Главной задачей современной общеобразовательной школы является не только передача знаний подрастающему поколению, но и приобщение их к культуре. Проблема приобщения к культуре имеет особую остроту в связи со сложившимися социокультурными условиями, для которых характерны переосмысление и переоценка нравственных ориентиров. Учитель в силу специфики своей профессии должен выполнять человекообразующую функцию: оказывать помощь в становлении личности ребенка, в формировании у него ценностных приоритетов, культурных основ поведения.
Образование является сферой деятельности человека, на которой бесспорно обозначаются особенности конкретно-исторического типа культуры: начиная от общих аксиологических приоритетов эпохи и общества и заканчивая структурой познавательной и творческой активности человека в то или иное время.
Современное образование рассматривается как важный фактор становления и развития личности, как неотъемлемая часть социокультурной среды, в которой живет человек.
Целью культурологического образования является этическое, духовно-нравственное, эстетическое развитие личности, формирование «межкультурной компетентности», которая трактуется как положительное отношение к разнообразию культур, языков, обычаев, взглядов во всех областях жизни.
Задачи культурологического образования определяются как способность к общению с культурой и в культуре; воспроизводство культуры; самовоспроизведение в культуре.
Культурологическая подготовка происходит на протяжении всех лет обучения. На осуществление культурологической подготовки направлены, прежде всего, общеобразовательные программы, цель которых заключается в дальнейшем духовном развитии детей, помощи им в ориентации в обществе и адаптации к общественным изменениям, ознакомлении с культурным наследием человечества.
Проблема культурологического образования комплексная. Ее изучение осуществляется философами, социологами, психологами, педагогами и культурологами. Культурологическая линия в педагогике утвердилась в трудах А.Дистервега, а впоследствии была развита как педагогами теоретиками, так и практиками. Значительный вклад в исследование культурных основ педагогики внесли отечественные ученые - М.М.Бахтин (идея диалога культур), В.С.Библер (культура как диалог), Л.С.Выготский (культурно-исторический подход к развитию личности), Г.С.Батищев, М.М.Мамардашвили (представления о культурном поле личности и общении). Их труды обусловили сближение культурологии и педагогики и в то же время предопределили новые культурологические проблемы в образовании. Культурологического принципа образования придерживаются такие педагоги, как Е.В.Бондаревская, И.В.Бестужев-Лада, Б.М.Бим-Бад, Н.Б.Крылова, А.В.Петровский, В.А.Сластенин и др.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена принципиальной значимостью культурологического образования школьников в новых условиях, насущной потребностью гуманизации и гуманитаризации процесса обучения в целом.
Исходя из актуальности проблемы, ее теоретической и практической значимости мы определили тему исследования и сформулировали проблему, каковы психолого-педагогические основания и закономерности культурологического образования? Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объектом исследования является культурологическое образование школьников, а в качестве предмета выступает система культурологического образования школьников.
Задачи исследования:
- дать определение культурологическому образованию во взглядах исследователей;
- изучить культурное, социокультурное и культурологическое содержание современного школьного образования;
- охарактеризовать принципы культурологического образования;
- рассмотреть культурологические методы обучения и виды культурологического анализа;
- выявить проблемы развития культурологического образования в России.
В исследовании выдвигается следующая гипотеза: культурологическое образование школьников будет эффективным, если:
- его целью будет формирование школьника как человека культуры;
- в основу содержания культурологического образования положены идеи личностно-ориентированного подхода, способствующие развитию мотивационно-ценностного отношения к культурологическим знаниям и раскрывающие индивидуально-творческий потенциал школьников;
- культурологическое образование создает предпосылки для более глубокого изучения других гуманитарных дисциплин и обеспечивает культурологический подход к специальным знаниям.
Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, культурологической, философской литературы по проблеме, публикаций о практике преподавания культурологии, учебно-программной документации: планов, программ, методических и учебных пособий по культурологическим дисциплинам.
Структура работы: введение, основная часть, которая состоит из двух глав, заключение, список литературы. Объем работы: 33 страницы печатного текста.