Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Трудности адаптации к воинской службе и деятельности сотрудников УИС

one_butterfly 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.06.2021
Цель работы: выявление причин проблем с адаптацией к учебной и служебной деятельности у курсантов первого курса. Объект исследования: проблемы с адаптацией, возникающие во время обучения. Предмет исследования: курсанты 1 курса Академии ФСИН России. Гипотезы: 1) Для курсантов 1 курса характерен низкий уровень адаптации к учебной и служебной деятельности. 2) Основным дезадаптирующим фактором является постоянный стресс. 3) Курсанты мужского пола имеют более высокий уровень адаптации к учебной и служебной деятельности, чем курсанты женского пола. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1. Изучить работы отечественных и зарубежных психологов по заявленной проблеме; 2. Выявить особенности адаптации курсантов к учебной и служебной деятельности; 3. Проанализировать подходы к исследованию социально- психологической адаптации курсантов; 4. Провести практические исследования адаптации курсантов к условиям военно-учебной деятельности; 5. Произвести анализ данных, полученных в ходе исследования; 6. Разработать направления деятельности по оптимизации процесса социально - психологической адаптации. Теоретико-методологической основой исследования являются: Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи психологов, разрабатывающих проблемы стресса и адаптации, таких как Ю.В. Щербатых, В.А. Бодрова, Е.Н. Водопьяновой, Ф.Б. Березина, И.А. Милославовой, П.В. Гуревича. Методы и база исследования. Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации: анкетирование, тестирование. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что каждый год для первокурсников проблема адаптации к воинской службе становится довольно серьезной. Не каждый попадая в совершенно новые условия жизнедеятельности способен нормально адаптироваться без посторонней помощи. Достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, репрезентативностью исходных данных, применением адекватных целям и задачам методов исследования и обработки полученных результатов, валидных методик сбора эмпирической информации, опытной проверкой гипотезы и опорой на количественные и качественные эмпирические данные. Для сбора эмпирических данных использовались следующие методики: 1. Тест на "Учебный стресс" Ю.В.Щербатых 2. Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона. 3. Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что условия, в которых находятся курсанты военных вузов, несут на себе яркий отпечаток строгой регламентации всего образовательного процесса. Этим обусловлены повышенные требования к стрессоустойчивости личности курсантов. Соответственно, конструктивность преодоления стрессовых ситуаций отражает успешность протекания процесса социально-психологической адаптации к будущей профессии и готовность к ней, а также от полноты и темпов адаптации курсантов к условиям обучения в военно-учебном заведении во многом будет зависеть успешность их учебной и служебной деятельности. Успешная адаптация в высшем учебном заведении служит фактором оптимизации жизни и деятельности первокурсников. Неэффективная адаптация, напротив, приводит к ряду негативных явлений: возникновению у первокурсника отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива и др. Наиболее тяжело первокурсники переживают начальный период адаптации. С момента начала обучения первокурсник переживает сложный период адаптации к новой среде, к непривычным условиям труда и быта, новому социальному окружению, специфическим требованиям режима проживания на казарме, комплексу социально-экономических явлений. В рамках рассмотрения данного аспекта представляется важным знать характерные черты феномена социально-психологической адаптации в указанной группе лиц. Состояние степени разработанности проблемы: изучением стресса и адаптации занимались такие ученые, как Г. Селье, Р. Лазарус, А.Н.Жмыриков, Л.А. Китаева-Смык, Н.И. Наенко, Н.Д. Левитов, Ф.Е. Василюк, Ф.Б.Березин, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова, В.К. Вилюнас, В.Л. Марищук, А.Г. Маклаков, И.А.Милославова, Е.П. Ильин, Л.В. Куликов, А.А. Бодалев, Г.А. Балл, П.В. Гуревич, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн ,А. Марсел, Ю.В. Щербатых, В.А. Бодров, Т.Д. Грицевич, Е.Л. Лабыко, И.Д. Калайков, П.И. Царегородцев, Е.Н. Водопьянова и др.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования адаптации курсантов образовательных учреждений ФСИН России к воинской службе и учебной деятельности 6 1.1. Понятие, виды и история исследования адаптации курсантов общеобразовательных учреждений ФСИН России 6 1.2. Организация и методика исследования адаптации курсантов к условиям образовательных учреждений ФСИН России 12 Глава 2. Эмпирический анализ адаптации курсантов к условиям образовательных учреждений ФСИН России 19 2.1. Эмпирическая характеристика адаптации курсантов к условиям образовательных учреждений ФСИН России 19 2.2. Факторы, влияющие на уровни адаптации курсантов к условиям образовательных учреждений ФСИН России 24 2.3. Анализ практики повышения уровня адаптации курсантов и пути ее совершенствования 27 Заключение 40 Список использованной литературы 42 Приложения 45
Список литературы

1. Артемов, С.Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего: автореф. дис. канд. филос. наук.[текст] / С.Д. Артемов.- Свердловск, 1970. - 24 с. 2. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социс. -2001.-№6. С. 44-53. 3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с. 4. Богданов А.А. Философия живого опыта. - СПб.: Пролетарий, 1913. - 230 с. 5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы - Москва; Институт психологии РАН, 1995 г. - 128 с. 6. Баурова Н.Н., Рудой И.С. Прогностическая модель развития невротических расстройств у курсантов военных вузов // Медико- биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 3. С. 76-78. 7. Борисова Л. Г., Солодова Г. С. Социология личности. - Новосибирск: Новосиб.гос.ун-т., 1997. - 56 с. 8. Борисова Н.Л. История русской социологии: лекция. - М.: Изд во МГИК, 1992.-26 с. 9. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса СПб.: Питер, 2009. С.27- 29. 10. Воробьев В.М., Шаповал В.А. О взаимосвязи психофизиологического стресса с психодинамическими свойствами личности курсантов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 1. С. 146-158. 11. Грицевич Т.Д., Лабыко Е.Л. Стрессоустойчивость курсантов военных специальностей как фактор их успешной профессионализации // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2011. № 3. С. 52-59. 12. Гуревич П.В. Сущность и содержание социальной адаптации http://socwork.ru/article/23 5. 13. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 315 с. 14. Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Ростов-н/Д., 1975. - 24с. 15. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированно сти личности в новых условиях деятельности и общения: Автореф. канд. дисс. - Л., 1989 - 26 с. 16. Забродин Ю.М. Введение в общую теорию сенсорной чувствительности (Адаптивные особенности сенсорных процессов в задачах исследования порогов чувствительности) // Психофизические исследования / Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина. - М.: Текст, 1977. С.31-125. 17. Константинов В.В. К вопросу о понятии «адаптация» // www.psypress.ru. 18. Калайков И. Цивилизация и адаптация. - М.: Прогресс, 1984. - 40 с. 19. Корель Л.В. Архитектоника адаптивных механизмов социальных систем: социологический дискурс // Регион: экономика и социология. - 2007. -№1.с. 169-185. 20. Корель Л.В. Социология адаптации: Этюды апологии. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. - 160 с. 21. Корель Л.В. Социология адаптации: этюды апологии. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. - 180 с. 22. Корель Л.В., Чистякова Ю.Б., Шабанова М.А., Шарина О.В. Социальная адаптация населения Сибири к рынку // Социологические исследования. -1993. - № 11. С. 22-27. 23. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов: Контекст, 2000. - 320 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования адаптации курсантов образовательных учреждений ФСИН России к воинской службе и учебной деятельности 1.1. Понятие, виды и история исследования адаптации курсантов общеобразовательных учреждений ФСИН России В самом общем виде адаптация - это процесс приспособления человека к условиям внешней и внутренней среды. Понятие адаптации происходит от лат. adapto - приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде. Адаптация - это свойство человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. Здесь важно видеть взаимный характер адаптации человека и той среды, с которой он вступает в регулярные адаптационные связи. Устойчивая психическая адаптация (адаптированность), уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения [2]. Процесс социально-психологической адаптации личности рассматривался многими зарубежными и отечественными психологами. Рассмотрим основные подходы психологических школ и направлений. Среди зарубежных психологов в первой половине XX века необходимо выделить тех, кто принадлежал к интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л.Филипс. Согласно Л.Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды: а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом; б) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное А. Маслоу четко прослеживается механизм социально-психологической адаптации личности. А. Маслоу оказал большое влияние на развитие теории адаптации личности. Его представления легли в основу теории личностно-ориентированного образования. По его мнению, развитие личности есть реализация основных потребностей, которые он разместил в виде пирамиды. В основании данной пирамиды лежат основные потребности физиологические. На втором уровне находятся потребности в стабильности, защите. Выше располагаются потребности в любви и принадлежности к определенной группе (то есть социальные потребности). На четвертой ступеньке находятся потребности в уважении, а наиболее высокую ступеньку занимают потребности самовыражения, самореализации. Для указанной иерархической системы мотивов существует правило: «Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы». По теории Маслоу, полная адаптация - это реализованная потребность в самореализации, то есть то, к чему мы стремимся в своей практической деятельности [29]. По его мнению, для того что бы адаптационный процесс проходил успешно, необходимо выявлять склонности к совершенству врожденного потенциала. А. Маслоу признавал, что люди уязвимы к фрустрации потребностей в определенные «критические стадии» жизненного цикла [29]. Второй представитель данного направления К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что поведение человека вдохновляется и регулируется неким общим мотивом, который назвал тенденцией к актуализации. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, а его внутренний мир доступен только ему. Сторонник экзистенциального подхода В. Франклом считает, что личность, проходя процесс социальной адаптации, часто переживает нравственный кризис из-за ощущения беспомощности той жизни, которую ей приходится вести, нередко из-за невозможности реального выбора, поиска позитивного смысла, нарушения старых ценностей и традиций [29]. Отсутствие смысла жизни, по определению В. Франкла, это экзистенциальный вакуум, в котором человек свободен найти и реализовать свои возможности, даже при ограничении его свободы объективными обстоятельствами. Подход В. Франкла позволяет провести анализ факторов социально-психологической адаптации в сфере жизнедеятельности. С точки зрения изучения процесса адаптации определенньй интерес представляет теория Л. Кольберга о шести стадиях нравственного развития детей, показывающая взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. С точки зрения изучения процессов дезадаптации определенный интерес представляет теория Л. Кольберга о шести стадиях нравственного развития детей, показывающая взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. Л. Кольберга считает, что социальная - психологическая адаптация невозможна без четкой нравственной позиции личности. Он выделяет 6 стадий нравственного развития личности. Каждая последующая стадия основывается на предыдущей, преобразует ее и включает в себя. Все люди, согласно Кольбергу, проходят все эти стадии в одном и том же порядке, но с различной скоростью и степенью освоения каждой. По мнению Кольберга, уровень нравственного развития личности определяется не ответной реакцией на какое-то обстоятельство, требующее нравственного выбора, а пониманием того, чем вызван выбор. В отечественной психологии изучением данного феномена занимался А. А. Налчаджан. Он определяет социальную адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности и свободно выражает свои творческие способности. В связи с этим автор выделяет нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации. Нормальная адаптация приводит к устойчивой адаптивности личности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений её структуры, а так же без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Девиантная адаптация - это те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе при том условии, что ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением [6]. Патологическая адаптация - это такой социально-психический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Патологизирующее поведение, однако, может быть и адаптивным тогда, когда в группе ожидается именно такое поведение, т.е. когда группа имеет патол оптированные нормы. В качестве специфических особенностей социальной адаптации отмечается активное участие сознания, влияние трудовой деятельности человека на среду, активное изменение человеком результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями бытия, а «успешный» характер адаптация носит при сохранении устойчивости объекта, приобретении нового качества в результате изменчивости и развитии адаптивных механизмов. Сложным является вопрос о показателях социально-психологической адаптации. В наиболее общем виде такими показателями являются состояние психического здоровья человека и степень биологического воспроизводства определенной этносоциальной группы. Это значит, что показатели адаптации определяют жизнеспособность и выживаемость, как индивида, так и группы. Также отмечаются показатели, связанные с переосмыслением ситуации, эффективности решения трудных ситуаций, в том числе в учебной и профессиональной деятельности [20]. А. В. Петровский выделяет три фазы развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную сферу: адаптация -индивидуализация - интеграция. В ходе адаптации человек осваивает действующие в группе нормы, усваивает приемы и средства деятельности, которыми владеют все члены группы. Субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность, пока он не освоил действующие в группе нормы и ценности, не овладел приемами и средствами деятельности. Эффективная адаптация достигается индивидом за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий. Процесс индивидуализации порождается обостряющимися противоречиями между результатами первой фазы «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации. Индивид вынужден искать способы для достижения своей цели, то есть персонализации, мобилизовать для этого все внутренние ресурсы. Третья фаза - интеграция - характеризуется противоречием между стремлением субъекта и его способностью быть идеально представленным в других, а также потребностью группы принять его индивидуальные качества, соответствующие групповым ценностям. В процессе интеграции происходит формирование новообразований личности, которые отвечают потребностям группового развития и потребности индивида осуществлять значимый вклад в жизнь группы. Об интеграции можно говорить и в том случае, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации потребностям общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который в этом случае занимает позицию лидера. Для формирования устойчивой структуры личности необходимо многократное воспроизведение успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции, что и происходит на протяжении жизни человека, так как он входит не в одну, а во многие группы. Закономерности, открытые и изученные А.В. Петровским, могут рассматриваться как характерные не только для периодов детства и ранней юности, но и для последующего возрастного развития и могут стать основой для периодизации всего развития личности [17]. Д. А. Андреева рассматривает адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности. Исходя из приведенных выше положений, можно сделать вывод, что социально - психологическая адаптация - это активный двусторонний процесс взаимодействия личности и коллектива, содержанием которого является включение в систему межличностных отношений и усвоение личностью психологии группы, а результатом - изменение качеств личности и качеств коллектива. Изучая данную проблему в военной сфере, ученые Л.Г. Егоров и Я.В. Подоляк, под социально-психологической адаптацией военнослужащих понимают включение в конкретный военный социум, установление отношений с командирами, сослуживцами и приобретение личностью черт новой группы[20]. Один из военных психологов Ж.Г. Сенокосов, занимающийся проблемой социально- психологической адаптации в военной сфере, определял ее как процесс выбора и реализации личностью таких способов поведения и форм общения, которые позволяют согласовывать требования и ожидания участников адаптационной ситуации в условиях соответствия и несоответствия основных ценностей личности и военного социума. Социальная адаптация, определяется как процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, ценностям, традициям общества, в котором человек действует и живет. Адаптация человека имеет два аспекта - психологический и биологический. Психологический аспект адаптации - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными требованиями, мотивами, интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления психологической адаптации - взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Разное, 42 страницы
6000 руб.
Дипломная работа, Разное, 40 страниц
625 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg