Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников посредством сезонных экскурсий в природу
1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса младших школьников
Формирования познавательного интереса у младших школьников является одной из актуальных проблем педагогики. Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важных факторов успешности в учении.
В качестве одной из основных характеристик выпускника начальной школы, заявленной в ФГОС НОО, названа любознательность, активность и заинтересованность в познании мира [1].
Достижение данного требования ФГОС, а также обеспечение положительного отношения к учению и освоения образовательной программы невозможно без целенаправленного формирования у младших школьников познавательного интереса.
Понятие «интерес» имеет большое количество различных трактовок. По мнению С. Л. Рубинштейна, «…интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей и помыслов…» [15, с.88]. Н. Г. Морозова описывает интерес как «активно-познавательное и эмоционально-познавательное отношение человека к миру» [12, с.17].
Большое количество значимых для школьников процессов отражает психологический смысл понятия «интерес» – от отдельных (внимание, восприятие) до их совокупности и выражается в отношениях и потребности отношениях личности. Основной вид интереса – это познавательный, который несет в себе все функции интереса как психического образования: единство объективного и субъективного, его избирательный характер, наличие в нем базисного сплава как интеллектуальных, так и эмоционально-волевых процессов.
Познавательный интерес – это активная избирательная направленность личности к окружающему миру. Познавательный интерес – важнейшее свойство личности, которое формируется в процессе жизнедеятельности человека, в социальных условиях его существования и не является присущим человеку от рождения [19, с.89].
В структуре учебной деятельности познавательный интерес имеет важное значение. Целенаправленность деятельности учащегося в учебном процессе придает познавательному интересу продуктивный характер. Интерес, лишенный цели, ситуативен, созерцателен и потому неустойчив. Осмысленность деятельности наполняет познавательный интерес смыслом: научным, практическим, общественным, личностным. Познавательный интерес несет в себе все функции интереса как психического образования: его избирательность, единство объективного и субъективного, наличие в нем сплава интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов [4, с.190].
Познавательный интерес, будучи одним из видов интереса вообще, характеризуется особым познавательным отношением, окрашенным интеллектуальной эмоцией, и непосредственным мотивом, идущим от самой деятельности. В учебном процессе познавательный интерес выступает как средство обучения, как мотив учения, как устойчивое качество личности школьника, направленное на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. С точки зрения научной значимости познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, так как он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию [22, с.194].
К. Д. Ушинский замечал, что любопытство побуждает ребенка к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивает умственную деятельность на определенной области и перерастает в любознательность. Для развития любознательности необходимо обучение и воспитание. Для развития познавательной потребности необходим постоянный переход от уже знакомого предмета на совершенно новый предмет. В основе развития лежит неудовлетворенность одних знаний и постоянный поиск, который приводит к новым знаниям. Главным источником побуждения младших школьников к труду и умственной деятельности является интерес [23, с. 314].
Познавательный интерес признан одним из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание гуманно-личностного стиля взаимодействия учителя и учащихся, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивней работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней [22, с.195].
В своём развитии познавательный интерес может быть выражен различными состояниями. Условно различают следующие стадии его развития: любопытство, любознательность, широкий познавательный интерес, творческий интерес [10, с.25].
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которое обусловлено чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На стадии любопытства учащийся довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуацией. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее, занимательность, как фактор выявления познавательного интереса, может служить его начальным толчком.
Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживается достаточно сильное выражение эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности.
Широкий познавательный интерес на пути своего развития характеризуется познавательной активностью, избирательной направленностью на учебные предметы, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
Творческий интерес характеризуется готовностью к преодолению практических и интеллектуальных затруднений, познавательной самостоятельностью, наличием желания и умений самообразования [13, с.22].
В реальном учебном процессе все указанные ступени развития познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи и выражены в отношении школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного, или ряда учебных предметов.
Выделяют следующие особенности познавательного интереса [19, с.90]:
? прежде всего он выражается в стремлении человека узнать новое, неизвестное и непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи;
? между уровнем развития познавательного интереса и приобретением человеком знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой – этот процесс невозможен без приобретения новых знаний, которые представляют собой важнейший «строительный материал», являющийся фундаментом развития познавательного интереса. Поэтому «прочные» знания – это не просто основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Становится ясным, что под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными;
? познавательный интерес активизирует различные психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение. Это, в свою очередь, отражается на способах приобретения, хранения, использования ребенком знаний об окружающем мире. Так, например, при наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит;
? чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.
Познавательный интерес самопроизвольно не возникает из потребностей, а специально формируется и развивается образовательным учреждениям, начиная с начальной школы, следовательно, нужно решать задачу формирования познавательного интереса с начальной школы, так как именно в это период выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности [21, с.9].
Младший школьный возраст – важный этап развития интересов и потребностей ребенка. Хронологические границы этого этапа могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.
Младший школьник, с одной стороны, проявляет социальную активность, имеет часто свое мнение, обладает большим потенциалом интеллектуальных, познавательных возможностей и желаний, с другой стороны, у него проявляется неустойчивость интересов к тем или иным видам деятельности, он переменчив в своих желаниях, не всегда может объяснить свои действия и поступки [3, с.38].
Формирование познавательных интересов у младших школьников начинается с самого начала обучения в школе. В первые годы обучения все интересы у детей младшего школьного возраста развиваются очень заметно. Дети в начале обучения быстро запоминают яркий и интересный материал. Подтверждением могут быть слова Д. Б. Эльконина, который отмечал, что познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изложении материала [24, с.118].
В начальной школе формирование познавательного интереса имеет свои особенности. Например, такой особенностью стало формирование познавательного интереса и становления самосознания. Ребенок осознает себя в новой роли ученика (Я – ученик!). На этом этапе закладываются основы представления о мире, человеке и его деятельности [23, с.315].
Познавательные интересы, как один из видов интересов, оказывают важное влияние на процесс и результат обучения. В первые годы обучения в школе отмечается, что отношение к учебным предметам дифференцируемо. Это связано со следующими факторами развития: анатомо-физиологическим; психическим; умственным. Практические и психолого-педагогические исследования показывают, что основная причина негативного отношения к процессу обучения и низкой успеваемости заложена в слабом развитии познавательных интересов [26, с.27].
Познавательный интерес представляет собой основополагающий элемент обучения младших школьников, так как именно в этом возрасте превалирующим мотивом становится именно эмоциональное отношение школьника не только к процессу обучения, но и к мироустройству в целом. И развитию эмоционального элемента в познавательной деятельности необходимо уделять особое внимание [11, с.236].
Глубокие исследования в области психологии и педагогики, проведенные Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым, А. А. Люблинской доказывают, что младшим школьникам присуще желание реализовать самостоятельность, стремление к развитию познавательной активности, которые обеспечивают формирование благоприятных условий для развития познавательного интереса во младшем школьном возрасте [27, с.17].
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием всех психических качеств личности. В этот возрастной период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. А развитие младшего школьника определяется процессом обучения. Следовательно, учебная деятельность обучающегося должна вызывать устойчивый эмоциональный интерес к познанию.
Как отмечал Л. С. Выготский, познавательная деятельность является сознательной и свободной, с высокой степенью развития интереса. Интерес представляется как осознанное стремление, как влечение для себя, как движущая сила образования. Процесс обучения должен обеспечивать формирование всех компонентов познавательного интереса как предпосылки для успешного развития учебной деятельности [28, с.37].
Для младшего школьника, по существу, любая деятельность может быть источником и стимулом познавательного интереса. Этот возраст характеризуется слабой управляемостью познавательного интереса со стороны самого ученика, потому что их волевая сфера развита хуже, чем эмоциональная или интеллектуальная. Однако волевые процессы в этот период тоже переживают интенсивное развитие. Это создает реальные условия для превращения любознательности младшего школьника в стойкий познавательный интерес [7, с.42].
Современная педагогика и психология определяют познавательный интерес не просто как важный мотив учения, но и наделяют его характеристиками интегрального личностного образования, которое предполагает контроль познавательного развития младших школьников не только в учебное, но также и во внеурочное время.
При правильной организации педагогом деятельности учащихся начальной школы, а также систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Поиск и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить интерес школьника, – все это формирует и развивает личность обучающегося [7, с.44].
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь различный характер проявлений и разный уровень своего развития, что объясняется дифференцированием индивидуального развития. Г. И. Щукина условно выделяет три уровня [26, с.29]:
? элементарный уровень, который характеризуется непосредственным интересом к новым фактам, которые ученик получает на уроке;
? средний уровень, при котором интерес к познанию важных свойств предметов или явлений составляет глубокую внутреннюю суть;
? высокий уровень, в котором интерес школьника проявляется к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к выделению общих признаков явлений, действующие при различных условиях.
Благодаря такой градации учитель может видеть, на каком уровне развития интереса в данный момент находится каждый школьник.
Основными параметрами познавательного интереса в педагогической литературе принято считать:
? устойчивость, которая позволяет судить о характере протекания познавательного интереса. Разделяют на относительно и достаточно устойчивый познавательный интересы;
? локализация, которая говорит о рамках процесса формирования познавательного интереса. Выделяют узкую и широкую локализацию познавательных интересов.
Данные параметры позволят учителю сформировать представление об уровне и характере познавательного интереса к процессу обучения.
Формирование познавательного интереса у младших школьников последователен и основан на следующем алгоритме [11, с.237]:
? интерес-переживание, который сменяется при определенных условиях в отношение, мотив деятельности;
? интерес-направленность, направленный на осмысление деятельности, умение дать оценку объекту своего интереса;
? интерес-потребность, который показывает, что произошло изменение интереса в устойчивую личностную характеристику.
Можно сказать, что представленный алгоритм процесса развития познавательного интереса у младших школьников происходит согласно определенным этапам: от интереса к внешним проявлениям – к внутренней сущности предмета познания, от созерцательного отношения – к деятельностному участию.
Со стороны педагога очень важно выработать правильное отношение к представленному алгоритму развития интереса-потребности, как устойчивой черты личности.
Таким образом, познавательный интерес у детей младшего школьного возраста – главный фактор обучения, и вместе с тем, это фактор становления личности. В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса.
1.2. Возможности формирования познавательного интереса младших школьников посредством сезонных экскурсий в природу
Процесс учебной деятельности обучающихся в формировании познавательного интереса будет разносторонним и более эффективным, если в качестве одной из форм учебно-воспитательной работы чаще использовать экскурсии. Экскурсии по окружающему миру имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач, она формирует разнообразные элементы в тесном единстве и взаимосвязи заботливого отношения к окружающей природе [5, с.90].
Экскурсия, с одной стороны, старейшая форма обучения, с другой – одна из наиболее активных форм обучения, воспитания и гармонизации личности путем погружения в естественную, традиционную для данной культуры среду или в иную среду, требующую освоения. На это обращали внимание такие известные педагоги, как А. Я. Герд, Е. А. Звягинцев, B. Ф. Зуев, Д. Н. Кайгородов, Я. А. Коменский, М. В. Ломоносов, А. С. Макаренко, Н. И. Пирогов, С. А. Рачинский, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, C. Т. Шацкий, К. П. Ягодовский и многие другие [20, с.8].
Экскурсии как метод обучения возникли в конце XVIII – начале XIX в., и считались эффективным средством, способствующим развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у школьников, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России. Ещё в XVIII в. французский философ Жан- Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дети, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых [25, с.43].
Экскурсии, безусловно, сложны организационно, в связи, с чем и оказались недостаточно востребованными современной системой образования. Однако же отказ от них – большая ошибка, поскольку правильно организованная экскурсионная деятельность воздействует на формирование общей культуры личности, развивает социальные, нравственные, коммуникативные, эстетические, интеллектуальные, физические качества ребенка, пробуждает в нем познавательную активность и живой интерес к миру, в котором он живет.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся [17, с.207].
Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание не на отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Восприятие экскурсионного материала основано на сочетании трех видов психологических процессов: познавательном, эмоциональном, волевом.
Особенности этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений; выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов.
Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.
Экскурсия является важной формой организации обучения детей младшего школьного возраста. Ее основное назначение состоит в том, чтобы наиболее интересным и эффективным способом обеспечить детям условия познания окружающего мира, формировать у них конкретные представления о жизни природы и ее связи с человеческим обществом. Экскурсии имеют огромное воспитательное значение: учат детей наблюдать явления или объекты, дают информацию к размышлению об увиденном, способствуют освоению основ аналитической деятельности [14, с.132].
Искусство применения технологии организации образовательных экскурсий заключается в четкой формулировке ее цели, в умении кооперации как в группе, так и между отдельными обучающимися, в руководстве экскурсионным процессом.
Приобретение опыта участия в образовательных экскурсиях способствует проявлению большей самостоятельности обучающихся. Определенный набор технических приёмов и способов развивает инициативу и активность учеников в экскурсионном процессе: рисование, фотографирование, коллекционирование, ведение записей, наблюдение и др. Совокупность данных способов призвана к мобилизации внимания участников экскурсии, активизации познавательной деятельности, развитию наблюдательности и запоминания.
Важнейшим средством формирования познавательного интереса младшего школьника является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для детей может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов [9, с.91].
М. С. Якимова, в качестве приема активизации и целенаправленного развития познавательного интереса в рамках внеурочной деятельности, выделяет экскурсионные занятия на разном фактическом материале и с вариативной демонстрацией экскурсионного объекта. Экскурсии рассматриваются автором как «особый вид познавательной деятельности учащихся, который направлен на самообразование и саморазвитие» [31, с.123].
Познавательным интересом называют такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, понять и проверить, выяснить и усвоить. Отсюда необходимо так организовать учебную работу, чтобы она давала как можно больше пищи мыслям, чувствам и волевым проявлениям личности ребенка. Но не все в учебном материале может быть для учащихся интересным. [28, с.313].
Чтобы выстроить такую композицию, которая позволила бы максимально повысить уровень познавательного интереса в младшем школьном возрасте следует использовать следующие приемы:
- Приём сравнения, который делает впечатления более яркими и конкретными, а восприятия более точными.