Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Совершенствование управления социально-экономическим потенциалом муниципального образования

one_butterfly 1825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2021
Объектом исследования является муниципальное образование - Карачаевский муниципальный район. Предмет исследования - система управления развитием Карачаевского муниципального района. Целью данной работы является обоснование научно-методических подходов, инструментов и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования на примере Карачаевского муниципального района. В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи: 1. изучить методики управления социально-экономическим потенциалом; 2. оценить современные методики по управлению социально-экономическим потенциалом; 3. выявить общее и особенное в российской региональной практике муниципального управления; 4. дать общую характеристику Карачаевского муниципального района; 5. проанализировать тенденции социально-экономического развития Карачаевского муниципального района; 6. разработать рекомендации по совершенствованию практики управления социально-экономическим потенциалом муниципального образования. В ходе работы использовались следующие методы исследования: сравнительный анализ, компаративный анализ, экономико-статистический, экономического моделирования, сценарный подход. Научная новизна исследования состоит в обосновании научно-методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления социально-экономическим развитием Карачаевского муниципального района и разработке предложений по рационализации организационных, финансово-бюджетных и информационных инструментов управления городом. Теоретической и методологической базой представленного в работе исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов в области муниципального менеджмента, действующие и разрабатываемые нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов РФ по вопросам регулирования экономической деятельности местного самоуправления. Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что в первой главе подробно раскрыты основы современной системы управления социально-экономическим потенциалом муниципального образования. Так же определена объективная трактовка понятия «социально-экономический потенциал» на основе научных трудов современных специалистов. Выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в работе, углубляют теоретическую базу исследования проблем управления социально-экономическим потенциалом муниципального образования. Практическая значимость работы состоит в разработке эффективных рекомендаций для совершенствования всех процессов, связанных с управлением социально-экономическим потенциалом Карачаевского муниципального района. Апробация результатов исследования. Внедрение экспериментальной модели управления воспитательной деятельностью педагогов сельской школы показало, что применение данной модели существенно увеличило активность как педагогов, так и учеников в рамках учебной и внеучебной деятельности. Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников и литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Существенные изменения российского общества, появление новых современных институтов рынка, серьезные видоизменения экономических отношений (как межрегиональных и федеральных, так и международных) проложили путь для радикальных трансформаций во всех алгоритмах, касающихся сферы управления муниципальными образованиями в России. Стоит учитывать то, что на данный момент недостаточно подробно и глубоко исследованы формы, методы и инструменты управления развитием муниципального образования. По факту, мы не можем выявить единство в подходах, которые определяют всю сущность деятельности местных органов власти по управленческим процессам в таких сферах как экономика и, разумеется, социальная сфера муниципальных образований. Современная система управления государством подразумевает четкое разделение собственно текущей системы на систему государственной власти и, соответственно, местное самоуправление. Данное явление в корне изменило позицию местных органов, осуществляющих управление и олицетворяющих власть. Сформировавшаяся в результате данного разделения сфера полномочий органов местного самоуправления переложила на его органы обязанности обеспечения жизнедеятельности местного сообщества и ответственность за качество жизни населения. Но стоит упомянуть, что сформировавшиеся функции местного самоуправления оказались не подкрепленными соответствующими экономическими и социальными механизмами, и, как следствие, технологией их реализации. Разумеется, как логичное продолжение описанной выше ситуации, произошел кризис муниципальной власти, который можно охарактеризовать ощутимым понижением степени управляемости, более частыми конфликтными и спорными моментами, отсутствием согласованности действий участников экономического процесса, ухудшением экономического положения муниципальных образований. Практически все города России были поставлены в очень затруднительное положение. Больше всего это коснулось областных, краевых и республиканских центров. Ведь, как известно, именно там наблюдается наиболее высокая концентрация максимально острых экономических и социальных проблем. На сегодняшний день наукой и практикой были сформированы потребности в проведении детального анализа и осмыслении сложившейся ситуации в муниципальных образованиях, теоретическом обобщении проблем деятельности структур местной власти по управлению комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования, разработке новых и более эффективных методов организации управления экономикой муниципального образования, направленных на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения. Новые задачи требуют перехода на эффективные и в то же время мягкие управленческие технологии, основанные на разносторонней координации всех участников управленческого процесса. Степень разработанности проблемы. Основы экономической науки для муниципальных образований были заложены в трудах российских ученых JI.A. Велихова, М.Д. Загряцкова, В.Н. Твердохлебова. В современной России важными для проблем муниципальной экономики явились труды по регионалистике. Это работы таких ученых, как А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, В.И. Данилов-Данильян, М.Г. Завельский, А.И. Добрынин, П.А. Минакир, И.А. Ильин, Н.Н. Некрасов, К. В. Павлов, Т.А. Федорова, В.Я. Феодоритов, Р.И. Шнипер и др. В последние годы большой вклад в разработку вопросов теории, методологии и практики управления муниципальными образованиями внесли A.JI. Гапоненко, М.А. Васильев, С.В. Вобленко, А.Г. Воронин, Е.А. Елисеев, С.Ф. Жилкин, В.Н. Лексин, П.А. Ореховский, О.С. Пчелинцев, В.Е. Рохчин, А.И. Татаркин, А.Н. Швецов, А.Н. Широков и многие другие. Актуальность и отсутствие полноценных исследований всех затруднительных вопросов по управлению социально-экономическим развитием муниципального образования определили выбор темы, постановку цели и задач, структуру и логику исследования.
Содержание

Введение……………………………………………………………….………3 1 Теоретико-методологические основы современной системы управления социально-экономическим потенциалом муниципального образования …………………………………………8 1.1 Сущность понятия «социально-экономический потенциал»………8 1.2 Методики управления социально-экономическим потенциалом.…17 1.3Оценка современных методик по управлению социально-экономическим потенциалом…………………………………………….23 2 Анализ системы управления социально-экономическим потенциалом на примере Карачаевского муниципального района…………..…..33 2.1 Выявление общего и особенного в российской региональной практике муниципального управления………………………………33 2.2 Общая характеристика Карачаевского муниципального района…….40 2.3 Анализ тенденции социально-экономического развития Карачаевского муниципального района………………………………………..47 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию практики управления социально-экономическим потенциалом Карачаевского муниципального района…………………………………………………..57 3.1 Рекомендации по совершенствованию практики управления…….57 3.2 Оценка рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим потенциалом Карачаевского муниципального района.……..61 Заключение……………………………………………………………………..64 Список использованных источников и литературы……………………..67
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), 2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 3. Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 09.05.2018) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 18 ст. 2003 4. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 (ред. от 02.08.2017, с изм. от 12.10.2017) «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» 5. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. – М.: КноРус, 2015. – 432 c. 6. Андреев, А.А Программно – целевой подход социально – экономического развития муниципального образования [Текст] / А.А. Андреев // Экономика и социум — №3(34) – 2017. – С. 36-37 7. Актуальные направления и методы анализа экономических систем, коллективная монография, под ред. М.В. Грачевой, М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020. — 308 с. 8. Аракелян, М.А. Критерии инвестиционной привлекательности муниципального образования как объекта управления инвестиционной деятельностью [Текст] / М.А. Аракелян // Российский государственный социальный университет. — №9. – 2017. – С. 175-176 9. Баранов, М.Б. Оценка эффективности местного самоуправления [Текст] / М.Б. Баранов // Вектор науки – 2015 — 486 с. 10. Бардовский, В.П. Рыночная инфраструктура и социально – экономическое развитие муниципальных образований [Текст] / В.П. Бардовский // Экономическая среда. — 2017. — № 1 (19). — С. 123-128. 11. Бегун Т.В. Стратегическое планирование устойчивого развития муниципального образования // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 4 (48). – С. 322-324 12. Бердова Ю.С. Стратегическое планирование развития муниципального образования // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии : сб. науч. тр. – Тюмень, 2015. – С. 13-15. 13. Василенко, Ж.А. Анализ системы стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней [Текст] / Ж.А. Василенко // Экономика и социум — №11(42) – 2017. – С. 57-59 14. Ворошилов, Е.А. Социально-экономические проблемы локальных территорий [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. –196 с. 15. Глобенко, И.В. Роль местного сообщества в развитии муниципального образования [Текст] / И.В. Глобенко // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» — №5(21) – 2018. – С. 3 16. Гранберг, А.Г. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке [Текст] / А.Г. Гранберг // Издательство: Экономика. — 2015. — С. 34. 17. Глушкова, В.Г. Региональная экономика. демографическая и миграционная политика (для бакалавров) / В.Г. Глушкова, О.Б. Хорева. - М.: КноРус, 2018. - 496 c. 18. Грищук В.А. Методы разработки программ стратегического развития муниципального образования // Совершенствование механизмов взаимодействия региональной власти, органов местного самоуправления и населения : материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2017. – С. 122-131. 19. Жукова, В.А. Методологический подход к разработке концепции территориального социально – экономического развития муниципального образования [Текст] / В.А. Жукова // Международный научный журнал «Синергия наук» — 2018. – С. 138 20. Закирова, З.И. Социально – экономическое развитие муниципального образования [Текст] / З.И. Закирова // «Экономика и социум» — №5 (48) – 2018. – С. 24-28. 21. Ильина, И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.Н. Ильина, К.С. Леонард, Д.Л. Лопатников и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c. 22. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» -Том 8, №5 (сентябрь - октябрь 2016) –режим доступа: http://naukovedenie.ru 23. Клячкин, В.В. Методы статистических исследований в оценке процессов социально-экономического развития территории [Текст] / В.В. Клячкин // Синергия наук. — 2018. — № 19. ? С. 150-153. 24. Коваленко, Е Региональная экономика и управление / Е Коваленко. - СПб.: Питер, 2018. - 224 c. 25. Колебакина, К.В. Социально-экономическое развитие муниципального образования на современном этапе / К.В. Колебакина // Экономика и социум. — №5 (48). — 2018. – С. 27-30 26. Куликова, Н.В. Практика формирования стратегий социально – экономического развития муниципальных образований [Текст] / Н.В. Куликова // Российский государственный университет правосудия. № 1. – 2019. – С. 65-70 27. Курнышев, В.В. Региональная экономика. основы теории и методы исследования (бакалавриат и магистратура) / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. - М.: КноРус, 2017. - 184 c. 28. Лапыгин Ю.Н. Формирование прогноза развития муниципального образования / Ю.Н. Лапыгин, Д.В. Тулинова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. – № 1. – С. 26-31. 29. Лапыгин, Ю.Н. Сценарный подход в реализации стратегических приоритетов развития муниципальных образований [Текст] / Ю.Н. Лапыгин // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. — 2017. — Т. 12. — № 4. С. 649-664. 30. Леванова, Т.А. Основные подходы к формированию эффективной системы управления социально – экономическим развитием муниципальных образований [Текст] / Т.А. Леванова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 4. С. 63-69. 31. Макарова, В.И. Экономический анализ как часть системы стратегического управления социально – экономическим развитием России, регионов и муниципальных образований [Текст] / В.И. Макарова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 4. С. 247-253. 32. Маковкина С.А. Стратегическое планирование развития муниципальных образований: опыт зарубежных стран и регионов России / С.А. Маковкина, А.В. Ручкин // Управленческое консультирование. – 2016. – № 8 (68). – С. 89-99. 33. Медведева В.Н. Стратегическое управление социально-экономическим развитие муниципального образования // Вестник СевКавГТИ. – 2017. – № 19. – C. 42-47. 34. Официальный сайт Карачаевского муниципального района. Режим доступа: карачаевский-район.рф 35. Полухина, М.Г. Местное самоуправление как движущая сила социально – экономического развития муниципального образования [Текст] / М.Г. Полухина // Вестник сельского развития и социальной политики. — 2017. — № 3 (15). — С. 80-84. 36. Региональная экономика. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2018. - 288 c. 37. Сборник тезисов докладов международной научной конференции под ред. А.А. Пороховского, С.В. Кайманакова, М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2020. —164 с. 38. Семакова, В.А. Управление муниципальным социально – экономическим развитием [Текст] / В.А. Семакова // Форум молодых ученых. — №12 (28). – 2018. – С. 163-165 39. Стрюков В.А. Критерии и методы оценки эффективности стратегического развития муниципального образования // Экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты : сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2020. – С. 184-188. 40. Тихонова, Е.О. Особенности реализации муниципальных программ по развитию территории [Текст] / Е.О. Тихонова // Арзамасский филиал ННГУ. Россия, г. Арзамас. — №11(27). – 2018. — С. 46 41. Теория и методология оценки экономического потенциала предприятий / Надворная Г.Г., Климчук С.В., Оборин М.С., Гварлиани Т.Е. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 6 (48). С. 70-90. 42. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: Уч. / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: Инфра-М, 2016. - 384 c. 43. Фирсова, Е.Г. Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации [Текст] / Е.Г. Фирсова // Молодой ученый. – 2014. – №17. – С. 356. 44. Хайруллов, Д.С. Формы и методы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования [Текст] / Д.С. Хайруллов // Вестник Казанского технологического университета. – Казань. – 2014. – №23. – С. 207–214. 45. Харчикова, Н.В. Особенности управления экономическим развитием муниципального образования [Текст] / Н.В. Харчикова // Научно-практический журнал Аллея Науки» — №9(25) – 2018. – С. 1-3. 46. Цопа, Н.В. Методологические аспекты управления развитием территориальных образований [Текст] / Н.В. Цопа // Экономика и экология территориальных образований. 2017. № 2. С. 15-21. 47. Чистова М.В. Механизм реализации процедуры стратегического планирования на муниципальном уровне // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты : сб. науч. ст. 10 Всерос. науч.-практ. конф. – Курск, 2020. С. 465-469. 48. Щербакова, Е.В. Механизм управления системой социально-экономического развития региона [Текст] / Е.В. Щербакова // Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко — № 3(19). – 2018. – С. 68-74. 49. Экономическая политика и ресурсный потенциал региона [Электронный ресурс]: сб. статей II всерос. науч.- практ. конф. – Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т, 2019. – 142 с. 50. Юсупов, К.Н. Региональная экономика (для бакалавров) / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов, Таймасо . - М.: КноРус, 2019. – 272 с.
Отрывок из работы

1 Теоретико-методологические основы современной системы управления социально-экономическим потенциалом муниципального образования 1.1 Сущность понятия «социально-экономический потенциал» Характеристика социально-экономического потенциала муниципального образования является необходимым условием разработки научно обоснованных программ развития экономики данного территориального образования. Необходимым аспектом методологии оценки социально-экономического потенциала является его определение как экономической категории и как объекта статистического исследования. Социально-экономический потенциал муниципального образования - это совокупная способность имеющихся трудовых, материально-технических, финансовых, природных и иных ресурсов обеспечить максимальный объем производства товаров и услуг в данных условиях в целях полного удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей общества и создания условий для дальнейшего ускоренного развития экономики муниципального образования [5,с. 34]. Перед статистической службой муниципального образования, как и перед Росстатом, стоит задача разработки методики статистической оценки этого потенциала и его составляющих: трудового, материально-технического, природного и др., а также предоставления на этой основе исчерпывающей и достоверной информации об их объеме, факторах роста и эффективности использования. В частности, необходимо решить следующие методологические задачи, а именно: - определение социально-экономического потенциала и его составляющих как экономических категорий и объектов статистического исследования; - разработка системы показателей потенциала и методов их расчета с целью характеристики объема и состава ресурсов, их качества, сбалансированности и других параметров, определяющих потенциал; - разработка методологии оценки различных элементов потенциала; - разработка методики оценки потерь социально-экономического потенциала региона; - разработка методики статистической характеристики потенциала незаконной и негласной деятельности, осуществляемой в регионе; - разработка методики оценки эффективности использования ресурсов социально-экономического потенциала муниципального образования; - определение факторов развития социально-экономического потенциала региона в рыночных условиях и разработка методов определения их влияния и др.[42,с. 127] Выделяют две основные группы факторов, определяющих возможность повышения социально-экономического потенциала (далее СЭП) муниципального образования - экстенсивный и интенсивный. Первый включает в себя увеличение объема ресурсов: трудовых, материально - технических, финансовых, природных и других потенциальных носителей. Второе - это повышение качества всех видов ресурсов и повышение эффективности их использования [39,с. 75]. Наиболее важным фактором является степень пропорциональности и сбалансированности между различными видами ресурсов и компонентами потенциала. Отсутствие или недостаточное количество одного из его компонентов становится препятствием для реализации других. Давайте рассмотрим отдельные компоненты СЭП, прежде всего категории, связанные с населением, в интересах которого должен использоваться инструментарий муниципалитета. Муниципальная статистика населения - это область муниципальной (региональной) социально-экономической статистики, рассматривающая территориальный аспект объективных статистических данных о населении и демографических процессах, происходящих на конкретной территории. Статистика населения или демографическая статистика является теоретической основной муниципальной статистики населения. Правомерность изучения данного аспекта статистики населения обуславливается наличием значительной территориальной дифференциацией и спецификой показателей, отражающих численность и состав населения регионов России, а также демографическими процессами. [47, с. 114] Кроме того, базовым уровнем сбора и обработки данных о населении, как и о других аспектах, всегда является уровень субъектов федерации, то есть регионы страны (в том числе муниципальные образования). Исходя из общих положений демографической статистики, муниципальная статистика населения разрабатывает методы статистического наблюдения населения и демографических событий (рождений, смертей, браков и т.д.), учитывая при этом специфику конкретного муниципального образования, определяет методы проведения переписей населения, методы текущего учета демографических событий, учет миграции, методы обобщения и группировки данных и т.д. Для характеристики демографических процессов, происходящих в регионах страны, используются те же показатели, что и при изучении этих процессов для экономики страны в целом: число рождений, число смертей, естественный прирост населения, число браков и разводов. [19, с. 62] При анализе демографических процессов, происходящих в регионе, используются одни и те же относительные показатели естественного и механического движения населения, к которым относятся общая, возрастная, частная и специальная рождаемость, смертность, естественный прирост населения, число зарегистрированных браков и разводов. Все эти показатели рассчитываются по единой методике во всех регионах и по стране в целом, что позволяет обобщать и анализировать их. Понятия и термины, характеризующие демографические процессы, происходящие в регионах, определяются одинаково как в регионах, так и в стране в целом. Задачей муниципальной статистики является выявление и анализ специфических особенностей их проявления в исследуемом муниципальном образовании и на этой основе предложение соответствующих мер по изучению демографической ситуации.[26, с. 11] Таким образом, демографическая статистика муниципального образования, как основа формирования трудовых ресурсов, представляет собой объективную и своевременную информацию о населении с учетом территориальных особенностей. Он учитывает специфику демографических событий и процессов на конкретной территории, а также конкретизирует систему показателей для экономического анализа на различных уровнях муниципального управления на основе статистических наблюдений, организуемых Росстатом и соответствующими органами государственной статистики для получения дополнительной информации, учитывающей специфику территории и используемой в интересах управления муниципальным хозяйством. Еще одной важной составляющей социально-экономического потенциала муниципального образования является трудовой потенциал, который служит обобщающей характеристикой общей трудоспособности населения и определяет возможности его использования в хозяйственной деятельности. Конкретными носителями трудового потенциала выступают трудовые ресурсы. Трудовой потенциал – это важная и наиболее активная часть СЭП любого региона и страны в целом. Трудовой потенциал любого региона и страны в целом характеризуется совокупной способностью трудовых ресурсов производить максимально возможный объем товаров и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей населения и обеспечения устойчивого развития экономики региона.[12, с. 59] Данное определение трудового потенциала региона ориентировано на учет не только количества ресурсов, но и качественного состава трудового потенциала. В связи с этим возникает вопрос о том, какой показатель следует использовать при определении "носителей трудового потенциала" - трудовые ресурсы муниципального образования или экономически активное население. Этот вопрос до сих пор остается дискуссионным. Поэтому задачей статистики является разработка критерия и системы показателей, характеризующих трудовой потенциал, трудовые ресурсы как носитель трудового потенциала, методы их расчета и анализа, а также выявление факторов, его определяющих. В то же время статистическая практика других стран показывает, что с переходом к рыночным отношениям и формированием рынка труда с его конъюнктурой становится возможным определение стоимости трудовых ресурсов. Оценка трудового потенциала основывается на статистике трудовых ресурсов-носителей потенциала, на статистике рынка труда, занятости и безработицы. При этом показатели безработицы рассматриваются с точки зрения расчета потерь трудового потенциала и ущерба экономике региона в целом. [7, с. 176] При определении трудового потенциала до сих пор остается дискуссионным вопрос определения общей совокупности его носителей. По мнению одних специалистов, при определении данной категории необходимо исходить из количества трудовых ресурсов в регионе, по мнению других-исходить из численности трудоспособного населения, а, по мнению третьих, целесообразно учитывать численность населения трудоспособного возраста. Все эти предложения страдают неопределенностью и неточностью. Согласно методологии Росстата, в состав рабочей силы входят не только трудоспособные лица трудоспособного возраста, но и фактически работающие подростки и лица старше трудоспособного возраста. При составлении баланса трудовых ресурсов муниципального образования численность трудовых ресурсов определяется исходя из численности постоянного населения. В целях приведения в соответствие ресурсной и распределительной частей трудового баланса численность иностранных рабочих и работников из других регионов страны, занятых в экономике на территории муниципального образования, также включается в численность трудоспособного населения. Баланс трудовых ресурсов муниципалитета и страны является международным статистическим стандартом. [13, с. 144] Как и баланс экономики в целом, баланс трудовых ресурсов имеет очень важное практическое значение, так как его показатели характеризуют: - обеспечение городского хозяйства рабочей силой, - распределение трудовых ресурсов по отраслям экономики, - уровень занятости трудовых ресурсов, - данные о численности трудоспособного населения, - количество трудовых ресурсов, не занятых в экономической деятельности в регионе, значительная часть которых является источником безработицы. Балансовые данные позволяют определить структуру занятости трудовых ресурсов муниципального образования и рассчитать коэффициенты: инвалидность населения, общая зависимость трудоспособного населения, замещение трудовых ресурсов. В настоящее время региональные и муниципальные статистические службы России, помимо работ, связанных с определением и расчетом статистических показателей материально-технического и трудового потенциала региона, также проводят значительные мероприятия по определению финансовых ресурсов территориальной единицы.[37, с. 36] Переход российской экономики к рыночным отношениям предопределил специфику образования и использования финансовых ресурсов как в экономике в целом, так и на уровне муниципальных образований. Федеральные, региональные и муниципальные органы власти России должны иметь четкое представление о характере и тенденциях социально-экономического развития страны и ее регионов, объеме и структуре выпуска товаров и услуг, уровне и структуре доходов институциональных единиц, финансовых и денежных возможностях, уровне жизни населения и др. Переход к новым для России методам хозяйствования с одновременным сокращением сферы государственного управления, кардинальные изменения в системе цен и ценообразования, инфляция, безработица и другие факторы коренным образом изменили содержание финансовых ресурсов страны и регионов, их структуру источников формирования и распределения.[50, с. 52] При принятии управленческих решений по финансовым вопросам, выявлении закономерностей и тенденций динамики финансовых ресурсов и затрат необходимо проанализировать состояние, структуру и пропорции распределения финансовых ресурсов в регионе между государственным бюджетом, внебюджетными фондами и финансовыми ресурсами предприятий и организаций региона, а также изучить роль и значение основных источников финансовых ресурсов. Такой анализ позволяет оценить роль и значение различных каналов мобилизации финансовых ресурсов, а также целесообразность и обоснованность их распределения и использования. Финансы играют огромную роль в структуре рыночных отношений, а также в механизме их регулирования государством. Они являются неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно важным инструментом реализации государственной социально-экономической политики.[44, с. 112] Этой категории дается следующее общее определение: финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, национального дохода и части национального богатства, а на уровне отраслей и секторов экономики-валовой добавленной стоимости, в связи с формированием денежных доходов и сбережений у хозяйствующих субъектов и государства и их использованием для потребления, расширения богатства, удовлетворения социальных и иных потребностей общества. Финансы - это система денежных отношений, это неотъемлемый элемент общественного производства на всех уровнях управления. Составление сводного финансового баланса (далее СФБ) для субъектов Российской Федерации дает возможность ответить на следующие вопросы: - какая часть финансовых ресурсов, образованных в регионе, остается в его распоряжении, а какая передается в централизованные фонды и получается из централизованного фонда; - как складывается баланс привлеченных средств населения и социальных выплат населению; - каковы составляющие баланса финансовых ресурсов и затрат предприятий региона по источникам формирования и направлениям использования; - какова роль финансово-кредитной системы, органов государственного управления и других инструментов в перераспределении финансовых ресурсов и др. [38, с. 119] Определение финансов дается в методических рекомендациях Росстата по составлению баланса финансовых ресурсов и затрат региона. Баланс финансовых ресурсов и затрат муниципального образования воспроизводит последовательные стадии движения финансовых ресурсов: - образование финансовых ресурсов в процессе экономической деятельности хозяйствующих субъектов, привлечение части средств кредитно-банковской системы и населения; - пополнение из этих ресурсов кредитных фондов денежных средств (в первую очередь бюджетной системы); - перераспределение финансовых ресурсов между этими фондами, их использование на капитальные вложения, непроизводственное потребление и социальные трансферты. Бюджет муниципального образования представляет собой центральное звено муниципальной финансовой системы, он отражает все качественные признаки финансов и, таким образом, можно сказать, что бюджет муниципального образования– это основной финансовый документ (план) каждой территориальной единицы страны. Если увязать бюджет муниципального образования с признаками финансовых средств, то под муниципальным бюджетом следует понимать систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд муниципального образования. Основные функции муниципального бюджета следующие: образование, использование муниципального бюджетного фонда, контроль государства за образованием и использованием муниципального бюджетного фонда. Муниципальный бюджет регулирует социально-экономическое развитие всего муниципального образования посредством его финансово-ресурсного обеспечения. Он удовлетворяет преимущественную часть расходов на социально-культурные мероприятия и на финансирование развития отраслей экономики и отдельных объектов из централизованных источников. [49, с. 78] В процессе перехода российской экономики на рыночные отношения значительная часть задач, решавшихся ранее на федеральном уровне, перешла на уровень регионов и муниципалитетов. К числу таких задач можно отнести следующие. - Развитие рыночной экономической инфраструктуры региона, обеспечивающей экономический рост с учетом хозяйственной специфики данного региона. - Функционирование и развитие социальной сферы региона и социальной инфраструктуры в области образования, здравоохранения, занятости населения и повышения уровня жизни. - Обеспечение развития относительно неразвитых отраслей региона, ориентированных в основном на конечное потребление населения, такие как услуги, переработка сельскохозяйственной продукции и др. - Обеспечение процесса структурной перестройки экономики региона, создающей условия для общего экономического развития каждого региона и др.[29, с. 37] Таким образом, социально-экономический потенциал муниципального образования представляет собой совокупность ряда факторов, таких, как бюджет муниципального образования, уровень безработицы и трудоспособного населения, показатели демографических процессов, протекающих на территории муниципального образования, показатели хозяйственно-экономической деятельности и т.д. 1.2 Методики управления социально-экономическим потенциалом Социально-экономический потенциал муниципального образования определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием муниципальных преимуществ, поиском методов объединения государственных и муниципальных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Интегральная характеристика муниципального образования определяется его социально-экономическим потенциалом (СЭП). При этом его основой считается экономический потенциал, который характеризуется величиной национального богатства, совокупного и конечного продукта, национального дохода, стоимости основных фондов, абсолютными размерами производства жизненно важных видов продукции. Он определяет общие возможности региона или страны в целом.[33, с.92] Сущность СЭП на муниципальном уровне вытекает из единства экономической и социальной политики. Среди основных компонентов муниципальной экономики особенно выделяется природа, человек и производство, уровень, структура и динамика которого определяют социально-экономические возможности. Поэтому для оценки СЭП муниципального образования особую роль имеет определение удельного веса приоритетных отраслей промышленности, качественных параметров и структуры основных производственных фондов, способности адаптации производственных систем к использованию достижений научно-технического прогресса. Переход к социально ориентированному рынку в конкретном районе нужно осуществлять в контексте общих направлений формирования государственного, регионального, областного рыночного пространства. В этой политике важными звеньями становятся прогнозирование и регуляция. В последнем аспекте растет роль экономических методов. [40, с. 38] Они должны применяться в совокупности с административными, то есть это условия регуляции процесса комплексного развития района. Разработка модели механизма регуляции изменений в подсистемах региона с учетом новых подходов также является актуальной научной задачей. На основе поставленных целей, разработанной стратегии и прогнозных данных она должна обеспечивать приоритетное направление использования ресурсов: - во-первых, на создание условий для повышения уровня и качества жизни населения муниципального образования; - во-вторых, на возобновление естественного равновесия и естественных воспроизводительных процессов в окружающей среде. Становление муниципального образования как субъекта конкурентных отношений означает формирование в его экономической системе новых свойств и стандартов качества. Таким новым свойством становится конкурентоспособность муниципального образования (КСР), которое отбивает потребность в сохранении и развитии муниципалитета, функционирующего в конкурентной среде. В условиях новой экономики конкурентоспособность муниципального образования становится одним из приоритетных факторов его социального и экономического развития и, одновременно, предметом фундаментального экономического анализа.[46, с. 173] Формирование рыночных условий ведения хозяйства поставило перед муниципалитетами проблему самоопределения в общей экономической системе. В первую очередь изменяются подходы до формирования муниципальных целей развития и ориентиров. Конкретизация целей выступает в форме интересов на местах, доступных для муниципального управления, которыми является: - соблюдение сбалансированности экономического, социального и экологического развития муниципальных образований; - достижение соответствия уровня жизни населения, его отдельных прослоек, мировым стандартам; - совершенствование структуры и форм территориальной организации с учетом последующего развития общественного и территориального деления и интеграции труда; - развитие хозяйственных комплексов как самовоспроизводящих социально-экономических и экологических систем; - развитие бюджетно-финансовых и других экономических средств регуляции региональной экономики; - обеспечение стабильности социально-политической и национально этнической системы на местах.[15, с. 144] Существуют различные методики оценки инвестиционной привлекательности муниципального образования, целесообразным видится провести анализ существующих методик, так как при оценке инвестиционной привлекательности одной из главных задач является оценка социально-экономического развития. Инвестор, выбирая муниципальное образование для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: социально-экономическим потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность муниципального образования. Задачами оценки инвестиционной привлекательности муниципального образования является: - определение социально-экономического развития, - установление влияния инвестиционной привлекательности на приток инвестиций, - разработка мер, направленных на урегулирование инвестиционной привлекательности. [35, с. 91] В Российской Федерации законодательством не определена конкретная методика инвестиционной привлекательности регионов и муниципальных образований, поэтому все чаще появляются различные методики расчета показателей инвестиционной привлекательности. Мнения ученых существенно различаются при определении инвестиционной привлекательности муниципального образования. Так, некоторые экономисты считают, что инвестиционная привлекательность определяется через уровень прибыли от вложения капиталов. Использование такого подхода отличается узкой сферой применения, так для получения адекватных результатов необходимо, чтобы инвестиции осуществлялись с одинаковой степенью риска, что практически не возможно. Отдельные авторы придерживаются распространенного подхода, определяющего инвестиционную привлекательность как совокупность общественно-политических, природно-хозяйственных и психологических характеристик. В данном направлении методика оценки осуществляется с использованием интегрального показателя надежности инвестиционного климата, для оценки которого формируется определенная совокупность частных показателей. В исследованиях экономических журналов (например, в «Эксперте») часто применяется свод по сумме мест, занимаемых регионом (либо муниципальном образовании) по определенным показателям. В результате такого свода определяется рейтинговое место территориальной единицы в ряду других. Недостатком данной методики для инвестора является отсутствие видимости, на сколько один субъект привлекательнее другого, на сколько одно муниципальное образование рискованнее другого, так как различия между муниципалитетами, занимающими последовательные порядковые номера, могут быть как незначительные, так и весьма ощутимые. Широкое распространение получил подход, оценивающий инвестиционную привлекательность муниципального образования на основе инвестиционного потенциала и определенных типов риска: экономического, финансового, политического, социального, экологического, законодательного. [36, с. 125] В данной методике интегральные показатели потенциала и риска рассчитываются как средневзвешенная сумма показателей частных значений, то есть каждому показателю присваивается свой коэффициент значимости. Первоначально при расчете интегральной характеристики инвестиционного климата региона все статистические показатели объединяются в группы на основе корреляционно-регрессионного анализа. В каждой из групп определяются наиболее главные показатели, рассчитываются средневзвешенные агрегированные показатели. В данном подходе все показатели приводятся к единому виду: доля в соответствующем виде общегосударственного потенциала и относительное отклонение от среднегосударсвенного уровня риска. Полученная в результате расчетов интегральная оценка инвестиционного климата муниципального образования способствует определению интегрального рейтинга рассматриваемого муниципалитета, рассчитываемого как средневзвешенная по экспертным весам величина из значений места муниципального образования по составляющим интегрального рейтинга. Однако в данной методике тоже есть свои недостатки. Использование экспертных оценок может вызвать высокую вероятность неточности оценки инвестиционного климата. Преимуществом данного подхода является всестороннее рассмотрение инвестиционного климата, минимально необходимый набор статистических показателей. [31, с 201] Еще одной, по нашему мнению, более приемлемой методикой оценки инвестиционной привлекательности может быть модель, включающая экономическую и рисковую составляющие.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 130 страниц
500 руб.
Дипломная работа, Экономика, 101 страница
9000 руб.
Дипломная работа, Экономика, 113 страниц
499 руб.
Дипломная работа, Экономика, 62 страницы
499 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg