Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Принятие группового решения, его характеристика.

one_butterfly 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2021
Актуальность исследования заключается в том, что детальное изучение управленческого процесса принятия групповых решений способствует повышению качества групповых решений и сплоченности команды, повышению эффективности групповой деятельности. Объект исследования: процесс принятия группового решения. Предмет исследования: специфика и методы принятия группового решения. Цель исследования: выделение аспектов процесса принятия групповых решений. Данная цель достигается в ходе решения следующих задач исследования: • Рассмотреть понятие группового решения, концепцию выполнения, контроль и качество реализации, преимущества групповых решений по сравнению с индивидуальными; • Определить методы принятия группового решения; • Проанализировать место групповых решений в системе принятия управленческих решений; • Проанализировать и выявить особенности принятия решения в группах курсантов Академии ФСИН России. Для более полного изучения материала работа была разделена на две части, в первой главе последовательно изучается понятие группового решения, специфика, методы принятия, преимущества и контроль качества группового решения. Вторая глава посвящена эмпирическому анализу принятия решений в системе принятия групповых решений курсантами Академии ФСИН России, а также разработке комплекса психолого-педагогических мероприятий по улучшению стратегии выработки групповых решений у курсантов Академии ФСИН России. Для решения поставленных задач используются, прежде всего, исследование и анализ монографической и периодической литературы, изучение статистических данных, результатов исследования, сравнение различных точек зрения и их синтез.
Введение

Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, поскольку принятие решения - одна из важных функций лидера, а организация группы для принятия такого решения - довольно сложная функция. В условиях повседневной жизни, когда деятельность групп активизируется во многих слоях общества, эта проблема становится особенно актуальной. Не только в социальной психологии, психологии управления, но и в повседневной практике разработаны различные методы принятия групповых решений, и дело науки состоит в том, чтобы полностью выявить их возможности, оценить их эффективность и применимость в различных конкретных ситуациях. Более детальное рассмотрение управленческих аспектов процесса принятия групповых решений будет способствовать повышению качества групповых решений и сплоченности команды, более эффективной групповой деятельности.
Содержание

Содержание: Введение: ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРИНЯТИЯ ГРУППОВОГО РЕШЕНИЯ 1.1. Понятие процесса принятия группового решения, его характеристика 1.2. Структура принятия группового решения 1.3. Методы и принципы коллективного принятия решения…………………… ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ ГРУППОВОГО РЕШЕНИЯ 2.1. Закономерности структурной организации принятия группового решения 2.2. Качество групповых решений 2.3. Стратегии выработки группового решения Заключение: Список литературы:
Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996. 2. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. 3. Веракса, Н.Е. Социальная психология: Учебник / Н.Е. Веракса. - М.: Академия, 2018. 4. Гулевич, О.А. Социальная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. - Люберцы: Юрайт. 5. Денисова, Ю.В. Социальная психология. / Ю.В. Денисова, Е.Т. Имашева. - М.: Омега-Л, 2018. 6. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2017. 7. Журавлев, А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. - М.: Форум, 2019. 8. Карпов А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия групповых решений // Вопросы психологии, 2004, №1. 9. Корягина, Н.А. Социальная психология. Теория и практические методы: Учебник / Н.А. Корягина. - Люберцы: Юрайт, 2016. 10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991. 11. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 2002. 12. Мельникова, Н.А. Социальная психология / Н.А. Мельникова. - М.: Рипол-классик, 2017. 13. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 3-е издание. М. 14. Никуленко Т. Г. Психология менеджмента. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 15. Психология. Учебник. /Под редакцией А.А.Крылова. - М.: «ПРОСПЕКТ», 2000. 16. Розанова В.А. Психология управления. М.: ООО «Журнал «управление персоналом», 2003. 17. Руденко, А.М. Социальная психология для бакалавров: учебник / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2016. 18. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология общения: Монография / А.Л. Свенцицкий, В.Н. Панфёров, Л.В. Куликов и др. - М.: Инфра-М, 2017. 19. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Учебное пособие для СПО / Л.Д. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. 20. Соловьева Т. Иду на "Вы" Практика мозгового штурма.//Лаборатория рекламы, 2007,№ 03. 21. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина. - М.: Юнити, 2016. 22. Управление организацией/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2003. 23. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА-М, 2001. 24. Шипунов В.Г. Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Управление персоналом. Управленческая психология. Управление на предприятии. М., 1999. 25. Чалдини, Р. Социальная психология / Р. Чалдини. - СПб.: Питер, 2016.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРИНЯТИЯ ГРУППОВОГО РЕШЕНИЯ 1.1. Понятие процесса принятия группового решения, его характеристика Прежде чем перейти к изучению особенностей процесса принятия групповых решений, обратимся к определению этого понятия. Итак, словарь психологических терминов дает следующее определение: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ в психологии традиционно рассматривается как этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия. Производственный процесс П. п. включает появление новых целей, оценок, мотивов, установок, смыслов. Изучение волевых действий в русской психологии связано с именами Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца, Д. Н. Узнадзе. Согласно формальной (математической) теории П. р., П. р. называется любое действие выбора из заданного числа альтернатив в соответствии с имеющимся критерием. Однако психологическая реальность П. р. может не совпадать со схемами формальной теории, что выражается в забывании или игнорировании альтернатив или их последствий, в недооценке или переоценке объективных вероятностей, в изменении решений в условиях групповой деятельности, в детерминированной интерпретации задач с риском, во включении только той информации в идее задачи, которая указывается непосредственно в «самоподтверждении гипотез», в игнорировании информации об их априорных вероятностях, в связываниии полезности с наличием альтернатив и с характером того множества вариантов, в который они включены. Это обстоятельство требует различать психологические представления о п. р. и формальные схемы п. р. [5, с. 78-81? Давайте рассмотрим плюсы и минусы группового принятия решений. Американские психологи обнаружили, что групповое обсуждение порождает вдвое больше идей, чем когда одни и те же люди работают в одиночку. В то же время решения, принимаемые группой, более точны, чем индивидуальные. Это связано с тем, что группа в целом обладает большим количеством знаний, чем один человек. Более того, эта информация более разносторонняя, что обеспечивает большее разнообразие подходов к решению проблемы. Однако при принятии решений группы обычно не поощряют проявление творческих мыслей. Чаще всего группа подавляет творческие порывы отдельных ее членов. Принимая решение, группы могут следовать шаблонам, к которым они привыкли с течением времени. С другой стороны, группы лучше понимают новаторскую идею, чем отдельные люди. Таким образом, группа иногда используется для того, чтобы судить о новизне и оригинальности идеи. При групповом принятии решений повышается приемлемость принятых решений для всех членов группы. Известно, что многие решения не воплощаются, потому что люди с ними не согласны. Однако, если люди сами участвуют в принятии решений, они с большей готовностью поддерживают их и побуждают других соглашаться с ними. Участие в процессе принятия решений налагает на человека соответствующее моральное обязательство и повышает уровень его мотивации, если он вынужден выполнять эти решения. Важным преимуществом групповых решений, принимаемых в любой реальной организации, является то, что такие решения могут восприниматься как более легитимные, чем решения, принимаемые в одиночку. [14, с. 68-69] 1.2. Структура принятия группового решения Когда принимается групповое решение, мы говорим о групповом обсуждении конкретной проблемы, в результате которого группа как таковая принимает конкретное решение. Групповой процесс принятия решения состоит из четырех этапов: 1. Установление фактов (групповое интервью). 2. Оценка фактов (мнения по установленным фактам). 3. Поиск решения (брейнсторминг/мозговой штурм). 4. Принятие решений. Первый этап: основная задача - сбор данных. Этот этап чисто фактический и объективный. На этом этапе участники совместного обсуждения стараются воздержаться от оценки собранных фактов. Наиболее распространенный метод сбора мнения всех участников в группе по определенному вопросу - это групповое интервью. Эффективность группового интервью зависит от тщательной подготовки: - заранее уведомить всех участников группы о целях группового обсуждения, четко обозначить тему; - выберать удобное для всех время обсуждения, установив продолжительность около 1,5 часов; - обеспечить физический и психологический комфорт (желательно наличие круглого стола, не должно быть сторонних наблюдателей и т. д.). Задача интервьюера (проводящего групповое интервью) - с одной стороны контролировать динамику группы, с другой - направлять группу к достижению поставленной цели. Для этого он должен способствовать активному участию каждого члена группы в обсуждении задач. Этому способствует личное поведение интервьюера. Он ни в коем случае не должен подавлять группу, стараться избегать выражения своего собственного мнения или каких-либо суждений о деятельности группы. Он должен ограничиться тем, чтобы направлять речи участников в правильном направлении и вносить в них ясность. Этому способствует использование некоторых психотехнических приемов: 1) Хороший способ побудить участников собеседования поговорить - это повторно представить эмоциональное содержание сказанного. Это повторение должно быть как можно более объективным, следует избегать всякой оценки, чтобы в группе не возникло сопротивления. 2) Для уточнения высказываний отдельных членов группы полезно задать дополнительные вопросы, сформулированные в открытой форме, что облегчает респондентам процесс самовыражения. 3) Если во время интервью один из участников задает вопрос ведущему, то он может «перенаправить» этот вопрос на всю группу или самому участнику (в первом случае это будет вопрос эстафеты, во втором - вопрос-эхо). 4) По завершении обсуждения отдельных моментов ведущий должен обобщить сказанное. При необходимости он может обратить внимание участников на спорные моменты, но его цель - не привести всех к единому мнению, а подвести промежуточный результат. Второй этап носит оценочный, диагностический характер. У участников есть возможность сказать все, что они думают о собранных данных. Ведущий собрания в это время только фиксирует высказанные мнения. На данном этапе пока рано начинать искать решения проблемы. Поиск решения происходит на третьем этапе. Третий этап: брейнсторминг (мозговой штурм) - поиск решения проблемы. На этом этапе ни ведущий, ни участники не должны критиковать мнения других участников. Группа должна выразить как можно больше идей по одной конкретной проблеме. Процесс мозгового штурма включает три этапа: 1. Вводный этап, длится примерно 15 минут. В течение этого времени докладчик предоставляет информацию о методе, правилах и четко излагает проблему, которую необходимо решить. 2. Основная узловая фаза мозгового штурма длится около часа. Самый творческий этап - когда активность участников максимальна и идеи выражаются свободно. 3. Заключительный этап. Ведущий сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, которые смогут оценить их с точки зрения их реального применения. Если позже у участников появятся другие идеи, они смогут представить их в письменном виде в течение 24 часов. Наибольший успех мозгового штурма возможен при соблюдении следующих условий: - в группе должно быть не более 10 человек; - статус участников должен быть примерно равным; - в группе должно быть только несколько человек, хорошо разбирающихся в рассматриваемой проблеме, чтобы дать полный простор воображению участников; - обсуждение должно проходить в комфортной непринужденной обстановке, чтобы участники чувствовали себя непринужденно. Стулья следует расставить по кругу, стол - по желанию; - участники должны обращаться друг к другу по имени; - лидер не должен подавлять группу, но именно он руководит ее работой; - при мозговом штурме, помимо основных участников, нужны наблюдатели «за кругом», которые должны без разбора записывать все сказанное, но не мешать работе группы. В некоторых случаях лидер сам записывает высказывания участников на доске. Четвертый этап - этап принятия решения. Группа сравнивает предложенные решения с «диагнозом», установленным на втором этапе, происходит своеобразный перебор вариантов решения, их сравнение и выбор наиболее оптимального. Обычно на этом этапе во время обсуждения присутствует около десяти человек. Ведущий отмечает на доске план обсуждения, записывает все поступающие предложения, а также обсуждает каждое предложение отдельно. В большей степени успех группового принятия решений зависит от деятельности лидера, направляющего работу всей группы. Это должно создавать атмосферу доверия и способствовать сотрудничеству между членами группы. Для этого необходимо постоянно создавать условия и поощрять свободное выражение идей, чувств и позиций, не мешать говорить и уметь слушать, принимать чувства, проявляемые участниками, и уметь выражать их самостоятельно. [16, с. 101] 1.3. Методы и принципы коллективного принятия решения Примером коллективного принятия решений является метод Дельфи, названный в честь греческого города Дельфы, известного своими жившими здесь мудрецами - предсказателями будущего. Метод Дельфи - это процедура многократного анкетирования. После каждого тура данные опроса обрабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием местоположения оценок. Первый раунд анкетирования проводится без аргументации, во втором - может быть аргументирован ответ, который отличается от других, либо эксперт может изменить оценку. После того, как оценки стабилизируются, исследование прекращается, и предлагаемое экспертами или исправленное решение принимается. Морфологический метод и метод анализа круга проблем. Методы заключаются в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные комбинации. Для каждого из них или только для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект. Метод аналогии. Идея метода - изолировать возникшую проблему и попытаться решить ее, используя идеи из других сфер жизни и науки. В свое время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука - синектика. Область ее заимствования технических идей в биологии называется бионика. Чтобы использовать метод аналогии, вы должны: - выявить причину затруднений; - максимально формализовать его до уровня, воспринимаемого специалистами из других областей; - описать цели будущего решения и объективные ограничения; - выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по смыслу решения; - подобрать команду специалистов из выбранной области; - организовать и провести мозговой штурм; - интерпретировать полученные решения для исходной области; - выберите из них те, которые реализованы и наиболее эффективны. Случайный импульс. Наш мыслительный аппарат функционирует как самоукрупняющаяся система памяти. Количество внимания ограничено и ассоциативно. Те. когда два сигнала поступают в мозг одновременно в специально созданных условиях, между ними должна быть установлена определенная логическая цепочка, способная существенно изменить восприятие каждого из сигналов. Основные приемы для ускорения этого процесса: - объединение множества людей; - посещение мест, где много случайных вещей (магазин, выставка, библиотека и т. д.); - Сознательное объединение ранее не связанных мыслей, например, использование случайных слов-подсказок. Метод «635». Шесть человек высказывают три идеи за пять минут по заданному вопросу. Затем по часовой стрелке передаются листовки с их мнениями. В течение следующих пяти минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Это делается до тех пор, пока все не проработают все идеи группы. За полчаса готовы максимум 18 разработанных предложений. Следующие полчаса отведены на обсуждение, дополнение и выбор лучших вариантов. Метод модерации. Участники заполняют по три карточки с кратким описанием своих проблем (анонимно). Модератор перемешивает полученные карточки и, в свою очередь, объявляет их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение остается за автором данной карты. В результате все проблемы разбиты на группы (кластеры). Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него любых проблем, разделение на несколько более мелких групп или их объединение. Общее название кластеров разрабатывается. Их относительная важность определяется. Также существует японская (кольцевая) система принятия решений - «кингисё», суть которой в том, что к рассмотрению готовится проект нововведения. Передается на обсуждение лицам, внесенным в список, составленный руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои комментарии в письменной форме. Затем проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, мнение которых не совсем понятно руководителю. Специалисты подбирают свое решение с учетом индивидуальных предпочтений. А если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяется по одному из следующих принципов: - большинства голосов - выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников; - диктатора - за основу берется мнение одного лица. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных ситуациях; - Принцип Курно применяется при отсутствии коалиций, т.е. предлагается количество решений, равное количеству экспертов. В этом случае необходимо найти решение, которое отвечало бы требованию индивидуальной рациональности без ущерба для интересов каждого в отдельности; - принцип Парето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным решением будет такое, что менять сразу всех участников группы невыгодно, так как это объединяет их в достижении общей цели; - Принцип Эджворта используется, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. [24, с. 123-136] Зная предпочтения коалиций, вы можете принять лучшее решение, не причиняя друг другу вреда.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Теория управления, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 22 страницы
264 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 40 страниц
480 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 33 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg