Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельности.

one_butterfly 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.06.2021
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие наибольшую эффективность формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельности Объектом исследования является музыкальная деятельность младших школьников. Предмет исследования – формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников в музыкально-игровой деятельности. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия «вокально-хоровые навыки»; 2. Обосновать специфику формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников; 3. Определить возможности музыкально-игровой деятельности в аспекте формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников; 4. Определить комплекс методик, обеспечивающих наиболее эффективное диагностирование и формирование вокально-хоровых навыков младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельности. Гипотеза нашего исследования состоит в том, что формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельности будет более эффективным, если: -вокально-хоровые навыки будут представлены в виде структуры трех взаимосвязанных компонентов: гностического, эмоционального и деятельностно-практического; -возрастная специфика формирования вокально-хоровых навыков младших школьников будет проявляться через такие новообразования данного возраста как смена ведущей деятельности на учебную, появление доминирующей функции мышления, развитие дифференцированного восприятия, перестройка всех мыслительных процессов, развитие внимания, изменение содержательной стороны эмоциональных переживаний; - возможности музыкально-игровой деятельности в аспекте формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников будут проявляться в активизации умственной деятельности, творческой направленности самой деятельности, мотивационной составляющей игры, накоплении чувственного опыта. - в процессе диагностирования и формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников будут использоваться следующие формы и методы: метод сравнительного анализа, вокально-хоровые упражнения, игровые и творческие задания, метод наводящих вопросов. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ музыкально-психологической, музыкально-педагогической и музыкально-методической литературы по исследуемой проблеме.
Введение

Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения музыкального репертуара. Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нем должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Формирование этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки. Формирование вокально-хоровых навыков имеет возрастную специфику. Как показывает анализ психолого-педагогических исследований младшего школьного возраста (Л.И. Божович, И.В. Гребенников, В.В. Давыдов, И.В. Дубровин, Е.А. Леванова и др.) – это тот период, когда сознание выходит на качественно новый уровень, обнаруживается ярко выраженная потребность в самосознании, развиваются важнейшие психологические особенности, которые оказывают существенное влияние на формирование вокально-хоровых навыков: повышенная познавательная активность, стремление к творческой самореализации, самостоятельность воображения, качественное преобразование памяти, в частности и музыкальной памяти. Среди видов деятельности младших школьников на уроках музыки хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ. Это объяснимо рядом причин: 1) песенным началом российской музыкальной культуры. 2) общедоступностью (каждый ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом; 3) адекватностью пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, и, в частности, их стремлению к активным нормам освоения искусства; 4) особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки; 5) значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире. Особая роль хорового пения объясняется тем, что ранее учебный предмет «Музыка» назывался «Пением». И хотя он сегодня переименован, пение на уроках музыки считается основополагающим в постижении музыкального искусства. Методики хорового воспитания младших школьников постоянно обновляются, каждый педагог, занимающийся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Огромный вклад внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, В.П. Анисимов, Л.Б. Дмитриев. В их работах предложена методика практической работы с учащимися младших классов, показано влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. В пении, как и в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявлять своё отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Среди комплексных педагогических исследований последних лет большой интерес представляют труды педагогов-музыкантов, обратившихся к проблемам формирования вокально-хоровых навыков с помощью музыкально-игровой деятельности младших школьников (И.А. Медведева, Т.Н. Воронова, Т.В. Харитонова). Ряд исследований посвящен проблемам формирования конкретных вокально-хоровых навыков в контексте конкретной области музыкального образования и видов музыкальной деятельности (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая А.В. Малинковская, Н.А. Ветлугина). Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая, практическая и диагностическая разработанность определили выбор темы исследования: «Формирование вокально-зоровых навыков у младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельности»
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников в условиях музыкально- игровой деятельности 7 1.1. Сущность понятия «вокально-хоровые навыки» 7 1.2. Специфика формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельности 11 Глава 2. Методические аспекты исследования проблемы формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников в условиях музыкально- игровой деятельности 18 2.1. Анализ педагогического опыта решения проблемы формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников в условиях музыкально- игровой деятельности 18 2.2. Диагностические методики определения уровней сформированности вокально-хоровых навыков у младших школьников в условиях музыкально- игровой деятельности 23 Заключение 27 Список литературы 29
Список литературы

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки). 2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с. 3. Вербов А.М. Техника постановки голоса. Госуд. муз. изд-во. Москва, 1961.- 28с. 4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. – 123 с. 5. Герцман Е. Гимн у истоков нового завета. Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. – М., 1996. – 247 с. 6. Детский голос. Экспериментальные исследования. Под ред. В.Н. Шацкой. М.: «Педагогика», 1970.- 246 с. 7. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1998. – 69 с. 8. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с. 9. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – 2-е изд. – М.: Музыка,1996. – 368 с., нот, ил. 10. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для вокалистов (электронный ресурс) – Режим доступа: stati/dyxatelnaya-gimnastika-strelnikovoj-dlya-vokali ta.html 11. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М., 1951. – 99 с. 12. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж./Оформление обложки А. Лурье – СПб.: Лань. – 192 с. 13. Зарин Д. И. Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом, год 1-й. – М.,1907. 14. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М., «Музыка», 1965.- 28с. 15. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с. 16. Зинченко В.П. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В.П., М.: Педагогика-пресс, 1999.- 440 с. 17. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. – М., 1964. – т.2. – 245 с. 18. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению (электронный ресурс) – Режим доступа: blogs/alena-borisovna-naumova/-poem-igraja-obzor-lite atury-po-igrovym-metodikam-obuchenija-peniyu.html 19. Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. М., АПН, 1952. – 167 с. 20. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – Ленинград: Изд-во «Музыка», 1967. – 67 с. 21. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.: ил. 22. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М., 1985. – 78 с. 23. Немов Р. С. Общая психология. – М., Просвещение, 1970. - с.176. 24. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Л.И. Скворцова. - М.: Издательский центр ОНИКС. Мир и Образование, 2005. – 1200 с. 25. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с. 26. Основы вокальной методики. Методич. рекоменд. по вокалу. Вологда, «Русь», 2003.- 36 с. 27. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с. 28. Пение в музыкальном развитии ребёнка (электронный ресурс) – Режим доступа: metodiki/penie-v-razvitii-rebenka.htm 29. Плужников К.И. Механика пения. – СПб: «Композитор. Санкт-Петербург», 2004. 30. Прянишников И.П. Советы обучающихся пению. Госуд. муз. изд-во, М., 1958.- 52 с. 31. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнатская, Н.И. Кнященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 232 с. 32. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с. 33. Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие для студ. муз. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 с. 34. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Издательство «Прометей», 1992. – 270 с. 35. Творчество – процесс человеческой деятельности (электронный ресурс) – Режим доступа: creation 36. Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2003. – 64 с., с ил. 37. Чесноков П. Г. Хор и управление им. – М., 1961. – 52 с. 38. Яранцева Я.Г. Воспитание вокалиста. Учебно-методич. пособие. Вологда, 2006. - 49 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников в условиях музыкально- игровой деятельности 1.1. Сущность понятия «вокально-хоровые навыки» Известно, какое огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. «Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)». Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Пение является самым доступным видом музыкального искусства, широко востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, его общие и музыкальные способности, а также происходит общее укрепление и оздоровление организма. В детской психологии раскрыты его воспитывающие и развивающие возможности. Дети, поющие в хорошем хоре, наряду с выполнением художественно - исполнительских задач, решают и очень важные для них жизненные задачи. Хоровое пение - искусство массовое, оно предусматривает коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание ребенком того, что когда все поют вместе, то получается хорошо и красиво. Именно он участвует в этом исполнении и песня, исполненная хором, звучит выразительней и ярче. Это оказывает на юных певцов позитивное и воспитательное воздействие. [Зимина, 2000] Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. Формированию вокально-хоровых навыков в процессе обучения посвящены работы Ю.Б. Алиева, Д.Е. Огороднова, В.А. Багадурова, Е.М. Малининой, В.В. Емельянова, Н.Д. Орловой, Г.П. Стуловой, Л.А. Венгрус. Последние их разработки и достижения в вокальной педагогике также большое внимание уделяют качественному развитию детского голоса. Н.Г. Чернышевский относил вокально-хоровые навыки к «высшим, совершеннейшим искусствам» и подчёркивал: «Исполнение песни, воздействуя на слушателя влиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержания». По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес как к самой песне, так и к её воспроизведению. Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения. Это прекрасно отметил ещё К. Д. Ушинский: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…» [Хмельницкая, 2010]. Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся: 1) Певческая установка Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала. 2) Дирижёрский жест Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов: - внимание; - дыхание; - начало пения; - окончание пения; - менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи. 3) Дыхание и паузы Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни. 4) Звукообразование Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения. 5) Дикция Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата. 6) 6. Строй, ансамбль Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение «a cappella». В хоровом пении понятие «ансамбль» – единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам. Таким образом, вокально-хоровые навыки являются сложной системой. Эта система может включать следующие компоненты: гностический, эмоциональный и деятельностно-практический. Рассмотрим данные компоненты. Гностический компонент вокально-хоровых навыков – включает в себя знание о дирижёрских жестах, правилах работы с дикцией, знание о функциональных составляющих вокально-певческой установки. Эмоциональный компонент вокально-хоровых навыков – это переживание различных аккордов, их окраски, отзывчивость при работе с распевками, отзывчивость на сочетания аккордов в структурах при работе над строем, принадлежащих главным функциям, как проявлению выразительности музыкальных образов (в работе над звукообразованием). Деятельностно-практический компонент вокально-хоровых навыков отражает воплощение музыкальных образов в исполнении, а также использование умений и навыков, таких как: умение свободно определять аккорды и их функции, (мажорную или минорную, диссонантную или консонантную); умение чисто и выразительно исполнять произведение; умение слышать и различать различные интонации, умение правильной певческой позиции, умение правильного распева. 1.2. Специфика формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельности Выдающиеся психологи двадцатого века Л.С. Выготский и Ж. Пиаже настоятельно подчеркивали, что ребенок – это не маленький взрослый, что у него иная логика и другое, нежели у взрослых, восприятие окружающего. Поэтому никакие инновации и новые оригинальные предметы ничего качественно изменить не могут, если только они не ориентированы (именно ориентированы, а не только учитывают) особенности современных младших школьников. Анализ готовности личности к любому виду деятельности показывает необходимость формирования ее способностей. Данной проблеме посвящены многочисленные научные исследования. Так, в исследованиях Е.И. Роговой, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, Б.М. Теплова и др. отмечается, что способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. [Ветлугина, 2010] В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). Появление младшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. С научной точки зрения речь может идти об относительно устоявшихся, наиболее характерных чертах этого возраста. Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения в общей исторически складывающейся системе общественного воспитания детей от детского сада до завершения среднего образования. Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности. У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после семи лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека [Немов, 1970]. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке. Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с непосредственно предшествующим – дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Как только семилетний ребенок вошел в класс, он уже школьник. С этого времени игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Процесс такой перестройки имеет несколько этапов. Это является важной особенностью для деятельностно-практического компонента вокально-хоровых навыков. Для первого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею. Многие из них первоначально испытывают те или иные трудности и не сразу включаются в школьную жизнь. [Широкова, 2013]. Развитие психики младших школьников происходит главным образом на основе, ведущей для них деятельности учения. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьника по мере формирования учебной деятельности. Эта особенность является важной для гностического компонента вокально-хоровых навыков. Способности к музыкально-игровой деятельности - это свойства личности, проявляющиеся в процессе музыкально-творческой деятельности на основе реализации четырех структурных компонентов: потребностно-мотивационного (наличие положительной устойчивой мотивации к проявлению младшими школьниками способностей к музыкально-творческой деятельности), когнитивного (представление младших школьников о способностях к музыкально-творческой деятельности), поведенческого (импровизация, сочинение, исполнение, умение и активность проявления младшими школьниками способностей к музыкально-творческой деятельности), эмоционального (отношение младших школьников к проявлению способностей в процессе музыкально-творческой деятельности). В исследованиях педагогов и психологов выявлена взаимосвязь музыкально-игровой деятельности детей с их чувственно-эмоциональным, сенсомоторным и умственным развитием. На это указывали Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.А. Крутецкий, В.Н. Мясищев, К. Орф, А.И. Кочетов. Сложность работы с детьми младшего школьного возраста состоит в том, что в данном возрасте недостаточно проявляется взаимосвязь общих способностей и уровня готовности к музыкально-творческой деятельности на основе проявления детьми музыкальных, творческих и артистических способностей. Это становится важным для эмоционального компонента вокально-хоровых навыков. Сама природа младших школьников предполагает способность к развитию голосовых связок. Именно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Н.А. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно приобщением к музыкальному искусству через пение как самого доступного, активного и эффективного вида музыкальной деятельности детей различного возраста. Занятия в хоровом коллективе, которые строятся на принципах творчества, развития художественно-образного и ассоциативного мышления, фантазии ребенка, способствуют гармоничному сочетанию интонационно-выразительного пения с движением. Это важный момент для деятельностно-практического компонента вокально-хоровых навыков. Выразительное, эмоционально яркое произнесение текстов повышает речевую культуру детей. Элементы движений, включаемые в исполнение упражнений, песен, музыкальных спектаклей развивают необходимую координацию движений. Включение детей в творческий процесс на занятиях вокально-хорового хорового коллектива происходит постепенно. Этому весьма способствует внимание педагога к каждому ребенку, поддержке в коллективе творческого настроя. Проблема игровой деятельности, в частности, музыкально-игровой деятельности привлекала внимание исследователей. В музыкальной педагогике многие известные учёные, такие, как Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, положили теоретические основы музыкальной игры как одного из важнейших средств воспитания детей. Д.В. Менджерицкая обращает внимание на то, что игра является наиболее доступным видом деятельности детей, способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Она отмечает, что именно в игре проявляются особенности воображения и мышления ребёнка, его активность, эмоциональность и потребность в общении [Орлова, 1984]. Эта особенность музыкально-игровой деятельности является доминирующей для гностического и деятельностно-практически компонента. Игра является первой социальной практикой ребёнка, его реальной жизнью в обществе сверстников. Поэтому игра важна для формирования нравственной стороны личности ребёнка. Это было отмечено в работах А.П. Усовой. Музыкально-дидактические игры нашли своё применение в воспитании младших школьников давно. Своеобразие и отличие этих игр от других средств обучения в том, что они дают возможность обучать, упражнять, развивать умственные способности ребёнка, а также формировать ценные черты личности и взаимоотношения детей в привлекательной и доступной для них форме. Эта особенность музыкально-игровой деятельности также актуальна для деятельностно-практического компонента вокально-хоровых навыков. Основу музыкально-игровой деятельности составляют игровые действия, без которых сама игра невозможна. Игровые действия определяют содержание игры. И чем интереснее и привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игровые и дидактические задачи детьми. Необходимо обучение детей игровым действиям для того, чтобы игра носила обучающий характер и была содержательной. Обучение игровым действиям, как правило, даётся через показ действия, через пробный ход. Мотив игровой деятельности и активное желание решить задачу, поставленную перед ребёнком, проявляется в игровых действиях. Музыкально-дидактические игры позволяют заинтересовать ребёнка, пробудить в нём интерес к музыке. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно активизируют умственную деятельность дошкольников, развивают их самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает уже творческий характер. Это даёт детям возможность для самовыражения и творчества, что тоже важно для становления личности ребёнка. Эта особенность главная для эмоционального компонента вокально-хоровых навыков. На основе всего вышеизложенного мы пришли к заключению, что музыкально-игровая деятельность обладает широкими возможностями активного формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников. ? Глава 2. Методические аспекты исследования проблемы формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников в условиях музыкально- игровой деятельности 2.1. Анализ педагогического опыта решения проблемы формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников в условиях музыкально- игровой деятельности Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса применяются следующие: 1. Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений: - слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного; - сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего; - введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся; - пение «по цепочке»; - моделирование высоты звука движениями руки; - отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи; - настройка на тональность перед началом пения; - выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией. 2. Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения: - вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки; - вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.; - при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего; - расширение ноздрей при входе (а лучше - до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резонирование звука; - целенаправленное управление дыхательными движениями; - произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание; - беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона; - проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса; - вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п. Организовывая работу на уроке, не важно, будет ли это урок разучивания новой песни, отработки старой или закрепления какого-либо конкретного навыка, мы обращаем внимание на следующие общие моменты. У детей необходимо развивать хорошую дикцию. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с хоровым коллективом, мы обычно стараемся научить певцов, как можно чётче и яснее произносить согласные. Это очень важно, потому что именно ясность согласных помогает, понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Мы учим также хор и редуцированию. Редукция – ослабление артикуляции звука. Неясно произношение гласных звуков – редуцированный гласный. и продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи. Быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания. Работа над гласными. Основной момент в работе над гласными – воспроизведении их в чистом виде, то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных. С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в хоре представляет определённую трудность. Звуки «У, Ы» - формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат приблизительно одинаково. Отсюда и следует специфическое хоровое применение этих звуков при исправление «пестроты» звучания хора. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также тембрально хорошо выравнивается звук. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания, но опять же если певцы хора внимательно будут следить за сохранением одинаковой установки артикуляционных органов, как при пение гласных «У» и Ы». Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени. Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А» поскольку разными людьми произносится по-разному, в том числе у разных языковых групп, это следует учитывать, исполняя произведение на иностранных языках. Например, у итальянцев - «А» из глубины глотки, у англичан - глубоко, а у славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно. «И, Э» - стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого внимания в отношение округления звука.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg