Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Анализ направлений развития налоговой системы Российской Федерации в условиях цифровизации.

one_butterfly 2700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 108 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2021
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических положений и разработка научно-методических рекомендаций по реализации налоговой системы в системе цифрового взаимодействия государства и экономических субъектов. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - изучить понятие налоговой системы, ее принципы и элементы, а также российскую и зарубежную практику использования цифровых технологий в налоговой системе; - провести анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, а также налоговые поступления на региональном уровне; - выявить проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию налоговой системы в условиях цифровой экономики. Объектом исследования является налоговая система. Предметом исследования является развитие налоговой системы в условиях цифровизации. Теоретико-методологической основой исследования выступили концептуальные разработки налогам и налоговой системе, модели и инструменты налогового планирования и контроля, пособия и публикации ученых по оценке эффективности деятельности налоговых органов, правовые акты в области государственного регулирования налоговой системы. Инструментарно-методический аппарат исследования. Методологическую основу диссертации составляет комплекс диалектических принципов, позволивших выявить сущностные характеристики изучаемых процессов, формы их проявления и тенденции развития. Исследование проводилось с использованием приемов формальной логики, методов сравнительного и системного анализа, экспертных оценок, экономико-статистических методов, эмпирического исследования, приемов графической интерпретации и других. Информационно-эмпирической базой исследования выступили Федеральные законы Российской Федерации и нормативно-правовые акты, статистические и информационно-аналитические данные Федеральной налоговой службы России; научные и учебные издания отечественных и зарубежных ученых, информационные и справочные источники, статистические данные, опубликованные в официальных изданиях, статьи периодических изданий по теме диссертации, а также интернет-ресурсы и результаты авторского эмпирического исследования. Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций по корректировке системы налогообложения в условиях цифровизации.
Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Цифровизация как неотъемлемый процесс современного мира проникает во все сферы жизни общества, меняя его, в том числе экономику и процессы управления. Такие факторы, влияющие на сферы, как Интернет, социальные сети, большие массивы данных и автоматизация процессов трансформируют привычные модели развития. Системы налогообложения ? не исключение, они также восприимчивы к этим тенденциям, однако во многих странах, включая Российскую Федерацию, цифровизация налоговых процессов происходит небыстро. Эффективное функционирование всей национальной экономики зависит от того, насколько хорошо выстроена налоговая система. Налоги определяют очень многое в нашей жизни, благополучие страны, региона или конкретного города зависит от того, сколько их будет собрано. В последние годы цифровые технологии стремительно охватывают практически все сферы экономики, в том числе и сферу налогообложения. Изучение состояние налоговой системы Российской Федерации, анализ налоговых поступлений и оценка эффективности налогообложения, а также рассмотрение основных направлений совершенствования налоговой системы Российской Федерации является одним из главных предметов для обсуждения в условиях цифровизации. Степень научной разработанности проблемы. Налоговая система является старейшим инструментом косвенного государственного регулирования. Процесс ее формирования прошел достаточно тернистый исторический путь, превращая ее элементы в современные аналитические инструменты и механизмы, обеспечивающие эффективное взаимодействие государства и налогоплательщиков.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Теоретические основы налоговой системы 6 1.1 Понятие и содержание налоговой системы, ее принципы и элементы 6 1.2 Российская практика использования цифровых технологий в налоговой системе 19 1.3 Зарубежный опыт трансформации налоговой системы в условиях цифровизации 30 Глава 2 Анализ современного состояния и тенденций развития налоговой системы в Российской Федерации 36 2.1 Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за 2017-2019 годы 36 2.2 Сравнение налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за 1 полугодие 2019-2020 года в связи с пандемией COVID-19 53 2.3 Анализ изменений в налоговой системе под влиянием COVID-19 66 Глава 3 75 3.1 Существующие проблемы налоговой системы в условиях цифровизации 75 3.2 Разработка направлений развития налоговой системы в условиях цифровизации 80 Заключение 89 Список используемых источников 95 ПРИЛОЖЕНИЕ А. Краткая информация об исполнении федерального бюджета (млрд. руб.) 102 ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации в 2017-2018 гг. 103 ПРИЛОЖЕНИЕ В. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации в 2018-2019 гг. 105 ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации в январе-июне 2019-2020 гг. 107
Список литературы

1. Майбуров, И.А. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология: монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный аудит» и «Финансы и кредит» / И.А. Майбуров // под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 279 с. 2. Федосимов, Б.А. Совершенствование налоговой системы Российской Федерации : монография / Федосимов Б.А. — Москва : Русайнс, 2020. — 204 с. 3. : Алиев Б.Х., Мусаева Х.М. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 439 с. - ISBN 978-5-238-02491-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1028670 (дата обращения: 19.09.2020). 4. Альбеков А.У., Вазарханов И.С., Кузнецов Н.Г. Налоговая система : учебник — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. — 583 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com].— (Высшее образование). — www.dx.doi.org/10.12737/20849. - ISBN 978-5-369-01577-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/981404 (дата обращения: 19.09.2020). 5. Алеников А.С., Мамонова И.В. Цифровизация процессов в сфере налогообложения как инструмент повышения качества функционирования налоговой системы России / Вестник Академии знаний, № 34 (5), 2019, с. 312-315. 6. Чтчян В.В., Черноусова К.С. Совершенствование системы налогообложения в условиях цифровизации/ Экономические науки, с. 159-162. 7. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www. consultant.ru/cons/ (дата обращения: 20.09.2020). 8. Парадеева И.Н., Кислова Е.Г. Развитие цифровизации налогового администрирования как элемент реформирования налоговой системы России/ Вестник МГЭИ, № 4, 2019, с. 125-130. 9. Digitalisation of tax: international perspectives (2019 edition). URL: https://www.icaew.com/-/media/corporate/files/technical/digital-tax.ashx?la=en 10. State Taxation Administration of The People's Republic of China. URL: http://www.chinatax.gov.cn/eng/n2367721/c2390193/content.html 11. Бубнова Ю.Б., Бубнов В.А. Криптовалюты и их влияние на национальную налоговую систему // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4(45). С. 40-45. 12. Коханова В.С., Бохон К.С.Влияние технологии блокчейн на финансовый сектор: современное состояние и сферы применения // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2019. – № 4 (28). – С. 84-90. 13. Будущее налогового администрирования — бесконтактные технологии. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9034201/?fbclid=Iw AR39pAQ9BHw5dEqrIoyaDkMX1cSxogLYhznpbHzg8kTptQ7MJWu84bpNjJc 14. Айрапетян Л., Синицын А., Суркова А. Цифровой налог в России: перспективы введения, - Москва, март 2020. 39 с. 15. Григолия С.З., Ржевская Д.С., Бледных А.Д. Налоговые доходы Федерального бюджета РФ, анализ их состава, динамики и структуры // Вестник современных исследований. – 2019 – №4.7 (31). – С. 78-83. 16. Налоговые системы зарубежных стран: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 329 с. 17. Гришина В.В. Анализ и оценка налоговых доходов федерального бюджета РФ // Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности. – 2019 – С. 48-52. 18. Итоги деятельности ФНС России за 2018 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/analit/itog18.pptx (дата обращения 16.11.2020) 19. Итоги деятельности ФНС России за 2019 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/about_fts/itog19_2502.pptx (дата обращения 16.11.2020) 20. Яруллин Р.Р., Сиразева Э.А. Перспективы налоговой системы РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 1. С. 22-26. 21. ФНС России намерена автоматизировать процесс получения налоговых вычетов к весне 2021 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/news/1423323/#ixzz6hdWl4iO6http://www.garant.ru/news/1423323/ 22. Рост налогов с 1 января 2021 года: таблица изменений для компаний и ИП [Электронный ресурс] URL: https://www.26-2.ru/art/355814-rost-nalogov-v-rossii-s-1-yanvarya-2021-goda-polnyy-perechen (дата обращения 15.11.2020). 23. Глава ФНС оценил удар коронавируса по налоговой системе в России [Электронный ресурс] URL: https://360tv.ru/news/dengi/fns-rossii-podvela-itogi-raboty-vo-vremja-pandemii-koronavirusa/ (дата обращения 16.11.2020). 24. Федеральная налоговая служба предлагает принять участие в пилотном проекте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/bankruptcy/8585716/. 25. Цифровая экономика [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цифровая_экономика 26. Аристархова, М., Шеина А. Концепция оценки деятельности налоговых органов / М. Аристархова, А. Шеина // государственное и муниципальное управление с.79-83. 27. Баснукаев М.Ш. Налоговая система и системность налогообложения // Экономические и гуманитарные науки. 2018. № 9 (320). С. 11-23. 28. Гончаренко Л.И., Малкова Ю.В., Адвокатова А.С. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики. Финансовый университет, Департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета, 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/aktualnye-problemy-nalogovoy-sistemy-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 30.10.2020). 29. Гулькова Е.Л., Карп М.В., Типалина М.В. Налоговые вызовы цифровой экономики // Экономика: проблемы, решения и перспективы 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/) 30. Ефремова Т.А. Развитие налогового администрирования в России: теория, методология, практика: дис. ... д-р. экон. наук: 08.00.10 / Ефремова Татьяна Александровна. – Саранск, 2017. – 390 с. 31. Лыкова, Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран. 2013 / Л.Н. Лыкова // - Режим доступа: - https://studme.org. 32. Мартынова, А. О. Влияние пандемии на налоговую систему Российской Федерации / А. О. Мартынова, К. Г. Князян, Е. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 518-520. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75543/ (дата обращения: 12.11.2020). 33. Очередные поправки в НК РФ, вызванные угрозой распространения коронавируса. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/419208/ 34. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России / [Электронный ресурс] URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 15.11.2020).] 35.Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации https://minfin.gov.ru/ru/statistics/ (дата обращения 16.11.2020).] 36. Официальный сайт Казначейства России https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения 16.11.2020).] 37. Казакова Н. А., Казаков А. Ю., Анализ тенденций и влияние цифровой экономики на налоговую нагрузку на бизнес в России и за рубежом. Лизинг №3 2019. 38. Шашкова Т.Н. Налоги и налоговая система Российской Федерации (в схемах и таблицах). / Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профили «Финансы и кредит» и «Государственные и муниципальные финансы». - Уфа: ИРО РБ, 2019. – 116 c. 39. Дробот Е.В., Кукина Е.Е., Макаров И.Н. Налоговая политика и проектное финансирование как инструментарий государственной политики регионально-отраслевого развития страны // Экономические отношения. - 2019. - Том 9. - № 3. - с. 1807-1816. 40. Шмакова А.В. Новые технологии налогового администрирования: системный анализ в налоговом контроле // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 8. - с. 899-908. 41. Гирш А. Путин предложил поднять ставку НДФЛ до 15% для россиян с высоким доходом [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/06/23/833230-putin-podnyat-stavku-ndfl (дата обращения 01.11.2020). 42. Как «цифра» помогает ФНС собирать налоги: вы только посмотрите на эти графики [Электронный ресурс]. URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/492803/ (дата обращения 11.11.2020). 43. Basnukaev M.Sh., Pozmogov A.I., Tuskayeva M.R., Bataev I.T., Nunaev M.B.R. POSITIONS OF FORMATION AND REGULATION METHODS OF CORPORATE INCOME TAX. В сборнике: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Conference: SCTCGM 2018 - Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Conference Chair(s): Bataev Dena Karim-Sultanovich - Doctor of Engineering Sciences, professor, director of the Complex Scientific Research Institute n. a. H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences. 2019. С. 186-192. 44. Basnukaev M.Sh., Klyukovich Z.A., Sugarova I.V., Tuskaeva M.R., Bataev I.T. TAX REFORMING USING A SOCIALLY ORIENTED MECHANISM. В сборнике: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. С. 259-264. 45. Lee Y. and Gordon R. Tax Structure and Economic Growth // Journal of Public Economics. 2005. Vol. 89(5). P. 1027-1043. 46. Tosun M.S. and Abizadeh S. Economic Growth and Tax Components: An analysis of Tax changes in OECD // Applied Economics. 2005. Vol. 37. P. 2251-2263. 47. Pjesky R. J. What Do We Know about Taxes and State Economic Development? A Replication and Extension of Five Key Studies // The Journal of Economics. 2006. Vol. 32(1). P. 25-40. 48. Bania N., Gray J. and Stone J. Growth, Taxes and Government Expenditures: Growth Hills for U.S. States // National Tax Journal. 2007. Vol. 60. P. 193-204. 49. Reed R. The Robust Relationship between Taxes and U.S. State Income Growth // National Tax Journal. 2008. Vol. 61. P. 57-80. 50. Romer C. and Romer D. The Macroeconomic Effects of Tax Changes: Estimated Based on a New Measure of Fiscal Shocks // American Economic Review. 2010. Vol. 100(3). P. 763-801. DOI: 10.3386/w13264. 51. Barro R. and Redlick, C. Macroeconomic Effects from Government Purchases and Taxes // Quarterly Journal of Economics. 2011. Vol. 126. P. 51-102. 52. Ferede E. and Dahlby B. The Impact of Tax Cuts on Economic Growth: Evidence From the Canadian Provinces // National Tax Journal. National Tax Association. 2012. Vol. Vol. 65(3). P. 563-594, September. 53. Ferede E. and Dahlby B. The Effect of Corporate Income Tax on the Economic Growth Rates of the Canadian Provinces // SPP Technical Papers. The School of Public Policy, University of Calgary. 2019. Vol. 12(29). September. 54. Mertens K. and Ravn M. The Dynamic Effects of Personal and Corporate Income Tax Changes in the United States // American Economic Review. 2013. Vol. 103(4). P. 1212-1247. 55. Gale W., Krupkin A. and Rueben, K. The Relationship between Taxes and Growth: New Evidence // National Tax Journal. 2015. Vol. 68(4). P. 919-942. 56. Gemmell N., Kneller R. and Sanz I. The Timing and Persistence of Fiscal Policy Impacts on Growth: Evidence from OECD Countries // Economic Journal. 2011. Vol. 121. P. 33-58. 57. Mendoza Enrique G., Milesi-Ferretti G. M., and Asea P. On the Ineffectiveness of Tax Policy in Altering Long Run Growth: Harberger’s Superneutrality Conjecture // Journal of Public Economics. 1997. Vol. 66 (1). P. 99–126. 58. Stephanyan V. Reforming Tax Systems: Experience of the Baltics, Russia, and Other Countries of the Former Soviet Union // IMF Working Paper. 2003. 03/173. Washington: International Monetary Fund.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы налоговой системы 1.1 Понятие и содержание налоговой системы, ее принципы и элементы Налоги – это обязательная основа финансовой структуры страны, которая взимается прямо или косвенно с физических и юридических лиц за услуги, предоставляемые правительством или его ведомствами. Основная часть доходов бюджета поступает от налогов, и важной целью налоговой системы является финансирование государственных расходов. Налоговая система также играет очень важную роль в достижении других целей, таких как справедливость, социальное и экономическое развитие экономики. Хорошо структурированная, квалифицированная и успешная налоговая система является важной предпосылкой экономического роста [39]. Страны со сформированной и устойчивой системой налогообложения растут быстрее по сравнению с теми странами, которые не имеют такой отличительной черты. Система налогообложения играет очень важную роль для удовлетворения потребностей в области развития и для ускорения экономического роста. Налоговая система особенно влияет на сферу производства и ускорение экономического роста. Основой налоговой системы являются налоги и сборы. 20 С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Налоговую систему в Российской Федерации описывает и регулирует Налоговый кодекс Российской Федерации. Автором первой научной модели налоговой системы является знаменитый экономист А. Смит. Изложенные им в XVIII в. четыре правила (maxims) «в отношении налогов вообще» в сочетании с предложениями по системе налогов можно с полным правом рассматривать как первую научную модель налоговой системы. Им также был обоснован тот факт, что экономические законы, экономические категории сами по себе не могут проявиться, для их использования необходима целенаправленная деятельность человека, его объединений, в том числе государства. С тех пор практика налогообложения и научная мысль в сфере налогов находились в непрерывном развитии. В настоящий момент, несмотря на значительное количество доктринальных формулировок данного понятия, в отечественной научной литературе отсутствует единое научно обоснованное понимание сущности этого термина, что, по мнению ряда исследователей, лежит в основе отсутствия его законодательного закрепления и содержательной трактовки в Налоговом кодексе Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что понятие налоговой системы как экономическая категория получило нормативно-правовое закрепление в российском законодательстве в 1990-е гг. в связи с переходом нашей страны к рыночной экономике. Теоретическая трактовка понятия «налоговая система» в настоящее время окончательно не сформировалась и является предметом научной дискуссии. В современных определениях налоговой системы, приводимых в учебной и научной литературе, находят отражение два основных методологических подхода, которые можно условно определить как правовой и системный. В основе правового подхода лежит формулировка, изначально установленная Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», действовавшим в Российской Федерации с 1992 по 2005 г., в соответствии с которым налоговую систему образует «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке». Вместе с тем трактовка налоговой системы как совокупности налогов не в полной мере раскрывает сущность такого сложного организационно-экономического явления, как налоговая система, не обеспечивает понимания ее роли и значения в регулировании экономических и социальных процессов и не отражает того влияния, которое оказывают эти процессы на саму налоговую систему и ее совершенствование. В действующем НК РФ используется конституционно закрепленное понятие «система налогов и сборов», которое призвано отразить сосуществование двух основных организационных форм налогов в современной налоговой системе, однако содержание этой системы как таковой законодательно не определено. Оно может быть охарактеризовано с разных сторон. Например, одним из первых исследователей, высказавших свою точку зрения в данной области, выступил В.И. Гуреев, который предпринял попытку осмыслить понятие «налоговая система» как категорию, включающую в себя отдельные элементы, в том числе систему налогов и сборов. Ученым, в частности, было подчеркнуто, что налоговая система является наиболее емким определением (по сравнению с понятием, закрепленным в Законе РФ «О налоговой системе в Российской Федерации») и включает в себя следующие компоненты: а) налоговое законодательство, состоящее из законов и подзаконных нормативных актов; б) налоговые органы, осуществляющие налоговый контроль; в) налоговые представители, которые от имени налогоплательщиков должны в соответствии с законом рассчитать, удержать и перечислить в бюджет налоги с дохода; г) налоговая полиция, обеспечивающая экономическую безопасность государства; д) теоретические положения ученых и практиков в сфере налогообложения. Подобный подход был подвергнут научной критике Н.П. Кучерявенко, который указывает на отсутствие необходимости выделения элементов налоговой системы в качестве самостоятельных компонентов и на нечеткое разграничение В.И. Гуреевым понятий налоговой системы и налогового законодательства.2 Попытки расширительного толкования налоговой системы как совокупности взаимосвязанных элементов были также предприняты И.И. Кучеровым, усматривающим в ней основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. В состав этой системы исследователь включает определенные подсистемы: - налоговые платежи, в связи с уплатой которых возникают указанные отношения; - налогооблагающие субъекты (налогооблагающий состав), то есть лица, в пользу которых уплачиваются налоги и сборы; - налогоплательщики (налогооблагаемый состав); система налогов и сборов; - органы налогового администрирования и налоговой безопасности: налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и некоторые др. Следует подчеркнуть, что достоинством данного определения является присутствие в нем конкретного обоснования характера общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов, а также и принципов, на которых основывается налоговая система. Из указанного определения также следует, что система налогов и сборов является подсистемой налоговой системы.2 На взгляд Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко, Е.А. Рыжовой, понятие «налоговая система» определяет налоговый правопорядок в целом. Так, А.И. Ильиным высказывается мнение, что «налоговая система Российской Федерации – это система налогов и сборов, действующих на территории РФ, а также правила установления и функционирования системы налогов и сборов. Экономическое значение понятия «налоговая система», таким образом, заключается в том, что с его помощью можно очертить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово – экономических норм. В исследовании С.Г. Пепеляева также высказывается продуктивный подход к разделению понятии налоговой системы и системы налогов. Исследователь отмечает, что «налоговая система эго совокупность установленных в государстве существующих условии налогообложения...». Таким образом, С.Г. Пепеляев трактует налоговую систему достаточно широко, включая в нее такие составляющие, как: 1) принципы налогообложения; 2) порядок установления и введения налогов; 3) система налогов; 4) порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней; 5) ответственность, права и обязанности участников налоговых отношений; 6) формы и методы налогового контроля; 7) способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений. Следует отметить, что в данном определении присутствует определенное соединение компонентов налоговой и бюджетной систем. В то же время исследователем подчеркивается, что система налогов представляет собой «только элемент налоговой системы». Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод о недопустимости отождествления исследованных категорий, а именно налоговой системы и системы налогов. Очевидно, что понятие «налоговая система» является комплексной, системной научной категорией, объединяющей положения политического, экономического и правовою характера, о чем свидетельствует отсутствие единства в дефинициях, предлагаемых различными исследователями. В то же время выработка четкой дефиниции налоговой системы как научной категории имеет важное значение для построения практически действующего, сбалансированного механизма правового регулирования налогов как средства финансового обеспечения деятельности публично-территориальных образований в современном демократическом правовом (социальном) государстве. И это, в свою очередь, создало бы научную базу для эффективного совершенствования налоговой системы, так как через данное понятие можно более детально определить системное устройство налоговой системы, выделить вопросы, подлежащие регулированию, и пределы регулирования в рамках каждой из подсистем. Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются: Функции налоговой системы фискальная Основная функция налогов. Посредством налогов государство осуществляет формирование — своих финансовых ресурсов. В цифровой экономике она также сохранит свое центральное значение, поскольку у государства нет иных способов, кроме налогов, чтобы обеспечить легитимное изъятие денежных средств у граждан и обеспечить регулярное наполнение бюджетной системы распределительная (социальная) Денежные средства, аккумулированные в бюджете, направляются на решение конкретных задач. В результате происходит перераспределение доходов между различными социальными группами. В цифровой экономике эта функция будет существенно ослаблена. регулирующая Суть состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические показатели, но и на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Эта функция в цифровой экономике сохранит активное использование. контрольная Ее сущность заключается в обеспечении государственного контроля с одной стороны, за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. А с другой – своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. В цифровой экономике эта функция существенно усилится. Полностью оцифрованы будут не только все доходы и расходы налогоплательщиков, но и все аспекты деятельности, что сделает практически невозможным сокрытие хоз. деятельности от налогообложения и блокирует сам процесс уклонения от уплаты налогов. стимулирующая Она реализуется через систему налоговых преференций для определенных категорий налогоплательщиков, видов деятельности и территорий. Вцифровой экономике эта функция сохранит ограниченность действи, но оцифровка полной информации о каждом налогоплательщике позволит кратно усилить адресность и, главное, эффективность налоговых льгот. Рисунок 1.1 – Функции налоговой системы Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов, страховых взносов и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов. Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня федеральный региональный местный Рисунок 1.2 – Функции налоговой системы Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит. Ее необходимость связывается с тем, что налоги призваны обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами все уровни власти и управления в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством. Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года). К системе налоговых органов РФ относятся Министерство финансов РФ Федеральная налоговая служба РФ - определяет главные направления налоговой политики нашего государства; - учет плательщиков налогов и сборов; - прогнозирует налоговые поступления; - вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом; - в его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти. - контроль за выполнением требований налогового законодательства; - надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности. Рисунок 1.3 – Системы налоговых органов в Российской Федерации ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из: 1. Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ. 2. Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции. Налоговая система представлена единством трех элементов (рисунок 1.4), поэтому управление ею рассматривается как деятельность государства по управлению этими элементами. Рисунок 1.4 - Элементы налоговой системы Взаимодействие всех этих звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом. При этом отметим, что управление налоговой системой базируется на: - законодательстве в сфере налогов и налогообложения (законы и иные нормативно-правовые акты); - налоговом администрировании, оптимизирующем процесс налогового производства: а) процедуры исчисления с целью определения суммы и процедуры уплаты, заключающиеся в перечислении в бюджет средств (организацию процедур налогового производства); б) налоговые взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств (регулирование налоговых отношений в процессе исполнения налоговых обязательств, в том числе совершенствование способов взаимодействия субъектов налоговых отношений); в) налоговом контроле. Особый характер организации налоговых отношений, отражаемый в законодательных актах, связан с уникальностью налоговой системы конкретного государства, которая является продуктом особых условий формирования общественных отношений и национального хозяйства. На развитие налоговой системы оказывают влияние как национальные исторические, политические и экономические традиции, так и мировой опыт. Так, анализ налогового законодательства, регулирующего функционирование современной налоговой системы Российской Федерации, позволяет выделить следующие законодательно установленные правила воздействия органов власти на совокупность налогов в рамках налоговой системы: - все налоги и сборы (федеральные, региональные и местные), а также специальные налоговые режимы в Российской Федерации устанавливаются на федеральном уровне и фиксируются в НК РФ; - введение установленных НК РФ региональных и местных налогов осуществляется соответственно законами субъектов РФ, принятыми законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; - введение налогов и сборов, не установленных НК РФ, запрещено; - введенные в установленном порядке региональные и местные налоги действуют только на территории соответствующего субъекта РФ и муниципального образования; - законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований вправе в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (если эти элементы налогообложения не установлены на федеральном уровне), а также налоговые льготы, основания и порядок их применения; - право введения на соответствующей территории специальных налоговых режимов, а также дифференцированных ставок в установленном на федеральном уровне порядке предоставлено законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ в отношении упрощенной системы налогообложения и патентной системы, представительным органам муниципальных образований — в отношении единого налога на вмененный доход. Налоговой системе принадлежит важная роль в реализации положений экономической и социальной политики государства. Рисунок 1.5 - Основные задачи, решаемые посредством налоговой системы Основой для качественного улучшения налоговой системы являются экономические, политические и правовые предпосылки. Вместе с тем эффективность налоговой системы не может быть достигнута, если не учитываются научно обоснованные принципы ее построения. Следует указать на то, что принципы налоговой системы по своему составу и целевой направленности не тождественны общим принципам налогообложения, хотя подобное представление встречается в учебной и научной литературе. Так, нобелевский лауреат Дж. Стиглиц предлагает пять принципов налогообложения, желательных для любой налоговой системы: экономическую эффективность; административную простоту; гибкость; политическую ответственность; справедливость. Основное предназначение квалифицируемых в качестве принципов налоговой системы концептуальных положений заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное сбалансированное взаимодействие разных по экономическим условиям взимания форм налоговых отношений, в то время как принципы налогообложения ориентированы на формирование условий функционирования отдельно взятого налога. Таким образом, принципы налоговой системы носят организационный характер и позволяют успешно сочетать разные виды налогов. К принципиальным установкам, которые должны лежать в основе организации налоговой системы, можно отнести следующие положения.4 1. Принцип законности. Налоги и сборы должны устанавливаться, вводиться и функционировать только на основании закона, с соблюдением установленной процедуры. При этом законодательно должен быть определен исчерпывающий перечень налогов, возможных к введению на соответствующей территории, полномочия и права органов власти в установлении и введении налогов, регулировании существенных условий их расчета и уплаты. 2. Принцип единства. Единство налоговой системы означает, прежде всего, четкое определение условий функционирования налогов и сборов в границах экономического пространства государства. Соблюдение данного принципа предполагает запрет на ограничения или препятствия в законной экономической деятельности плательщика. Так, ст. 74 Конституции РФ запрещает установление на территории страны любых препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг, а также физических лиц и капиталов. Это положение фактически запрещает любые действия региональных и муниципальных органов власти и управления по введению налогов или сборов, ограничивающих свободу перемещения, либо формирование бюджетов одних территорий за счет налоговых доходов других территорий, а также позволяющих перенести уплату налогов на налогоплательщиков других регионов. 3. Принцип множественности налогов. Комбинирование разных форм налогов в налоговой системе обеспечивает возможность системной реализации присущих им функций. Кроме того, множественность налогов позволяет сократить объективные риски нестабильности доходных поступлений и уклонения от уплаты налогов. 4. Принцип разделения налогов по уровням государственного управления. Это требование к организации налоговой системы позволяет обеспечить условия для формирования собственной доходной базы бюджетов разных уровней. 5. Принцип однократности обложения. Однократность обложения предполагает запрет на использование одного объекта обложения для взимания более чем одного налога за один налоговый период. Данный принцип законодательно закреплен в ст. 38 НК РФ. 6. Принцип эластичности (подвижности). Налоговая система должна обладать способностью гибко реагировать (самонастраиваться) на изменение экономической ситуации. 7. Принцип стабильности. Налоговая система не должна изменяться в течение календарного (бюджетного) года либо как минимум налогового периода. Тактические изменения налоговой политики должны основываться на стратегических положениях, быть предсказуемыми и экономически обоснованными. Недопустимы резкие изменения налоговых законов, придание налоговым законом обратной силы (изменение законов «задним числом»). Такие действия подрывают авторитет государства, что, в свою очередь, провоцирует уклонение от уплаты налогов. Также, следует отметить, что важнейшими параметрами, характеризующими налоговую систему, признаются3: 1) налоговый потенциал государства и его территорий — финансовые ресурсы, способные мобилизоваться в бюджет за счет взимания налогов и сборов; 2) доля налогов и сборов в доходах бюджетов. Основная часть доходов бюджетов разных стран — налоги (80—90%). В России также доля налогов в доходах бюджета примерно соответствует мировым показателям; 3) общее количество налогов и сборов. На 1 января 2020 г. первая часть НК РФ (ст. 13—15) содержит семь федеральных, три региональных и два местных налога, однако их количество не постоянно; 4) стабильность налогового состава. Желательно чтобы налоговый состав был определенным и стабильным в течение длительного времени, то обеспечивает возможность налогоплательщику планировать свою деятельность на перспективу и удобно государству для планирования и прогнозирования доходов бюджета; 5) соотношение прямых и косвенных налогов. Их соотношение зависит от уровня развития страны. Поскольку механизм взимания и контроля косвенных налогов прост, в менее развитых странах их доля высока; 6) налоговая нагрузки. Обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, определяется как отношение общей суммы налоговых поступлений к ВНП; 7) собираемость налогов и сборов — это соотношение между величиной реально собранных налогов и величиной налогов, которые должны быть собраны, величиной налоговой базы и налоговыми ставками, предусмотренными налоговым законодательством. В предыдущие годы в России широкие масштабы приобрело укрывательство от налогообложения. По большинству налогов государство собирало чуть более половины причитающихся сумм. Только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме платил налоги. В настоящее время собираемость основных налогов в России составляет 60—70%, тогда как в развитых странах свыше 90%; 8) уровень налоговой культуры населения. Под налоговой культурой населения необходимо понимать осведомленность населения относительно своих налоговых обязанностей и готовность добросовестно и осознанно исполнять их. Данной проблеме уделяется особое внимание во всех развитых странах. Ею занимаются налоговые органы, органы образования, средства массовой информации. Таким образом, в заключение параграфа, обобщим следующее. На сегодняшний день налоговая система является ключевым предметом обсуждений о путях и методах ее реформирования, так же и острой критики. Налоговая система является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования экономики, и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит эффективность функционирования страны в целом. Налоговую систему РФ необходимо реформировать, осуществив переход от исключительно краткосрочных фискальных целей к целям стимулирования стабильного экономического роста. 1.2 Российская практика использования цифровых технологий в налоговой системе В развитых странах, одной из которых является Российская Федерация, стремительными темпами происходит процесс цифровизации экономики, следовательно, изменения требуются и в налоговой системе. [6] Одним из главных трендов 2020 года является цифровизация. Такие понятия как «цифровая экономика», «цифровая среда», «искусственный интеллект», пожалуй, уже превзошли термины «блокчейн» и Big Data. Сейчас активно «цифровизируется» практически все, начиная от ритейла и телекома, заканчивая металлургией, химией и даже образованием. Впервые употребление термина «цифровая экономика», под которым подразумевалось использование новых информационно-телекоммуникационных технологий, было отмечено в 1995 г. американским ученым Николасом Негропонте. Цифровая экономика – экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, связанная с электронным бизнесом и электронной коммерцией, и производимых и сбываемых ими цифровыми товарами и услугами.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 63 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Экономика, 130 страниц
500 руб.
Дипломная работа, Экономика, 101 страница
3500 руб.
Дипломная работа, Экономика, 113 страниц
499 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg