профессора Шадена (1780—83). Первым печатным трудом Карамзина был перевод идиллии С. Геснера «Деревянная нога» (1783). В 1784 сблизился с новиковским просветительским центром, многие деятели которого были масонами. Испытав влияние масонов А. А. Петрова, А. М. Кутузова, Карамзин занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. Постепенно освобождаясь от влияния масонов, а потом, порвав с ними, Карамзин проявлял все больший интерес к писателям французского и немецкого Просвещения. Убеждения молодого Карамзина противоречивы. Философия Просвещения и литература сентиментализма пробудили в нем интерес к человеку, чье нравственное достоинство не зависит от богатства и сословной принадлежности. Идея личности стала центральной в эстетической концепции Карамзина. Весной 1789 Карамзин уехал за границу, посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства, посещал заседания Учредительного собрания. Из Франции Карамзин направился в июне 1790 в Англию. В Москву Карамзин вернулся осенью 1790. В 1791—92 он издавал ежемесячный «Московский журнал», в котором напечатал большую часть «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», очерки, рассказы, критические статьи и рецензии, переводы из Стерна, Ессиана и др. Впервые в русском журнале большое место заняла критика: рецензии на русские и иностранные книги, спектакли парижских и московских театров. К сотрудничеству в нем Карамзин привлек своих друзей И. И. Дмитриева и А. А. Петрова, а также М. М. Хераскова, Г. Р. Державина, Ю. Нелединского-Мелецкого, Н. А. Львова, С. С. Боброва. Статьи Карамзина развенчивали эстетику классицизма и утверждали новое направление — сентиментализм. Осенью 1793 Карамзин был потрясен «ужасными происшествиями» во Франции — расправой якобинцев с врагами революции. Якобинская диктатура возбудила в нем сомнение в возможности для человечества достичь счастья и благоденствия вне христианских ценностей. Карамзин осудил революцию и просветителей как пустых и опасных мечтателей. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые произведения Карамзина. По убеждениям Карамзина, в мире сосуществуют законы сердца и природы, следование которым несет человеку счастье, и противостоящие им законы людей и неба, ломающие жизнь человека. Повести Карамзина проповедуют христианское смирение перед этой роковой неизбежностью, проникнуты состраданием к несчастным, тихим осуждением безжалостных законов человечества. К середине 1790-х Карамзин становится главой русского сентиментализма. Карамзин учил ценить не сословную принадлежность человека, а его душевный мир: он расширял возможности искусства в изображении человека. Переводя «все темное в сердцах на ясный нам язык», найдя «слова для тонких чувств», Карамзин создал лирику нового типа. Достижения Карамзина усваивали В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, молодой А. С. Пушкин. Увидев гибель якобинцев и победу буржуазии, спешившей утвердить строй социального неравенства, Карамзин стал рассматривать революцию как трагическую ошибку. Он предсказывал, что Наполеон в ближайшее время из консула станет монархом, и объяснил это превращение политическим учением французских просветителей, которые считали, вслед за Монтескье и Руссо, что республиканское правление оправдывает себя только в маленьких странах, а в больших должна быть монархия, смягченная просвещением. Поскольку Россия — огромная страна, ей, по мнению Карамзина, больше, чем Франции, присуща монархия; нужно только, чтобы она была просвещенной. Надежду на это подал Александр I, которого Карамзин приветствовал одой. В 1802—03 он издавал журнал «Вестник Европы», где преобладали литература и политика. К сотрудничеству Карамзин привлек Державина, Хераскова, Дмитриева и своих молодых последователей — В. В. Измайлова и В. А. Жуковского. Карамзин одним из первых в русской мысли поставил вопрос о негативных последствиях правления Петра I, поскольку стремление Императора преобразовать Россию в подобие Европы подрывало «дух народный», т. е. самые основы самодержавия, «нравственное могущество государства». Стремление Петра I к новым для нас обычаям переступило в нем границы благоразумия. Карамзин фактически обвинил Петра I в насильственном искоренении древних обычаев; роковом социокультурном расколе народа на высший, «онемеченный» слой и низший, «простонародье»; уничтожении Патриаршества, что привело к ослаблению веры; переносе столицы на окраину государства, ценой огромных усилий и жертв. В итоге, утверждал Карамзин, русские «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России». Работа Карамзина над «Историей государства Российского» была временно прервана Отечественной войной 1812. Сам Карамзин готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу покинул город. 1813 Карамзин провел в эвакуации вначале в Ярославле, а затем в Н. Новгороде. В Москву возвратился в июне 1813 и продолжил работу над «Историей», невзирая на то, что в московском пожаре 1812 сгорела его библиотека. В 1816 г Карамзин приехал в Петербург просить средств на издание первых 8 томов. При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, после приема у А. А. Аракчеева, Александр I удостоил Карамзина высочайшей аудиенции, в результате которой были выделены необходимые средства и написанные тома «Истории» без цензуры вышли в 1818. «История государства Российского» пользовалась огромным успехом. С 1816 и до момента своей смерти Карамзин жил в Петербурге, общаясь с В. А. Жуковским, С. С. Уваровым, А. С. Пушкиным, Д. Н. Блудовым, П. А. Вяземским и др. По предложению Александра I Карамзин стал проводить каждое лето в Царском Селе, что всё более и более усиливало его близость к царской семье. Государь неоднократно беседовал с Карамзиным во время прогулок по царскосельскому парку, постоянно читал в рукописи «Историю», выслушивал мнения Карамзина о текущих политических событиях. В 1818 был принят в члены Российской Императорской академии. В 1818 вышли 8 томов «Истории» тиражом в 3 тыс. экз., которые стремительно разошлись в 25 дней. Значение этого грандиозного труда точно выразил П. А. Вяземский: «Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая». Роль Карамзина как деятеля русской историографии в целом осознана в русской мысли. Однако значение Карамзина как консервативного мыслителя, оказавшего определяющее влияние на русскую патриотическую мысль, историкам и философам еще предстоит раскрыть. В политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, пропагандировал идею всесословного, хотя и не одинакового для разных сословий, просвещения. Программа царствования изложена им в работе «Историческое похвальное слово Екатерине II». Прикрываясь «Наказом» Екатерины, Карамзин считал необходимым осуществление политики просвещенного абсолютизма. Стараясь воздействовать на царя, Карамзин передал ему свою «Записку о древней и новой России». Повторив мысль, что «самодержавие есть палладиум России», что крепостное право должно быть сохранено, он подвергал резкой критике реформы масона Сперанского. Карамзин верил в спасительную силу самодержавия и осудил восстание декабристов 1825. Выступления Карамзина служили укреплению русского государственного порядка, с которым боролись декабристы-масоны. Консервативно-монархические взгляды Карамзина легли в основу русской историографии XIX в. Величие труда Карамзина состояло в том, что на основании большого количества исторических источников он впервые дал цельное изложение истории России с древнейших времен до XVII в. Работа Карамзина способствовала пробуждению интереса к истории в широких кругах русского общества. «История» явилась также своеобразным художественным произведением, запечатлевшим не только политический идеал Карамзина, но и его художественную концепцию русского национального характера. С 1803 до самой смерти Карамзин занимался «по высочайшему повелению» «Историей государства Российского». В 1805—1808 были закончены 3 тома этого труда, главы из которых Карамзин читал Александру I. В 1811 Карамзин подал Александру I «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой изложил свою концепцию российской истории и резкую критику «новшеств», проводимых в первое десятилетие царствования Александра I. Он признавал, что крепостное право — «зло», но освобождать крестьян теперь — «не время», ибо крестьяне еще «не доросли» до свободы. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге. 1.2 Начало существования консервативных взглядов и деятельность Карамзина XIX век в России ха¬рактеризуется расцветом русской культуры, формированием основных элементов нацио¬нального самосознания. Общая мысль этого периода характеризуется широким спектром идей рассматривающих будущее России. События во Франции оказали глубокое влияние на сознание передовой части русского общества в начале XIX века. Для Карамзина Вели¬кая Французская Революция послужила катализатором для формирования его мировоз¬зренческих представлений1. Карамзин является представителем идеологии консервативного течения, которая господствовала в идеях дворянского общества. Результатом его размышлений стала ори¬гинальная концепция утопического мироустройства России, которая основывалась бы на гармонии, "определяющую высшую целесообразность всего происходящего. Это была концепция "проникнутая духом монархизма и почти мистического государственничества"2, в которой мыслитель попытался обосновать необходимость сохранения абсолютной монархии для России. Особенность концепции Карамзина состоит в том, что мыслитель пытался воплотить в ней стремление обновить старые основы европейскими идеями, но с сочетанием главного принципа русского консерватизма – самодержавия. Среди источников мировоззрения Ка¬рамзина необходимо выделить Руссо, его идею гуманизма, представление о внесословной ценности человека. Карамзин также использует в своей концепции положения теории Монтескье о зависимости политического устройства государства от величины его терри¬тории. Карамзин вывел свою концепцию самодержавия как фундамент самобытной инди¬видуальности исторического развития России, которая в своем содержании сливается с идеей о самобытности русского народа. Карамзин превозносит национальный характер "как некую реальную субстанцию, призванную обеспечить исключительный путь разви¬тия России".1 Первым произведением Карамзина, в котором уже можно было рассмотреть элемен¬ты его концепции самодержавия, было "Историческое похвальное слово Екатерины II" в нем Карамзин показывает преимущество монархического правления. "Оно всех других со¬образнее с целью гражданского общества: ибо всех более способствует тишине и безопас-ности". На основе исторических фактов эпохи Карамзин демонстрирует силу государства и величие русского духа. Мыслитель доказывает выгоды абсолютной власти главным об¬разом для укоренения в сознании русских людей идеи монархической власти как подлин¬но самобытного русского начала. Карамзин выступил с признанием "исторической право¬ты самодержавия не раз спасавшей Россию от гибели"2. С другой стороны, Карамзин негативно высказывается в отношении республиканской формы правления, свойственной для стран Западной Европы. Любое "многосложное правление", считал он, будет вечным раздором, несчастное орудие которого - простой народ3. В 1811 г. Карамзин написал "Записку о старой и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", где были сформулированы главные положения его концепции. В "Записке..." историк доказы¬вал, что единственно возможный для России политический строй – самодержавие. Мыс¬литель понимал его как "надклассовую", надсословную силу, обеспечивающую движение русского народа вперед. В ходе исторического процесса самодержавие становится все бо¬лее "разумным", мягким - оно постепенно переходит от самовластия к своеобразному ва¬рианту просвещенного абсолютизма, своеобразие которого состоит в особом патриархаль¬ном типе правления4. Своей "Историей государства Российского" Карамзин доказывал российскому обще¬ству, что у нас есть собственное прошлое и собственная традиция. Этой традицией, про¬низывающей всю историю России, является российская самодержавная государствен¬ность. Возвеличивание монархического начала, его священного характера - основной принцип "Истории государства Российского"5. Для России Карамзин определил мир-ный, безреволюционный путь развития, отличный от Европы4. "Самодержавие основа¬ло и воскресило Россию". "Россия... гибла от разновластия, а спасалось мудрым самодер¬жавием"6. Карамзин обращается к "просвещенному" самодержавию, сохранившему вер¬ность христианскому идеалу разума, способного обеспечить бесконфликтное развитие русского народа2. Бог и государь предложены им в одной формуле7. В концепции Карамзина вырисовывается особое отношение мыслителя к православию. "По его мне¬нию, история подтверждает истину, что вера есть особенная сила государственная " . Карамзин отводит православной церкви, которая согласно его концепции "совесть" вла¬стителя, роль нравственной базы в случаях отклонения от естественного хода. Карамзин разработал программу охраны господствующей политической системы самодержавия. В его концепции сочетались патримониальные идеи, основанные на покор¬ности царю и помещику с некоторыми понятиями просветительской идеологии: укрепле¬ние и развитие национального достоинства, утверждение ценностей человеческой лично-сти. Но при этом теория Карамзина - истинно русское порождение, он исходит из идеи сохранения крепостного права и незыблемости абсолютной власти7. Воспринимая самодержавие как идеальное понятие, Карамзин в центре своей концепции ставит идеи го¬сударственности, рассмотренные через призму национального достоинства, незыблемости закона, подкрепленного деятельностью монарха-философа7. В "Записке..." и других своих произведениях Карамзин выступает не просто сторонником самодержавия, а в виде самовластья, которое, по мнению мыслителя, "должно распространить вокруг себя благоде¬яние и счастье". Только самовластье представляется той политической формой достойной культурной эпохи, так как народное правление признается лишь уделом дикарей. "Пред¬мет самовластья есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы дей¬ствие их направить к величайшему благу". Карамзин сторонник патриархальной монархии8. "Счастье гражданина", "счастие народное" вот главная цель государственной власти, и народ как главный носитель национальных традиций является гарантом этой власти, си¬лой способной решать судьбу самодержавия. В изображении Карамзиным русский народ предстает в единстве национального духа и правители народа лишь несут в себе лучшие черты национального характера. Причем значение государственного деятеля определяется степенью его связи с народом, и только в ситуации "народ плюс власть" силы государства удесятеряются. Одна их глав 9 тома "Истории..." названа им "Любовь россиян к самодер¬жавию". Как думал Карамзин, эта "любовь" является главным доводом в пользу россий¬ского самодержавия, так как русский народ считает "власть государеву властью боже¬ственной", мыслитель обосновывал "священное право монарха на власть". "Мудрое" само¬державие рисовалось Карамзину как созидательная сила, подчиняющая интересам госу¬дарства аристократию, олигархию, уничтожающая разъединительные тенденции в обще¬стве. Карамзин утверждал, что правление в России "есть отеческое, патриархальное", "в России государь есть живой закон"3. Концепция самодержавия Карамзина базируется на безграничной власти самодерж¬ца, основанной на его личной добродетели. Таким образом, самодержавная власть - это всегда испытания его носителя. Карамзин устанавливает власть монарха над законом, а единственными средствами, которыми предполагается ограничение его воли это нрав¬ственность и добродетель. Самодержец не имеет никакого права вмешиваться в частную, "домашнюю жизнь" народа. Разрушение национальных ценностей приводит к порожде¬нию тоталитарного общества. Эта особенность консервативной теории у Карамзина яв¬ляется той чертой, которая отделяет абсолютную власть монарха от деспотизма. В своей "Истории..." Карамзин приводил конкретные примеры из русской истории. Карамзин один из первых высказал мысль легитимной модели российской государственности. Сформиро¬вав патримониальную идею божественного происхождения монархической власти в Рос¬сии, он дополнил её целым блоком исторических доказательств легитимности как единственно возможной. Карамзин сформировал национальный легитимистский принцип, обуславливающий законность правящей династии на основе самобытных, естественноис¬торических начал единения самодержавия и народа, что является выражением коренных национальных интересов россиян. По Карамзину, следовать традициям - означает дей¬ствовать в соответствии с ходом истории. Таким образом, в концепции происходит слия¬ние двух противоречивых принципов: с одной стороны монарх помазанник божий на зем¬ле, с другой основанный на законе как на авторитете7. Карамзин всесторонне осмысливает тему народа: "Народ есть острое железо, кото¬рым играть опасно ...Всякое гражданское общество есть святыня"9. Карамзин задумы¬вался о судьбе русского народа на путях европейской мировой истории1. Взгляд Карам¬зина на природу русского самодержавия можно выразить в следующем: Россия не Англия, она имеет свою судьбу, а самодержавие есть душа ее. Принцип европейской либеральности противоестественен России. "Каждый народ в своем историческим развитии реализует присущий только ему тип культуры, в основе которой лежит создание национальной госу¬дарственности. Самодержавие – "это душа, сущность исторического развития русского народа". Сложность концепции состоит в стремлении обновить идеологию консерватизма новыми европейскими понятиями, главным из которых является принцип законности1. Среди противоборствующих идей, вызывающих революционные настроения "архаически¬ми представлениями" консервативного дворянства, Карамзин создал компромисс, соче¬тавший в себе идеи европейского Просвещения и принципы нерушимости монархической власти7. ГЛАВА II . РАБОТЫ Н.М. КАРАМЗИНА 2.1. «Записка о Древней и Новой России – первый манифест российского консерватизма Свою политическую концепцию Карамзин высказывал еще в издаваемом им «Вестнике Европы», который был практически первым политическим журналом в России, где наряду с публикациями политических сочинений античных, французских, английских авторов Карамзин излагал и свои взгляды относительно форм правления, политических режимов, содержания законов и т. д.. Но последовательную и подробную разработку его политическая концепция получила именно в «Истории государства Российского», а конкретизацию — в «Записке о древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях», составленной на имя царя Александра I в 1811 г. Главной темой «Записки» было исследование форм правления, наиболее пригодных для России. На примере анализа правления Ивана IV Карамзин подверг аргументированной критике тиранию. Он осудил незаконное «свирепствование» этого царя, погубившее целые города и множество подданных, и в целом характеризовал его царствование «как омрачение России ужасами мучительства», отметив, что результатом подобной тирании стало не только повсеместное «запустошение земель», приведшее к «оскудению жизни всех людей», но и глубокое падение нравов, наступившее вследствие воздействия на подданных страхом насильственной смерти. Теоретически Карамзин характеризовал тиранию как образ правления, при котором нарушаются естественные, положительные и нравственные законы. В своих рассуждениях о форме правления Карамзин неоднократно подчеркивал, что в душе он республиканец, добавляя при этом, что вполне возможно оставаться республиканцем и при монархии. Само понятие республики как организации государственной и общественной жизни для него означало достижение свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном статусе общества. Реальный уровень нравственности людей, степень их политической грамотности являются теми показателями, которые определяют, к какой форме правления подготовлена та или иная страна. Например, Франция, которая так жаждала республики, не была к ней готова и потому в конечном счете подчинилась Бонапарту, и последний, по мнению Карамзина, не был похитителем власти, а напротив, носителем истинной монархии, проводящим «благодетельную политику». Идеалом для Карамзина был сильный монарх, опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Предпочтение к монархическому образу правления у Карамзина мотивируется также географическими факторами. Историк полагал, что обширность территории России, численность ее народонаселения былое историческое величие предопределили ее к монархии. Карамзин считал, что историческое преодоление раздробленности в XIII—XIV вв., свержение татаро-монгольского ига и образование единой и независимой страны с централизованной властью и управлением во многом явились результатом деятельности великих московских князей, обладавших единодержавной властью. Карамзин — противник разделения властей. «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга»10. Государь соединяет в одном лице все власти, поскольку «наше правление есть отеческое и патриархальное» и особа монарха представляет образ отечества. Всю социально-политическую систему страны он представлял формулой: «Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми Государь — единственный законодатель, единственный источник власти», а потому «Самодержавие есть Палладиум России; целостность его необходима для ее счастья»11. Однако не следует считать, что Карамзин не желал никаких перемен в нынешнем состоянии Российского государства. В «Записке» он писал: «Я не безмолвствовал о налогах в мирное время, о нелепой... системе финансов, о грозных военных поселениях, о странном выборе некоторых сановников, о министерстве Просвещения или затмения, о необходимости уменьшить войско, воюющее только в России... и наконец, о необходимости иметь твердые законы гражданские и государственные». Расхождения предложений Н.М. Карамзина с проектами М. М. Сперанского заключались не в содержании их политических взглядов (оба хотели «учредить Россию на законах непременных»), а в способе их реализации. Сперанский предложил реформу государственных преобразований, предусматривающую существенные изменения в устройстве основных институтов и учреждений власти и управления в стране. Карамзин же полагал, что «дела не лучше производятся... чиновниками другого названия... так как не формы, а люди важны»12. Дело не сдвинется учреждением Государственного совета (Государственный совет образован по проекту Сперанского в 1810 г.) и министерств. Величие царствования Петра I не в создании Сената с коллегиями, а в приближении «мужей знаменитых и разумом честных... не только в республиках, но и в монархиях кандидаты должны быть назначаемы единственно по способностям»13. В вопросах назначения и подбора чиновников на государственную службу Сперанский, кстати, придерживался тех же взглядов, но Карамзина раздражало «увлечение формой», результаты которого он усматривал в программах образования новых представительных учреждений, реализующих в своей деятельности принцип разделения властей.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 33 страницы
500 руб.
Курсовая работа, История, 26 страниц
450 руб.
Курсовая работа, История, 29 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg