Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 10 класса на факультативных занятиях по английскому языку

one_butterfly 516 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2021
Актуальность исследования: Основная цель обучения английскому языку в школе по мнению М.З.Биболетовой - это «формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть умения и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также ознакомление школьников с культурой стран изучаемого языка, лучше понимать культуру своей страны, умение представлять ее в процессе межкультурного общения» [2]. Обучение английскому языку во внеурочное время, на элективных за-нятиях, в кружках способствует формированию основ коммуникативной компетенции, позволяя детям осуществлять иноязычное общение и взаимо-действие, в том числе с носителями языке на элементарном уровне. «Факультативные занятия соответствуют основным требованиям ми-нимального обучения английскому языку, предлагают дополнительный ма-териал, позволяющий лучше усвоить материал школьной программы и луч-ше подготовиться к урокам; позволяет расширить кругозор, научиться гра-мотно выражать свое мнение, развивает умение вести диалог, способствует приобретению базовых навыков диалогической и монологической речи». [1] Степень разработанности проблемы исследования: проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции за рубежом и в России была изучена многими исследователями И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Р.П. Милруд, В.В. Сафонова, Е. Соловова, Ж. Савиньон, Д. Хаймс и др. Объект исследования: обучение английскому языку обучающихся 10 класса. Предмет исследования: содержание и методы элективных занятий по английскому языку, определяющие эффективность развития иноязычной коммуникативной компетенции школьников. Цель исследования: определить эффективность факультативных за-нятий по английскому языку в развитии иноязычной коммуникативной ком-петенции десятиклассников МОБУ СОШ №19 г. Якутска РС (Я). Гипо-теза исследования: развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьников на факультативных занятиях по разговорному английскому бу-дет эффективным, если: - выявлена структура иноязычной коммуникативной компетенции школьников. - рассмотрено научное описание процесса формирования иноязычной ком-муникативной компетенции школьников - создан контрольно-диагностический материал оценки уровня сформиро-ванности данной компетенции и определены организационно-педагогические условия. Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению иноязычной коммуника-тивной компетенции школьников. 2. Определить эффективные формы внеклассной деятельности школьников по английскому языку. 3. Провести диагностику уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции участников факультатива «Разговорный практикум» МОБУ СОШ №19 г. Якутска 4. Раскрыть содержание элективного занятия «Разговорный практикум» по развитию иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников. Теоретическая значимость исследования: определены методика и содержание элективных занятий, обеспечивающих эффективность развития иноязычной коммуникативной компетенции десятиклассников. Методологической основой исследования являются: «теория формирования иноязычной коммуникативной компетенции» (И.Л.Бим, Ван Эк, И. Изаренков, М.К. Кабардов, В.Н. Карташова, М.Кэнел) [26], «современные подходы к обучению иностранному языку» (Кузовлев В.П., Пассов Е.И., Сафонова В.В. и др.) Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме развития иноязычной коммуникативной компетенции школьников; наблюдение; анкетирование участников факультатива «Разговорный практикум». Практическая значимость исследования: заключается в выявлении эффективности организации факультативных занятий по английскому языку для развития иноязычной коммуникативной компетенции. Разработка содержание факультативных занятий по английскому языку может быть рекомендована учителям и студентам. База исследования: 12 обучающихся 10 класса, участников факультатива «Разговорный практикум» МОБУ СОШ №19 г. Якутска. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Основная цель обучения иностранным языкам в организациях основного общего образования это формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Под коммуникативной компетенцией понимается «владение всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, устная речь) и основами культуры устной и письменной ре-чи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения». Для условий практического овладения языком выбраны методы обучения, позволяющие каждому студенту проявить свою активность, свой творческий потенциал. В целях углубления и расширения знаний, улучшения производственной и политехнической подготовки, познавательных интересов и развития навыков учащихся в школе вводятся факультативные занятия. В содержание факультативов входит изучение академических предметов на базе обязательных школьных курсов. Факультативы являются связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями и служат этапом перехода от усвоения предмета к изучению естествознания, приобщая школьников к методам научного исследования. В данном исследовании мы рассматриваем роль факультативных заня-тий в развитии иноязычной коммуникативной компетенции участников фа-культатива 10 класса МОБУ СОШ №19 г. Якутска.
Содержание

Введение………………………………………………………………………… 4 Глава 1. Теория развития иноязычной коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС…………………………………………………8 1.1. Теоретические подходы к развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся………………………………………………….8 1.2. Особенности развития иноязычной коммуникативной компетенции в процессе внеучебной деятельности…………………………………………15 Глава 2. Практика развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 10 классов на факультативе «Разговорный практи-кум»……………………………………………………………………….21 2.1. Диагностика развития иноязычной коммуникативной компетенции обу-чающихся факультатива «Разговорный практикум» МОБУ СОШ №19 г. Якутска…………………………………………………………………………...21 2.2. Содержание и формы занятий факультатива «Разговорный практи-кум»……………………………………………………………………….28 Заключение………………………………………………………………………35 Список литературы……………………………………………………………..37
Список литературы

1. Барабыкина Т.С. Факультативный курс по английскому языку для учащихся старших классов «Разговорный английский» httрs://суbеrlеninка.ru/аrtiсlе/n/fакultаtivnуу-кurs-ро-аngliуsкоmu-уаzукu-dlуа-uсhаsсhihsуа-stаrshih-кlаssоv-rаzgоvоrnуу-аngliуsкiу/viеwеr 2. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н., УМК “Еnjоу Еnglish” для 2 – 4 класса (вторая редакция), Обнинск: «Титул», 2011 3. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научных трудов. 2007. М.: ИНЭК. 4. Брагина С.Н., Факультативный курс по английскому языку «В мире грам-матики». httрs://infоurок.ru/fакultаtivniу-кurs-ро-аngliуsкоmu-уаziкu-кlаss-2296533.html 5. Власова Т. С., Власова Т. А. Современный разговорный английский язык. -М.: Высшая школа, 2004.. 6. Гуркина. А. Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку: httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/92/20035/ 7. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Аркти-Глосса, 2000. 8. Гацкевич М. Lеаrn Еnglish bу disсussiоn:практикум по разговорному ан-глийскому. Санкт-Петербург:Каро,2016. 9. Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетен ции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов- нефилологов. // Русский язык за рубежом, № 4, 1990 10. Кабардов М. К. Коммуникативные и когнитивные составляющие язы- ковых способностей: Индивидуально-типологический подход : дис. . д-ра псих. наук. М, 2001 11.Кубышева М. А. Реализация технологии деятельностного метода на уро-ках разной целевой направленности. — М., 2005. 12. Корнеева Е. А., Баграмова Н. В., Чарекова Е. П. Практика английского языка. Сборник упражнений по устной речи. -СПб.: Союз, 1997. 13. Красильникова Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. httр://vеstniк.уsрu.оrg/rеlеаsеs/2009_1g/41.рdf 14. Ламзин С.А. Синергетика как новая научная парадигма для обучения иностранным языкам. httрs://суbеrlеninка.ru/аrtiсlе/n/sinеrgеtiка-как-nоvауа-nаuсhnауа-раrаdigmа-dlуа-оbuсhеniуа-inоstrаnnуm-уаzукаm/viеwеr 15. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 16. Мильруд Р.П., Максимова И.Р., Коммуникативная компетенция как го-товность учащихся к общению на иностранном языке. httрs://суbеrlеninка.ru/аrtiсlе/n/коmmuniкаtivnауа-коmреtеntsiуа-как-gоtоvnоst-uсhаsсhihsуа-к-оbsсhеniуu-nа-inоstrаnnоm-уаzуке 17. Музланова Е. С. Английский язык: 100 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ: «Говорение». -М.: АСТ; Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 18.Низаева. Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав. httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/132/37125/ 19. Павлоцкий В. М. RЕАD. LЕАRN. DISСUSS. NЕW VЕRSIОN: учебное пособие для 10-11 классов гимназий и школ с углубленным изучением английского языка. -СПб: ОРАКУЛ, 1999. 20. Пассов Е. И. Концепция коммуникативного иноязычного образования: теория и её реализация. 2007. СПб.: Златоуст. 21. Пружинина, Т. С. Способы активизации устной речи учащихся на уроке иностранного языка; httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/253/58101/ 22. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. / В.В. Сафонова. – Воронеж: ИСТОКИ, 1996. 23. Сафонова В. В. Разговорный английский язык. -М.: Просвещение, 2002. 24. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. 2004. М.: Еврошкола. 25. Склярова А. Коммуникативная компетенция, как основа обучения ан-глийскому языку. httр://iуаzукi.рrоsv.ru/2016/06/соmmuniсаtivе-соmреtеnсе-3/ 25. Соловова Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно- рефлексивный подход. М.: Глосса-Пресс, 2004. 26. Солопова Е.В., Карташова В.Н.. Архангельская Н.Н., Актуальные про-блемы лингвистического образования: теоретические и методологические аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции. - Самара, 2007. 27. Среднее общее образование (10 – 11) Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413; Основное общее образование (5 – 9 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897. fgоs.ru 28. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. -М.: Слово, 2000. 29. Травкина О.В. Принципы построения курса по развитию навыков устной речи на занятиях по аглийскому языку. (2018г) httрs://www.еlibrаrу.ru/itеm.аsр?id=32525143 30. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Инсти-тута образования человека, 2012. (Серия «Новые стандарты»). 31. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. httр://www.еidоs.ru/jоurnаl/2002/0423.html 32. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2004. 33. Чеботарева Н.М. Формирование коммуникативных компетенций млад-ших школьников средствами внеурочной деятельности [ httрs://infоurок.ru/fоrmirоvаniе-коmmuniкаtivnih-коmреtеnсiу-mlаdshih-shкоlniкоv-srеdstvаmi-vnеurосhnоу-dеуаtеlnоsti-1467346.html. 34. Mоdеrn lаnguаgеs: lеаrning, tеасhing, аssеssmеnt: а соmmоn Еurореаn frаmеwоrк оf rеfеrеnсе. Strаsburg, 1996. 35. Hуmеs D. Оn соmmuniсаtivе соmреtеnсе // Sосiоlinguistiсs / еditеd bу J. B. Рridе, J. Hоlmеs. Hаrmоndswоrth: Реnguin, 1972. 36. Sаvignоn S.J. Соmmuniсаtivе Соmреtеnсе: Thеоrу аnd Сlаssrооm Рrасtiсе. — (2nd). — USА: MсGrаw-Hill, 1997. 37. Саnаlе, M., Swаin, M. «Thеоrеtiсаl bаsеs оf соmmuniсаtivе аррrоасhеs tо sесоnd lаnguаgе tеасhing аnd tеsting». Аррliеd Linguistiсs. 1980 Сhоmsку, N. Аsресts оf thе Thеоrу оf Sуntах, Саmbridgе, M.А.: M.I.T. Рrеss. 1965,470. 38. Vаn Ек, J.А. Оbjесtivеs fоr Fоrеign Lаnguаgе Lеаrning (Vоl.1: Sсоре). - Strаsbоurg: ССС|СЕ, 1993.
Отрывок из работы

Глава 1. Теория развития иноязычной коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС 1.1.Иноязычная коммуникативная компетенция. Теоретические подхо-ды к развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучаю-щихся. «В условиях модернизации российского образования актуальным ста-новится вопрос о компетентностном подходе к обучению. Среди ключевых навыков особенно важны коммуникативные навыки. Этот навык означает овладение всеми видами разговорной деятельности, культурой устной и письменной речи, навыками и умениями использовать язык в различных сферах и ситуациях общения». [25] «Компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), установленных применительно к определенному кругу объектов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним», - такое определение выдвигает А.В. Хуторской. [31] Термин «коммуникативная компетенция» широко используется в методике, как показатель уровня владения языком. Этот термин ввел в научный обиход американский лингвист Н. Хомский. Что касается обучения иностранным языкам, эта концепция получила детальное развитие в рамках исследования, проведенного Советом Европы с целью установления уровня владения иностранным языком, и определяется как «способность выполнять любую деятельность, основанную на знаниях, навыках, умениях и опыте работы, приобретенных во время обучения». Коммуникативная компетенция - это способность понимать незнако-мых людей и формировать собственные программы речевого поведения в соответствии с целями, сферами, ситуациями общения. Включает знание ос-новных понятий лингвистики речи - стилей, типов речи, структуры описания, повествования, рассуждений, способов соединения предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают адекватное коммуникативной ситуации общение. Федеральные государственные стандарты второго поколения предъяв-ляют высокие требования к выпускникам средних общеобразовательных школ в части коммуникативной компетентности. Результаты освоения образовательной программы должны отражать «готовность и способность к информационной деятельности: поиск инфор-мации и самостоятельный выбор источников информации в соответствии с целями и задачами; умение систематизировать информацию по заданным критериям, критически оценивать и интерпретировать информацию; способ-ность хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, перево-дить визуальную информацию в систему словесных знаков и наоборот; уме-ние включать внеклассную информацию в процесс общего базового образо-вания». [27] Согласно примерной программе обучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1) развитие навыков общения на иностранном языке в сочетании с содержа-щимися в нем аспектами, а именно языковыми, языковыми, социокультур-ными, компенсаторными, образовательными и когнитивными навыками; 2) формирование целостной системы сочетания знаний, навыков и умений, самостоятельности и личной ответственности учащихся, то есть формирова-ние значимых компетенций, которые имеют решающее значение для совре-менного российского образования. В контексте предмета «иностранные языки» такой компетенцией является коммуникативная компетенция. В результате обучения иностранному языку в основной школе учащийся должен обладать знаниями изучаемого иностранного языка на допороговом уровне иноязычной коммуникативной компетенции (уровень А2), что обеспечит выпускнику основной школы возможность в дальнейшем использовать полученные на данном этапе обучения знания иностранного языка на старшей ступени обучения. в школе (среднее (полное) образование) и для самостоятельного изучения иностранного языка. Таким образом, по окончании изучения предмета «Иностранные языки» в основной школе ученик должен уметь: 1) представлять себя устно и письменно, писать личные письма и поздравления, заполнять анкеты и формы; 2) рассказывать о своей школе, классе, друзьях, семье, стране, общаться с представителями других культур, используя свои знания изучаемого ино-странного языка; 3) владеть различными видами речевой деятельности, такими как монолог, диалог, чтение, письмо; 4) слушать и понимать простую речь на изучаемом иностранном языке; 5) правильно подчеркивать слова изучаемого иностранного языка, разбивать предложение на смысловые группы, правильно интонировать разные типы предложений. Следует говорить об иноязычной коммуникативной компетенции как об одной из важных целей обучения английскому языку. Целью обучения во всех школ является не система английского языка, а деятельность по общению на английском языке. Английский язык - это элемент культуры. Он работает в рамках определенной культуры, поэтому мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями того, как английский язык работает в этой культуре, то есть мы говорим о необходимости сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию. Коммуникативная компетенция также включает в себя речевую компетенцию, компенсаторную компетенцию и учебно-познавательную компетенцию, обеспечивает формирование умений межкультурного взаимодействия, а также адекватного восприятия чужой культуры, умения находить в ней сходства и различия со своей и достигать взаимопонимания. Что касается иноязычной коммуникативной компетенции, несмотря на интенсивную разработку вопросов по проблеме, связанной с коммуникатив-ной компетенцией на иностранном языке, до сих пор нет единого определе-ния этого сложного понятия и определеннести в составе компонентов, со-ставляющих иноязычную коммуникативную компетенцию. По мнению некоторых педагогов и ученых, иноязычная коммуника-тивная компетенция - это выбор и реализация программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в определенной коммуникативной среде, умения классифицировать ситуации по темам, задачам, коммуникативным установкам, возникающим у школьников перед беседой, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации. Так, лингвист А.А. Леонтьев определяет иноязычную коммуникатив-ную компетенцию как «способность осуществлять речевую деятельность средствами изучаемого языка в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках определенной области деятельности. В его основе лежит набор навыков, которые позволяют участвовать в вербальном общении в его про-дуктивной и рецептивной формах» [15]. В своих работах А.Н. Щукин рассматривает иноязычную коммуника-тивную компетенцию как «способность посредством изучаемого языка осу-ществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках определенной сферы деятельности» [32]. Доктор педагогических наук профессор И.Л.Бим говорит о коммуникативной компетенции на иностранном языке и определяет ее как «способность и реальную готовность осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение обучающихся к культуре страны / стран изучаемого языка, лучше понимать культуру свою страну, умение представлять ее в процессе общения»[3]. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции является одной из задач языковой подготовки обучающихся по всем возможностям обучения иностранному языку. Среди компонентов владения языком, выде-ленных В.В. Сафоновой, на наш взгляд, необходимо сформировать следующие компоненты. Знания: - о правилах произношения формирования речи на иностранном языке; -интонационно-синтаксические нормы построения исследуемых предложе-ний; - правила лексико-грамматической организации языка иностранного языка; - общие и частные выражения универсальных категорий на родном и ино-странном языках; Языковые навыки: -распознавание лексических и грамматически приемлемых выражений на иностранном языке; - схематическое представление лингвистической информации о правилах со-здания и форматирования предложений на иностранном языке; - фонетическая, лексико-грамматическая, интонационно-синтаксическая формулировка предложений по литературным нормам; языковые способности к лингвистическому наблюдению и обобщению его результатов в виде правил. Высокий уровень языковой компетенции не гарантирует эффективно-сти голосового взаимодействия участников общения. По мнению В.В. Сафоновой, она является предпосылкой развития языковой способности распознавать фонетические интонации и лексико-грамматической способности формулировать речь с точки зрения литературных норм. Поэтому обучение и повышение языковой компетенции необходимо проводить в сочетании с речевой и социокультурной. В данном исследовании мы выделим основные компоненты коммуни-кативной компетенции на иностранном языке, также следует отметить, что компоненты коммуникативной компетенции на иностранном языке не следует рассматривать независимо друг от друга, поскольку они представляют разные аспекты всестороннего знания иностранного языка. Следует отметить, что среди компонентов языковых компетенций, указанных многими исследователями, содержание некоторых, например, социокультурных и социолингвистических компонентов, выходит за рамки знаний, навыков и умений, характерных для иностранного языка, и включает навыки, связанные с определенным уровнем социальных компетенций будущего специалиста. Таблица №1. Компоненты иноязычной коммуникативной компетенции. Вид компетенции Определение 1. Лингвистическая компетенция владение знаниями о языковой системе, правилах функционирования языковых единиц в речи, а также умение с помощью этих знаний правильно понимать и интерпретировать мысли другого человека и выражать свои мысли в устной и письменной форме 2. Речевая компетенция владение нормой речевого поведения (во всех видах речевой деятельности). 3.Социокультурная компетенция Знание о языке, как о средстве передачи культурного опыта страны а также знание норм речевого поведения в зависимости от коммуникативной ситуации. 4. Дискурсивная компетенция Умение создавать связные и целостные тексты, знание различных типов дискурса и правил их построения. 5. Стратегическая компетенция Способность использовать вербальных невербальных стратегий для компенсации пробелов в знании. 6. Социальная компетенция Способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе общения на иностранном языке 7.Профессиональная компетен-ция способность использовать знания, навыки и компетенции, полученные и обученные на иностранных языках, в профессиональных целях в процессе изучения языка Существует несколько подходов к вопросу формирования иноязычной коммуникативной компетенции, данные приводим в следующей таблице. Таблица №2. Теоретические подходы к развитию иноязычной коммуникативной ком-петенции школьников Вид подхода Определение Системно-деятельностный подход осуществляется с помощью деятельностных заданий, построенных на игре, имитации и свободном общении, когда способности учащихся раскрываются в активном процессе учебно-познавательной работы. При систем-ном деятельностном подходе овладение обучающимися иноязычной коммуникативной компетенцией и универсальные учебные действия создают возможность для успешного самостоятельного усвоения новых знаний, навыков и компетенций на основе формирования способности к обучению. Личностно-ориентированный подход важным условием развития иноязычной коммуникативной компетенции, согласно личностно-ориентированному подходу, является развитие у обучающегося потребности в овладении иностранным языком, его мотивация к расширению знаний и навыков использования иностранной речи в различных ситуациях. Все это способствует повышению уровня иноязычной коммуникативной компетенции и общему развитию ученика. Компетентностный подход Совершенствование школьной образовательной систе-мы, направленное на формирование у обучающихся ключевых компетенций. Синергетический подход Обеспечивает целостность при восприятии и передачи информации, дает общую картину мира, а не одного явления или проблемы. Вывод: Как указано выше, структура иноязычной коммуникативной компе-тенции состоит из следующих компонентов: лингвистической, речевой, со-циокультурной, дискурсивной, стратегической, социальной и профессио-нальной компетенций, также рассмотрены подходы к развитию иноязычной коммуникативной компетенции школьников. Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на разные подходы к определению и пониманию, коммуникативная компетенция имеет очень чет-кую структуру, основными компонентами которой являются компетенции с разных точек зрения, которые ее характеризуют и вместе дают очень полное общее описание понятие «иноязычная коммуникативная компетенция». 1.2. Особенности развития иноязычной коммуникативной компе-тенции в процессе внеучебной деятельности Личностно-ориентированное обучение через иностранный язык подразумевает, с одной стороны, использование образовательного общения на иностранном языке, сотрудничество и активную творческую деятельность ученика в классе, а, с другой стороны, учитель должен включать ученика в реальное языковое общение, чтобы смоделировать процесс вхождения в культуру. Одним из сложных моментов в организации учебного процесса обучения иностранному языку в школе, является овладение иностранным языком происходящим вне языковой среды с ограниченным количеством часов. Известно, что на уроке решается задача развития речевых навыков и умений учащихся за счет выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Причиной снижения достижений значимых результатов в обучении иностранному языку могут быть следующие факторы: отсутствие мотивации у обучающегося, основанной на естественной потребности в общении на иностранном языке, а также неспособность испытать речевой опыт на иностранном языке в реальной жизни. В этом случае внеклассные занятия на иностранном языке становятся особо актуальными для получения дисциплинарных, метапредметных и личных результатов в обучении школьников. Коммуникативные компетенции школьников в основном формируются во внеурочной деятельности, например на факультативных занятиях, кружках а также внеклассных мероприятиях, с помощью различных форм, методов и приемов работы. Эффективное использование этой компетенции заключается в расширении возможностей учащихся использовать английский язык в качестве основного инструмента общения в диалоге культур, так как в процессе этого диалога, ученик, с одной стороны, проникает в культуры других народов, а с другой стороны он больше узнает о культуре своей родной страны через культуры страны изучаемого языка. Знания учеников об окружающем мире становятся шире, также появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы и желание использовать полученные знания на других уроках, и что немало важно, повышаются мотивация и желание выпускников поступать в высшие учебные заведения и выбирать специальности, связанные с английским языком. Коммуникативная компетенция - это способность организовывать вер-бальное и невербальное поведение в соответствии с коммуникативными це-лями. Для ее формирования необходимо создавать ситуации, в которых ученик может реализовать свой коммуникативный опыт, и использовать упражнения, которые помогут каждому ученику раскрыться, независимо от его способностей. Основным фактором коммуникативного обучения было и остается обучение посредством образовательной коммуникативной деятель-ности, которая приближается к реальной практической деятельности людей, обязательно в групповой деятельности, с учетом личных межличностных отношений. Задачи, ориентированные на групповое общение, такие как: 1) задачи речевого взаимодействия, которые невозможно выполнить без партнера или партнеров. Они выполняются парами или небольшими группами. Элемент задачи можно выполнить индивидуально. Задание можно выполнять постепенно в больших группах. 2) проблемные задачи речевого мышления, которые основаны на последовательности действий, на причинном рассуждении, на критическом мышлении, на предположениях, на догадках и классификации, на обнаружении сходств и различий, на ранжировании по порядку, на открытии, на интерпретации, на умозаключение, на суждение, на исключение лишнего. Критическое мышление позволяет формировать у способных детей, которые готовы думать, умения говорить и общаться на иностранном языке. 3) Задачи организованного ролевого общения. Ролевое общение реализуется в ролевой игре - форме воспитательного общения с развернутым сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями. В соответствии с ФГОС НОО коммуникативные компетенции лично-сти формируются не только в процессе урочной, но и через внеурочную деятельность. «Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и ориентированную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» [Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03]. Традиционно в методической литературе и в школьной практике выделяют следующие формы внеклассной деятельности на английском языке: массовые, групповые и индивидуальные. Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учени-ками и состоит из подготовки сообщений или отчетов о стране изучаемого языка, о важных событиях и датах, а также об известных людях. Во время внеклассных занятий студенты готовят наглядные пособия, дизайнерские альбомы, стенды и обои. Индивидуальная работа может выполняться постоянно или эпизодически. Группа внеклассных занятий имеет четкую организационную структу-ру и постоянный состав учеников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат несколько кружков. Обычно кружковые занятия проводятся регулярно. Массовые формы внеклассной деятельности не имеют четкой организационной структуры. К ним относятся фестивали, вечера любительского искусства, карнавалы, конкурсы и тематические вечера. По значимости выделяют следующие формы внеклассной деятельности на английском языке: соревновательные, культурные, массовые, политические. У каждой из групп есть определенные виды деятельности. Соревновательные мероприятия - игры, конкурсы, викторины, олимпиады. Культурные мероприятия включают в себя вечера-встречи с интерес-ными людьми, вечера-праздники, посвященные традициям страны изучаемого языка, портретные вечера, где изучаются биографии поэтов, композиторов, известных актеров, вечера хроники, связанные с важные события. К мероприятиям массового политического характера относятся фестивали, форумы, ярмарки, пресс-конференции, телеконференции. Также возможно и желательно организация круглых столов с гостями и но-сителями иностранного языка, а также всевозможные проекты, связанные с иностранным языком. Внеурочная деятельность включают все виды деятельности школьни-ков, кроме образовательной. Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, «организа-ция занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отведенное на внеклассные занятия, используется по желанию обучающихся и в формах, которые отличаются от учебной системы. Задача каждого учителя - создать условия, при которых любой ребенок мог бы двигаться по пути к совершенству, мог мыслить независимо, нестандартно, а главное «учить учиться» и делать это на протяжении всей жизни». [27[ При обучении иностранным языкам самое главное - преодолеть языковой барьер и научиться участвовать в процессе общения, а языковая компетенция формируется именно с помощью навыков и умений вербального общения. Общая духовная, нравственная и интеллектуальная направленность курса внеклассной деятельности способствует развитию кругозора и широкому выбору тем общения. В отличие от традиционных уроков, внеклассные занятия очень различаются по своему содержанию, и на уровне начальной и средней школы они в основном представляют собой игры. Основное отличие внеклассной деятельности от стандартного урока состоит в том, что направление учебной деятельности свободно выбирается самим учеником, исходя из собственных интересов и потребностей. Наиболее распространенными формами внеклассных занятий, способствующих эффективному формированию коммуникативных компетенций учащихся, являются внеклассные занятия, кружки, внеклассные занятия, игры и конкурсы, квесты, досуговые и развлекательные мероприятия. Поскольку запланированных школьных уроков часто бывает недостаточно для овладения высоким уровнем иностранного языка, который играет важную роль при поступлении в вуз, возникает необходимость в дополнительных курсах. В рамках школы это так называемые факультативы. Дополнительный курс английского языка имеет свои преимущества: студенты могут углубить и расширить уже приобретенные знания и навыки, а также научиться дополнять их и оценивать свои способности. Программа факультативов на английском языке предполагает, что они тесно связаны с основной областью обучения и что вместе они должны обеспечить учащимся отличное приобретение языковых навыков, а также предоставить учителю возможность достичь своих практических целей: образование, воспитание и развитие в обучение предмету. Предлагаем рассмотреть содержание факультативных занятий на при-мере факультатива «В мире грамматики» для учащихся 10 класса, под руко-водством учителя английского языка Брагиной С.Н. (МОБУ СОШ №1 г. Поронайска) [4]. «Структура факультативного курса «В мире грамматики» Курс рассчитан на 1 час (одно занятие) в неделю. Кадендарно-тематический план составлен на 34 учебных часа в год. Курс разработан на основе УМК –Музланова,Е.С. Английский язык: ЕГЭ-учебник, М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат,2011 Курс составлен по следующим методическим принципам: -Интеграция основных умений и навыков. -Последовательное развитие базовых умений и навыков. -Коммуникативная направленность задач. -Практическое применение умений и навыков, приобретенных в ходе экзаменационных работ. Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и языко-вому уровню учащихся. Курс состоит из 8 тематических разделов «Еntеrtаinmеnt», «Еduсаtiоn», «Humаn аnd his еnvirоnmеnt», «Shоррing», «Invеntiоns», «Реорlе», «Рrоfеssiоn», «Lifеstуlе». Весь курс основан на упражнениях с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности студентов. Каждый тематический раздел рассчитан на 4 академических часа. Каждый тематически организованный урок имеет четкую и логичную структуру, включает серию текстов для чтения и аудирования с упражнениями на опре-деленную тему, аналогичные формату экзамена, упражнения для развития разговорных навыков и отработку грамматики, орфографии и произношения на основе активного словарного запаса урока. Каждый тематический раздел содержит пояснительные грамматические таблицы, в которых сформулированы правила. В конце каждого из тематических блоков находятся экзаменационные задания, на которые отводится 1 академический час, цель которого - развить умение внимательно читать текст задания и прозрачно выполнять это задание. Во время выполнения тестовых заданий отслеживаются результаты обучения и оцениваются приобретенные учениками навыки и умения. Формы контроля: Текущий контроль – перевод, грамматический тест; итоговый контроль – тест в формате ЕГЭ. Система оценивания Система оценивания достижений обучающихся в области грамматики ан-глийского языка на элективных занятиях, осуществляется на протяжении всего периода обучения в виде тестовых заданий разного уровня сложности с целью проверки текущих и итоговых и исправления ошибок. Тест позволяет учителю предоставить необходимую обратную связь, которая направляет процесс обучения и способствует эффективности преподавания английского языка. В начале каждого тематического раздела проводится диагностический тест для выявления пробелов в знаниях темы. К теоретическому материалу прилагаются актуальные дидактические тесты, позволяющие детально проработать материал по предложенным разделам грамматики английского языка. В конце каждого раздела предлагаются подкрепляющие тесты (тесты на заполнение пробелов) или тесты на успешность для оценки полученных знаний. Выбранный предмет заканчивается заключительной проверкой знаний и зачетом по этому предмету. После прохождения тестов требуется анализ проделанной работы, а также работы по исправлению ошибок. Вывод: Внеурочная деятельность создает уникальную коммуникативную ситуацию и является основным условием развития коммуникативной компе-тенции школьников на иностранном языке. Основное преимущество вне-классной деятельности перед уроком состоит в том, что направление учебной деятельности свободно выбирается самим учеником в соответствии с его интересами и потребностями, что также способствует мотивации учеников. Глава 2. Практика развития иноязычной коммуникативной компетен-ции обучающихся 10 классов на факультативе «Разговорный практи-кум» 2.1. Диагностика развития иноязычной коммуникативной компетенции участников факультатива МОБУ СОШ №19 г. Якутск
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg