Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование занимательного материала как средства активизации познавательной деятельности первоклассников.

one_butterfly 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2021
Проблема исследования: какие условия необходимы для наиболее эффективного применения занимательного материала для развития познавательной деятельности детей младшего школьного возраста. Объект исследования: процесс развития познавательного интереса детей средствами занимательного материала. Предмет исследования: занимательный материал, способствующий развитию познавательного интереса младших школьников. Цель работы - разработать рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников с использованием занимательного материала. Задачи: - Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования; - Выявить и теоретически обосновать наиболее эффективные формы и методы использования занимательного материала для активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста; - Обосновать значение занимательного материала в развитии познавательной активности детей. Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической, методической литературы. Теоретическая и практическая значимость исследования: Представленный в работе теоретический материал может быть полезен школьным психологам, учителям и всем тем, кто работает и имеет отношение к психологической службе в системе образования. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования психологом, учителем или родителями учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания и обновлению методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.
Введение

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из самых основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Прочные знания - это результат упорного, настойчивого труда. Организуя урок, необходимо управлять деятельностью детей так, чтобы каждый ребенок чувствовал силу успеха. Успех в труде - первостепенное условие становление личности человека. Это внутренний комфорт, радостный настрой. Не следует забывать слова В.А. Сухомлиноского «…если есть успех - есть желание учиться». Особенно важно это на первом этапе обучения - в начальной школе, где ребенок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе. Основной источник умственного труда - интерес, который служит стимулом. Этому способствует занимательный материал, который помогает сосредоточить внимание на важных моментах. Удивление - это еще один момент активизации деятельности детей. Вызванные удивление и интерес помогают возбудить мыслительную деятельность, повышают работоспособность. Проблема развития познавательной активности рассматривается в исследованиях ряда педагогов и психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Б. Голицын, О.М. Дьяченко, В.С. Ильин, Н.Н. Поддъяков, Т.И. Шамова, Г.А. Щукина и др.), направленных на изучение различных аспектов обучения детей.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретические основы элементов занимательности 4 1.1 Значение занимательного материала 4 1.2 Раскрытие сущности понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе 6 1.3 Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста 9 Глава 2. Виды занимательных упражнений 14 2.1 Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста 14 2.2 Дидактическая игра как один из видов занимательности 18 Заключение 27 Список литературы…………………………………………………………………28
Список литературы

1. Аванесова В. Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в книге «Умственное воспитание дошкольника», М., 2000. – 105 с. 2. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. - М.: Просвещение, 2003. - 413 с. 3. Головастикова П. М. «Как сделать учение увлекательным» - журнал “Начальная школа”, 2006 год, №2. – 30 с. 4. Коротаева, Е. В. Познавательная активность: вопросы педагогической тактики // Русский язык в школе. - 2008. - N 2. - С. 14-19. 5. Кулюткин, Ю. Н. Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002. 6. Маклаков А. Г. «Общая психология». СПб.: Питер, 2004. – 480 с. 7. Мусина В. П. К вопросу об изменении познавательной активности и креативности у детей // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2008. - Т. 9. № 1. 8. Мусина В. П. К вопросу об изменении познавательной активности и креативности у детей // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2008. - Т. 9. № 1. - С. 37-40. 9. Немов Р. С. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2008. - 639 с. 10. Овчарова Р. В. «Практическая психология образования». М.: Академия, 2003. – 389 с. 11. Основы психологии: Практикум/Ред.-сост. Л. Д. Столяренко, 2003. – 98 с. 12. Петрова, Е. Д. Психические процессы и состояния. - Магнитогорск: МаГУ, 2011. - Ч. 1: Познавательные процессы: учебное пособие для студентов вузов. - 2011. - 296 с. 13. Психология. Учебник. / Под. Редакцией А. А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ, 2001. – 584 с. 14. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / Под ред. Н.В. Зверевой. - М.: Педагогика, 1999. – 148 с. 15. Ремизова Н. И. «Учебная экологическая тропа на пришкольном участке» Биология в школе. №6. 2000. – 124 с. 16. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога», М.: Владос-Пресс, 2002. – 424 с. 17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2005. – 738 с. 18. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. - М.: АСТ, 2003. – 800 с. 19. Суркова Е. С. Дети, в школу собирайтесь!: Пособие по подготовке детей к школе. - Воронеж, 2001. - 96 с. 20. Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 – 384 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы элементов занимательности 1.1 Значение занимательного материала Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей, когда эти задания не обязательны для него? Во всяком случае не принуждение. Принуждение извне может угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребенка. Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения. [3] Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду на уроках может послужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса к тем математическим заданиям, которые он предлагает в ходе урока. Вызванный у детей интерес к отдельным заданиям, к математике вообще, послужит стимулом для их участия в уроке. Происходит и обратное влияние: участие в интересных математических заданиях может возбудить интерес и к самой математике. Чтобы активизировать ребят на уроке, надо не только их заинтересовать, но и вызвать удивление. Оно вызывает у детей более острое, сосредоточенное внимание. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность учащихся. Привлечь внимание детей к занятиям математики можно разными занимательными упражнениями и заданиями: задачи, загадки, ребусы, логические задания и так далее. Интересное, как и другой вид эмоционального состояния, имеет явное внешнее выражение на лицах детей, в их поведении, словесных откликах. При соблюдении определенной меры на уроках можно допускать большее переживание детьми удовольствия. Тогда у детей будет дольше сохраняться заряд интереса, который послужит стимулом для участия в последующих видах работы. Интерес в младших классах поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, мы имеем ввиду не развлечения детей пустыми забавами, а занимательность содержания заданий, либо формы, в которые они вовлекаются. Цель занимательности: привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность. Занимательность всегда несет на уроке элементы остроумия, игрового настроения, праздничности. Занимательность служит основой для проникновения в сознание ребят чувства прекрасного в самой математике. Благодаря занимательности многие древнейшие задачи (о «магических» квадратах, переливаниях жидкостей, переправах через водный рубеж и т.д.), подобно истинным творениям искусства, с любовью передаются в народе из поколения в поколение. [4] Стремление к занимательности в подаче задач, к тому, чтобы задачи стали более привлекательными, привело еще в глубокой древности к их поэтическому оформлению. Занимательный материал вносит разнообразие в урок, вовлекает детей в работу. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Вот почему включение в урок математики игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Игровые и занимательные задания должны быть разнообразными, связанными с хорошо знакомым детям материалом, доступными и интересными. Введение Буратино и Незнайки дает эффект только на первых уроках. Поэтому учитель должен знать достаточное количество игр и заданий, чтобы сделать уроки интересными и увлекательными, что активизирует работу учащихся и формирует интерес к занятиям. 1.2 Раскрытие сущности понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе Т. Гоббс выдвинул справедливое требование о том, что каждое исследование необходимо начинать с определения дефиниций. Таким образом, попробуем определить, что подразумевают, говоря о деятельности. Для начала приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе. Так Немов Р. С. определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования». [18, с.657] Исследователь Зимняя И.А. в свою очередь под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности». [12, с. 133] Деятельность это и активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё. В своих действиях человек создает объекты материальной и духовной культуры, трансформирует свои возможности, сохраняет и улучшает природу, строит общество, создает то, чего не было бы в природе без его действий. Творчество человека проявляется в том, что благодаря ему он превосходит свои природные ограничения, т.е. превышает собственные, гипотетически обусловленные возможности. В результате продуктивного, творческого характера своих действий человек создал системы знаков, инструментов воздействия на себя и природу. Используя эти инструменты, он построил современное общество, города, машины, с их помощью он произвел новые потребительские товары, материальную и духовную культуру и в конечном итоге изменил себя. «Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей». [13, с. 146] Таким образом, образовательная деятельность включает в себя самые разные виды деятельности: запись уроков, чтение книг, решение задач и т. д. В действии вы также можете увидеть цель, средство и результат. Например, прополка предназначена для создания условий для роста культурных растений. Итак, подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что деятельность - это внутренняя и внешняя деятельность человека, регулируемая сознательной целью. Деятельность человека очень разнообразна, более подробно рассмотрим познавательную деятельность человека. Проблема развития познавательного интереса младших школьников не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя. При формировании познавательного интереса младших школьников к выполнению разного рода заданий важно учитывать его внутреннюю и внешнюю сторону. Однако, поскольку учитель не может полностью влиять на мотивы и потребности человека, необходимо сосредоточиться на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия. Предмет познавательного интереса младших школьников - новые знания об окружающем мире. Поэтому хорошо продуманный и хорошо подобранный учебный материал, который является новым, неизвестным, удивляет учеников, заставляет их восхищаться, а также обязательно содержит новые научные достижения, исследования и научные открытия станут важнейшим звеном в формировании интереса к обучению. Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго сохранить в ребенке чувство радости и интереса. Занятия во внешнем мире с презентацией интересны и не утомляют детей, давая им полезные упражнения для ума, развивают наблюдательность, учатся делать выводы самостоятельно. Ребенок младшего школьного возраста — любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности младших школьников и может играть значительную роль в структуре их личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий: -уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью); -характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого); -местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием; -своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера); -связью с жизненными планами и перспективами. Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность младших школьников. Развитие познавательных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития познавательных интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. Для младшего школьного возраста наиболее эффективным средством для развития познавательных интересов является использование занимательного материала. 1.3 Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства. «В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма» (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка. Психологи отмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. «Учение для него (ребёнка) — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни». [5, с.127] Поступление в школу — это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми. Поступающий в школу ребенок становится крайне зависимым от мнения, оценок и отношения окружающих. Осведомленность о критических замечаниях в речи влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы какие-то индивидуальные особенности ребенка не могли помешать его естественному развитию, они были приняты и учтены взрослыми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего особенно заметны эмоциональные и поведенческие отклонения личных прав. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых. Ребенок начинает занимать новое место и внутри семейных отношений: «он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются». [15, с. 56] Растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых, но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать особые страхи, как отмечает А.И. Захаров, «если в дошкольном возрасте преобладают страхи, вызванные инстинктом самосохранения, то в школьном возрасте преобладают социальные страхи как угроза благополучию человека «личность в контексте его отношений с окружающими вас людьми». [9, с. 341] В большинстве случаев ребенок адаптируется к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают различные формы защитного поведения. В новых отношениях со взрослыми и сверстниками ребенок продолжает размышлять о себе и других, т.е. интеллектуальное и личное размышление становится новой формацией. Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» - все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. «Ребенок в эти годы обычно «послушен», с интересом и энтузиазмом воспринимает в душе разные правила и законы. Он не умеет формировать собственные моральные представления и стремится точно понять, что «нужно» делать, наслаждаясь адаптацией». [2, с. 475] Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, стремление дать поступку моральную оценку. Исходя из критериев моральной оценки взрослых, младшие школьники активно требуют от других детей соответствующего поведения. В этом возрасте появляется такое явление, как детская моральная строгость. Младшие ученики судят о моральной стороне поступка не по мотиву, который им трудно понять, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный моральными мотивами, но безуспешный, считается ими плохим. Усвоение выработанных обществом норм поведения позволяет ребенку постепенно трансформировать их в собственные внутренние требования к себе. Занимаясь образовательной деятельностью под руководством педагога, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры, учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые четко начинает осознавать взаимоотношения между собой и окружающими, понимать социальные мотивы поведения, моральные оценки, смысл конфликтных ситуаций, это то есть он постепенно входит в сознательную фазу формирования личности. С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, учащиеся начальных классов, особенно первоклассники, в значительной степени сохраняют характерную для дошкольников черту бурной реакции на отдельные события и ситуации, которые их затрагивают. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, предметы или свойства предметов, которые вызывают прямую эмоциональную реакцию, эмоциональное отношение. Визуальный, яркий, живой лучше воспринимается. С другой стороны, поступление в школу порождает новые особые эмоциональные переживания, поскольку свобода дошкольного образования заменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Меняется и сфера потребностей младших школьников. Доминирующими потребностями в школьном возрасте являются потребность в уважении и почтении, то есть в признании способностей ребенка, достижении успеха в конкретном виде деятельности и одобрении сверстников и взрослых. Итак, в 6 лет вам необходимо знать о внешнем мире и его объектах, «актуальных для общества». Согласно исследованиям М.И. Лисиной, потребность в признании другими людьми развивается в раннем возрасте. В целом младшие школьники ощущают потребность «осознать себя как предмет и соединить социальные аспекты жизни не только на уровне понимания, но и как преобразователи». Одним из основных критериев оценки себя и других являются морально-психологические характеристики человека. [16, c.67] Таким образом, можно сделать вывод, что доминирующими потребностями ребенка младшего школьного возраста являются потребности в социальной активности и самоактуализации как субъекта социальных отношений. В итоге, резюмируя вышесказанное, в течение первых четырех лет обучения в школе формируются многие существенные черты личности, и ребенок становится полноправным участником социальных отношений.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 45 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg