Современный этап развития экономики характеризуется усилением конкуренции рынков, быстрыми темпами роста изменений во внешней среде, информатизацией общества, и факторами глобализации. Значительное влияние на ситуацию в рыночном пространстве осуществляют кризисные явления, последствия которых испытывают предприятия практически всех сфер деятельности. В этих условиях значительно повышается роль стратегии, обеспечивающей приоритетные направления развития предприятия. Однако для того, чтобы разработанная стратегия была успешно реализована, необходимо приложить значительные усилия по совершенствованию самого процесса ее разработки. В связи с этим возникают вопросы совершенствования методики разработки стратегии, которая включала бы в себя стратегии различных направлений деятельности предприятия и учитывала факторы, которые влияют на каждый из стратегических уровней и на стратегию в целом.
Современный рынок характеризуется быстрыми изменениями в требованиях и потребностях потребителей, поэтому развитие бизнес-модели должно основываться на достоверных прогнозах состояния и конъюнктуры рынка не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе. При этом важно не только правильно идентифицировать потребность, но и правильно оценить емкость целевого сегмента и свои ресурсные возможности, понять состав и выделить ключевые звенья бизнес-процессов для того, чтобы сделать их эффективными, уметь наладить взаимовыгодные отношения с партнерами, найти способы привлечь внимание потребителей, в общем - выстроить архитектонику бизнеса, создать определенную бизнес-модель.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день остается нерешенным ряд проблем, в котором наиболее важное место занимают следующие: отсутствие единого подхода к видению алгоритма разработки стратегии развития организации, а также к выбору факторов, являющихся общими для большинства предприятий и могут влиять как на саму стратегию, так и на процесс ее разработки. Кроме того, возникает потребность дополнительного выделения уровней, на которых должна проводится разработка стратегии развития предприятия; не выделены факторы, влияющие на разработку стратегии на каждом из этих уровней.
На становление стратегического управления ощутимо влияют особенности и препятствия внутренней среды субъектов хозяйствования. Несмотря на то, что стратегическое управление является средством успешного выживания в кризисных условиях, на практике стратегия поведения большинства субъектов хозяйствования отсутствует, что в значительной мере способствует ухудшению их положения. Это можно объяснить, прежде всего, попыткой руководителей быстро решить вопрос финансовых результатов, инертностью мышления старых управленческих кадров, отсутствием опыта применения стратегического управления, а также незнанием и непониманием его сути, принципов, методов, приемов.
Объектом исследования является стратегия развития организации ПАО «Сбербанк».
Предметом исследования является разработка стратегии развития и процесс выбора стратегических альтернатив.
Цель работы: провести анализ эффективности стратегического планирования деятельности организации ПАО «Сбербанк» и разработать рекомендации по созданию стратегии развития ПАО «Сбербанк».
Задачи работы:
- изучить содержание и особенности разработки финансовой стратегии;
- исследовать цели, задачи и этапы разработки финансовой стратегии;
- дать характеристику ПАО «Cбepбанк»;
- провести анализ финансовой деятельности ПАО «Сбербанк»;
- провести оценку внешней и внутренней среды ПАО «Сбербанк»;
- разработать рекомендации по формированию стратегии корпорации ПАО «Сбербанк».
Теоретико-методологическая база исследования. Вопросом стратегии развития и ее разработки занимались многие авторы. Наиболее весомый вклад в рассмотрение данного вопроса внесли А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд, И. Ансофф, П. Доль, Г. Минцберг и др. Каждый из них представил свое видение на процесс разработки стратегии. Но все они довольно подробно рассматривали одну сферу деятельности предприятия.
В целом же процесс разработки стратегии развития для всего предприятия в полном виде исследуют малое количество 7 ученых. П. Дойль рассматривает разработку конкурентных стратегий. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд приводят общие рекомендации относительно процесса разработки, не предлагая конкретных методов или методик формирования, оценки, выбора и реализации стратегии предприятия.
Кроме того, существенный вклад в исследование рассматриваемого вопроса внесли такие ученые, как Коротков Э.М., Косьмин А.Д., Котлер Ф., Кулиш С.М., Литвак Б.Г., Мескон Э.М., Мещерякв А.А., Минцберг Г. в своих трудах по менеджменту и стратегическому менеджменту.
Эмпирическая база исследования: официальные документы, статистические источники, результаты собственных исследований.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научных литературных источников, синтез, наблюдение, эксперимент, моделирование, сравнение.