1. СИСТЕМА БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность, цели и задачи системы бизнес-планирования на предприятии
Бизнес-планирование – это деятельность, связанная с понятием предпринимательство.Успех в бизнесе необходимо планировать! Нужно собирать информацию о развитии и состоянии рынков, о перспективах и конкурентоспособностях.
Бизнес - планирование состоит из следующих задач, стоящих перед предпринимателем:
1) Руководитель предприятия должен думать о перспективах и мыслить масштабно, что и как принесёт данному предприятию основная деятельность, т.е. о выгодных контрактах и возможностях их реализации;
2) Для успешной деятельности необходимо владеть нужной информацией, для увеличения возможностей и снижения рисков в деятельности предприятия;
3) Объединение всех участников данного предприятия, для реализации бизнеса, обозначенного предпринимательской деятельностью;
4) Чёткая координация действий всех участников бизнеса;
5) С учётом меняющейся рыночной обстановки, вся работа на предприятии должна быть застрахована при возможных переменах, а соответственно необходим план, для дальнейшей деятельности в таких условиях рынка;
6) Позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Бизнес-план необходим для деятельности каждого сформированного предприятия, так как является неотъемлемой частью планирования и руководства, а так же контроля в предполагаемом бизнесе, и еще как инструмент самообучения, для более успешного бизнеса.
Основной целью бизнес-плана является так же хозяйственная деятельность фирмы в различные периоды её существования, с учетом потребностей рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Предприниматель, занимающийся бизнесом с помощью бизнес-плана решает следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы :
1) основы деятельности фирмы, с учётом рынков сбыта и места фирмы на этих рынках;
2) оценка необходимых затрат, для изготовления и сбыта продукции, произведённой в процессе деятельности фирмы, чтобы определить потенциальную прибыль от данного проекта;
3) создание условий труда для участников фирмы, а так же их соответствующая подготовка для полноценной работы;
4) анализ материального и финансового положения фирмы, для решения, какой объем работы, фирма может производить;
5) расчёт рисков и возможных возникших трудностей в реализации бизнес - плана.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций:
Первая связана со стратегией бизнеса, что жизненно необходимо в период создания того или иного предприятия. Новые качественные направления в деятельности самого предприятия.
Вторая функция связана с планированием бизнеса, т.е. оценка возможного развития и контроль производимой деятельности.
Третья функция - это возможность привлечения денежных средств, для реализации проекта в условиях возможного кредитования(кредиты, ссуды, займы). В настоящее время ни один из современных больших проектов, не обходится без этого пункта. Однако вопрос и само решение данного условия о кредитовании не всегда возможен. Основная проблема состоит в том, что предприниматели сталкиваются с высокой процентной ставкой, при взятии кредитов, поэтому необходимы точные расчёты денежных средств, необходимых для проектов, точнее их реализации, а так же соблюдение всех требований банков по возврату денежных средств, взятых по истечению определённого срока займа или кредита, что так же должно быть обозначено в проработанном бизнес - плане.
Четвёртая функция заключается в привлечении потенциальных партнёров, которые возложат на себя функцию вложения в производство собственного капитала или возможные технологии, для реализации планов компании. Капитал, ресурсы или технологии, так же должны быть обоснованы в бизнес - плане. И примерные сроки или период времени, для развития компании.
Пятая функция даёт право всем сотрудникам предприятия, путём совместного согласования, учавствовать в составлении и улучшении деятельности как самого бизнес - плана, так и координирование совместных усилий, для достижения поставленных целей в предстоящей деятельности предприятия.
В рыночной экономике существует большое количество версий по содержанию и форме составления бизнес - планов. Этим занимается рыночная экономика и широко используется в делопроизводстве. Виды бизнес-планов представлены в приложении.
1.2 Методика применения системы бизнес-планирования на предприятии
Бизнес-планирование – это стадии и действия, упорядоченные в своём объёме, с учётом анализа состояния окружающей среды, целей бизнес - планирования, разработкой бизнес - плана, а так же дальнейшего продвижения этого бизнес - плана на рынке с учётом интеллектуальной собственности и контроля по выполнению поставленных задач. При правильной разработке бизнес - плана - это даёт поэтапный приближающийся конечный результат.
Комплекс необходимой информации, главный аспект в создании бизнес - плана.
Необходимо определить внутренние и внешние работы в деятельности, возможностях взаимопроникновения. К проекту должно быть привлечено внимание специалистов, как самого предприятия, так и со стороны специалистов коммерческих банков и крупных финансовых компаний, для оценки возможных инвестиций для реализации проекта. Таким образом, при решении внутренних задач в новом бизнесе, применяются методы сложного экономико - математического аппарата.
Важным этапом в разработке бизнес-плана является составление структуры создаваемого документа.
Следующим этапом в разработке бизнес-плана является сбор необходимой информации для намеченного проекта.
Самым актуальным и содержательным этапом в разработке бизнес - плана будет его написание, со всеми изложенными выше пунктами.
Успешная организация бизнес - планирования, в рамках субъекта организации, включает четыре обязательных условия, что является основополагающей инфраструктурой процесса в формировании бизнес - планирования.
Во-первых, организация должна включать в себя методологическую и методическую базу в разработке, контроле и в анализе исполнения самого бизнес - плана, для этого нужны квалифицированные работники в сфере финансово - экономических служб, чтобы в дальнейшем всё это могло применяться на практике. В совокупности - это аналитический блок процесса финансового планирования.
Во-вторых, нужна внутренняя и внешняя информация о деятельности предприятия.
Основа информационного блока процесса бизнес - планирования включает в себя:
1) экономическую информацию (т.е. вопрос о процентных ставках, а так же темпы инфляции и всё, что непосредственно с этим связано);
2) бухгалтерский учёт (т.е. баланс, отчёт о прибылях и убытках, о движении и расходе денежных средств, приложенному к основному балансу), а так же управленческий учёт, что так же является составляющей учётной информацией;
3) информация по работе банковской системы, финансовых органов, а так же валютных бирж и другая соответствующая информация;
4) политическая информация и т.д.
Система бизнес - планирования действует в рамках существующего нормативно - правового законодательства, к которому относятся: указы Президента РФ; послания Правительства РФ; законы, действующие на территории РФ; приказы и распоряжения министерств соответствующих целевых отраслей производства, а так же все необходимые документы и базовые инструкции по делопроизводству.
В-третьих, бизнес - планирование всегда и везде, реализуется через соответствующие организационные структуры и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Само понятие организационной структуры обозначает аппарат управления, включающей в себя необходимое количество функций, а также служб, в обязанности которых входят, сама разработка, контроль и анализ бизнес - плана предполагаемой организации, в условиях коммерции, и соответствующих структурных подразделений, входящих в состав этой организации, которые нацелены на исполнение бизнес - плана.
В-четвёртых, в процессе финансового планирования и контроля производится обработка и регистрация большого объёма информации. Программно - технический аспект системы финансового планирования включает в себя большое количество программно - технических средств, для создания финансовой базы предприятия.
1.3 Основные разделы бизнес-плана
Общая структура бизнес-плана содержит следующие основные разделы:
1) титульный лист;
2) резюме;
3) план маркетинга;
4) производственный план;
5) организационный план;
6) план по персоналу;
7) финансовый план;
8) эффективность и целесообразность реализации проекта;
9) оценка и страхование риска;
10) приложения.
Представленная структура бизнес-плана носит рекомендательный характер и не претендует на роль образцовой. Перечень разделов и их содержание может дополняться в зависимости от объёма, выполняемой деятельности фирмы (предприятия) и изменениями условий работы.
Перейдём к детальному рассмотрению разделов бизнес-плана.
Любой бизнес - план начинается с титульного листа. На нём указываются наименование проекта; пишется название и адрес предполагаемого предприятия, телефонные контакты; имена и адрес проживания учредителей компании; а так же назначение бизнес - плана и его пользователей.
Резюме – краткое изложение основных положений предполагаемого плана, то есть информация о планируемом бизнесе и непосредственных целях, которые ставит перед собой предприятие или конкретный предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся дело в наличии.
Резюме содержит следующие данные: идеи, цели и суть проекта; предполагаемые товары (услуги, работы), а так же сравнительные данные с аналогичной продукцией конкурентов; тактику и стратегию ведения производства и аспекты достижения поставленных целей; квалификацию персонала и особенно ведущих менеджеров; прогноз спроса; объёмы, предполагаемых продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год); планируемую себестоимость продукции и потребность финансирования; ожидаемую чистую прибыль; уровень доходности и сроки окупаемости затрат; описываются основные факторы успеха (способы действий и мероприятий). Таким образом, резюме содержит основные характеристики бизнес процесса и результаты его реализации.
План - маркетинга или исследование конъюнктуры рынка, для использования возможностей самого предприятия и решения, принимаемые на их основании можно рассмотреть в разделе бизнес - плана, что включает в себя следующие пункты:
1) цели и стратегии маркетинга;
2) ценообразование;
3) схема распространения товаров или услуг;
4) методы стимулирования продаж;
5) организация послепродажного обслуживания клиентов;
6) реклама;
7) формирование общественного мнения о фирме и товарах или услугах;
8) бюджет маркетинга;
9) контроллинг маркетинга.
Краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг, включено в производственный план. Он формируется на основе плана сбыта, т.е. проектируемых мощностей предприятия и особенностях выпускаемой продукции. Т.е. в этом разделе необходимо показать, что реально может производиться предприятием и объём продукции, с учётом качества и поставленных сроков.
Организационный план включает в себя организационно - правовые формы предприятия, а так же производственные и организационные структуры предприятия. Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных перед предприятием производственных и управленческих целей. Она документально фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления предприятия, должностных инструкциях отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют количество звеньев; характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.
Следующий раздел бизнес-плана - "План по персоналу". Он определяет следующие основные моменты, такие как потребность в персонале, фонд оплаты труда в форме штатного расписания.
Финансовый план включает в себя финансовое обеспечение деятельности фирмы, регулирующие издержки производства товаров или услуг в форме сметы затрат и себестоимости.
Смета затрат – это группировка затрат или расходов по их экономическому содержанию и однородности. Имеет следующие экономические элементы:
- материальные затраты;
- фонд оплаты труда;
- единый социальный налог;
- амортизационные отчисления;
- прочие расходы.
Само предприятие составляет перечень статей затрат и методы их распределения с учётом вида продукции.
В разделе "Эффективность и целесообразность реализации проекта" рассматриваются показатели эффективности реализации проекта и его целесообразность. Кроме этого указаны результаты финансовой деятельности предприятия, так как конечным финансовым результатом деятельности любого предприятия, является предполагаемая прибыль от производства.
Прибыль - это результат, а так же возможное превышение от производственно - хозяйственной деятельности, над производственно - хозяйственными затратами. Это можно выразить в полученных доходах, уменьшенных в сравнении с производственными расходами.
Прибыль – это абсолютный показатель деятельности предприятия. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ, услуг и затратами на производство и реализацию продукции (Формула 1).
ПРП = ВРП - С, (1)
где ПРП - прибыль от реализации продукции, работ, услуг;
ВРП – выручка, т.е. денежные средства, полученные от товара - оборота;
С - себестоимость произведённой деятельности предприятия, т.е. величина затрат на производство и реализацию производимой продукции.
Выручка от реализации продукции, работ, услуг определяется по представленной формуле 2:
ВРП = , (2)
где, Ni - количество продукции, работ, услуг i-го вида;
Цi - цена продукции, работ, услуг i-го вида.
Важным показателем эффективности деятельности предприятия является рентабельность. Рентабельность - это относительный показатель соотношения затрат с результатами, вследствие производственной деятельности. Это относительная характеристика финансовых результатов и эффективности непосредственной деятельности самого предприятия, показатели которой характеризуют такую же относительную доходность предприятия, которая измеряется в процентном соотношении затрат средств или установленного капитала с различных позиций. Уровень эффективности работы предприятия, получаемый результат от работы (т.е. доход, прибыль) сопоставляют с используемым объёмом ресурсов и соответственно с затратами на эту деятельность. Такое соизмерение прибыли с затратами означает норму рентабельности. Реализация (рентабельность) продаж - это отношение коэффициента прибыли от продаж к полученной выручке от реализации товаров (работ, услуг). Она определяется по формуле 3:
, (3)
Точка безубыточного производства (или точка критического объема производства) – это такой объём реализации, при котором вся полученная выручка от деятельности, обеспечивает возмещение всех затрат на производство, но не даёт возможности получить прибыль (доход), то есть это нижний предельный объём выпуска продукции, при котором прибыль равна нулевому значению. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объёмом продаж продукции (товаров, работ, услуг и т.д), является зоной прибыльности, и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Точка безубыточности определяется по формуле 4:
, (4)
где, Зпост - затраты условно - постоянного значения, на весь объём производства продукции;
Зпер - затраты условно - переменного значения, на единицу изделия;
Ц - цена на единицу изделия.
Непосредственная деятельность субъектов производственно - хозяйственных отношений всегда связана с риском. Бизнес в условиях рыночных отношений осуществляется на уровне неопределённости и изменчивости, как внешней, так и внутренней среды. Это означает, что ясность в полезности ожидаемого конечного результата, не является отчётливым показателем, соответственно может возникнуть опасность непредвиденных потерь и неудач. Структура раздела “ Оценка и страхование риска” имеет следующий вид: сформированный полный перечень всех возможных рисков; оценка вероятности проявления рисков; оценка убытков, и их предполагаемый размер, при совокупной деятельности предприятия; ранжировка самих рисков, на фоне вероятных и возможных проявлений этих рисков; установление и обоснование уровня рисков, в приемлемых объёмах; выделение из перечня, наиболее существенных рисков; страхование этих рисков.
2. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО "РМЗ"
2.1 Характеристика предприятия ЗАО "РМЗ"
Полное фирменное название - Закрытое акционерное общество "Ремонтно-механический завод". Сокращенное фирменное название ЗАО "РМЗ". Предприятие находится по адресу: Россия, г. Новосибирск, ул. Ползунова д.15.
Уставный капитал ЗАО "РМЗ" составляет 100 000 рублей и разделен на 100 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.
Основной вид деятельности ЗАО "РМЗ" - ремонт и обслуживание различного промышленного оборудования. Также предприятие реализует поставки необходимых расходных материалов и запасных частей для ремонтируемого оборудования непосредственно от производителей; изготавливает детали и запасные части, необходимые для ремонтов оборудования; осуществляет пусконаладочные работы.
ЗАО "РМЗ" арендует у ОАО "НАПО им.В.П. Чкалова" производственные помещения, общей площадью 5 000 кв. м.
Персонал предприятия составляет 125 человек, в том числе:
Руководители и ИТР - 20 человек,
Основные рабочие - 95 человек,
Вспомогательные рабочие - 10 человек.
2.2 Система бизнес-планирования применяемая в ЗАО "РМЗ"
ЗАО "РМЗ" планирует открыть новый вид деятельности - ремонт и обслуживание оборудования с системами ЧПУ, включающий планово-предупредительный ремонт (ППР) станков с ЧПУ, аварийный ремонт (АР) станков с ЧПУ, пуско-наладочные работы (ПНР) станков с ЧПУ. Новый вид деятельности предполагает создание отдела по ремонту станков с ЧПУ.
Бизнес-план ЗАО "РМЗ" будет реализовываться за счет прибыли предприятия, полученной за 2019 год. Срок реализации проекта – один год. Предполагается, что вложенные денежные средства окупятся меньше чем за год.
Для размещения отдела по ремонту станков с ЧПУ необходимо арендовать дополнительно 500 кв. м.
Цель маркетинговой кампании - это продвижение на рынок услуг нового вида деятельности ЗАО "РМЗ".
Стратегия маркетинга будет включать следующие основные задачи:
- достижение большей информированности клиентов и заказчиков фирмы о новой услуге;
- привлечение новых клиентов и заказчиков;
- достижение необходимого уровня заказов на ремонт станков с ЧПУ.
В таблице 1 представлены прогнозные объемы заказов и цены на ремонт станков с ЧПУ на 2019 год.
Таблица 1 – Прогнозные объемы заказов и цены на ремонт станков с ЧПУ на 2019 год.
№ п/п Вид заказа на ремонт станков с ЧПУ Объем, шт. Цена, руб.
1 Планово-предупредительный ремонт станков с ЧПУ 1200 10 000
2 Аварийный ремонт станков с ЧПУ 300 20 000
3 Пуско-наладочные работы станков с ЧПУ 200 30 000
Исследование конъюнктуры рынка предоставило информацию о потенциальных заказчиках и конкурентах. Потенциальными заказчиками будут являться ОАО "НАПО им.В.П. Чкалова", НПК "ИРКУТ", РСК "МИГ", а также все те предприятия, у которых есть станки с ЧПУ, но не имеется собственной материальной базы и собственных специалистов для проведения ремонтов. Потенциальными конкурентами могут выступать: ООО "Хандтманн Руссланд", ООО " Сапр центр", ООО "Абамет", ООО "СибМегаМастер", ООО "Авиатехснаб", ООО "НПФ Дюкон".
Схема распространения предлагаемой услуги будет включать следующие рекламные средства:
1. Участие в выставке "Машиностроение. Металлообработка. Сварка. Металлургия" в роли спонсора сувенирной продукции выставки. Это предоставит возможность размещение стенда на выставке, размещение логотипа компании и реквизитов на обложке блокнота и ручках, размещение рекламного модуля А4 в официальном каталоге выставки, а также размещение логотипа фирмы на публикуемых в СМИ рекламных модулях, на сайте, в официальном каталоге на странице благодарности спонсорам, на официальных плакатах выставки.
2. Размещение в Городском Информационном справочнике ДубльГИС с применением опции "минимакет". Опция подразумевает прикрепление к зданию компании указателя и отображение его на карте. Минимаркет - это указатель, по которому клиенты увидят месторасположение фирмы на карте. По щелчку на логотип открывается информация о компании в окне справочника. Это обратит внимание потенциального клиента при работе не только со справочником, но и с картой. Информацию о фирме будет видно при просмотре рубрик справочника; при поиске места расположения компаний-конкурентов.
Таблица 2 – Годовой бюджет рекламной кампании по продвижению новой услуги предприятия.
№ п/п Вид рекламного средства Стоимость, руб.
1 Участие в выставке "Машиностроение. Металлообработка. Сварка. Металлургия" 30 000,00
2 Размещение в Городском Информационном справочнике Дубль ГИС с применением опции "минимакет" 85 000,00
3 Итого 115 000,00
Производственный процесс будет включать следующие основные этапы:
1. Поиск заказов, работа с потенциальными заказчиками;
2. Подписание договора на ремонт оборудования заказчика;
3. Заказ и поставка необходимых для ремонта материалов и запасных частей службой МТС ЗАО "РМЗ" или их изготовление силами ЗАО "РМЗ";
4. Производство ремонтных работ либо пуско-наладочных работ;
5. Предъявление и сдача работ заказчику.
Источниками поставки запасных частей, комплектующих и расходных материалов буду являться: CHIRON-WERKE GmbH & Co. KG; Handtmann A-Punkt Automation GmbH; Fooke GmbH; Okuma Europe GmbH; DMG Europe Holding GmbH; HAAS Ltd. Co.
Для достижения необходимого качества проводимых ремонтных работ будет проводиться ряд мероприятий: обеспечение входного контроля материалов, а также производственного контроля всех операций; соблюдение ГОСТ, ОСТ, производственных инструкций и технологических рекомендаций; системное повышение квалификации сотрудников; аттестация не реже 2-х раз в год технологического оборудования; аттестация не реже 1-го раза в год основных рабочих; проведение дней качества на производстве.
Организационно-правовая форма предприятия - ЗАО. Закрытое акционерное общество - это такое общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, а акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Участники общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Начальник отдела по ремонту станков с ЧПУ осуществляет руководство и координацию деятельности отдела.
Зам. начальника отдела по ремонту станков с ЧПУ выполняет такую основную функцию, как организация и планирование оперативной деятельности отдела.
Ведущий специалист по техническому перевооружению станков с ЧПУ выполняет следующие основные функции: организация технического перевооружения станков с ЧПУ, нормирование потребностей предприятия в станках с ЧПУ, закуп станков с ЧПУ.
Ведущий инженер участка по ремонту электрической и электронной частей станков с ЧПУ организует трудовые процессы, связанные с ремонтом электрической и электронной частей станков с ЧПУ.
Ведущий инженер участка по ремонту механической части станков с ЧПУ организует трудовые процессы, связанные с ремонтом механической части станков с ЧПУ.
Сервисный инженер выполняет комплексное техническое обслуживание, наладку, ремонт, проверку, испытание, монтаж и сдачу в эксплуатацию станков с ЧПУ.
Электромеханик осуществляет комплексное техническое обслуживание, наладку, ремонт, проверку, испытание, монтаж и сдачу в эксплуатацию аппаратуры передачи данных электронного оборудования.