Глава 1. Роль и значение сервисного обслуживания в системе логистики
1.1.Понятие логистической системы
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо уметь выделять логистические системы с целью их анализа и совершенствования.
Экономическая система, которая обладает высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций, является логистической системой, которая состоит из нескольких подсистем, взаимосвязанных между собой и внешней средой.
Промышленные или торговые предприятия, территориально-производственные комплексы относятся к объектам логистических систем.
Цель создания логистической системы – минимизировать издержки или сохранить их на заданном уровне при доставке продукции (услуг, информации) в нужное место, в определенном количестве и ассортименте и максимально подготовленными к потреблению.
Целостная совокупность разнообразных элементов, объединенных в подсистемы и субсистемы, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой, представляет логистическую систему.
Логистические системы делятся на:
1) производственные, транспортные, складские, которые относятся к функциональным подсистемам;
2) информационные, правовые, кадровые, относящиеся к обеспечивающим подсистемам.
Как система массового обслуживания логистическая система имеет внутрисистемные связи и связи с внешней средой. Виды логистических связей могут быть: материальными, денежными, информационными, при этом они бывают прямыми и обратными.
Внутрисистемные связи более развиты, чем связи с внешней средой. Они, как правило, имеют циклический характер, отражают последовательность передачи материального и информационного потоков между составляющими звеньями логистической цепи.
Система планирования, организации и контроля процессов и областей деятельности по отношению к логистическим системам строится таким образом, что влияние отдельных внутренних или внешних факторов не может существенно поменять поступательный характер проводимых работ.
Связи логистической системы с внешней средой могут быть циклическими и синергическими.
Эффект, возникающий в процессе взаимного усиления связей одной логистической системы с другой, называется логистической синергией.
Причем такой эффект может возникать между логистической системой и внешней средой на уровне входящих и выходящих материальных и информационных потоков. Логистическая синергия бывает положительной и отрицательной.
В случае выполнения всеми партнерами и контрагентами своих обязательств перед инициативной структурой возможна положительная синергия.
Она заключается в улучшении равномерности производства или реализации продукции, в ритмичности поставок товара, в повышении технологической и организационной дисциплины.
Все это в конечном счете приводит к улучшению качества продукции.
В случае одновременного невыполнения несколькими главными контрагентами своих обязательств возникает отрицательная логистическая синергия.
При этом потери сырья, времени и средств возможны в большом масштабе.
Следует отметить, что когда осуществляется сквозной контроль управления материальными потоками от ресурсов до выпуска готовой продукции, в логистических системах с вертикальной интеграцией значительно уменьшается возможность возникновения отрицательной синергии.
В связи с этим многие компании и организации стремятся создать группу предприятий, подчиненных единой цели, единому центру логистического управления и объединенных технологической цепочкой, так называемый логистический портфель.
В качестве примера можно рассмотреть посредническую торговую организацию, имеющую склады общего пользования, осуществляющую транспортные перевозки и экспедиционное обслуживание, оказывающую потребителям коммерческие услуги или услуги по подготовке продукции к производственному изготовлению.
Логистическая система характеризуется как система с временными ограничениями, при этом нарушение одного из ограничений является причиной применения соответствующих санкций.
Укладываясь в общепринятые понятия системы, логистические системы состоят из системообразующих звеньев, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости между собой.
Логистическая система отличается от других экономических систем рядом характерных признаков: наличием управляемых потоковых процессов, системной целостностью и ее специфичностью, нацеленностью на производство организации управления.
Главными свойствами логистической системы являются оптимальность и адаптивность.
Необходимым и предварительно заданным свойством является оптимальность.
От итогов управляющих воздействий и реализуемых оценок зависит оптимальность применения определенных систем. Оптимизационные решения, принимаемые в логистических системах, позволяют сохранить стабильность управления при принятии последующих управленческих решений, упрощают выбор альтернативных вариантов и облегчают анализ вопросов, от которых зависят первичные предпосылки решения проблем управления потоковыми процессами.
Способность логистических систем к адаптации сложно переоценить в условиях неопределенности окружающей среды. Широкий выбор предлагаемых товаров и услуг в условиях рынка повышает степень неопределенности спроса на них.
Что является причиной резких колебаний количественных и качественных критериев материальных, финансовых, информационных и других потоков, движущихся через логистические системы. Показатель логистического цикла является важнейшей характеристикой логистических систем.
Логистический цикл определяется периодом времени, нужным для проведения заказа на поставку конкретного товара, его изготовления, включая приобретение необходимых для этого ресурсов, и непосредственно на доставку продукции, заказанной потребителем, на склад или к другому месту назначения.
Логистический цикл состоит из:
1) времени на оформление заказа в определенном порядке;
2) времени на доставку и передачу заказа поставщику.
При использовании современных средств связи времени затрачивается мало, при использовании традиционных каналов связи (почта) период времени значительно увеличивается;
3) времени выполнения заказа поставщиком, которое включает: период ожидания заказа, период выполнения заказа. Периоды складываются из:
а) рабочего времени, нужного на изготовление продукции;
б) времени межоперационных простоев в ходе производства, времени приемки готовой продукции и т. д.
Время выполнения заказа может состоять из времени комплектации и времени упаковки, если заказ выполняется из имеющихся в наличии у производителя или торгового посредника запасов;
4) времени доставки готовой продукции заказчику.
Логистический цикл может включать время на подготовку продукции к производству, время на подготовку продукции к продаже.
На практике наиболее важными являются те элементы логистического цикла, которые относятся ко времени исполнения заказа поставщиком и времени доставки продукции к месту назначения. По отношению к заказчику они могут быть управляемыми и неуправляемыми. Иногда в экономической литературе встречается термин «цикл материального потока», который близок по смыслу к термину «логистический цикл».
С взаимоотношениями логистики и издержек производства связано одно из направлений исследования логистики. Попытка минимизировать издержки какого-либо отдельного вида деятельности (транспорта, производства, складского хозяйства) приводят к повышению общей стоимости логистики.
Поэтому теория предполагает проведение анализа новых введений любого вида деятельности логистики с учетом всех издержек системы. Комплексный анализ логистики может определить, выработать политику управления. Системный анализ способствует работе и повышению эффективности системы логистики, его результатом являются новые концепции, введение новых технологий и оборудования.
Ценовой анализ логистики зачастую проводится для поиска направлений снижения издержек в определенном рыночном пространстве; изменения, происходящие в системе под воздействием анализа, имеют важное значение для маркетинга.
Тщательный и качественный анализ логистической системы позволяет более четко определить цели и задачи распределения. С этой точки зрения системный анализ выступает в качестве инструмента маркетинга, позволяющего поддерживать и определять стандарты обслуживания.
Логистические системы являются одним из наиболее важных понятий в логистике и имеют широкое применение в практической деятельности предприятий.
Адаптивная система с обратной связью – это логистическая система, выполняющая определенные логистические функции. Она имеет развитые связи с внешней средой и состоит из нескольких подсистем.
Проанализируем свойства логистических систем с учетом основных характеристик, присущих каждой.
1. Целостность и возможность деления. Дробление логистических систем на аспекты можно проводить на макроуровне: при движении материального потока от одного предприятия к другому в качестве аспектов возможно рассмотрение самих предприятий, а также связывающего их транспорта; на микроуровне логистическая система рассматривается в качестве главных подсистем: закупка, снабжающая логистическую систему материальным потоком; планирование и управление производством, управляющие подсистемой закупок в процессе выполнения технологических операций и принимающие материальный поток.
Сбыт – это выход материального потока из логистической системы.
Единство цели обеспечивает совместимость элементов логистической системы, этому подчинено функционирование логистических систем.
2. Связи. В микрологистических системах внутрипроизводственными отношениями связаны их элементы.
В макрологистических системах базу связей между элементами составляет договор.
3. Организация. Определенным образом упорядочены связи между элементами логистической системы. Это значит, что логистическая система имеет конкретное организационное строение, состоящее из находящихся во взаимосвязи объектов и субъектов управления, воплощающих заданную цель.
4. Оперативность. Способность поставить нужный товар надлежащего качества в определенное время в конкретное место с малыми затратами и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Применение этого свойства позволяет логистической системе закупать материалы, проводить их через свои производственные возможности и выпускать во внешнюю среду, добиваясь при этом намеченных целей. Оперативные свойства логистической системы не присущи ее элементам, рассматриваемым вне системы.
5. Сложность. В логистической системе определяется главными свойствами, такими как присутствие большого количества элементов, взаимодействие между отдельными элементами, сложность работы, выполняемой системой, существование сложно организованного управления, влияние на систему большого количества стохастических моментов внешней среды.
6. Иерархичность, что означает подчиненность элементов более низкого уровня элементам более высокого уровня.
Каждая логистическая система строится из общности элементов, между которыми происходят конкретные рабочие связи и отношения.
Звеном логистической системы является экономический или функционально автономный объект, не подлежащий дальнейшему преобразованию в границах определенной задачи анализа или построения.
Звенья логистической системы могут быть трех основных видов: генерирующие, преобразующие и поглощающие; им соответствуют проходящие вместе с ними информационные потоки. Зачастую встречаются смешанные виды логистической системы, в которых три перечисленные характеристики комбинируются между собой.
В звеньях логистической системы материальные, денежные, информационные потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться и менять свои характеристики.
Как звенья логистической системы могут выступать предприятия и их подразделения и т. д.
Специфическими характеристиками звеньев, из которых может состоять логистическая система, являются:
1) разнообразные формы собственности и организационно-правовая формы, отличия в характере и задачах работы;
2) разная мощность и концентрация применяемого технологического оборудования и используемых ресурсов;
3) рассредоточение технических средств и трудовых ресурсов на большой территории;
4) большая мобильность транспортных средств;
5) зависимость итогов деятельности от большого числа внешних факторов и сопредельных звеньев.
Большое количество звеньев логистической системы является соединением субъектов и объектов управления со своими характеристиками эффективности работы, что в большей степени усложняет управление в логистической системе.
1.2.Функции и задачи логистического сервиса на предприятии
В условиях "рынка покупателя" спрос не ограничивается спросом на товар. Покупатель диктует свои условия также и в области состава и качества услуг, оказываемых ему в процессе продажи этого товара.
Услуга, в общем понимании этого термина, означает чье-либо действие, приносящее пользу, помощь другому. Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-нибудь нужд, называется сервисом. Природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнооборазных логистических услуг.
Однако главный принцип современного сервиса состоит в следующем: "Кто производит, тот и обслуживает", т.е. кто производит изделие, тот организует и ведет его сервис.
Под логистическим сервисом понимается совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат.
Другими словами, логистический сервис представляет собой управление потоками услуг. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.
Задачи логистического сервиса:
1. Консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий, позволяющее сделать правильный выбор;
2. Подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники;
3. Передача необходимой технической документации, позволяющей соответствующим специалистам должным образом выполнять обслуживающие функции;
4. Предпродажная подготовка изделия во избежание отказа в работе во время демонстрации потенциальному покупателю;
5. Доставка изделия на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;
6. Приведение изделия в рабочее состояние и демонстрация потребителю его в действии;
7. Обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока нахождения его у потребителя;
8. Оперативная поставка запасных частей.
Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы:
-предпродажные,т.е. работы по формированию системы логистического обслуживания;
-работы по оказанию логистических услуг, осуществляемыев процессе реализации товаров;
-послепродажныйлогистический сервис.
Предпродажный сервис заключается в устранении неполадок, вызванных транспортировкой продукции, в приведении ее в рабочее состояние и надлежащий вид.
Кпредпродажному сервисуотносятся:
-консультирование;
-подготовка изделий к продаже;
-обучение персонала покупателя;
-демонстрация техники в действии
-обеспечение необходимой документации;
-устранение возникших во время транспортировки неполадок;
-монтаж и регулировка оборудования
В процессе реализации товаровмогут оказываться разнообразные логистические услуги, например:
-исполнение заказа в кратчайшие сроки;
-подбор ассортимента в соответствии с заказом покупателя;
-упаковка товара;
-формирование грузовых единиц;
-консультации клиентов в процессе реализации продукции;
-обеспечение бесплатной доставки товаров;
-обеспечение бесплатной погрузки товаров;
-предоставление информации о нахождении груза в пути следования;
-предоставление информации покупателю об отгрузке товара в его адрес;
-обеспечение надежности доставки товаров в оговоренные сроки.
Сервис в процессе продажи зависит от условий договорных обязательств контрагентов коммерческой сделки.
Послепродажный логистический сервисвключает в себя:
-гарантийное и послегарантийное обслуживание;
-своевременное и лояльное рассмотрение претензий покупателя;
-обмен некачественной продукции на качественную;
-прием продукции с истекшими сроками реализации.
Следует отметить, что гарантийное обслуживание осуществляется на бесплатной основе, в то время как послегарантийное - за определенную плату. Задача послегарантийного обслуживания - сократить простои оборудования, увеличить межремонтные сроки, повысить безопасность эксплуатации. Услуги в послепродажный период, по сути, создают условия для непрерывности процесса продажи, увеличивая взаимозависимость участников торгово-логистических операций.
В зависимости от формы оплаты логистический сервис делится на платный и бесплатный. Бесплатный сервис - это комплекс услуг, учтенных при калькуляции издержек обращения, стоимость которых входит в цену поставки. Обычно сюда относят гарантийные услуги послепродажного обслуживания. Платный логистический сервис - это совокупность услуг, оплату за которые потребитель осуществляет по отдельно выставленному счету. По содержанию работ логистический сервис можно классифицировать на материальный и нематериальный. Материальные услуги направлены непосредственно на потоки товарно-материальных ценностей.
Нематериальные услуги связаны с оказанием консультаций. В последнее время их доля резко увеличивается. По направленности выделяют прямой и косвенный логистический сервис. Прямой сервис обеспечивается договором. Косвенный сервис направлен на создание условий для сотрудничества.
По форме организации логистический сервис классифицируется на децентрализованный (реализуется собственными силами) и самообслуживание (потребитель организует сервис от своего имени и за свой счет). По масштабу логистический сервис делится на локальный и региональный, национальный и международный. Классификация обусловлена спецификой внутреннего и международного рынка логистических услуг, законодательной базой, регламентирующей порядок организации и реализации предпринимательской деятельности.
В условиях конкурентной борьбы уровень спроса на какую-либо продукцию при прочих равных обстоятельствах определяется количество необходимых дополнительных услуг, оказываемых потребителю в процессе поставки, называемом сервисом.
Основные принципы логистического сервиса:
1. Максимальное соответствие требованиям потребителей к характеру потребляемых изделий;
2. Неразрывная связь сервиса с маркетингом;
3. Гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка.
К принципам современного сервиса можно также отнести (таблица 1.).
Важной особенностью сервисной логистики является то, что основная часть услуг не может быть запатентована или защищена авторским правом. Из этого следует, что конкуренты могут легко их скопировать и использовать в своей деятельности. Однако это не должно останавливать предпринимателей в поиске и внедрении новых услуг, так как фирмы, регулярно вводящие какие-либо усовершенствования, обычно получают целый ряд временных преимуществ, а также репутацию предприятия, заботящегося о своих клиентах, которая поможет сохранить покупателей. Постоянное совершенствование услуг создает имидж, который конкурентам нелегко скопировать.
Таблица 1. - Принципы современного сервиса
Принципы Характеристика
Обязательность предложения В глобальном масштабе компании, производящие высококачественные товары, но плохо обеспечивающие их сопутствующими услугами, ставят себя в очень невыгодное положение.
Необязательность использования Фирма не должна навязывать клиенту сервис.
Эластичность сервиса Пакет сервисных мероприятий фирмы может быть достаточно широк: от минимально необходимых до максимально целесообразных.
Удобство сервиса. Сервис должен представляться в том месте, в такое время и в такой форме, которые устраивают покупателя.
Техническая адекватность сервиса. Современные предприятия все в большей мере оснащаются новейшей техникой, резко усложняющей собственно технологию изготовления изделия. И если технический уровень оборудования и технологии сервиса не будет адекватен производственному, трудно будет рассчитывать на необходимое качество сервиса.
Информационная отдача сервиса Руководство фирмы должно прислушиваться к информации, которую может выдать служба сервиса относительно эксплуатации товаров, об оценках и мнениях клиентов, поведении и приемов сервиса конкурентов и т.д.
Разумная ценовая политика Сервис должен быть не столько источником дополнительной прибыли, сколько стимулом для приобретения товаров фирмы и инструментом укрепления доверия покупателей.
Сервисную логистику следует рассматривать как продукт эволюции теории и практики логистики, отражающий этап формирования представлений о логистике как о рыночном институте.
Особого внимания заслуживают вопросы управления логистическим обслуживанием в рамках сервисной организации. (Рис.1)
Процессное моделирование функций управления логистическим сервисом позволяет представить их как последовательность бизнес-процессов, направленных на эффективное функционирование сервисных и взаимодействующих с ними экономических систем.
Одним из ключевых бизнес-процессов управления логистическим сервисом является определение оптимального уровня логистического обслуживания. Д. Бауэрсокс и Д. Клосс предлагают уровень обслуживания оценивать по трем показателям: доступность, функциональность и надежность .
При этом доступность в их представлении это «…наличие запасов там, где они нужны потребителям». То есть доступность как показатель уровня обслуживания есть категория запасов. Применительно к сервисной организации доступность следует интерпретировать, как способность организации реализовать логистический сервис за счет собственных и/или привлеченных ресурсов, согласно требованиям потребителей формализованных в договоре.