Глава 1. Теоретический анализ социальной психологии в системе научного знания.
1.1. Теоретический анализ научных подходов к исследованию социальной психологии.
Социальная психология – одна из наиболее перспективных отраслей психологической науки, изучающая закономерности поведения в деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в группах и коллективах, шире – в различных организованных и неорганизованных человеческих общностях[10].
Из всех социальных наук, социальная психология представляет собой попытку, систематически используя методы, сходные с методами других наук, исследовать человека как ученика общества. В течение долгого времени в психологической науке за основу теоретического анализа принималась личность, как некий обособленный феномен. Связи личности с обществом подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. Интерес к человеческому поведению, к взаимовлиянию людей в обществе пробудился очень рано. Наблюдения за фактами взаимодействия между индивидами, зафиксированные в трудах мыслителей многих веков, были той основой, на которой в дальнейшем возникла социальная психология.
Возникновение термина «социальная психология» относят к началу XX века. Закономерности развития социальной психологии сходны с закономерностями развития преобладающего большинства наук.
В истории социальной психологии можно выделить три периода[22]:
I период – период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI в. до н.э. – середина XIX в.).
С точки зрения Гордона Олпорта древне – греческий философ Платон явился родоначальником проблем социальной психологии. Через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались ключевые идеи социальной психологии. В античной философии – это не только философия Платона, но и философия Аристотеля, ученика Платона[19].
В философии более позднего времени нельзя опустить такие имена, как Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Клод Адриан Гельвеций, Георг Вильгельм Фридрих Гегель[1]. В их трудах содержатся многочисленные наблюдения за поведением людей в обществе, влиянием, которое они оказывают друг на друга, за их обычаями и традициями. Многие из выдвинутых в этих произведениях идей, получили развитие в процессе более поздней научной разработки; некоторые идеи – наивные и противоречивые – дали импульс для их научного опровержения и тем самым объективно оказались полезными в ходе подготовки к возникновению социальной психологии.
Как видно, социально – психологические идеи присутствовали в системах как идеологической, так и материалистической философии. В общем, они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей.
II период - период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 – 60-е годы XIX в. – 20-е годы XX в.).
Экспериментальный подход к социальной психологии пытались разработать многие специалисты в этой области, такие как: англо - американский психолог Уильям Мак-Дугалл, психолог Гордон Уиллард Олпорт, который работал сначала в США, а затем в Германии, немецкий психолог Курт[3].
Левин и другие. Для их научного творчества, характерны настойчивые попытки, найти какой-либо универсальный принцип объяснения социальных явлений с позиции психологии. Они также развивали разные концепции. Олпорт утверждал, что личность это динамическая организация мотиваций систем, привычек, установок и т.д. Левин разработал концепцию личности,
в основе которой – понятие «поля» как единства личности и её окружения. Он же являлся основоположником эксперимента исследования мотивации
и психологии групп. Но пришло время, когда накопилось достаточно наблюдений, которые уже нельзя было объяснить теориями традиционной психологии.
III период - период оформления социальной психологии
в экспериментальную науку ( 20-е годы XX в.) и её современного развития.
Начало XX века и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии
в экспериментальную науку, основанную на применении экспериментальных и математических методов. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе немецким психологом В. Мёде по использованию экспериментальных методик в исследовании массовой психологии и в США психологом Ф. Олпортом, обобщившим опыт социально-психологического экспериментирования и разработавшего общую методологию группового эксперимента. В этой программе были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом её варианте социальная психология получает
в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике. Особое значение такая практика приобрела в условиях развернувшегося экономического кризиса. Беспомощность старой социальной психологии перед лицом новых задач стала очевидной[29].
Немецкие социальные психологи Г. Гибш и М. Форверг в книге “Введение в марксистскую социальную психологию” в качестве источников социальной психологии называли следующие[27]:
- Теорию психологии народов (развиваемую преимущественно
в Германии);
- Теорию психологии масс (развиваемую в романских странах -Италии, Франции);
- Различные теории о социальных инстинктах (сформулированные
в Англии и США в нач.20в.);
Далее в данном параграфе мы более подробно рассмотрим научные положения отечественных и зарубежных авторов, касающиеся нашей темы.
Произведения Макиавелли[14] – это первая, дошедшая до нас попытка социально-психологического анализа политической жизни и своеобразия политического развития ряда государств, который в оконченном итоге позволил выявить определенные закономерности, в том числе и социально-психологические. Макиавелли полагал, что когда-то воспетые
его предшественниками возвышенные чувства - любовь, дружба, преданность, благородство, благодарность - могут продаваться и покупаться, как любые другие вещи.
Социально-психологическими исследованиями в свое время занимался и З. Фрейд[9] (1856 – 1939), который поначалу скептически относился к социальной психологии, однако изменил свое отношение к ней под воздействием работ Г. Лебона. Он пришел к выводу, что, изучая
с позиций психоанализа общественную жизнь и политическую деятельность, необходимо воспринимать личность более реалистично, как целостный организм, многие действия, поступки, поведения которого обусловлены социальными причинами, зная которые можно составить ее социально-психологический (психоаналитический) портрет.
В 20 – 30 гг. XX в. началось изучение социально-психологического феномена и его роли в общественной жизни людей, их взаимоотношений
и взаимодействий. Некоторые из возникших в это время представлений
не выдержали испытания временем, например понятия социального архетипа и коллективного бессознательного, заимствованные из концепции бессознательного (К. Юнг), согласно которой опыт филогенетического
и социального развития человека передается по наследству с помощью архетипов, т.е. всеобщих, априорных схем поведения, как бы хранящихся
в подсознательной сфере социальной психики представителей определенных общностей, которые подсознательно воспроизводятся, усваивается людьми
и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием[25].
Английский философ Т. Гоббс (1588-1679) считал, что люди в силу своей натуры проявляют тенденцию к враждебности по отношению друг
к другу и «борьба всех против всех» является естественной для человечества. Поэтому только развитие Левиафана, или своеобразного супер государства, может предохранить людей от взаимного уничтожения. Человек, лишенный упорядоченного общества, по словам Гоббса, был предоставлен жизни «одинокой, жалкой, опасной, тупой и короткой». Гоббс проявлял пренебрежение к законности или морали, когда касался прагматических вопросов эффективности государства, основанного на силе[28].
В XVIII в. идеи Гоббса получили сравнительно широкое распространение. Такие философы, как Руссо, Кант, Дидро придерживались вере в естественную доброту человека. Они считали, что человек по своей природе добр, и именно общество портит его, формируя негативные черты. Поэтому эти философы подвергли критике взгляды Гоббса. Последователи Гоббса называли сторонников этой позиции «романтиками», полагая, что
их собственный взгляд на природу человека является «реалистическим».
В период становления социальной психологии как науки были работы французского философа О. Конта (1798-1857). Порой его даже называют «единственным отцом социальной психологии». В 1854 г. в последнем томе своей «системы позитивной психики» Конт заявил о своем намерении создать «систему позитивной морали», имея в виду под этим термином,
по сути, социальную психологию. Однако он не успел осуществить свой замысел[13].
Г. М. Андреева отмечает, что социальная психология изначально скуществовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что дало непосредственную жизнь социальной психологии[2].
Б.Д. Парыгин рассматривая историю возникновения социально-психологической теории, выделяет эмпирические предпосылки социальной психологии, к которым относит[16]:
- стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов;
- ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы
и технику управления вниманием, эмоционально-психологическим состоянием больших и малых групп;
- опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально приемлемых установок и ценностных ориентаций;
- опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивного воздействия на аудиторию;
- культурно-психологические традиции чань-буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга, психорегуляции;
На этом основании можно сделать вывод, что возникновение социальной психологии есть результат не только стихийного,
а то и неосознанного опыта людей, но и сознательной духовно-практической их деятельности;
Э. Холландер выделил 3 основные стадии в эволюции социальной психологии, взяв за основание преобладание на стадии определенных методологических принципов[31].
1.Стадия социальной философии(6в.до н.э.-до 19в.) в течение которой мыслители и ученые обычно стремились строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом.
Социально-психологические воззрения от античных времен до конца Средневековья можно объединить в большую группу концепций, которые
Г. Олпорт назвал простыми теориями с суверенным фактором. Для них характерна тенденция найти простое объяснение, сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то главный, определяющий, суверенный фактор. Здесь следует выделить ряд теорий, уверенным фактором в которых было избрано стремление человека получать как можно больше удовольствия (счастья) и избежать боли (гедонизм).
Основу других простых теорий с суверенным фактором составляет так называемая “большая тройка”. В качестве суверенных факторов берется положительное начало в виде симпатии и любви к другим людям
и производных от них – подражания и внушения.
2. Стадия социального эмпиризма (19 в.). Для обоснования теоретических соображений используют уже не просто рациональные умозаключения, а набор эмпирических данных, собранных по какому-то признаку и как-то обработанных, хотя бы упрощенным способом.
3. Стадия социального анализа (с нач.20в.) означает современный подход, включающий в себя установление не только внешних связей между явлениями, но и выявление причинных взаимозависимостей раскрытие закономерностей, проверку и перепроверку получаемых данных,
и построение теории с учетом всех требований современной науки.
Действующими силами социального развития являются герои и толпа. Сложные психологические процессы возникают при их взаимодействии. Толпа в концепции Н. К. Михайловского выступает как самостоятельное социально-психологическое явление [6].
Социально-психологическая проблематика особенно отчетливо проявилась в научных представлениях Н. К. Михайловского
о психологических особенностях вожака, героя, о психологии толпы,
о механизмах взаимодействия людей в толпе. Исследуя проблему общения между героем и толпой, межличностное общение людей в толпе, он в качестве механизмов общения выделяет внушение, подражание, заражение, противопоставление. Главный из них – подражание людей в толпе. Основой подражательности является гипнотизм. В толпе нередко осуществляется автоматическое подражание.
Итоговый вывод Н. К. Михайловского состоит в том,
что психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.
Особое место в предреволюционной истории развития российской социальной психологии занимает В. М. Бехтерев[7]. Свои занятия социальной психологией он начинает в конце 19 века. В 1908 г. публикуется текст
его речи на торжественном актовом собрании Петербургской Военно-медицинской академии. Эта речь была посвящена роли внушения
в общественной жизни. Социально-психологической является его работа “Личность и условия её развития”(1905). В специальной социально-психологической работе “Предмет и задачи общественной психологии
как объективной науки”(1911) содержится развернутое изложение его взглядов на сущность социально-психологических явлений, на предмет социальной психологии, методы этой отрасли знания.
Реактологический подход к социальной психологии
К. Н. Корнилова. Здесь говорилось о сохранении единства психологии, но путем распространения на поведение человека в коллективе принципа реактологии, т.е. коллектив, понимался как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей соц. психологии было изменение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций.
Своеобразное опровержение точки зрения Челпанова было предложено П. П. Блонским [21],который один из первых поставил вопрос
о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека. «Социальность» рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими людьми. Под такое понимание социальности подходила и «деятельность» животных. Поэтому предложение Блонского заключалось в том, что бы включить психологию как биологическую науку
в круг социальных проблем. Противоречие между социальной и какой-либо другой психологией здесь так же снималось.
На рубеже XIX-XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период — исследователи обращаются к лабораторному эксперименту.
Триплеттобнаружил, что большинство детей работали быстрее
в условиях соревнования друг с другом, нежели в одиночестве. Статья Триплетта с изложением этих данных была опубликована в 1897 г.
в «Американском психологическом журнале», а сам автор с тех пор приобрел репутацию первого экспериментатора в социальной психологии. Однако такое начало не привело сразу к заметному увеличению количества лабораторных экспериментов. Подавляющее число экспериментальных работ было проведено социальными психологами в течение последних сорока лет[15].
Новый этап в развитии отечественной социальной психологии наступил в конце 50-х гг., по существу это было время возрождения в СССР социальной психологии как науки (Ананьев, Ковалев, Парыгин). Важным событием для этой отрасли знания было создание в 1962 г. первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете под руководством Кузьмина. Первые отечественные монографии по социальной психологии на данном этапе ее развития также вышли в свет в Ленинграде (Парыгина «Социальная психология как наука»
и Кузьмина «Основы социальной психологии»), в которых рассматривался широкий круг проблем истории, методологии и теории социальной психологии, а в работе Кузьмина приводились данные первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученные сотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для отечественной науки круг проблем социальной психологии личности был представлен в монографии Бодалева «Восприятие человека человеком» [33].
Начинается подготовка дипломированных специалистов
по социальной психологии, в 1968 г. открываются кафедры социальной психологии Ленинградском университете под руководством Кузьмина
и в 1972 г. в Московском университете под руководством Андреевой. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится
в общеобразовательные вузовские программы и является одним
из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. В 1980 г. выходит первый учебник для студентов вузов - «Социальная психология» Андреевой, выдержавший к настоящему времени несколько изданий[12].
Ооооооооооооооогггггггггггггггггггггггг66666666666666666666666666666кккккккккккккккккккккккккккк ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
Ооооооооооооооогггггггггггггггггггггггг66666666666666666666666666666кккккккккккккккккккккккккккк ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
Ооооооооооооооогггггггггггггггггггггггг66666666666666666666666666666кккккккккккккккккккккккккккк ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
1.2. Характеристика социальной психологии как науки: понятие, предмет социальной психологии.
Понятие «социальная психология» многозначно. В самом общем виде следует различать, по крайней мере, два основных его смысловых значения.
Во-первых, под социальной психологией, прежде всего, принято понимать многообразные проявления социальной психики человека - особенности его психического состояния и поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с другими людьми.
Этому соответствуют такие понятия, как социально-психологический климат группы или коллектива, общественное настроение, психическое заражение, подражание, внушение, психология толпы, групповая психология, лидерство и т. д.
Во-вторых, термин «социальная психология» применяется и для обозначения той науки, которая призвана изучать закономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении
и взаимодействии его с другими людьми.
Наряду с термином «социальная психология» для обозначения тех же явлений (группового, коллективного и массового психического состояния
и поведения людей, с одной стороны, и науки, которая это изучает - с другой) нередко употребляется и другое словосочетание - «общественная психология». Его можно встретить преимущественно в работах отечественных социальных психологов 1960-70-х годов.
В дальнейшем термин «общественная психология» сохранился, как правило, для обозначения специфики социально-психологических явлений (группового, коллективного и массового сознания и поведения людей),
в отличие от идеологии, то есть различных форм теоретически систематизированного сознания, складывающегося преимущественно
не стихийно, как социальная психика, а вырабатываемого идеологами
и теоретиками, отражающими интересы тех или иных социальных групп, слоев и классов общества.
Соотношение общей и социальной психологии. Теперь, когда мы определили понятие социальной психологии, встает вопрос о том, как оно соотносится с понятием общей психологии.
Существует мнение, что социальная психология - это частный случай психологии вообще наряду с инженерной, медицинской, общей психологией и т. д.
Представляется, что все обстоит наоборот. А именно: все разновидности психологической науки - это разновидности, по сути, социальной психологии.
Давайте более подробно разберемся в соотношении этих понятий. Когда-то известный американский психиатр Джозеф Фурст высказал сомнение в правомерности существования социальной психологии как самостоятельной науки, отличной от традиционной общей психологии[30].
Основанием для этого послужило следующее рассуждение: «Поскольку человеческий опыт означает социальный опыт, то ясно, что не может быть психики, которая одновременно не являлась бы социальной психикой. Следовательно, специальный учебник по "социальной" психологии - это абсурд, неправильное употребление терминов. Человеческая психика или является социальной, или она вообще не психика».