Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование первоначальных знаний о числе и счёте у старших дошкольников

one_butterfly 2225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2021
Актуальность и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование первоначальных знаний о числе и счёте у старших дошкольников». Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия, способствующие эффективному формированию первоначальных знаний о числе и счёте у старших дошкольников. Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности сформулированных педагогических условий для формирования первоначальных знаний о числе и счёте у старших дошкольников. Гипотеза исследования: формирование первоначальных знаний о числе и счёте у старших дошкольников будет эффективным в предметно-пространственной среде, создающей следующие педагогические условия: – взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы (на занятиях музыкой, спортом, речевого развития); – стимулирование познавательного интереса детей через положительные эмоции; – исследовательская активность через познавательные и развивающие игры и занятия; – элементарное экспериментирование с различными предметами и материалами. Задачи исследования: 1) Анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы по выявлению особенностей развития первоначальных знаний о числе и счёте в свете современных требований. 2) Описание предметно – пространственной среды, стимулирующей формирование у дошкольников первоначальных математических знаний. 3) Проведение экспериментальной работы, реализующей педагогические условия. 4) Создание педагогических условий способствующих усвоению математических знаний. 5) Формулирование методических рекомендаций для воспитателей ДОУ по формированию первоначальных знаний о числе и счёте. Методологическую основу исследования составили: • философские идеи теории и практики о человеке, как субъекте общественных отношений; • философское положение о социальной природе психологической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования; • личностно-деятельностный подход в организации единой образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении; • традиционные и инновационныеметодики и технологии, связанные с применением информационно-коммуникативных технологий. Решение поставленных задач выполнялось посредством применения теоретических и экспериментальных методов исследования. Методы исследования: – теоретические (изучение и анализ теоретической, психологической, педагогической и методической литературы); – эмпирические (диагностирование дошкольников; наблюдение; беседа индивидуальный контакт с детьми; экспериментирование). Экспериментальная база исследования: В качестве экспериментальной базы выступило МАДОУ «Детский сад №16» г. Ишимбай Ишимбайского района, Республики Башкортостан. В эксперименте принимали участие две старшие группы детей:«Пчелки» – экспериментальная группа, «Винни - пух» – контрольная группа. Участвовали по 25 детей в каждой группе с сентября по ноябрь 2020 года. Теоретическая значимостьисследованиязаключается в систематизации и обобщении современных технологий формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о числе и счёте. Практическая значимость исследованиясостоит в том, что была изучена и применена методика ознакомления детей с числом и счётом, были подобраны специальные задания в условиях внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Положения, выдвигаемые для защиты. 1. Обоснование выбора, определенного комплекса педагогических условий, способствующих формированию элементарных математических представлений у детей, рассматриваемого как средства образовательной деятельности, направленного по линии математических знаний, приобретаемых детьми, в результате учебного взаимодействия с воспитателем, и регулирующее предпосылки учебной деятельности младшего школьника. 2. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста обеспечивается созданием следующей системы работы: – систематическое использование развивающих игр в непрерывной образовательной деятельности с целью формирования математических представлений, предусмотренных дошкольной программой развития; – решение «творческих задач» и задач с «необычным» условием, в которых предоставляется дошкольникам возможность применить свои речевые умения; – в образовательной деятельности, с учетом возрастных особенностей, приучать детей к осознанному исследованию явлений реального мира. 3. Система образовательной деятельности, отраженная в тематическом плане, представленном в Приложение №1, представляет собой подробный перечень различных видов учебного взаимодействия, в играх, объединенную общей целью, содержанием, организационными формами, образующими некоторую целостность. 4. Теоретически обоснованные уровни формирования (высокий, средний, низкий) элементарных математических представлений и разработанный инструментарий диагностики, критерии, позволяют отслеживать положительную динамику уровней и результативности их формирования у дошкольников. Апробация результатов исследования. Во время преддипломной практики, проходившей с 02.09.2020 по 14.11.2020 года. В научных докладах на студенческой научной конференции «Молодежь. Прогресс. Наука», 3 апреля 2019 года и 29 марта 2020 года были представлены результаты наблюдения за непрерывной образовательной деятельностью дошкольников; за деятельностью воспитателя, осуществляющего формирование элементарных математических представлений; анкетирования и тестирования родителей; беседы с дошкольниками. Промежуточные результаты, проведенного исследования, опубликованы в сборниках научных статей. Апробация результатов исследования. Основные результаты были представлены в виде доклада на студенческой конференции в апреле 2020 года. Структура выпускной квалифицированной работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение

Актуальность исследования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования), который представляет собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию» и призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. В примерной образовательной программе дошкольного образования с рекомендациями описана: «Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребёнка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе». Разработанность проблемы. Разработка проблемы формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает важное место, как в психологии, так и в педагогике. Непосредственно проблемам математической подготовки дошкольников посвящены труды крупнейших ученых мира и отечественных исследователей. Проблемой математического развития ребенка занимались Я.А. Коменский, К.Ф. Лебединцев, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель. Неоценимый вклад в теорию и методику элементарной математической подготовки дошкольников в детском саду, внесли современные педагоги и методисты: В.В. Воскобович, Е.С. Демина, В.А. Козлова, A.M. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, В.А. Позина, И.А. Помораева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Тихеева и многие другие педагоги, методисты и исследователи. Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Ерофеева Е.Т. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Фрейлах Н.И. Т.Д. Рихтерман, Е.В. Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.) В содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования представлены: описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учётом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. В примерной образовательной программе дошкольного образования основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для развития интересов детей, области познавательного развития ребёнка, его любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развития, воображения и творческой активности. Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребёнок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счёта, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах. При освоении детьми математического содержания, во взаимосвязи с другими разделами программы, наблюдается большой разброс в знаниях, умениях и навыках. Дело в том, что различаются индивидуальные возможности, и предпочтения дошкольников у одних детей формируются только представления об использовании слов, обозначающих числа, при счёте предметов; у других детей формируются первоначальные знания о числе и счёте.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ О ЧИСЛЕ И СЧЁТЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 9 1.1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников как психолого-педагогическая проблема 9 1.2. Создание предметно – пространственной среды, 24 стимулирующей формирование у дошкольников первоначальных математических знаний 24 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ И СЧЁТЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 37 2.1. Создание педагогических условий эффективности формирования представлений о числе и счёте у старших дошкольников 37 2.2. Описание экспериментальной работы и анализ её результатов 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
Список литературы

1. Абдуллина Л.Б. Развитие логического мышления младших школьников: игры загадки, физкультминутки, конспекты занятий учеб. пособие для студ педвуза / Л.Б. Абдуллина Н.Г. Шмелева; МО и Н РФ. – Стерлитамак изд-во СГПА, 2011. – 75 с. 2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики Курс лекций для студентов дошкольного факультета высшего учебного заведения. – М: Гуманит. изданий центр ВЛАДОС, 2004. – 400 с. 3. Бондаренко А.Н. Практический материал для освоения образовательных областей в старшей группе – М., 2013. – 560 с. 4. Волосовец Т.В. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей ДОО. – М.: Русское слово, 2015. – 456 с. 5. Головнёва Е.В. Теория и методика воспитания младших школьников //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – ч.2. – М.: Академия Естествознания, 2014.– №3.– С.173–175. 6. Гребенникова Н.Л., Косцова С.А. Методика преподавания математики: практический курс учебное пособие./ Н.Л. Гребенникова С.А. Косцова – Уфа: РИЦБашГУ, 2014. – 180 с. 7.Ерофеева Т.И.Освоение ФГОС ДО участниками образовательных отношений – задача переходного периода в системе образования. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2014. – №10. –С. 6-11. 8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 2012. – 480с. 9. Давайте поиграем под ред. А.А.Столяра .М.: Просвещение 1996. – 84 с. 10. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программдошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2012.– 128 с. 11. Дошкольник изучает математику под ред. Т.И.Ерофеевой. М.:ИД «Воспитание дошкольника», 2002. – 234 с. 12. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под редакцией О.В. Дыбиной. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2012 г. – 401 с. 13. Канбекова Р.В. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС. Сборник научных статей Всероссийской (с международным участием) научно – практической конференции, 18 апреля 2013 г./ под ред.И.В. Жирновой // Марийский государственный университет – Йошкар – Ола, 2013г. – с.86. 14. Канбекова Р.В., Салимова Л.Х. Модель профессиональной подготовки будущего педагога в дидактической системе с элементами открытого образования: Монография. – СтерлитамакСтерлитамакский филиал БашГУ, 2013 – 208 с. 15. Корнеева Г. А., Мусеибова Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». – М., 2012. – 148 с. 15.Концепция развития математического образования в Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/3894 16. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6 – 7 лет . М.: ГНОМ и Д, 2001. – 123 с. 17.Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методическое рекомендации. – ТЦ Сфера 2007. – 20 с. 18. Кудрявцев В.Т. Образование в ожидании неожиданного // Дошкольное образование — развивающее и развивающееся Новый взгляд на фундамент образовательной системы. Сб. № 1. – М., 2014. – С. 23– 30. 19. Корнеева Г.А., Розина Е.В., Хорина Л.А. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие для педагогических колледжей и вузов– М.:МГПУ, 2001. – 62 с. 20. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учебн. пособие для студентов пединститутов. – М.: Просвещение , 1974. – 368 с. 21. Математика до школы Пособие для воспитателей детских садов и родителей. состА.А.Смоленцева, О.В. Пустовойт и др. – СПб : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 191с. 22. Математика от трёх до семи З.А. Михайлова, Иоффе Э.Н. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – 176 с. 23. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях учеб.пособие для педагогических институтов /сост. В.В.Данилова. – М.: Просвещение 1987. – 175 с. 24. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М.:1985. – 256 с. 25. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников: Методическое пособие – М: Сфера , 2010 – 128 с. 26.Микляева Н.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ.учрежд. высш. образования /Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с. 27. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. – СПб : ДЕТСТВО – ПРЕСС , 2008.–128 с. 28. Непомнящая Р.Л.Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста– СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. –173 с. 29. Нижников А.И., Дорошкевич O.A., Лужнева Т.А. История математики. Ч. 4. – М., 2001. – 174с. 30. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 104 с. 31. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.Логика и математика для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. – 79 с. 32. Обухова Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для академического бакалавриата. – М., 2016. – 461 с. 33.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М: МОЗАИКА СИНТЕЗ,2014. – 368 с. 34. Павлова Л.И. Ознакомление детей с цифрами как обозначением чисел. .//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения//. – 2015. – №2.-С.36 – 45. 35. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька два – ступенька…: В 1ч. – М., 2014, – 68 с. 36. Полякова М.Н. Создание моделей предметно–развивающей среды в ДОУ Метод.рекомендации: Учеб.–метод пособие.– М.: Изд.–во « Центр педагогического образования», 2008. – 96 с. 37.Помараева И.А. Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада. М.: Мозаика – Синтез, 2013, – 223 с. 38. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. – М.:ТЦ Сфера 2015. – 96 с. 39. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 29 с. 40. Соловьёва Е.В. Математика и логика для дошкольников– М: Просвещение, 2001. – 157 с. 41. Стойлова Л.П. Математика Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Изд центр «Академия», 2013. – 464 с. 42. Сычёва Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Конспекты занятий. – М.: Книголюб 2014. – 104 с. 43. Стожарова М.Ю., Михалёва С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Для детского сада: теория и практика – 2012 №1 С. 70-78. 44. Столяр А.А.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников– М., 1988 – 303 с. 45.Семешина М.А., Шатверян Т.С.Волшебный мир математики. Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015.- №3. – С.29-33. 46. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1980. –130с. 47.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера 2014. – 96 с. 48.Фидлер М. Математика уже в детском саду /Пер.спольск.О.А. Павлова – М..: Мозаика – Синтез, 2006. –159 с. 49. Фрейлах Н.И. Методика математического развития / Н.И.Фрейлах .– 2 - е изд , перераб.и доп. – М. ИД « ФОРУМ : ИНФРА – М, 2015. – 240 с. 50. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб пособие /Е.И.Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого – социального института,Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК , 2005. – 393 с. 51. Эльконин Д.Б. Букварь, ч.2, изд. 2. М.: «Просвещение», 1972. – 164 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ О ЧИСЛЕ И СЧЁТЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников как психолого-педагогическая проблема Вопросы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении детей счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о числах, форме, величине, пространстве. Методы развития у детей представлений о числе и форме нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля, итальянского педагога Марии Монтессори и др. В классических системах сенсорного обучения представлена методика ознакомления детей с геометрическими фигурами, величинами, измерением и счетом, составлением рядов предметов по размеру, весу и т. д. Ф. Фребель видел задачи обучения счету в усвоении детьми дошкольного возраста ряда чисел. Им созданы знаменитые «Дары» – специальное пособие для развития конструктивных навыков в единстве с познанием чисел, форм, размеров, пространственных отношений. Ф. Фребель был убежден в том, что развитие в дошкольном возрасте «пространственного» воображения и мышления создает условия для перехода к усвоению геометрии в школе. Созданные Ф. Фребелем «дары» и в настоящее время используются в качестве дидактического материала для ознакомления детей с числом, формой, величиной и пространственными отношениями [Приводится по: Нижников, Дорошкевич, Лужнева, 2001, с. 26-27]. М. Монтессори, опираясь на идеи саморазвития и самообучения, признавала необходимым создание специальной среды для освоения чисел, форм, величин, а также письменной и устной нумерации. Она предлагала использовать для этого специальный материал: счетные ящики, связки цветных бус, нанизанных десятками, счеты, монеты и многое другое. Обширно представлен в системе М. Монтессори раздел «Логика и счет»: изучение фигур, размеров, способов измерения, проекции, моделирования множеств. Наиболее интересны следующие пособия: «Фигуры из гвоздиков», «Математическое солнце», «Сложи узор», «Объедини множества». В целом обучение математике по системе М. Монтессори начиналось с сенсорного впечатления, что делало математику привлекательной и доступной даже для 3-4-летних детей. Итак, передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать детей ему как можно раньше, примерно с трех лет. Обучение понималось ими как «упражняемость» в выполнении практических, игровых действийс применением наглядного материала, использование накопленного детьми опыта в различении чисел, времени, пространства, мер в разнообразных детских деятельностях. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Методисты дошкольного образования считают: «Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.» [Корнеева, Мусеибова, 2012, с. 12]. Е.С Демина считает: «Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных организациях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.» [Демина, 2012, с. 25]. Формирование представлений о количестве, числе и счете – одна из центральных задач обучения математическим знаниям детей дошкольного возраста. С вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения. Т.В. Волосовец говорит: «Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование становится частью общего образования и вводится как его самостоятельный уровень.» [Волосовец, 2015, с. 55-65]. К одной из самых острых и противоречивых проблем России относится проблема развития современного образования. Основной задачей российской системы образования является обеспечение качества образования. На этом фоне: основная задача детского сада – создать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок проживает дошкольный возраст, развит и мотивированно переходит на следующий уровень образования. Ученые педагоги выделяют периоды психического развития дошкольников: «Дошкольный возраст – это этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом – от 3 до 7 лет. В дошкольном возрасте выделяют три периода: – младший дошкольный возраст (3-4 года); – средний дошкольный возраст (4-5 года); – старший дошкольный возраст (5-7 года).» [Обухова, 2016, с. 15]. Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. Детей третьего и четвертого года жизни считать не учат, а лишь знакомят с различными количественными образованиями и отношениями, развивают сенсорный опыт ребенка, необходимый для успешного овладения счетной деятельностью на этапах старшего дошкольного детства. В настоящее время вопросы методики математического развития детей приобретают в педагогической литературе и методике особое значение. Авторами методических рекомендаций являются передовые учителя и методисты. Опыт практических работников не всегда был научно обоснованным, зато был проверен на практике. Со временем он усовершенствовался, сильнее и полнее в нем выявилась прогрессивная педагогическая мысль. В процессе изучения каждого числа материалом для счета служили пальцы рук, штрихи на доске или в тетради, палочки. Например, при изучении числа 6 предлагалось разложить палочки по одной. Задавались вопросы: «Из какого количества палочек составилось число?», «Отсчитайте по одной палочке, чтобы получилось шесть и т.д. После каждой группы таких упражнений действия записывались в виде таблицы, результаты которой заучивались наизусть, с тем чтобы в дальнейшем производить арифметические действия по памяти, не прибегая к вычислениям. Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной, начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. Это стало возможным благодаря глубокому и тщательному анализу различных точек зрения, подходов и концепций формирования математических представлений, учета достижений отечественной и зарубежной науки, практики общественного воспитания и обучения дошкольников в нашей стране. По утверждению А.М. Леушиной: «В работе по развитию количественных представлений у детей следует особое внимание уделять накоплению чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.» [Леушина, 1974, 6-25]. Разработанная Леушиной А.М. концепция формирования количественных представлений в 60-70-е годы была существенно дополнена за счет научно-теоретической и методической разработки проблемы развития пространственно-временных представлений у дошкольников. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы – цель, содержание, методы, средства и формы организации работы – теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, представлены цели, задачи, система взглядов на базовые принципы, основные направления современного математического образования в России. Целью настоящей Концепции является выведение российского математического образования на лидирующее положение в мире. Основным направлениемреализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средствпедагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни [Концепция развития математического образования в Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/3894]. Чтобы определить с чего нужно начать формирование элементарных математических представлений в ДОО обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Т.В. Волосовец считает: « Согласно ФГОС ДО, на основании которого разрабатывается образовательная программа ДОО, образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)» [Волосовец Т.В., 2015, с. 144-145]. Развитие познавательных способностей дошкольников наиболее ярко проявляется в математике. Успешное решение задач на любом возрастном этапе связано с умением анализировать и синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, сравнивать и обобщать. Для решения этих задач мы обращаемся к программам дошкольного образования, с помощью которых строим образовательный процесс по ФЭМП у детей дошкольного возраста. Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т.е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи [Тарунтаева , 1980, с. 26-27]. В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений. Такой комплекс задач является программой математического развития, обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления, речи. Все это способствует умственному развитию детей и успешной подготовке их к обучению в школе. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП). Данная образовательная программа помогает педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Программа «От рождения до школы»: – соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; – сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); – соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); – обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; – строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; – основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; – предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; – предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; – допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; – строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Воспитателям, работающим по Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, для организации НОД по ФЭМП авторами программы рекомендованы пособия Помораевой И.А., Позиной В.А. «Формирование элементарных математических представлений у детей в детском саду». Помораева Ирина Александровна – методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа, заслуженный учитель России. Позина Вера Арнольдовна – методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа, отличник народного просвещения. В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 2–7 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей. В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система НОД включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности. Проведя анализ популярных основных образовательных программ дошкольного образования («От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, «Детство» под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткной, «Детский сад 2100» А.А. Леонтьева), мы пришли к выводу, что работа по ФЭМП в каждой возрастной группе состоит из пяти разделов: 1. «Количество и счет» 2. «Величина» 3. «Геометрические фигуры» 4. «Ориентировка в пространстве» 5. «Ориентировка во времени» [Приводится по: Демина, 2012, с. 88-93]. В основе методики формирования математических представлений лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала. Итак, необходимо отметить, что методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников прошла долгий путь становления, что способствовало постепенному и глубокому изучению всех вопросов обучения детей математике до школы. Современное состояние теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста сложилось в 80-90-е гг. XX вв. и первые годы нового столетия под влиянием развития идей обучения детей математике, а также реорганизации всей системы образования. Уже в 80-е гг. начали обсуждаться пути совершенствования, как содержания, так и методов обучения детей дошкольного возраста математике. В качестве негативного момента отмечалась ориентировка на выработку у детей предметных действий, в основном связанных со счетом и простейшими вычислениями, без должного уровня их обобщенности. Такой подход не обеспечивал подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем обучении [ Щербакова, 2005, с.392]. С формированием представлений о количестве связано формирование представлений о множестве и числе. В 5-6 лет дети понимают, что множество больше каждой своей части, а часть меньше целого множества –могут устанавливать отношения между целым множеством и его отдельными частями, определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Умеют составлять множества (группы предметов из разных по качеству элементов (разного цвета, размера формы, материала) способны получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет. Как результат измерения, т.е. как отношение всей величины (целого к условной мерке (части , как показатель количества. Дети начинают осознавать основной принцип построения натурного ряда (n=n+1). Как следствие, они могут отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10), способны сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств. На этой стадии, кроме того, происходит абстрагирование числа от конкретных множеств. По мнению Ж. Пиаже, это выражается в усвоении идеи числа таким образом, что число объектов в группе «сохраняется» независимо от того, как их растасовать или расположить формируется понимание независимости числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения и направления счёта ( справа налево, слева направо, с любого предмета) [ Столяр, 1988, с. 303]. Дошкольники различают вопросы «Сколько?» и «Который » («Какой?») и отвечают на них могут считать до 10 – по порядку знают количественный состав числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 – это один, ещё один и ещё один знакомы с образованием каждого числа в пределах 5 – 10 (на наглядной основе); способны правильно обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп (здесь 5 ёлочек, 5 матрёшек, 5 машин всех игрушек по 5) [ Метлина, 1985, с. 56]. Долгое время математическое развитие рассматривалось как формирование математических представлений и связанных с ними умений ребёнка, т.е. не проводились различия между процессом развития и формирования. Вместе с тем учёные представляли математическое развитие дошкольника как процесс качественного изменения в результате формирования у ребёнка математических представлений и понятий (Л.А.Венгер, В.В. Абашина и др.). Однако если признать, что математическое развитие является следствием обучения математическим знаниям, то невозможно ответить на вопрос: почему одни дети могут эффективно усваивать материал, а другие нет, даже находясь в одинаковых или одних и тех же условиях обучения? При этом содержание математического развития детей дошкольного возраста можно представить в триединстве его компонентов: – математические представления и понятия; – математические зависимости и отношения; – математические действия. Таким образом, содержание не исчерпывается формированием математических представлений. Более того, здесь существует даже обратная закономерность: Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов [ Столяр, 1996, с.110] ещё в 70-х гг.XX в. доказали что одним из решающих факторов в развитии детей выступает содержание обучения. Это означает, что чем богаче и доступнее для дошкольника содержание, полноценнее происходит формирование математических представлений. Так, для дошкольников под содержанием обучения понимаются: – объём и характер математических знаний, умений и навыков которыми должны овладеть дети в процессе организации различных видов деятельности; – формирование взаимосвязей между разными математическими понятиями и их встраивание в систему опираясь на линейно – концентрический принцип повторения и обобщения; – ознакомления с рядом математических зависимостей и отношений; – овладение основными и дополнительными способами осуществления математических действий. При этом используются специфические средства умственного воспитания, связанные с освоением детьми средств мышления. Содержание относящиеся только к развитию математических представлений, долгое время считалась система представлений, включающих в себя следующие понятия: – количество, число, множество, подмножество; – величина, мера; – форма предмета и геометрические фигуры; – понятие о пространстве (направление, расстояние взаимное расположение предметов в пространстве ; – понятие о времени (единицы измерения времени, некоторые его особенности) [ Ерофеевва, 2014, с.6 – 7]. Позднее к данному содержанию было добавлено формирование у детей способов математических действий (основных и дополнительных . Цели математического развития детей являются системобразующими компонентами для образовательного процесса в детском саду С одной стороны, они тесно связаны с содержанием работы по математическому развитию с направлением реализации воспитательно–образовательногопроцесса, с другой – определяют специфику реализации педагогической концепции и подхода. Например, личностно – ориентированный и индивидуальный, комплексные подходы реализуются в программе «Истоки», разработанной под руководством Ларисы Алексеевны Парамоновой. Уровнево-дифференцированный и интегрированный подходы дают возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка (такого подхода придерживается авторский коллектив программы «Детство» – В.И. Логинова Т.И Бабаева, Н.А. Ноткина и др.). Системный и комплексно – тематический подходы лежат в основе программы «От рождения до школы под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, Тамары Семёновны Комаровой, преемственной по отношению к самой популярной программе последнего десятилетия – «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой системно - функциональный поход, связанный с развитием способностей детей – в программе «Развитие» коллектива под руководством Леонида Абрамовича Венгера, Ольги Михайловны Дьяченко; системно - деятельностный подход в основе обучения детей началам математики в программе «Школа 2100» [ Новикова, 2010, с. 104]. В основном такое содержание задаётся в программах ориентированных на реализацию личностно - ориентированного подхода к детям и технологий развивающего обучения Его конкретизация в настоящее время в рамках предматематической подготовки раскрывается в трёх направлениях: 1) арифметическом (цифры и число от 0 до 10, основные свойства натурального ряда и др.); 2) геометрическом (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение фигур на плоскости, в пространстве изготовление их моделей из бумаги и др.); 3) содержательно - логическом обеспечивающим условия для развития психических процессов: внимания, памяти восприятия, мышления у детей
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg