Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Защита мирного населения в период вооруженных конфликтов

one_butterfly 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2021
Цель данной контрольной работы - раскрыть понятия «гражданское население» и «вооруженный конфликт», выделить основные нормы международного гуманитарного права, касающиеся защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Введение

До начала XX века международное право делилось на две примерно равные части - право войны и право мира. XX век явился переломным в этом отношении. Современное международное право запрещает не только агрессивные войны, но и применение силы и угрозу силой в международных отношениях, обязывая государство разрешать свои споры исключительно мирными средствами. Однако запретить войны - это еще не значит исключить их из межгосударственных отношении. Война во все периоды существования человечества являлась его неотъемлемым и самым жестоким спутником. Прошедшие войны, которые известны современной исторической науке, всегда сопровождались человеческими страданиями, жертвами, разрушениями, подрывали экономические и политические устои государственности, порождали неверие в справедливость и гуманизм. Поэтому государства как основные субъекты международного права пытались уменьшить пагубные последствия войн путем создания и правового закрепления общеобязательных норм с целью, во-первых, ограничения воюющих сторон в средствах и методах ведения военных действий и, во-вторых, защиты жертв и участников вооруженных конфликтов. Все это способствовало тому, что в международном праве сложилась новая отрасль - международное гуманитарное право, которое в свою очередь является частью системы норм и принципов, касающихся прав человека в целом. Международное право, применяемое в вооруженных конфликтах представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между воюющими, их отношения с нейтральными странами, а также устанавливающих правила обращения с военнопленными, ранеными, больными и гражданским населением с целью защиты жертв войны. Такой подход позволяет выделить четыре главные цели данной отрасли права. Во-первых, регулируются отношения между сторонами — участниками вооруженного конфликта, как международного, так и немеждународного; во-вторых, упорядочиваются отношения воюющих с нейтральными государствами; в-третьих, ограничивается возможность сторон выбирать средства и методы ведения военных действий; в-четвертых, закрепляются меры, направленные на защиту лиц, которые не принимают или прекратили принимать непосредственное участие в военных действиях, а также гражданских объектов и объектов, имеющих важное значение для выживания гражданского населения. Одним из принципов международного гуманитарного права является принцип защиты прав гражданских лиц во время вооруженных конфликтов. Сегодня больше всего от конфликтов страдает гражданское население: оно остается основной жертвой нарушений МГП, совершаемых как — участниками конфликтов, так и негосударственными вооруженными формированиями. Преднамеренные нападения на гражданских лиц, насильственное перемещение гражданского населения, разрушение жизненно важной для гражданского населения инфраструктуры и гражданских объектов — это лишь отдельные примеры запрещенных действий, которые совершаются на регулярной основе. Отдельные гражданские лица также становятся жертвами нарушений гуманитарного права, таких как убийства, насильственные исчезновения, пытки, жестокое обращение и надругательство над человеческим достоинством, изнасилование и другие формы сексуального насилия. Имеют место случаи использования мирных жителей в качестве живых щитов. Лиц, задержанных в результате вооруженного конфликта, лишают основных прав, права на надлежащие условия содержания и обращения во время содержания под стражей, на процедурные гарантии, не допускающие произвольного задержания, и права на беспристрастное судопроизводство. Медицинский персонал и сотрудники гуманитарных организаций также становятся жертвами нарушений МГП. Во многих случаях гуманитарным организациям мешают работать либо не дают делать это эффективно. Это привело к дальнейшему ухудшению положения тех, кому данные организации призваны помогать и кого они должны защищать. Все большую озабоченность вызывают и нападения на журналистов и других сотрудников средств массовой информации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЯ «ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ» И «МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ» 5 1.1. Вооруженный конфликт 5 1.2. Мирное население 8 2. ЗАЩИТА МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 12 2.1. Защита мирного населения в период вооруженных конфликтов 12 2.2. Защита гражданских лиц в вооружённых конфликтах немеждународного характера 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
Список литературы

Нормативно-правовые акты и иные официальные документы 1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (офиц. текст. с внес. попр. от 21.07.2014) // Собрании законодательства РФ. –2014. – № 31. – ст. 4398. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны: принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года 3. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года 4. Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 года 5. Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года Научная и учебная литература 6. Давитадзе М.Д. Защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов в рамках международного права / М.Д. Давитадзе // Вестник экономической безопасности – М. Право, 2018 – С.13 – 15. 7. Гирин О.В. Современные проблемы международной защиты жертв вооруженных конфликтов / О.В. Гирин // Вестник Краснодарского университета МВД России – М. Политологические науки, 2017 – С. 8 – 13. 8. Ледях И.А. Обязательство соблюдения норм международного гуманитарного права в защиту жертв войны / И.А. Ледях // Труды института государства и права Российской академии наук – М. Право, 2017 – С. 40. 9. Пфаннер Т. Имплементация международного гуманитарного права и предоставление защиты и помощи жертвам войны: различные механизмы и подходы / Т. Пфаннер // Международный журнал Красного креста – М. Право, 2016 – С. 9 – 10. 10. Ля Роза Анн-Мари. Вооруженные группы, санкции и имплементация международного гуманитарного права / Анн-Мари Ля Роза // Международный журнал Красного креста – М. Право, 2017 – С. 24 – 29. 11. Сазонова К.В. Перспективы привлечения государств к международной ответственности за нарушения норм международного гуманитарного права / К.В. Сазонова // Legal Concept – М. Право, 2018 – С. 46 – 54. 12. Глотова С.В. Универсальная юрисдикция за преступления международного терроризма: понятие, практика государств и предложения по совершенствованию уголовного кодекса РФ / С.В. Глотова // Проблемы в российском законодательстве. Юридический журнал – М. Право, 2016 – С. 51 – 57. 13. Глотова С. В. Преступления против человечности: генезис и современное понимание концепции / С.В. Глотова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения – М. Право, 2016 – С. 39 - 46. 14. Салогуб Я.Л. Нарушения норм международного гуманитарного права как показатель кризисных явлений в международном праве / Я.Л. Салогуб // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева – М. Право, 2016 – С. 27 – 33. 15. Русинова В.Н. Теории соотношения норм международного гуманитарного и международного права прав человека / В.Н. Русинова // Право. Журнал высшей школы экономики – М. Право, 2017 – С. 19 – 21. 16. Маммадов У.Ю. Правовые основы и практика защиты касающихся окружающей среды прав человека в связи с вооруженными конфликтами / У.Ю. Маммадов // Lex Russica – М. Право, 2018 – С. 23 – 30 . 17. Сассоли М. Взаимодействие международного гуманитарного права и права прав человека там, где это действительно важно: допустимость убийства и интернирования боевиков во время немеждународных вооруженных конфликтов / М. Сассоли // Международный журнал Красного креста – М. Право, 2015 – С. 3 – 15. 18. Кочнев А.С. Проблемы защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера / А.С. Кочнев // Огарёв-Online – М. Право, 2016. – С. 34 - 42. Электронные ресурсы 19. Собрание законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальные электронные версии бюллетеней. – Электрон. дан. – М.: ФГУП НТЦПИ "Система" ФСО РФ, 2020. – URL: http://www.szrf.ru/. 20. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. – Электрон. дан. – М.: Рос. гос. б-ка, 1999. – URL: https://www.rsl.ru/. 21. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – М.: КонсультантПлюс, 2020. – URL: http://www.consultant.ru/. 22. Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. – М.: ООО «НПП «Гарант-сервис», 2020. – URL: http://www.garant.ru/.
Отрывок из работы

1. ПОНЯТИЯ «ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ» И «МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ» 1.1. Вооруженный конфликт В рамках Международного права существуют два отдельных правовых режима: один регулирует международные, а другой – немеждународные вооруженные конфликты. В первом случае всеобъемлющие нормы содержатся в четырех Женевских конвенциях (Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.: а) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; б) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; в) об обращении с военнопленными; г) о защите гражданского населения во время войны), Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, Женева, 8 июня 1977 года, вступил в силу 7 декабря 1978 г. (далее – Дополнительный протокол I), конкретных договорах, касающихся средств и методов ведения войны . Напротив, немеждународные вооруженные конфликты требуют глубокого знания конституции и внутригосударственного права соответствующего государства, общей статьи 3 четырех Женевских конвенций, Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II), от 8 июня 1977 года, вступил в силу 7 декабря 1978 г. (далее – Дополнительный протокол II) , положений МППЧ и соответствующих статей Римского статута Международного уголовного суда. Развитие обычного МГП в области немеждународных вооруженных конфликтов, особенно в том, что касается ведения военных действий, продолжает заполнять пробелы, оставленные относительно небольшим количеством договорных положений, хотя степень этого развития все еще служит предметом споров. Международный вооруженный конфликт - особая фаза и форма развития международного конфликта. Международный конфликт рассматривается в качестве особого политико-правового отношения двух или нескольких сторон - пародов, государств или групп государств, воспроизводящего в форме косвенного или непосредственною столкновения интересов, целен, практических действий сторон лежащие в основе этих отношений объективные и субъективные - экономические, социально-классовые, политические, идеологические, территориальные, национальные (племенные), религиозные пли иные по своей природе и характеру противоречия и соответствующие отношения. Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка. Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение. Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они: -имеют свою организацию; -имеют во главе ответственные за их поведение органы; -установили свою власть на части территории; -соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны». Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства [6; С. 13 – 14]. Впервые юридически значимое понятие вооруженного конфликта немеждународного характера было введено в позитивное международное право принятием ст. 3, общей дли всех четырех Женевских конвенций 1949 г. Однако сколько-нибудь развернутого и детального определения вооруженного конфликта немеждународного характера она не содержит. В ней лишь говорится, что в случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять тот минимум норм гуманитарного характера, который определен в этой статье. В соответствии с п. 1 ст. 1 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям 1940 г. вооруженный конфликт немеждународного характера - это вооруженный конфликт происходящий на территории какой-либо из сторон между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами пли другими организованными вооруженными группами, которые находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II. В п. 2 ст. 1 уточняется, что случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, не являются вооруженными конфликтами. Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками: - применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения; - коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами; - определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия; - продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера; - осуществление повстанцами контроля над частью территории государства. Весьма частое политико-правовое явление системы международных отношений последних лет - интернационализированный внутренний вооруженный конфликт. Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие название «гуманитарной интервенции». В ходе многочисленных гражданских войн иностранные вооруженные силы вмешивались на стороне того или иного участника внутреннего вооруженного конфликта, пытаясь тем самым оказать воздействие на его исход. Именно так, например, были охарактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами[7; С. 9 – 11]. 1.2. Мирное население Впервые попытка дать определения “гражданское лицо” и “гражданское население” была предпринята авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют: а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной конвенции; б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся; в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том же условии); г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные [8; С. 40]. Дополнительный протокол I выработал более удачную формулировку понятий гражданского лица и гражданского населения, отразившую суть их правового положения в период вооруженных конфликтов. П. 1 ст. 50 гласит: “Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в ст. 4 III Женевской Конвенции Конвенции и ст. 43 настоящего Протокола”. Иными словами, гражданское лицо - это любое лицо, не принадлежащее к категории комбатантов. То есть фактически, ст. 50 Дополнительного протокола I определяет гражданское лицо от противного, приравнивая его к любом некомбатанту. Важно добавить, что в случае сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается таковым. Согласно Протоколу I гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. При этом устанавливается, что гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В соответствии с п. 3 ст. 50 вышеупомянутого Протокола присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Отсюда вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и права на защиту, если среди него находятся военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, “за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях” (п. 3 ст. 51). В то же время по этому Протоколу комбатантами не являются те категории лиц, которые не входят в состав вооруженных сил: члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации (п. 5 ст. 4 Конвенции III), если они не обращены в военные, а также гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов (п. 4 ст. 4 Конвенции III). К некомбатантам относится медицинский и духовный персонал. Кроме того, к некомбатантам также следует относить военных юристов, не входящих в структуру вооруженных сил государств - военных судей и прокурорско-следственных работников, обслуживающих вооруженные силы (например, в России), правовой статус которых в период вооруженных конфликтов нормами международного гуманитарного права не урегулирован. Что касается вспомогательного персонала, обслуживающего комбатантов, в эту категорию включаются административные и технические службы вооруженных сил. Учитывая, что входящие в них лица не участвуют в военных действиях, они не должны считаться законными целями. Это заключение основывается на упоминавшихся выше принципах соразмерности и наименьшего зла в сочетании с тем фактом, что ст. 50, п. 1, Дополнительного протокола I приравнивает к гражданским лицам лиц, которые следуют за вооруженными силами, не входящими непосредственно в их состав, и выполняют в интересах последних вспомогательные функции [9; С. 9 – 10]. Различие правового статуса категорий законных участников вооруженных конфликтов непосредственно связывается с правом непосредственного участия в боевых действиях. Комбатанты в процессе вооруженного конфликта вправе применять к неприятелю высшую меру насилия, т.е. уничтожать его личный состав, военные объекты, сооружения и военную технику без риска быть привлеченным к уголовной ответственности. Некомбатанты в отличие от комбатантов, даже будучи в составе вооруженных сил воюющих государств, не имеют права участвовать непосредственно в ведении военных действий. Их деятельность направлена на обеспечение физического и духовного состояния личного состава вооруженных сил, а также, с учетом деятельности военных судей и прокурорско-следственных работников (государственных служащих), на укрепление законности и правопорядка в войсках (силах). Личное оружие они вправе применять только в целях самообороны. Режим военного плена на некомбатантов не распространяется [10; С.26]. 2. ЗАЩИТА МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 2.1. Защита мирного населения в период вооруженных конфликтов Современное международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов, предусматривает предоставление гражданскому населению и отдельным гражданским лицам как общей, так и специальной защиты от последствий военных действий. Различие заключается в том, что общая защита предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам независимо от их пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений. Специальная защита предоставляется отдельным категориям гражданского населения и обусловлена либо их повышенной уязвимостью в условиях боевых действий (раненые, больные, женщины, дети, и т.д.), либо особенностями профессиональных функций, выполняемых ими в период вооруженного конфликта (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны, журналисты и т.д.). В целях осуществления общей защиты мирного населения от опасностей (что является предметом исследования данной работы), возникающих в связи с военными операциями устанавливается, что гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения (”нападения” означают акты насилия в отношении противника, независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне (п.1 ст.49 Протокола I). Однако, несмотря на то, что международное гуманитарное право запрещает нападение на гражданские объекты и гражданских лиц, допускается, что они могут стать сопутствующими жертвами нападений, направленных на военные объекты. При этом важно соблюдение принципа пропорциональности (соразмерности), суть которого заключается в том, что ожидаемые потери среди гражданского населения и разрушение гражданских объектов не должны быть чрезмерными по отношению к «конкретному и прямому военному преимуществу», которое планируется получить в результате нападения (см. ст. 51 и ст. 57 Первого дополнительного протокола). То есть чем большее военное преимущество получает воюющая сторона в результате нападения, тем большие сопутствующие потери гражданского населения будут являться допустимыми. Например, если осколками от подорванного вражеского склада боеприпасов ранит или даже убьет несколько оказавшихся поблизости гражданских лиц – они, скорее всего, будут рассматриваться как случайные жертвы вполне законного нападения. Но атакующая сторона в любом случае должна прилагать все усилия к тому, чтобы избежать потерь среди мирного населения или, по крайней мере, свести их к минимуму. Так, суд заключил, что нападение хорватских войск на город Витез, совершенное 16 апреля 1993 г., не было нападением на гражданских лиц, поскольку в этом городе находились силы Боснии и Герцеговины: в казарме пожарной части расположились штаб территориальной обороны мусульман и сотня боснийских солдат 6. Аналогичный вывод был сделан относительно имевшего место в тот же день нападения на деревни Вецериска и Доня Вецериска, где находились 42 человека из состав территориальной обороны боснийцев. Напротив, нападение на город Бузовака 24 января 1993 г., направленное, по большей части, против гражданских лиц из числа мусульманского населения, было признано незаконным нападением на гражданских лиц. Аналогичным образом нападения на ряд кварталов Сараево, населенных гражданскими лицами, были сочтены нападениями на гражданских лиц, несмотря на малую удаленность этих кварталов от линии фронта. Кроме этого, при всех обстоятельствах запрещаются: - акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население; - нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п. 5 ст. 51 Протокола I; - нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий – правомерных принудительных действий государства, направленных на восстановление своих прав, нарушенных другим государством, иных чем угроза силой и применение силы; - использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им [11; С. 49 – 51]. Согласно положениям Конвенции гражданское население подпадает под действие всех положений, касающихся обращения с покровительствуемыми лицами, которые определяют основной принцип гуманного обращения с людьми, включающий уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, запрещение оскорбительного и унижающего обращения, запрещение осуждения и применения наказания без суда (ст. 3). В отношении всего гражданского населения запрещаются пытки, телесные наказания, медицинские и научные опыты, коллективные наказания, репрессалии, меры запугивания или террора, взятие заложников, незаконное депортирование и т. д. (ст. 13, 27, 30—34, 147). Безусловно, запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст. 54). Любое нарушение этих запрещений, говорится в заключительном положении ст. 51, не освобождает стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства принимать меры предосторожности, предусмотренные в ст. 57 Протокола I. В ней указываются следующие меры предосторожности, которые должны приниматься воюющими сторонами при планировании или осуществлении нападения: а) делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданским лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите; б) принимать все практически возможные меры предосторожности при выборе средств и методов нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, во всяком случае свести их к минимуму(о чем говорилось выше); в) отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что оно, как можно ожидать, вызовет случайные потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам; г) делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют [12; С. 52 – 54]. Воюющие стороны должны стараться располагать военные объекты в отдалении от гражданских лиц и объектов, и ни в коем случае не использовать гражданское население как прикрытие от нападений. Принятая в 1976 г. по инициативе Советского Союза Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду также вносит существенный вклад в защиту гражданского населения во время вооруженных конфликтов. Эта конвенция была принята под воздействием войны во Вьетнаме (более точно – в Индокитае) - первого в истории человечества вооруженного конфликта, где целенаправленное и систематическое уничтожение природной среды и воздействие на природные процессы в военных целях явилось одним из основных элементов стратегии, самостоятельным методом ведения боевых действий. Эта экологическая война, развязанная вооруженными силами США, была направлена на лишение жителей Вьетнама, Лаоса и Камбоджи возможности использовать леса в качестве естественных укрытий в ходе боевых действий, уничтожение посевов, запасов продовольствия и поголовья скота, дезорганизацию сельскохозяйственного производства… Основными методами экологической войны стали систематическое применение гербицидов и дефолиантов военного назначения (химических веществ, используемых для уничтожения растительности), применение специальной техники (бульдозеров и др.) с целью уничтожения растительного покрова, лесов и посевов на обширных участках территории. Большой ущерб природной среде Индокитая был нанесен в результате систематического и широкомасштабного применения зажигательных веществ, в особенности напалма. Кроме того, вооруженные силы США систематически использовали методы метеорологической войны – воздействие на локальные погодные процессы с целью инициирования осадков для затопления обширных участков территории Вьетнама… При таких методах ведения войны неудивительно, что более 90% погибших были гражданскими лицами. Упомянутая Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду явилась первым в истории специальным соглашением, направленным на предотвращение использования средств и методов ведения экологической войны. Каждое государство – участник этой Конвенции «обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия…». Международно-правовые нормы, регламентирующие защиту природной среды от военного воздействия, получили дальнейшее развитие в Первом Дополнительном протоколе 1977 г, где есть особая статья «Защита природной среды» [13; С. 40 – 42]. На занятой территории оккупационные власти должны наладить общественный порядок и общественную жизнь, уважать законы, семейные права и религиозные убеждения, существующие в стране. Оккупирующее государство обеспечивает снабжение населения продовольствием и медикаментами [14; С. 29]. В соответствии со ст. 23 и 44 Положения власти оккупирующей державы не должны принуждать гражданское население принимать участие в военных действиях, направленных против их страны, или давать сведения об ее армии или других средствах обороны (кроме того, население оккупированной территории нельзя принудить служить в вооруженных силах оккупанта; воспрещается пропаганда добровольного вступления в его армию - ст. 51 IV Женевской конвенции). Гражданское население можно привлекать к трудовой деятельности, кроме выполнения работ, вынуждающих его принимать участие в военных действиях. Трудовая деятельность должна осуществляться на территории оккупированного государства и справедливо оплачиваться. Гражданское население может быть интернировано с обеспечением его средствами бесплатного содержания, а также медицинской помощью. Места содержания интернированных должны находиться в безопасных от военных действий районах и отдельно от военнопленных и лиц, лишенных свободы [15; С. 19 - 20]. Для защиты гражданского населения в целом и отдельных его категорий в особенности (детей, женщин, больных, раненых и т.д.) современное международное гуманитарное право предусматривает создание специальных зон и местностей. Например, в четвертой Женевской конвенции речь идет о специальных «нейтрализованных зонах», в Первом Дополнительном протоколе 1977 г. – о «необороняемых местностях» и «демилитаризованных зонах», санитарные и безопасные зоны и местности, предусмотренные статьями I и IV Женевских конвенций 1949 г. (соответственно 23 и 14). Нейтрализованные зоны - это зоны, создаваемые в районе боевых действий по соглашению между воюющими сторонами. Они предназначены для того, чтобы оградить от последствий войны раненых, больных и гражданских лиц, не принимающих участия в боях и не занимающихся никакой деятельностью военного характера в течение всего пребывания в этой зоне. Такие зоны предусмотрены ст. 15 IV Женевской конвенции IV. Они создавались, например, в 1936 г., во время войны в Испании, при посредничестве Международного Комитета Красного Креста в одном из кварталов Мадрида. Дополнительный протокол I учреждает в своей ст. 60 «демилитаризованные зоны». Они схожи с описанными выше, поскольку также создаются по соглашению в мирное время до или после начала военных действий, однако, в противоположность санитарным и безопасным зонам, они в принципе открыты для любого некомбатанта (т.е. гражданского населения, в то время как санитарные и безопасные зоны и местности создаются исключительно для приема раненых и больных (из числа гражданского и негражданского населения), инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста, а также персонала, на который возложены организация и управление этими зонами и местностями и уход за лицами), за исключением особых ограничений, предусмотренных в соглашении, заключенном с противной стороной. Кроме того, такая зона должна отвечать условиям, аналогичным тем, которые предусмотрены ст. 59 для необороняемых местностей: эвакуация комбатантов, прекращение военных действий и любой деятельности, связанной с военными усилиями. В случае невыполнения этих условий демилитаризованная зона теряет особый статус и пользуется только защитой, предусмотренной общими нормами для гражданских лиц [16; С. 26 – 28].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Конфликтология, 44 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 36 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 43 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 24 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 48 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg