ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Конституционная обязанность граждан по защите Отечества
Долг – это обязанность перед обществом, перед семьей, перед коллективом. Высшим выражением долга выступает патриотический, гражданский долг перед Отечеством. Военная служба в России всегда считалась и считается почетной обязанностью и священным долгом, исключительным по своей важности и необходимости.
Статья 59 Конституции Российской Федерации гласит: «Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральными законами. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой».
На сегодняшний день не поддается сомнению и никем не оспаривается, что конституционные обязанности являются основными. Так, например, конституционные обязанности личности, по мнению Абдурахмановой И.В., имеют особый статус, составляя ядро всей системы обязанностей. Особое место среди них занимает конституционная обязанность по защите Отчества.
В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения. Патриотизм – это высшее осознание и переживание о своей духовной причастности к Родине и долга перед ней.
Воинский долг – это самая главная добродетель солдата, которая заставляет его быть бескомпромиссным к самому себе, несмотря порой на риск для жизни и здоровья. Реализовать конституционный долг по защите Отечества российские граждане могут в формах, установленных законом. Так, в соответствии Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены добровольная подготовка к военной службе, исполнение военной службы по контракту, поступление граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Прохождение военной службы связано и с исполнением обязанностей и наделением прав военнослужащего, которые регламентируются также Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и другими законами и подзаконными актами.
Воинская обязанность реализуется путем:
– воинского учета;
– обязательной подготовки к военной службе;
– призыва на военную службу;
– прохождения военной службы по призыву;
– пребывания в запасе;
– призыва на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. На первоначальной постановке на учет объявляются результаты прошедшего обследования и предварительное назначение юноши на службу в определенные войска в соответствии с категорией годности. Затем каждый будущий призывник получает удостоверение, в котором указана категория годности, и проставлен штамп о дате постановки на учет.
Неявка гражданина, который состоит или обязан состоять на воинском учете, по вызову военного комиссариата или другого органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, влечет за собой административную ответственность (предупреждение или штраф).
Что касается уголовной ответственности, то санкции в отношении призывника применяются согласно части первой статьи 328 Уголовного кодекса РФ.
Таким образом, в России воинский учет - это одна из форм исполнения воинской обязанности гражданина РФ, представляющая собой форму учета призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу обязаны: явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование (обследование) и на заседание призывной комиссии; явиться для отправки в воинские части для прохождения военной службы; находиться в военном комиссариате (на призывном пункте) для отправки их к месту военной службы.
В случае отказа граждан от получения повесток и неявки эти граждане считаются уклоняющимися от исполнения воинской обязанности и привлекаются к ответственности, это может быть, как предупреждение или административный штраф, так и передача дела в следственные органы со всеми вытекающими рисками. В кодексе об административных правонарушениях создана целая глава 21, посвященная ответственности за Уклонение от службы в армии.
Ежегодно Вооруженные силы РФ имеют возможность призвать на военную службу из числа потенциальных призывников примерно 10,3 % граждан. Низкий процент призывников обусловлен рядом факторов. Среди наиболее значимых – демографическая ситуация: на 2018 год в России наблюдается острый дефицит мужчин. В общем количестве их на 10 млн. меньше, чем женщин, если в 2018 году родилось более 1,2 млн. мальчиков, то в 2019 г. – около 700 тысяч. Кроме того, огромное количество отсрочек (22 основания) снижают возможности призыва. Весной 2019 года 580 тысяч человек прошли призывную комиссию, из них 135 тысяч призваны на военную службу, остальные – освобождены либо им предоставлена отсрочка. Существует проблема здоровья призывников. Более 50 % граждан, призванных на военную службу, имеют ограничения по состоянию здоровья, поэтому укомплектовывать ими режимные части, где предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, невозможно. Важным фактором является и уровень образования призывников. Общее полное образование имеют около 75 % призывников. Около 20 % перед службой в армии нигде не учились и не работали.
В свою же очередь, Конституционный Суд в постановлении от 17 апреля 2018 года № 15-П признал, что до внесения надлежащих законодательных изменений правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата и постановлением от 22 мая 2018 года 19-П указал, что правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу при обучении в организациях среднего общего образования гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации среднего профессионального образования, если он поступил на обучение по программе среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования .
Служба в армии никогда не являлась привлекательной, однако в настоящее время поток негативной информации об армии снижает у молодого человека стремление защищать Родину. Современные молодые люди сегодня испытывают мучительные внутренние противоречия: мечтают о славе героя, защитника, но боятся, что служба в армии подавит в них личность.
Рассмотрим некоторые особенности патриотического воспитания учащихся образовательных учреждений, а затем определим, как военные сборы влияют на уровень готовности к военной службе. В проведенном исследовании принимали участие 25 юношей школ г. Кирова. Военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи в условиях проведения военных сборов реализовывалось на базе Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания Кировской области», по программе «Основы военной службы» .
Программа включала следующие дисциплины: огневая и тактическая подготовка, физическая и военно-медицинская подготовка, основы безопасности военной службы радиационная, химическая и биологическая защита, общевоинские уставы и строевая. На занятиях по тактической подготовке курсантами были отработаны движения военнослужащих во время боевых действий; они приобрели опыт в выборе места наблюдения, изучили способы маскировки, оснащения наблюдательного пункта, передвижения курсанта на поле боя. Занятия по огневой подготовке курсантов посвящены изучению устройства огнестрельного оружия, неполной разборке/сборке автомата Калашникова, сохранению его боевой готовности и уходу за ним, рассмотрению требований безопасности на занятиях по стрельбе, правил стрельбы из стрелкового оружия, осуществлению начальных стрельб. По итогам сборов юношам было предложено пройти анкетирование. Результаты анкетирования показали, что почти половина участников научились дорожить государственными традициями и устоями. Государство для них стало представлять определенную ценность. В результате участия юношей в программе изменилось их мнение об Отечестве .
Сравнительный анализ научной литературы и данные исследования по проблемам подготовки допризывной молодежи к службе в армии показывают, что вопросам социально-психологической готовности уделяется мало внимания. Здесь следует отметить, что проблема нуждается в дальнейшей научной разработке.
Детальность правового регулирования военно-служебных отношений является также особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общевоинскими уставами Вооружённых Сил РФ, другими нормативно-правовыми актами.
Важной мотивацией повышающую готовность к службе в Вооруженных силах РФ выполнение государством взятых на себя обязательств по улучшению качественных характеристик Вооруженных сил. Новый облик Вооруженных сил значительно отличается от того, что был прежде. Произошла гуманизация военной службы сокращение срока срочной службы и увеличение числа контрактников, военно-техническая модернизация различных родов войск, улучшение воспитательной работы, устранение неуставных отношений, укрепление духовно-нравственных основ армейской службы.
Однако, как справедливо отмечают В.В. Константинов и В.В. Дьяков кратковременность военной службы обусловливает необходимость быстрой и успешной адаптации вчерашних призывников к четко обозначенным правилам поведения, принятым в армии, что часто может приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам и протестам юношей .
Правовое регулирование военной службы включает сотни законодательных и иных нормативных актов. Однако, в целях решения задач объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, определённых в Военной доктрине РФ , необходима разработка концептуальных правовых основ участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Правовые основы участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства включают понятие правового института, его формы и виды, элементы правового статуса граждан, полномочия государственных органов по привлечению граждан к участию в защите Отечества. Привлечение граждан к участию в защите Отечества предполагает применение правовых средств ограничения их прав, а значит, ограничительных мер. Помимо этого, так как участие граждан в защите Отечества влечёт реализацию конституционных прав и свобод, государству корреспондируют обязанности по применению в отношении граждан защитных и стимулирующих мер.
Участие граждан в защите Отечества приобретает особую актуальность и необходимость в условиях изменения характера современной войны, содержания современных военных угроз, в условиях, когда задачей геополитического противника является использование социального недовольства, провоцирование правового нигилизма, политического абсентеизма, конфликта между государством и гражданами, волны оппозиционных настроений. Востребованность в участии граждан в защите Отечества усиливается в условиях сближения и взаимосвязи интересов государства, общества и личности, взаимозависимости различных видов безопасности. Тем самым возможно решение поставленной в Военной доктрине РФ задачи объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации.
1.2. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
Прежде чем требовать от людей добросовестного выполнения своих обязанностей, надо обеспечить их всем необходимым для жизни и службы, оградить от произвола и беззакония. Именно эта идея определяет содержание и суть правовой основы военной службы. Правовую основу воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации Конституция РФ, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положение о порядке прохождения военной службы , ФЗ «О статусе военнослужащих» , Устав Вооруженных Сил РФ , ФЗ «Об обороне» и другие.
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – закон, обладающий высшей юридической силой и прямое действие, в том числе и в сфере обороны и военного строительства. Определяя во второй главе права, свободы и обязанности человека и гражданина, Конституция закрепляет одну из основных обязанностей гражданина – обязанность защищать свое Отечество.
В статье 59 Конституции указано, что:
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Из формулирования этой статьи вытекает, что обязанность защиты Отечества занимает особенное место среди других конституционных обязанностей граждан. В статье употреблены близкие по значению термины «долг» и «обязанность». Первый из них подчеркивает, что требования данной статьи носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер. Имеется в виду долг гражданина перед своим народом, перед своими близкими, перед Родиной. В термин «обязанность» вкладывается юридический смысл: обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности.
В статье 64 Конституции РФ термин «статус» употребляется применительно к правовому статусу личности. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» закреплены основы статуса военнослужащих в Российской Федерации. Это единый правовой акт, в котором определены гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также понятие, содержание и особенности правового статуса военнослужащих; установлены круг граждан, имеющих этот статус.
При определении правового статуса личности отмечается несколько подходов, связанных с включением в его структуру различного набора элементов.
Т.М. Баландина и С.В. Хвостанцев акцентируют внимание на необходимости применения широкой системы параметров оценки социальной защиты . В данном контексте социальная защита представляется как системный объект управленческой государственной политики и социального контроля общества .
А.Н. Милов констатирует, что социальная защита военнослужащих определяется базовыми статьями Конституции России . При этом обеспечение конституционных прав военнослужащих и определяет перечень основных направлений реализации, а значит и оценки социальной защиты:
1) социально-экономических – обеспечение достойных условий жизни военнослужащего и членов его семьи;
2) социально-культурных – обеспечение достойного уровня удовлетворения социальных и культурных потребностей, как самого военнослужащего, так и членов его семьи.
Под правами военнослужащего имеются в виду обусловленные Конституцией Российской Федерации, установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и охраняемые государством возможности эффективного исполнения военной службы. К таким правам относятся:
– хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;
– ознакомление с документами, определяющими их права и обязанности по занимаемой воинской должности;
– получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
– посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей подчиненных воинских организаций;
– принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
– участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной воинской должности;
– продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа службы, уровня квалификации;
– переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
– пенсионное обеспечение с учетом стажа военной службы;
– материальное обеспечение.
Право военнослужащих на материальное обеспечение и отдых включает права:
– на денежное довольствие;
– на ежегодный основной отпуск, дополнительные отпуска: учебные, творческие, по личным обстоятельствам, по болезни, а военнослужащие-женщины на отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком;
– на медицинское обслуживание военнослужащих и членов их семей, в том числе после выхода военнослужащих на пенсию;
– на пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае смерти военнослужащего, наступившей во время прохождения военной службы;
– на обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу во время прохождения службы.
Несмотря на это в судебной практике часто возникает противоречие между ведомственными нормативными актами и федеральным законодательством в области социального обеспечения военнослужащих.
Так, по делу гражданки Журавель Г.В., будучи вдовой офицера, уволенного с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при наличии у него общей продолжительности военной службы более 20 лет, и имея на праве собственности жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, с 3 сентября 2015 года Журавель Г.В. уплачивает взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, однако, в предоставлении ей компенсационных выплат в связи с расходами по уплате данных взносов было отказано.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 25.02.2019г. №12-П/2019 установил, что пункт 4 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не соответствуют Конституции РФ в той мере, в которой допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса компенсации расходов на ремонт и содержание жилья, в связи, с чем законодателю незамедлительно необходимо принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания данной статьи Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Так же офицер запаса Удовиченко А.В., проходивший военную службу по контракту во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации с 3 августа 1993 года, обратился с жалобой в Конституционный Суд РФ, так с выслугой 20 лет 7 месяцев 28 дней; 21 июля 2014 года был исключен из списков личного состава воинской части. Решением жилищной комиссии воинской части от 1 августа 2015 года Удовиченко А.В. и члены его семьи были исключены из списков, нуждающихся в жилом помещении, поскольку супруга заявителя, проходящая военную службу по контракту в звании прапорщика, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Конституционным Судом РФ в Постановлении от 20.07.2018г. № 34-П/2018 признанно не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», о чем необходимо внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения .
Таким образом, как указывает А.В. Кудаев, в современных условиях необходимо применять «интегрированную оценку реализации социальных гарантий военнослужащих» . Важно оценивать реализацию всех социальных гарантий, обеспечивающих достижение необходимого уровня жизни семьи военнослужащего, уточнять уровень эффективности технологий и методик обеспечения или не обеспечения основных льгот и прав военнослужащему.
Устав – это документ, регламентирующий функционирование Вооружённых Сил. На протяжении всей истории Общевоинские Уставы Вооруженных Сил содержали в себе правовую основу для организации и ведения воспитания военнослужащих, определяли его содержание и направленность. На сегодняшний день Общевоинский устав Вооруженных Сил Российской Федерации состоит из четырех уставов: Устава внутренней службы, Дисциплинарного устава, Устава гарнизонной и караульной службы и Строевого устава. Повседневная деятельность военнослужащих в любой обстановке должна осуществляться с соблюдением требований общевоинских уставов и других нормативных правовых актов Российской Федерации. Выполнение требований внутренней службы развивает у военнослужащих чувство ответственности, аккуратность и добросовестность, самостоятельность. В уставе отражаются основные нормы поведения и действия военнослужащих, суть которых сводится к тому, чтобы во всем, везде и всегда высоко держать честь и достоинство защитника Отечества, самоотверженно выполнять воинский долг перед Родиной. Устав способствует укреплению войскового товарищества и сплочению воинских коллективов, пропаганде здорового образа жизни среди военнослужащих.
Д.В. Козырев в результате проведения теоретического анализа, а затем контрольного полевого исследования в 2018-м году в нескольких воинских частях, пришел к выводу о необходимости комплексной и систематической деятельности по пропаганде и воплощению здорового образа жизни военнослужащих и членов их семей .
Военная служба – это системное понятие, вытекающее из норм Конституции Российской Федерации, получившее конкретизацию и реализацию в других законодательных и правовых актах. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества. В вышеуказанном законе подробно определена совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, система воинского учета и подготовки гражданина к военной службе, призыва граждан на военную службу, поступления на службу по контракту и прохождения военной службе в запасе.
К.И. Слесарский полагает целью установления воинской обязанности, а, следовательно, и ограничений конституционных прав и свобод личности при ее исполнении, является оборона. Помимо этого, воинская обязанность в определенной степени способствует достижению таких конституционно значимых целей, как безопасность государства, защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц .
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об обороне» все решения по вопросам обороны и безопасности принимаются федеральными органами государственной власти. Задача объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, указана в Военной доктрине РФ, предполагает функционирование военной организации государства, а также взаимодействие с иными государственными органами, обеспечивающими безопасность различных видов, и реализацию полномочий по привлечению граждан и организаций к участию в такой деятельности. Основу обороны Российской Федерации составляют Вооружённые Силы Российской Федерации.
На основании вышеуказанного закона задачи государства в области обороны, возложены на Вооружённые силы РФ, конкретизированы и закреплены в функциях Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооружённых Сил РФ. Реализация этих функций осуществляется военными органами, объединёнными в системе Министерства обороны РФ, которые входят в систему органов исполнительной власти и призваны решать задачи, определяемые компетентными органами государственной власти.
В целях безопасности государством также создаются специальные органы, которые решают задачи по реализации законодательно закреплённых за ними функций в строго отграниченной сфере общественной жизни. Так, например, Положением о Федеральной службе безопасности , на органы ФСБ России возложено участие в разработке и реализации государственных программ обеспечения безопасности страны и т.п. На Федеральную пограничную службу возложены функции участия в разработке и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации и федеральных пограничных программ; организация пограничного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу; обеспечение добывания и обработки информации об угрозах безопасности Российской Федерации и др. Защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определённых законом средств и методов призвана внешняя разведка РФ, как совокупность специально создаваемых государством органов – внешняя разведка Российской Федерации является составной частью сил обеспечения безопасности РФ.