Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конфискация имущества как особый вид мер уголовно-правового характера

one_butterfly 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2021
Объектом исследования является конфискация имущества как «иная мера уголовно-правового характера». Предмет исследования - нормы уголовного права; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; судебная практика. Целью данной курсовой работы является наиболее полное и детальное рассмотрение института конфискации имущества как иной меры уголовно - правового характера. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: 1) определить понятие конфискации имущества; виды конфискации 2) установить цели и функции конфискации имущества 3) выявить особенности регламентации конфискации имущества в Уголовном Кодексе РФ 4) обозначить правила назначения наказания в виде конфискации имущества При подготовке курсовой работы использовались следующие методы научного познания: диалектический, исторический, сравнительно-правовой и метод системного анализа. Структура исследования определена в соответствии с целями и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Введение

Конфискация как вид наказания уголовному праву известна издавна. По законодательству XIX - XX вв. она относилась к так называемым имущественным наказаниям, представляла собой изъятие у виновного имущества или некоторых предметов и назначалась в качестве дополнительного наказания. В системе наказаний, имевшейся в уголовном законодательстве советской России, конфискация существовала все время. Она была включена в нее и по Уголовному кодексу РФ 1996 г., однако Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 08.12.2003 N 162-ФЗ исключена из числа уголовных наказаний. 27 июля 2006 г. Федеральным законом № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма» и федерального закона «О противодействии терроризму» конфискация имущества была возвращена в УК РФ, но не в качестве наказания, а как «иная мера уголовно-правового характера». Она призвана стать важным правовым средством воздействия на общественные отношения, связанные с совершением преступлений. Таким образом, актуальность темы состоит в том, что всестороннее исследование уголовно-правового института конфискации имущества является необходимым условием его практического применения, что влияет на дифференциацию уголовной ответственности и эффективность противодействия преступности. Проблемы конфискации имущества постоянно находились в центре внимания специалистов в области уголовного и уголовно-процессуального права. Они рассматривались в работах, посвященных общим проблемам уголовного права либо дополнительным наказаниям. Данная тема нашла отражение в работах таких юристов как П.А. Аветисян, Б.В. Булатов, В.Н. Веселова, М.А. Гаранин, И.И. Голубов, Ю.М. Демин, З.З. Зинатуллин, Л.Л. Крутиков, Ю.И. Кулешов и других авторов.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Место конфискации имущества в системе мер уголовно-правового характера 5 1.1 Понятие и виды конфискации имущества 5 1.2 Конфискация имущества в истории российского законодательства 6 1.3 Институт конфискации в международном праве 9 Глава 2. Особенности конфискации имущества и ее регулирования в уголовном законодательстве 13 2.1 Правовое регулирование конфискации имущества в действующем уголовном законодательстве 13 2.2 Цели и функции конфискации имущества 14 Глава 3. Порядок применения конфискации имущества 18 3.1 Правила назначения наказания в виде конфискации имущества 18 3.2 Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества 22 Заключение 26 Библиографический список 28
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) 3. Конвенция СЕ от 8 ноября 1990 г. «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 3. Ст. 203 4. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ 5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма» и федерального закона «О противодействии терроризму» 6. ФЗ "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007г. N 229-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) Научная литература 7. Беляев А.Н. Новое уголовно-правовое регулирование конфискации имущества // Уголовное право. 2007. № 2. С. 17 – 21. 8. Бриллиантов А.В. Изменение законодательства о наказании// Российская юстиция. - М.: Юрид. лит., 2004, № 5. - С. 36 9. Висков Н. В. Проблемы определения основания, порядка и целей применения конфискации имущества // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2008. - № 10.- С. 68. 10. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. –М.: Юрлитинформ, 2009. –С. 317. –448 с. 11. Келина С. Г. Наказание и иные меры уголовно-правового характера // Государство и право. - 2007. - № 6. - С. 55. 12. Кубов, Р. Х. Виды конфискации имущества в российском законодательстве/ Р. Х. Кубов// Российский следователь. - 2007. - № 24. - С. 25. 13. Кузнецова Н. Мнения ученых о реформе УК (или Qui Prodest?) // Уголовное право. –2004. –N 1. –С. 26-27. 14. Лужбин А.В. Конфискация имущества – новая мера уголовно-правового характера и новые проблемы //Российская юстиция. – 2006. - № 9. – С. 33-34. 15. Лунев В.В. Конфискация имущества из УК РФ незаконно исключена: что дальше? // Государство и право. 2006. № 4. 16. Пропостин А. А. Конфискация имущества: прошлое, настоящее, будущее. - М., 2011. -С. 196. 17. Рагулин А. Проблемы применения конфискации имущества в уголовном праве // Уголовное право. 2007. N 1. 18. Сабитов Р.А., Зотов Е.Л. Юридическая природа и проблемы уголовно-правовой регламентации конфискации имущества //Юридическая теория и практика. – 2007. - № 1(3). – С. 77. 19. Скобликов П. Конфискация имущества как наказание: доводы за и против // Уголовное право. - М.: Интел-Синтез, 2004, № 2. - С. 61 20. Хачиян, В. Н. Иные меры уголовно-правового характера: вопросы законодательной регламентации/ В. Н. Хачиян// Российский судья. - 2008. - № 9. - С. 24. 21. Чучаев А. Конфискация возвращена в Уголовный кодекс, но в другом качестве // Законность. –2006. –N 9. –С. 12.
Отрывок из работы

Глава 1. Место конфискации имущества в системе мер уголовно-правового характера 1.1 Понятие и виды конфискации имущества Институт конфискации с уверенностью можно назвать одним из самых сложных и спорных не только в отечественной уголовно - правовой науке, но и в российском обществе в целом. В соответствии со ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества: 1) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных специально перечисленными статьями УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением подлежащих возврату потерпевшему 2) денег, ценностей и иного имущества, в которые доходы от преступления были частично или полностью превращены или преобразованы 3) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) 4) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому. В современном уголовном праве четко разграничиваются общая и специальная конфискация имущества. Общая конфискация предусматривает изъятие всего имущества осуждённого, специальная - лишь определённых его видов. Как правило, в перечень видов имущества, подлежащих специальной конфискации, включается: 1) предметы, использованные для совершения или подготовки преступления; 2) предметы (имущества, денег), полученные в результате преступления; 3) предметы, запрещенные к свободному обороту. Уголовному праву подавляющего большинства государств мира общая конфискация имущества неизвестна. Во многих странах она прямо запрещена Конституцией. Общая конфискация, в тех странах, где она сохраняется, выступает всегда только как дополнительное наказание. Признавая, что общая конфискация является весьма тяжелым наказанием не только для самого осужденного, но и для членов его семьи, современный законодатель стремится ограничить применение этой меры. Многие авторы полагают, что в настоящее время уголовное законодательство из возможных видов конфискации предусматривает лишь специальную конфискацию имущества, которое каким-либо образом причастно к совершенному преступлению. 1.2 Конфискация имущества в истории российского законодательства Конфискация предусматривалась еще такими памятниками русского права, как Русская Правда и Соборное Уложение 1649 года. В Своде Законов 1832 года и Уложении о наказаниях 1845 года она предусматривается как мера наказания за политические преступления. Одной из самых суровых мер, предусмотренных Русской правдой, являлись поток и разграбление. Текст Русской правды не раскрывает содержания этой меры. Наиболее точно отражает сущность этой меры точка зрения, согласно которой поток и разграбление являлся лишением покровительства законов, мира, объявлением вне закона, где виновник обычно выдавался властям, а его имущество разграблялось членами общины. В Судебнике 1497 г. содержится прообраз конфискации как уголовного наказания. Статьи 8, 39 Судебника устанавливающие смертную казнь за татьбу, разбой, душегубство, ябедничество или иное дело, указывают, что имущество, оставшееся после удовлетворения истцовых требований «боярину и дьяку имати себе». Имущество в указанных случаях обращается не в доход государства, а в пользу лиц вершивших правосудие, т. е. является своеобразной формой компенсации судебных расходов. Соборное уложение 1649 г. уже вполне определенно указывает на конфискацию имущества как дополнительное наказание за совершение особо тяжких преступлений. Конфискация имущества назначалась обыкновенно в соединении со смертной казнью за государственную измену. Также конфискация имущества была предусмотрена за разбой, за многократное кормчество (в соединении с кнутом и ссылкой) и за хранение и торговлю табаком. В Воинских артикулах 1714 г. конфискация имущества, определяемая как «лишение пожитков или лишение имения», была предусмотрена в соединении со смертной казнью за недонесение о богохульстве, за вооруженное выступление против царя, за принуждение офицером солдат к работе на себя, за сдачу в плен, капитуляцию, сдачу крепости, за измену и переписку с неприятелем. Однако с принятием редакции Уложения о наказаниях 1885 года конфискация как вид наказания уходит из российского права. Вновь институт конфискации был восстановлен после революции 1917 года и с тех пор включался во все принимаемые уголовные кодексы РСФСР. Уже в Инструкции НКЮ от 19.12.1917 г. «О революционном трибунале» в числе мер наказания был предусмотрен секвестр или конфискация (полная или частичная) имущества виновного. Также предусматривали эту меру и отдельные декреты за широкий круг правонарушений: нарушение государственной монополии на объявления, сделки с недвижимостью, ценными бумагами, взяточничество, спекуляцию. Декрет СНК РСФСР от 28.03.1921 г. объявил подлежащим конфискации имущество граждан, добровольно ушедших с контрреволюционными войсками. Приведенные примеры наглядно показывают, что конфискация имущества в первые годы Советского государства применялась в большинстве случаев как политическая мера, а не как уголовное наказание. В Уголовный кодекс 1960 г. в качестве приложения вошел Перечень предметов, не подлежащих конфискации по приговору суда. Согласно Перечню не подлежали конфискации жилой дом с хозяйственными постройками или отдельные его части у лиц, основным занятием которых является сельское хозяйство. Не подлежали также конфискации обувь, белье, постельные принадлежности, кухонная и столовая утварь, находившаяся в употреблении. Не могли быть конфискованы все детские принадлежности. Конфискация была включена и в первоначальную редакцию УК РФ, однако в 2003 году данный вид наказания был исключен из уголовного законодательства. Многие ученые выступали против исключения конфискации из уголовного законодательства. Так, Н.Ф. Кузнецова возражая против исключения конфискации имущества, настаивала на необходимости ее модификации т.е. в переводе в ранг иной меры уголовно-правового характера. По мнению А. Бриллиантова «отмена конфискации не будет способствовать усилению борьбы с преступностью. Конфискация имущества добытого преступным путем, будет почти невозможна если имущество легализовано». П. Скобликов полагает, что упразднение конфискации имущества как санкции за совершенное преступление в современных условиях неоправданно, и допускает, что «может быть, все иные изменения лишь дымовая завеса для упразднения конфискации». Э.Ф. Побегайло считает, что исключение конфискации имущества «не поддается логическому объяснению». А.Н. Игнатов высказался за восстановление конфискации как вида наказания за совершение тяжких корыстных преступлений и за террористическую деятельность. По мнению противников отмены конфискации имущества её исключение из системы наказаний противоречит Конституции Российской Федерации, так как ст. 15 Конституции РФ обязывает соблюдать ратифицированные международные правовые акты. Изъятие конфискации также не соответствует нормам международного права (вопросы конфискации имущества отражены в п. 8 Руководящих принципов ООН для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней 1990 г.. Конвенции ООН «О борьбе с финансированием терроризма» 1999 г., в европейской Конвенции «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990 г. и др.). Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» конфискация имущества возвращена в уголовное законодательство, однако не как самостоятельный вид наказания, а в качестве меры уголовно-правового характера. 1.3 Институт конфискации в международном праве На сегодня конфискация, пожалуй, единственный вид правовой санкции, законодательное закрепление и применение которой прямо предписано международным правом как обязанность государств. Возлагая на государства-участники обязанность предусмотреть в своих законодательствах рассматриваемую меру, международные конвенции, тем не менее, оставляют национальному законодательству широкий простор для самостоятельного определения ее юридического формата в соответствии с местными правовыми традициями. В ст. 1 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г., ратифицирована Федеральным законом от 28 мая 2001 г. N 62-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 2001 г.) установлено, что термин «конфискация» означает не только наказание, но и «меру, назначенную судом в результате судопроизводства по уголовному делу или уголовным делам и состоящую в лишении имущества». Из текстов международно-правовых документов вытекает, что обязанностью государств-участников являются закрепление и применение института специальной конфискации. Общая конфискация еще недавно почти повсеместно применявшаяся, исключена из уголовного законодательства подавляющего большинства государств мира. Во многих странах она прямо запрещена конституцией. В настоящее время общая конфискация имущества сохраняется в законодательстве относительно небольшого числа стран. Среди них Беларусь, Болгария, Вьетнам, Дания, Казахстан, КНР, КНДР, Конго, Кот-д'Ивуар, Куба, Лаос, Латвия, Мавритания, Мадагаскар, Монголия, Судан, Таджикистан, Украина, Франция, Эфиопия. Во Франции эта разновидность конфискации носит исключительный характер и предусматривается только за преступления против человечества, а также за незаконные производство, ввоз или вывоз наркотиков. Прежде всего, общая конфискация может применяться в отношении достаточно узкого круга преступных деяний. Так, в Беларуси и Таджикистане она устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. В отличие от общей специальная конфискация предусматривается уголовным законодательством большинства стран мира. В уголовном праве Австрии, Англии, Боснии и Герцеговины, Германии, Парагвая, США, Швейцарии и ряда других стран четко различаются два вида этой меры: конфискация имущества (материальной выгоды, полученной в результате преступления) и конфискация (изъятие) средств и орудий преступления. Согласно § 5 ст. 44 УК Польши в случае осуждения за преступление, связанное с нарушением запрета на изготовление, владение, выпуск в обращение или перевозку определенных предметов, суд может вынести решение конфисковать их. По Уголовному кодексу Аргентины предметы, которые использовались для совершения преступления, а также предметы или доходы, полученные в результате его совершения, изымаются в собственность федерации. Однако данная конфискация не должна ущемлять права потерпевшего на возмещение убытков или реституцию. Особенностью специальной конфискации является то, что она может применяться и к третьим лицам, непосредственно не участвовавшим в совершении преступления, если они каким-либо образом получили доходы от преступной деятельности (например, в качестве правопреемников). Так, согласно УК Австрии тот, кто обогатился в результате совершения другим лицом деяния, запрещенного под угрозой наказания, или непосредственно и незаконно обогатился за счет имущественной выгоды, полученной при совершении данного деяния, приговаривается к выплате денежной суммы в размере такого обогащения. Еще одной характерной чертой института специальной конфискации следует считать правило, согласно которому, если подлежащее конфискации имущество спрятано, израсходовано либо отсутствует по другим причинам, суд взыскивает с виновника, его сообщников или других лиц денежную сумму, соответствующую ценности подлежащего конфискации имущества. Это правило прямо закреплено в уголовном законодательстве Австрии, Германии, Литвы, Македонии, Нидерландов, Польши, Франции и некоторых других стран. Таким образом, уголовные кодексы зарубежных государств объединяет то, что все они при регулировании конфискации имущества исходят из интересов обеспечения, прежде всего, цели специального предупреждения преступлений. Также законодателем регламентируются вопросы конфискации имущества, полученного в результате преступления и переданного другим лицам, а также предметов преступления, принадлежащих виновному. ? Глава 2. Особенности конфискации имущества и ее регулирования в уголовном законодательстве 2.1 Правовое регулирование конфискации имущества в действующем уголовном законодательстве Нормы, предусматривающие конфискацию имущества, содержатся в разделе VI Уголовного кодекса Российской Федерации «Иные меры уголовно-правового характера». Отдельные вопросы регулирования конфискации имущества нашли свое отражение и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 от 14 июня 2018 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве». Отличительным свойством конфискации выступает характер отбираемого имущества. При наказании изымается имущество, законно нажитое осужденным и не используемое для совершения преступления. При применении конфискации отчуждается имущество, преступно добытое или используемое для нарушения уголовного запрета. При определении конфискации в ч. 1 ст. 104.1 УК законодатель не выделил элемент «изъятие». Надо полагать, что так произошло в силу того, что имущество находится во владении незаконно или «причастно» к преступлению и его отбирание не несет того значения, которое присуще наказанию. Применяемое в определении конфискации словосочетание «имущество, полученное в результате совершения преступления», означает, что такое имущество приобретено, произведено, добыто, взято в итоге совершения преступления. К данному имуществу относятся деньги, ценности и иное имущество в любом виде и форме - вещи, безналичные деньги, права на имущество, являющиеся предметом преступления или иным элементом состава соответствующего преступления. При конструировании ч. 3 ст. 104.1 УК законодатель использовал формулу «лицо должно было и могло знать», применяемую в ч. 3 ст. 26 УК. Соответственно этому и механизм доказывания того, что лицо, принимая имущество, должно было и могло знать о том, что оно получено преступным путем, подобен доказыванию преступлений с такой же формой вины. В ч. 1 ст. 104.3 УК РФ отмечается, что при решении вопроса о конфискации имущества в соответствии со ст. ст. 104.1 и 104.2 УК в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу. А при отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в частях первой и второй статьи УК, из его стоимости возмещается ущерб, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства (ч.2 ст. 104.3 УК РФ). В этом случае, таким образом, соответствующая часть конфискованного имущества в порядке возмещения ущерба, причиненного законному владельцу, обращается в его собственность. 2.2 Цели и функции конфискации имущества Проблема целей и функций наказания, иных мер уголовно-правового характера и уголовной ответственности в целом является одной из ключевых в теории уголовного права. Конфискация имущества, как и другие уголовно-правовые меры, должна моделироваться исходя из двух обстоятельств: 1) что ждет от нее общество; 2) на что действительно способна данная мера уголовно-правового характера. В общем плане цели мер уголовно-правового характера можно определить как тот социальный результат, к которому стремится государство, при их применении к лицам, совершившим преступление. Конечный смысл уголовно-правового воздействия сводится к поддержанию стабильности нормативной системы общества, а конечной целью уголовного права, как составной части этой системы, является достижение контроля над преступностью, являющейся нежелательным, но все же закономерным продуктом развития общества.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
1000 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
800 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
1300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
1300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg