Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ilya_konst87 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2021
Подводя итоги о проделанной работе, необходимо отметить, что вопрос о развитии основ безопасности жизнедеятельности считается актуальным. Это обусловлено потребностью общества в социально адаптированной личности. Благополучному выполнению функции формирования основ безопасности жизнедеятельности благоприятствуют возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста: эмоциональность, впечатлительность, чувствительность, игровое отношение к окружающей действительности. И здесь важное значение играет роль педагога, который, подбирая точные методы и приемы, подключает дошкольников в социальный и небезопасный мир.
Введение

Актуальность исследования. Во всем современном мире проблема безопасности жизнедеятельности считается одной из центральных проблем человечества. Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человеческого существования людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира [1]. В процессе эволюции стали появляться опасности, которые человек создавать сам (техника, ремесло и т. д.). С наступлением третьего тысячелетия проблема поиска механизмов, способствующих формированию у детей сознательного отношения к вопросам личной безопасности стала очень важной, так как в современном мире каждый человек может столкнуться с проявлениями разрушительных сил природы, промышленными авариями и катастрофами, опасностями социального характера. В большинстве случаев отсутствие навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях приводит к плачевным последствиям [21]. В образовательных стандартах дошкольного образования Республики Беларусь определены главные компоненты дошкольного воспитания, в которые входит формирование основ безопасной жизнедеятельности. Реализация последней осуществляется через социально-нравственную и личностную направленность в образовательной области «Ребёнок и общество» с опорой на следующие образовательные и воспитательные составляющие [48, 51]: безопасность жизнедеятельности; взаимодействие со сверстниками; адаптивное социальное поведение; взаимодействие со взрослыми; представление о других; представление о себе; самоэффективность и самоконтроль; виды детской деятельности. В этом направлении показатели развития ребенка дошкольного возраста раскрывают основную цель формирования основ безопасной жизнедеятельности — познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформировать необходимые навыки поведения в экстремальной ситуации с учётом возраста [4]. На сегодняшний день в Учебной программе дошкольного образования Республики Беларусь отмечается необходимость в подготовке воспитанников к безопасной жизни в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной. В психолого-педагогической литературе описан опыт формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Так, данная проблема исследовалась в работах К. Ю. Белой, С. А. Козловой, И. А. Комаровой [5, 25, 27]. Проблемам формирования опыта безопасности поведения в разных областях жизнедеятельности ребёнка, сопряжённых с опасностью, посвящены исследования А. Л. Давидович [14], М. А. Котик [23], Л. И. Прус [18], Т. Г. Хромцовой [49]. В изучение данной проблемы значительный вклад внесли И. Н. Авдеева [1], Н. В Елжова [16, 17], Р. Б. Стёркина [45], а также белорусские ученые А. Л. Давидович [14] и Л. Е. Никонова [33, 34]. В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению. В качестве возможных форм организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в методической литературе предлагаются, наряду с занятиями, игры, развлечения, экскурсии, тренинги и др. Большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такие, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что методического обеспечения для работы по безопасности жизнедеятельности явно недостаточно, также отсутствуют практические указания по реализации задач в учреждении дошкольного образования, которые носят общий характер, не соотнесены с конкретными периодами дошкольного детства. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста и отсутствием, либо не достаточной методической разработанностью способов и средств по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей. Из данного противоречия вытекает проблема исследования, которая заключается в выявлении способов и средств, способствующих эффективному формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Уточнить сущность понятия «безопасность жизнедеятельности». 2. Рассмотреть факторы формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить состояние проблемы в практике учреждения дошкольного образования. 4. Разработать и экспериментально апробировать программу по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности. Объект исследования: безопасность жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: содержание, формы и методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности. Теоретической основой исследования являются: научные труды по вопросам формирования навыков безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (Н. Н. Авдеевой, К. Ю. Белой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.) Практическая значимость работы заключается в разработке программы формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста и использовании данных материалов в практике работы учреждения дошкольного образования. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7 1.1 Понятие о безопасности жизнедеятельности, опыте безопасного поведения, социальных опасностях 7 1.2 Факторы и условия формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста 11 1.3 Анализ современных дошкольных образовательных программ и методических пособий по вопросу формирования основ безопасности жизнедеятельности 16 Выводы по главе 1 21 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСНОВАХ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23 2.1 Выявление уровней сформированности представлений об основах безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста 23 2.2. Программа формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности 31 2.3 Анализ результатов проведенной работы. Контрольный эксперимент 41 Выводы по главе 2 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50 ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Список литературы

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2015. – 170 с. 2. Ананьев, В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. [Текст] / В. А. Ананьев – Томск, Томский университет, 2010. – С.12 – 14. 3. Антюхин, Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст] Э. Антюхин, М. Сулла, // Основы безопасности жизни. – 2016. – № 5. – С. 34 – 37. 4. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 – 4 : Для детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : Просвещение, 2015. – 34 с. 5. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. В. Куцакова и др. - М. : Академия, 2015. – 120 с. 6. Богуславcкая, З. М. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. М.: Просвещение, 2014 – 115 с. 7. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] / Л. В. Гаврючина – М. : Академия, 2016. – 130 с. 8. Гогоберидзе, А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. – 2006. – № 1. – С. 10–19. 9. Далинина Т.В. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С.41-48. - №2. - С.44-49. 10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой (отв. редактор), З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб. Детство – Пресс – 376 с. 11. Доронова, Т. Н. Право на охрану здоровья [Текст] / Т. Н. Доронова, // журнал Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С.5-8. 12. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.В. Доронова, //журнал Дошкольное воспитание. – 2014. – №1. – С.64 – 69. 13. Дошкольникам о правилах безопасности. 5-7 лет: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / А.Л. Давидович [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2020. – 45 с.: ил. + 8 с. 14. Дошкольникам о правилах безопасности: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, дошк. образования/А.Л.Давидович [и др.].- Минск: Экоперспектива, 2015.-92с. 15. Дурнев, В. С. БЖД в общем образовании: обязательный минимум умений [Текст] / В. С. Дурнев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2015. – №12. 16. Елжова, Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий [Текст] / Н. В. Елжова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2013 – 174с. 17. Елжова, Н. В. Работа с детьми и родителями в ДОУ [Текст] / Н. В. Елжова – Ростов /н Д. : Феникс, 2016. – 140 с. 18. Загвоздкина, Т.В. Учим дошкольников безопасности: группа «Фантазёры»: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования/Т.В. Загвоздкина. – Минск «Зорны верасень», 2008. – 160 с. 19. Извекова, Н. А., Медведева, А. Ф., Полякова, Л. Б., Фетодова, А.Н. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. [Текст] / Н.А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова, под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – с.64. 20. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детских садов / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. - М.: Просвещение, 2000. - 94 с. 21. Кириллов, Г. Н. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Г. Н. Кириллов, // журнал Право и безопасность. – 2014. – № 1 (10) Март. 22. Кирилова, О. С. Красный – стой, зеленый – можно. Желтый светит – осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов [Текст] / О. С. Кирилова, Б. П. Гучков. – Волгоград: Семь ветров, 2015 – 135 с. 23. Котик, М. А. Психология и безопасность [Текст] / М. А. Котик. – Таллин: Валгус, 2014. – 122 с. 24. Кобзева, Т. Г., Правила дорожного движения: обучение дошкольников [Текст] / Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова, / – Волгоград : учитель, 2011. – 127 с. 25. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие. [ Текст] / С. А. Козлова М.: Академия, 2016. – 148 с. 26. Козлова, С. А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности: [ Текст] / С. А. Козлова Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 2014. – 40 с. 27. Комарова, И. А. Научно-методические основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста / И. А. Комарова / / Пралеска. - 2015.- №7. - С . 8-11. 28. Короткевич, Л.Е. Дети, будьте осторожны!: стихи для детей о пожарной безопасности!/ Леонид Короткевич. – Гомель: ОАО «Полеспечать», 2011 – 32 с. 29. Мартынов, С. М. Здоровье ребенка в ваших руках [Текст] / С. М. Мартынов / Советы практического врача-педиатра : кн. для воспитателей и родителей. – М. : Просвещение, 2013. – C. 123 – 160. 30. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с. 31. Мороз, Г.К. Правила эти – помните, дети!: для детей дошкольного возраста. Мозырь: Белый Ветер, 2012.- 8с. 32. Мошкин, В. Н. Закономерности воспитания культуры безопасности [Текст] / В. Н. Мошкин. // Основы безопасности жизни. – 2015. – № 7. – С. 12 – 14. 33. Никонова Л.Е. Дошкольник и социальная безопасность / Л.Е. Никонова, А. С. Синявская // Здаровы лад жыцця. – № 3 (206). – С. 12 – 15. 34. Никонова Л.Е. Теория и методика формирования основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. Комплекс БГПУ/ Л.Е. Никонова. – Минск, 2019. 35. Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования [Электронный ресурс] : постановление М-ва образования Респ. Беларусь от 29.12.2012 № 146 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.03.2013, 8/26737. 36. Ознакомление дошкольников с Правилами дорожного джвижения/ Авт.-сост. Г.В. Шурпач. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. – 98, с 37. Павлюков, С. Ю. Формула безопасности/ С. Ю. Павлюков, Н. С. Окунь – Минск: КИИ, 2015. 99с. 38. Пралеска : Воспитание и обучение детей в дошк. учреждении : Базис. программа и метод. рекомендации / [А.И.Васильева, А.Н.Белоус, Т.Б.Братская и др. ; М-во образования Респ. Беларусь. – 2000. 39. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности / О. Н. Русак. – СПб. : Питер, 2014. – 115с. 40. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада. / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва [электронный ресурс] – М.: Просвещение, 2010. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2013/03/21/programma-raduga 41. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения [Текст] : Для работы с детьми 3-7 лет / Т. Ф. Саулина, – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – с.112. 42. Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского: Здоровый дошкольник. / Авторы – сост. Антонов Ю.Е., Кузнецова М. Н, Марченко Т. И., Пронина Е. И. – М.: АРКТИ, 2011. – 208 с. 43. Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения [Текст] / О. Ю. Старцева – 3-е изд., допол. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 85 с. 44. Степаненкова, Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособ. для воспит. детск. сада [Текст] / Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко. – М. : Просвещение, 2010. – 74 с. 45. Стеркина, Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева. – СПб. : Детство-ПРЕСС., 2014. – 150 с. 46. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице [Текст] : кн. для детей среднего и старшего дошкольного возраста, воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. В. Куцакова и др. – М. : Академия, 2014. – С.48. 47. Тимофеева, Л.Л. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. [Текст] / Л. Л. Тимофеева. – М. : Детство – Пресс, 2015. – 176 с. 48. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания/ М-во образования Респ. Беларусь. — 3-е изд. — Минск : НИО : Аверсэв, 2019. 49. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Г. Хромцова. – М. : 2015. – 188 с. 50. Черепанова, С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам [Текст] / С. Н. Черепанова – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 105 с. 51. Шкляревская, Н.В. Тропинками здоровья и безопасности: перспективное планирование по формированию ЗОЖ и ОБЖ у старших дошкольников/ Н.В. Шкляревская. – Мозырь: Содействие, 2011. – 180с. 52. Шорыгина, Т. А. Основы безопасности для детей 5- 8 лет [Текст] / Т. А. Шорыгина – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 70 с. 53. Шорыгина, Т. А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет [Текст] / Т. А. Шорыгина – М. : Академия, 2006. – 66 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие о безопасности жизнедеятельности, опыте безопасного поведения, социальных опасностях Безопасность жизнедеятельности является серьезной проблемой современного мира, для эффективного решения которой привлекаются знания многих наук, разрабатываются собственные системы терминов и понятий, всевозможных концептуальных схем, различных теоретических положений, аксиом, методов исследования, позволяющие учитывать существующие особенности реального мира. Поэтому термин «безопасность жизнедеятельности» можно рассматривать как научную и методологическую основу для многочисленных специальных дисциплин, к числу которых относятся охрана труда, педагогика, гражданская оборона, ОБЖ и т.д. Несомненно, существует тесная взаимосвязь между безопасностью жизнедеятельности и частными науками о безопасности [2]. В словаре по основам безопасности жизнедеятельности К. Ю. Белой термин «безопасность жизнедеятельности» определяется как «благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека, условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам» [20]. О. Н. Русак рассматривает «безопасность» как определенное состояние окружающей среды, при котором так или иначе обеспечивается невозможность причинения вреда жизнедеятельности человека благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать» [39]. Во многих программных документах, а также в исследованиях по вопросу безопасности жизнедеятельности человека, часто можно встретить понятие «безопасное поведение».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg