Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Исследование процессов активизации международной образовательной миграции.

one_butterfly 2460 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2021
Цель исследования: Исследование процессов образовательной миграции и разработка предложений по ее активизации. Объект исследования: Процессы международной образовательной миграции Предмет исследования: Образовательная миграция. Факторы, влияющие на выбор студента страны обучения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Дать определение и обосновать теоретические подходы к классификации образовательной миграции. 2. Выявить тенденции образовательной миграции из зарубежных стран в Россию, в том числе, динамику миграции, географию происхождения студентов, их этническую и социальную структуру; 3. Определить проблемы образовательной миграции 4. Разработать предложения по активизации процессов образовательной миграции Теоретико – методологическая основа исследования: О высокой актуальности проблем образовательной миграции для современного общества, ее влиянии на социально-экономические процессы в различных странах свидетельствует и анализ научных работ, посвященных этим вопросам. В отечественной социологической литературе изучению ее различных аспектов посвящено значительное число публикаций. Так, Л. А. Кононов, Г. А. Ключарев, В. И. Мукомель и др. рассматривают важные вопросы современной миграционной политики. Актуальным тенденциям в развитии современной международной миграции с участием России посвящены работы Е. Н. Алексеевой, А. А. Вартанян, Е. А. Громовой и Г. Н. Бояркина, М. И. Масленникова, Е. В. Фурсы и Т. М. Роговой. На проблемах образовательной миграции в Российской Федерации также сосредоточивают внимание В.Ю.Леденёва, В.А.Волох и С. А. Гришаева, а также другие авторы. Важные аспекты образовательной миграции, непосредственно связанные с обучением студентов в вузах России, исследуются в работах А. Л. Арефьева и Ф. Э. Шереги, Н. Д. Трегубовой и В. С. Старикова. В частности, публикация Н. Д. Трегубовой и В. С. Старикова посвящена анализу конфликтного потенциала в академической среде, разработке моделей механизмов адаптации международных студентов. Методы исследования: Основным методом, используемым в работе, является анализ данных государственной статистики. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Введение

Происходящие в мире глобализационные процессы, в рамках которых одно из лидирующих мест занимает миграция, ведут не только к совершенствованию развития экономики, социальной, научной сфер деятельности, но и к образовательному, профессиональному и культурному развитию людей. Обмен информацией происходит не только через электронные средства связи, но и путем приобретения личных впечатлений, обмена опытом, взаимного культурного и интеллектуального обогащения. Современная Россия не остается в стороне от этих процессов. 31 октября 2018 г. президентом РФ был подписан Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». Значительное место в ней уделено регулированию образовательной миграции: «24. Основными направлениями миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников являются: а) повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях; б) обеспечение открытости Российской Федерации для обучающихся, научных и педагогических работников, в т. ч. создание для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на ее территории; в) расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан; г) совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи для поступления в российские образовательные организации в пределах выделяемых квот». [1] Эффективная реализация данной политики приведёт к усилению потока миграции иностранных граждан в Россию с целью получения образования, тем самым ставит остро проблему адаптации международных студентов. При этом существует противоречие между обучением международных граждан, которое сопряжено многими социально-экономическими и социокультурными проблемами (языковые трудности, препятствия в контактах с русскими студентами и местным населением, нежелание интегрироваться, культурные традиции и региональные особенности, необходимость проживать в иных бытовых условиях, тяжелая адаптация и т.д.), с одной стороны, и, необходимостью к созданию условий для активизации образовательной миграции, с другой стороны. Проблема исследования: Существует ряд культурно-национальных и цивилизационных между странами различий, затрудняющих процессы интеграции международных студентов в принимающую культурную среду и усложняющий процесс адаптации.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1 Теоретические основы образовательной миграции…………………..7 1.1 Понятие и необходимость образовательной миграции…………….7 1.2 История развития образовательной миграции в СССР и России…13 Глава 2 Тенденции активизации процессов образовательной миграции в России…………………………………………………………………………...20 2.1 Структура и направления образовательной миграции……………20 2.2 Национальная политика развития международной миграции в России……………………………………………………………………………32 2.3 Проблемы образовательной миграции……………………………...41 Глава 3 Активизация процессов международной образовательной Миграции……………………………………………………………………….54 3.1 Предложения по активизации образовательной миграции………..54 3.2 Перспективы образовательной миграции…………………………..59 Заключение………………………………………………………………………66 Список литературы……………………………………………………………...71 Приложения……………………………………………………………………...80
Список литературы

1. Алексеева, Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций / Е.Н. Алексеева. – Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. – 2012. – № 4. – С. 113-136. 2. Анализ эффективности инструментов и методов привлечения иностранных студентов на образовательные программы ВУЗа / Д.Г. Арсеньев, М.В. Врублевская, Е.А. Беляевская, В.A. Денисова. – Текст: непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. – 2016. – № 6 (106). – С. 44-53. 3. Арефьев, А.Л. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов / А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги; Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Центр социологических исследований, 2014. – 227 с. – URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2014/full.pdf (дата обращения: 09.12.2020). – Текст: электронный. 4. Вартанян, А.А. Международная образовательная миграция: региональный аспект / А.А. Вартанян. – Текст: непосредственный // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – Т. 60, № 2. – С. 113-121. 5. Волох, В.А. Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы / В.А. Волох, С.А. Гришаева. – Текст: непосредственный // Социальная политика и социология. – 2017. – Т. 1, № 1. – С. 80-87. 6. Государственные программы образовательной мобильности в разных странах: Доклад Центра трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО / Н. Овчинникова, М. Зоткина, А. Гетманская; Центр трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО. – Москва, 2019. – 108 с. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный. 7. Гришаева, С.А. Миграционный потенциал иностранных студентов / С.А. Гришаева. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы управления – 2016. Материалы 21-й Международной научно-практической конференции / Редколлегия: А.Г. Поршнев [и др.]. – М.: ГУУ, 2016. – Вып. 3. – С. 220. 8. Гришаева, С.А. Проблема толерантности в отношениях между мигрантами и принимающим сообществом / С.А. Гришаева. – Текст: непосредственный // Материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции "Государство, власть, управление и право: история и современность", 8 декабря 2016 г. / Редколлегия: Г.Р. Латфуллин [и др.]. – М.: Гос. ун-т управления, 2016. – 233 с. – С. 51. 9. Громова, Е.А. Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России / Е.А. Громова, Г.Н. Бояркин. – Текст: непосредственный // Креативная экономика. – 2011. – № 7. – С. 105-113. 10. Громова, Е.А. Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России / Е.А. Громова, Г.Н. Бояркин. – Текст: непосредственный // Креативная экономика. – 2011. – № 7(55). – C. 105-113. 11. Груздева, О.В. Адаптация иностранных студентов в системе вузовского образования / О.В. Груздева, Н.А. Старосветская. – Текст: непосредственный // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. – 2016. – № 1 (35). – С. 133-142. 12. Груздева, О.В. К проблеме обеспечения успешной социальной и образовательной адаптации детей в поликультурной образовательной среде / О.В. Груздева. – Текст: непосредственный // Сибирский Вестник специального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – № 1 (14). – С. 25-28. 13. Доманецкая, Л.В. Особенности отношения иностранных студентов, обучающихся в российском вузе, к браку и семейной жизни / Л.В. Доманецкая, А.Н. Момунова. – Текст: непосредственный // Сибирский Вестник специального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – № 1 (14). – С. 30-32. 14. Дрожжина, Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии / Д.С. Дрожжина. – Текст: непосредственный // Эмпирические исследования. Universitas. – 2013. – Т. 1, № 3. – С. 33-47. 15. Иванова, М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.05 / М.А. Иванова. – Санкт-Петербург, 2001. – 353 с. – Текст: непосредственный. 16. Ключарев, Г.А. Миграционная политика в контексте образования / Г.А. Ключарев, В.И. Мукомель. – Текст: непосредственный // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах: монография / Агапова О. В. [и др.]; отв. ред.: Г. А. Ключарев; Российская акад. наук, Ин-т социологии. – М.: Ин-т социологии РАН, 2008. – 400 с. – С. 300-323. 17. Ковалев, А.С. Миграционные процессы в истории российского общества / А.С. Ковалев. – Текст: непосредственный // Сибирский Вестник специального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – № 1 (14). – С. 44-48. 18. Ковалевский, В.А. Стратегическое управление региональным педагогическим университетом в условиях глобальных и локальных рисков / В.А. Ковалевский, В.И. Кирко. – Текст: непосредственный // Современное образование. – 2015. – № 2. – С. 45-69. 19. Кононов, Л.А. Миграционная политика России: проблемы и пути их решения / Л.А. Кононов. – Текст: непосредственный // Аналитические обзоры Института научных исследований и информации РАГС при Президенте РФ: периодическое издание (открытая серия). – М.: Изд-во РАГС, 2010. – № 4(14). – 34 с. 20. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Президент России: официальный сайт. – Москва, 2021. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58986 (дата обращения: 12.11.2020). – Текст: электронный. 21. Кузнецова, А.Р. Образование как ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны / А.Р. Кузнецова, В.А. Ягафарова. – Текст: непосредственный // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 1. – С. 31-33. 22. Кузнецова, А.Р. Основные социально-экономические индикаторы развития системы образования в России и мире / А.Р. Кузнецова, Э.М. Кадыров, В.А. Ягафарова. – Текст: непосредственный // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 3. – С. 18-21. 23. Леденева, В.Ю. Международная образовательная миграция в России: потенциал и перспективы / В.Ю. Леденева. – Текст: непосредственный // Социология образования. – 2014. – № 3. – С. 68-78. 24. Масленников, М.И. Современные тренды в международной образовательной миграции рабочей силы / М.И. Масленников. – Текст: непосредственный // Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ. Т. 2: Демографический потенциал регионов России и СНГ: динамика роста и инерционность изменений / Отв. ред. А.И. Татаркин, А.И. Кузьмин. – Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2016. – 438 с. – С. 376-380. 25. Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции : сборник научных статей / Федеральная миграционная служба; под общ. ред. К. О. Ромодановского, М. Л. Тюркина. – М.: ФМС России, 2009. – 320 с. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный. 26. Москвич, Ю.Н. Новая роль университетов в развитии регионов и новых отраслей / Ю.Н. Москвич. – Текст: непосредственный // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2013. – № 1 (23). – С. 20-23. 27. Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образованиях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 16 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. – М.: Центр социологических исследований, 2019. – 208 с. – ISBN 978-5-9500528-7-3. – Текст: непосредственный. 28. Осадчая, Г.И. Миграционные процессы в контексте формирования единого рынка труда Евразийского экономического союза / Г.И. Осадчая. – Текст: непосредственный // Социальная политика и социология. – 2015. – Т. 14, № 3-1 (109). – С. 62-67. 29. «От волги до Енисея…»: образовательная миграция молодежи в России / Н. К. Габдрахманов, Н.Ю. Никифорова, О.В. Лешуков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 48 с. – 200 экз. – (Серия: Современная аналитика образования. № 5 (26)). – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный. 30. Письменная, Е.Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию: вопросы теории и методики исследования: автореферат дис. ... доктора социологических наук: 22.00.03 / Е.Е. Письменная; [Место защиты: Ин-т соц.-полит. исслед. РАН]. – Москва, 2009. – 64 с. – Текст: непосредственный. 31. Письменная, Е.Е. Социальные эффекты и политика в сфере привлечения иностранных студентов в Российскую Федерацию / Е.Е. Письменная. – М.: Экономическое образование, 2009. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный. 32. Письменная, Е.Е. Тенденции учебной иммиграции в Россию: современные тенденции / Е.Е. Письменная. – М.: Экономическое образование, 2008. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный. 33. Проект «Формирование системы привлечения иностранных студентов как фактор повышения международной репутации» // Казанский федеральный университет: официальный сайт. – Казань, 2021. – URL: http://kpfu.ru/international/proekty-i-granty/formirovanie-sistemyprivlecheniya-inostrannyh/o-proekte (дата обращения: 00.00.0000). – Текст: электронный. 34. Проект 5–100: проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров: официальный сайт. – Москва: Министерство науки и высшего образования РФ, 2020. – URL: http://5top100.ru/ (дата обращения: 09.11.2020). – Текст: электронный. 35. Рыжиков, Д.Л. Миграция как форма социальной мобильности в глобальной социальной структуре / Д.Л. Рыжиков. – Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 5 (133). – С. 135-140. 36. Рязанцев, С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование / С.В. Рязанцев; Российская акад. наук, Ин-т социально-политических исслед. – М.: Формула права, 2007. – 572 с. – ISBN 978-5-8467-0049-9. – Текст: непосредственный. 37. Савзиханова, С.Э. Формирование спроса на рынке образовательных услуг с учетом демографической ситуации, миграционной политики и несбалансированности рынка труда / С.Э. Савзиханова. – Текст: непосредственный // Креативная экономика. – 2011. – № 10 (58). – С. 61-67. 38. Самофалова, Е.И. Образовательная миграция: проблемное поле и основные характеристики / Е.И. Самофалова. – Текст: электронный // Научная сеть SciPeople. – 2010. – URL: http://scipeople.ru/publication/69692/ (дата обращения: 20.11.2020). 39. Самофалова, Е.И. Особенности изучения образовательной миграции в работах зарубежных авторов / Е.И. Самофалова. – Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2015. – № 1(29). – С. 104-119. 40. Создание службы психологической поддержки в вузе: методическое пособие / И.В. Дударев, Н.В. Дроботя, Е.В. Чаплыгина, В.П. Терентьев [и др.]; М-во здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Ростовский гос. мед. ун-т". – Ростов-на-Дону: ГБОУ ВПО РостГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. – 79 с. – ISBN 978-5-7453-0377-7 – Текст: непосредственный. 41. Старосветская, Н.А. Новое качество профессиональной подготовки специалистов по социальной психологии для работы с мигрантами (опыт реализации международного проекта Темпус) / Н.А. Старосветская, О.В. Груздева. – Текст: непосредственный // Сибирский Вестник специального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – № 1 (14). – С. 93-96. 42. Титова, О.И. Психологическое сопровождение иностранных студентов и его роль в обеспечении качества образования в поликультурной среде / О.И. Титова. – Текст: непосредственный // Сибирский Вестник специального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – № 1 (14). – С. 98-103. 43. Трегубова, Н.Д. Образовательная миграция и этносоциальные конфликты в вузах России, Украины и США / Н.Д. Трегубова, В С. Стариков. – Текст: непосредственный // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2017. – № 1. – С. 121-139. 44. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / Под ред. К.А. Гаврилова, Е.Б. Яценко. – М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012. – 209 с. – ISBN 978-5-9903800-1-1. – Текст: непосредственный. 45. Федеральная миграционная служба Российской Федерации: официальный сайт. – Москва, 2021. – URL: http://fms.gov.ru/ (дата обращения: 10.10.2020). – Текст: электронный. 46. Филиппов, В.М. Управление процессами интернационализации в высшем образовании. Опыт Университета дружбы народов / В.М. Филиппов, В.М. Краснова. – Текст: непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. – 2010. – № 3. – С. 12-15. 47. Фурса, Е.В. Международная учебная миграция: тенденции и особенности современного развития / Е.В. Фурса, Т.М. Рогова. – Текст: непосредственный // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). – 2012. – Т. 3, № 3. – С. 42-51. 48. Чиркова, Т.И. Психологическая служба вуза: иллюзия или стратегическая возможность решения проблем профессиональной подготовки студентов? / Т.И. Чиркова. – Текст: непосредственный // Проблемы современного образования. – 2011. – № 1. – С. 82-93. 49. Шпет, Е.Н. Учебная миграция как перспективный подход в образовательной практике вузов / Е.Н. Шпет. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сб. науч. трудов конф. (3–6 апреля 2013). – Томск: ТПУ, 2013. – С. 88-89. 50. Шпет, Е.Н. Учебная миграция как форма организации образовательного процесса / Е.Н. Шпет. – Текст: непосредственный // Исследовательская работа как фактор становления эффективного образовательного процесса в современном вузе: сб. тр. участников VII Междунар. науч.-практ. конф. (24–25 апреля 2013 г.). – Томск, 2013. – С. 65-68. 51. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник / Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент международного сотрудничества в образовании и науке, Федеральное агентство по образованию, Управление международного образования и сотрудничества, Центр социологических исследований; авторы-составители: А.Л. Арефьев, А.Ф. Шереги. – М.: Центр социального прогнозирования, 2019. – Вып. 16. – 254 с. – ISBN 978-5-98201-019-3. – Текст: непосредственный. 52. Яковлева, С.М. Рекрутинг международных студентов как элемент интернационализации российских вузов / С.М. Яковлева. – Текст: непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. – 2016. – № 6 (106). – С. 64-70. 53. Study in Russia: официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов. – Москва: ФГАНУ «Социоцентр», 2015–2021. – URL: http://studyinrussia.ru (дата обращения: 09.10.2020). – Текст: электронный.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы образовательной миграции 1.1 Понятие и необходимость образовательной миграции Термин «миграция» происходит от латинского «migration», что означает перемещение. Миграция представляет собой столь же древнее явление, как и сам человек. Считается, что одно из первых научных определений миграции дал в работах 1885-1889 гг. английский ученый Е. Равенштейн. Он просто подошел к определению миграции, рассматривая ее достаточно широко как постоянное и временное изменение местожительства человека. [12] В настоящее время в демографии и социологии сложились два подхода к определению миграции, которые отличаются широтой охвата этого явления. В узком значении миграция представляет собой «законченный вид территориального перемещения, переселение человека на постоянное место жительства». При этом переселение должно отвечать двум условиям: во-первых, оно должно происходить между разными населенными пунктами, во-вторых, перемещения обязательно должны сопровождаться сменой постоянного места жительства (как правило, на срок более 1 года). В российской практике учета миграции традиционно использовался и преобладает до настоящего времени именно узкий подход к определению миграции. Главным недостатком данного подхода является то, что разнообразные формы миграции, не связанные с изменением постоянного места жительства (например, учебная, вахтовая, сезонная, маятниковая миграция) не находят отражения в государственной статистике и практике регулирования миграции. В широком значении под миграцией понимаются «территориальные перемещения, совершающиеся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц; независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности». Данное определение принадлежит проф. Рыбаковскому Л.Л. Таким образом, согласно этому подходу к миграции можно отнести учебные, маятниковые, сезонные, эпизодические, трудовые и прочие формы временной миграции. Миграция представляет собой массовое явление, которое складывается из нескольких миграционных потоков. Миграционный поток—это совокупное число мигрантов, имеющих общие территории прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени, один из показателей направления миграции. Данный подход основательно закрепляется в науке и практике регулирования миграции. [24] Миграция представляет собой сложное явление, отличающееся значительным разнообразием. Она является одним из наиболее адекватных индикаторов социально-экономического развития общества. Миграционные потоки ориентированы из менее развитых мест в регионы и страны с большим уровнем зарплаты и лучшими социально-экономическими условиями. Миграция представляет собой реально состоявшийся и, как правило, статистики фиксируемый факт перемещения по территории и/или переселения людей. При этом достаточно часто в литературе используется термин «миграционная мобильность», под которым понимается способность (склонность) населения к перемещению и/или переселению. [32] Миграционная мобильность, может реализоваться или не реализоваться в силу разных причин. Реализованные миграционные установки характеризуют миграционную активность населения того или иного региона, или страны. Определить миграционную мобильность можно только путем социологических опросов населения на предмет его готовности к переезду. Как показывает опыт исследований миграционная, мобильность на порядок выше, чем сама миграционная активность, поскольку не все люди имеют реальные возможности реализовать свое желание к переезду (переселению) на новое место жительства или работы. Молодые люди, являются более мобильными в миграционном отношении, чем люди старшего возраста. Повышенная мобильность молодежи, обуславливает ее активное участие в миграционных потоках, прежде всего в трудовой и учебной миграции. [32] Выделение образовательной миграции в числе прочих миграционных потоков возможно на основе такого признака, как цель миграции. Обычно по целям миграционные потоки подразделяются на два типа: экономические и социальные. Образовательная миграция обусловлена удовлетворением потребности в получении образования и повышении уровня квалификации. Международная образовательная миграция представляет собой перемещения людей между странами с целью получения образования- различного уровня и на различные сроки. К ней относятся перемещения школьников, студентов средних специальных и высших учебных заведений, аспирантов, докторантов, стажеров, профессионалов, повышающих свою квалификацию в различных структурах и компаниях. В условиях усиления миграционных потоков в мировом масштабе, образовательных мигрантов можно считать самой желательной категорией, поскольку, как правило, это молодые и инициативные люди, которые отличаются открытостью и готовностью воспринимать новые знания и технологии, получающие национальное образование и квалификацию приспособленные к местному рынку труда, адаптированные к языковой и культурной среде. В большинстве стран мира для развития национальной экономики власти осознали значимость образовательной миграции как средства формирования человеческого капитала. Огромное значение для социального развития нашей страны имеет образовательная миграция. Социологическая научная литература представляет под социальными последствиями эффекты, которые имеют влияние на различные сферы жизнедеятельности общества, такие как направления в экономике, политике, демографии, социального развития страны. Социальный эффект. Прежде всего, международная миграция играет важную роль в распространении инновационного потенциала, как образование, здравоохранение, связь, IT-технологии и пр. При этом иностранные выпускники вузов могут рассматриваться как ценный потенциальный ресурс пополнения человеческого капитала для нужд экономики, поскольку на учебу за рубеж едут, как правило, лучшие и наиболее мотивированные молодые люди. В глазах работодателей дополнительную привлекательность им придает и то обстоятельство, что, в отличие от многих вновь принимаемых мигрантов, иностранные студенты к моменту завершения учебы уже владеют языком страны приема, знакомы с ее законами и обычаями, а также правилами и условиями работы. Поэтому иностранные выпускники приглашаются на работу в местные организации. Политический эффект. Поддержка обучения молодых людей принимающими странами представляет собой наиболее эффективный путь влияния на формирование будущей политической и экономической элиты в посылающих странах. Обучение иностранных студентов в данном случае можно рассматривать как инвестиции, обладающие мультипликативным эффектом в среднесрочной перспективе. Через обучавшихся в вузах студентов принимающие страны гораздо эффективнее устанавливают связи с посылающими государствами. Активную и достаточно эффективную политику по подготовке кадров для развивающихся и социалистических стран проводил Советский Союз. Она была ориентирована на страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые декларировали «строительство социализма». Например, в 1961 г. в вузах СССР учились 300 студентов из западноафриканских стран. Советское руководство надеялось, что студенты станут не только высококвалифицированными специалистами, но и друзьями Советского Союза [1]. Экономический эффект. Национальная система образования получает прямые денежные доходы от оплаты обучения иностранными студентами. Прием иностранных студентов стал заметным источником внешних поступлений финансовых средств во многих экономически развитых странах. Расходы на питание, досуг, плата за проживание, транспорт иностранных студентов в России могут составлять в год. Расходы сильно зависят от типа города. Наиболее дорогим для студентов является Москва, в которой приходится тратить на питание, проезд, услуги связи, книги, канцелярские товары гораздо больше, чем в провинции. Демографический эффект. Иностранные студенты, которые остаются после окончания вузов в принимающей стране — это также демографический потенциал. Иностранные выпускники российских вузов, получившие образование, владеющие языком, понимающие местную культуру, адаптированные к национальному рынку труда, могут рассматриваться как наиболее желательная категория мигрантов, которые могут быть хорошими работниками и законопослушными гражданами. В настоящее время большинство развитых стран сталкивается с проблемами недостатка высококвалифицированных трудовых ресурсов, а некоторые — с серьезными демографическими проблемами. Так, например, Россия с начала 1990-х гг. столкнулась с проблемой сокращения численности населения, а в скорой перспективе начнет сокращаться и численность трудовых ресурсов. Кроме того, население России продолжает стареть, увеличиваются затраты на пенсионную систему. Образовательная миграция может быть одним из ресурсов, который в состоянии отчасти замедлить эти негативные процессы. [1] В настоящее время правительства многих принимающих стран мира фокусируют свои миграционные политики в направлении привлечения образовательных мигрантов, которые могут рассматриваться как значительный капитал. Резервы российской системы образования не исчерпаны, тем более что вузы нуждаются в средствах и абитуриентах. Многие вузы самостоятельно пытаются выходить на правительства зарубежных стран с предложениями обучать иностранных студентов в России. Обучение за границей стало одним из ключевых факторов успешности для молодых людей во всем мире, и международная мобильность студентов с каждым годом набирает свою популярность. Зарубежное образование предоставляет возможность приобрести глобально конкурентоспособные навыки (решение комплексных проблем, критическое мышление, креативность, коммуникабельность и многие другие) и знания, получить опыт межкультурного общения, усилить свои языковые компетенции и является одним из преимуществ при трудоустройстве. Студенческая мобильность отражается не только на ее непосредственных участниках, но также и влияет на страну, в которой она реализуется. Эффект от нее можно рассматривать с двух позиций: для стран-импортеров, которые привлекают иностранных студентов, и для стран-экспортеров, которые являются донорами талантов. Для стран-импортеров студенческая мобильность является важным источником доходов и влияет на экономическое и инновационное развитие. Иностранные студенты платят высокие регистрационные сборы, оплачивают расходы на проживание и питание. Студенческая мобильность имеет долгосрочный экономический и социальный эффекты, которые можно оценить спустя только 5-7 лет от начала ее активной реализации. Наиболее высококвалифицированные и талантливые выпускники интегрируются во внутренние рынки труда, что способствует созданию новых знаний, развитию инновационной деятельности и повышению экономических показателей внутри страны. Привлечение иностранных студентов для обучения является одним из способов формирования кадрового резерва страны, который позволяет компенсировать недостаток квалифицированных кадров, поддержать развитие инновационных и производственных систем, а также нивелировать экономические последствия в связи с глобальным старением населения и естественной убылью населения. Однако существует ряд негативных факторов, которые отражаются на жителях страны-импортера. Привлечение зарубежных студентов ведет к вытеснению граждан страны или повышению конкурса на место в университете за счет заинтересованности в иностранных студентах, которые платят за обучение по повышенному тарифу. Для стран-экспортеров студенческая мобильность может быть расценена как потеря талантов и «утечка мозгов». Однако в случае, если студенты после обучения возвращаются на родину, такая мобильность может классифицироваться как наиболее эффективная для страны. По возвращении молодые люди привозят актуальные знания, способные модернизировать экономику страны и усилить ее конкурентоспособность на мировом рынке. [6] Также международная мобильность граждан для получения образования позволяет им интегрироваться в мировое сообщество профессионалов, что способствует дальнейшему формированию межнациональных исследовательских групп и партнерств. Впоследствии студенты становятся частью международной сети сотрудничества, что отражается на их дальнейшем развитии и роли в экономическом становлении страны. 1.2 История развития образовательной миграции в СССР и России История образовательной миграции в Россию берёт начало с появлением первых российских университетов. Развитие образовательной миграции в нашей стране можно разделить на четыре основных этапа: Первым этапом является период времени с 1840-х до 1920-х годов – дореволюционный. В российских университетах стали появляться студенты из других стран. Постепенно возникла необходимость в формировании государственной политике для привлечения иностранных студентов в Россию. [31] На заседании Совета при министре народного образования Российской Империи в 1865 году было принято решение утвердить обучение иностранных граждан в университетах России. Впоследствии Московский и Санкт-Петербургский, а также другие гражданские и духовные образовательные учреждения приняли на обучение студентов из Болгарии, Албании, Сербии, Боснии, Герцеговины и других стран. Правительство Российской Империи установило для них специальные государственные стипендии и освободило от оплаты за «слушание». Однако всеобъемлющего распространения обучения не произошло. Граждане дореволюционной России предпочитали обучаться за границей и особым спросом были технические специальности. Вторым этапом является период времени с 1920-х годов до середины 1940-х годов – ранний советский период. В этой стадии развития СССР совершенно отсутствовала политика привлечения иностранных студентов. Однако небольшое количество образовательных мигрантов проходило обучение в университетах страны. Высшее образование в СССР они могли получить бесплатно, и эта возможность была закреплена юридически Декретом правительства «О студентах - иностранцах высших технических учебных заведений» от 8 июля 1921 года. Вместе со студентами СССР они также имели право на стипендию и места в общежитиях. В советских вузах и техникумах за период 1921 – 1945 г. Получили образование несколько тысяч иностранных студентов из разных стран, таких как Монголия, Турция, Китай и др. Накануне второй мировой войны обучение в советских образовательных учреждениях постепенно пошла на убыль. Подозрительность и закрытость советского общества к иностранным гражданам повлияло на ситуацию в целом. Однако исключением имели партийные, профсоюзные и комсомольские школы, в которых проходили обучение посланцы коммунистических организаций. Третьим этапом является период времени с середины 1940 – х до начала 1999 –х годов. После завершения второй мировой войны серьёзные изменения произошли в геополитической ситуации в мире. Встала необходимость о внесении во внешнюю политику корректив в сферу образования. Сформировалась государственная политика по отношению образовательных мигрантов из других стран. Привлечение заграничных студентов и аспирантов стало важным направлением геополитического влияния СССР в мире. Главным образом расширилась география государств, которым была оказана помощь в образовании граждан в советских университетах. В основном это страны Восточной Европы, Африки и Азии, которые были союзниками СССР. Увеличилась численность учебных мигрантов из стран, таких как Болгария, Венгрия, Югославия, Польша, Румыния, Чехословакия, Монголия и др. В советских вузах для иностранных студентов и аспирантов предоставлялась стипендия и проживание в общежитии за счёт принимающей стороны. Обеспечивались подготовительные факультеты для изучения русского языка. Все вопросы, связанные с обучением иностранных граждан, закреплялся международным двухсторонним договором между странами. Система долгосрочных договоров и соглашений предоставила возможность значительно повысить количество иностранных студентов, проходивших обучение в советских вузах. Уже в 1949 году заметен рост образовательной миграции из стран Восточной Европы. В результате в середине 1950-х годах в нашей стране значительно увеличились образовательные миграционные потоки. В вузах СССР с 1951года началась подготовка к обучению граждан из Германской Демократической Республики. Однако уже в 1953 году численность студентов и аспирантов из ГДР достигает 528 человек в вузах Москвы и Ленинграда. В этом же году прибыл первый поток из Вьетнама. В конце 1954 года в советских вузах проходили обучение 12,8 тыс. иностранных граждан, в том числе 1,2 тыс. аспирантов. [31] Особое место в истории занимает сотрудничество с Китайской Народной Республикой. Первые студенты были приняты в 1948году. Между Китаем и СССР было подписано соглашение о подготовки кадров в области народного хозяйства. В этом соглашении обозначались условия для обучения граждан КНР в вузах. В течение периода 1948г. – 1966г. в СССР прошли обучение около 25 тыс. студентов. В основном эти специальности, связанные с инженерно – техническим профилем. С 1966г. сотрудничество между странами приостановилось, но впоследствии начиная с 1983 года отношения возобновились. Московские и Ленинградские вузы открыли свои двери после почти 20-летнего перерыва. Во второй половине 1950 годов развитие национальных систем образования в Социалистических странах стало удовлетворять свои потребности в подготовке кадров, что привело к снижению количества граждан, приезжавших на обучение в советские вузы. Например, такие страны как Монголия, ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия и т.д. В середине 1950 – х годов в Африке, Азии и Латинской Америке началось национально-освободительное и антиколониальное движение. Государственная политика СССР стала активно поддерживать систему привлечения иностранных студентов в советские вузы. Образовательная миграция из этих стран усилила свои потоки. К началу 1960г. в вузах страны уже обучалось тысячи студентов из разных стран Африки, Азии и Латинской Америки. Перед Советским союзом стал вопрос о создании специальных вузов для подготовки иностранных граждан. Таким образом, в 1960 году решением Правительства СССР в Москве был образован «Университет дружбы народов». Университет признан одним из крупнейших образовательных учреждений в мире по подготовке зарубежных специалистов. Советская сторона оказывала помощь странам Африки, Азии и Латинской Америки в подготовки высококвалифицированных кадров. Поддерживала молодежь прежде всего из малообеспеченных семей для получения бесплатного образования. В феврале 1992 года был переименован в «Российский Университет дружбы народов». Статистика того времени говорит об уверенном росте числа иностранных студентов в советских вузах. С 1950г – 1990год увеличение образовательных миграционных потоков увеличилось более чем в 20 раз. Советский союз занимал третье место в мире по количеству студентов, отдавая «пальму первенства» США и Франции. [31] В советское время был накоплен огромный теоретический и практический опыт, связанный с подготовкой специалистов для иностранных государств. Была успешно создана государственная структура, включающая в себя приём, обучение и повышение квалификации иностранных студентов. Решение вопросов, связанных с методическими, кадровыми и правовыми аспектами в образовательных учреждениях. Внедрение в систему образования подготовительных факультетов. В работу вузов ввели деканаты с соответствующими должностями деканов и проректоров. Образовались государственные и общественные организации в учебно-воспитательной работе с иностранными студентами. Четвёртым этапом является период времени с 1991г. по настоящее время – российский период. После распада СССР в стране разрушилась система обучения иностранных граждан. Международные направления финансирования прекратили свою деятельность. Лишившись финансовой поддержки более 500 учебных заведений за границей, перешли под опеку к другим странам. Россия утратила своё место на мировом рынке образования. До распада она занимала третье место после США и Франции. После 90-х начался активный рост количества филиалов ведущих мировых университетов в разных странах. Точками притяжения стали страны Азии и Ближнего Востока. С каждым годом охват стран рос и включал в себя Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Саудовскую Аравию, Сингапур и Малайзию. В основном, в этих странах открывали свои филиалы университеты из США, Австралии и Великобритании. Начиная с 2000-х годов меняется ландшафт образования, характеризующийся возрастающим ростом требований к выпускникам вузов. Для поступления теперь необходимо обладать ключевыми навыками, знанием иностранного языка и обладать способностью к межкультурной коммуникации. Адамс в своем исследовании в 2001 году выделил положительные и отрицательные стороны интернационализации. Несмотря на то что его наблюдения были ориентированы на европейское высшее образование, его утверждения актуальны для всего мира. Среди положительных эффектов от процесса интернационализации он выделял увеличение разнообразия образовательных возможностей, которые стимулировали высшие учебные заведения пересмотреть политику образовательной деятельности и создать новые и инновационные образовательные продукты. Ежегодно наблюдалась возрастающая конкуренция среди высших учебных заведений по всему миру, которая стимулировала повышение качества образования. К отрицательным эффектам можно отнести недобросовестную конкуренцию, демпингование цен, а также утечку мозгов в страны-лидеры. В 2003 году Куианг рассматривал интернационализацию как реакцию университетов на глобализацию в рамках национальной и культурной идентичности. В этот период университеты становятся полноценными игроками в процессе непрерывных изменений, происходящих в большинстве стран. [6] В начале 2010-х годов на мировую арену выходят новые игроки, например, Китай. Наступает очередная трансформация системы интернационализации в мире: от глобализации к борьбе за таланты. Цифровизация образования создала дополнительные возможности для студентов и ограничения для университетов, стирая границы и предоставляя возможности получения образования мирового уровня в любой точке мира. С ростом доступности образования возрастает также конкуренция за внимание студентов. В связи с приходом новых форматов образовательной деятельности процесс интернационализации будет трансформироваться, создавая глобальные образовательные альянсы сильнейших университетов по всему миру. Первым шагом к созданию альянсов такого формата является заключение международных академических контрактов. [6] В настоящее время интернационализация воспринимается как неотъемлемая часть любого учреждения высшего образования, которое встроено и планирует развиваться в социально-экономической системе государства. Государства различных стран выделяют финансовую помощь в целях развития интернационализации, разрабатывают государственные программы развития интернационализации высшего образования, которые направлены на повышение уровня образования в стране и сокращение оттока талантов из страны.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 117 страниц
3510 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 77 страниц
850 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 122 страницы
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg