Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования адаптации курсантов образовательных учреждений ФСИН России к воинской службе и учебной деятельности
1.1. Понятие, виды и история исследования адаптации курсантов общеобразовательных учреждений ФСИН России
В самом общем виде адаптация - это процесс приспособления человека к условиям внешней и внутренней среды. Понятие адаптации происходит от лат. adapto - приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде.
Адаптация - это свойство человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. Здесь важно видеть взаимный характер адаптации человека и той среды, с которой он вступает в регулярные адаптационные связи. Устойчивая психическая адаптация (адаптированность), уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения [2].
Процесс социально-психологической адаптации личности рассматривался многими зарубежными и отечественными психологами.
Рассмотрим основные подходы психологических школ и направлений.
Среди зарубежных психологов в первой половине XX века необходимо выделить тех, кто принадлежал к интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л.Филипс.
Согласно Л.Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:
а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с
которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом;
б) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально
опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное
А. Маслоу четко прослеживается механизм социально-психологической адаптации личности.
А. Маслоу оказал большое влияние на развитие теории адаптации личности. Его представления легли в основу теории личностно-ориентированного образования. По его мнению, развитие личности есть реализация основных потребностей, которые он разместил в виде пирамиды. В основании данной пирамиды лежат основные потребности физиологические.
На втором уровне находятся потребности в стабильности, защите. Выше располагаются потребности в любви и принадлежности к определенной группе (то есть социальные потребности). На четвертой ступеньке находятся потребности в уважении, а наиболее высокую ступеньку занимают потребности самовыражения, самореализации. Для указанной иерархической системы мотивов существует правило: «Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы». По теории Маслоу, полная адаптация - это реализованная потребность в самореализации, то есть то, к чему мы стремимся в своей практической деятельности [29].
По его мнению, для того что бы адаптационный процесс проходил успешно, необходимо выявлять склонности к совершенству врожденного потенциала. А. Маслоу признавал, что люди уязвимы к фрустрации потребностей в определенные «критические стадии» жизненного цикла [29].
Второй представитель данного направления К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что поведение человека вдохновляется и регулируется неким общим мотивом, который назвал тенденцией к актуализации. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, а его внутренний мир доступен только ему.
Сторонник экзистенциального подхода В. Франклом считает, что личность, проходя процесс социальной адаптации, часто переживает нравственный кризис из-за ощущения беспомощности той жизни, которую ей приходится вести, нередко из-за невозможности реального выбора, поиска позитивного смысла, нарушения старых ценностей и традиций [29].
Отсутствие смысла жизни, по определению В. Франкла, это экзистенциальный вакуум, в котором человек свободен найти и реализовать свои возможности, даже при ограничении его свободы объективными обстоятельствами. Подход В. Франкла позволяет провести анализ факторов социально-психологической адаптации в сфере жизнедеятельности.
С точки зрения изучения процесса адаптации определенньй интерес представляет теория Л. Кольберга о шести стадиях нравственного развития детей, показывающая взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. С точки зрения изучения процессов дезадаптации определенный интерес представляет теория Л. Кольберга о шести стадиях нравственного развития детей, показывающая взаимосвязь морального обоснования и умственного развития.
Л. Кольберга считает, что социальная - психологическая адаптация невозможна без четкой нравственной позиции личности. Он выделяет 6 стадий нравственного развития личности. Каждая последующая стадия основывается на предыдущей, преобразует ее и включает в себя. Все люди, согласно Кольбергу, проходят все эти стадии в одном и том же порядке, но с различной скоростью и степенью освоения каждой.
По мнению Кольберга, уровень нравственного развития личности определяется не ответной реакцией на какое-то обстоятельство, требующее нравственного выбора, а пониманием того, чем вызван выбор.
В отечественной психологии изучением данного феномена занимался А. А. Налчаджан. Он определяет социальную адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности и свободно выражает свои творческие способности. В связи с этим автор выделяет нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации.
Нормальная адаптация приводит к устойчивой адаптивности личности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений её структуры, а так же без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.
Девиантная адаптация - это те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе при том условии, что ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением [6].
Патологическая адаптация - это такой социально-психический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Патологизирующее поведение, однако, может быть и адаптивным тогда, когда в группе ожидается именно такое поведение, т.е. когда группа имеет патол оптированные нормы.
В качестве специфических особенностей социальной адаптации отмечается активное участие сознания, влияние трудовой деятельности человека на среду, активное изменение человеком результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями бытия, а «успешный» характер адаптация носит при сохранении устойчивости объекта, приобретении нового качества в результате изменчивости и развитии адаптивных механизмов.
Сложным является вопрос о показателях социально-психологической адаптации. В наиболее общем виде такими показателями являются состояние психического здоровья человека и степень биологического воспроизводства определенной этносоциальной группы. Это значит, что показатели адаптации определяют жизнеспособность и выживаемость, как индивида, так и группы. Также отмечаются показатели, связанные с переосмыслением ситуации, эффективности решения трудных ситуаций, в том числе в учебной и профессиональной деятельности [20].
А. В. Петровский выделяет три фазы развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную сферу: адаптация -индивидуализация - интеграция. В ходе адаптации человек осваивает действующие в группе нормы, усваивает приемы и средства деятельности, которыми владеют все члены группы.
Субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность, пока он не освоил действующие в группе нормы и ценности, не овладел приемами и средствами деятельности.
Эффективная адаптация достигается индивидом за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий.
Процесс индивидуализации порождается обостряющимися противоречиями между результатами первой фазы «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации.
Индивид вынужден искать способы для достижения своей цели, то есть персонализации, мобилизовать для этого все внутренние ресурсы.
Третья фаза - интеграция - характеризуется противоречием между стремлением субъекта и его способностью быть идеально представленным в других, а также потребностью группы принять его индивидуальные качества, соответствующие групповым ценностям.
В процессе интеграции происходит формирование новообразований личности, которые отвечают потребностям группового развития и потребности индивида осуществлять значимый вклад в жизнь группы. Об интеграции можно говорить и в том случае, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации потребностям общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который в этом случае занимает позицию лидера.
Для формирования устойчивой структуры личности необходимо многократное воспроизведение успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции, что и происходит на протяжении жизни человека, так как он входит не в одну, а во многие группы. Закономерности, открытые и изученные А.В. Петровским, могут рассматриваться как характерные не только для периодов детства и ранней юности, но и для последующего возрастного развития и могут стать основой для периодизации всего развития личности [17].
Д. А. Андреева рассматривает адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности.
Исходя из приведенных выше положений, можно сделать вывод, что социально - психологическая адаптация - это активный двусторонний процесс взаимодействия личности и коллектива, содержанием которого является включение в систему межличностных отношений и усвоение личностью психологии группы, а результатом - изменение качеств личности и качеств коллектива.
Изучая данную проблему в военной сфере, ученые Л.Г. Егоров и Я.В. Подоляк, под социально-психологической адаптацией военнослужащих понимают включение в конкретный военный социум, установление отношений с командирами, сослуживцами и приобретение личностью черт новой группы[20].
Один из военных психологов Ж.Г. Сенокосов, занимающийся проблемой социально- психологической адаптации в военной сфере, определял ее как процесс выбора и реализации личностью таких способов поведения и форм общения, которые позволяют согласовывать требования и ожидания участников адаптационной ситуации в условиях соответствия и несоответствия основных ценностей личности и военного социума.
Социальная адаптация, определяется как процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, ценностям, традициям общества, в котором человек действует и живет.
Адаптация человека имеет два аспекта - психологический и биологический. Психологический аспект адаптации - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными требованиями, мотивами, интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления психологической адаптации - взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.