ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ПАТОРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность, содержание и характеристика понятия «нравственно-патриотическое воспитание» в педагогическом процессе школы
В соответствии с программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2020 годы» и Законом Российской Федерации «Об образовании» нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной политики и деятельности образовательных учреждений: «Государственная политика – это образовательная сфера, основанная на следующих принципах: гуманистический подход к образованию, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека и свободного развития личности. Воспитание гражданского сознания и любви к Родине». Одной из целей образования является «воспитание человека и гражданина, интегрированного в современное общество и направленного на развитие общества» [46].
Акцент, который сделан в приведенном выше документе, не случаен. В России нравственно-патриотическое воспитание никогда не сталкивалось с какими-либо трудностями. Если мы вспомним историю нашей страны, то перечислим тысячи имен тех людей, которые пожертвовали своей жизнью ради Родины. В последние годы наблюдается прискорбный факт ослабления у молодежи желания посвятить свою жизнь Родине.
Очевидно, что существуют некоторые объективные причины этого явления, влияющие на формирование такой позиции школьников и студентов: негативное влияние средств массовой информации, научно-технический прогресс и технологии, которые также связаны с прогрессом. Возрастная группа младших школьников наиболее подвержена негативному влиянию старших поколений. Можно констатировать, что наше современное общество демонстрирует утрату патриотического чувства и отсутствие гражданской позиции, а также отчуждение от традиций национальной культуры.
По мнению Ю. В. Харлановой [48], нравственно-патриотическое воспитание можно определить в контексте первобытного общества, где оно берет свое начало. В то время нравственно-патриотическое воспитание отражалось в защите родного племени от нападений врагов, сохранении племенных традиций, передаче опыта использования орудий труда [2, 48], в Средние века государство ставило задачу воспитать детей как будущих стойких и закаленных воинов (Спартанское государство). По словам Г. Г. Петрoченко, в XVIII веке основной целью воспитания было формирование личности человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными ценностями и любовью к Родине [32]. T. Черединова отмечает, что отмена крепостного права во второй половине XIX века дала некоторую свободу для развития новых направлений в воспитании и воспитании патриота – человека с высоко развитым нравственно-патриотическим аспектом. Подчеркивалось, что одной из особенностей воспитания русского народа является воспитание у детей патриотической, глубокой любви к Родине [50].
Именно в XIX веке идея нравственно-патриотического воспитания была провозглашена главной задачей государства. Эта тенденция была вызвана такими событиями, как Революция, Гражданская война и Великая Отечественная. По мнению И.В. Следзевского, дети и молодежь участвовали в жизни своей страны, помогали солдатам и были участниками партизанских движений [39].
В послевоенные годы были созданы многочисленные патриотические организации для детей, в которых дети были вовлечены в трудовую деятельность. Детей призывали принимать активное участие в общественной жизни, быть полезными и заинтересованными в положении страны. Главную роль в развитии политической деятельности и общественно-политического воспитания учащихся играло пионерское движение. В начале ХХ века в России существовало еще одно движение – движение скаутов, которое объединяло маленьких детей и осуществляло нравственно-патриотическое воспитание, пропаганду спорта, приобретение необходимых в жизни навыков [39].
Нравственно-патриотическое воспитание в современной России представляет собой дело государственной важности; мало какие аспекты нравственного воспитания в последнее время получили такое пристальное внимание со стороны государственных чиновников и практических педагогов. Приоритетность этого вида образования была подчеркнута конкретными государственными патриотическими программами с серьезным бюджетным финансированием и разработкой в 2001 году «Концепции патриотического воспитания гражданина России», служащей идеологической базой для общероссийских патриотических программ.
Как отмечается в концепции, патриотизм – это то чувство, которое должно быть высшим смыслом жизни для всех социальных групп и слоев. Социальное конструирование современного российского патриотизма осуществляется на основе исторических корней; она представлена как принципиальная черта своеобразного русского национального характера, основными чертами которого являются – гуманистическая направленность, религиозная терпимость, соборность и упорядоченность, примат коллективных начал, особая любовь к русской природе.
Являясь частью общего образовательного процесса, нравственно-патриотическое воспитание представляет собой системную и целенаправленную деятельность институтов государства и гражданского общества, включающую социальные, функциональные, организационные и иные аспекты, затрагивающую все сферы жизни общества. Как заявляют государственные органы, нравственно-патриотическое воспитание проникает во все социальные и государственные институты.
Патриотизм в его гражданской форме строго связан с гражданской политической культурой, в общепринятом смысле они дополняют и объединяют вещи. Тем не менее, в отличие от патриотизма, суть которого заключается в любви к Родине, гражданская культура предполагает активное участие в политической жизни, сознательное включение в построение демократии, обеспечение верховенства закона, свободные выборы, добросовестное политическое согласие, информационную открытость органов государственной власти, общественный контроль и эффективный диалог гражданского общества с регулярно обновляемыми властными структурами. Рапопорт в своем аргументированном анализе показывает, что фактическое развитие патриотического воспитания в России характеризуется сохранением старой традиции подавления и замалчивания критической рационализации патриотизма в образовательных дискурсах в пользу более традиционной концепции государственного патриотизма [1].
Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, мерой которой является любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальной безопасности, сильного развития, долга и ответственности, предполагающая приоритет общественных и государственных принципов над личными интересами и устремлениями и выступающая высшим смыслом жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [34].
Анализ теории и практики школьных образовательных учреждений с точки зрения нравственно-патриотического воспитания выявил противоречие между необходимостью гражданско-патриотического воспитания детей в современных условиях, их готовностью защищать Родину и недостаточной разработанностью этого вопроса как в педагогической теории, так и на практике; государственным заказом на формирование патриотического понимания гражданина и отсутствием возможности выражения гражданской позиции в условиях воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Эти противоречия определяют тему настоящего исследования «гражданско-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста».
Такого рода многогранное, масштабное и непрерывное действие – патриотическое воспитание включает в себя социальные, отраслевые, функциональные, организационные и прочие аспекты, имеет высокий уровень сложности, то есть охватывает все возрастные поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, то есть в соответствии с образованием, культурой, историей, статусом, этническими группами. Это неотъемлемая часть всей жизни российского общества, его социальных и общественных институтов.
Системные принципы теории образования являются инструментом разума и поэтому роль образования определяет подходы к выбору содержания, форм и технологий образования.
Реализация целей нравственно-патриотического воспитания младших школьников базируется на совокупности принципов, отражающих общие закономерности и принципы системы образования, как целостного педагогического процесса, так и специфику хорошего воспитания школьников.
Принципы системы образования – (принципы образования) являются общими исходными точками, выражающими основные требования к содержанию, способам и методам организации системы образования. Они отражают особенности специального образовательного процесса, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются учителя при решении учебно-воспитательных задач [49].
Следуя дедуктивному методу изложения, мы сначала назовем общий принцип воспитания в целостном педагогическом процессе, затем обозначим принципы, отражающие особые требования реализации нравственно-патриотического воспитания.
Представленные в классификации И. Ф. Харламова универсальные принципы образования отражают современное понимание требований к теории и практике образовательного процесса [47]:
1. Принцип связи образования с жизнью, социокультурной средой, означающий, что образование и воспитание должны быть построены в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, а также отвечать его актуальным потребностям; принцип требует определения целей образования и воспитания с учетом государственных и личных требований;
2. Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию обучения (разработку содержания, выбор методов, форм и средств обучения), чтобы учащиеся не оказывались изолированными в школьной среде;
3. Принцип комплексности и целостности, а также единства всех компонентов образовательного процесса. Это означает организацию многостороннего педагогического воздействия на личность через систему целей, содержания, средств воспитания с учетом всех факторов и аспектов образовательного процесса;
4. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, непосредственной активности школьников. Это требование основано на главном законе развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации различных видов деятельности, в которых учитель должен стимулировать активность учащихся, их творческую свободу, сохраняя при этом, однако, лидерские позиции;
5. Принцип воспитания в труде. Данный принцип в первую очередь отражает требование вовлечения учащихся в общественно полезную деятельность, в том числе в организацию различных видов труда школьников, что является обязательным компонентом воспитания в педагогических системах большинства стран мира;
6. Принцип гуманизма. Принцип предполагает уважение к личности ребенка при этом в сочетании с требовательностью к нему, те самым регулирует отношения учителя и ученика. Принцип предполагает построение этих отношений на доверии, взаимоуважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви и доброжелательности. В то же время учитель должен помнить о приоритетности учебных задач и предъявлять высокие требования к учащимся для достижения желаемых результатов;
7. Принцип опоры на позитивные качества в личности ребенка. Этот принцип требует от учителя веры в изменение личности учащегося в процессе воспитания в положительную сторону, а также в стремление ребенка быть лучше, поддерживать и развивать это стремление;
8. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Принцип является одним из классических принципов советской педагогики, который предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и совместную деятельность, что требует от педагога знания социальной психологии и умения формировать межличностные отношения;
9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Данный принцип предполагает знание педагогом возрастных особенностей и индивидуальных различий учащихся, имеющихся методов их изучения и подбор в соответствии с ними определенных средств и методов работы с конкретными учащимися;
10. принцип единства действий и требований школы, семьи и общества диктует необходимость обеспечения педагогическим коллективом единых и согласованных действий всех участников образовательного процесса – семьи учащегося и социальных институтов, школы.
Характеризуя патриотическое воспитание как систему, необходимо опираться на обе вышеуказанные мировоззренческие позиции. В соответствии с первой позицией определятся структура системы патриотического воспитания школьников. В соответствии со второй мировоззренческой позицией и с учетом результатов исследований В. И. Лутовинова о состоянии, проблемах и направлениях развития системы патриотического воспитания выделяются следующие сущностные характеристики системы патриотического воспитания школьников: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность, целостность [26].
Проанализировав многие определения понятия «патриотизм», сущность и функции патриотического воспитания, мы пришли к выводу, что патриотизм-это социальное явление, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, проявляющееся в готовности подчинить свои интересы интересам государства. Патриот гордится и уважает культурное наследие государства и стремится сохранить его, стремится защитить интересы своего государства и народа. Патриотизм - это основа поведения граждан Российской Федерации. Патриотическое воспитание - это воспитание ответственности перед Родиной. По мнению И. Д. Лушникова, военно-патриотическое и гражданское воспитание являются неотъемлемой частью патриотического воспитания [27].
1.2 Психолого-педагогические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственно- патриотического воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили педагоги прошлого, такие как Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и педагоги современности И.П. Шаповаленко, М.Е. Хилько, М.С. Ткачева, Е.В. Зыков, и др.
Младшие школьники – это возраст 7 (8) – 11(12)-летних детей, обучающихся в I – IV классах современной начальной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Социальная ситуация развития ребенка, сложившаяся в начале младшего школьного возраста, требует определенной деятельности, которая называется учебной и которая является основной в этот возрастной период. Считается, что это та деятельность, которая способствует усвоению знаний. Но этой характеристики недостаточно. В игровой деятельности ребенок точно также усваивает знания (например, дидактические игры). Образовательная деятельность – это деятельность, направленная на усвоение интеллектуальных и духовных истин, накопленных человечеством. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов путем непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий [36].
Восприятие детей младшего школьного возраста определяется в первую очередь особенностями предмета, именно поэтому дети этого возраста не воспринимают самое существенное, значимое, а то, что четко выделяется на фоне других предметов (цвет, размер, форма и т. д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и дальнейшим наименованием объекта, а к внимательному и длительному изучению и наблюдению первоклассники часто оказываются не готовы и неспособны.
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своеобразной созерцательной любознательностью. Младший ученик воспринимает окружающее с живым любопытством, которое с каждым днем открывает ему все новые и новые стороны [19].