Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПСИХОЛОГИЯ

Профессиональное самоопределение как поиск личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности

one_butterfly 220 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2021
В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости. В настоящей работе мы попытаемся определить насколько выбор профессии связан с самоактуализацией старшеклассников. Как они сами видят свою будущую жизнь и профессию. С этой целью мы рассмотрим общие теоретические взгляды на проблемы самоопределения и самоактуализации, а также приведем рассуждения самих старшеклассников по поводу своего выбора профессии.
Введение

На сегодняшний день треть незанятого населения, невостребованного на рынке труда - это молодёжь Наличие образования уже не обеспечивает автоматически профессиональную карьеру, даже просто получение работы. Ещё в более трудном положении находятся молодые люди - выпускники средних школ. По данным органов управления образованием, значительная их часть не имеет сформированных планов профессионального самоопределения, не делает осознанного выбора профессии. Выпускники нередко весьма смутно представляют содержание профессий, потребность в них, путь из освоения, возможности трудоустройства. Особого внимания в сложившейся ситуации требуют учащиеся выпускных классов, находящиеся накануне выбора профессии и места учёбы или работы, так как действующие учебные программы не учитывают современных потребностей рынка труда Как показывают исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Понятия профессионального и личностного самоопределения 4 Основные задачи профессионального самоопределения 5 Типы и уровни профессионального самоопределения 7 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8 Профессиональное самоопределение как процесс самореализации 10 Некоторые размышления выпускников по поводу выбора профессии 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 Список литературы 21
Список литературы

1.Берг В. Карьера - суперигра. М.: АО Интерэксперт, 1998. 272 с. 2. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990. 220 с. 3. Вопросы профессионального самоопределения старшеклассников и доступность высшего образования. // Журнал "Образование в современной школе", (октябрь), 2003 г. стр. 51-55 4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с. 5. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс, 2000, № 3. 6. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание. Сер. "Педагогика и психология", 1983. №2. 95 с. 7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с. 8. Маслоу А.Мотивация и личность: Перевод с английского. - СПб: Питер, 2006. - 352 с 9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с. 10. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. 352 с. 11. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 108 с. 12. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 184 с. 13. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - Служебный перевод. - http://www.vusnet.ru/forum 14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Отрывок из работы

Понятия профессионального и личностного самоопределения В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на "жизненный успех", на "успешную карьеру". Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентация и профконсультация - это "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Понятие "карьера" широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется "психологией карьеры"). В России существует своя традиция употребления слова "карьера" - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа "карьеризм"). В американской традиции карьера - это "определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни" (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)". Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции. Основные задачи профессионального самоопределения Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: · информационно-справочные, просветительские; · диагностические (в идеале - помощь в самопознании); · морально-эмоциональная поддержка клиента; · помощь в выборе, в принятии решения. Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: [4] 1) проблема решается "вместо" клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является "субъектом" выбора); 2) проблема решается "вместе" (совместно) с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения); 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом). Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информация (это тоже помощь!), на втором уровне - психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уровне - психолог объясняет клиенту, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.п.). Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает). Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). [11, c. 45-46). Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать. Типы и уровни профессионального самоопределения Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. Возникает вопрос, как эти типы между собой соотносятся? На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае, человек в своем хобби (например, при сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной "профессионал", да и окружающие говорят о таком человеке как о "настоящем поэте". Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие: 1. Для профессионального самоопределения характерны: а) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); б) для профессионального самоопределения требуются "подходящие", благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.). 2. Для жизненного самоопределения характерны: а) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; б) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других "объективных" факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы. 3. Для личностного самоопределения характерны: а) невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отмечалось, трудно представить себе на уровне здорового воображения, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что "обладатель данного документа является… Личностью"); б) для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не "благоприятные" в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с "главным делом" жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание… При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К.Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность" [10, c. 78-79]. Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) [6, c. 62-63]. Самоопределение предполагает не только "самореализацию", но и расширение своих изначальных возможностей - "самотрансценденцию" (по В. Франклу ): "…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни" Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции. Н.А. Бердяев в работе "Самопознание" отмечает, что еще "на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: "Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла" . Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения. При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы "пустота"). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы - это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом - это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое "достижение"). Профессиональное самоопределение как процесс самореализации А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление». Маслоу указывает [8] следующие особенности самоактуализирующихся людей: 1. "более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней"; 2. "принятие (себя, других, природы)"; 3. "спонтанность, простота, естественность"; 4. "сосредоточенность на задаче" (в отличие от сосредоточенности на себе); 5. "некоторая отстраненность и потребность в уединении"; 6. "самостоятельность, независимость от культуры и среды"; 7. "постоянная свежесть оценки"; 8. "мистичность и опыт высших состояний"; 9. "чувства сопричастности, единения с другими"; 10. "более глубокие межличностные отношения"; 11. "демократическая структура характера"; 12. "различение средств и целей, добра и зла"; 13. "философское, невраждебное чувство юмора"; 14. "самоактуализирующееся творчество"; 15. "сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры". В своей последней книге "Дальнейшие рубежи развития человека" [13], Маслоу описывает восемь путей, которыми может самоактуализироваться индивид, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. 1. Если мыслить жизнь как процесс принятия решений, то самоактуализация означает, что в каждом решении мы делаем выбор в пользу роста. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет свои позитивные и негативные стороны. Выбирать безопасное - значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост - значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать столкнуться с неизвестным. 2. Актуализироваться - значит становиться действительным, фактически осуществлять свои потенциальные возможности. Под "собой", "самостью" или "Я" человека Маслоу подразумевает ядро, сущностную природу индивида, куда входят темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, само-актуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому то или иное явление, независимо от мнений и точек зрения других. "Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к самому себе в каждый момент жизни" [8, с. 47]. 3. Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы обращаемся за ответом внутрь, мы соприкасаемся со своим внутренним Я. 4. Первые пять шагов помогают развить способность "выбирать в жизни лучшее". Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что благодаря этому индивид выбирает лучшее из того, что для него конституционно правильно, - как в области искусства, музыки и пищи, как и в серьезных жизненных вопросах, таких как выбор спутника жизни или профессии. 5. Самоактуализация представляет собой также постоянный процесс раскрытия своих потенциальных возможностей. Это означает применение своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать" [8, с. 48]. Большой талант или разумность - не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, в то время как другие, может быть со средними талантами, сделали невероятно много. 6. "Пиковые переживания" - переходные моменты самоактуализации" [8, с. 47]. Мы более целостны, более интегрированы, больше сознаем себя и мир в "пиковые" моменты своей жизни. В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию. 7. Дальнейший шаг самоактуализации - это выявление своих "защит" и работа по освобождению от них. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образа себя и образы внешнего мира посредством подавления, проекций и других механизмов защиты.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg