Сегодня современная школа проходит процесс модернизации, который активно влияет на уроки и их виды. Потому что именно урок является первоосновой всего учебно-воспитательного процесса обучения. Здесь с помощью учителя формируется личность ученика. Педагог помогает детям охотно изучать информацию. Вспомним слова Е.Н. Ильина: "Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок - это социальность, публичность, человечность» [3]. Данные слова говорят о том, что к каждому уроку нужно подходить творчески, по-новому. Согласно ФГОС и учебным программам есть четко поставленные цели и задачи литературного образования, но ученики всё равно не читают и не анализируют литературные произведения.
На сегодняшний день современное общество потеряло ту тонкую грань между добром и злом, разрушены прежние идеалы и приоритеты, что привело к тому, что обесценилось само понятие «книга», «художественная литература».
Для педагога теперь стоит цель приобщить школьников к чтению, вернуть ему интерес к книге, научить его понимать и осознавать, что через нее проходит путь формирования личности. Поэтому упор учителя делают развитие ученика, как личности.
Здесь большую роль играют инновационные методы преподавания литературы, которые помогают разобрать учебный процесс: уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Каждый урок, у которого есть что-то оригинальное, выдающееся, классифицируется как нестандартный.
Цель курсовой работы - изучить новые формы современных уроков, рассмотреть особенности урока-семинара изучить его роль в школе. К данному вопросу обращались такие ученые, как Н.Ф. Бунакова[2], П.Ф. Каптерева[6], С.В. Иванова[5], В.В. Голубкова[3], Н.И. Кудряшева[11], Н.Д. Молдавской[3], В.Г. Маранцмана[6], О.Ю. Богдановой[13] и других.
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день нет четкого понимания, как должны проходить современные уроки.
Новизна заключается в том, что мы рассмотрели уроки-семинары по литературе, выявили основные компоненты построения уроков подобного вида, определили роль уроков-семинаров в обучении литературе
Задачи работы:
1. Рассмотреть урок-семинар, как основной компонент современного урока по литературе;
3. Определить концепции, классификации и типологии современных уроков по литературе;
4. Рассмотреть инновационные формы и виды уроков литературы.
В данной работе применены следующие методы исследования:
1.Теоретический метод (анализ литературоведческих, психолого-педагогических и научно-методических источников с целью создания методологической основы исследования);
2. Социолого-педагогический (анализ программ, учебников по литературе для старших классов, беседы с учителями и обобщение их опыта работы в области рассматриваемой нами проблемы).
Предмет исследования становится структура и специфика урока-семинара по литературе.
Объект - процесс проведения урока-семинара по литературе.
Практическая значимость данной работы заключена в том, что представляет материал по методике проведения урока-семинара в школе. Конкретный научный и научно-практический материал может использоваться в работе учителя-словесника в качестве источника для подготовки уроков литературы традиционной и инновационной направленности.
Структура работы традиционна: введение, первая глава, включающая в себя две части, вторая глава – две части, заключения, списка литературы и приложения.