Глава 1. Теоретические основы цифровизации и автоматизации таможенной службы
1.1. Понятие и нормативно-правовое обоснование цифровизации таможенной службы РФ
Ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере в России обозначено в качестве одной из национальных целей развития страны до 2024 г. Данной цели, поставленной впервые на столь высоком уровне, предполагается достичь в результате реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. В рамках нацпрограммы в качестве приоритетов развития цифровой экономики в России обозначены формирование системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере, внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий и создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных.
Приоритеты цифровой повестки России влияют не только на проведение внутренней политики в области цифровой трансформации, но и на позицию России при формировании и осуществлении единой цифровой политики на территории ЕАЭС. Интересы Российской Федерации в области цифровой экономики в рамках ЕАЭС закреплены в национальной программе в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» .
Основным нормативно-правовым актом в работе таможенных органов является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который вступил в силу 1 января 2018 г. В указанном документе представлен ряд изменений, которые позволили начать процесс цифровизации и информатизации таможенной службы.
Так, в статье 365 говорится, что «таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий таможенных органов, декларантов и иных заинтересованных лиц, а также информационных систем государственных органов государств-членов в рамках информационного взаимодействия» .
Указанное положение является основой создания и деятельности электронных таможен и центров электронного декларирования.
Также немаловажное значение имеет система управления рисками, которая минимизирует вероятность недостоверного декларирования товара.
В статье 377 указывается, что процесс управления рисками таможенными органами включает в себя :
1) сбор и обработку необходимой информации;
2) оценку риска;
3) описание индикатора риска;
4) определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер;
5) разработку и утверждение профилей рисков;
6) выбор объектов таможенного контроля;
7) применение мер по минимизации рисков;
8) анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.
При анализе и оценке риска применяются информационно-программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, которые включают системы управления базами данных, системы быстрой разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.
Регуляция применения системы управления рисками осуществляется Приказом ФТС России от 18 августа 2015 г. № 1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками» .
Стратегия применения указанной системы в таможенных органах направлена на достижение следующих целей:
1) обеспечение соблюдения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации;
2) обеспечение эффективного выбора объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
3) создание условий для ускорения проведения таможенного контроля и упрощения перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров, по которым не выявлены риски.
Программа таможенного инспектора автоматически выявляет возможные профили рисков, которые могут применяться в определенной декларации на товары. Это позволяет провести более тщательный контроль товаров и обеспечивает их законный выпуск.
Каждый инспектор работает с декларацией на товары, ориентируясь на тот или иной профиль риска, а затем он принимает решение о принятии мер по минимизации рисков. В случае правильного декларирования товара применение меры по минимизации риска не приводит к результату, что говорит о возможности выпуска товара.
Также еще одним нормативно-правовым актом, который осуществляет общее регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации является Федеральный закон № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .
Тему цифровизации и информатизации в общих чертах раскрывают статьи 52, 53, 54, где указывается, что «информационные системы и информационные технологии используются таможенными органами в целях обеспечения выполнения возложенных на них задач, в том числе для обмена информацией в электронном виде с федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями, для предоставления государственных услуг населению и участникам внешнеэкономической деятельности, иным заинтересованным лицам» .
В статье 314 Федерального закона 289 раскрывается применение системы управления рисков. Закон устанавливает, что «тактика применения системы управления рисками определяет совокупность приемов и методов системы управления рисками, а также порядок функционирования системы управления рисками и реализации процесса управления рисками, включая порядок действий должностных лиц таможенных органов при оценке рисков, разработке, согласовании, утверждении, доведении до таможенных органов, выявлении, актуализации и отмене профилей рисков, применении мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, и учете их результатов» .
Рассмотрев выше указанные нормативно-правовые акты, можно отметить, что они в достаточной мере регулируют как общую деятельность таможенных органов, так и процесс их цифровизации, выраженный в создании электронных таможен и центров электронного декларирования.
Помимо этого, нормативно-правовое регулирование электронной деятельности таможенной службы осуществляют:
Стратегия развития таможенной службы Российской Феерации до 2030 года ;
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ;
Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе»;
Приказ ФТС России от 05.04.2019 N 600 (ред. от 31.12.2019) «Об утверждении Плана информатизации Федеральной таможенной службы на очередной финансовый 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и т.д .
Исходя из рассмотренных нормативно-правовых актов и приведенного выше списка, можно прийти к выводу, что законодательная проработка основных аспектов деятельности таможенных органов находится на довольно высоком уровне. В нормативной базе отражены не только общие положения, принципы и алгоритмы, но и аспекты информатизации и цифровизации, что создает базу для развития и совершенствования данного направления.
Если рассматривать эффективность деятельности электронных таможен на современном этапе, то можно отметить, что она находится на довольно высоком уровне.
Об этом говорят следующие факты:
— снижается нагрузка на участников внешнеэкономической деятельности;
— упрощается процесс подачи, регистрации и выпуска деклараций на товары;
— соблюдаются сроки выпуска деклараций на товары (1 час на регистрацию, 4 часа на принятие решения по декларации);
— снижается уровень коррупционного риска. Сегодня в электронных таможнях используются такие технологии, как: электронное декларирование, удаленный выпуск товаров, предварительное информирование, технология информационного взаимодействия между владельцами складов временного и таможенными постами, автоматическая регистрация и выпуск деклараций, также проводятся совместные работы по применению новых технологий, обеспечивающих интеграцию информационных систем Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Анализируя процесс подачи декларации, ее рассмотрения инспектором и дальнейшего контроля, можно также выделить ряд аспектов, показывающих высокую эффективность работы таможенных органов.
Достичь этого позволило внедрение Единой Автоматизированной Информационной Системы таможенных органов. Одной из составляющих данной системы является Автоматизированная Информационная Система таможенного оформления «АИСТ-М», разрабатываемая на правах субподрядчика компанией «СофтЛэнд». «АИСТ-М» позволяет упростить работу инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля, предоставляя возможность доступа ко всем ресурсам Единой Автоматизированной Информационной Системы в режиме реального времени.
Рисунок 1 - Первоочередные задачи автоматизации таможенной деятельности
При автовыпуске влияние человеческого фактора сводится к минимуму, а время, затраченное на одну декларацию на товары незначительно. При контроле со стороны инспектора время на выпуск увеличивается. Оно зависит от выбранной таможенной процедуры. Например, исходя из обобщенных данных, время на выпуск экспортной декларации составляется 30 минут, импортной — 1,5 часа.
Во время публичного обсуждения результатов правоприменительной практики ФТС России, было отмечено, что 80 % экспортных деклараций проходят процедуру авторегистрации. Также было сказано, что 25 % импортных и 40 % экспортных деклараций, поданных участниками низкого уровня риска, выпускаются автоматически. Достичь данных показателей позволила существенная доработка программных средств, проведенная 1 декабря прошлого года.
Рисунок 2 - Интеграция информационных ресурсов ФТС России и федеральных органов исполнительной власти
Также необходимо отметить формализованность контроля со стороны инспектора, который сверяет данные указанные в декларации с определенным набором документов, заранее подготовленным декларантом.
В данной схеме большую роль при принятии решения по декларации на товары играет инспектор. Уже на этапе регистрации он может отказать декларанту в принятии в работу его декларации по установленным законодательствам причинам. Например, неправильное заполнение граф или подача декларации неуполномоченным лицом.
Приведенный выше процесс работы с декларациями на товары имеет следующие преимущества :
— быстрое взаимодействие между принимающими декларации инспекторами центров электронного декларирования и подающими их декларантами;
— скорость декларирования, где важную роль играют установленные законодательством Российской Федерации сроки регистрации и выпуска декларации на товары);
— возможность хранить все необходимые документы на едином таможенном сервере, что также способствует ускорению процедуры таможенного оформления;
— доступность для всех регионов нашей страны, так как откуда именно подается декларация не играет ключевой роли.
Конечно, при наличии объективный преимуществ и плюсов, имеется ряд трудностей, с которыми сталкиваются электронные таможни. Однако, не все из них из сферы информатизации и информационных технологий.
Уже сейчас создание и развитие центров электронного декларирования позволило уменьшить человеческий фактор, сократить потребность личного контакта представителей таможенной службы с организациями и компаниями, что снижает коррупционную составляющую, а также позволило добиться унификации правоприменительной практики и полного контроля .
Основная цель электронной таможни на данный момент — достижение максимальной автоматизации и цифровизации таможенных операций. Это снизит административную нагрузку на бизнес, а процессы цифровизации и автоматизации таможенных операций будут благотворно сказываться на развитии международной торговли.
Уже удалось не только повысить скорость выполнения операций, но также минимизировать возможности ошибок при оформлении документации. Кроме того, удалось обеспечить более качественную защиту всех имеющихся документов, которые хранятся в архиве декларанта. Благодаря всем этим преимуществам электронное таможенное декларирование стало не просто основным, а единственным безопасным и быстрым способом подачи необходимых документов.
Необходимо отметить, что для развертывания сети электронных таможен и центров электронного декларирования требуется внедрение новейшей технологии — автоматической диспетчеризации таможенных деклараций. Она заключается в том, что таможенный орган, в который будет подана таможенная декларация, выбирается не лично декларантом, а в автоматическом режиме.
Таким образом, стоит отметить, что наша страна постепенно переходит к цифровой экономике, втягивается в процесс глобализации и интеграции, что не может не оказывать влияния на развитие государственных структур, в том числе и Федеральной таможенной службы. Она идет по пути цифровизации и оптимизации своей деятельности для развития и стимулирования экономики, продержки и защиты российского экономического пространства.
Процесс цифровизации и проявляется в создании электронных таможен и центров электронного декларирования, а цифровые технологии, позволяющие ускорять и упрощать экономические операции, делающие товарообмен доступнее, непременно будут занимать важное положение в работе органов власти РФ.
1.2. Реализация стратегии развития таможенной службы в условиях цифровой экономики
В Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года определены основные направления развития таможенной службы: цифровизация и автоматизация, содействие в развитии экспортно-ориентированных секторов национальной экономики, обеспечение прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в России, создание благоприятной среды для деятельности участников ВЭД .
Признаками такой среды деятельности являются автоматизация бизнес-процессов таможенного администрирования, взаимодействие таможенных органов с бизнесом преимущественно в электронном виде, сокращение времени и финансовых издержек для участников ВЭД и повышение эффективности таможенного контроля, основанного на транспарентности, предсказуемости, законности и обоснованности.
Дальнейшее развитие таможенной службы РФ связано с новыми цифровыми технологиями, в том числе разрабатываемыми в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» , и результатами развития Национальной технологической инициативы (НТИ) . Стратегическим ориентиром развития таможенной службы РФ на период до 2030 года можно считать переход от электронной к интеллектуальной таможне .
Подтверждением этому является главная цель реализации Стратегии-2030 – формирование качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства.
Заявленная цель реализации Стратегии-2030 отражает роль ФТС России в экономике Российской Федерации, а именно регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и обеспечение экономической безопасности государства. В этом смысле ФТС России реализует свой функционал на первом уровне цифровой экономики России – «Сфера деятельности», охватывающем отношения между поставщиками и потребителями товаров в различных отраслях экономики.
Рисунок 3 – Взаимосвязь стратегии развития таможенной службы до 2030 года и Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Вместе с тем, достижение цели реализации Стратегии-2030 зависит от проектируемых результатов второго уровня развития цифровой экономики – «Цифровые технологии» и ресурсов третьего уровня цифровой экономики – «Среда деятельности», что отражает представленная на рисунке логика реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Очевидно, что основные результаты реализации этой программы проецируются на второй и третий уровни цифровой экономики. Тогда, как было отмечено ранее, результаты реализации ведомственной Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года и Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года направлены на совершенствование сферы деятельности таможенной службы в рамках цифровой экономики.
Для достижения целей национальной программы предусмотрена реализация шести федеральных проектов, среди которых следует выделить федеральный проект «Цифровые технологии» как наиболее наукоемкий, направленный на создание «сквозных» цифровых технологий (СЦТ) преимущественно на основе отечественных разработок. Первоначально паспортом федерального проекта «Цифровые технологии» предполагалась разработка девяти дорожных карт по развитию отдельных СЦТ, однако уже на этапе обсуждения и согласования дорожных карт было принято решение о включении субтехнологий СЦТ «Большие данные» в дорожную карту развития СЦТ «Нейротехнологии и искусственный интеллект» .
Рассмотрим перспективы и возможности достижения цели Стратегии-2030 с учетом ожидаемого развития сквозных цифровых технологий в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
К ключевым суб-СЦТ дорожной карты «Нейротехнологии и искусственный интеллект», развитие которых следует ожидать к 2024 году, относятся следующие :
– Суб-СЦТ «Компьютерное зрение» – технологии автоматического обнаружения и классификации объектов;
– Суб-СЦТ «Обработка естественного языка» – технологии понимания языка и генерации текста, несущего смысл, общения на естественном языке при взаимодействии компьютера и человека;
– Суб-СЦТ «Распознавание и синтез речи» – технологии, позволяющие осуществлять перевод речевого запроса в текстовый вид, в том числе анализировать тембр и тональность голоса, распознавать эмоции, а также синтезировать речь;
– Суб-СЦТ «Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений» – технологии выполнения процесса без участия человека, поддержки в выборе решений, а также предсказания объектов, которые будут интересны пользователю;
– Суб-СЦТ «Перспективные методы и технологии искусственного интеллекта» – методы и технологии, развитие которых влияет на все текущие суб-СЦТ, а также на создание новых суб-СЦТ в области искусственного интеллекта.
Рисунок 4 – Основные планируемые цифровые результаты стратегии до 2030 года
Вместе с тем, к основным проектируемым результатам, представленным в Стратегии-2030, связанным с развитием цифровых технологий, относятся (рисунок 4):
– применение «искусственного интеллекта»;
– «интеллектуальный» пункт пропуска;
– оценка уровня риска каждой товарной партии в режиме онлайн;
– электронная верификация и сертификация происхождения товаров;
– таможенный мониторинг;
– автоматизация контроля правильности классификации товаров;
– прослеживаемость движения товаров;
– семантическая сверка разрешительных документов и др.
Применение «искусственного интеллекта» в деятельности таможенной службы относится к главным приоритетам Стратегии-2030, что обусловлено необходимостью минимизировать субъективные факторы при принятии решений, автоматизировать работу таможенных органов и повысить обоснованность принятия решений на основе накопленного опыта.
?
Глава 2. Анализ системы цифровизации и автоматизации таможенных органов РФ
2.1. Основные результаты цифровизации ФТС
Таможенные органы России представляют собой единую федеральную централизованную систему. По состоянию на 1 января 2020 года в систему таможенных органов входят:
8 региональных таможенных управлений;
4 специализированных таможенных управления;
84 таможни (в том числе 4 электронных и 9 непосредственно подчиненных ФТС России);
531 таможенный пост (в том числе 2 непосредственно подчиненных ФТС России).
Рисунок 5 – Структура таможенных органов России
Одним из результатов автоматизации деятельности ФТС является Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов. Она представляет собой защищенную территориально-распределенную информационную систему таможенных органов Российской Федерации.
Функциями ЕАИС является автоматизация деятельности таможенных органов, осуществление аналитической поддержки должностных лиц. ЕАИС объединяет все таможенное органы Российской Федерации в единую информационную систему.
Доступ к ресурсам ЕАИС предоставляется исключительно должностным лицам таможенных органов и организаций, подведомственных ФТС России. Осуществление информационного взаимодействия с заинтересованными лицами и органами государственной власти и иными информационными системами сервисами ЕАИС осуществляется посредством Автоматизированной системы внешнего доступа таможенных органов.
Реализация информационного взаимодействия с заинтересованными лицами осуществляется :
c использованием электронных документов средствами Личного кабинета участника ВЭД;
c использованием информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме использованием информационно-вычислительных сетей общего пользования (включая международную ассоциацию сетей Интернет) – регламентирован приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» .
Все действия должностных лиц таможенных органов и организаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности, завершаются оформлением электронного документа, имеющего юридическую значимость. При направлении электронных документов в таможенные органы используется усиленная квалифицированная электронная подпись. В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации № 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью равнозначен документу на бумажном носителе, с подписью уполномоченного лица и печатью.
ФТС России производится безвозмездная выдача сертификатов ключей проверки электронной подписи. В соответствии с приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. № 2187 «Об утверждении Положения об использовании участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, средств электронной подписи при реализации информационного взаимодействия с таможенными органами Российской Федерации».
В 2019-20 гг продолжена работа по расширению информационного взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами и бизнесом в электронном виде.
Основные результаты, достигнутые в 2019 году в сфере цифровизации и автоматизации:
ФТС России проведен комплекс мероприятий по обеспечению возможности получения в электронном виде документов и сведений в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Росимущество, Россельхознадзор, Минпромторг России, Минкультуры России) в 2019 году актуализированы 4 технологических карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ), предусматривающие передачу данных в электронном виде.
Всего по состоянию на 1 января 2020 года ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями разработано и согласовано 93 ТКМВ с 42 участниками информационного взаимодействия.
В 2019 году продолжена реализация Концепции импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года в части, касающейся импортозамещения телекоммуникационного оборудования.
Организован планомерный переход телекоммуникационной инфраструктуры таможенных органов на отечественную техническую базу, что позволило обеспечить бесперебойное функционирование сегментов ВИТС ФТС России независимо от поставок зарубежного оборудования. Для принятия решения о переходе на новые модели телекоммуникационного оборудования проводилась работа по поиску оборудования, которое по своим техническим характеристикам не уступает либо было максимально приближено к линейке оборудования зарубежного производства, и его эксплуатация в дальнейшем позволила бы существенно снизить сроки и стоимость проведения ремонтно-восстановительных работ на объектах ВИТС ФТС России.
Построено 29 отказоустойчивых телекоммуникационных узлов таможенных органов (ОТКУ) и проведены подготовительные мероприятия по созданию 146 ОКТУ. Из 986 комплектов телекоммуникационного оборудования, поставленных в таможенные органы, 96,8% (954 комплекта) составляет оборудование отечественного производства.