Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Образование и наука во внешнеполитическом диалоге Рф и КНР в XXI веке.

one_butterfly 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2021
Объектом данной курсовой работы является научно-техническое сотрудничество России и Китая Предметом являются особенности, закономерности, явления происходящие при сотрудничестве России и Китая в аспектах науки и образования. Методология исследования: общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение; анализ нормативно-правовых документов организаций, анализ научной, отчетности, статистической отчетности, политических документов. Целью курсовой работы является рассмотрение научно – образовательного сотрудничества между Россией и Китаем после распада СССР. Из цели вытекают следующие задачи: 1. Рассмотреть науку и образование как фактор современной внешней политики. 2. Изучить особенности российско–китайского диалога в сфере науки и образования. 3. Изучить договорно – законодательную базу сотрудничества Китайской Народной Республики (КНР) и Российской Федерации (РФ). 4. Проанализировать особенности научного сотрудничества РФ и КНР. 5. Исследовать взаимодействие РФ и КНР по проектам развития высшего образования. 6. Изучить участие России и Китая в совместных образовательных программах межвузовского уровня При разработке темы исследования был использован большой спектр источников на русском, английском и китайском языках, которые делятся на следующие группы: К первой группе источников относятся нормативно-законодательные источники, которые включают законы, иные нормативно-правовые акты и положения РФ и КНР, документы органов власти РФ и КНР, в которых задекларированы государственные стратегии и концепции, определяющие механизм двустороннего культурно-гуманитарного сотрудничества. Ко второй группе источников относятся делопроизводственные источники, в частности двусторонние договоры, соглашения, международные декларации, конвенции и нормативные акты, а также материалы ООН, ЮНЕСКО и ШОС. Третья группа представлена публицистическими источниками, которая включает официальные заявления лидеров РФ и КНР, их выступления, а также выступления государственных деятелей и дипломатов, в которых определяются основные моменты гуманитарного сотрудничества двух стран Пекинская декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанная 18 июля 2000 года в Пекине. Декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанная в Москве 27 мая 2003 года Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года .
Введение

Актуальность исследования образования и науки в современных политических взаимоотношений России и Китая обусловлена историческим прошлым двух государств, и важностью нахождения целостного понимания двухсторонних отношений. Современные международные отношения могут повлиять на дальнейший ход истории. И, чтобы не ошибиться в выборе правильного пути развития взаимоотношений, нужно как можно многосторонне исследовать заявленную тему. Известно, что политические отношения регулируют экономические связи, а в свете экономического возвышения Китая для нашей страны важно использовать благоприятные условия для экономического и политического сотрудничества. Важнейшее значение для партнерства Китая с Россией имеет российское геополитическое положение. Разработчики китайской геополитики всегда - и в древности, и в современности - видели самую большую угрозу в возможности Стратегического окружения страны. Поэтому понятно, какое значение имеет для китайской глобальной стратегии Степень научной разработанности темы исследования: Изучение «мягкой силы» никак не может обойтись без ее автора Дж. Ная, на чьи работы опираются все исследователи данной теории. В число ключевых произведений по данной концепции, написанных Дж. Наем, входят: «Soft Power», «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power», «The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone», «Soft Power: The Means to Success in World Politics», «The Powers to Lead», «The Future of Power»6. Кроме того, у него опубликованы статьи, 1 Nye J. Soft Power // Foreign Policy. 1990. № 80. p. 153-171. 2 Nye J. Bound to lead: the changing nature of American power. Basic Books, 1991. В исследованиях А.Б. Спрогис, ряда других авторов достаточно подробно были рассмотрены этапы развития межгосударственных отношений в политической, экономической, научной и культурной сферах, определена их структура, выявлены актуальные проблемы в двустороннем сотрудничестве Китая и России на переходном этапе. Достаточно большой объем исследований посвящено двусторонним отношениям России и Китая уже после 1990-х гг.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И РОССИИ В ФОРМАТЕ ДВУСТОРОННЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 4 1.1 Наука и образование как фактор современной внешней политики 4 1.2 Оформление российско-китайского диалога в сфере науки и образования 9 1.3 Договорно-правовая база сотрудничества КНР и РФ 20 ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ПРОЕКТОВ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ 33 2.1. Научное сотрудничество РФ и К НР 33 2.2 Взаимо действие РФ и К НР по прое ктам развит ия высшего обр азования. 37 2.3. Участие России и Китая в совместных образовательных программах межвузовского уровня 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Список литературы

5. Абдулкеримов, И.З. Особенности управления интеграционными процессами в системе высшего образования / И.З. Абулкеримов // Вестник Дагестан. гос. техн. ун-та: техн. науки. – 2010. – № 4 (19). – С. 115–119. 6. Абдулкеримов, И.З. Современные тенденции интернационализации высшего образования // И.З. Абдулкеримов, Е.И. Павлюченко, А.М. Эсетова / Проблемы Соврем. экономики. – 2012. – № 3 (43). – С. 358–361. 7. Абдулкеримов, И.З. Факторы и условия развития интеграционных процессов на рынке образовательных услуг / И.З. Абулкеримов // Регион. проблемы преобразования экономики. – 2011. – № 2 (28). – С. 286–292. 8. Аликберова, А.Р. Российско-китайские отношения в сфере культуры и образования (1990-е – 2000 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук / А.Р. Аликберова. – Казань, 2014. – 26 с. 9. Антипов, П. Свой среди своих // «Optima study. Международное образование и языки». – 2013. – № 2 (8). 10. Базаров, Б.В. Российско-китайские отношения и роль регионов Восточной Сибири в их развитии (1989–1999 гг.) / Б.В. Базаров, Д.В. Ганжуров. – Иркутск: Оттиск, 2002. 11. Большакова, Н.Г. Развитие толерантности как лингвокультурной категории при обучении китайских студентов русскому языку / Н.Г. Большакова, О.В. Низкошапкина // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер. «Вопросы образования: языки и специальность». – 2014. – № 1. 12. Бурцева, К.Ю. Тенденции интеграции и сотрудничества университетов в условиях глобализации экономики / К.Ю. Бурцева // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 2 (28). Теория и методика профессионального образования 48 Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 2, pp. 43–52 13. Варламова, Н.В. Особенности менталитета китайских студентов / Н.В. Варламова // Омский науч. вестник. – 2012. – № 1 (105). 14. Гревцева, Г.Я. Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2013. – № 11. – С. 80–89. 15. Гревцева, Г.Я. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданскопатриотического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина, Э.А. Болодурина // Соврем. проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. 16. Дерзаев, С.В. Перспективы развития академической мобильности [Электронный ресурс] / С.В. Дерзаев // Ф?Н-Наука. – 2013. – № 3 (18). 17. Елагина, В.С. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения / В.С. Елагина, Г.Я. Гревцева, Е.Ю. Немудрая // Соврем. проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. – С. 90. 18. Императивы интернационализации / отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. – М.: Логос, 2013. – 420 с. 19. Капица, М.С. Братская дружба двух великих народов / М.С. Капица. – М., 1959. – 32 c. 20. Капица, М.С. КНР: три десятилетия – три политики / М.С. Капица. – М.: Политиздат, 2015. – 576 с. 21. Капица, М.С. Советско-китайские отношения / М.С. Капица. – М.: Госполитиздат, 2016. – 426 с. 22. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в систе ме образования Российской Федерации до 2015 года. – http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/ do-dokumenty/r9g.htm (дата обращения: 27.12.16). 23. Котлярова, И.О. Модель развития готовности профессорско-преподавательского состава университета к международному сотрудничеству / И.О. Котлярова // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2015. – № 2 (42). – С. 161–168. 24. Котлярова, И.О. Межкультурная социализация взрослых в мировом профессиональном сообществе // Проблемы воспитания и социализации молодежи: моногр. / науч. ред. Н.О. Яковлева, общ. ред. Г.Я. Гревцева. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 204 с. 25. Кузьминых, Ж.О.Современные тенденции интернационализации высшего образования в Европе и США / Ж.О. Кузьминых, Н.В. Красильникова, Г.М. Пауэлл // Соврем. проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. 26. Ларин, А.Г. Китай и зарубежные китайцы / А.Г. Ларин. – М.: Ин-т Дальнего Востока, 2018. – 94 с. 27. Ларин, В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях. 80-е годы XX – начало XXI века / В.Л. Ларин. – М.: Восток-Запад, 2005. 28. Ли, Ч. Выбор стратегии развития образования КНР / Ли Ч., Иньфу Я. // Педагогика. – 2007. – № 7. – С. 91–107. 29. Лиск, Б. Интернационализация образовательного процесса и учебной деятельности студентов / Б. Лиск // Междунар. высш. образование. – 2015. – Вып. 78. – С. 9. 30. Образование в Китайской Народной Республике. – http/russian.people.com.cn/other/ jiaoyu.html (дата обращения: 27.12.2016). 31. Плешакова, А.Ю. Социально-педагогические условия интернационализации высшего образования: дис. … канд. пед. наук / А.Ю. Плешакова. – Екатеринбург, 2015. – С. 178. 32. Розова, Н.К. Сравнительный анализ международных практик интернационализации высшего образования / Н.К. Розова // Соврем. проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. 33. Российско-китайское сотрудничество в сфере образования // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». – 2016. – Т. 8, № 1. 34. Россия и Китай: образовательные реформы на рубеже XX–XXI вв.: моногр. / под ред. Н.Е. Боревской, В.П. Борисенкова, С. Чжу. – М.: Наука, 2007. 35. Рушанин, В.Я. Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования / В.Я. Рушанин, Г.Я. Гревцева // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2015. – № 3 (43). – С. 119–126. 36. Сутырин, С.Ф. Интернационализация высшего образования в России: проблемы и перспективы / С.Ф. Сутырин // Мировая экономика на пороге нового тысячелетия: докл. участников междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Н.П. Кузнецовой, С.Ф. Сутырина. – СПб.: ОЦЭиМ, 2003. Гревцева Г.Я. Сотрудничество России и Китая в сфере образования Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 49 2017. Т. 9, № 2. С. 43–52 37. СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (Москва, 27 мая 2003 года) 38. Сытенко, Г.Н. Российско-китайское культурное сотрудничество на рубеже XX–XXI вв. / Г.Н. Сытенко // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер. «История России». – 2013. – № 3. 39. Пекинская декларация Принята четвертой Всемирной конференцией по положению женщин, Пекин, 4–15 сентября 1995 года 40. Хуан, С. Система музыкального образования в Китае / С. Хуан // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. – 2012. – № 2 (11). – С. 153–159. 41. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Гл. 14: Международное сотрудничество в сфере образования. – http:// base.garant.ru/70291362/14/#ixzz4ctCtdT9T (дата обращения: 27.12.2016). 42. Цветко, А.С. Советско-китайские культурные связи / А.С. Цветко. – М.: Мысль, 1974. – 131 с. 43. Центр зарубежной военной информации и коммуникации восточного военного округа РФ. – http://atrinfo.ru/commentary/ science.html (дата обращения: 27.12.2016). 44. Циулина, М.В. Некоторые аспекты проблемы непрерывного педагогического образования / М.В. Циулина // Соврем. проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. 45. Шимко, П.Д. Управление процессами глобализации высшего образования на вузовском и региональном уровнях / П.Д. Шимко // Вестник Инжэкона. Сер. «Экономика». – 2008. – № 3 (22). – С. 337–340. 46. Шумейко, А.А. Интернационализация и регионализация высшего образования как важный фактор развития конкурентоспособности университета / А.А. Шумейко // Соврем. проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.
Отрывок из работы

Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И РОССИИ В ФОРМАТЕ ДВУСТОРОННЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1.1 Наука и образование как фактор современной внешней политики В современном мире статус и положение государства определяются не только и не столько его возможностями жесткого воздействия на международные процессы, сколько использованием потенциала науки и образования. Наука и образование – это способность страны привлекать других игроков на международной арене на свою сторону, добиваясь поддержки национальной повестки путем демонстрации своих культурно-нравственных ценностей, привлекательности политического курса и эффективности политических институтов . Такой подход к развитию территории нацелен на ее позиционирование через экспорт образовательных услуг, распространение национальных ценностей и культурных норм. Лидирующие позиции на мировой сцене занимают государства, которые способны оказывать направленное воздействие на своих соседей и конкурентов, что влечет обострение борьбы за лидерство в формировании и демонстрации ценностного порядка и поведенческих практик граждан. В настоящее время каждая страна формирует спектр инструментов, нацеленных на увеличение экспорта образования, чтобы усилить свое глобальное присутствие. Например, в Китае заимствование теорий мягкой силы и интернационализации высшего образования привело к созданию сети учреждений Института Конфуция (Confucius Institutes), деятельность которых направлена на реализацию китайской международной стратегии «мягкого возвышения» . Размышляя о теоретической концептуализации «мягкой силы» образования, выделяют три основных ее механизма: образование как носитель ценностей отдельно взятой станы, как ресурс и как инструмент в достижении определенных целей . Очевидно, что эти механизмы взаимосвязаны между собой и отражают интересы национальных экономик стран по усилению мирового лидерства. Так правительства «связывают идею глобальных человеческих ресурсов с национальными целями экономического успеха» . Понимая увеличивающуюся роль современных университетов в мировом пространстве, государства включаются в конкурентную борьбу за активного целеустремленного абитуриента. Принимающие университеты получают дополнительные инвестиции, реализуя внешнеполитические цели, а отправляющие страны обретают доступ к новым знаниям и навыкам посредством получения квалифицированных специалистов. Многие образовательные мигранты поддерживают тесную связь со своим государством и даже участвуют в совершенствовании национальной системы образования. Международная академическая мобильность – один из наиболее явных показателей эффективности «мягкой силы» высшей школы и в то же время главная движущая сила интернационализации, которая становится необходимым условием адаптации высшего образования к запросам современного мироустройства. . Процесс интернационализации, который охватывает и объединяет сегодня межнациональный, межкультурный и глобальный уровни, требует переосмысления и нового оформления целей, функций и форм реализации обучения на высшей ступени. Эксперты в области международного высшего образования B. Leask и M. Yemini подчеркивают, что внедрение интернационализации в любом вузе связано с направленной, преднамеренной интеграцией международных, многокультурных и глобальных аспектов преподавания и обучения. Всё большую значимость приобретают рейтинги университетов как показатели, без которых не представляется возможным улучшить лидерские позиции на глобальном рынке образовательных услуг. Они становятся частью интернационализации образовательной системы, обеспечивают коммуникацию между субъектами международного рынка образования и укрепляют репутацию университетов на региональном, национальном и международном уровнях. Появление и растущая популярность рейтингов свидетельствуют о нарастании конкуренции за талантливых иностранных студентов и источники инвестиций. Результаты исследований подтверждают, что усиление эффективности научной и инновационной работы университетов приводит к увеличению дохода от такого рода деятельности, что указывает на повышение конкурентоспособности образовательных организаций на международном рынке образовательных услуг и может выступать основой для ранжирования университетов и обеспечения ведущих вузов государственным финансированием на условиях конкурсного отбора. В то же время существует обратная связь: продвижение высших учебных заведений в международных рейтингах – это результат отдачи от финансовых вложений в их развитие. Так, можно рассчитать не только «эффективность … финансирования, но и стоимость одного пункта в рейтинге» . Помимо престижности и репутации университета, закрепленных в рейтинговых системах, возможностей академической мобильности, а также таких косвенных показателей, как размер инвестиций и численность студентов, важным условием выбора страны и образовательной организации являются и неакадемические факторы. К ним относятся стоимость проживания и обучения, толерантность местного сообщества, развитость логистики и университетских сервисов, в том числе по адаптации в новой образовательной среде, готовность университетских организационных структур решать бытовые и иные проблемы иностранных граждан. Например, если местные студенты рассматривают прибывших из-за рубежа сокурсников как помеху в процессе получения образования между ними возможна враждебность и дискриминация последних со стороны принимающего сообщества – соответственно, трудности в достижении дружеских контактов, основанных на взаимопомощи и сотрудничестве. Исследователи высшего образования озабочены тем, что для повышения уровня интернационализации вуза в долгосрочной перспективе требуются принципиально новые подходы к рекрутингу зарубежных обучающихся: «переход с тактических позиций на стратегические; формирование профиля потенциального студента как международного» а также создание «полиязычной образовательной среды» , которая улучшает имидж вуза в восприятии потенциальных иностранных студентов. В то же время специалисты отмечают, что реализация интересов национальных экономик через систему образования имеет отложенный эффект. По мнению A. Amirbeka, «эффективность университетского образования как инструмента “мягкой” силы может быть оценена только в долгосрочной перспективе. Требуется время, чтобы культурные ценности распространились и укоренились. Однако, распространившись и укоренившись, они продолжают оказывать влияние продолжительное время». В условиях возрастающей экспансии вузов в другие страны важно выяснить, каков потенциал российских университетов для выхода на международный рынок образовательных услуг; сформировано ли их стратегическое видение относительно приоритетных территорий; есть ли у них механизмы привлечения иностранных студентов. Таким образом, подытожим данный параграф, Современные университеты стремятся занять лидирующие позиции в международных рейтингах. Высокий статус, репутация и престиж вуза становятся факторами привлекательности для иностранных студентов и их родителей. При этом, по оценкам экспертов, появляются договорные неформальные практики в формировании показателей узнаваемости среди академического сообщества. Российские университеты, привлекают студентов из КНР низкой стоимостью получения образования и его высоким качеством, а также уже сформированной этнической социальной сетью. Последняя позволяет повысить успешность адаптации и преодолеть барьеры, связанные с интеграцией иностранцев в принимающее сообщество. Жизненные стратегии китайских студентов предусматривают возвращение на родину после получения образования в российском вузе. Знание русского языка и культуры становятся как конкурентными преимуществами на китайском рынке труда, так и «мягкой силой», продвигающей идеалы, ценности и нормы, которые были освоены в процессе обучения в России. 1.2 Оформление российско-китайского диалога в сфере науки и образования Российско-китайское сотрудничество является одним из наиболее перспективных направлений внешней политики обеих стран. Модернизация высшего образования – составная часть и фактор процесса инновационного развития. На производственные силы и образ жизни человечества самым непосредственным образом влияет экономическая глобализация, а для системы высшего образования самое прямое влияние – это возвращение интернациональности вузов, их открытость для учащихся и педагогов из всех стран мира. В настоящее время интернационализация образования становится объектом и предметом целенаправленной политики со стороны государства, ориентированной на решение национальных, политических, социальных и экономических проблем. О создании благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе свидетельствует ст. 3 (п. 5) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. . Законом «Об образовании в РФ» предусмотрено международное сотрудничество образовательных организаций по следующим пяти направлениям: совместная разработка образовательных и научных программ; индивидуальная мобильность обучающихся и сотрудников образовательных организаций в целях обучения и совершенствования научно - образовательной деятельности; совместная реализация научных и инновационных проектов; участие в создании и развитии образовательных сетей; участие в деятельности международных организаций, в организации и проведении международных образовательных мероприятий (конференций, семинаров и т. п.), в обмене образовательно-научной литературой. Ректор Даляньского университета иностранных языков, выступая на IX Международном форуме ректоров университетов Дальнего Востока и Сибири Российской Федерации и северо-восточных провинций Китайской Народной Республики, отметил, что процесс интернационализации стал важнейшим содержанием стратегической деятельности вузов, поскольку для большинства вузов выход на международную арену – это не только способ, но и цель. Достижение этой цели не только помогает вузам в поисках внешней поддержки, но и играет ключевую роль в институциональном развитии вузов. Можно сказать, интернационализация высшего образования не только стала стратегическим выбором в развитии высшего образования, но и важным условием, от которого зависит само существование и развитие вузов мира. В Законе «Об образовании в РФ» (ст. 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования) определены цели 1) расширение возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию; 2) координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования; 3) совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования. На основе изучения передового мирового опыта, взаимно обогащаясь, перенимая друг у друга лучшие образовательные методики можно подготовить специалистов, обладающих международными компетенциями и соответствующих международному статусу и уровню. Сотрудничество в области образования позволит более глубоко ознакомиться с культурой и национальными традициями стран-партнеров, позволит лучше понять друг друга и продвигаться по пути дальнейшего углубления межкультурного диалога в социо - образовательном пространстве. Развитие международной активности, привлечение иностранных студентов и преподавателей, усиление академической мобильности, развитие совместных научных исследований с зарубежными партнерами – актуальные задачи для российских университетов. На сотрудничество университетов России и Китая оказывает влияние ряд факторов и условий. И в Китае, и в России происходят изменения, которые неизбежно отразятся на формате сотрудничества вузов, размерах и направленности потоков академической мобильности. Рассмотрим основные факторы, определяющие, на наш взгляд, тенденции в развитии сотрудничества России и Китая в сфере высшего образования. В качестве первого фактора, во многом определяющего проявление остальных факторов, необходимо назвать быстрое развитие экономики КНР. Активная интеграция современного Китая в мировую экономику стала результатом реформ, начатых в стране на рубеже 70-80-х гг. ХХ века. Сверхбыстрый рост экономики Китая сохранялся в течение 30 с лишним лет . Китай стал сильным игроком на мировом рынке и каждый процент роста его ВВП с каждым годом становится все значительнее по объему. По объему ВВП Китай сейчас занимает второе место в мире. В 2012 г. Китай впервые в новейшей истории обогнал США по объему внешнеторговых операций. Китай сегодня – один из центров мировой политики, вторая экономическая держава мира, партнер России. Отношения между нашими странами находятся на новом историческом этапе своего развития, демонстрируя разнообразие форм сотрудничества и единство взглядов по многим международным вопросам. В результате целенаправленной и последовательной государственной политики КНР в сфере образования происходит динамичное развитие китайских университетов – это второй фактор, значимый с позиции сотрудничества России и Китая в сфере образования. Наращивание материально-технической базы вузов, строительство современных кампусов – это результат и государственных инвестиций, и экономической свободы университетов. «Институты и университеты стали символами национальных амбиций, как во времена экономического роста, так и во время рецессии. Интенсивно развивающаяся система высшего образования в КНР уже опередила по количественным показателям все страны мира…» . Соответственно, Китай теперь может гораздо полнее удовлетворять потребности своих граждан в получении высшего образования и экспортирует свои образовательные услуги. А в России, в свою очередь, повышается интерес к изучению китайского языка, обучению в Китае и последующей работе в этой стране. Третий фактор – это рост благосостояния китайских граждан. Начиная со второго полугодия 2013 г. экономический рост в КНР опирается, главным образом, «на внутренний спрос, в том числе на инвестирование и потребление» . Нужно отметить, что и раньше китайские студенты активно получали образование за рубежом – в США, европейских странах, Австралии и пр. Теперь эти образовательные услуги, достаточно дорогие, доступны большему числу китайских абитуриентов. Теряется конкурентное преимущество российских вузов – более низкая стоимость обучения. Для повышения интереса к получению китайскими студентами образования в российских вузах необходимо не только высокое качество такого образования, но и повышение ценности российского диплома, а именно – реальные перспективы «делать бизнес в России». Четвертый фактор – языковой. По данным Россотрудничества, число изучающих русский язык в зарубежных странах сокращается. Значит, сокращается и число потенциальных иностранных абитуриентов российских вузов. Развитие интереса к русскому языку за рубежом, использование изучения языка в качестве «мягкой силы» – это отдельная, сложная проблема государственного уровня. Для российских вузов приоритетной стратегией в этих условиях должно стать создание образовательных программ на английском языке и развитие совместных образовательных программ, в том числе программ двойного дипломирования. БГУ имеет опыт такой работы и перспективы ее развития. Важной новой тенденцией развития сотрудничества вузов двух стран стало создание добровольных объединений, ассоциаций вузов. Созданы Ассоциации российских и китайских технических, транспортных, экономических, педагогических и медицинских университетов, Ассоциация вузов Сибири и Дальнего Востока и Северо-Восточных районов Китая, развивается университет ШОС. Это хороший шанс вывести сотрудничество и в научной, и в образовательной сферах на качественно новый уровень. При этом общим институциональным условием дальнейшего плодотворного сотрудничества российских вузов с китайскими партнерами должна стать государственная политика России, направленная на создание реальных механизмов поддержки такой активности. Можно сказать, что в развитии сотрудничества России и Китая в сфере высшего образования речь должна идти о взаимных обменах, двусторонней мобильности, развитии совместных инновационных образовательных программ, использовании прогрессивных образовательных технологий, совместных усилиях по повышению качества подготовки Возьмите в п.1.3.Российско-китайское научно-техническое сотрудничество (НТС) осуществляется на основе подписанного 18 декабря 1992 г. соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о научно-техническом и военном сотрудничестве (в 1997 г. срок его действия автоматически продлен до 2002) Российские и китайские ученые проявили интерес к различным формам сотрудничества (СП, обмен технологиями, совместные научные и опытно-конструкторские разработки) в области производства приборов и оборудования по очистке жидкостей и регенерации масел, экологически чистой переработке с/х продукции и производству экологически чистого гумуса, освоению электродиализных опреснительных установок, низкотемпературных плазменных технологий, тепловизионной аппаратуры и лазерной техники, в том числе для утилизации отходов, к производству фотохимикатов, лазерных принтеров, множительной техники. Китай заинтересован в получении доступа к результатам фундаментальных отечественных и прикладных исследований. При осуществлении НТС с китайскими партнерами российская сторона проводит линию на активное освоение китайского рынка наукоемкой продукции посредством перехода от отдельных научно-исследовательских разработок к организации современных производств в областях представляющих взаимных интерес. В ноябре 2004 года Россия приняла участие в ставшей уже традиционной авиа выставке в Чжухае. В ходе мероприятия было проведено заседание российско-китайской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, на котором было рассмотрено предложения Росавиакосмоса по углублению взаимодействия России и Китая в развитии авиационной техники. Были проведены переговоры по сохданию ближне-среднемагистральному самолету МС-21. Российские компании, такие как корпорация «Сухой», получили возможность укрепить сотрудничество в сфере разработки истребителей нового поколения. Так же было заключено соглашение, по которому «Сухой» предоставляет доступ китайским компаниям в качестве экспертов-наблюдателей. В числе предлагаемых мероприятий: проведение совместных фундаментальных исследований в авиастроении и аэродинамике, производство перспективных бортовых интегрированных комплексов РЭО, гражданских пассажирских и учебно-тренировочных самолетов и вертолетов, а также авиационных двигателей нового поколения Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод: сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики, несомненно, приносит огромную пользу обоим государствам. Благодаря взаимовыгодному и стратегически важному сотрудничеству отношения между государствами переходят из фазы конфронтации (в том числе и из-за неопределенности в установке границ между государствами) в фазу «взаимной и стратегической дружбы». 1.3 Договорно-правовая база сотрудничества КНР и РФ Россия и Китай уже давно ведут плодотворное сотрудничество в сфере высшего образования и обмена научными знаниями. Сегодня сотрудничество двух стран представлено в виде совместных научных и образовательных программ и различных инновационных проектов. Также представители научной элиты двух стран регулярно обмениваются опытом на конференциях и совещаниях, организованных правительствами Китая и России. Основой развития российско-китайских научно-образовательных связей послужил Договор между Россией и Китаем о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года. Однако еще до заключения Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года Россия и Китай имели соглашения, регламентирующие их научно-образовательные связи. Первым двусторонним документом в данной сфере стало Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о культурном сотрудничестве, заключенное в 1992 году, статьи 2 и 3 которого были посвящены именно этим аспектам культурного обмена. Договор предполагал различные формы научно-образовательного обмена: совместную научно-исследовательскую деятельность, командировки и стажировки студентов и преподавателей, обмен опытом и материалами и др. Большое практическое значение для развития образовательных обменов между правительствами России и Китая имело заключенное в 1995 году Соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях . Именно благодаря этому документу были устранены многие преграды на пути научно-образовательного сотрудничества между представителями двух стран. Признание и эквивалентность свидетельств об образовании и ученых степенях позволило многим молодым специалистам отправиться за границу на стажировки в крупнейшие фирмы. Перед студентами был открыт большой выбор высших учебных заведений, по окончанию которых они могли вернуться на родину имея на руках действительный документ. Значение документа состоит в том, что благодаря ему китайские и российские студенты получили право на поступление в высшие учебные заведения Китая и России соответственно, на стажировки и осуществление профессиональной деятельности. Важным событием для всего комплекса взаимоотношений двух стран стало заключение 16 июля 2001 года Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, в котором отмечалось, что страны будут способствовать развитию обменов и сотрудничеству в области культуры и образования . Данный документ, состоящий из 25 статей, можно считать не только базой научно-образовательного обмена, но и основой всех связей между двумя странами. В документе стоит отметить статьи 16 и 19, в которых уделяется внимание таким сферам науки, как ядерная энергетика, космическая, авиационная, сфера информационных технологий и другие. Также важная роль отводится методам защиты окружающей среды от техногенных загрязнений и других опасностей, а также экологических проблем. В договоре указана важность образовательных обменов, в частности, пункт 1 раздела 3 содержит конкретные действия и инициативы в этом направлении: оказание взаимной поддержки обучению китайскому и русскому языкам, содействие работе центров китайского языка на базе главных государственных российских и китайских университетов, создание совместных аспирантур, проведение ежегодных выставок образовательных услуг российских и китайских высших учебных заведений, сотрудничество в области дистанционного образования. Значение договора состоит в том, что на его основе в последующем были заключены другие немаловажные соглашения в научно-образовательной сфере, в том числе и План действий по реализации положений этого договора .. Существенным шагом на пути дальнейшего развития двусторонних связей в научно-образовательной сфере стало заключение Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования в 2003-2005 году. Соглашение было подписано в сентябре 2003 года в Пекине. Аналогичное соглашение было принято вновь в Пекине в ноябре 2006 году, что свидетельствует о том, что для России и Китая вопросы образовательных обменов имеют особое значение. Документы направлены на поддержку долговременных и конструктивных связей в области образования. Важно и то, что в документах закреплены правила приема, проживания, сроки и порядок финансирования обучения или работы студентов, аспирантов и преподавателей по обмену, т.е. важные практические стороны образовательных обменов, оговорены все детали проведения и организации образовательных обменов. Языковой подготовке как исключительно важной части образовательного обмена отведено отдельное внимание в подписанном в 2003 году между Правительством РФ и Правительством КНР Соглашении об изучении русского языка в КНР и китайского языка в РФ. В документе говорится о важности изучения и преподавания языков, литературы, культуры, развития образовательных обменов среди школьников, студентов и преподавателей, о необходимости совершенствования методов преподавания, обмена материалами, ресурсами и пособиями, о развитии прямых партнерских связей между образовательными учреждениями, проведении образовательных мероприятий. Соглашение регламентирует данную сферу деятельности, определяет направления, формы и приоритеты лингвистических обменов двух стран. Сегодня особое внимание как Москвы, так и Пекина направленно на такие ключевые аспекты развития гуманитарного содружества, как расширение обмена между студентами высших учебных заведений, продвижение и популяризация языка, культуры и традиций на территориях стран путём создания культурных центров, проведения различных фестивалей на ряд популярных тем, позволяющих приоткрыть завесу тайны над жизнью страны-соседа. В развитие этого направления взаимодействия 13 октября 2009 года было подписано Соглашение межу РФ и КНР о взаимном учреждении культурных центров на территории России в Москве и Китая в Пекине.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 45 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg