Актуальность нашего исследования заключается в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, является ядром личности. Мотивы определяют деятельность, активность ребенка и направленность. Мотивы формируются под влиянием учебной деятельности и отличаются множественностью и структурированностью. Структура мотивов состоит в том, что любая деятельность обеспечена не одним мотивом, а целой системой, одни из которых являются доминирующими, другие – подчиненными.
В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично. Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы.
Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.
В системе начального образования уроки литературного чтения обладают особой важностью в формировании у младших школьников развитие учебной мотивации при чтении литературных сказок.
Согласно ФГОС НОО на ступени начального общего образования осуществляется развитие учебной мотивации обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм и нравственных установок.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен. Сказка — самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей.
В отборе произведений для изучения в начальной школе значительное место занимают сказки. Именно сказка по сей день отвечает вопросу в формировании духовно-нравственных ценностей. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа — она учит добру и справедливости.
Сказка – эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. В сказке всегда изображается противостояние добра и зла, герои делятся на положительных, которые в сказках являются воплощением народных представлений о высокой морали, добре, справедливости, подлинной красоте, и отрицательных, олицетворяющих тёмные силы, враждебные человеку. [2, c.36]
Особое место занимает литературная сказка. Авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственные и фольклору, и литературе, и самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их.
Как пишет современный исследователь И.Г. Минералова, литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора. Вместе с тем, в литературной сказке явственнее звучит лирический компонент, авторское начало.
Современная авторская сказка весьма свободна и в выборе материала, и в выборе формы. Что касается «материала», то нужно сказать, что любое литературное произведение должно быть актуально, соответственно, оно несет на себе отпечаток своего времени, а «приближение сказки к современности, перенесение действия в наши дни изменяет и поведение героя, и саму идею сказки».
Системный подход на уроках литературного чтения предполагает аналитико-синтетический характер работы. В методике изучения литературной сказки мы опираемся на системный подход, предложенный М.Р. Львовым, В.Г. Горецким, О.В. Сосновской, направленный на творческую деятельность ребёнка.
Формы работы с литературными сказками на уроках литературного чтения: учебный диалог, коллективное составление плана предстоящей деятельности; самостоятельная организация деятельности; работа в паре; работа в микрогруппе; конструирование и моделирование.
Вопросами развития мотивационной сферы в младшем школьном возрасте занимались такие психологи и педагоги, как Н. А. Менчинская, А. Н. Леонтьев, Ю. К. Бабанский, Л. С. Славина, А. А. Реан, С. Н. Кривцова, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Н. Ц. Бадмаева, Т. А. Матис, А. П. Якунин и др.
Вопросы развития учебной мотивации младших школьников при чтении литературных сказок рассматривали Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев. Исследования Г.М. Андреевой, В.А. Канн-Калика, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.М.Мудрика, В.Н. Панферова, Г.С. Трофимовой, Д.Б. Эльконина, М. П. Воюшина, Голушко Т. В., Дружинина, М.В., Елфимова Н.В., Мали Л.Д., Пономарёв Я.А., Абрамюк С.Ф., Минералова И.Г. и других авторов.
Младший школьный возраст характеризуется началом систематического обучения, которое вносит неоценимый вклад в становление субъектности растущего человека.
Как известно из работ Б.Г.Ананьева, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и др., для младшего школьника ведущим видом деятельности следует считать учебную деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике.
В учебной работе младший школьник проявляет способность ставить учебные задачи и корректировать их, обучается самостоятельно выстраивать действия в соответствии с задуманным, может контролировать и оценивать свою работу в рамках выполняемых заданий. В целом ребенок впервые осознанно выступает деятелем и несёт ответственность за результаты своего труда перед обществом и самим собой.
Исходным звеном учения являются мотивы учения. Актуальность темы подтверждается тем, что в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования устанавливаются требования к результатам обучающихся, говорится о том, что одним из личностных результатов обучения является сформированность мотивации к обучению и познанию.
При этом среди эффективных методов обучения в начальной школе называют литературные сказки (Г.И. Щукина, В.Г. Иванов и др.). Это связано с тем, что литературные сказки могут удовлетворить потребность младших школьников в игровой эмоционально-насыщенной деятельности, способен привлечь и удерживать внимание детей.
Исследование проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников, позволяет выделить противоречие:
- между потребностью формировать учебную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения и недостаточной разработанностью методики использования литературных сказок в сложившейся практике начальной школы.
Таким образом, проблема исследования состоит в выявлении возможностей чтения литературных сказок в развитии учебной мотивации младших школьников.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическое исследование возможностей чтения литературных сказок в развитии учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования: развитие учебной мотивации младших школьников.
Предмет исследования: возможности чтения литературных сказок в развитии учебной мотивации младших школьников.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие учебной мотивации у младших школьников может проходить эффективнее, если при чтении литературных сказок использовать следующие возможности:
- создать благоприятный психологический климат («домашний») в процессе обучения младших школьников;
- применять наглядные методы обучения с картинками из литературных сказок на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
- Изучить понятие и сущность учебной мотивации.
- Рассмотреть особенности развития учебной мотивации младших школьников.
- Выявить возможности чтения литературных сказок в развитии учебной мотивации младших школьников.
- Провести диагностику начального уровня развития учебной мотивации младших школьников.
- Реализовать на практике возможности чтения литературных сказок в развитии учебной мотивации.
- Провести анализ результатов исследовательской работы по реализации возможностей чтения литературных сказок в развитии учебной мотивации.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный метод, метод обобщения, систематизация, сравнение позиций авторов, обобщение, цитирование, анализ.
Эмпирические методы: наблюдение, моделирование, проведение опытно-педагогической работы.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» г. Чита.
Теоретическая значимость состоит в изучении и систематизации материала по развитию учебной мотивации младших школьников при чтении литературных сказок.
Практическая значимость исследования заключается в практическом применении теоретических аспектов развития учебной мотивации младших школьников при чтении литературных сказок.
Данные исследования могут использоваться в педагогическом процессе по развитию учебной мотивации младших школьников при чтении литературных сказок.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введение представлена актуальность работы, цель и задачи исследования, гипотеза, перечислены методы и практическая значимость.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы развития учебной мотивации младших школьников при чтении литературных сказок, а именно понятие и сущность учебной мотивации. Также были изучены некоторые аспекты развития учебной мотивации младших школьников, и возможности чтения литературных сказок в развитии учебной мотивации младших школьников.
Во второй главе была проведена исследовательская работа по развитию учебной мотивации младших школьников при чтении литературных сказок, а именно мы провели диагностику начального уровня развития учебной мотивации младших школьников. Также были рассмотрены возможности чтения литературных сказок в развитии учебной мотивации и был проведён анализ результатов исследовательской работы по реализации возможностей чтения литературных сказок в развитии учебной мотивации.
В заключении были подведены итоги работы и сделаны выводы.