Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Оценка эффективности корпоративной социальной ответсвенности

one_butterfly 2725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 109 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.06.2021
Целью данной работы является анализ и совершенствование оценки эффективности корпоративной социальной ответственности фирмы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ? изучить понятие «корпоративной социальной ответственности», основные модели и принципы; ? рассмотреть организационно-экономическую характеристику ООО «ГАЗ»; ? проанализировать финансово-экономические показатели ООО «ГАЗ»; ? оценить уровень корпоративной социальной ответственности ООО «ГАЗ»; ? дать рекомендации, направленные на повышение эффективности КСО; ? оценить эффективность предложенных рекомендации для ООО «ГАЗ». Объектом исследования является экономическая и социальная деятельность ООО «ГАЗ» Предметом исследования – экономические и социальные аспекты корпоративной социальной ответственности. При написании данной работы в качестве теоретической основы были работы российских и зарубежных исследователей по рассматриваемой проблеме; публикации периодических изданий; официальные документы, методические рекомендации, международные стандарты регулирования корпоративной социальной ответственности, бухгалтерская отчетность ООО «ГАЗ». Методологической основой являются общенаучные методы сравнения, дедукции, абстрагирования, индукции, анализа и синтеза. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности применения основных выводов и положений исследования при разработке методических рекомендаций по реализации корпоративной социальной ответственности. Полученные результаты оценки эффективности социальной ответственности ООО «ГАЗ» и предложенные рекомендации по ее совершенствованию могут быть использованы руководителями и специалистами компании для внутреннего анализа и выработки управленческих решений. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы концепции корпоративной социальной ответственности. Во второй главе изучены организационно-экономическая характеристика ООО «ГАЗ», его основные финансово-экономические показатели и проведена оценка уровня корпоративной социальной ответственности. В третьей главе представлены рекомендации по совершенствованию системы КСО и оценена их эффективность.
Введение

Становление и функционирование социально-ориентированной экономики предполагает формирование эффективных механизмов взаимодействия бизнеса и общества. Ключевым механизмом является социальная ответственность деятельности фирм, которая включает в себя как благотворительную деятельность, так и развитие внутренней и внешней среды компаний. Корпоративная социальная ответственность является темой многочисленных споров и критики, для российского общества данное понятие является довольно новым. Сторонники применения данного подхода утверждают, что компании получают огромное преимущество от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем получение прибыли в краткосрочном периоде. Критики же считают, что усиленное внимание к социальной ответственности уводит в сторону от ключевой экономической роли предпринимательской деятельности и является ничем иным, как приукрашиванием действительности. Значимость корпоративной социальной ответственности объясняется высокимуровнем хозяйственного развития, создающей материальные возможности для поддержания качества и уровня жизни и ростом роли нематериальных факторов экономического роста, обусловленных необходимостью вложений в человеческий капитал. Огромное количество компании выступают как социально ответственные, но в то же время не все из них соблюдают принципы корпоративной социальной ответственности. Заинтересованным сторонам становится все труднее доверять таким заявлениям. Нынешняя ситуация обозначила новый аспект в старой проблеме, необходимой для измерения уровня корпоративной социальной ответственности. Социальная защита сотрудников и развитие региональной социальной инфраструктуры являются одними из важнейших факторов стабильности фирмы. Однако, в условиях финансово-экономической нестабильности в стране большинство фирм сталкиваются с проблемами поддержания прибыльности. Следовательно, в текущих условиях возникает необходимость оптимизации затрат компании, а также внесение изменении в ранее взятые обязательства с учетом реальных возможностей фирм. В связи с этим актуальным становится вопрос оценки эффективности корпоративной социальной ответственности компании, уделяющее основное внимание расходам на социальную деятельность. Отсутствие критериев оценки, характеризующих реализацию и полезность корпоративной социальной политики, затрудняет анализ текущего состояния, прогнозирование и планирование будущих социальных потребностей и расходов, а также препятствует эффективному управлению социальной деятельностью компании. компании, контроль мероприятий и средств, направленных на реализацию социальной политики. Следовательно, актуальность данной работы обусловлена, высокими мировыми требованиями к ведению бизнеса в части социальной ответственности, увеличивающейся социальной нагрузкой на предприятия в современных условиях ведения бизнеса и отсутствием стандартизированной системы оценки эффективности корпоративной социальной ответственности фирмы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………. 7 1.1 КСО: сущность, основные понятия, модели и принципы…………... 7 1.2 Эффективность корпоративной социальной деятельности и проблемы ее оценки……………………………………………………….. 18 1.3 Анализ методов оценки корпоративной социальной ответственности…………………………………………............................. 28 2 ОЦЕНКА КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИИ ООО «ГАЗ» …………... 57 2.1 Общая характеристика ООО «ГАЗ» ………………………………… 57 2.2 Анализ финансово-экономических показателей ООО «ГАЗ»……… 62 2.3 Анализ КСО ООО «ГАЗ» …………………………………………….. 73 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КСО…………………………. 78 3.1 Мероприятия, направленные на повышение эффективности КСО… 78 3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий……………… 84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 90 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 94 ПРИЛОЖЕНИЕ А Матрица оценки эффективности социально ответственной деятельности……………………………………………… 99 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Количественные показатели для оценки КСО ООО «ГАЗ»……………………………………………………………………... 100 ПРИЛОЖЕНИЕ В Расчет прогнозных количественных показателей для оценки эффективности КСО ООО «ГАЗ»…………………………… 102 ПРИЛОЖЕНИЕ Г Расчет прогнозных количественных показателей для оценки эффективности КСО ООО «ГАЗ»…………………………… 108
Список литературы

1. Стандарт GRI - Директивы Глобальной Отчетности [Электронный ресурс] // Global Reporting Initiative, All Rights Reserved : официальный сайт. – Режим доступа: http:// www.globalreporting.org/Home/LanguageBar/ RussianLanguagePage.htm (дата обращения 30.12.2020) 2. Международный стандарт ISO 26000:2010 Руководство по социальной ответственности [Электронный ресурс] // Международная организация по стандартизации (ИСО) : официальный сайт. – Режим доступа: www.iso.org/iso/ru/home/standards/iso26000.htm (дата обращения 30.12.2020) 3. Национальная сеть глобального дговора [Электронный ресурс]: портал. – Режим доступа: http://www.unglobalcompact.org/Languages/ russian (дата обращения 30.12.2020) 4. Социальная Хартия российского бизнеса [Электронный ресурс] // Российский союз промышленников и предпринимателей : портал. – Режим доступа: https://xn--o1aabe.xn--p1ai/simplepage/sotsialnaya-khartiya-rossiyskogo-biznesa/ (дата обращения 30.12.2020) 5. Акимкин В.П. Пути совершенствования социальной ответственности бизнеса в РФ [Текст] / В.П.Акимкин // Вестник Университета. – 2014. – № 4. - С.5-7. 6. Алешкина О.В. Социально ответственное поведение как основа развития современной компании [Текст] / О.В.Алешкина// Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2017. – № 1 (34). – С.97-102. 7. Алешкина О.В. Моделирование социально ответственного поведения как основа развития современной компании [Текст] / О.В.Алешкина, О.В. Гильзер. //Математические методы и модели в исследовании государственных и корпоративных финансов и финансовых рынков: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. – 2015. – С. 144-148. 8. Алешкина О.В. Услуги социальной сферы и их реформирование [Текст] / О.В. Алешкина, Э.Р.Байкова // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2018. – № 2 (140). – С. 31-34. 9. Беляева И.Ю. Корпоративная социальная ответственность [Текст]: учебник / И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. — М. : КНОРУС, 2016. — 320 с. 10. Бикмухаметова И.С. Определение категории «корпоративная социальная ответственность» [Текст] / И.С.Бикмухаметова, О.В.Алешкина // Вектор экономики. – 2019. – № 12 (42). – С. 121. 11. Бикмухаметова И.С. Анализ методик оценки корпоративной социальной ответственности фирм [Электронный ресурс] / И.С.Бикмухаметова, О.В.Алешкина // Электронный научный журнал «Вектор экономики». – 2020. - № 4. – Режим доступа: www.vectoreconomy.ru/images/publications/2020/4/economicsmanagement/ Bikmukhametova_Aleshkina (дата обращения 30.12.2020). 12. Бикмухаметова И.С. Проблема оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий / И.С.Бикмухаметова, О.В.Алешкина // Начало в науке / под.ред. К.Е.Гришин, Н.А.Кузьминых. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. – 268 с. 13. Бикмухаметова И.С. Совершенствование системы корпоративной социальной ответственности фирм / И.С.Бикмухаметова, О.В.Алешкина // Современная экономика: теоретические и практические подходы: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых (г. Уфа, 11 ноября 2020 г.) / науч. ред. Г.М. Россинская; отв. ред. Н.С. Ишмухаметов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. (в печати) 14. Беляева И.Ю, Пухова М.М. Совершенствование системы корпоративной социальной ответственности путем интеграции в систему корпоративного управления [Текст] / И.Ю.Беляева М.М.Пухова // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2016. – № 1 (135). – С.79-83. 15. Бобров Д.В. Развитие методического обеспечения корпоративной социальной политики: дис.канд.экон.наук [Текст]: учебник / Д.В.Бобров – М. : Гос.ун-т управления, 2015. – 184 с. 16. Бобров Д.В. Корпоративная социальная политика как фактор повышения эффективности воспроизводства человеческого потенциала: инновационные методы анализа и оценки [Текст] / Д.В.Бобров // Теории и проблемы политических исследований. – 2017. – Том 6. № 2А. – С. 92-103. 17. Бобров, Д. В. Социально-экономические характеристики категории «человеческий потенциал» и их использование в практике корпоративной социальной политики [Электронный ресурс] / Д. В. Бобров // Интернет-журнал «Науковедение». – 2013. – № 2 (15). – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/47evn213.pdf (дата обращения: 30.12.2020). 18. Гареева А. Р. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании [Текст] / А.Р.Гареева // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. ? Казань: Бук, 2016. ? С. 147-150. 19. Голубева Н.А. Оценка эффективности социально ответственной деятельности предприятия [Текст] / Н.А.Голубева / / Международный бухгалтерский учет. – 2012. – № 6. – С.20-31. 20. Голубева Н.А., Исследование эволюции корпоративной социальной отчетности российских предприятий [Текст] / Н.А.Голубева, И.Н.Рыкова // Международный бухгалтерский учет. – 2010. – № 9 (141). – С. 2-11. 21. Голубева Н.А., Внутренний аудит: поддержка решения задачи соответствия стандартам GRI и ISO 26000 по определению стейкхолдеров компаний и оценке их притязаний [Текст] / Н.А.Голубева // Международный бухгалтерский учет. – 2011. - № 17. – С.24-30. 22. Горфинкель В.Я. Корпоративная социальная ответственность [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Я. Горфинкель. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 438 с. 23. Градович М.С. Развитие корпоративной социальной ответственности как ключевого инструмента и конкурентного преимущества в стратегии организации [Текст] / М.С.Градович // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2018. - № 41. – С.266-280. 24. Гулло А.А. Анализ методик оценки эффективности корпоративной социальной ответственности предприятий [Текст] / А.А.Гулло, Н.Г.Филимонова // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2018. - № 1. – С. 92-105 25. Джумакулиева А. Э. Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс] / А.Э.Джумакулиева // Молодой ученый. ? 2016. ? №18. ? С. 242-243. ? Режим доступа: https://moluch.ru/archive/122/33639/ (дата обращения: 30.12.2020). 26. Дорожкина Т.В., Корпоративная социальная ответственность [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.В.Дорожкина, В.К.Крутиков, С.А.Аракелян, О.В.Федорова. – Калуга: Изд-во «Эйдос», 2015. – 178 с. 27. Друкер Питер Ф. Энциклопедия менеджмента [Текст] : Пер. с англ. / Ф.Питер Друкер. — М. : Издательский дом "Вильяме", 2004. — 432 с.: 28. Жойдик А.П. Методы оценки корпоративной социальной ответственности бизнеса [Текст] / А.П.Жойдик // Российское предпринимательство. – 2013. - № 6. – С. 94-98. 29. Заплетина С.Н. Корпоративная социальная ответственность [Текст]: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1 / С.Н. Заплетина. – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2014. – 144 с. 30. Камысовская С.В. Анализ эффективности деятельности субъектов хозяйствования как социально-экономической категории [Текст] / С.В.Камысовская, Т.В.Захарова. // Экономический анализ: теория и практика . – 2014. – № 18 – С.11-16. 31. Колесников Д.В. Корпоративная социальная ответственность в формировании репутации бизнеса [Текст] / Д.В.Колесников // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – том 12. - № 6. – С.257-264. 32. Кричевский Н.А. Корпоративная социальная ответственность [Текст] / Н. А. Кричевский, С. Ф. Гончаров. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008 - 195 с. 33. Кузьмичева С. Ю. Корпоративная социальная ответственность: основные принципы и формы [Текст] / С.Ю.Кузьмичева // Молодой ученый. — 2019. — №10. — С. 118-121. 34. Кузина О.Е. Корпоративная благотворительность и ответственность: обоснование понятий [Текст] / О.Е.Кузина, М.В.Чернышева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены . – 2015. - № 4. – С.154-165. 35. Михайлина С.А. Корпоративная социальная ответственность [Текст]: учеб. Пособие / С.А.Михайлина. – М.: МИЭТ, 2013. – 120 с. 36. Нехода, Е. В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона [Электронный ресурс]/ Е. В. Нехода, В. Ю. Чебодаева. // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 511-513. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/138/38868/ (дата обращения: 30.12.2020) 37. Окорочкова А.А. Корпоративная социальная ответственность в эпоху "сознательного капитализма" [Текст] / А.А.Окорочкова // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 8. - № 7. – С.1253-1272. 38. ОООГАЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ooogaz1994.ru/ (дата обращения: 30.12.2020) 39. Прошкин А.В. Оценка корпоративной социальной ответственности бизнеса [Текст] / А.В.Прошкин, С.А.Дукарт// Векторы благополучия: экономика и социум. – 2015. - № 3. – С.49-56. 40. Российский статистический ежегодник: 2019 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики– Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 30.12.2020) 41. Тульчинский, Г. Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности [Текст]: учебник и практикум для вузов / Г. Л. Тульчинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 338 с. 42. Тульчинский Г.Л. Социальные инвестиции и социальное партнерство» (ЭСИСП) [Текст] / Г.Л. Тульчинского. – СПб., 2008. – 58 с. 43. Резник Г.А. Социальная ответственность своевременного предприятия и эффективные инструменты его социального позиционирования [Текст] / Г.А.Резник // Вестник Евразийской науки. – 2018. – № 3. – С.150-163. 44. Федченко И.В. Корпоративная социальная ответственность [Текст]: учеб. пособие для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» всех форм обучения / И.В.Федченко. - Красноярск: Сиб. гос. ун-т.науки и технологий -, 2017. – 107 с 45. Черепанова Н.В. Корпоративная социальная ответственность [Текст]: учебное пособие / Н.В.Черепанова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 94 с 46. Воwen, Н. R. Social Responsibilities of the Businessman [Text] / Н. R. Воwen. – N.Y.: Harper & Row, 1953. – 44 p. 47. Davis, K. Business and Society: Environment and Responsibility [Text] / K. Davis, R. Blomstrom. – N.Y.: McGrawHill, 1975. – 174–175 p. 48. Carroll, A.B. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct [Text] / A.B. Carroll // Business and Society. – 1999. – N 38 (3). – PP. 268–295. 49. Carroll, A.B. The pyramid of CSR: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders [Text] / A.B. Carroll // Business Horizons. – 1991. – № 34(4). – PP. 39 – 48. 50. Freeman, R.E. Stakeholder Theory: A Libertarian Defense [Text] / R.E. Freeman, .A. Phillips // Business Ethics Quarterly. – 2002. – N 12(3). – PР. 331–349. 51. Friedman, M. The social responsibility of business is to increase its profit [Text] / M. Friedman // The New York Times Magazine. – 1970. – 13 September. – PP.5-8
Отрывок из работы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 1.1 КСО: сущность, основные понятия, модели и принципы В последнее десятилетие идеи корпоративной социальной ответственности приобрели популярность, что нашло отражение в резком увеличении количества программ и объемов финансирования, выделяемого компаниями на реализацию программ корпоративной социальной ответственности. За последние десятилетия концепции КСО стала неотъемлемой частью системы управления компаний. Причиной этому стали следующие факторы: компании ищут новые пути повышения эффективности хозяйственной деятельности в современном мире; у общества увеличились запросы на социальную ответственность компании; глобализация, а именно глобальные экономические кризисы; нехватка бюджетных средств для решения актуальных социальных задач «Становление и функционирование социально-ориентированной экономики предполагает формирование эффективных механизмов взаимодействия бизнеса и общества. Ключевым механизмом является социальная ответственность деятельности фирм, которая включает в себя как благотворительную деятельность, так и развитие внутренней и внешней среды компаний» [10, с.121]. Проблема корпоративной социальной ответственности является одной из самых обсуждаемых в научном сообществе, учитывая широту изучаемой области. Поскольку выделить определенные границы социальной сферы довольно сложно, под это определение может подойти любой аспект жизни. Термин КСО можно рассматривать как добровольную благотворительную деятельность фирм и, с другой стороны, как долг перед обществом, государством, акционерами и другими участниками взаимодействия, стейкхолдерами. Это объясняет множественность подходов к определению этого понятия и наличие разных концепций КСО. Рассмотрим основные точки зрения на данный феномен[34, c.157]. Исследования в сфере корпоративной социальной ответственности начались в 50-х ХХ в. С публикации профессора Иллионского университета США Говарда Боуэна. В 1953 году в своей работе «Социальная ответственность бизнеса» Г.Боуен сформулировал понятие корпоративной социальной ответственности не как совокупность социальных благ для сотрудников компании, а как систему деятельности фирмы, которая способствует развитию самой компании, ее сотрудников и общества в целом. Т.е. компанией должна реализовываться такая политика, которая учитывает социальные потребности всех заинтересованных лиц. Г.Боуен положил начало формированию многих концепции КСО, которые в дальнейшем будут предложены [46, c.25]. В 70-х годах прошлого столетия появились две противоположные концепции: теории «корпоративного эгоизма» и «корпоративного альтруизма». Ярким представителем теории «корпоративного эгоизма» является американский экономист Мильтон Фридман. Ему принадлежит следующее высказывание: «Социальная ответственность бизнеса – наращивать прибыль». М.Фридман был убежден, что главной ответственностью фирмы является максимизация прибыли и ответственность перед сотрудниками и обществом реализуется через создание добавочной ценности в экономике. Экономист считал, что компания в процессе хозяйственной деятельности выполняет социальные задачи, такие как производство продуктов потребления для общества, выплата дивидендов акционерам, оплата налогов государству, создание рабочих мест и т.п. Следовательно любое отвлечение средств на посторонние цели, в том числе и социальные, считал недопустимым. Согласно убеждениям М.Фридмана корпоративная социальная ответственность ведет к подрыву фундаментальных основ рыночной экономики [51, c.6]. Противниками данной теории являются Кит Дэвис и Р. Эдвард Фримен , которые придерживаются теории «корпоративного альтруизма» и считают необходимым добровольный характер программ корпоративной социальной ответственности в деятельности фирм. Сторонники данного подхода аргументируют свою точку зрения следующим: современные крупные компании в своей деятельности вовлекают огромное количество групп и воздействуют на социально-экономические процессы в обществе, в некоторых случаях даже больше, чем государство. Следовательно, компания должна нести ответственность за свою деятельность и фирма не может ограничиваться соблюдением законодательно установленных требований [50, c.333]. Детальный анализ обоих подходов показал, что две противоположные теории имеют общие характеристики. Обе концепции приводят к одному результату - повышению благосостояния компании. Для более полного понимания рассмотрим процесс более подробно, воспринимая КСО как своего рода бизнес-процесс. Все расходы на корпоративную социальную ответственность сокращают краткосрочную прибыль компании, что объясняет неудовлетворенность инвесторов и акционеров. Но в конечном итоге они увеличивают прибыль компании. Примером косвенного влияния КСО на рост прибыли –является имидж социально ответственной компании, который позволяет ей привлекать больше инвесторов и повышать доверие потребителей [50, c.340]. Основная цель научного сообщества выражается в институционализации системы КСО, придерживаясь при этом добровольности. А также необходимы методы финансовой оценки влияния программ КСО на деятельность компании с учетом временного лага [50, c.346]. К 70-м годам прошлого века сформировалось представление о КСО как соответствии экономическим, правовым, этическим и дискреционным ожиданиям общества от компании. Наиболее четкую формулировку данного подхода дал А.Керолл, который связал концепцию корпоративной социальной ответственности с концепцией заинтересованных сторон (или стейкхолдеров). Модель А.Керолла включает в себя четыре основные уровни ответственности: экономическая, правовая, этическая, филантропическая, которые представлены в виде пирамиды. На рис.1.1 представлена «Пирамида Керолл». Согласно мнению автора все уровни ответственности существовали всегда, но только относительно недавнее время этнический и филантропический начали занимать особое место в практиках ведения бизнеса. Рисунок 1.1 – Пирамида Керолл* *Выполнено по [49, с.40] Экономическая ответственность включает в себя основную функцию компании на рынке, т.е. производство товаров, полуцчение прибыли и ее максимизация. Правовая ответственность заключается в соблюдении компанией закона, соответствии своей деятельности ожиданиям общества, которые изложены в правовых нормах. Этическая ответственность требует от компании удовлетворения социальных ожиданий, которые не определены в правовых нормах, но основаны на существующих моральных нормах. Филантропическая ответственность означает добровольное участие компании в благотворительной деятельности и программах, направленных на поддержание и развитие благосостояния общества [48, c.280]. Пирамида А. Керолла - одна из самых популярных моделей для описания системы КСО. Однако в 1980-х годах эта модель все больше критиковалась из-за разобщенности ее категорий, поскольку каждая ответственность рассматривается отдельно и никоим образом не пересекаются [49, c.40]. В 1984 году Питером Друкером было сформулирована другая трактовка корпоративной ответственности, в которой он совместил категории прибыльности и ответственности [27, c.250]. Экономист считал, что компании должны преобразовать социальную ответственность в новые возможности, то есть преобразовать социальные проблемы в экономические возможности и экономические выгоды, производственный потенциал, навыки персонала, хорошо оплачиваемую работу, и в конечном итоге в прибыль. На первое место П.Друкер ставил клиента, т.к. именно они формируют будущее фирмы, только реальный спрос формирует экономические ресурсы и трансформирует их в прибыль для организации [47, c.174]. Международный стандарт ISO 26000 (Международная организация по стандартизации, 2010 г.), дает определение социальной ответственности как ответственность организации за воздействие ее решений на общество и окружающую среду через прозрачное и этическое поведение. Такое корпоративное поведение содействует устойчивому развитию, при этом учитывая ожидания всех заинтересованных сторон, соответствует действующему законодательству и согласуется с международными нормами права, интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях (с внешними агентами) [2]. Стандарт ISO 26000 был выпущен Международной организацией по стандартизации в 2010 г. Он включает в себя все сферы социальной деятельности предприятия — как обеспечение внутренней социальной стабильности, так и меры по позитивному влиянию на окружающее сообщество и соблюдению многих экологических принципов [2]. Корпоративная социальная ответственность – обязательства компании перед обществом, которые необходимо исполнить в процессе своей деятельности, основываясь на нормах права и морали, которое: содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; введено во всей организации. Основной целью КСО является устойчивое развитие общества, которая выражается в удовлетворении всех потребностей нынешнего поколения, при этом не ущемляя интересов потомков. Соблюдение принципов КСО способствует более эффективному достижению компаниями стратегических целей, так как позволяет им делать долгосрочные инвестиции в создание благоприятной социальной среды [35, c.85]. Принципы определяют основные положения, выражающие суть деятельности компании по реализации корпоративной социальной ответственности. Несоблюдение требований одного принципа КСО искажает суть этой концепции. Можно выделить несколько групп принципов КСО: открытость, системность, значимость и недопущение конфликтов [10, c.121]. Социально ответственная компания придерживается следующих принципов: 1. Открытость, а именно: прозрачность – принципы корпоративной социальной политики должны быть четкими и понятными. публичность – любая информация о КСО, за исключением конфиденциальной, должна быть общедоступной; надежность – сокрытие или фальсификация данных КСО недопустимы; диалог - необходима обратная связь с получателями социальных программ. 2. Системность, т.е.: направленность – наличие приоритетных направлений реализации социальных программ; последовательность – ответственность за текущую и прошлую деятельность, а также за будущее влияние деятельности компании на внешний мир; единство в пространстве – универсальные принципы КСО для всех региональных подразделений компании; регулярность – отказ от единичных и фрагментарных действий в пользу программ и проектов, запланированных по закрепленным приоритетным направлениям КСО; интеграция – проникновение принципов КСО во все бизнес-процессы и принятие решений на всех иерархических уровнях [9, c.15]. 3. Значимость. актуальность – реализуемые программы КСО должны быть своевременными и требовательными; масштаб – программы КСО должны доходить до значительной аудитории и быть видимыми для общества в целом; эффективность – средства, потраченные на реализацию программы, должны существенно помочь в решении проблем, а результаты программы следует регулярно оценивать и рассматривать. 4. Недопущение конфликтов. неучастие в политической жизни – отказ от участия в избирательных кампаниях, поддержка политических партий или отдельных политических фигур. удаленность от церкви – отказ поддерживать духовенство, церкви, определенные конфессии или религиозные движения; отказ от поддержки националистических движений; отказ поддерживать фан-клубы, в том числе спортивные, музыкальные или любое другое молодежное движение, которое выступает против остальных [33, c.120]. Уделять особое внимание КСО компании побуждают такие причины как: глобализация и, как следствие, усиление конкуренции; рост размера и влияния компаний; усиление механизмов государственного регулирования; «война за таланты» - конкуренция компаний за кадры; рост гражданской активности; растущая роль нематериальных активов. На устойчивое развитие фирм влияют как внешние, так и внутренние факторы. К данным факторам относятся экономические условия, социальные проблемы и технологический прогресс. Изменчивость данных факторов отражает риски и возможности, формирующие среду фирмы. Поэтому социальную ответственность принято подразделять на внутреннюю и внешнюю [45, c.55]. Внутренняя социальная ответственность характеризует обязательства компании перед своими сотрудниками, выражающаяся в: качестве условий труда; безопасности труда; стабильности и своевременности оплаты труда; дополнительном медицинском и социальном страховании работников; повышение квалификации сотрудников [28, c.96]. Главная особенность внутренней социальной ответственности заключается в понимании учредителями и руководящим составом ценности сотрудников, важности их интересов. Внешняя социальная ответственность характеризуется обязательствами компаний перед обществом за свою хозяйственную деятельность и ее результаты. Ее базовыми направлениями являются: ответственность перед потребителями товаров и услуг; спонсорство и благотворительность; меры по охране окружающей среды; взаимодействие с местными органами власти [25, c.242]. На внешнюю социальную ответственность огромное влияние оказывает осуществляемый ею вид деятельности. Корпоративная социальная ответственность является интегральным понятием и включает в себя различные виды ответственности. Корпоративную социальную ответственность в основном рассматривают в трех направлениях: экономическая; социальная; экологическая. В соответствии с концепцией корпоративной социальной ответственности, экономическая ответственность должна предусматривать устойчивое и эффективное развитие производств и рост чистой прибыли, при этом удовлетворять социально-экономические потребности общества путем: увеличения инвестиций на устойчивое развитие продукции; эффективное использование трудовых, материальных и других ресурсов; повышение эффективности деловых взаимоотношений; проведение НИОКР в интересах компании; нравственное отношение к потребителям и конкурентам . Социальная ответственность для фирм основывается на принципах добропорядочности, справедливости и четности во взаимоотношениях с партнерами и конкурентами [44, c.55]. По мнению исследователей, именно экономическая ответственность является противоречивой и сложной. Так как в современном мире деятельность коммерческих организаций является одним из ключевых направлении экономического развития и соответственно выбор, совершаемый фирмами, фактически формирует будущее общества. Социальная ответственность воздействует на социальные процессы и явления, которая выражается в ряде действий, направленных на интересы сотрудников и общества в целом, а именно: в соблюдении прав человека; в соблюдении правил охраны труда; в повышении квалификации кадров; в проведении благотворительных и волонтерских акций [17]. Экологическая ответственность компании заключается в осознанном участии в различных мероприятиях, направленных на минимизацию негативного воздействия предприятия на окружающую среду в процессе своей хозяйственной деятельности. Она должна быть направлена на решение таких проблем как: загрязнение вод, почвы, атмосферы; выбросы промышленных отходов; радиоактивное загрязнение; бытовые отходы; потеря биоразнообразия; изменение климата и др [22, c.150]. С целью решения вышеизложенных проблем компании в своей деятельности используют оценку воздействия на окружающую среду и внедряют новые технологии с наименьшим уровнем отрицательного влияния на окружающую среду. Проанализировав различные трактовки социальной ответственности фирм, можно прийти к общему выводу, что данное понятие отражает: форму ответственности фирм перед обществом; характер взаимоотношений между фирмой и обществом; метод оценки положительных результатов для компаний. Таким образом, корпоративная социальная ответственность - это реализация интересов компании путем обеспечения социального развития ее сотрудников и активного участия в развитии общества с учетом правовых и моральных норм. Можно выделить несколько групп принципов КСО: открытость, системность, значимость и недопущение конфликтов. Корпоративная социальная ответственность является интегральным понятием и включает в себя различные виды ответственности. Корпоративную социальную ответственность в основном рассматривают в трех направлениях: экономической, социальной и экологической. 1.2 Эффективность корпоративной социальной деятельности и проблемы ее оценки Каждая фирма на современном рынке для укрепления своей позиции ищет новые пути повышения эффективности своей деятельности и способы завоевания целевой аудитории. Одним из эффективных средств получения конкурентного преимущества является внедрение в деятельность организации принципов корпоративной социальной ответственности. Термин «корпоративная социальная ответственность» тесно взаимосвязан с понятием «устойчивое развитие», так как КСО является мощным фактором стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности фирмы [18, c.148]. Устойчивое развитие компании тесно связано с «ответственностью за воздействие, которое она оказывает на внешний мир с экономической, экологической и социальной точек зрения». Осуществление своей деятельности с применением ответственного подхода к управлению позволяет: выявить области долгосрочного преимущества для компании; уменьшить операционные расходы за счет более эффективного управления ресурсами; повысить эффективность управления экологическими, социальными и экономическими рисками; обеспечить постоянство хозяйственной деятельности за счет стабильных взаимоотношений с основнымиконтрагентами; формировать лояльность и доверие со стороны потребителей; укрепить доверие со стороны зарубежных партнеров, которые заинтересованы в деловых отношениях на долговременной основе с социально успешными компаниями; привлекать и удерживать квалифицированные кадровые ресурсы в условиях их острого дефицита; формировать вокруг предприятия зоны социального благополучия [12, c.159]. Все больше и больше компаний позиционируют себя как социально ответственные и значимые, демонстрируя, что они придерживаются принципов корпоративной социальной ответственности. Но как определить достоверность таких заявлений - становится острым вопросом для заинтересованных сторон компании. В такой ситуации возникает необходимость количественно и качественно оценить уровень КСО, чтобы заинтересованные стороны сами могли рассчитать показатели из открытой отчетности компании. [23, c.270]. Оценка корпоративной социальной ответственности позволяет проверить деятельность компании на предмет соблюдения экологического, налогового и трудового законодательства, стандартов, кодекса корпоративного управления и т. Д. Оценка КСО также важна для внутреннего использования организации: используя полученные результаты, компания может выявлять недостатки в своей КСО и находить способы улучшения социальной деятельности. [24, c.94]. Изучение и измерение экономики корпоративной социальной ответственности - наиболее сложная и наименее разработанная проблема в экономике. Здесь понятия затрат и результатов приобретает на¬столько своеобразный характер, что дискуссионным является сам во¬прос о возможности и научной обоснованности выделения понятия «экономическая эффективность благотворительности». Сложность разработки данной проблемы связана с тем, что практически отсутствуют субъекты, заинтересованные в оценке экономической эффективности системы корпоративной социальной ответственности. Эта ситуация во многом основана на такой особенности КСО, как сочетание личного и делового поведения. Корпоративная деятельность в целом и КСО в частности испытывают сильнейшее личное влияние со стороны менеджеров, которые несут ответственность за управленческие решения. Эта особенность имеет двойственную форму отражения: на институциональном уровне корпоративная социальная ответственность - это предпринимательская деятельность; в субъективном восприятии бизнесменов и общества в целом КСО выступает в основном как морально-этическая деятельность, а не как предпринимательская деятельность [26, c.95]. Таким образом, противоречивая сущность КСО (личная - корпоративная) отражается в противоречивом характере ее реализации: бизнес - моральные нормы. Экономический эффект КСО проявляется на разных уровнях: могут быть структурированы по субъектам присвоения: это отдельные лица, организации, общество в целом, как получатели благотворительных средств; сама компания, осуществляющая благотворительность, также получает прибыль от проведения политики КСО. На первый взгляд, направление средств компании на благотворительность - это отвлечение части инвестиционного ресурса от развития основных направлений ее деятельности, т.е. фактически сокращая возможности для развития бизнеса компании. Современные зарубежные теоретические и эмпирические исследования КСО показывают, что, осуществляя благотворительную деятельность, компания не только выполняет свои социальные функции, которые уже являются обязательными для постиндустриального общества, но и объективно и независимо от постановки целей активизирует и задействует дополнительные факторы экономического роста. [29, c.95]. Можно рассмотреть основные возможные результаты корпора¬тивной социальной ответственности, которые можно отнести к фактам, воздействующим на экономические показатели деятельности компании, т.е. те, которые в той или иной степени формируют добавленную стои¬мость компании. Конечно, главный видимый эффект корпоративной благотворительности - это усиление благожелательного отношения и укрепление связей компании со своими партнерами – стейкхолдерами, под которыми понимается группа или отдельные лица, испытывающие на себе влияние со стороны корпорации или оказы¬вающие влияние на нее, имеющие определенный «интерес», «участие» в бизнесе. К основным стейкхолдерам относятся следующие категории парт¬неров: коммерческие контрагенты компании (прежде всего покупатели, поставщики и др.); сотрудники компании; инвесторы; местное сообщество (администрация и общество) [6, c.99]. Рассмотрим подробнее характер взаимоотношений. Иссле¬дования зарубежных ученых показывают, что чувствительность поку¬пателей к высокому имиджу социально ответственной компании - су-щественная движущая сила роста прибыли компании за счет: повышения узнаваемости торговой марки компании, улучшения ее имиджа; повышения уровня благожелательности покупателей; расширения потенциальной клиентской базы; развития новых рынков; получения дополнительного конкурентного преимущества и рас-ширения сбыта продукции и услуг компании. Благотворительность более привлекательна для потребителей ее основных продуктов и услуг. Исследования показывают, что при выборе товаров при прочих равных покупатели будут отдавать предпочтение товару, цена которого указывает на то, что определенный процент от цены товара будет передан на благотворительност [30, c.15]. Укрепление отношений с персоналом компании, повышение привлекательности компании как объекта работы и, в конечном итоге, стимулирование роста производительности труда - очевидное следствие высокого социального имиджа компании, сформированного социально ответственной деятельностью. Конечно, работа в компании с высоким социальным престижем - это ощутимый стимул к укреплению морального духа и надежности компании и повышению мотивации к работе. Международные и национальные исследования показывают, что сотрудники компании, ведущей активную корпоративную социальную деятельность, воспринимают ее как неотъемлемую часть своей миссии - из-за чувства причастности к благотворительности. В результате ослабевают амбиции сотрудников к росту заработной платы и социальным спорам, поведение членов коллектива становится более спокойным, умеренным и достойным[36, c.512]. Реализуя образовательные, оздоровительные и профессиональные благотворительные программы, фактически нацеленные на потенциальных сотрудников, компания в будущем обеспечит высокопрофессиональный и здоровый персонал. Улучшение отношений с сотрудниками компании дает компании ощутимый экономический эффект, приводит к увеличению ее прибыли, в частности за счет: экономия затрат на подбор персонала (упрощенная процедура найма престижной компании: многие люди хотят работать в компании); экономия прямых затрат на оплату труда (возможность найма на более низкую заработную плату сотрудников, которые высоко ценят престиж работы в данной компании); экономия затрат на содержание штата специалистов по работе с персоналом, юристов по трудовому праву, психологов, социологов (сокращение текучести кадров, повышение уровня социального согласия, уменьшение количества трудовых споров); экономия затрат на обучение и переподготовку кадров, а значит, и на повышение эффективности работы (в случае использования молодых специалистов, прошедших обучение в специальных школах и по университетским программам, финансируемым из благотворительных программ компании);
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg