Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ЦЕРЕБРО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА

ilya_konst87 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2021
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ЦЕРЕБРО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА Выпускная квалификационная работа
Введение

Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со взрослыми и сверстниками. В исследованиях Гойхман О.Я. [4], Жукова Ю.М. [8], Леонтьева А.А. [14], Лисиной М.И. [15], Марковой А.К. [19] отмечается, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Лисина М.И. [15], Маркова А.К. [19] подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, авторы отмечают, что человек формируется как личность и субъект деятельности. Общение становится важнейшим фактором развития личности. В психологической науке общеустановлено, что коммуникативная деятельность пробуждается и более стремительно формируется в детском возрасте (А.В. Запорожец, М.И. Лисина [15], Е.О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.). Ребенок с самого рождения живет среди людей и вступает с ними в различные взаимоотношения. Его коммуникативные связи стремительно формируются в дошкольном возрасте. Обратившись к словарю русского языка, мы получили следующие определения коммуникации. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» объясняется как сообщение, общение. Речь как средство коммуникации (прил. – коммуникабельный) [18]. В словаре синонимов определения «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что дает возможность рассматривать данные термины эквивалентами [18]. Коммуникация, по мнению психологов – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня психологического и культурного развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. Коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора (Т.М. Дридзе) [5]. Задержка психического развития у детей является одной из наиболее распространенных форм психической патологии. Дети с ЗПР составляют в наше время почти четвертую часть детской популяции. Изучение психологами и педагогами детей с ЗПР началось относительно недавно - около 15 лет назад. Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах М.С. Певзнер [22], Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Л.И. Переслени [16], З.И. Калмыковой [17] и др. Многие авторы (М.С. Певзнер [24], Е.С. Слепович [28], Р.Д. Триггер [33], У.В. Ульенкова [34] и др.) отмечают недостаточность развития общения у детей с ЗПР, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения. Экспериментальных исследований коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития, как отмечает Р.Д. Триггер в своей работе «Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития», немного. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящий момент нет целостного представления о закономерностях становления у них навыков общения; недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному формированию основных операциональных компонентов их коммуникативного акта. Цель исследования: Изучение особенностей развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ЗПР. Предмет исследования: Особенности развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ЗПР церебро-органического генеза. Объект исследования: Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с ЗПР церебро-органического генеза. Гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с ЗПР снижена необходимость в общении, общение носит ситуативный характер. Целенаправленное развитие коммуникативной деятельности у детей и достижение ее развивающего эффекта становится возможным при создании развивающих образовательных условий в концепции дошкольного обучения и воспитания. Одной из форм данных условий может быть регулярное, регламентированное, специально организованное коммуникативное обучение, которое даст возможность ребенку правильно взаимодействовать с окружающими его людьми в различных ситуациях. В соответствии с целью, предметом и предложенной гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2. Исследовать особенности развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с нормой развития и с ЗПР церебро-органического генеза. 3. Разработать рекомендации для педагогов по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ЗПР церебро-органического генеза. Методы исследования: - теоретические: анализ и изучение научной литературы по данной проблеме; - эмпирические: для исследования уровня развития коммуникативных навыков использована методика Е.О. Смирновой, А.Г. Рузской [27], педагогический эксперимент; - количественный и качественный анализ полученных данных, статистическая обработка результатов. База исследования: МБДОУ ДС №14 «Олененок». В исследовании участвовало 2 группы детей: 10 детей дошкольного возраста с ЗПР церебро-органического генеза. Контрольную группу составили дети с нормой развития дошкольного возраста в количестве 10 детей. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении так же в уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования. Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций для воспитателей по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ЗПР церебро-органического генеза. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (источников), приложений.
Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………..…………………………..7 1.1.Особенности коммуникативных навыков у дошкольников 7 1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 9 1.3.Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 15 Заключение……………………………………………………………………….20 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ………...…22 2.1.Методология исследования (концепции, методы, подходы).………….…22 2.2.Организация исследования ……………….………………………………..23 2.3.Характеристика детей, участвующих в исследовании ……………...……25 2.4.Методика констатирующего эксперимента………………………………..27 Заключение……………………………………………………………………….28 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР И НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ…………………………..…………………….29 3.1 Организация исследования развития коммуникативных навыков у дошкольного возраста с ЗПР…...……………………………………………….29 3.2.Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР и с нормой……………...…….…………………32 3.3.Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР………………….……..………36 3.4.Динамика уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР……………………………………..……………..40 Заключение……………………………………………………………………….46 ГЛАВА IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР……………………………………………………………….49 Список использованных источников…………………………………………...52
Список литературы

1. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с. 2. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития [Текст]/Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - НИИ дефектологии Акад. пед. наук СССР М.: Педагогика,2014.- 256 с 3. Выготский Л.С. «Педагогическая психология.-М., 1991.-стр. 138-144» 4. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: /О.Я. Гойхман, Т.М. 5. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 6. М, ИС РАН, 2000. 7. Давыдов В.В. М.: ИНТОР, 1996 Теория развивающего обучения. 8. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении:/ Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. Киров, 2014. -142 с.Надеина. - М.: Инфа, 2011. - 272 с. 9. Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет. 2010г. 10. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. – СПб: Речь, 2003. – 432 с. 11. Иванов В.Ф. Массовая коммуникация: монография.2013г. 12. Крысько, В. Г. Психология [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Крысько. – М.: Изд-во: Вузовский учебник, 2014. – 251 с. 13. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей [Текст] : учеб. пособие / В. В. Лебединский. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. – С. 45. 14. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]:/ А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2007. - 365 с. 15. Лисина, М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками [Текст]:/ М.И. Лисина, Р.А. Смирнова, под редакцией Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2005. 16. Лисина, М. И. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. ? М.: Педагогика, 1974. ? 288 с. 17. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина. Воронеж: МОДЭК, 1997. ? 384с.18. Матис Т.А., А.Б. Орлов. Кн. для учителя М.: Просвещение, 2000. 192сС.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка 19. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]:/ А.К. Маркова, 20. Макарова О.А., Пьянова Е.Н. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: конспект лекций/ О.А. Макарова, Е.Н. Пьянова; ЕИ Каз.федер.ун-та. – Елабуга, 2014. – 168 с. 21. Малышев В.Г,Щанкин А.А, Щанкина Г.И. «Особенности психоневрологического статуса ребенка в норме и при патологии» стр.34 22. Новоселова, С. Л. Игра дошкольника [Текст] / С. Л. Новоселова. ? М.: Просвещение, 1989. ? 286 с. 23. Никашина, Н. А. Обучение детей с ЗПР [Текст] / Н. А. Никашина // Дефектология. – Смоленск, 1994. – С. 38 – 49. 24. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М. С. Певзнер. – М., 2000. – 12 с. 25. Павлова, О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст] : психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М.:Педагогика, 2007. – 304 с. 26. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М. С. Певзнер. – М., 2000. – 12 с. 27. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками: хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе» /. А. Г. Рузская. - М., 2004 28. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. – 96 с. 29. Семаго, Н. Я. Проблемные дети; основы диагностической и коррекционной работы [Текст]: 3-е изд., испр. И доп. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. –М.: АРКТИ, 2003. –208 с 30. Стрекалова, Т. А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР [Текст] / Т. А. Стрекалова // Дефектология. – М. 1987. – №1. – С. 64 – 69. 31. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. —Т.2.—М.—1959.—406 с. 32. Сафьянов, В. И. Этика общения [Текст]: учеб. пособие / В. И. Сафьянов. – М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. – 164 с 33. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития: / Р.Д. Тригер. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с. 34. Ульенкова, У.В. Об особенностях саморегуляции в интеллектуальной деятельности 6-летних детей с ЗПР: / У.В. Ульенкова, Дефектология. - 2000. - №4.- С.46-50. 35. https://nsportal.ru/
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1 Особенности коммуникативных навыков у дошкольников Коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора (Т. М. Дридзе) [5]. Значимая медико-социальная проблема связана с недоразвитием коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития, над ее решением работают, многие годы, психологи, педагоги и детские психиатры. Для преодоления коммуникативных проблем у детей с задержкой психического развития должна осуществляться поддержка на уровне семьи и общества. Цель родителей: понимать характерные черты развития своего ребенка и учитывать их, таким образом, должны применять соответствующие стили воспитания. Задача общества: проявлять терпимость к детям с нарушениями развития; быть подготовленными к инклюзивному образованию. В дошкольных образовательных учреждениях необходимо обеспечивать возможность для организации развития коммуникации детей с задержкой психического развития церебро-органического генеза, это послужит решением проблемы развития и вырабатывания коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. Ребёнок, с первых минут жизни вступает в контакт с окружающими людьми, со временем эти отношения всё больше и больше усложняются, и реформируются. Главные навыки взаимодействия с другими людьми, ребенок получает в период с 3 до 7 лет, в последствии формируются представления о себе, о своих способностях. Общение является основой развития взаимоотношений между людьми и так же дает возможность достигать взаимопонимания между ними [12].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg