Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Проблема развития саморегуляции в дошкольном возрасте

one_butterfly 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2021
Цель исследования: выделить особенности развития саморегуляции у детей дошкольного возраста. Объект исследования: саморегуляция детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности саморегуляции у детей дошкольного возраста. Гипотеза: существуют особенности развития саморегуляции у детей дошкольного возраста, учёт которых способствует успешному развитию и воспитанию детей. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу, рассмотреть понятие "саморегуляция". 2. Подобрать методики исследования, позволяющих выявить особенности саморегуляции детей дошкольного возраста.
Введение

Важнейшей составляющей подготовки ребенка к школе является умение управлять своим поведением, контролировать собственные действия, уметь осознанно подчинять свои действия заданным правилам, работать по образцу и словесной инструкции взрослого. Важная предпосылка успешности обучения в школе, а затем в дальнейшей жизни является умение детей самостоятельно организовывать, реализовывать и контролировать собственную активность. Способность ребёнка к саморазвитию наиболее интенсивно складывается в дошкольном возрасте и самым важным путём развития считается функциональная многогранная саморегуляция. Хотя современная практика обучения дошкольников пока ещё не направлена на развитие возможности и способности детей к саморегуляции. И одним из оснований этого считается отсутствие соответствующей целостной педагогической теории. Образование и воспитание в нашей стране на данный момент рассматривается, как формирование и развитие личности в интересах общества, не соотнесённое с интересами самой личности. Такая цель нуждается в обновлении на основе идеи саморазвития, что "способно привести к продуктивному использованию в социуме открывающихся человеческих потенциалов"[18]. Наличие способности саморегуляции обеспечивает «умение учиться», определяет потенциал субъектности старшего дошкольника. Отсутствие способности к саморегуляции порождает выраженную зависимость учащегося от внешнего контроля учителей, родителей, вызывает необоснованное снижение активности, внимания, порождает неуверенность в себе, знаниях. Целенаправленная, систематическая работа по формированию у детей с проблемами в поведении навыков саморегуляции способствует выработке у дошкольников социально приемлемых стилей поведения и реагирования, и, в конечном итоге, повышает их социальную успешность.
Содержание

Введение.........................................................................................................3 ГЛАВА 1.САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ..............................................................................................5 1.1 Сущность понятия "саморегуляция" ...................................................5 1.2 Особенности развития саморегуляции в дошкольном возрасте.....................................................................................................................6 1.3 Особенности эмоциональной саморегуляции детей дошкольного возраста.....................................................................................................................8 Выводы по главе 1.......................................................................................11 ГЛАВА 2. Средства развития и диагностики саморегуляции детей.......................................................................................................................12 2.1 Средства развития саморегуляции в детском возрасте...................................................................................................................12 2.1.1 Игра как средство развития саморегуляции детей........................................................................................................................12 2.1.2 Конструирование как средство развития саморегуляции детей........................................................................................................................15 2.1.3 Труд как средство развития саморегуляции детей.......................................................................................................................16 2.2 Методы диагностики саморегуляции в детском возрасте...................................................................................................................19 Выводы по главе 2.......................................................................................26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................29
Список литературы

1. Абульханова К.А. Субъектноличностные проблемы саморегуляции // Психология саморегуляции в XXI веке. - СПб: Нестор-История, 2011. С. 56—73. 2. Айзенберг Н., Камберленд А., Спинрад Т. Л. Родительская социализация эмоций // Психологическое расследование. 1998. С. 317?333 3. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности) / Филипп Вениаминович Бассин. - М.: Медицина, 1968. 4. Блэр С. Готовность к школе: интеграция познания и эмоций //Американский Психолог. 2012. С. 111. 5. Бурыкина М.Ю. Защитные функции замещающего поведения детей с дисгармонией личностных потребностей // Проблемы современной науки, 2011. № 2. С. 63-83. 6. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / Витис Казиза Вилюнас // Выпуск 2: Субъект деятельности: Общая психология: сборник текстов / ред. В.В. Петухов; сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, Е.Е. Насиновская. – Москва: МГУ им.М.В.Ломоносова, 1998. 7. Виноградова Г.А., Нурова Н.Е. Особенности эмоциональной саморегуляции детей дошкольного возраста, 2020, с. 45-47. 8. Головин С. Ю., Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин: Харвест; Минск; 1998 9. Гримак Л. П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Леонид Павлович Гримак. - Москва: ЛИБРОКОМ, 2018. 10. Гуревич К.М. и Борисова Е.М. Психологическая диагностика: учебное пособие. М.: УРАО, 1997. 11. Доценко Е.Л., Богданова М.В. Саморегуляция личности: от защит к созиданию. 2010 12. Ивренди А. Игра, основанная на выборе, саморегуляция и восприятие чисел / А. Ивренди // Современное дошкольное образование. Теория и Практика. — 2016. — № 1. — С. 42–51. 13. Изард К.Е. Эмоции человека: [Пер. с англ.] / Кэррол Е. Изард; Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. - М.: Изд-во МГУ, 1980. 14. Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1 (81). С. 65?76. 15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 16. Касвинов С.Г. Система Выготского. Обучение и развитие детей и подростков / С. Г. Касвинов. – Харьков: Райдер, 2013. 17. Клочко В.Е. Категория саморегуляции в контексте па- радигмальных изменений современной психологии // Психология саморегуляции в XXI веке. - СПб: НесторИстория, 2011. С. 38—55. 18. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений ? М.: Издательский центр «Академия», 2012. 50 с. 19. Коул П. М., Мишель М. К., Тети Л. О. Развитие регуляции и дисрегуляции эмоций: клиническая перспектива // Монографии Общества исследований в области развития ребенка. 1994. № 2?3. С. 73?102. 20. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности / Лидия Николаевна Куликова; М-во образования Рос. Федерации. Благовещ. гос. пед. ун-т. - 2. изд., испр. и доп. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с. 21. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. — Москва: Просвещение, 1964 22. Моросанова В. И. Диагностика саморегуляции человека / В. И. Моросанова. — Москва: Когито-Центр, 2015. 23. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека ? М.: Наука, 2010. 510 с. 24. Мухина В. С. Возрастная психология [Текст] / B.C. Мухина. - М., 2000. 25. Мясищев В.Н, Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. — Ленинград: Издательство Ленинградского Университета, 1960. 26. Немов Р.С. Психология. Т.1 ? М. : Владос, 2013. 687с. 27. Панкратова Т.М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. 28. Сайфутдинова Л.Р., Сударикова М.А. Оценка уровня развития адаптации ребенка с помощью шкалы Вайнленд // Школа здоровья, 2004. № 1. 29. Сипачев Н.О. Особенности становления произвольной саморегуляции в дошкольном и младшем школьном возрасте // Личностные и когнитивные предпосылки саморегуляции деятельности человека / под ред. В. И. Моросановой. – М.: ПИ РАО, 2005. С. 235–270. 30. Столин В.В. Самосознание личности . - Москва.: Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с. 31. Тверитина Е.Н., Барсукова Л.С. Руководство игрaми детей в дошкольных учреждениях/ Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. 112 с. 32. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии, 1983. № 4. С. 62–69. 33. Умрюхин, Е.А. Моделирование и объективная оценка системных механизмов психической деятельности человека. Системные аспекты психической деятельности. / Е. А. Умрюхин. М., 1999. - С. 177 - 269. 34. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника: Хрестоматия – М.: Академия, 2010. 251 с. 35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология учебное пособие.- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 36. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст]/ Под ред. Г.А.Урунтаевой, - М.: Владос. 2008. -291 с.. 37. Фресс П . Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, 1975. Вып. 5. 38. Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2012. № 4. С. 62-67. 39. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: учебное пособие для студентов педвузов. М.: Издательский центр «Феникс», 1996. 544 с. 40. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б.Эльконин.— Москва: Владос, 1960. 41. Ярошевский М.Г. Психологический словарь / Под редакцией А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Политиздат, 1990. 494 с. 42. Weisberg D. S., Hirsh-Pasek K. Guided Play: Principles and practices // Current Directions in Psychological Science. 2016. Vol. 25. № 3. Р. 177–182.
Отрывок из работы

1. САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ 1.1 Сущность понятия "саморегуляция" Саморегуляция – это осознанный процесс управления человеком своих психологических и физиологических состояний и поступков. Общие закономерности саморегуляции зависят от определенных условий, которые реализуются в индивидуальной форме. Структура саморегуляции состоит из характеристики нервной системы, привычек в организации своей деятельности, формирующиеся в процессе воспитания и развития, а также личностных качеств субъекта [1, с. 56-73]. М.Г. Ярошевский и А.В. Петровский в словаре психологии представляют саморегуляцию как "целесообразную деятельность уровней организации между средой и личностью, а одним из уровней регуляции активности таких систем является психическая регуляция, которая в свою очередь выражает специфику психических средств отражения реализующих её, а также способов моделирования реальности и рефлексию субъекта" [41, с 494]. Изучение саморегуляции детей дошкольного возраста является важным как в теоретическом, так и в практическом значении. В данном возрасте происходит активное становление волевой сферы, которое заключается в умении подчиняться требованиям, правилам, которые ведут к развитию саморегуляции. Саморегуляция является составной частью любого вида деятельности человека и ориентирована на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Другими словами, с помощью саморегуляции человек каждый раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде [27]. Отечественные психологи рассматривают и изучают саморегуляцию поведения и деятельности детей дошкольного возраста в самых разных аспектах. Это исследования становления волевого поведения (Л.И. Божович, В.К. Котырло, Я.З. Неверович Т.И. Шульга и др.), развития произвольности (И. Домашенко, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова и др.), становления произвольного плана отдельных психических функций (М.Н. Аксенова, З.М. Истомина, З.В. Мануйленко и др.), самоконтроля (Е.И. Бугрименко, Н.М. Гнедова, Т.Н. Доронова и др.), субъектности (О.В. Суворова) и т.д. По мнению В.И. Моросановой «саморегуляцией является процесс выдвижения субъектом целей активности, а так же управление достижением этих целей». Процессы саморегуляции рассматриваются, как внутренняя целенаправленная активность человека, которая реализуется за счет системного участия самых разных процессов, явлений и уровней психики [23]. В работах У.В. Ульенковой формирование саморегуляции рассматривается в понимании общей способности к учению. По мнению У.В. Ульенковой, саморегуляция – это важнейший фактор, который обуславливает интеллектуальную деятельность детей [32, с. 62–69]. 1.2 Особенности развития саморегуляции в дошкольном возрасте В настоящее время некоторые психологи занимаются исследованием вопросов развития саморегуляции у дошкольников в различных видах деятельности. Это обуславливается тем, что как раз в старшем дошкольном возрасте закладывается фундамент свойств личности. Целенаправленное осуществление руководства по развитию саморегуляции детей поможет детям вырасти более самостоятельными, собранными, дисциплинированными. Наиболее благоприятным для зарождения произвольной саморегуляции является старший дошкольный возраст, когда дети начинают осознанно выполнять собственные действия. Так показывают исследования в области дошкольной педагогики и возрастной психологии. Само слово «саморегуляция» означает контроль и управление своими действиями. Другими словами, это управление личностью своим психоэмоциональным состоянием, а также регулирование собственной психической сферы [27, с. 5]. К характерным психическим состояниям дошкольников относятся состояния тревожности, самооценки (младший дошкольный возраст) и самоконтроля (старший дошкольный возраст), активности, состояние беззаботности, общения, агрессии, стремления к знаниям и многие другие. Основным типом саморегуляции у детей дошкольного возраста является непроизвольная саморегуляция, вследствии характерного для них непроизвольного поведения и эмоциональности. Каждое впечатление от предмета и ситуации вызывает эмоциональную реакцию [21]. В работах Л.С. Выготского указывается, что преодоление зависимости детей дошкольного возраста от воспринимаемой, наглядной ситуации является сущностью формирования саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения [18]. Согласно представлениям Л. С. Выготского, период кризиса 7 лет способствует исчезновению непосредственного отношения к действительности, являющееся характерным для дошкольников, происходит раздвоение действий, его сознательная организация с помощью психологических средств. Исследования показывают, что произвольные движения начинают формироваться в младенчестве, на первом году жизни. Основы, являющиеся регулятором речи, закладываются в период от двух до трех лет. В четыре года, развиваются основы контроля своих действий [35]. В дошкольном возрасте начинает формироваться самооценка, а её роль в регуляции поведения постоянно растет. В итоге эти конфигурации выступают предпосылками к развитию фундамента процесса произвольной саморегуляции. По данным нейрофизиологических исследований, истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам [33]. Но это не означает, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность [35]. У детей к концу дошкольного возраста развиваются разные виды саморегуляции, такие как двигательная, учебная, личностная. Н.О. Сипачев, представитель структурно-функционального подхода, занимался исследованием особенностей саморегуляции дошкольников. Он рассматривал формирование контура психической саморегуляции у старших дошкольников в интеллектуальной деятельности [29]. Способности ребенка к произвольной психической регуляции и самоконтролю развиваются по мере развития его личности. Ребенок подчиняет свою жизнь образам фантазии, что вполне естественно по определенным причинам. Во-первых, слова ребенка близки к конкретному образу. Слова ребенка оживляют у него яркие впечатления и ощущения, способные запустить естественный механизм саморегуляции. Во-вторых, непроизвольный тип регуляции своей психики в дошкольном возрасте является основным. Итак, развитие саморегуляции - важнейшая линия развития детей. В дошкольном возрасте, ребенок обучается разнообразным видам деятельности, которые интегрируются в один общий факт – в них формируется личностное новообразование этого возраста – развитие самоконтроля и произвольной регуляция деятельности и поведения. 1.3 Особенности эмоциональной саморегуляции детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте идет активное развитие всей эмоциональной сферы. Так, наблюдается повышение уровня осведомленности дошкольника о причинах эмоций и чувств, способах их выражения, в расширении круга объектов эмпатии и форм ее проявления, а также в последовательной активизации всех механизмов произвольной регуляции эмоций. В дошкольном возрасте дети учатся подавлять социально не поощряемые эмоции (зависть, обида, презрение) и значительно реже симулировать или маскировать их [14]. Становление эмоциональной саморегуляции дошкольника связано с родительскими отношениями, так как именно у близких взрослых ребенок учится тем или иным способам совладания с эмоциями, именно от взрослых он получает подкрепление тех или иных форм его реагирования на сложные жизненные ситуации. Зарубежные исследователи Н. Эйзенберг, Т. Спинрад и А. Камберлэнд разработали модель социализирующего поведения эмоциональной сферы ребенка и предложили 4 направления, как родители могут социализировать эмоции своих детей: а) реакция родителей на эмоции детей; б) обсуждение эмоций с детьми; в) выражение эмоций родителями; г) выбор или изменение ситуаций родителями [2]. О роли родителей также пишет П. Коул с соавторами: чувствительные, отзывчивые родители создают модель позитивного реагирования, тогда как выражение высокого уровня негативных эмоций, неподдерживающее поведение вызывает жестокость [19]. Для регулирования сферы психической жизни, необходимо иметь способность, включающую в себя конкретные умения в эмоциональной, двигательной, поведенческой сферах. Ребёнку дошкольного возраста необходимо овладеть такой способностью и умениями в каждой из этих сфер. Современный ребёнок часто сталкивается со множеством проблем, требующих недетских решений. Психическое напряжение и тревожность ребёнка проявляются в различных эмоциональных реакциях и влияют на развитие его личности, а возникают они из-за неустойчивой психики. Именно поэтому ему трудно контролировать свои эмоции и своё состояние. Способность к регуляции своих эмоций является важнейшей частью психо-эмоционального развития. Изучением такой проблемы занимались следующие учёные: П. Фресс [37], В.К. Вилюнас [6], К Изард [13], Е.П. Ильин [15]. Дошкольный возраст- период овладения социальным пространством человеческих отношений. Меняется место ребенка в системе отношений, начинает развиваться способность идентификации себя с другими людьми. Начинают усваиваться определенные нормы поведения и формы общения. Все эти факторы говорят о необходимости использования саморегуляции для эффективного развития. Эмоциональная сфера ребёнка не даётся ему от рождения. Она формируется, начиная с самого рождения, но особенно важным считается этап ее становления у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции могут помочь ребенку приспособиться к любой неприятной ситуации, они участвуют в формировании общественных взаимодействий и привязанностей. Эмоции влияют на поведение человека в будущем, на его характер, они способствуют нравственному и социальному развитию. Кроме того, эмоции являются источником страданий и радости, а жизнь без эмоций - как положительных, так и отрицательных- сера и бесцветна. Именно поэтому очень важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте управлять своими эмоциями и чувствами, а также регулировать их самостоятельно. Возрастная динамика психоэмоциональной саморегуляции характеризуется возрастными изменениями личности ребенка, мотивацией деятельности. На протяжении дошкольного возраста эмоциональная саморегуляция проходит определенные этапы развития, она трансформируется, совершенствуется, приобретает всё больше и больше механизмов осуществления, для стабилизации жизни ребенка, с целью адаптации его к окружающему миру. Согласно субъектному подходу эмоциональная саморегуляция взаимосвязана с активной внутренней позицией ребенка. Развитие саморегуляционных умений происходит за счет возрастных возможностей дошкольного возраста, которые также способствуют развитию осознанности деятельности и произвольности. Важно отметить тот факт, что у ребенка не существует достаточно много форм, средств и практического опыта в самостоятельной реализации таких способностей [7]. Выводы по главе 1 Таким образом, эмоциональная саморегуляция является важнейшим фактором, обуславливающий всестороннюю деятельность организма ребёнка для его наилучшей работоспособности, а также она способствует нравственному и социальному развитию ребёнка. Отношения с родителями играет немало важную роль в становлении эмоциональной саморегуляции у дошкольников. Эмоциональная саморегуляция характеризуется возрастными изменениями личности ребенка, мотивацией деятельности. На протяжении дошкольного возраста эмоциональная саморегуляция проходит определенные этапы развития, она трансформируется, совершенствуется, приобретает всё больше и больше механизмов осуществления, для стабилизации жизни ребенка, с целью адаптации его к окружающему миру. ГЛАВА 2. Средства развития и диагностики саморегуляции детей 2.1 Средства развития саморегуляции в детском возрасте По мере развития личности ребёнка, происходит развитие его способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю. Ребенок подчиняет свою жизнь образам фантазии, что является вполне естественно по некоторым причинам. Первой причиной является то, что слова ребенка достаточно близки к конкретному образу. Слова ребенка способствуют оживлению у него ярких впечатлений и ощущений, которые способны запустить естественный механизм саморегуляции. И вторая причина- это то, что непроизвольный тип регуляции своей психики в дошкольном возрасте является основным [17, с. 38-55]. Требования дошкольной образовательной организации создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, а также дальнейшего развития произвольной саморегуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия, которые в дальнейшем могут быть использованы как резервы личных и творческих способностей. Изучение научным сообществом общих механизмов психофизической регуляции организма необходимо для нахождения способов воздействия на развитие детской психики и произвольной регуляции изнутри. 2.1.1 Игра как средство развития саморегуляции детей Игра является наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им, а также развития детского общения и удовлетворения потребности детей в дошкольном возрасте. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, посредством которой ребенок внутренне развивается, познает нормы и правила поведения в обществе, вступает во взаимоотношения со взрослыми людьми. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что и отечественные, и зарубежные ученые уже выделили ряд условий, обусловливающих влияние игры на развития саморегуляции у дошкольников. Так, Д. Б. Эльконин называет сюжетно-ролевую игру ведущим видом игры дошкольников, ее типичная черта — игра как изображение другого человека. В процессе игры меняется осознание своей роли. Содержание игры дети берут из окружающей их действительности. Мир взрослых привлекателен для них. Приняв определенную роль в игре, ребенок выделяет из действительности действия и отношения людей, необходимые для решения задач игры. Ребенок подчиняется определенным правилам, которых требует роль. Он вводит в свое игрушечное царство людей, роли которых берет на себя. Происходит замена собственной личности личностью другого. Эмпирические исследования сюжетно-ролевой игры показывают, что у старших дошкольников в процессе игры развивается навыки самоконтроля (что является составляющей саморегуляции): «в игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли» (Эльконин, 1960). К тому же ученый приходит к выводу, что в ситуации выполнения роли ребенок следует образцу поведения, заданного ролью, для него он эталонный, ребенок контролирует свое поведение, сравнивая с эталонным. Этот контроль несознательный и слабый, однако в условиях игры он зарождается. Стоит обратить внимание на еще одно положение: подчинение правилам игры формирует у детей навык регулировать свое поведение, а тем самым и более высокие формы управления им [40]. Свободную игру как инструмент развития саморегуляции предлагает А. Ивренди. По словам автора, данный вид игры предоставляет детям право принимать собственное решение, как и с кем играть, выбор материалов и способов игры. Она включат максимальную степень внутреннего контроля, реальности и мотивации. Также исследователь особо отмечает позитивную связь высокого уровня сюжетно-ролевой игры и саморегуляции. Низкий же уровень отмечается у детей в одиночной игре. Это объясняется тем, что дети нуждаются в одобрении и стремятся быть признанным сверстниками, поэтому соблюдают нормы и правила, принятые в окружении или ситуации [12]. D. Weisberg в своем исследовании также предлагает развивать навыки саморегуляции в условиях игры под наблюдением педагога (воспитателя). Согласно данной точке зрения, это позволяет дошкольникам выражать самостоятельность благодаря подобранным и подготовленным материалам и помощи взрослого. Игра содержит элементы свободной игры, а также прямые инструкции, необходимые детям, чтобы найти адекватное решение для возникшей проблемы. Так дети получают полезную и поучительную информацию в привлекательной для них игровой среде [42]. Для развития произвольной саморегуляции у старших дошкольников являются подвижные игры с правилами. В этих играх правило адресовано самому ребёнку. Правила обращают внимание ребёнка на собственные действия, и дают этим действиям вербальное оформление. В процессе игры, дети учатся действовать по команде, менять характер движений, овладевают навыками самоконтроля. Участие в подвижной игре способствует появлению самоконтроля: сначала дети начинаю контролировать действия других детей, отмечая правильные и неправильные моменты, а затем уже начинают контролировать своё собственное поведение в игре. В играх детям даётся возможность проводить сравнения своих действий с поступками других детей, смотреть на себя их глазами, что облегчает управление собой и делает его осмысленным. В игре ребёнок преодолевает сиюминутные желания, трудности. Т.А. Мухиной были сформулированы условия, при которых игра может способствовать развитию саморегуляции у дошкольников: 1. Организация игры таким образом, чтобы ребенок имел возможность сыграть несколько ролей поочередно. Это позволяет ребенку испытать разные эмоции и лучше понять другого человека. 2. Введение игровых элементов — пауз (тайм-аутов). Они могут снизить эмоциональный «градус» игры. 3. Положительное подкрепление правильных действий и эмоциональных проявлений ребенка со стороны взрослого. Это будет способствовать усвоению ребенком социально одобряемых действий [24]. Так, игры являются благодатной почвой для развития саморегуляции, затрагивающей сферы поведения и двигательную активность. Дети учатся контролировать свои действия и действия других участников, менять характер действий в соответствии с ситуацией. К тому же такие игры помогают снять напряжение, избавиться от агрессии и т. д. 2.1.2 Конструирование как средство развития саморегуляции детей Детское конструирование является одним из видов художественно-изобразительной деятельности, которая направлена на создание разнообразных построек из конструкторов и строительных наборов. Именно в конструировании хорошо прослеживается развитие саморегуляции у дошкольников. В конструктивной деятельности ребенок не только действует руками практически и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она вызывает положительные эмоции, глубоко волнует ребенка и тренирует контроль поведения ребёнка. В конструирование из бумаги дети учатся правильно складывать бумагу, делать из нее разнообразные игрушки и задания. Немало важна роль педагога. При создании разнообразных построек, педагог должен обращать внимание детей на детали, должен учить наблюдательности. Благодаря конструктивной деятельности дети приобретают новые умения, знания и навыки, дети учатся анализировать свои конструкции ,внимательно слушать и самостоятельно выполнять ряд определенных заданий. Благодаря этому вырабатывается навык самостоятельного выделения этапов создания конструкций и планирование изготовления. Занятия конструктивной деятельностью воспитывают у детей такие качества как умение и потребность доводить начатое до конца, помогать другому, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, быть самостоятельным, контролировать своё поведение. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться в группы, умение договариваться о выполнении общей работы и стремление помочь друг другу. 2.1.4 Труд как средство развития саморегуляции детей В развитии саморегуляции собственных действий у дошкольников существенную роль играет труд ребёнка. Для развитии навыков саморегуляции собственных действий ребёнка используются такие методы, как использование подсказок, личный пример, взаимоконтроль детей, показ алгоритма действий, а также вопросы направленные на трудовую деятельность и постепенное уменьшение помощи взрослого. Такие методы наиболее эффективно могут проявляться в трудовой деятельности дошкольников, они неразрывно связаны с их возрастными особенностями [23, с. 41]. Уже в раннем возрасте у ребёнка появляется желание жить общей жизнью со взрослым и действовать, как взрослый человек. Ребёнок каждый день видит действия, совершаемые взрослым и они его. У него появляется желание выполнить эти действия, а также помочь взрослому, поэтому он настойчиво требует, чтобы ему позволили что-либо сделать, например, помыть посуду, убраться в квартире или сходить в магазин со взрослым. При этом, назначение и смысл таких действий ребёнок не всегда понимает. Здесь эмоциональное желание помочь взрослому и действовать, как он, выражено гораздо сильнее, чем полезность результата. Из-за этого качество труда ребенка является низким. А главное состоит в том, что ребенок сам хочет выполнять трудовые действия, они для него являются интересными и привлекательными. Именно поэтому в раннем возрасте закладываются основы трудолюбия и уважения к труду взрослых [18, с. 25]. Личный пример взрослого приобретает особое значение в раннем возрасте. Взрослые показывают детям, как выполнять задание и использовать навыки саморегуляции, необходимые для выполнения любого задания, демонстрируя соответствующее поведение. Наблюдая за взрослыми, дети учатся контролировать свои действия, использовать определенные орудия труда для достижения результата [23, с. 54]. Возникновению устойчивого интереса к миру предметов и желанию действовать с ними формируют у ребёнка первые трудовые умения. Здесь орудийность является главной характеристикой труда. Поэтому освоение орудийных действий является важнейшей предпосылкой становления труда [18, с. 28].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 45 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg