Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Тактика взаимодействия классного руководителя с родителями учеников

one_butterfly 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2021
Актуальность исследования. Работа по формированию педагогической культуры родителей является важной составляющей воспитательной компетентности учителя, воспитателя, педагога. Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей обучающегося во многом зависит эффективность формирования личности ребёнка. Родитель и классный руководитель — самые главные взрослые в жизни ребенка с того момента, когда он переступает порог школы. От того, насколько чутки они к самым различным вопросам школьной жизни учащегося и последовательны в своих действиях, от того, насколько внимательно способны уловить изменения в его поведении и отношении к учебе, во многом зависит успешность ребёнка. Ребёнок нуждается в помощи и поддержке. В школе нет родителей, которые помогут ему советом, ободрят, направят. А дома нет учителя, который поможет настроиться на выполнение заданий, объяснит, как нужно правильно выполнить их, проследит, соответствует ли поведение ребенка установленным требованиям. Да, цель у родителей и педагога одна. Однако отношения школы и семьи, учителей и родителей пока ещё не всегда являются нормальными. Очень часто они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей. Цель исследования – изучение деятельности классного руководителя по работе с родителями учеников. Объект исследования – процесс деятельности классного руководителя. Предмет исследования - работа классного руководителя с родителями. Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования: • Анализ литературы по данной теме. • Изучить основные функции деятельности классного руководителя. • Изучение взаимодействия классного руководителя с родителями учеников. • Теоретически рассмотреть формы и методы работы с родителями в современной школе. • Рассмотреть интерактивные формы взаимодействия классного руководителя с семьей воспитанника. • Составить методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями учеников. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Введение

Школа и семья - два важных института социализации детей младшего школьного возраста. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Школа играет важную роль в развитии детей младшего школьного возраста. Посещая школу, дети получают образование, приобретают умения взаимодействовать с другими людьми, по этапам выстраивать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими умениями, зависит от отношения семьи к образовательному учреждению. Важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации ребёнка, его взгляды, а также поведение в различных областях общественной жизни. Пример родителей и их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Многие родители стесняются советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка или зачастую считают, что справятся со всем самостоятельно, ведь кто лучше них знает их детей. Также бывают случаи, когда родители боятся вынести свою проблему за границы семьи, опасаясь, что она станет доступной широкому кругу людей. Поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и все-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Роль классного руководителя чрезвычайно важна — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Педагог должен стать помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и доверия. Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Достигнуть успеха в воспитании учеников, возможно только при учёте индивидуальных особенностей каждого из них, а также внимательного отношения к его родителям, умении выстроить с ними доверительные отношения и найти взаимопонимание.
Содержание

Введение…………………………………………………………………. Глава 1. Теоретические основы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника в общеобразовательной организации ………. 1.1. Взаимодействие классного руководителя и семьи младшего школьника…………………………………………………………………… 1.2. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника…… 1.3. Основные функции деятельности классного руководителя по работе с родителями…………………………………………………………........... 1.4. Выводы по главе……………………………………………………………. Глава 2. Способы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника в общеобразовательной организации…………………. 2.1. Формы и методы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников…………………………………………………………………………. 2.2. Интерактивные формы взаимодействия классного руководителя с семьей воспитанника………………………………………………………………… 2.3. Выводы по главе ………………………………………………………. Заключение……………………………………………………………………. Список использованной литературы…………………………………………
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника в общеобразовательной организации 1.1. Взаимодействие классного руководителя и семьи младшего школьника Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром, а значит она представляет собой и взаимодействие с другими людьми. Термин «взаимодействие», который раскрывается через явление обмена мыслями сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривается как совокупность линий поведения, суть которых раскрывается как спектр задач семейного воспитания и выстраивается на основе единого поведения в воспитании. В основе взаимодействия школы и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое говорит о равенстве поведения родителей и учителей, направленность на достижение единой цели. Но говоря о взаимодействии семьи и учителя, необходимо ввести еще один термин – понятие содружества – совместной слаженной работы, основанной на дружбе с целью достижения определенного результата. Содружество воспринимается как эмпатическая характеристика, сущность которой сводится к взаимодействию школы с семьей, готовность помочь в достижении воспитательных и образовательных задач. Учителя начальных классов находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок – родитель – педагог» понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. Сегодня педагоги и дидакты все больше говорят о необходимости взаимодействия родителей и педагогов. Тем не менее, в сложившейся ситуации все больше наблюдается дисгармония отношений. В основе этой дисгармонии могут лежать как особенности личного взаимодействия, так и сложившаяся система предубеждений, которая мешает семьям быть активными участниками педагогического процесса. Современная ситуация обнаруживает ряд противоречий: – между низким уровнем педагогического воспитания и недостаточными знаниями родителей о педагогическом процессе; – между активным стремлением родителей участвовать в педагогическом процессе и строгим регламентом, который направляет деятельность школьного учреждения; – между знаниями прав родителей и неумением ими пользоваться, а также между широкими знаниями о правах, но недостаточными знаниями об обязанностях; – между необходимостью построения взаимоотношений педагогов с родителями ребенка и недостаточной компетентностью обеих сторон в данном процессе [20]. Сотрудничество же предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная позиция как родителей, так и педагогов в процессе воспитания ребенка, позволяет заинтересоваться друг в друге, стать не соперниками, но союзниками в нелегком процессе становления маленькой личности. Взаимодействие педагога и родителей является одним из важнейших направлений педагогической деятельности. Именно в этом взаимодействии формируется понимание специфики ребенка и именно через него происходит полноценное формирование личности. Сам же преподаватель помогает родителям разобраться в особенностях развития ребенка, пережить возрастные кризисы и вместе реализовать воспитание. К общим характеристикам взаимодействия классного руководителя и семьи младших школьников можно отнести: - личностный контакт, возникающий между воспитателем и воспитанником; - направленность педагогического взаимодействия на развитие личности ребенка; - следствием педагогического взаимодействия являются взаимные изменения поведения, деятельности и отношений всех его участников. В контексте решаемой в данном исследовании проблемы взаимодействие будет рассматриваться нами как взаимная активность учащегося младших классов, его семьи и классного руководителя; в процессе которой будет осуществляться межличностный контакт между всеми участниками взаимодействия; направленная на всестороннее развитие личности учащегося; следствием которой будут позитивные изменения поведения, деятельности и отношений всех субъектов взаимодействия, их позитивная социализация. Структура взаимодействия, по мнению О. А. Михайленко, включает такие компоненты, как: - специфика отношений участников взаимодействия; - стиль их общения; - особенности построения совместной деятельности; - направленность взаимодействия [50]. Согласно позиции В. Н. Белкиной, у ребенка, а в большинстве случаев и его родителей в процессе взаимодействия происходит поэтапная смена социальных ролей: «зритель», «соучастник», «деятель», «мыслитель + деятель», «само-деятель», «со-деятель, «со-участник», «со-творец». При этом низшей в данной иерархии является роль «зрителя», а высшей – «сотворца» [6]. Следует также отметить, что взаимодействие классного руководителя и семьи младших школьников реализуется поэтапно. На первом этапе все его участники осуществляют взаимопознание. На основе познанного друг о друге субъекты взаимодействия переходят на этап взаимопонимания, а затем – взаимоотношения. Взаимоотношения материализуются во взаимных действиях, оказывающих на всех участников данных действий взаимное влияние. Ученые по разным признакам классифицируют виды взаимодействия. По характеру взаимодействия участников выделяют такие виды как: - объект-объектное взаимодействие предполагает пассивную позицию участников; - объект-субъектное взаимодействие характеризуется тем, что активная субъектная позиция ребенка не поддерживается педагогом; - при субъект-объектном взаимодействии активная инициативная позиция педагога не подкрепляется адекватной реакцией ребенка; - субъект-субъектное взаимодействие характеризуется взаимным, ценностным отношением к процессу сотрудничества всех участников, позицией партнерства [55]. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, взаимодействие между классным руководителем, младшим школьником и его семьей должно носить субъект-субъектный характер. По направленности взаимодействие выступает как содействие, бездействие и противодействие. Содействие может осуществляться в виде дублирования, подстраховки, помощи, поддержки, замены действий другого. Бездействие представляет собой пассивное неучастие в действиях другого человека. Противодействие – это такое поведение, при котором действия одного мешают действиям другого, препятствуют их совершенствованию и являются противоположными по результату. Таким образом, по направленности педагогическое взаимодействие должно реализовываться в виде содействия. Согласно еще одной классификации называют такие виды взаимодействия, как деструктивный (разрушающий), рестриктивный (ограничивающий), реструктивный (поддерживающий), конструктивный (развивающий). Деструктивный вид взаимодействия нивелирует цель, форму и содержание образования; дестабилизирует связи между участниками, элементами педагогической системы; вызывает необратимые негативные последствия в образовательной сфере. Рестриктивный вид взаимодействия осуществляется посредством строгого контроля за развитием отдельных качеств без учета целостного подхода к процессу развития и формирования личности; он характерен для объектной педагогики. Реструктивный вид взаимодействия обеспечивает решение тактических (ближайших) задач в педагогическом процессе, необходимых для сохранения целостности личности участников взаимодействия на определенном уровне достижений; осуществляется без учета перспективы и стратегии развития личности. Наконец, конструктивный вид взаимодействия обеспечивает целостность, учет ситуации «здесь и сейчас» и перспективы движения вперед; создает условия для дальнейшего творческого развития личности с учетом оптимальной адаптации к окружающей среде [28]. Не сложно понять, что в рамках ФГОС НО взаимодействие должно носить конструктивный характер. Это вызвано тем, что в рамках данного вида педагогического взаимодействия актуализируются: - во-первых, рефлексивные навыки субъектов (способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера); - во-вторых, способность извлекать из каждой ситуации взаимодействия опыт, необходимый для успешного общения субъектов в дальнейшем; - в-третьих, способность субъектов ставить задачи самоизменения во взаимодействии и решать их, используя полученный опыт [26]. Кроме того, конструктивное взаимодействие, связанное с преобладанием положительных эмоций, оказывает благотворное влияние на эмоционально-волевую сферу личности младшего школьника, его родителей и педагога, что является основой для развития их творческого потенциала и самостоятельности, инициативы детей, познавательных интересов, познавательной сферы личности в целом. Ситуация конструктивного взаимодействия младшего школьника, его семьи и классного руководителя в «технологически» организованной учебной и воспитательной деятельности наполнена смыслом, содержанием и эмоционально-волевым тонусом. Она представляет собой процесс, отражающий взаимное критико-преобразующее и созидательно-гармонизирующее воздействие на мышление и социально-ролевое поведение участников, результат совместных действий и процедур по поиску и нахождению содержательных компромиссов, логико-смысловой конкретизации информации и способов деятельности, создающих новые, продуктивные знания и умения [83]. Конструктивное взаимодействие при определенных обстоятельствах приобретает развивающий характер. Для этого необходимо создать возможность для проявления личностной активности всех его субъектов; соответственно спланировать и организовать все этапы взаимодействия; включить всех участников в разнообразные деятельностные и личностные связи. Развивающее взаимодействие характеризуется следующими признаками: - отношение к ребенку как к субъекту деятельности и общения; - диалогический стиль общения воспитателя с детьми; - построение совместной деятельности всех участников педагогического взаимодействия на принципах партнерства и сотрудничества; - направленность педагогического взаимодействия на формирование субъектной позиции всех участников, в особенности – ребенка. 1.2. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие учителя с родителями школьника. Семья – это та естественная среда жизни и развития ребёнка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции: - регулирование физического и эмоционального развития; - влияние на развитие психологического пола; - влияние на умственное развитие; - ознакомление ребенка с социальными нормами; - формирование ценностных ориентаций; - социальная поддержка. Выполнение этих функций способствуют климат семейных отношений, режим семейной жизни, содержание деятельности, присущее различным поколениям членов семьи. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психическое состояние детей, увеличение числа неполных семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника [11, с.83-84]. Школа и семья – естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия – значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них – условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости и развитии учащихся. Особенно важно, чтобы школы, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся. Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности учащихся [13, с.393]. Доверие является главной целью в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего педагог должен передать родителям положительный образ ребенка. Ежедневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не даёт определённых условий для их проявления. В отличие от родителей, педагог видит ребенка в разных ситуациях школьной деятельности, в среде сверстников и может проинформировать родителей об этом. Немаловажно то, чтобы родители увидели доброжелательное отношение учителя к их ребенку и были уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и классным руководителем, обмен мнениями, поиск совместных решений каких-либо задач, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Однако взаимодействие с семьями воспитанников складываются по-разному. Выяснить воспитательные возможности семьи помогает педагогическая диагностика [11, с.84]. Необходимость взаимодействия родителей и учителей отражена и в ФГОС НОО. Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются: ? участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации; ? обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы 4 образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др. В соответствии с требованиями ФГОС НОО программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом. Основная цель системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие: 1) консультирование и просвещение по психолого-педагогическим проблемам (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); 2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела); 3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты). Для моделирования процесса взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся, по мнению Т.В. Носаковой, целесообразно: – использоваие социально-педагогического подхода, обуславливающего взаимосвязь социального и профессионального самоопределения личности, и личностно ориентированного подхода, способствующего развитию индивидуальности, духовности, ответственного отношения обучающихся к проектированию собственной жизни; – определение структурно-содержательных и функциональных компонентов работы с родителями, обеспечивающих развитие социальной компетентности и уровня самоопределения их детей; – разработка способов построения содержания, конструирования и реализации процесса самоопределения обучающихся с учетом их взаимодействия с родителями и педагогами; – выявление источников направления развития данного процесса; создание перспектив для дальнейшей деятельности. Особенностью системы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся является ее структура, основанная на личностных представлениях обучающихся, социального, профессионального и семейного опыта родителей и деятельности педагога, обеспечивающего формирование нормативных знаний, умений, навыков в конкретных видах деятельности. Педагог выступает как: • организатор образовательного процесса, создания ситуации успеха в общении, взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся; • исследователь мотивации поведения, самооценки и статуса обучающегося в системе социальных отношений, его интересов и склонностей в межличностном общении; • консультант по вопросам профессиональной и социальной подготовки, развитию ценностных ориентаций обучающегося. Родители выступают в качестве: • помощника в эмоциональном общении ребенка; • участника образовательного процесса с целью познания личного опыта семейных и профессиональных отношений; • создателя условий для развития социально адаптированной и компетентной личности своего ребенка. Обучающиеся в процессе взаимодействия с педагогом и родителями выступают как: • исследователи социальных отношений, личностных изменений и новообразований; • субъекты, овладевающие первоначальным социально- профессиональным опытом; • проектировщики профессиональной, социальной и семейной жизни. 1.3. Основные функции деятельности классного руководителя по работе с родителями Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств [8, с.69]. Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой [10, с.26]. Л.И. Маленкова согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи, выделяет следующие функции классного руководителя: 1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания. Классный руководитель должен знакомить родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года [10, с.27-28]. 2. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Р.М. Капралова выделяет требования, которые должны обеспечит высокую эффективность психолого-педагогического просвещения: 1) вооружение родителей знанием научных основ теории воспитания. 2)психолого-педагогическое просвещение должно носить опережающий, предупредительный характер. 3)психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться только как функция всего педагогического коллектива школы: в соответствии с программой, с учетом подготовленности и желания учителя или другого работника школы в конце учебного года распределяются темы для подготовки к чтению лекций. 4)психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться как обязательное и принимать форму всеобуча родителей. 5)психолого-педагогическое просвещение должно сочетать теоретическую подготовку родителей с практической направленностью всех занятий, нацеленностью всех форм и методов работы на раскрытие диалектики воспитания, т.е. на обучение родителей методам активного воздействия на психику ребенка. 6)каждое занятие должно сопровождаться ярким, убедительно раскрытым с психологической и педагогической точки зрения показом методов, средств и приемов воспитания в той или иной семье, имеющей устойчивые положительные воспитательные результаты [6, с.68-71]. 3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Данная функция мотивируется задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности [10, с.30]. 4. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.). Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания. 5. Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию входит: – помощь школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися; – коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы; – связь с административными и правоохранительными органами; – участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей) [10, с.31-32]. Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg