Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Нравственно-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста

one_butterfly 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.06.2021
Цель исследования: изучить теоретические основы педагогических условий патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности путем разработки и проведения комплекса занятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание младших школьников. Объект исследования – процесс нравственно-патриотического воспитания младших школьников. Предмет исследования – педагогические условия патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определить сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». 2. Изучить особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников с психолого-педагогической точки зрения. 3. Определить формы и методы нравственно-патриотического воспитания младших школьников. 4. Подобрать методики и организовать эмпирическое исследование нравственно-патриотического воспитания младших школьников. 5. Разработать и апробировать программу нравственно-патриотического воспитания младших школьников во внеурочное время. Гипотеза исследования – положительный результат проведения программы нравственно-патриотического воспитания младших школьников во внеурочное время возможен только при учете особенностей когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного показателей нравственно-патриотического воспитания. Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русской философской и педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); теоретические положения о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (И.А. Ильин, Д.С. Лихачёв, Г.К. Селевко), о взаимодействии семьи и образовательной организации в нравственно-патриотическом воспитании детей (И.В. Метлик, Н.В. Микляева, Е.Н. Бородина, А.Б. Теплова), положения аксиологического подхода к развитию личности (Е.В. Бондаревская, А.Д. Леонтьев, В.А. Сластенин, и др.); положения о воспитательном потенциале проектной деятельности (М.А. Ступницкая, Е.С. Полат, Н.В. Иванова, Е.Б. Новикова). Методы исследования: 1. изучение и анализ литературных источников по данной теме; 2. наблюдение; 3. беседа; 4. опрос; 5. педагогический эксперимент; 6. метод анализа данных. Методики исследования: ? Методика «Самооценка нравственных качеств» О.Г. Холодковой; ? Метод опроса для определения уровня знаний младших школьников о Родине путем выявления уровня сформированности когнитивного показателя; ? Методика «Незаконченные предложения» в адаптации Е. В. Федотовой; ? Методика «Я – патриот» Н. Бирюкова; ? Методика Т. Б. Табардановой «Достопримечательности нашей Родины». Организация научного исследования включала в себя следующие взаимосвязанные этапы: 1. Подготовительный (определение темы, проблемы исследования, его объекта, предмета, цели и задач) – с 02.01.19 г. по 30.05.2019 г. 2. Планирования исследовательских действий (определение экспериментальной базы, отбор методов сбора первичной информации, обоснование логической структуры их использования, принятие решения о предполагаемой методике обработки информации) – с 31.05.19 г. по 30.08.2019 г. 3. Сбор эмпирических данных (использование диагностических методик, протоколирование и обработку данных) – с 02.09.19 г. по 07.10.2019 г. 4. Разработка программы внеурочных занятий по развитию нравственно-патриотических качеств (использование коррекционных методик и обработка данных) – с 08.10.19 г. по 02.05.2020 г. 5. Анализ эмпирических данных (количественная и качественная обработка и интерпретация полученных результатов) – с 02.05.2020 г. по 05.10.2020 г. 6. Формулировки выводов и заключений (выработка и формулировка обоснованного заключения о состоянии исследуемого объекта, разработка рекомендаций) – 06.10.2020 г. – 01.12.2020 г. Структура и объем работы выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников, приложений.
Введение

С раннего детства в семье начинается процесс формирования основ патриотизма и любви к Родине. Знакомясь с биографиями своих родителей, бабушек и дедушек, дети постепенно развивают собственное восприятие времени, прошлого и преемственности между разными поколениями, формируют собственное мнение о происходящих событиях и их причастности к ним. И, конечно, воспитание патриотизма невозможно без участия школы. Особенно необходимо, по мнению В. Сухомлинский считает важным открытие для учащихся школой и семьей открыли всех источники, питающих могучее чувство любви к Родине - от любви к матери, отцу и уголку земли (это самые верные ростки патриотизма) до восхищения величием великой державы, силой труда, превращающей людей в людей. В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса нравственно-патриотического воспитания в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества и т.д. Учитывая цели, формы и методы, патриотическое воспитание более продуктивно за счет внеклассной деятельности. В процессе организации после часов занятий в общеобразовательных учреждениях возможно и нужно использовать различные формы организации образования учащихся (например, экскурсии, круглые столы и обсуждения, интересующие их, для учащихся, научных объединений, многочисленные спортивные и интеллектуальные занятия секции, Олимпиады и соревнования, научные исследования и исследования и т. Все эти формы отличаются от организационных форм в системе обучения в классе, и этот фактор может заинтересовать учащихся и повлиять как на мировоззрение, так и на развитие патриотических чувств, гордости и уважения к Родине. Большой потенциал в нравственно-патриотическом воспитании заключён во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Разнообразные направления внеурочной деятельности, нацелены на патриотическое воспитание: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное. Проблема эффективности внедрения нравственно-патриотического воспитания в образовательный процесс младших школьников, в частности, во внеурочную деятельность, в педагогике и психологии исследуется в разного рода аспектах. Проблема эффективности внедрения нравственно-патриотического воспитания в образовательный процесс младших школьников, в частности, во внеурочную деятельность Специфика нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в отдельные исторические периоды освещена в работах Ю.С. Васютина, И.В. Суколенова, А.В. Дудко, Н.М. Конжиева, Л.В. Кузнецовой, В.Г. Пряниковой, B.С. Чудного, Д.С. Яковлевой и др. Наиболее значимые для современности достижения опыта патриотического воспитания, накопленной советской школой, нашли отражение в трудах А.А. Аронова, В.А. Безродного, В.С. Ильина, Н.М. Конжиева, И.Ф. Выдрина. Вопросы военно-патриотического воспитания, подготовки воина-интернационалиста рассматриваются в работах А.Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, Г.В. Средина, А.Н. Вырщикова, А.А. Черкасова. В новейшей истории России проблема модернизации патриотического воспитания представлена в диссертационных исследованиях Е.Н. Бородиной, В.А. Белевцева, И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой, В.В. Марьина, Н.Н. Михеева, Н.А. Сиволобовой, В.Т. Татаренко и др. Однако, несмотря на потенциал внеурочной деятельности в развитии младшего школьника, в частности в нравственно-патриотическом воспитании, её возможности используются не в полной мере, отчасти это объясняется тем, что недостаточно разработано содержание внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию. Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью нравственно-патриотического воспитания детей в современных условиях, их готовностью защищать Родину и недостаточной разработанностью этого вопроса как в педагогической теории, так и на практике; государственным заказом на формирование патриотического понимания гражданина и отсутствием возможности выражения гражданской позиции в условиях воспитания в школьных образовательных учреждениях. Из противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить эффективность патриотического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ПАТОРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 10 1.1 Сущность, содержание и характеристика понятия «нравственно-патриотическое воспитание» в педагогическом процессе школы 10 1.2 Психолого-педагогические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников 18 1.3 Внеурочная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания младших школьников 25 Глава 2. ОПЫТНО-ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34 2.1 Организация диагностического исследования нравственно-патриотической воспитанности младших школьников 34 2.2 Программа нравственно-патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 48 2.3 Анализ результатов эмпирического исследования нравственно-патриотической воспитанности младших школьников 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Список литературы

1. Rapoport, A. Patriotic education in Russia: Stylistic move or the sign of substantive counter-reform? / А. Rapoport // The Educational Forum - 2009. -73(2). – С.141 -152. 2. Tuysuz, M., Bektas, O., Geban, O., Ozturk, G. & Yalvac, B. Pre-Service Physics and Chemistry Teachers’ Conceptual Integration of Physics and Chemistry Concepts / M. Tuysuz // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education – 2016. - 12(6). - С. 1549-1568. 3. Аванесов С. В. Tесты в социологическом исследовании. - М.: Логос, 2003. - 161 с. 4. Агапова, И.А. Мы – патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия : 1 – 11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2008. – 366 с. 5. Агапова, И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 224с. 6. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи // Человек и образование. - 2012. - № 1. – с.130-133. 7. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. - 2014. - № 10. - С. 349–352. 8. Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 66–68. 9. Бершадский M. Е. Структура когнитивной образовательной технологии. – М.: Педагогическая технология, 2005. - № 1. - С. 22-24. 10. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 204 с. 11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. СПб: Питер, 2008. -398с. 12. Болдина, К.С. Как воспитать патриотизм у школьников? / К.С. Болдина // Воспитание школьников.2007. - №3-25с. 13. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе / Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Н. И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1974. - 223 с. 14. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо,2003. - 512с 15. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года, № 795 // Собрание Законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). 16. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко- культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. - Вологда: Книжное наследие, 2007. - 686 с. 17. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. Т. 1 - М.: Русский язык, 1978. - 925 с. 18. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ? М.: Просвещение, 2009. ? 29 с. 19. Дж. Брунер. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с. 20. Добря М. Я. Особенности толерантного отношения у детей младшего школьного возраста к представителям разных национальностей / М. Я. Добря, Т. П. Жуйкова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6 (55). - С. 23-25. 21. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях / Н.В. Ипполитова. – М.: Челябинск: ЧГПУ, 1997. -19с. 22. Козлова, Т.В. Критерии оценки патриотической воспитанности учащихся начальных классов в процессе усвоения родиноведческих знаний / Т.В. Козлова // Интеграция образования. - 2012.- №1 – 70 с. 23. Конжиев, Н. М. система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе / Н. М. Конжиев. - М.: Педагогика, 1986. - с. 76. 24. Крумова, А.А. Значение внеурочной деятельности в воспитании младших школьников / А. А. Крумова, Г. Н. Мусс // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 март 2015г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – с. 55. 25. Леонтьев, А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование /А.А. Леонтьев // Начальная школа (плюс и минус). -2012. - №4 – 6 с. 26. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика: научно-теоретический журнал / ред. В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк. - 2006. - № 5. - C. 52-59. 27. Лушников, И.Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации / И.Д. Лушников; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО, 2014. – 64 с. 28. Ляшенко, Е.А. Окружающий мир. 2-4 классы: дополнительный материал к разделу «Общество» / Е.А. Ляшенко. - М.: Волгоград: Учитель, 2008. - 152с. 29. Макарчук Я.В., Мальчевская М.Л. Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования. / Я.В. Макарчук // Научный диалог. – 2017. - №1 – С. 280-291. 30. Маслова Т. М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования: автореферат диссертации… кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Т. М. Маслова. - Харьков, 2007. - 24 с. 31. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / Ю. Ю. Баранова [и др.]. - Москва: Просвещение, 2013. - 91 с. 32. Петроченко Г. Г. Ситуационные проблемы в педагогике. - Минский университет, 2006. - 342 С. 33. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый.- М.: ВЛАДОС,2008.-474с. 34. Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. - С. 308–311. 35. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. - СПб: Питер,2013. - 286с. 36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб: Питер,2015. - 713с. 37. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 39. 38. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. 39. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2007. - № 1. - С. 25 - 28. 40. Степанов, П.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе: Методическое пособие. – М.: Педагогический поиск, 2007. – 96с. 41. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / Педагогика, 1990. – 288 с. 42. Тастанова, Е. Д. психологические особенности педагогического воздействия в начальной школе / Е. Д. Тастанова. // Образование и воспитание. - 2019. - № 2 (22). - С. 62-63. 43. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах / К.Д. Ушинский. - Москва: Педагогика, 1974. 44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Москва: Просвещение, 2011. - 48 с. 45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения). 46. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. - Режим доступа : http://zakonobobrazovanii.ru. 47. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2000. -520 С. 48. Харланова, Ю. В. Идеи патриотического воспитания в истории педагогической мысли (до начала XX века) / Ю. В. Харланова // Образование в современной школе. - 2014. - N 4. - С. 52-62. 49. Хохлова, В. А. Патриотическое воспитание младших школьников как неотъемлемая часть педагогического процесса / В. А. Хохлова. - Текст: прямой / / молодой ученый. - 2016. - № 29 (133). - С. 606-607. 50. Черединова, Т. Детям своим расскажите о них...: семейные реликвии / Т. Черединова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 72-74. 51. Шарапова Н.В. Использование средств информационных технологий / Н.В. Шарапова. - М.: Молодой ученый,2016. -771с. 52. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия»,2007. - 384с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ПАТОРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность, содержание и характеристика понятия «нравственно-патриотическое воспитание» в педагогическом процессе школы В соответствии с программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2020 годы» и Законом Российской Федерации «Об образовании» нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной политики и деятельности образовательных учреждений: «Государственная политика – это образовательная сфера, основанная на следующих принципах: гуманистический подход к образованию, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека и свободного развития личности. Воспитание гражданского сознания и любви к Родине». Одной из целей образования является «воспитание человека и гражданина, интегрированного в современное общество и направленного на развитие общества» [46]. Акцент, который сделан в приведенном выше документе, не случаен. В России нравственно-патриотическое воспитание никогда не сталкивалось с какими-либо трудностями. Если мы вспомним историю нашей страны, то перечислим тысячи имен тех людей, которые пожертвовали своей жизнью ради Родины. В последние годы наблюдается прискорбный факт ослабления у молодежи желания посвятить свою жизнь Родине. Очевидно, что существуют некоторые объективные причины этого явления, влияющие на формирование такой позиции школьников и студентов: негативное влияние средств массовой информации, научно-технический прогресс и технологии, которые также связаны с прогрессом. Возрастная группа младших школьников наиболее подвержена негативному влиянию старших поколений. Можно констатировать, что наше современное общество демонстрирует утрату патриотического чувства и отсутствие гражданской позиции, а также отчуждение от традиций национальной культуры. По мнению Ю. В. Харлановой [48], нравственно-патриотическое воспитание можно определить в контексте первобытного общества, где оно берет свое начало. В то время нравственно-патриотическое воспитание отражалось в защите родного племени от нападений врагов, сохранении племенных традиций, передаче опыта использования орудий труда [2, 48], в Средние века государство ставило задачу воспитать детей как будущих стойких и закаленных воинов (Спартанское государство). По словам Г. Г. Петрoченко, в XVIII веке основной целью воспитания было формирование личности человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными ценностями и любовью к Родине [32]. T. Черединова отмечает, что отмена крепостного права во второй половине XIX века дала некоторую свободу для развития новых направлений в воспитании и воспитании патриота – человека с высоко развитым нравственно-патриотическим аспектом. Подчеркивалось, что одной из особенностей воспитания русского народа является воспитание у детей патриотической, глубокой любви к Родине [50]. Именно в XIX веке идея нравственно-патриотического воспитания была провозглашена главной задачей государства. Эта тенденция была вызвана такими событиями, как Революция, Гражданская война и Великая Отечественная. По мнению И.В. Следзевского, дети и молодежь участвовали в жизни своей страны, помогали солдатам и были участниками партизанских движений [39]. В послевоенные годы были созданы многочисленные патриотические организации для детей, в которых дети были вовлечены в трудовую деятельность. Детей призывали принимать активное участие в общественной жизни, быть полезными и заинтересованными в положении страны. Главную роль в развитии политической деятельности и общественно-политического воспитания учащихся играло пионерское движение. В начале ХХ века в России существовало еще одно движение – движение скаутов, которое объединяло маленьких детей и осуществляло нравственно-патриотическое воспитание, пропаганду спорта, приобретение необходимых в жизни навыков [39]. Нравственно-патриотическое воспитание в современной России представляет собой дело государственной важности; мало какие аспекты нравственного воспитания в последнее время получили такое пристальное внимание со стороны государственных чиновников и практических педагогов. Приоритетность этого вида образования была подчеркнута конкретными государственными патриотическими программами с серьезным бюджетным финансированием и разработкой в 2001 году «Концепции патриотического воспитания гражданина России», служащей идеологической базой для общероссийских патриотических программ. Как отмечается в концепции, патриотизм – это то чувство, которое должно быть высшим смыслом жизни для всех социальных групп и слоев. Социальное конструирование современного российского патриотизма осуществляется на основе исторических корней; она представлена как принципиальная черта своеобразного русского национального характера, основными чертами которого являются – гуманистическая направленность, религиозная терпимость, соборность и упорядоченность, примат коллективных начал, особая любовь к русской природе. Являясь частью общего образовательного процесса, нравственно-патриотическое воспитание представляет собой системную и целенаправленную деятельность институтов государства и гражданского общества, включающую социальные, функциональные, организационные и иные аспекты, затрагивающую все сферы жизни общества. Как заявляют государственные органы, нравственно-патриотическое воспитание проникает во все социальные и государственные институты. Патриотизм в его гражданской форме строго связан с гражданской политической культурой, в общепринятом смысле они дополняют и объединяют вещи. Тем не менее, в отличие от патриотизма, суть которого заключается в любви к Родине, гражданская культура предполагает активное участие в политической жизни, сознательное включение в построение демократии, обеспечение верховенства закона, свободные выборы, добросовестное политическое согласие, информационную открытость органов государственной власти, общественный контроль и эффективный диалог гражданского общества с регулярно обновляемыми властными структурами. Рапопорт в своем аргументированном анализе показывает, что фактическое развитие патриотического воспитания в России характеризуется сохранением старой традиции подавления и замалчивания критической рационализации патриотизма в образовательных дискурсах в пользу более традиционной концепции государственного патриотизма [1]. Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, мерой которой является любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальной безопасности, сильного развития, долга и ответственности, предполагающая приоритет общественных и государственных принципов над личными интересами и устремлениями и выступающая высшим смыслом жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [34]. Анализ теории и практики школьных образовательных учреждений с точки зрения нравственно-патриотического воспитания выявил противоречие между необходимостью гражданско-патриотического воспитания детей в современных условиях, их готовностью защищать Родину и недостаточной разработанностью этого вопроса как в педагогической теории, так и на практике; государственным заказом на формирование патриотического понимания гражданина и отсутствием возможности выражения гражданской позиции в условиях воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Эти противоречия определяют тему настоящего исследования «гражданско-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста». Такого рода многогранное, масштабное и непрерывное действие – патриотическое воспитание включает в себя социальные, отраслевые, функциональные, организационные и прочие аспекты, имеет высокий уровень сложности, то есть охватывает все возрастные поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, то есть в соответствии с образованием, культурой, историей, статусом, этническими группами. Это неотъемлемая часть всей жизни российского общества, его социальных и общественных институтов. Системные принципы теории образования являются инструментом разума и поэтому роль образования определяет подходы к выбору содержания, форм и технологий образования. Реализация целей нравственно-патриотического воспитания младших школьников базируется на совокупности принципов, отражающих общие закономерности и принципы системы образования, как целостного педагогического процесса, так и специфику хорошего воспитания школьников. Принципы системы образования – (принципы образования) являются общими исходными точками, выражающими основные требования к содержанию, способам и методам организации системы образования. Они отражают особенности специального образовательного процесса, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются учителя при решении учебно-воспитательных задач [49]. Следуя дедуктивному методу изложения, мы сначала назовем общий принцип воспитания в целостном педагогическом процессе, затем обозначим принципы, отражающие особые требования реализации нравственно-патриотического воспитания. Представленные в классификации И. Ф. Харламова универсальные принципы образования отражают современное понимание требований к теории и практике образовательного процесса [47]: 1. Принцип связи образования с жизнью, социокультурной средой, означающий, что образование и воспитание должны быть построены в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, а также отвечать его актуальным потребностям; принцип требует определения целей образования и воспитания с учетом государственных и личных требований; 2. Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию обучения (разработку содержания, выбор методов, форм и средств обучения), чтобы учащиеся не оказывались изолированными в школьной среде; 3. Принцип комплексности и целостности, а также единства всех компонентов образовательного процесса. Это означает организацию многостороннего педагогического воздействия на личность через систему целей, содержания, средств воспитания с учетом всех факторов и аспектов образовательного процесса; 4. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, непосредственной активности школьников. Это требование основано на главном законе развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации различных видов деятельности, в которых учитель должен стимулировать активность учащихся, их творческую свободу, сохраняя при этом, однако, лидерские позиции; 5. Принцип воспитания в труде. Данный принцип в первую очередь отражает требование вовлечения учащихся в общественно полезную деятельность, в том числе в организацию различных видов труда школьников, что является обязательным компонентом воспитания в педагогических системах большинства стран мира; 6. Принцип гуманизма. Принцип предполагает уважение к личности ребенка при этом в сочетании с требовательностью к нему, те самым регулирует отношения учителя и ученика. Принцип предполагает построение этих отношений на доверии, взаимоуважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви и доброжелательности. В то же время учитель должен помнить о приоритетности учебных задач и предъявлять высокие требования к учащимся для достижения желаемых результатов; 7. Принцип опоры на позитивные качества в личности ребенка. Этот принцип требует от учителя веры в изменение личности учащегося в процессе воспитания в положительную сторону, а также в стремление ребенка быть лучше, поддерживать и развивать это стремление; 8. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Принцип является одним из классических принципов советской педагогики, который предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и совместную деятельность, что требует от педагога знания социальной психологии и умения формировать межличностные отношения; 9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Данный принцип предполагает знание педагогом возрастных особенностей и индивидуальных различий учащихся, имеющихся методов их изучения и подбор в соответствии с ними определенных средств и методов работы с конкретными учащимися; 10. принцип единства действий и требований школы, семьи и общества диктует необходимость обеспечения педагогическим коллективом единых и согласованных действий всех участников образовательного процесса – семьи учащегося и социальных институтов, школы. Характеризуя патриотическое воспитание как систему, необходимо опираться на обе вышеуказанные мировоззренческие позиции. В соответствии с первой позицией определятся структура системы патриотического воспитания школьников. В соответствии со второй мировоззренческой позицией и с учетом результатов исследований В. И. Лутовинова о состоянии, проблемах и направлениях развития системы патриотического воспитания выделяются следующие сущностные характеристики системы патриотического воспитания школьников: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность, целостность [26]. Проанализировав многие определения понятия «патриотизм», сущность и функции патриотического воспитания, мы пришли к выводу, что патриотизм-это социальное явление, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, проявляющееся в готовности подчинить свои интересы интересам государства. Патриот гордится и уважает культурное наследие государства и стремится сохранить его, стремится защитить интересы своего государства и народа. Патриотизм - это основа поведения граждан Российской Федерации. Патриотическое воспитание - это воспитание ответственности перед Родиной. По мнению И. Д. Лушникова, военно-патриотическое и гражданское воспитание являются неотъемлемой частью патриотического воспитания [27]. 1.2 Психолого-педагогические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственно- патриотического воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили педагоги прошлого, такие как Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и педагоги современности И.П. Шаповаленко, М.Е. Хилько, М.С. Ткачева, Е.В. Зыков, и др. Младшие школьники – это возраст 7 (8) – 11(12)-летних детей, обучающихся в I – IV классах современной начальной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Социальная ситуация развития ребенка, сложившаяся в начале младшего школьного возраста, требует определенной деятельности, которая называется учебной и которая является основной в этот возрастной период. Считается, что это та деятельность, которая способствует усвоению знаний. Но этой характеристики недостаточно. В игровой деятельности ребенок точно также усваивает знания (например, дидактические игры). Образовательная деятельность – это деятельность, направленная на усвоение интеллектуальных и духовных истин, накопленных человечеством. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов путем непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий [36]. Восприятие детей младшего школьного возраста определяется в первую очередь особенностями предмета, именно поэтому дети этого возраста не воспринимают самое существенное, значимое, а то, что четко выделяется на фоне других предметов (цвет, размер, форма и т. д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и дальнейшим наименованием объекта, а к внимательному и длительному изучению и наблюдению первоклассники часто оказываются не готовы и неспособны. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своеобразной созерцательной любознательностью. Младший ученик воспринимает окружающее с живым любопытством, которое с каждым днем открывает ему все новые и новые стороны [19].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg