Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

СПЕЦИФИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ilya_konst87 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2021
На основании анализа литературы по теме выпускной квалификационной работы было установлено, что эстетическое воспитание представляет собой воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусств. Конечная цель эстетического воспитания – это гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.
Введение

Актуальность исследования. Одним из универсальных направлений в развитии личности, является эстетическое воспитание. Основы эстетического воспитания закладываются в младшем школьном возрасте, приобретая полноценность при дальнейшем самообразовании и саморазвитии личности, приводящих к осознанию себя участником и субъектом эстетической деятельности. Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение: ? духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; ? сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В рамках данного вопроса немаловажную роль имеет эстетическое воспитание. Внимание к эстетическому воспитанию разумно по следующим причинам: во-первых любовь к Родине зависит от эмоционально-ценностного отношения к полученной информации, во-вторых, именно организация эстетически направленной творческой деятельности позволяет в комплексе реализовать возможности многих компонентов воспитательного процесса; в-третьих, внеурочная деятельность представляет собой неисчерпаемый арсенал средств эстетического развития личности младшего школьника. Одной из центральных задач общеобразовательной школы на современном этапе является развитие у учащихся чувства прекрасного, формирования у них здорового художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира природы. Эстетическое воспитание является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. В настоящее время трудно переоценить значение музыкального искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Музыка отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С особенной яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека. Развиваясь во времени, она передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства. Необходимо поэтому всемерно использовать великую силу музыкального искусства в эстетическом воспитании детей, прежде всего в начальных классах. Таким образом, рассматриваемая тема выпускной квалификационной работы является актуальной. Изучением особенности эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства занимаются многие исследователи, среди которых стоит отметить работы Апраксиной О.А., посвященные методике развития музыкального восприятия. Особенности эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства изучены в работе Кулиевой Е.А. Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста представлена в работе Куприной Н.Г. Авторы Овчинникова Л.И., Цыпляева А.В. и Чечина С.Н. изучили основы музыкально-эстетического воспитания младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства и рассмотрели воспитательный потенциал музыкального искусства. Основы эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора представлены в работе Шишковой Е.В. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально обосновать педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства. Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников. Предмет исследования: эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства. Гипотеза исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников будет эффективным, если: ? изучить особенности музыкального искусства как средства эстетического воспитания младших школьников; ? организовать педагогический процесс по эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыкального искусства. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства. 2. Выявить изначальный уровень эстетической воспитанности младших школьников. 3. Организовать педагогический процесс по эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыкального искусства. 4. Провести анализ результатов экспериментальной работы. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, метод математической статистики. Практическая значимость исследования: материалы и выводы по данной работе могут быть использованы учителями младших классов при организации работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыкального искусства. База исследования. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Караярская средняя общеобразовательная школа муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 7 1.1. Анализ научной и методической литературы по проблеме эстетического воспитания младшего школьника 7 1.2. Возрастные особенности эстетического воспитания младших школьников 13 1.3. Особенности музыкального искусства как средства эстетического воспитания младших школьников 20 Выводы по главе 1 32 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 33 2.1. Диагностика и анализ уровня эстетической воспитанности младших школьников 33 2.2. Организация педагогического процесса по эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыкального искусства 39 2.3. Результаты экспериментальной работы 45 Выводы по главе 2 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
Список литературы

1. Алиев, Ю.Б. Дидактические рассуждения о современном художественном образовании школьников / Ю.Б. Алиев // Педагогика. – 2013. – №5. –С. 63–71. 2. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 345 с. 3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П. Анисимов. – Тверь, 2002. – 92 с. 4. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 243-244. 5. Вазлеев, В.А. Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте / В.А. Вазлеев // Молодой ученый. – 2016. – № 24 (128). – С. 280-282. 6. Васяева, А.Н. Сущность и содержание эстетического воспитания младших школьников / А.Н. Васяева, Г.М. Сафарова, Л.У. Жданова // Молодежный научный форум. – 2015. – №9 (27). – С. 88-93. 7. Винтенбах, И.В. Роль музыкального восприятия в социализации дошкольников и младших школьников/ И.В. Винтенбах, Н.В. Шурганова // Образование и воспитание. – 2019. – №5. – С. 32-34. 8. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 441 с. 9. Герасимова, Э.П. Музыкальный фольклор как средство воспитания / Э. П. Герасимова // Воспитание школьников. – 2018. – №6. – С. 43-47. 10. Голдобина, Е.Г. Музыка и развитие личности ребенка / Е.Г. Голдобина, Т.А. Азарова // Образование и воспитание. – 2015. – №4. – С. 28-31. 11. Даутова, О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014. – 176 с. 12. Догадина, А.В. Эстетическое воспитание младших школьников / А.В. Догадина. – М.: «Классный руководитель», 2016. № 4 с. 14-17. 13. Клевцова, Л.Е. Развитие творческих способностей школьников / Л.Е. Клевцова // Начальная школа. – 2009. – № 10. – С. 80-83. 14. Козлова Е.Ю. Эстетическое воспитание младших школьников //Ярмарка педагогических идей. – 2014. – № 5. – С. 7-10. 15. Колтунова, И.А. Формирование духовности средствами музыки / И.А. Колтунова // Начальная школа. – 2002. – №4. – С.60-62. 16. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 352 с. 17. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников / О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак. – Мн.: НМЦ, 2001. – 174 с. 18. Кулиева, Е.А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства / Е.А. Кулиева // Молодой ученый. – 2018. – № 47 (233). – С. 363-365. 19. Куликова, Л.Н. Русское народное музыкальное творчество / Л.Н. Куликова. – СПб.: Союз художников, 2008. – 174 с. 20. Кухтерина, Г.В. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.В. Кухтерина. – Тюмень, 2014. – 180 с. 21. Малахова, О.О. Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников / О.О. Малахова, Т.В. Самойлова // Инновационные педагогические технологии. – 2017. – С. 75-78. 22. Мамедова, И.М. Эстетическое воспитание школьников / И.М. Мамедова // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). – С. 790-792. 23. Овчинникова, Л.И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства / Л.И. Овчинникова // Молодой ученый. – 2015. – № 1.2 (81.2). – С. 37-39. 24. Подласый, И.П. Педагогика. Процесс воспитания / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2003. – 255 с. 25. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М.М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с. 26. Рытов, Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей / Д.А. Рытов. М.: ВЛАДОС, 2011. – 384 с. 27. Сергеева, Б.В. Эстетическое воспитание младших школьников / Б.В. Сергеева, Н.А. Петренко // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 428-432. 28. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. – М.: Логос, 2003. – 304 с. 29. Сокинина, А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников / А.А. Сокинина. // Журнал «Начальная школа». – 2013. – № 6. – С 50. 30. Соколова, В.Н. Приобщение младших школьников к народной музыкальной культуре / В.Н. Соколова // Начальная школа – 2012. – №9 – С. 87-91. 31. Топилина, И.И. Психолого-педагогические особенности музыкально-творческого развития личности младшего школьника / И.И. Топилина // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – С. 273-275. 32. Удалова, Р.И. Педагогическая технология формирования основ музыкального вкуса младших школьников во внеурочной деятельности / Удалова Р.И. – Москва, 2016. – 25 с. 33. Цыпляева, А.В. Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста / А.В. Цыпляева // Молодой ученый. – 2010. – № 12 (23). – Т. 2. – С. 134-137. 34. Чечина, С.Н. Воспитательный потенциал музыкального искусства / С.Н. Чечина // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2015. – № 3. – С. 176-176 35. Шишкова, Е.В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора / Е.В. Шишкова // Инновации в науке: научный журнал. –2019. – № 1(89). – С. 26-27. 36. Апраксина, О.А. Методика развития музыкального восприятия / О.А. Апраксина. – М.: МГПИ, 1985. – 224 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001310441, свободный. – (Дата обращения: 21.09.2020) 37. Бодина, Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности / Е.А. Бодина. // – М.: Педагогика. – 1992. – № 5 (6). – С.32–37. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wirbis.rsvpu.ru, свободный. – (Дата обращения: 21.09.2020) 38. Буров, А.И. Эстетическая сущность искусства / А.И. Буров. – М.: Искусство, 1956. – 292 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005866506, свободный. – (Дата обращения: 21.09.2020) 39. Верб, М.А. Эстетическая культура школьников: Курс лекций / М.А. Верб. – СПб, 1997. – 147 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spblib.ru/catalog/-/books/10281568-esteticheskaya-kul-tura-shkol-nika, свободный. – (Дата обращения: 21.09.2020) 40. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребёнка / Н.А. Ветлугина. – М., 1968. – 415 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006114603, свободный. – (Дата обращения: 21.09.2020) 41. Гембицкая, Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся. / Е.Я. Гембицкая. – М.: Музыка, 1970. – 36 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007245122, свободный. – (Дата обращения: 21.09.2020) 42. Дмитриева, Л.Г. Методы музыкального воспитания в школе / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Просвещение, 1998. – 240 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru, свободный. – (Дата обращения: 21.09.2020) 43. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001251750, свободный. – (Дата обращения: 21.09.2020)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 1.1. Анализ научной и методической литературы по проблеме эстетического воспитания младшего школьника Вопрос эстетического воспитания в наше время весьма актуален. По мнению Васяевой А.Н. эстетическое воспитание представляет собой способность замечать прекрасное и безобразное [Васяева, 2015]. Эстетическое воспитание, как считает, Волынкин В.И., связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с почтением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного [Волынкин, 2007]. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека. Комаровой Т.С. эстетическое воспитание определяется как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусств [Комарова, 2009]. Котикова О.П. считает, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его [Котикова, 2001]. Традиции эстетического воспитания личности находят своё начало в глубине веков. Вопросы эстетического воспитания ребенка с первых лет его жизни занимали видное место в философии Аристотеля, Демокрита, Пифагора, Платона и других мыслителей древности. Зарождение в Древней Греции идеи о важности воспитания ребенка, в частности эстетического его вопроса, было связано, прежде всего, с развитием идеи семейного воспитания, целью которого было воспитание физических сил ребенка, чувства красоты и формирование традиционных моральных принципов. В трактате «Государство» Платон отмечал, что родители должны воспитывать чувства ребенка от рождения, чтобы «формировать душу детей быстрее, чем тело руками». Эстетическое воспитание философ рассматривал как основу духовного развития личности. Целесообразными средствами такого воспитания он считал музыкальное искусство, литературу (поэзия, рассказы, сказки) и игровую деятельность. Для эстетического развития ребенка особое значение придавал созданию вокруг него эстетической среды. Жилье, в котором находится ребенок, он рекомендовал украшать статуями, картинами, дорогими тканями [Кулиева, 2018].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg