Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Формирование информационной культуры школьников в условиях образовательной организации.

one_butterfly 2910 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2021
Цель исследования: разработка и апробирование программы «Формирование информационной культуры школьников в условиях образовательной организации». Объект исследования: система управленческих действий по формированию информационной культуры школьников. Предмет исследования: управление процессом проектирования программы «Формирование информационной культуры школьников в условиях образовательной организации». Гипотеза исследования заключается в том, что развитие информационной культуры школьников будет более эффективным, если оно осуществляется в рамках разработанной программы и технологии ее реализации. Цель, объект, предмет и гипотеза актуализировали постановку следующих задач исследования: 1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в теории и практике управления. 2. Теоретически обосновать, разработать содержание программы по формированию информационной культуры школьников. 3. Определить систему управленческих действий по проекту и реализации данной программы. 4. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы и созданной технологии ее реализации. Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы в работе использовались следующие методы исследования: теоретические – теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, моделирование; эмпирические – включенное наблюдение, интервьюирование, метод экспертных оценок, обработка материалов статистической отчетности, математические методы статистической обработки и интерпретации результатов эксперимента. Теоретико-методологическую основу исследования составили: 1) на общенаучном уровне: системный подход (И. В. Блауберг, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.); функциональный подход (Г. Кунц, С. О’Доннел, Ю. Марков др.); моделирование в педагогических исследованиях (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Краевский, В. А. Штофф и др.); теории управления (И. Ансофф, П. Друкер, Р. А. Факхутдинов, Д. Ходкинсон и др.), управление в образовании (И. Р. Лазаренко, О. Е. Лебедева, Л. А. Мокрецова, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.). 2) на конкретно-научном уровне: управление общеобразовательным учреждением (Н.О Вербицкая, Ю.С. Бродский, Е.В. Крупнова и др.); вопросы об информационной культуре ( Вохрышева, М.Г., Гендина Н. И. Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Н. А. Шулика, Н. П. Табачук, В. А. Казинец и др.) Эмпирическая база: исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №3 городского округа Стрежевой». Научная новизна исследования: ? определены организационно-управленческие условия для формирования информационной культуры: осуществление управления на основе своевременного анализа и учета факторов внешней среды школы; организация матричной структуры управления школой; обеспечение системы управления и коммуникаций в школе, ориентация на модель выпускника, адаптированной к современному обществу; ? разработана программа по формированию информационной культуры школьников на основе системного и функционального подходов, принципов (системности, интеграции и оптимальности управления), представляющая целостность управляющей и управляемой систем, каждая из которых состоит из совокупности взаимосвязанных подсистем: целевой, структурной, процессуальной и результативной, отражающая специфику управления в общей системе управления общеобразовательного учреждения и определяющая степень их эффективного взаимодействия; ? разработана комплексная методика оценки эффективности разработанной программы и созданной технологии ее реализации. Теоретическая и практическая значимости исследования определяется тем, что обоснованная совокупность теоретических положений и методических рекомендаций способствует совершенствованию управленческой деятельности общеобразовательных учреждений, связанной с повышением эффективного функционирования системы управления в школе. Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены исходными теоретико-методологическими позициями; применением комплекса методов, адекватных цели, задачам, предмету и логике исследования; репрезентативностью объема выборки; многоаспектной экспериментальной проверкой основных теоретических положений и выводов. Структура диссертации отражает логику, содержание, результаты научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, отражающими основные положения и результаты исследования, приложения. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
Введение

Настоящее время называют «веком информации». Еще никогда в распоряжении большого количества людей не было так много информации за столь короткое время. Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И это область деятельности, в которой еще много пробелов. Для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Признаком информационного общества является утверждение культа знаний. В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Все более типичными атрибутами не только профессиональной, но и домашней сферы, становится персональный компьютер, мобильный телефон и Интернет. Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в решении поставленной проблемы особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Актуальность данного исследования определяется потребностью в формировании общенаучных универсальных учебных действий и метапредметных результатов в рамках современных государственных стандартов, а также низкой степенью сформированности информационной культуры школьников, под которыми понимается владение следующими операциями: работа с текстовой информацией, информационно-библиографические умения, приемы наблюдения, описания, сравнения, кодирования информации и пр. Анализ теоретических исследований и практики позволяет сформулировать противоречие между слабой степенью сформированности информационной культуры школьников и острой потребностью ее формирования как со стороны государства, так и со стороны информационного общества. Данное противоречие позволило определить проблему исследования, которая состоит в необходимости научного обоснования содержания процесса формирования информационной культуры школьников и соответствующих методов управления данным процессом. Недостаточная разработанность способов решения данной проблемы, необходимость ее теоретического осмысления и практического решения в общем контексте модернизации образования обусловили выбор темы исследования «Формирование информационной культуры школьников в общеобразовательном учреждении».
Содержание

Введение 3 Глава I Теоретические основы формирования информационной культуры личности школьника 7 1.1 Развитие информационной культуры субъектов в образовательном пространстве школы 7 1.2 Основы развития информационной культуры личности школьника 12 1.3 Психолого-педагогические аспекты развития информационной культуры личности школьника 19 Выводы по первой главе 23 Глава II Анализ условий и факторов формирования информационной культуры школьников 25 2.1. Общеобразовательное учреждение как условие для формирования информационной культуры школьников 25 2.2. Критерии и показатели сформированности информационной культуры школьников 32 Выводы по второй главе 40 Глава III. Опытно-экспериментальная работа по организации процесса формирования информационной культуры школьников средней общеобразовательной школы 42 3.1. Описание базы исследования и программы опытно-экспериментальной работы 42 3.2. Организация и результаты апробации механизмов проектирования и реализации программы «Формирование информационной культуры школьников в условиях образовательной организации» 57 Выводы по третьей главе. 77 Заключение 79 Список использованной литературы 85 Приложение
Список литературы

1. Абдуллаев А.А. Информационные основы международного экономического права. Андижан: Изд-во АндиГУ. 1996. С. 34. 2. Анисимов, О.С. Методологический словарь для управленцев/ О.С. Анисимов.- М.: АгроВестник, 2002. – 295 с. 3. Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования. // Высшее образование в России, 1994, № 11. 4. Арабаджи А. А. Формирование информационной компетенции старшеклассников в условиях профильного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 5. Арзамасова, Л. А. Диагностика сформированности у студентов информационной культуры / Л. А. Арзамасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2451/ 6. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ.; изд. 2-ое, испр. и доп. - М., 2004. 7. Беспалько, Б.П. Основные теории педагогических систем/ Б.П. Беспалько. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. – 304с. 8. Брановский, Ю. С. Введение в педагогическую информатику [Текст] : учеб. пособ. для студ. нефизико-математических специальностей педвузов / Ю. С. Брановский. - Ставрополь :СГПИ, 1995г.-205 с. 9. Вавилов С.И. Творческая работа Государственного оптического института (к 25-летию основания ГОИ) // Успехи физических наук, 1945, Т.XXVII, вып.1. 10. Вербицкая, Н.О. Стратегическое управление образовательным учреждением / Н.О. Вербицкая, Ю.С. Бродский, Е.В. Крупнова. – Екатеринбург: Дом учителя, 2002. – 138 с. 11. Виноградов В.А. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23-25 марта 1991г., Кантербери, Великобритания / В.А. Виноградов // Теория и практика обществ.-научн. Информатики.– 1991. – № 2. – С. 5–29. 12. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. – М.: Гардарика, 1999. – 296с. 13. Возчиков, В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества: Автореф. дис... докт. филос. наук. - СПб., 2007. 14. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. Москва: Изд-во Молодая гвардия. 1988. С. 13. 15. Вохрышева, М.Г. Формирование науки об информационной культуре / М.Г. Вохрышева // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. – М.: Магнитогорск, 1997. – Вып. 6. – Методология и организация информационно-культурологических исследований. – С. 48–63. 16. Галатенко В. А. Основы информационной безопасности. М. : ИНТУИТ.РУ, 2003. 17. Гендина Н. И. Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. М.: Школьная библиотека, 2002. 308 с. 18. Голенищев, Э.П. Информационное обеспечение систем управления: учебное пособие / Э.П. Голенищев, И.В. Клименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. — 315 с. 19. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер Ком, 1999. 368 с. 20. Друкер, П. Эффективное управление/ П. Друкер. – М.: АСТ-Астраль, 2004. – 284с. 21. Елистратова Н. Н. Информационная культура как критерий информационного высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 748 22. ЕршовА.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2. С. 82-92 23. Ефименко О. А. Информационная культура специалиста как педагогическая категория // Вестник Таганрогского гос. пед. ин-та. Гуманитарные науки. 2007. Вып. 2. 24. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов - Краснодар: Краснодар. гос. акад. Культуры, 1996. 25. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии, 2-е изд, уточ. и доп. М. : Тривола, 1994. 304 с. 26. Инновационный университет. Проектно-ориентированное управление: стратегия, интеграция, качество. Сборник статей / Составители Р.Г. Стронгин, А.О. Грудзинский. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. – 218 с. 27. Информационная культура – понятие, сущность, структура, Гендина Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. http://gigabaza.ru/doc/92475.html 28. Ишмаев Г.Ш. Концепции "информационного общества" и "общества знаний": опыт сравнительного анализа/ Г.Ш. Ишмаев // www.dissercat.com 29. Караваева, Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности» / Е.А. Караваева // Школьн. б-ка. – 2005.– № 8. – С. 40–46; 2006. – № 1. – С. 18–24. 30. Каракозов С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/ resource/978/45978/files/2000-2.pdf 31. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000 32. Кириллова, Н.Б. Медиакультура как интегратор среды социальной модернизации: Автореф. дис... докт. культурологии. - М., 2005. 33. Колин К. К. Информатика как фундаментальная наука // Информатика и образование. 2007. № 6. С. 46-55. 34. Кольева Н. С. Развитие информационной компетенции подростков в социокультурном пространстве дополнительного образования : автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2013. http://search.rsl.ru/en/record/01005538267 35. Конюшенко, С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования / С.М. Конюшенко. – Калининград: Изд-во КГУ, 2004. – 248 с. 36. Копытов А. Д., Востриков А. А. О процессе образования как социальной технологии // Вестник Томского государственного университета. 2012. №2 (117). С. 9-12. 37. Коряковцева, Н. Информационная культура: технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами / Н. Коряковцева // Учит. газ. – 2004. – № 49. – С. 49–50; вкладыш ИКТ. – № 26. – С. 7. 38. Косорукова Е. А. Формирование информационной компетенции студентов средствами контекстно-проектной технологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2015. 39. Коулопоулос, Т.М. Управление знаниями / Т.М. Коулопоулос, К. Фраппаоло; пер. с англ. Ю.В. Трибушной. – М.: Эксмо, 2008. – 224 с. 40. Кочубей, Н.В. Синергетические концепты и нелинейные контексты. - Сумы, 2009. 41. Краевский, В.В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей / В.В. Краевский. – Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. – 244 с. 42. Кремень, В.Г. К обществу знаний - через совершенствование системы образования // Социально-экономические проблемы информационного общества. - Сумы, 2005. - С. 34-48. 43. Куликова Н. Ю. Формирование информационной компетентности преподавателей спец, дисциплин в техникуме // Новые информационные технологии в университетском образовании : материалы XII науч.-метод, конф. Новосибирск, 2007. 44. Курбатова А. В. Методическая система формирования информационной образованности и компетентности студентов авиационного техникума : дис.... канд. пед. наук. Шуя, 2010. 45. Лебедев, О.Е. Управление образовательными системами: учебно-методическое пособие / О.Е. Лебедев. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2011. – 108 с. 46. Левин В, А. Образовательная среда: от проектирования к моделированию. М. : Смысл, 2001. 365 с. 47. Леончиков В. Е. Информационная культура личности: поиски методологий // Информационное общество: культурологические проблемы : материалы междунар. науч. конф. Краснодар - Новороссийск, 17-19 сентября 1997 г. Краснодар, 1997. С. 91-93. 48. Логинов, В.Н. Информационные технологии управления: учебное пособие. / В.Н. Логинов. – М.: КНОРУС, 2010. – 240 с. 49. Майнцер, К. Сложно-системное мышление: Материя, разум, человечество. Новый синтез. - М., 2009. 50. Макарова, Л.Н. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития / Л.Н. Макарова и др. // Педагогическая информатика. – 2003.– № 3. – С. 17. 51. Макашева, З.М. Исследование систем управления: учебное пособие / З.М. Макашева. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2009. – 176 с. 52. Мартин Дж. Видеотекст и информационное обслуживание общества / Пер. с англ. И.Н. Красносельского. - Перевод издания: Martin J. Viewdataandinformationsociety / Москва: Изд-во Радио и связь, 1987. С.181. 53. Махаева Л.В. Формирование информационной компетенции студентов учреждений среднего профессионального образования (на примере многопрофильного колледжа) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2014. 54. Машовец С. П. Сущность и особенности управления образовательными учреждениями // Педагогическое образование и наука. 2012. № 6. С. 51-55. 55. Медведева, Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) / Е.А. Медведева // Социс. – 1994. – № 11. – С. 59. 56. Милитарев В.Ю. Информационная культура эпохи НТР / Милитарев В.Ю., Яглом И.М. //Информатика и культура: Сб.науч.тр.- Новосибирск, 1990.- С.94-107. 57. Мелик-Гайказян И. В. Новая культура для новых людей // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 7 (148). С. 33-44. 58. Минаев В. А. Правовое обеспечение информационной безопасности .'учебник. 2-е изд., доп. М. : Маросейка, 2008. 368 с. 59. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. -1995. -№ 4. 60. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В.И. Михеев. – изд.4, доп. – М.: Высшая школа, 2010. – 224 с. 61. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия». – 432 с. 62. Негодаев, И.А. Информатизация культуры. - Ростов-на-Дону, 2003. 63. Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Пеньков В.Е. Современные научные представления об эволюции материи: Учебное пособие. Издательство «Академия Естествознания», 2007 год. http://www.studfiles.ru/preview/4645118/page:4/#5 64. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Минск, 2003. 65. Новиков, А.М. Методология образования. Издание второе / А.М. Новиков. – М.:, Эгвес, 2006. – 488 с. 66. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер, закон от 26.07.2006 г. № 149, URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61798/ (дата обращения: 16.12.2016).2.1.3. Аннотированный список научных трудов. 67. Парахин А.А. О понятии «Информационная культура личности». / Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. 68. Пинженина С.В., Титаренко Н.Н., Никитченко А. А. , Комплексные работы. Методическое пособие для учителей и родителей. Учебно-методическое пособие., – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2015 г. – 20 с. https://cerm.ru/komplex_raboty/ 69. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить. М.: Сентябрь, -1999. – 128 с. Полат Е. С. Проблема информационной безопасности в образовательных сетях рунет. М., 2004. 70. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 576 с. 71. Петухов А. Ю. Формирование информационной компетентности школьников в системе дополнительного образования на примере учебного модуля курса «программирование» : дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 172 с. 72. Печенюк С. П. Профессиональная подготовка руководителей системы образования к ценностно-личностному взаимодействию субъекта в процессе управления : дис. ... д-рапед. наук. Хабаровск, 2001. 73. Поличка А. Е., Исакова А. П. Подходы проектирования содержания организации самостоятельной работы обучаемых в условиях формирования специальных профессиональных компетенций // Педагогическое образование и наука. 2012. № 6. С. 74-77. 74. Полякова Т. А. Формирование информационной культуры личности и общества - актуальная социокультурная технология эпохи информатизации // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: тезисы докл. междунар. науч. конф. Краснодар - Новороссийск, 17-19 сентября 1997 г. Краснодар, 1997. С. 86-88. 75. Поташник, М.М. Диссертации по управлению образованием: Состояние, проблемы, современные требования: пособие в помощь авторам дис. по управлению в сфере образования / М.М. Поташник, А.М. Моисеев. – М.: Новая шк., 1998. – 176 с 76. Прилепина А. В. Формирование информационной компетенции студента в условиях реализации системы зачетных единиц : автореф. дис... канд. пед. наук. Оренбург, 2009.103 77. Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции [Текст] / А. И. Ракитов. - М. : По­литиздат, 1991. — 286 с. 78. Розин В.М:Наука.Глава 10. Отдельные исследования. https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6429/6435 79. Санникова И. Г,, Корнилова М. В. Формирование информационной культуры студента в условиях дистанционного обучения // Вестник ТГГТУ. 2007. Вып. 7 (70), серия: Педагогика. С. 74. 80. Сакович Н. И. Формирование информационной компетенции студентов в процессе дистанционного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 24 с. 81. Седова Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды: концепция и механизм реализации. Балашов : Изд-во БГПИ, 1999. 232с. 82. Семеновкер, Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков / Б.А. Семеновкер // Библиогр. – 1994. – № 1. – С. 12. 83. Симоненко, В.Д. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: БГУ, 2003. – 174 с. 84. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с. 85. Словарь управленческих терминов. Функции управления. – Режим доступа: URL:http://www.studglossary.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=227&Itemid=241. 86. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М. : Изд-во Моек, ун-та, 1985. 231с. 87. Смирнов, Э.А. Основы теории организации / Э.А. Смирнов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с. 88. Суханов А. П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988. 192 с. 89. Табачук Н. П. Информационная компетенция и творческая активность как взаиморазвивающиеся структуры личности // Вестник Томского государственного педагогического университета. №12 (165). Томск, 2015. С. 93-99. 90. Табачук Н. П. Развитие информационной компетенции студентов в образовательном процессе гуманитарного вуза : дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2009. 91. Табачук Н. П. Анализ современных подходов в понимании феномена «информационная компетенция студентов» // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы междунар. науч.-практ. конф., 5 февраля 2016 г. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. С. 255-258. 92. Тафти Э. Представление информации [Электронный ресурс]. URL: http://envisioninginformation.daiquiri.m/ 93. Тесленко, А.Н. Педагогика / А.Н. Тесленко. – Астана: ЕАГИ, 2010. – 465 с. 94. Тумашева О. В., Турова И. В. Модель формирования информационной компетентности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Вестник Томского государственного университета. 2014. №6(147). С. 85-90. 95. Урсул А.Д. Ноосферная модель науки и образование XXI века. // Социально-политический журнал. М., 1996. №4. Особенности формирования информационной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях 96. Федорова С.В. Формирование информационной культуры школьников в процессе применения информационно-коммуникационных технологий (в учреждениях дополнительного образования) // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность / Отв. ред. О.А.Лапина, Л.А.Иванова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. лингв. ун-та, 2008. С.135-139. 97. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», 29.12.2012 № 273-ФЗ; ред. от 23.07.2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/. – (Дата обращения: 28.04.16). 98. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с. 99. Харрингтон, Дж. Совершенство управления процессами / Дж. Харрингтон / Пер. с англ. А.Л. Раскина; Под науч. ред. В.В. Брагина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. – 192 с. 100. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64. 101. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив/ Р.Х. Шакуров. – М.: Просвещение, 1990. – 206 с. 102. Шамова, Т. И. Актуальные проблемы управления образованием / Т.И. Шамова // Управление образованием, 2009. -С.5. 103. Шконда, В.В. Феномен синергетики: наука - общество - образование / В.В. Шконда, А.В. Кальянов, П.Г. Давидов; ред. В.В. Шконда. - Донецк, 2009. 104. Шорохова Т.И. Сущность, структура и компоненты информационной культуры личности обучающихся в условиях дистанционного обучения//Межрегиональная научно-практическая конференция (заочная) 2007 «Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Достижения, проблемы, перспективы»: http://www.muh.ru/arch/2007/konf_mshorohova.htm?user=a62cf74cc9be19d45d608226d0588364 105. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. – Л.: Изд-во «Наука», 1966 г. – 302 с. 106. Шулика, Н. А.Современные тенденции развития информационной культуры личности студента : [монография] / Н. А. Шулика, Н. П. Табачук, В. А. Казинец ; [науч. ред. И. А. Дедовских]. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. - 160 с. 107. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. М. : Флинта, 1997. 224 с. 108. Ясинский А. М. Формирование основ информационной культуры школьников средствами интегрированных задач по информатике : авто- реф. дис. канд. пед. наук. Киев, 2000. 2 109. [Электронный ресурс] Soft и Hard skills. Что это такое и зачем их развивать? URL: https://propostuplenie.ru/article/zachem-razvivat-soft-i-hard-skills/). 110. Национальный проект «Образование»https://edu.gov.ru/national-project/ 111. Эволюция угроз информационной безопасности в Интернете .URL: http://www.ifap.ru/pi/06/rl5.htm 112. Комплекс учебных программ по основам информационной культуры личности как модель информационной подготовки: концептуальные основы разработки и внедрения в деятельность школьной библиотеки (2006) http://gigabaza.ru/doc/103140.html
Отрывок из работы

Глава I Теоретические основы формирования информационной культуры личности школьника 1.1 Развитие информационной культуры субъектов в образовательном пространстве школы В настоящее время широкомасштабная информатизация общества – одна из главных проблем государства. Стремительно развиваются информационные, цифровые и коммуникационных технологии, поэтому необходима новая, информационная среда, новое информационное общество, которое, безусловно, начинает формироваться в общеобразовательном учреждении. Уровень развития информационной культуры личности ребенка, определяется знаниями об информации, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности, умением использовать современные информационные технологии в учебной деятельности, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы. В условиях информационного общества выпускник школы должен уметь эффективно работать с информацией; создавать новую в различных доступных для восприятия формах и видах, значимую для других; вырабатывать у себя тонкий информационный вкус: умение выделять главную информацию, отделять неважную информацию от важной, уметь систематизировать и анализировать информацию. Необходимым качеством выпускника является высокий уровень информационной культуры: развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией. В связи с этим выдвигаются новые требования и к процессу информатизации образования в школе, которая, по нашему мнению, предполагает, как повышение уровня информационно-коммуникационных компетентности учителей, так и повышение уровня подготовки школьников в области современных информационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО и СО. Одной из задач успешного вовлечения в процесс информатизации учителей и школьников является «создание условий для развития у них информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий». [14. С. 132] Успешный человек XXI века должен быть не просто функционально, но информационно грамотен - уметь определять информационную проблему, выбирать адекватные ресурсы для её решения. Проанализировав литературу, мы понимаем, что авторы по-разному трактуют, что такое информационная культура. Приведем несколько характерных определений. В статье «Информационная культура человека эпохи НТП» Милитарев В.Ю. утверждает, что «всю совокупность знаний об основных методах представления знаний вместе с умением применять их на практике и постановке содержательных задач, естественно называть информационной культурой (ИК) - культурой, обращения со знаниями, данными, информацией». [56. С. 95] Информационная культура нужна любому человеку, и в столетие компьютерной революции её значение только увеличивается, поскольку без информационной культуры не только постановка задач, которые должен решать компьютер, но и искусство общения с компьютером сильно усложняются и даже становятся невозможными. Так, именно недостатку информационной культуры разработчиков и пользователей нужно приписать малую эффективность современных автомотизированных систем управления. Высокая информационная культура также нужна не только при решении различных задач, но и при верной и грамотной их постановки. Человек сумеет решить эти задачи, подойдя к ним творчески, только при том условии, что у него будет сформирована высокая информационноая культура. Другой исследователь, Розин В.М., понимает информационную культуру как умение соблюдать должное равновесие между «формализуемой и неформализуемой составляющими человеческого знания. А высокая информационная культура предполагает два основных умения - умение адекватно формализовать имеющееся у человека знание и умение адекватно интерпретировать формализованное знание. Отсутствие информационной культуры может служить причиной нарушения и даже разрушения подобного равновесия, что в конечном счете чревато весьма серьезными деформациями сознания, как индивидуального, так и общественного. В качестве примера последствий нарушения данного равновесия автор приводит следующее. Неумелый врач может чрезвычайно преувеличить значение так называемых данных объективного исследования, почти не обращая внимания на стоящие за ними плохо формализуемые интуитивные знания о функционировании организма». [78. С. 165] Аналогична описанной выше ситуация, когда для неопытного сотрудника отдела кадров анкета заслоняет человека, который её заполнял, что может привести к неадекватным решениям в кадровой политике. «Такое извращение нормального соотношения знаний о данных автор называет информационным фетишизмом. Гносеологические корни этого явления кроются в недостатке информационной культуры» [26. С. 51] . В отличие от приведенных выше авторов, Г.Т. Воробьев в книге "Твоя информационная культура" определяет данное понятие как всю совокупность знаний об основных моментах информационного процесса [14, С.13] Мы же понимаем под информационной культурой личности систему информационного мировоззрения и совокупность знаний и умений, которые обеспечивают целенаправленную самостоятельную деятельность, удовлетворяющую индивидуальным информационным потребностям с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура основывается на традиционной и включает в себя функциональную и информационную составляющие и тесно взаимосвязана с культурной грамотностью человека. Информационная грамотность школьника, на наш взгляд, включает в себя следующие компоненты: «выработки стратегии эффективного поиска информации; организации и реорганизации информации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки объективности, достоверности, полноты, актуальности, полезности полученной информацией; соблюдения этических норм и правил пользования полученной информацией; передачи и представления результатов анализа и интерпретации информации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определённых действий и достижения определённых результатов. Информационная культура требует, прежде всего, от выпускника новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих им необходимую социальную адаптацию после окончания школы и гарантирующих достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции: - регулятивную, так как оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; - познавательную, поскольку непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; - коммуникативную, ибо информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; - воспитательную, так как информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человеческим обществом богатствами, формировании его поведения. Информационная культура тесно связана с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле этого слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога писателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др. [26. С. 68] Культура и цивилизация относятся к полисемантическим многозначным понятиям; они строго не различимы и сводятся к материальным благам и текстам, накопленным народами, странами, человечеством. Когда-то М. Горький определил: «Культура - это наука и искусство, цивилизация - техника и экономика». [10. С. 15] Информация в форме информационной культуры интегрирует культуру и цивилизацию, естествознание и искусство, реальный мир и виртуальный. В античной гуманистической парадигме мир - это единство реального и духовного миров, познание мира и умом, и сердцем. Один из основных способов передачи культуры и, следовательно, развития цивилизации - образование через передачу информации, достижение ее понимания и усвоение субъектом образования. Учитель, его личность, опыт, совесть определяет насколько гуманно образование, независимо от набора учебных дисциплин. [17. С. 49] Сегодня учитель получил широкие возможности для использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это стимулирует интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и предоставляет им возможность продемонстрировать практическое применение полученных знаний через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого круга проблем. [22. С. 83] Анализируя опыт учителей по освоению и использованию ИКТ в образовательном процессе, мы отмечаем, что совершенствование процесса обучения за счет новых средств ИКТ влечет за собой повышение уровня информационной культуры, прежде всего самого педагога, т.к. «кардинально изменяются условия его деятельности. В то же время мы столкнулись с тем, что в условиях активных темпов развития ИКТ заметно отстают темпы развития методической помощи и поддержки деятельности педагогических работников в информационной среде». [22. С. 84] Опираясь на существующий опыт, можно определить необходимые и достаточные условия эффективного освоения и использования ИКТ в образовательной деятельности: предметно-методические условия, условия наличия и эффективности использования педагогических программных средств, условия наличия системы повышения квалификации учителей, поддержка информационной среды деятельности. Мы считаем, что эффективность использования средств и методов ИКТ среди учителей возможна на базе методической работы школы. Для этого рассматриваются практические подходы использования возможностей ИКТ к освоению учебных дисциплин, причем выделяются те виды деятельности, в которых обучающиеся смогут достичь наилучшего результата. Например, использование современных информационных технологий, в частности дистанционных, особенно актуальных в период пандемии; различных источников информации, в том числе ресурсов Интернет; электронной почты для общения по проблеме исследования; пакетов прикладных программ по дисциплинам; цифровых образовательных ресурсов и др. Развитие компьютерной техники открывает более широкие возможности для осуществления на практике вышеназванных требований и внесения в процесс обучения современных технологий, и было бы неправильно их не использовать. В последнее время в этом направлении очень многое делается: создаются электронные учебники, школьные медиатеки, медиацентры, библиотеки с доступом в Интернет, электронные газеты, международные проекты для одаренных детей, на более широком уровне стали использоваться средства мультимедиа и Интернет-ресурсов. Таким образом, для развития информационной культуры субъектов в образовательном пространстве школы необходимо решение ряда задач: - использование компьютеров в учебном процессе в качестве инструмента преподавателя для проведения занятий, подготовки наглядных и других материалов, организации банков учебных материалов и баз данных; - создание условий для использования компьютеров школьниками на занятиях по различным предметам и во внеурочное время; - повышение оперативности и эффективности управления образовательным процессом за счет использования инновационных систем и информационно-коммуникационных технологий управления; - повышение квалификации учителей; - интегрирование информационного пространства школы в мировую информационную систему, предусматривающую обеспечение доступа к международным информационным ресурсам в области образования. 1.2 Основы развития информационной культуры личности школьника Как уже было сказано выше, в настоящее время мы живем в настоящем информационном буме. Во всем мире во всех областях широко используются цифровые, компьютерные технологии, системы, позволяющие применять и перерабатывать все увеличивающийся поток различной информации. Понятно, что от грамотного использования научно - технической информации в значительной степени будет зависеть успех социально-экономических преобразований государства. Но мы считаем, что этот успех в немалой степени будет зависеть и от того, насколько образовательному учреждению удастся сформировать информационную культуру личности. Следовательно, выпускник школы должен обладать быть грамотностным, владеющим новыми информационными технологиями, т.е. высокой информационной культурой [41. С.56]. Основы развития информационной культуры личности, ее сознательное и целенаправленное формирование включает е себя несколько ступеней, расположенных в разных аспектах: мировоззренческом, морально-эстетическом, психологическом, социальном и технологическом. В мировоззренческом аспекте нормализация внутреннего мира человека с обществом может осуществляться путем осознания сущности происходящего, познания законов и закономерностей распространения информации в обществе, влияния ее на личность, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры. Ввиду осознания гигантской роли информации в ее воздействии на сознание и эмоциональное состояние людей, особенно детей и подростков, многократно усиленное современными техническими средствами, информационная культура личности должна служить мощным противовостоянием неконтролируемому распространению информации. Формирование информационной культуры может рассматриваться в морально-этическом аспекте, подразумевая воспитание личной ответственности за распространение информации, принципов и убеждений, препятствующих социально-деструктивной информации, дезинформации, манипулированию сознанием людей. В психологическом аспекте информационная культура личности заключается в создании оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватное поведение личности, формирование умения и навыка действовать в условиях перегруженной, лишней информации, оценивать качественную сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, соотносить с уже имеющейся информацией, критически переосмысливать, синтезировать и систематизировать и т.п. В социальном аспекте информационная культура личности заключается в формировании у личности социально необходимого уровня информированности, являющимся необходимым условием социализации личности и выполнения ее различных функций в современном обществе. В технологическом аспекте информационная культура заключается в овладении информационной технологией, знакомстве с информационными ресурсами общества, навыками поиска нужной информации, ее хранения и использования [24. С.12]. В современном обществе, стремительно развивающемся, имеющем многомерные социальные пласты и подверженному информационному дисбалансу, на первый план выходят проблемы его гармонизации. Одним из факторов, способствующим уравновешиванию общества, сглаживанию противоречий, является формирование информационной культуры личности. Формирование информационной культуры - проблема комплексная, рассматривающаяся с разных сторон: социальной, психологическиой, педагогической, организационно-технической и др, опирается на знание задач и методе их реализации в рамках исторически сформировавшихся институтов. Все задачи, стоящих перед этим направлением, можно свети к трем блокам: - внесение в сознание личности школьника знаний о сущности и специфике функционирования социальной информации в обществе; - формирование понимания у школьника механизма информационного обмена и необходимости учета его специфических особенностей во всех процессах жизнедеятельности; - помощь о приобретении школьником умений и навыков использования информационных ресурсов общества. Все эти задачи должны решаться в рамках разных социальных институтов: семьи, общеообразовательных учреждениях и учреждениях культуры, средствах массовой коммуникации, учреждениях, входящих в структуру документальных коммуникаций: книжных издательств и книжной торговли, библиотек, информационно-библиографических центров, архивах. Методы формирования информационной культуры личности в данном случае выступают как определенным образом структурированные процессы деятельности для решения поставленных задач. Поскольку вся проблематика информационной культуры связана с воздействием на личность, то методы, на которые она опирается, разработаны в рамках педагогики. [34. С. 23] Методы педагогического воздействия на личность, как известно, дифференцируются на методы воспитания и методы обучения, и далее подразделяются по разным основаниям на: прямые и косвенные; вербальные, наглядные и практические; методы формирования сознания личности, методы формирования вкуса, ценностных ориентаций и методы организации познавательной и практической деятельности личности. Указанные группы методов применяются всегда в определенных сочетаниях, так как для всестороннего развития личности важно одновременно влиять на ее сознание, деятельность и поведение, на мотивы и интересы. [47. С. 91] Первый блок задач информационной культуры личности, объединяющий задачи мировоззренческого характера, включает внесение в сознание личности: - знание законов распространения информации в материальном мире; - знание свойств и функций социальной информации, ее роли в формировании общества; - знание роли информации в процессе формирования мышления, поведения, деятельности личности; - знание потребностей личности в информации и механизмов их удовлетворения; - знание психофизиологических особенностей восприятия и понимания информации личностью. Наиболее значимое воздействие на формирование мировоззрения личности реализуется в условиях общеообразовательных учреждений с помощью вербальных, прямых и косвенных методов формирования сознания личности (в форме лекций, бесед, диспутов), а также методов организации познавательной деятельности в форме помощи в самостоятельной работе с источниками информации. [67. С. 88] На основе усвоенного знания информационная культура ставит и решает задачи второго блока, включающего задачи формирования информационного стиля мышления личности и культуры производства и потребления информации [3. С.107]. Формирование информационного стиля мышления - важная задача на современном этапе развития общества. Он должен противостоять все более распространяющемуся технокритическому стилю мышления, где роль техники выходит на первый план в социальной жизни и, по существу, рассматривающему личность как объект воздействия, жестко детерминированный выполняемыми функциями. Информационный стиль мышления базируется на понимании личности во всей сложности ее социальных взаимоотношений и внутреннего духовного мира. [74. С. 86] Знание особенностей распространения социальной информации и ее восприятия личностью способствует пониманию всей глубины этой проблемы. Под информационным стилем мышления предполагается умение видеть явление в причинно-следственной связи. В рамках формирования информационного стиля мышления перед информационной культурой личности ставится задача практического овладения методами аналитико-синтетической обработки информации, формирование умения систематизировать факты, умения мысленно их «достраивать» и правильно интерпретировать, воспроизводить. Сформировать информационный стиль мышления у личности - это значит также сформировать умение в быстроменяющейся информационной ситуации четко ориентироваться, правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильные решения, используя при оценке альтернативы с точки зрения рациональных, эстетических и морально-этических критериев. Для информационного стиля мышления характерно понимание роли избирательности в восприятии личностью, роли психологической установки на восприятие, меняющей, порой кардинально, угол зрения, учет этих факторов при восприятии и оценке информации, понимание того, что эти информационные закономерности могут исказить восприятие информации и спровоцировать неадекватную эмоциональную реакцию на нее. Отсюда следует еще одна из задач формирования информационного стиля мышления личности - воспитание умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от импульсивных, необдуманных поступков, учитывая возможные последствия. [96. С. 136] Основы формирования мышления закладываются в раннем детстве, поэтому первым социальным институтом формирования информационной культуры выступает семья, осуществляющая подготовку личности ребенка к восприятию социально необходимого объема информации, формирующая социально значимые внутренние (психические) регуляторы поведения, ценностные ориентации, морально-этические нормы. Именно родители воспитывают интересы, формируют ценностные ориентации ребенка, стимулируют его познавательную активность. Рост объема информации, получаемой далее в рамках образовательных учреждений, сопровождается и овладением способами ее логической переработки путем применения многообразных методов организации познавательной и практической деятельности личности школьника. [24. С. 72] Формирование информационной культуры личности школьника - это процесс взаимодействия всех участников образовательной системы школы. Основными направлениями методической деятельности по формированию информационной культуры являются: - использование инновационных методов и способов представления, обработки данных (знаний учащихся, их успеваемости, и др.); - использование в своей педагогической деятельности более широкого спектра методических материалов и наглядных пособий; - разработка и использование компьютерных обучающих и контролирующих программ; - повышение своей квалификации путем дистанционного обучения; - использование для своего профессионального роста и самообразования информационные ресурсы компьютерных сетей. [95. С.87] Использование информационно - коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе требует от учителя: - изучения основ информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности; - повышения эффективности образовательного процесса на базе создания и активного использования информационного пространства методической работы школы; - формирования мировоззрения учащихся, базирующегося на научном, критическом отношении к информации. Считаем, что для создания положительной динамики в ее разрешении, повышения эффективности проводимой методической работы большое внимание необходимо уделять формированию информационной культуры школьников, развитию ученического самоуправления. Ведущую роль в этой работе мы возлагаем на научное сообщество школьников. Под научным сообществом школьников мы понимаем объединение учащихся, педагогов, родителей, деятельность которых направлена на создание на повышение качества образования. Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле этого слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, обучаемого и обучающего и др.[74. С.59]. Таким образом, информационная культура школьника проявляется: - в знании аналитических методов обработки информации; - в конкретных навыках по использованию различных технических устройств - от мобильного телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей; - в умении использовать и извлекать информацию из различных источников, представлять в понятном виде и эффективно работать с ее различными видами в соответствии со своими психофизиологическими данными; - в критическом мышлении; - в способности всесторонне использовать в своей работе информационно-коммуникационные технологии, создавая новые источники информации. 1.3 Психолого-педагогические аспекты развития информационной культуры личности школьника Одним из важных факторов, направленных на формирование информационной культуры личности является использование личностно-ориентированныого подхода в образовательном процессе, который предполагает равноправное сотрудничество участников информационно-коммуникационного взаимодействия. Вторым фактором, влияющим на формирование информационной культуры школьников, является информационная поддержка процесса обучения посредством создания информационно-образовательной среды, чем обеспечивается непрерывность образования. По мнению известного педагога В. А. Левина, информационно- образовательная среда представляет собой систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [46. С. 81]. Развитие информационной культуры личности школьников посредством информационно-образовательной среды школы представляет собой непрерывный процесс, от начальной школы до старшей, в котором сочетаются когнитивный, эмоционально-ценностный, действенно-практический и личностный компоненты. [104. С. 5] Формирование информационной культуры школьников предполагает соблюдение следующих условий: - четкое определение целей, задач работы, построенной с учетом конкретных условий деятельности школы; - определение минимума специальных знаний, умений, которыми должна обладать конкретная группа учащихся;
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg