Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие связной речи детей 6-го года жизни в процессе пересказа литературных произведений

alex_m 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2021
Связная монологическая речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры высказывания, сочетанием нескольких элементов с общей логикой, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения, имеет мотив и замысел.
Введение

Главным условием многостороннего формирования детей является правильное развитие речи. Степень ее сформированности определяет способность ребенка к осмыслению окружающего мира, характер взаимоотношений со сверстниками и старшими, а также психическое развитие. Первичным в речевом воспитании детей является формирование связной речи. Это связано, прежде всего, с ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка. Связная речь-это высшая форма мыслительной деятельности, определяющая степень речевого и умственного развития ребенка. При подготовке ребенка к школе важную роль играет формирование монологической речи как наиболее значимого условия для полноценного усвоения знаний, совершенствование логического мышления, творческих способностей и других аспектов умственной деятельности. Пересказ текста имеет большое значение в процессе развития ребенка. Он часто используется в НОД в дошкольных учреждениях, представляя собой один из основных видов монологической речи, которой обучают детей с целью подготовки к школе. Пересказ-это осмысленное воспроизведение художественного текста в устной речи, деятельность, в которой активно участвуют все важнейшие психические процессы: мышление, память и воображение. Устное воспроизведение литературных текстов оказывает положительное влияние на формирование выразительной речи дошкольников. Дети подражают образцу речи писателя, копируют его манеру повествования. Большинство текстов для пересказа содержат образные описания, которые вызывают большой интерес у дошкольников, развивают умение описывать разнообразные явления, события и предметы, совершенствуют все стороны речи. В процессе таких НОД у детей развивается читательская активность и любознательность. Совершенствуется полноценное эстетическое восприятие текста, расширяются и углубляются знания детей, активизируется умственная деятельность, расширяется словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи. Обучение связной речи детей в русской практике имеет богатую традицию, заложенную в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н.Толстого. Основы методики развития краткой речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеневской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и возможностей обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, н. ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. гербовой, Е. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольникова, О. С. Ушакова, Л. Г. Шадрина и др. изучали методы обучения различным типам текстов на основе различных источников высказываний. Авторами определены цели и задачи, создана система учебных занятий по различным видам связных высказываний. Возникает противоречие между потребностями массовой практики в методике формирования связной монологической речи старших дошкольников и ее недостаточным развитием. Актуальность выбранной темы. Усвоение родного языка является одним из самых довольно значимых приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Связная речь имеет довольно высокое значение, как для полного развития личности, так и для общей культуры речи в целом, так как содействует нормализации общения с ровесниками, взрослыми и дальнейшему хорошему изучению, и происхождению программы в школе. Проблема исследования: каковы педагогические условия развития связной речи у детей в возрасте 6 лет в процессе пересказа литературных произведений. Цель - теоретическим путем описать и экспериментально выявить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, разработать программу развития монологической речи у детей 6-го года жизни в процессе пересказа литературных произведений. Объектом исследования служит процесс развитие связной речи у старших дошкольников. Предметом исследования является развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе пересказа литературных произведений. Гипотеза исследования: развитие связной речи у детей 6-го года жизни, будет проходить эффективно, если: использовать в непосредственной образовательной деятельности пересказ литературных произведений, отвечающих следующим требованиям: -полное и доступное содержание - малый размер текста - динамичность сюжета -разнообразие жанрового содержания Задачи исследования: - проанализировать и описать на основе психолого-педагогической литературы проблему развития связной речи старших дошкольников; - Проанализировать роль пересказа художественной литературы для развития связной речи; - Подбирать художественные произведения для развития связной речи у старших дошкольников. Методы исследований: 1. Теоретический: анализ научно-методической литературы по теме исследования 2. Эмпирические: педагогическая диагностика, беседа, изучение 3. Способ презентации: таблицы, диаграммы База исследования: МКОУ «ЦО №5» г. Ефремова Группа исследования: дети 6-го года жизни. 26 детей (14 мальчиков и 12девочек). Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7 1.1 Понятие связной речи и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста 7 1.2 Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет. 13 1.3 Роль пересказа художественной литературы в формировании связной речи у дошкольников 26 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36 2.1 Диагностика уровней развития связной речи детей 6-го года жизни 36 2.2 Содержание и методика развития связной речи детей 6-го года жизни 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Список литературы

1. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст] / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т. – М., 1983. – 27-43 с. 2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с. 3. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: сб. науч. ст. / отв. ред. А. М. Шахнарович. – М., 1993. – С. 4-16. 4. Бабаева В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб.: Акцидент, 2007. - 225с. 5. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. — М., 2007. – 256 с. 6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2004. – 255 с. 7. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей. / В. К. Воробьева. - М.: АСТ, 2006. – 249 с. 8. Выготский Л. С. Собрание сочинений. / Л. С. Выготский. - том 4. – М., 1982. – 692 с. 9. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. 10. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в детском саду. / В. В. Гербова.- М.: Просвещение, 2013. – 164 с. 11. Глухов В. П., Ю. Наши дети учатся рассказывать. / В. П. Глухов, Ю. А. Труханова. - М., 2002. – 220 с. 12. Голубев П. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста. / П. П. Голубев.— М., 2010. – 119 с. 13. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет [Текст] : конспекты фронт. занятий по развитию связ. речи в ст. логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : Гном и Д, 2009. – 160 с. 14. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду [Текст] : этнопедагогич. подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. – М. : Сфера, 2005. – 141 с. 15. Дементьева A. M. Обучение пересказу в средней группе детского сада. / А. М. Дементьева. - М., 2000. – 101 с. 16. Детство [Текст] : пример. образоват. программа дошкол. образования / О. В. Акулова [и др.]; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 344 с.. 17. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Книга для Педагога. / Л. Н. Ефименкова. - М: Просвещение, 2005. – 117 с. 18. Запорожец, А. В. Психология [Текст] : учеб. для пед. училищ / А. В. Запорожец. – М. : Просвещение, 1965. – 240 с. 19. Засорина, Л. Н. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования [Текст] / Л. Н. Засорина, Е. Н. Плюснина // Начальная школа. – 1999. – № 1. – С. 74-79. 20. Карманова, Е. Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. Ю. Карманова // Наука и современность. – 2011. – № 11. – 267-172 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21105527 (дата обращения: 15.03.2020). 21. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. - М.: Педагогика, 2002. - 400 с. 22. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст]: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М. : Сфера, 2004. – 112 с. 23. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2005. – 416 с. 24. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы». Старшая группа [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; авт.-сост. В. Н. Мезенцева, О. П. Власенко. – Волгоград : Учитель, 2011. – 95 с. 25. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ; авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2011. – 399 с. 26. Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] : некоторые методы и приемы: метод. пособие для логопедов и воспитателей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Гном и Д, 2001.– 48 с. 27. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 2004.-398с. 28. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2000. – 232 с. 29. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников. / Р. И Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб., 2006. – 307 с. 35.Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого 30. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников [Электронный ресурс] / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – 1988-1992. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23268923 (дата обращения: 21.10.20). 31. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. – М., 1974. – С. 312-31. 32. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Наука, 2009. - 288 с. 33. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А. М. Леушина // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им А. И. Герцена. – Л., 1941. – Т. 35: Развитие связной речи у дошкольников. – С. 54-63. 34. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1972. – 100 с. 35. Лямина, Г. М. Формирование речевой деятельности [Текст]: сред. дошкол. возраст / Г. М. Лямина // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 9. – С. 49-55. 36. Лямина, Г. М. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С. 105-112. М.: Академия, 1999. - 158с. 37. Миронова, H. Как учить дошкольников связной монологической речи [Текст] / H. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 9. – С. 111-116. 38. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст]: метод. рекомендации по проектированию вариатив. дизайн-проектов развивающей предмет. среды в дет. садах / С. Л. Новоселова. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с. 39. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115. 40. Основы дошкольной педагогики [Текст]: монография / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980. – 272 с. 41. От рождения до школы [Текст]: пример. общеобразоват. программа дошкол. образования / Н. Е. Веракса [и др.]: под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 352 с. 42. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. Б. Полянская, – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 64 с. 43. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. – М.: Педагогика, 1995. – 200 с. 44. Рождественская В. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В. И. Рождественская, Е. И. Радина. - М.: Просвещение, 2002.- 432 с. 45. Российская Федерация. Министерств образования и науки. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 23 нояб. 2009 г. № 655. – URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-23112009-n-655/ (дата обращения: 11.03.2020). 46. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. для вузов / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2016. – 712 с. 47. Сидорчук, Т. А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине [Текст]: пособие для педагогов дет. дошкол. учреждений / Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова ; Ульянов. гос. техн. ун-т. – Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 1997. – 73 с. 48. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст]: метод. рекомендации / отв. ред. Н. А. Ветлугина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1972 . – 372 с. 49. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И. Соловьева.- М.: Просвещение, 1986. – 360 с. 50. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2005. – 80 с. 51. Сохин, Ф. Примерное планирование занятий по развитию речи [Текст] / Ф. Сохин, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 1-7. 52. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2009. - 225 с. 53. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов / Н. А. Стародубова. – М.: Академия, 2006. – 256 с. 54. Татищева О. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. / О. А. Татищева. - М.: Просвещение, 2009. - 104 с. 55. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов: пособие для самостоят. работы / В. И. Яшина [и др.]. – М. : Академия, 2009. – 192 с. 56. Тихеева. Е. И. Развитие речи детей. / Е. И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2005. - 315 с. 57. Усова А. П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1981.- 400 с. 58. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с. 59. Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников [Текст]: теоретич. основы: основ. задачи: развитие речи в возраст. группах: для работников ДОУ, студентов вузов и колледжей / О. С. Ушакова. – М.: Сфера, 2009. – 56 с. 60. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду [Текст]: ст. и подгот. к шк. группы / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1984. – № 11. – С. 8-12. 61. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. – М. : Сфера, 2008. – 240 с. 62. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. - М.: Просвещение, 2004. - 323 с. 63. Флерина, Е. А. Развитие речи [Текст] / Е. А. Флерина // Дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Флериной. – М., 1946. – С. 210-219. 64. Шадрин, Л. Г. Развиваем связную речь [Текст]: метод. рекомендации / Л. Г. Шадрина, Е. П. Фомина. – М. : Сфера, 2012. – 128 с. 65. Шорохова, О. А. Играем в сказку [Текст]: сказкотерапия и занятия по развитию связ. речи дошкольников / О. А. Шорохова. – М. : Сфера, 2006. – 207 с. 66. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Академия, 2005. – 384 с. 67. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] / Д. Б. Эльконин; под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. – М. : ИНТОР, 1998. – 112 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие связной речи и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста Речь-это вид коммуникативной деятельности человека, который использует средства языка для общения с другими людьми. Связная речь имеет большое значение в развитии дошкольников, так как предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка. Овладение языковыми законами и нормами, то есть овладение грамматическими системами и их практическими применениями, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умением полно, связно, последовательно и ясно передавать окружающим содержание изучаемого текста или самостоятельно создавать связный рассказ. Под связной речью понимается развернутое изложение конкретного содержания, то есть логически, последовательно и точно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека А. М. Бородич считает, что связная речь-это смысловое развернутое высказывание (ряд логически объединенных предложений), обеспечивающее общение и понимание людей [6, с. 255]. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи есть связность мыслей. Связная речь отражает логику мышления ребенка, его способность осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития [9, с.1008]. По мнению Т. А. Ладыженской, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составляющие языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой единое целое, организованное по законам логики и грамматического строя данного языка [28, с. 232].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg