Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Проблемы уголовно-правовой охраны дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

one_butterfly 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2021
Объект исследования - общественные отношения сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта, урегулированные нормами уголовного права. В качестве предмета исследования определены нормы права, теоретические положения и концепции уголовно-правовой науки и правоприменительная практика по рассматриваемому объекту. Целью написания данной работы явилось выявление содержания проблем уголовно-правовой охраны дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач: 1. Рассмотрение теоретических основ проблем уголовно-правовой охраны дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; 2. Анализ проблем уголовно-правовой охраны дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; 3. Исследование отграничения нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступлений. Работа написана на основе изучения и анализа широкого круга источников: законодательства (в том числе подзаконных актов), научной и учебной литературы, монографических и диссертационных исследований, материалов судебной практики. В работе были использованы такие методы исследования как: анализ синтез, индукция и дедукция, исторический, сравнительного правоведения. Структура работы определена исходя из целей и задач исследования и включает 3 главы, введение, заключение и список использованных источников, глоссарий, приложение.
Введение

Охрана жизни и здоровья является приоритетной задачей российского уголовного права. Положение с безопасностью дорожного движения вызывает озабоченность на всех уровнях государственной власти. Президент заявил, что к проблеме безопасности на дорогах в РФ относятся поверхностно и необходимо оперативно внести в Госдуму законопроекты по безопасности дорожного движения, это должно быть сделано под личную ответственность министров. По словам президента РФ, воспитывать культуру вождения в обществе необходимо параллельно с ужесточением наказаний за нарушения ПДД . К транспортным преступлениям относят деяния, уголовная ответственность за которые предусмотрена гл. 27 УК РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Актуальность темы состоит в том, что с развитием научно-технических средств, преступники выбирают все более изощренные способы совершения преступлений, выявление, раскрытие и расследование которых требует от следователя мобилизации всех его усилий, высокого профессионализма, знания и умелого применения на практике новейших достижений науки криминалистики. Данный вопрос 14 марта 2016 года также затронул глава РФ Владимир Путин на заседании президиума Государственного совета по безопасности дорожного движения и назвал недопустимой статистику смертности на российских дорогах и заявил о необходимости общими усилиями добиваться кардинального снижения числа погибших и пострадавших при ДТП . В свете этих положений актуальность данной работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения проблем уголовно-правовой охраны дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В рассматриваемой курсовой работе исследуются вопросы уголовно-правовых мер борьбы с посягательствами на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. С учетом того, что основным инструментом уголовно-правового воздействия и регулирования общественных отношений выступают правовые запреты, целью работы определено исследование общих положений, понятийного аппарата и смысловой составляющей охраняемого законом особого уголовно-правового объекта – состояния безопасности движения и эксплуатации транспорта, рассмотрение история становления данной совокупности норм права, проводится анализ соответствующих норм законодательства, подзаконных актов и практики их применения, определяются проблемы правового регулирования и дается авторское видение возможных вариантов их устранения в том числе и по вопросам эффективности наказания. При этом внимание акцентируется на составах преступлений, являющихся «новеллами» законодательства и наоборот наиболее редко применяемых практикой, а также на теоретическом осмыслении категорий определяющих необходимость уголовно-правового регулирования вопросов транспортной безопасности.
Содержание

Введение 1. Основы уголовно-правовой регламентации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 2. Уголовно-правовая характеристика некоторых составов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 3. Актуальные вопросы понятийного аппарата и эффективности мер уголовно-правового регулирования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта Заключение Глоссарий Список использованных источников Приложение
Список литературы

1 Фоминова Е.М. К вопросу об обеспечении иска по делам о ДТП // Уголовно-процессуальные и уголовно-правовые проблемы борьбы с преступностью: Материалы круглого стола. - Орел: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2013. - С. 153-155 2 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3-й квартал 2013 года, утвержденный 5 февраля 2014 г. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации / Консультант Плюс. 3 Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению положений ст. 159.4 в связи с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 11.12.2014 года № 32-П и ст. 264.1 УК РФ / Консультант Плюс. 4 Бибиков А.А., Головин А.Ю. Противодействие расследованию ДТП как объект уголовно-правового исследования // Вопросы правовой теории и практики: Сборник научных трудов. - Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2013, Вып. 8. - С. 110-116 5 Власова С.В. Проблемы организации отдельных следственных действий по делам о ДТП // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. акад. МВД России, 2014, № 3 (27). - С. 70-77 6 Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" // СПС «Консультант Плюс». 7 Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. М.: Юриспруденция, 2011. 192 с. 8 Козаев Н.Ш. К вопросу об обеспечении транспортной безопасности уголовно-правовыми средствами // Транспортное право. 2014. N 4. С. 20 - 23. 9 Кузнецов М. Уголовная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности // Законность. 2013. N 4. 10 Мухортова М.В. Понятие преступлений, связанных с нарушением специальных правил // Актуальные проблемы российского права. 2012. N 3 (24). С. 169 - 178. 11 Шиханов В.Н. Юридическая конструкция неосторожных преступлений нуждается в совершенствовании // Право и политика. 2014. N 4. С. 427 - 440. 12 Сайт ГИБДД МВД России: www.gibdd.ru. 13 Сайт МВД России: www.mvd.ru.
Отрывок из работы

Основная часть 1 Основы уголовно-правовой регламентации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта В отечественной юридической литературе неоднократно уделялось внимание историко-правовому анализу законодательства об ответственности за транспортные преступления. В частности, весьма системно и подробно эти вопросы рассмотрены в трудах А.И. Коробеева и И.М. Тяжковой. Результаты этих исследований свидетельствуют, что нормы об ответственности за причинение вреда вследствие нарушений мер безопасности при эксплуатации транспорта известны отечественному уголовному законодательству давно, однако они не были оформлены в самостоятельный институт, размещались в различных главах уголовных законов. Анализ обозначенной стороны проблемы позволяет выявить, обозначает ли законодатель отдельную сферу общественных отношений, отличает ли от других отношений и отражает ли он их специфику. Как справедливо отметил Жалинский А.Э, формирование новых или изменение прежних юридических конструкций в законодательстве существенно меняет правовую систему, что означает стремление законодателя наиболее адекватно регулировать общественные отношения, что предполагает изменение представлений законодателя о целях или способах правового регулирования конкретной сферы общественных отношений. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта обладают рядом специфических особенностей, с одной стороны это обуславливается тем, что нормы уголовного закона регулируют хоть и обладающие общностью, но существенно отличающиеся по содержанию общественные отношения. Тем не мене существует ряд ключевых понятий, которые имеет смысл рассмотреть, предваряя детальную характеристику преступлений, включенных в главу 27 УК РФ, поскольку они отражают саму суть необходимости принятия мер уголовно-правовой охраны и профилактики обозначенных общественных отношений. Таких понятий много, но в рамках данного параграфа хотелось бы остановиться на трех поскольку, на мой взгляд, они являются основными, но при этом во многом противоречивыми и следовательно совсем не однозначными в правоприменительной практике. Это понятие транспорта, понятие транспортной безопасности и понятие специальных правил. Транспортные средства бесспорно являются источниками повышенной опасности благодаря их физическим свойствам. Как справедливо замечает Е.А. Флейшиц, при достигнутом уровне развития техники они не поддаются полностью контролю со стороны человека и поэтому создают высокую степень вероятности 15 причинения вреда. К специфическим качествам (свойствам) транспортного средства следует относить определенный запас кинетической и (или) потенциальной энергии, которой обладает механический источник в процессе эксплуатации (использования), где энергию, обусловленную движением тела, принято называть кинетической, а энергию, обусловленную взаимным расположением взаимодействующих между собой тел (или частей одного тела), потенциальной. Вполне объяснимо, что человек, стремясь упорядочить и обезопасить свою деятельность придумал правила обращения и использования транспорта, при этом некоторые правила (ввиду принципиальной значимости) закреплены нормативно. Правила призваны свести к минимуму вероятность негативных последствий от принципиальной невозможности полностью контролировать транспорт как объект воздействия. Именно потенциальная общественная опасность определяет неисполнение или нарушение правил как неосторожное деяние. В рамках данной работы не представляется возможным рассмотреть все виды транспорта, но остановимся на тех, которые вызывают сложности на практике ввиду различных подходов к определению понятий и критериев отнесения транспорта к тому или иному виду. Мощность, скорость и масса транспорта (характеристики образуемой потенциальной и кинетической энергии) – вот те параметры, которые определяют его повышенную опасность и возможность причинения вреда. При этом вполне понятно, что существенный вред может причинить и велосипед (например, малолетнему ребенку), но это частные и редкие случаи которые не обладают общностью для всех типов транспорта. Рассматривая водный транспорт необходимо отметить, что в литературе достаточно популярным является мнение о том, что обязательным признаком таких видов транспорта (для целей уголовного закона) является самоходность. Однако эта позиция имеет ряд изъянов (например, яхта, баржа – по аналогии с прицепом). Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, источниками повышенной опасности на воде могут быть не только самоходные но и несамоходные плавучие объекты, используемые в судоходстве и навигации, а так же маломерные морские. Касаемо не самоходных объектов, для квалификации необходимо, что бы они были признаны объектом водного транспорта (пристань, баржа). Таким образом, к транспортным средствам относятся различные виды воздушного, железнодорожного, морского и речного транспорта, а также все виды автомобилей, тракторы и иные самоходные машины, трамваи, троллейбусы, мотоциклы и другие транспортные средства. Главный критерий это нормативное отнесение к транспорту, без этого не возможна ответственность по 1 См.: Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Ульяновск, 1997. С. 22. 17 соответствующим статьям рассматриваемой главы. При этом важным признаком, является не только нормативное закрепление, но и техническая возможность эксплуатации (например - исправность). При этом техническое состояние и оборудование участвующих в движении транспортных средств должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. Указанные теоретические выводы не исключают, а скорее предполагают необходимость введение термина транспортное средство непосредственно в уголовный закон. Но при этом с учетом тенденций в развитии техники данная задача является сложной, и особенно это актуально при определении в законе вида транспорта, взять к примеру судно на воздушной подушке, способное передвигаться и по воде и по суше. Подведем некоторые итоги. Общественная опасность на транспорте и объектах данной инфраструктуры определяется, во-первых, самой природой данных объектов (источники повышенной опасности); во-вторых, близостью расположения объектов к элементам социально-бытовой сферы, что при использовании ГСМ, перевозке ядовитых, химически опасных и взрывоопасных грузов заставляет оценивать потенциальные риски; в-третьих, интересом к данным объектам террористических и экстремистских организаций. Все это делает актуальным совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере. К примеру с 1922 года на законодательном уровне так и не решен вопрос о круге субъектов ответственных за обеспечение транспортной безопасности, в настоящий момент нет ни одного закона, в котором были бы системно и определенно изложены используемые понятия и критерии, а имеющиеся трактовки позволяют достаточно свободно подменять сущность явлений, что приводит к банальной путанице. В связи вполне актуальным представляется вопрос о разработке и принятии нового закона о транспорте, который содержал межотраслевые нормы – такая мера, бесспорно, способствовала бы унификации Российского законодательства, а для уголовного права упростила бы использование бланкетных диспозиций. Таким образом, резюмируя изложенные положения вполне возможно говорить об унификации юридического термина транспортное средство. Под транспортными средствами в настоящей главе понимаются самоходные и несамоходные устройства, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Техническое состояние и оборудование участвующих в движении транспортных средств должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации». Преступления, предусмотренные главой 27 УК РФ (разве что кроме ст. 267 УК РФ) – это преступления, связанные с нарушением специальных правил. Преступность выражается в невыполнении, ненадлежащем выполнении нормативно-правовых предписаний, а равно в совершении действий, запрещенных такими предписаниями в специфической сфере деятельности, лицом, которое является адресатом и субъектом этих правил, что повлекло за собой ущерб или реальную угрозу ущерба охраняемым уголовным правом объектам. Одна из базовых рабочих категорий здесь - специальные правила - не является правовой или законодательно определенной. В рамках данного вопроса специальные правила в самом обобщенном виде - это предписания, долженствования, руководства к действию, инструкции, закрепленные в нормативно-правовых актах, что имеет соответствующее юридическое значение. С позиции теории права – правило это выработанное на основе имеющихся закономерностей требование, определяющее необходимое поведение или действия или их последовательность. Наиболее высшая форма выражения правила это норма права, поскольку она закрепляет наиболее важные предписания и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства. Одни из самых важных правил регламентируются, в том числе и уголовным законом. Естественно по кругу лиц, в отношении которых действует правило, определяется и адресат нормы (будь то любые лица или их ограниченный круг, который по сути и представляет собой свойство специального субъекта). Итак, транспортная безопасность предполагает, что с учетом того, что транспорт представляет собой источник повышенной опасности, на уровне нормы предусмотрены специальные правила, которые призваны свести к минимуму риск возникновения угрозы, и любое вмешательство в эту систему должно расцениваться как противоправное поведение. Правильное применение уголовного закона во многом определяется ясностью и однозначностью описания признаков состава преступления. Толкование должно быть простым, а сама норма, несмотря на объективную неизбежность абстрактности, должна наиболее полно определять преступное деяние. К сожалению указанные тезисы не полнее соотносимы при рассмотрении уголовно-правовой характеристики транспортных преступлений, вызывает определенные сложности на практике. Сказанное предопределяет необходимость рассмотрения в данной работе, хотя бы в общем виде, признаков составов транспортных преступлений. Объективные признаки. Объектом рассматриваемых преступных выступает безопасность движения и эксплуатации транспорта как совокупность общественных отношений, обеспечивающих состояние безопасности функционирования (движение и эксплуатацию) транспортных средств, предотвращение аварийных ситуаций, и минимизацию их последствий. Вместе с тем непосредственный объект, как и предмет посягательства, сформулирован по разному в разных составах. Резюмируя колоссальный массив научных споров по особенностям объекта 21 преступлений связанных с безопасностью движения, хотелось бы привести, на мой взгляд, наиболее важные тезисы. Спецификой рассматриваемых составов является и то, что в них присутствуют сложные объекты1 . Если следовать мнению о том, что в таких преступлениях основным объектом выступают интересы той или иной структуры транспортной системы, а дополнительным - жизнь или здоровье человека, то можно сделать вывод: жизнь и здоровье человека отодвигаются на второй план. Однако в ст. 2 Конституции РФ сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Об этом же говорится и в ч. 1 ст. 2 УК, где среди задач УК на первое место поставлена охрана прав и свобод человека и гражданина. А интересы человека (и гражданина) в части обеспечения его права на жизнь и здоровье, бесспорно, являются высшей ценностью любого общества, любого государства, в том числе и Российской Федерации. Таким образом, хотя такой объект транспортного преступления, как жизнь и здоровье, и не совпадает с родовым объектом, но именно он является определяющим при установлении преступности и наказуемости того или иного транспортного преступления (в большей части составов). Если здоровью человека не будет причинен тяжкий вред либо не будет причинена смерть потерпевшему, то не будет и оснований говорить о преступности данных деяний. И только в трех нормах (ч. 1 ст. 263, ч. 1 ст. 263.1 УК и ч. 1 ст. 267 УК) статей о транспортных преступлениях наряду с тяжким вредом здоровью человека указано такое последствие, как причинение крупного ущерба той или иной структуре транспортной системы. Жизнь и здоровье человека - потерпевшего от транспортного преступления - никогда не может быть субсидиарным, дополнительным к любому другому объекту преступления. Это самостоятельный, основной объект. Итак, рассматривая объект транспортных преступлений, отметим, что только указанные в соответствующей статье последствия, наступившие в результате совершения данных преступлений, определяют их преступность и уголовную наказуемость. Без причинения вреда здоровью или жизни человека как последствий данных общественно опасных деяний в принципе не может быть и речи об их преступности (за исключением указанных выше трех случаев). И это несмотря на то, что интересам той или иной структуры транспортной системы был причинен вред путем нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена. То есть если бы основным непосредственным объектом были указанные интересы, совпадающие с родовым объектом этих преступлений, то такие деяния были бы преступными даже без причинения вреда здоровью и жизни человека. Субъективные признаки. В юридической литературе встречаются различные интерпретации определения субъективной стороны, чаще всего сводимые к определению внутреннего психического отношения лица к деянию и последствиям, к сожалению, признаки субъективной стороны не всегда понятны из текста уголовного закона. Составляют субъективную сторону вина, мотив, цель, эмоции. Когнитивные (познавательные) особенности представлены такими психическими процессами, как ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, напрямую связанными с сознанием и волей. Сознание и воля, в свою очередь, являются содержанием интеллектуального и волевого компонентов вины. Интеллектуальный компонент предполагает осознание характера объекта и характера совершаемого деяния, а также предвидение возможности или неизбежности последствий, то есть носит характер отражения действительности и прогноза. Волевой элемент представляет направленность действий лица и желании либо нежелании наступления последствий, то есть хочет ли он их наступления, не хочет, или относится безразлично. различные сочетания интеллектуального и волевого элементов образуют законодательно определенные формы вины - умысел и неосторожность (ст. ст. 25 - 26 УК РФ), определяя интенсивность протекания психологических процессов, приоритет собственных интересов. В транспортных преступлениях для составов с материальной конструкцией характерна неосторожная форма вины, а с формальным составом – только умышленная вина. Субъект рассматриваемой категории преступлений наименее подвержен разбросу – это вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. Исключение составляют нормы статьи 267 УК РФ, субъектом которой признаются лица достигшие 14 лет. Однако самой существенной и специфичной особенностью главы 26 27 УК РФ является то, что в большинстве составов необходимо наличие специального субъекта (ст. ст. 263, 263.1, 264, 266, 270 УК РФ). Специальный субъект в рассматриваемых преступлениях определяется не сколько должностью, сколько двухэлементным статусом. Первый элемент предполагает, что в силу объективных причин (профессия, процедура получения специального права) и установлений субъект должен знать правила, связанные с эксплуатацией транспорта. Второй элемент предполагает, что он на уровне адресной нормы обязан соблюдать. Причем, в большинстве случаев обязанность знать правила, так же нормативно закрепляется. Если же субъект не знает правил, то предполагается что он должен осознавать необходимость их знания и соблюдения при эксплуатации транспорта, а как правило такой субъект (без знания) вообще не имеет право эксплуатировать транспорт, что в некотором роде уже нарушение. И только в некоторых случаях специальный субъект предполагает определенную должность (например, ч.2 ст. 263.1 УК РФ). Не является исключением из приведенного тезиса такие категории как пассажиры, пешеходы и других участников движения. Все они обязаны соблюдать установленные правила безопасности на транспорте, если в результате их преступных действий или бездействия наступили общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или гибели человека, предусмотрена ответственность (ст.ст. 263.1, 268 УК РФ). Резюмируя приведенные общие данные можно сделать вывод о том, что преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств это группа деяний бесспорно обладающих признаками общественной опасности, которые причиняют или могут причинить вред целостности и безопасности функционирования транспортной системы, материальный ущерб, а так же вред наиболее важному объекту уголовно-правовой защиты - жизни и здоровью человека. С определенной долей условности преступления, предусмотренные главой 27 УК РФ, можно условно разделить на две группы: 27 1) преступления являющиеся крайней формой (по последствиям) нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, 266, 268 УК РФ); 2) иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263.1, 267, 269 - 271 УК РФ). С учетом того, что статьи 263, 264 УК РФ исследованы в научной литературе достаточно подробно, в том числе в рамках диссертационных исследований, в рамках данной работы хотелось бы, отойти от стандартного подхода к освещению вопроса и в следующей главе рассмотреть «нетипичные транспортные преступления» и статьи – «новеллы» главы 27 УК РФ. 2 Уголовно-правовая характеристика некоторых составов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 3 февраля 2014 года был принят Федеральных закон от N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" уголовный закон пополнился нормой, предусматривающей ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности. По существу, включение ее в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) особых возражений не вызывает. Однако с точки зрения определяющего ее закона не совсем понятна ее правовая природа, объект преступного посягательства и некоторые особенности законодательного конструирования. Конститутивным для этой нормы является Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", ключевыми понятиями которого являются: акт незаконного вмешательства, зона транспортной безопасности, аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, аттестующие организации, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, объекты транспортной инфраструктуры и т.д. Состав преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, новым законом разделен на два вида: неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности (ч. 1) и неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ч. 2). Исходя из целей законодательства о транспортной безопасности можно сделать вывод, что объектом уголовно-правовой охраны ст. 263.1 УК РФ является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, состояние защищенности интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Соблюдением требований транспортной безопасности сродни общетеоретическому понятию соблюдения права, оно включает в себя выполнение физическими лицами на объектах транспортной инфраструктуры или в транспортных средствах установленных инструктивных требований, например не проносить и не провозить запрещенные предметы и вещества, не заходить без соответствующего разрешения (а в некоторых случаях и досмотра) в зоны безопасности, а также подчиняться правилам установленным режимом пребывания на транспортных объектах. Зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (п. 1.1 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности"). Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263.1 УК РФ, выражается в действиях или бездействии, нарушающих требования транспортной безопасности, адресованные пассажиру или иному лицу, находящемуся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Основанием уголовной ответственности является не само по себе несоблюдение требований транспортной безопасности (это административное правонарушение), а причинение в результате этого тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба. Субъективная сторона преступления, как на это прямо указывает законодатель, предполагает только неосторожность. Лицо, не соблюдая требования транспортной безопасности, не предвидит возможности наступления в результате этого общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и 32 предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (небрежность); либо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий несоблюдения требований, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий. Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое, находясь на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, обязано соблюдать требования транспортной безопасности. Под пропускным режимом, например, понимается порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов, и так далее. Неисполнение такого предписания, повлекшее наступление последствий, указанных в ст. 263.1 УК РФ, образует объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2 (а при наличии квалифицирующих признаков - и других частей) ст. 263.1 УК РФ. Другим обязательным признаком объективной стороны, как и в ч. 1 33 рассматриваемой статьи, является причинение тяжкого вреда здоровью либо крупного ущерба. Состав преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ материальный, следовательно, обязательным для квалификации является наличие общественно опасных последствий и причинно-следственной связи с деянием. Но в отличии от ст. 263 УК, последствия, предусмотренные ст. 263.1 УК, образуют не прямую, а опосредованную причинно - следственную связь, что достаточно спорно. Можно говорить о банальной халатности и связи через звено. Меры безопасности на транспорте призваны предупредить возможные акты вмешательства, например террористический акт, который и будет в непосредственной связи с нарушением правил, а вот вред, причиненный террористическим актом здоровью людей по отношению к неисполнению правил транспортной безопасности будет в опосредованной связи. Субъективная сторона преступления, так же как и в части первой этой статьи, - неосторожность. Лицо, не исполняя требования по обеспечению транспортной безопасности, не предвидит возможности наступления в результате этого общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (небрежность); либо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий необеспечения соблюдения требований, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий. Субъект в данном случае специальный - только то лицо, на которое непосредственно возложены обязанности обеспечивать исполнение требований транспортной безопасности. Необходимо отметить, что лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, могут относиться как к персоналу субъекта транспортной инфраструктуры, так и к подразделениям транспортной безопасности, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры 34 или транспортных средств. Это вытекает из содержания п. 7.2 Закона "О транспортной безопасности". Механизм причинения вреда объекту транспортного преступления и нарушения требований в области транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ) разный. В первом случае речь идет о противоправном воздействии на узлы и агрегаты транспортного средства (иных технических систем транспорта), приводящем к нарушению специальных правил, которые обусловливают безопасность движения и эксплуатации источника повышенной опасности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg