Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Интерактивные методы обучения цикла экономических дисциплин в профессиональном обучении.

one_butterfly 756 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2021
Актуальность данной работы состоит в том, что на разных этапах процесса обучения могут быть реализованы методы интерактивного обучения, которые позволят обучающимся применять знания и навыки в практической деятельности. Цель курсовой работы – теоретическое обоснование технологии использования интерактивных методов обучения при изучении экономики в учебном заведении, а также применение данных методов в процессе обучения. При написании данной работы были поставлены задачи: 1. изучить теоретические аспекты применения современных методов интерактивного обучения в образовательном процессе и сформулировать проблему активности личности в обучении; 2. рассмотреть сущность современных методов интерактивного обучения и их особенности и изучить классификацию современных интерактивных методов обучения; 3. обратить внимание на технологию применения различных современных методов интерактивного обучения на занятиях экономики в учебном заведении и рассмотреть реализацию современных интерактивных методов обучения экономике в учебном заведении. Объектом исследования являются методы интерактивного обучения в педагогическом процессе. Предмет исследования – технология использования интерактивных методов обучения при изучении экономики в СПО и их эффективность. База исследования – факультет среднего профессионального образования ОГУ им. И.С. Тургенева. Данная работа содержит введение, два раздела, заключение, список литературы и приложения.
Введение

В современном обществе важная роль отводится экономическому образованию, которое формирует экономическое мышление студента, прививает навыки рационального экономического поведения, создаёт предпосылки для профессионального обучения и практической деятельности после завершения обучения. Инновационный путь развития экономики требует от студентов умений быстро адаптироваться к новым условиям, находить правильные решения разных вопросов, проявлять гибкость и творчество, ориентироваться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные взаимодействия с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Согласно ФГОС СПО, целью образовательного учреждения становятся не только знания, но и «умение их добывать и пользоваться диапазоном современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему успешно реализовать себя в самостоятельной жизни в условиях информационного технологического мира». [1;стр.63] Быстрое и прочное освоение знаний, умение найти правильное решение во многом зависят от грамотного развития внимания, памяти и в особенности мышления студентов. Однако существующие методы обучения практически не обеспечивают сознательной и систематической работы педагога по формированию этих качеств. При существующей практике обучения они складываются спонтанно. Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в интерактивных методах обучения. Одним из главных направлений активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленного образовательно процесса, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5 1.1 Активизация обучения как психологическая проблема 5 1.2 Интерактивный метод обучения: определение, задачи, признаки 8 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 12 2.1 Классификация методов интерактивного обучения и их эффективность 13 2.2 Использование интерактивных методов на лекционных, практических и семинарских занятиях экономики. Использование интерактивных методов на лекционных занятиях 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30 ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Список литературы

1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования / И.Г. Абрамова. – М. : Гардарики, 2008. – 368 с. 2. Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвилли – Минск: Современное слово, 2009. – 214 с. 3. Баяновская Я.Г., Лепкова Н.С., Кузина Г.В. Активные методы обучения в преподавании экономики в общеобразовательных школах// Международный научный журнал «инновационная наука». – 2015. – №12. – 63-66 с. 4. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник / Е.В. Бережнова – М.: Просвещение, 2007. – 98 с. 5. Борытко, Н.М. Теория обучения / Н.М. Борытко – Волгоград: ВГПУ, 2008. – 326 с. 6. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. – 198 с. 7. Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчик, Д. И. Губаревич – Минск: Современное слово, 2009. – 144с. 8. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 9. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие / А.Н. Джуринский – М.: Дрофа, 2008. – 226 с. 10. Т.И. Ермакова, Е.Г. Ивашкин. Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения: учеб. пособие/; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е.Алексеева. – Нижний Новгород. – 2013. – 158 с. 11. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с. 12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – 34–42с.; Компетентностный подход… // Высшее образование сегодня. – 2006. - № 6. –20-26с.. 13. Карпенко М. Новая парадигма образования ХХI в.// Высшее образование в России.–2007.- №4. – 93с.. 14. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / С.С. кашлев – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с. 15. Кононец А.Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы/ А. Н. Кононец //Инновационные подходы к организации образовательного процесса в современном техническом вузе: сб. метод. тр./ под ред. Л. П. Лазаревой ; ДВГУПС. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – 22-33с. 16. Косолапова М.А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе /Косолапова М.А.; Томский гос. пед. ун-т. – Томск, 2007. – 177 с. 17. Поляков, С.Д. В поисках педагогической инновации. / С.Д. Поляков – М.: Дрофа, 2008. – 216 с. 18. Созоров А.Н. Flash-технологии в образовании //Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием “Повышение качества непрерывного профессионального образования” Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. –233-234с. 19. Н. Суворова, ст. научный сотрудник Института общего образования Министерства образования РФ, кандидат педагогических наук. Интерактивное обучение: новые подходы. 20. Угринович, Н. Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения / Н.Д. Угринович - М. : Школьная пресса , 2012. - 48 с. 21. Т.Л.Чепель, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики ИЕСЭННГПУ, Яковенко Т.Д., ст. препод. кафедры психологии и педагогики ИЕСЭННГПУ. Интерактивные методы в высшем педагогическом образовании как условие его интенсификации. 22. Чепыжова, Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения / Н.Р.Чепыжова // Среднее профессиональное образование. – 2010. - №6. - 13 – 15с. 23. Швырина, Г. В. Интернет-ресурсы как эффективное средство формирования культуры речи учащихся / Г.В. Швырина // Образование и общество. – 2010. - №3 –61 – 64с. 24. https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-aktivnosti-v-obuchenii [Электронный ресурс]; дата обращения: 27.11.2020 25. http://engschool16.ru/view_publication.php&id=53 Активные формы обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс]; дата обращения: 26.11.2020 26. http://kotrpo.ucoz.ru/publ/aktivnye_formy_obuchenija/1-1-0-6 Активные формы обучения [Электронный ресурс]; дата обращения: 27.11.2020
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Активизация обучения как психологическая проблема Проблема активности личности в обучении является одной из наиболее актуальных проблем как в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Современное образование ориентированно на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. Индивиду для саморазвития нужно не только умение читать, писать и считать, но и умение правильно выразить свои мысли как устно, так и письменно. Каждому человеку в современном мире в любой ситуации необходимы навыки мышления и определенные качества личности. Он должен уметь анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать и это лишь часть всего того, чем он должен владеть. Именно поэтому педагог обязан построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться обучающимся, развить заложенные в качества каждого, и помочь овладеть неосвоенным материалом, научить студентов мыслить и правильно применять полученные знания на практике. В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. При пассивном обучении будущий специалист выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы, демонстрации. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий. При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе. В научной литературе можно выделить различные подходы к определению источников активности обучаемых. Так, источник активности большинство теоретиков и практиков ищут в самом человеке, его мотивах и потребностях; познавательная активность определяется как «личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особым образом организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей студентов. [5] Панина Т. С. рассматривает интерактивное обучение как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся». Это и есть сущность интерактивных методов, которая состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех студентов и преподавателя. Так же следует указать важнейшие подходы к данной проблеме. Первое наиболее полное описание системы методов, сложившихся в 60-е годы, дал Е.Я. Голант. Позже по вопросам классификации методов в структуре общих работ по дидактике выступили М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Б.П. Есипов, М.А. Данилов и др. Обстоятельный обзор всех классификаций методов провел Ю.К. Бабанский, предложивший и свою классификацию методов. Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности студентов СПО. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых студенты только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным - методы, организующие самостоятельную работу обучающихся (работа с книгой, лабораторный метод). Обеспечение наглядности учебного материала значительно способствовало эффективности процесса обучения, однако не настолько, чтобы снять все проблемы. Вопрос поиска путей повышения эффективности обучения оставался открытым. Основным направлением поисков в решении этой проблемы для дидактов стало усиление мотивации студентов к обучению. И на рубеже XIX-XX вв. особый интерес вызвала концепция учения через деятельность с использованием практических методов обучения. И.П.Подласый указывает на существование традиционной классификации методов обучения, берущей начало в древних философских и педагогических системах и уточненной для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения). Дальнейший поиск в области методики обучения привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения. На этот очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям, возлагались большие надежды. И, несмотря на то, что этот метод требует слишком много труда и времени для получения хороших результатов, его популярность и в наши дни остается довольно высокой. Развитие гуманитарных наук, и в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальных особенностей. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения. Появление каждой новой группы методов обучения означает, что человечество нашло и пытается освоить еще одну неиспользованную область возможностей. Опора на слово, попытки формирования мотивации, идея развития ребенка - все это значительные вехи в истории развития науки о процессе обучения - педагогики. Повышенный интерес педагогов к применению интерактивных методов в учебном процессе напрямую связан с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между педагогом и студентами. 1.2 Интерактивный метод обучения: определение, задачи, признаки В настоящее время в педагогической литературе и образовательной практике широко используется родственные термины «интерактивность», «интерактивные методы обучения», «интерактивное обучение» и так далее. Их происхождение связано заимствованием из английского языка глагола «to interact» - взаимодействовать. На основании признака активности обучающихся часть исследователей включает интерактивные методы в группу активных методов обучения. Тем не менее, последнее время интерактивные методы рассматриваются в качестве самостоятельный группы методов. [2] Интерактивный метод обучения – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и обучающимися в режиме диалога или беседы. [3] Фактически интерактивный метод обучения ориентирован не только на взаимодействие между педагогом и студентами, но и на взаимодействие между самими студентами. Особенность данного метода обучения заключается в том, что он предусматривает активное доминирование студентов в процессе обучения, роль преподавателя сводится к направлению их деятельности на достижение поставленных целей процесса обучения. Помимо этого, педагог занимается разработкой плана занятия, чаще всего это интерактивные задания и упражнения, в процессе выполнения которых студенты изучают учебный материал. Созданные, педагогом, условия, средствами интерактивного метода обучения, положительно воздействует на продуктивность образовательного процесса, позволяет студентам получать знания, умения и навыки в комфортных психологических условиях, а также создаёт базу для дальнейшего решения проблем по устройству после обучения. Схема интерактивного метода обучения строится на взаимодействиях «педагог – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся». Данная схема подразумевает, что к процессу обучения привлекается не только преподаватель, но и сами обучающиеся посредством взаимодействия друг на друга. Взаимодействие «обучающийся – обучающийся» способствует повышению учебной мотивации, проявлению инициативности в процессе обучения. Основные задачи интерактивного метода обучения: 1. Побуждение и повышение интереса студентов к процессу обучения. 2. Повышение эффективности усвоения учебного материала. 3. Предоставление обучающимся возможности самостоятельного поиска требуемой информации, путей и вариантов решения поставленной учебной и научной задачи. При постановке учебной задачи педагог может предусмотреть два варианта нахождения пути решения: первое – выбор из готовых ответов, второе – самостоятельное и обоснованное решение задачи. 4. Установление взаимодействия между студентами во время образовательного процесса, формирование навыков работы в коллективе (команде, группе и т.п.), уважения и терпимости к иной точке зрения, соблюдения права на свободу слова и уважение достоинства других участников образовательного процесса. 5. Формирование у обучающихся умения высказывать и отстаивать собственное мнение, аргументировать его. 6. Формирование и развитие необходимых жизненных и профессиональных навыков. 7. Формирование осознанной компетенции студентов . [3] Выделяются следующие особенности использования интерактивного метода для развития познавательной активности обучаемых: 1. Комплексное использование основных принципов дидактики. Они должны применяться в обучении не всегда последовательно, а зачастую дополняя друг друга. Только в этом случае они действительно способствуют развитию познавательной активности и творчества. 2. Обеспечение единства образовательной, воспитательной и развивающей функции oбучения. Обучение – накопление знаний неразрывно связанное с воспитанием. Пoдлинная познавательная активность не мыслима без высокой ответственности, сoзнательного овладения знаниями, навыками и умениями. Обучение одновременно является и развивающим. 3. Ориентирование обучающихся на систематическую и планoвую самостоятельную работу. 4. Обеспечение направленности обучения на развитие активнoй мыслительной деятельности обучающихся в процессе занятий. 5. Обеспечение регулярнoсти и пoвышения эффективности контроля знаний навыков и умений студентoв. 6. Комплексное, педагогически целенаправленное использование в процессе обучения современных ТСО. 7. Использование системы психолого-педагогических стимуляторов активной познавательной деятельности обучающихся. 8. Обеспечение эмоциональности обучения и создания благоприятной учебной атмосферы [4, с. 33]. Использование интерактивного метода обучения значительно преобразовывает роль педагога в образовательном процессе, преподаватель перестает быть центральной фигурой, а становится регулятором процесса обучения. Задача педагога состоит в подготовке эффективных интерактивных учебных заданий, формулировании вопросов и тем для обсуждения с студентами и между обучающихся, осуществление консультаций, осуществление контроля по выполнению намеченного плана образовательного процесса. В процессе обучения педагог и обучающиеся вступают в коммуникацию между собой, совместно осуществляют решение учебных задач и вопросов, преодолевают конфликты, находят общую точку соприкосновения, идут на компромиссы. Все это подразумевают интерактивный метод обучения. ? 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Преподавание экономическим дисциплинам в учебном заведении и перспективы развития этих дисциплин связано с требованиями экономического воспитания и формированием новой экономической культуры. В числе основных целей изучения названо формирование социально-экономической компетенции студентов учебных заведений, и прежде всего, их экономического мышления, умение критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике, способность оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя. Реализовать эти идеи в рамках традиционного образования сложно. Интерактивные формы обучения позволяют обучающимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить её через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это изучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в СПО или ВУЗе. Одной из основных проблем обучения экономике для педагога является выработка мотивации к изучению этого предмета. Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные открытия студентами экономических фактов, законов, т.е. методов, направленных на развитие способностей обучающихся. За рубежом эти методы уже давно активно применяются. В нашей стране тоже можно увидеть применение интерактивных форм обучения на всех уровнях образования – высшего и среднего. Эти методы не только широко применяются отечественными преподавателями, но и активно развиваются. Задача педагога экономики – дать необходимый категориальный аппарат для овладения логикой экономического мышления, заложить основы элементарной экономической культуры, максимально активизировать процесс восприятия учеником новых знаний. В этих целях уже в процессе подготовки занятия в конспекте урока необходимо отметить те положения, которые следует подавать в интерактивной форме. 2.1 Классификация методов интерактивного обучения и их эффективность Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в процессе обучения является важным фактором повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого материала на уроках экономики. Существуют разные классификации интерактивных методов обучения. [приложение схема видов]. Среди них можно выделить следующие подходы: 1. творческие задания; 2. работа в малых группах; 3. обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры); 4. использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); 5. социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки); 6. изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог); 7. тестирование; 8. разминки; 9. обратная связь; 10. дистанционное обучение; 11. обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула); 12. разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»); 13. тренинги. 2.2 Использование интерактивных методов на лекционных, практических и семинарских занятиях экономики. Использование интерактивных методов на лекционных занятиях Использование интерактивных методов на лекционных занятиях. Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методы полноценно не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, это особенно важно, так же формируют мнения, отношения, навыки поведения. 1. «Мозговой штурм». Метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором студентам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических и абсурдных. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи. [Приложение 1] 2. Мини-лекция. Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед объявлением какой-либо информации преподаватель спрашивает, что знают об этом студенты. После предоставления какого-либо утверждения преподаватель предлагает обсудить отношение студентов к этому вопросу. [Приложение 2] 3. Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением материала. К интерактивным методам относятся презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения. [Приложение 3] 4. Просмотр и обсуждение видеофильмов. На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. [Приложение 4] 5. Интервью. Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. По содержанию интервью делятся на группы: Документальные интервью; Интервью мнений; Интервью «прессконференция». Субъектом интервью может выступать как лектор, так и студенты, подготовившие информацию по заданной теме. [Приложение 5] 6. Обратная связь. Актуализация полученных на лекции знаний путем выяснения реакции участников на обсуждаемые темы. [Приложение 6] 7. Лекция с заранее объявленными ошибками. Лекция с заранее запланированными ошибками позволяет развить у обучаемых умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию. [Приложение 7] Использование интерактивных методов на семинарских занятиях. 1. Разминка. Разминка способствует развитию коммуникативных навыков (общению). Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания. (Приложение 8) 2. Дискуссия. Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Дискуссия предусматривает обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близка к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. [Приложение 9] 3. Кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций). Метод анализа конкретных ситуаций – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций и решения ситуационных задач: стандартных, критических, экстремальных. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. [Приложение 10] 4. Коллективные решения творческих задач. Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. [Приложение 11] 5. Деловая игра. В последнее время большое внимание уделяется технологиям игрового обучения. Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителями и обучающимися. В учебной деятельности деловые игры необходимы для тренировки, развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков, они позволяют стимулировать внимание и повышают интерес к занятиям, активизируют и обостряют восприятие учебного материала. В процессе применения значительные результаты дают имитационные деловые игры, сценарий которых, кроме сюжета, содержит описание структуры и назначение имитируемых объектов, нормативные акты, определяющие специфику имитируемой деятельности, и описание обстановки, в которой происходит событие. В учебном процессе выделяется несколько типов деловых игр: • ролевые игры, в процессе которых их участники разыгрывают определенные жизненные ситуации и при этом играют реальные роли участников этих ситуаций. Для проведения игр с исполнением ролей разрабатывается модель-пьеса ситуации, между будущим специалистами распределяются роли с «обязательным содержанием»; • операционные игры, или жесткие деловые игры, в которых имеются ограничения на отдельные ходы или внешние воздействия. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, в них моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные; • организационно-деятельные игры, в которых непременным условием является деятельность играющих. • имитационные игры, на которых имитируются события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначение имитируемых процессов и объектов; • «деловой театр», когда разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. [6; с. 31] В процессе применения ролевых игр отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей участников экономического процесса. Примером может служить ролевая игра «Рациональный потребительский бюджет семьи», где каждый обучающийся в рамках своей роли определяет наилучшие пути сбалансирования бюджета. Разыгрывание ролей не только предоставляет школьникам возможность успешно справиться с поставленной задачей, но и открывает широкое поле для реализации и развития творчества, стимулирует стремление к самовыражению и самопознанию. Игровое моделирование ситуаций является важным инструментом при формировании мышления у обучающихся. За короткое время ученик имеет возможность испытать, как сложится его деятельность при том или ином подходе к решению игровых задач. Знания, которыми владеют участники игр до их начала, дополняются опытом, приобретённым в ходе игры [3, c.30]. Таким образом, вышеуказанные деловые обучающие игры направлены на решение ряда комплексных задач и дают возможность целостно смоделировать систему будущей профессиональной деятельности. Они повышают эффективность учебного процесса, если психологически и педагогически целесообразно организованы, а именно: 1. определено их место в образовательном процессе в сочетании с другими технологиями; 2. отобраны продуктивные модели деятельности для проигрывания; 3. создаваемые искусственные ситуации максимально приближены к реальной действительности;
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg